Великий перелом шолохов

Великий перелом шолохов thumbnail

«Великий перелом» и его изображение в романе А.А. Шолохова «Поднятая целина»

Один из решающих рубежей в истории нашей Родины, так называемое
«социалистическое преобразование деревни» начало 30-х годов составляет содержание романа А.А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбу коллективизации решал середняк. Взбаламученные пропагандой, бедняки охотно шли в колхоз, видя в нем свое спасение. Середняки колебались, за них боролись коммунисты и сельский актив. Путь трудового крестьянина к новой жизни был путем ожесточенной классовой борьбы, открытого насилия, ломкой судеб, жизней, традиционного быта. Беднейшее крестьянство, в основном поддерживало политику Советской власти, а в душе середняка происходила внутренняя борьба: стремление к новой жизни боролось с чувством собственности. Именно эта внутренняя борьба ,»Великий перелом» в сознании и образе мышления середняка, отображается в одном из персонажей — Кондрате Майданникове.
Характер Майданникова показан не только в схватке с противниками колхозного строя, но и в той внутренней борьбе, которую ведет он с «подлюкой жалостью к своему добру» Портрет Майданникова создают немногочисленные детали: Кондрат, «невысокий, в сером зипуне, казак», на голове у него «выцветшая буденовка». Собираясь выступить на общехуторском собрании, «Майданников достал засаленную записную книжонку, торопливо стал искать исчерченные каракулями странички». Говорит Майданников о беспросветной жизни середняка, «тоскуя глазами». Майданников мучительно ищет путь спасения середняка от нищеты, и приходит к выводу, что это путь в колхоз. Кондрат понимает, что «рабская» привязанность к собственности мешает таким же, как он, казакам, идти по пути новой колхозной жизни. Как «мое», нажитое кровью и потом, будет там, в колхозе, «общим»? Сознание Майданникова приходит в противоречие с его привычками, чувствами. Наблюдая за переживаниями Кондрата, мы можем представить, что происхо-дило в душах крестьян в годы коллективизации. Майданников ведет свой скот в колхоз, он справился со своей задачей, но конфликт не кончился.
Кондрат погнал скотину к речке. «Напоил. Быки повернули было домой, но Кондрат с затаенной на сердце злобой, наезжая конем, преградил им дорогу, направил к сельсовету».
Мысли Майданникова, как льдины во время ледохода, наплывают друг на друга, вертятся вокруг одного: «Как будет в колхозе? Всякий ли почувствует, поймет так, как понял он, что путь туда единственный, что это неотвратимо? Что как ни жалко вести и кинуть на общие руки худобу, выросшую вместе с детьми на земляном полу хаты, а надо вести. И подлюку-жалость эту к своему добру надо давить, не давать ей ходу к сердцу».
Всего один месяц прошел с тех пор, как Кондрат записался в колхоз, а какие значительные изменения произошли в его жизни и сознании. Кондрат охотно участвовал в раскулачивании, добросовестно относится к своим обязанностям по работе. С судьбой колхоза теперь накрепко связана судьба Майданникова, дела колхозные постепенно становятся и его личными делами, а вот по ночам по-прежнему плохо ему спится, жалость к своему добру еще не умерла в душе Кондрата. Правда, раньше Майданников думал только о себе, о своей семье, а теперь раздумывает о судьбе угнетенных всего мира.
Раздумья Майданникова показывают, как меняется сознание человека, как вчерашний середняк становится колхозником, как начинает сознавать он личную ответственность за судьбу своей великой Родины, первой в мире с огромными трудностями прокладывающей человечеству путь к казавшемуся тогда, совсем недалекому светлому будущему — коммунизму. Борьба за новую жизнь требуют от Майданникова напряжения всех духовных сил. Самое трудное для него — преодолеть привычки собственника, победить любовь к своему с таким трудом нажитому добру. Днем, когда Кондрат занят в колхозе, он забывается в работе. Дома же, особенно по ночам, не дает ему спать «проклятая жаль». Мучительные ночные думы в самый трудный, поворотный момент жизни невольно переносят его в прошлое, заставляют вспомнить весь его жизненный путь. Наблюдая за мыслями Майданникова, мы видим, что так же, как единоличное хозяйствование воспитало в нем собственника, рождало привычки, от которых «холодит сердце тоской и скукой», так и коллективный труд заставляет Кондрата думать о делах колхозных, волноваться за них. «Ох трудно! И зачем зараз птицу сводить?»
Думая о собственной нужде, «Кондрат думает о нужде, какую терпит строящая пятилетку страна, и сжимает под дерюжкой кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем рабочим Запада, которые не за коммунистов: «Продали вы нас за хорошее жалование от своих хозяев! Променяли вы нас, братушки, на сытую жизнь! Али вы не видите через границу, как нам тяжко подымать хозяйство?» Так совершенно естественно проходит перед нами вся жизнь Майданникова, изображается поворот его сознания; показывается, как вырывается Кондрат из мира своей прошлой жизни и растворяется своим сознанием в новом и непривычном ему коллективном укладе жизни. На производственном совещании Майданников с недоверием относится к хозяйственной деятельности Островного, интересуется нормами выработки, учета и оплаты. Добросовестно работая, он требует того же и от других колхозников. «Пусть всякий получает столько, сколько зарабатывает»,- так ставит вопрос Кондрат. Важно отметить, что Майданников тянется к знанию, стремится понять и практически использовать все новое в агрономии. Когда Яков Лукич рассказывал, как надо «сеять по науке», Кондрат слушал его «жадно, с открытым ртом, задавая вопросы, вникая во все подробности». Ко времени «бабьего бунта» Кондрат уже настолько зарекомендовал себя в колхозе, что именно ему доверил Давыдов ключи от амбаров и послал за помощью в бригаду. Майданников не только хорошо работает, но и стремится подтянуть отстающих, борется с лодырями, организует наиболее рентабельно труд бригады, чего как раз не смог сделать сам бригадир. Правильной расстановкой рабочей силы, организацией учета выработки каждого колхозника Кондрат практически разрешает вопрос, им же поставленный на производственном совещании перед началом посевной. На пахоте Кондрат разоблачает «кулацкого агента» Атамангукова, пытающегося деморализовать бригаду и своей недобросовестной работой вредящего колхозу. Кондрат Майданников дорожит авторитетом руководителя колхоза. Автор показывает, как формировалось новое отношение к труду, складывался характер «коллективного» человека. Кондрат, по словам Давыдова, «самый фактический ударник». Труд Майданникова — творческий, поэтому и работает он с увлечением, осознавая себя и подобных себе тружеников «заглавной фигурой в Советском государстве». Кондрат готов «воевать за Советскую власть», готов в колхозе работать «на совесть», но от предложения Нагульнова вступить в Коммунистическую партию отказывается. » Раз я ищо не отрешился от собственности, значит, мне и в партии не дозволяет совесть быть»,- с дрожью в голосе говорит он Макару. Это признание Кондрата с особой силой подчеркивает его правдивость, душевную чистоту и лишний раз убеждает в том, что Майданников победит в себе остатки собственнического чувства, вступит в партию и будет подлинным коммунистом. Самоотверженно работая в колхозе, он окончательно излечивается от «приверженности к собственным быкам» и вступает в партию. Не кто иной, как Кондрат Майданников сменяет сраженного вражеской пулей Давыдова на посту председателя гремяченского колхоза. Здесь в колхозе, в коллективном труде Кондрат становится новым человеком. «Великий перелом» свершился.

Читайте также:  Лечение перелома позвоночника у кошки

Источник

"Великий перелом" и
его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая
целина"

Один из решающих рубежей в истории нашей
Родины, так называемое "социалистическое
преобразование деревни" начало 30-х годов
составляет содержание романа А.А. Шолохова
"Поднятая целина" Судьбу
коллективизации решал середняк.
Взбаламученные пропагандой, бедняки охотно
шли в колхоз, видя в нем свое спасение.
Середняки колебались, за них боролись
коммунисты и сельский актив. Путь трудового
крестьянина к новой жизни был путем
ожесточенной классовой борьбы, открытого
насилия, ломкой судеб, жизней,
традиционного быта. Беднейшее крестьянство,
в основном поддерживало политику Советской
власти, а в душе середняка происходила
внутренняя борьба: стремление к новой жизни
боролось с чувством собственности. Именно
эта внутренняя борьба ,"Великий перелом"
в сознании и образе мышления середняка,
отображается в одном из персонажей —
Кондрате Майданникове. Характер
Майданникова показан не только в схватке с
противниками колхозного строя, но и в той
внутренней борьбе, которую ведет он с "подлюкой
жалостью к своему добру" Портрет
Майданникова создают немногочисленные
детали: Кондрат, "невысокий, в сером
зипуне, казак", на голове у него "выцвевшая
буденовка". Собираясь выступить на
общехуторском собрании, "Майданников
достал засаленную записную книжонку,
торопливо стал искать исчерченные
каракулями странички". Говорит
Майданников о беспросветной жизни
середняка, "тоскуя глазами".
Майданников мучительно ищет путь спасения
середняка от нищеты, и приходит к выводу,
что это путь в колхоз. Кондрат понимает, что
"рабская" привязанность к
собственности мешает таким же, как он,
казакам, идти по пути новой колхозной жизни.
Как "мое", нажитое кровью и потом, будет
там, в колхозе, "общим"? Сознание
Майданникова приходит в противоречие с его
привычками, чувствами. Наблюдая за
переживаниями Кондрата, мы можем
представить, что происходило в душах
крестьян в годы коллективизации.
Майданников ведет свой скот в колхоз, он
справился со своей задачей, но конфликт не
кончился. Кондрат
погнал скотину к речке. "Напоил. Быки
повернули было домой, но Кондрат с
затаенной на сердце злобой, наезжая конем,
приградил им дорогу, направил к сельсовету".
Мысли Майданникова, как льдины во время
ледохода, наплывают друг на друга, вертятся
вокруг одного:"Как будет в колхозе?
Всякий ли почувствует, поймет так, как понял
он, что путь туда — единственный, что это
неотвратимо? Что как ни жалко вести и кинуть
на общие руки худобу, выросшую вместе с
детьми на земляном полу хаты, а надо вести. И
подлюку-жалость эту к своему добру надо
давить, не давать ей ходу к сердцу". Всего
один месяц прошел с тех пор, как Кондрат
записался в колхоз, а какие значительные
изменения произошли в его жизни и сознании.
Кондрат охотно учавствовал в
раскулачивании, добросовестно относится к
своим обязанностям по работе. С судьбой
колхоза теперь накрепко связана судьба
Майданникова, дела колхозные постепенно
становятся и его личными делами, а вот по
ночам по-прежнему плохо ему спится, жалость
к своему добру еще не умерла в душе
Кондрата. Правда, раньше Майданников думал
только о себе, о своей семье, а теперь
раздумывает о судьбе угнетенных всего мира.
Раздумья Майданникова показывают, как
меняется сознание человека, как вчерашний
середняк становится колхозником, как
начинает сознавать он личную
ответственность за судьбу своей великой
Родины, первой в мире с огромными
трудностями прокладывающей человечеству
путь к казавшемуся тогда, совсем недалекому
светлому будущему — коммунизму. Борьба за
новую жизнь требуют от Майданникова
напряжения всех духовных сил. Самое трудное
для него — преодолеть привычки собственника,
победить любовь к своему с таким трудом
нажитому добру. Днем, когда Кондрат занят в
колхозе, он забывается в работе. Дома же,
особенно по ночам, не дает ему спать "проклятая
жаль". Мучительные ночные думы в самый
трудный, поворотный момент жизни невольно
переносят его в прошлое, заставляют
вспомнить весь его жизненный путь. Следя за
мыслями Майданникова, мы видим, что так же,
как единоличное хозяйствование воспитало в
нем собственника, рождало
привычки, от которых "холодит сердце
тоской и скукой", так и коллективный труд
заставляет Кондрата думать о делах
колхозных, волноваться за них. "Ох трудно!
И зачем зараз птицу сводить?" Думая о
собственной нужде, "Кондрат думает о
нужде, какую терпит строящая пятилетку
страна, и сжимает под дерюжкой кулаки, с
ненавистью мысленно говорит тем рабочим
Запада, которые не за коммунистов: "Продали
вы нас за хорошее жалование от своих хозяев!
Променяли вы нас, братушки, на сытую жизнь!
Али вы не видите через границу, как нам
тяжко подымать хозяйство?" Так
совершенно естественно проходит перед нами
вся жизнь Майданникова, изображается
поворот его сознания; показывается, как
вырывается Кондрат из мира своей прошлой
жизни и растворяется своим сознанием в
новом и непривычном ему коллективном
укладе жизни. На производственном
совещании Майданников с недоверием
относится к хозяйственной деятельности
Островного, интересуется нормами выработки,
учета и оплаты. Добросовестно работая, он
требует того же и от других колхозников. "Пусть
всякий получает столько, сколько
зарабаеывает,"- так ставит вопрос Кондрат.
Важно отметить, что Майданников тянется к
знанию, стремится понять и практически
использовать все новое в агрономии. Когда
Яков Лукич рассказывал, как надо "сеять
по науке", Кондрат слушал его "жадно, с
открытым ртом, задавая вопросы, вникая во
все подробности". Ко времени "бабьего
бунта" Кондрат уже настолько
зарекомендовал себя в колхозе, что именно
ему доверил Давыдов ключи от амбаров и
послал за помощью в бригаду. Майданников не
только хорошо работает, но и стремится
подтянуть отстающих, борется с лодырями,
организует наиболее рентабельно труд
бригады, чего как раз не смог сделать сам
бригадир.Правильной расстановкой рабочей
силы, организацией учета выработки каждого
колхозника Кондрат практически разрешает
вопрос, им же поставленный на
производственном совещании перед началом
посевной. На пахоте Кондрат разоблачает "кулацкого
агента" Атамангукова, пытающегося
деморализовать бригаду и своей
недобросовестной работой вредящего
колхозу. Кондрат Майданников дорожит
авторитетом руководителя колхоза. Автор
показывает, как формировалось новое
отношение к труду, складывался характер "коллективного"
человека. Кондрат, по словам Давыдова, "самый
фактический ударник". Труд Майданникова —
творческий, поэтому и работает он с
увлечением, осознавая себя и подобных себе
тружеников "заглавной фигурой в
Советском государстве". Кондрат готов
"воевать за Советскую власть", готов в
колхозе работать "на совесть", но от
предложения Нагульнова вступить в
Коммунистическую партию отказывается. "
Раз я ищо не отрешился от собственности,
значит, мне и в партии не дозволяет совесть
быть,"- с дрожью в голосе говорит он
Макару. Это признание Кондрата с особой
силой подчеркивает его правдивость,
душевную чистоту и лишний раз убеждает в
том, что Майданников победит в себе остатки
собственнического чувства, вступит в
партию и будет подлинным коммунистом.
Самоотверженно работая в колхозе, он
окончательно излечивается от "приверженности
к собственным быкам" и вступает в партию.
Не кто иной, как Кондрат Майданников
сменяет сраженного вражеской пулей
Давыдова на посту председателя
гремяченского колхоза. Здесь в колхозе, в
коллективном труде Кондрат становится
новым человеком. "Великий перелом"
свершился.

Читайте также:  Отек внизу ноги после перелома бедра

 

Источник

Великий
перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова
"Поднятая целина" и современной
публицистике).

Где они, слова, когда говорим о человеческом
горе?
Почему всегда так трудно писать об этом и
вдвое труднее, когда горе это, страдание эти
не оправданы, не озарены стремлением к этой
великой цели, для которой и жизнь отдать
можно не задумываясь? Трудно писать,
невозможно и забыть горе, как бы далеко не
отодвинуло время дни те Это долг наш, крест
наш, как бы ни стрались мы забыть о нем.
Коллективизация — слово это, бывшее когда-то
символом чего-то грандиозно-радостного,
символом перехода к новой лучшей жизни, для
наших современников звучит зловеще
Оправданы ли жертвы тех лет? Уместно ли
здесь сухое слово “перегибы”? Как это было,
знают те, кого смела или коснулась эта
беспощадная волна, те, кто был свидетелем
великого и жестокого перелома. Поздно
узнавая правду о сталинской эпохе, мы
привыкаем считать многие старые
произведения о том периоде
приспособленческими. И не всегда замечаем
среди них те, что были написаны по зову
правды. “Поднятая целина” М.А. Шолохова
тоже не избежала участи переоценки. Только
сейчас, перечитывая ее новыми глазами, мы
вдруг открываем то многое, чего не замечали
или не хотели замечать раньше. И в то же
время понимаем, как отличался этот роман
своей талантливостью, реализмом от многих
других, ему современных, и какой жаждой
правды нужно обладать, чтобы опубликовать
такое произведение в страшные годы гонений
и оговоров!

Прост и понятен язык “Поднятой целины”.
Ясна ее главная мысль: прекрасный народ наш,
истинные коммунисты, как бы ни было трудно и
больно, готовы идти вперед к намеченной
цели.

Читайте также:  Лечение перелома шейки бедра у 80 летних

Виноваты ли крестьяне в том, что трудно и
больно им было отрывать от себя то, что
веками было привычным? Виноваты ли
Нагульников, Давыдов и другие в том, что
ошибались на этом пути к новому, весь они
так верили в революцию?

Порой говорят об “ошибках гремячинских
коммунистов”. Ошибки… Но кто от них мог
быть застрахован в те годы, когда
неизвестен был путь, по которому надо идти.
Давыдов плохо разбирался в людях, но не от
нежелания их понять, а от неумения. И разве
не наказывает он сам себя за это? Расплата —
смерть! “Перегибы” Нагульнова… Что они в
сравнении с теми страшными перегибами в
масштабах всей страны, которые не обошли и
самого Макара!

Рядом с
настоящими коммунистами есть и карьеристы,
спешащие выполнить любое повеление сверху,
будь оно даже намеком, как в сталинской
статье “Головокружение от успехов”,
сваливающей ответственность за неудачи и
недовольство на “Перегибы” на местах.

“…В Гремячинском колхозе царит зажим
самокритики, Нагульнов террор устроил…”,
"избил наганом до потери сознания одного
середняка-единоличника…", “Это
обвинение Самохина на бюро райкома в адрес
Макара. Что стоит этим людям перевернуть
смысл поступков человека вверх дном, если “нужно
принести кого-то в жертву” (слова районного
“загибщика” Беглых)! Шолохов, возможно, сам
того не сознавая, реалистично описал и а
этом “Суде” над Нагульновым одно из
многочисленных сфабрикованных дел против
“врагов народа”.

Больнее всего проехало колесо
коллективизации по середнякам. Сколько их,
заработавших свое добро тяжким трудом, было
раскулачено и отправлено кто куда!

По-настоящему о том, и как проходила
коллективизация, что она значила а судьбах
нашего народа, мы узнаем

лишь
сейчас из воспоминаний, документальных
свидетельств, работ историков и пр. Пишут о
ней, и те, кого он, великий перелом коснулся
близко и больно (И.Т. Твардовский, В.
Тендряков), сатирики (Э.Ф. Искандер) и,
конечно, публицисты.

Е. Манько и А. Черняк

в
статье “Первые съезды Советов” в “Правде”
говорят о том, что Ленин считал, что все
должно основываться на добровольности.
Декрет о земле сделал крестьянина ее
хозяином, открыл простор для свободного
труда. Коллективизация забрала у
крестьянина эту землю.

“Коллективизация: как это было”. Эта
публикация А. Ильина поражает страшными
цифрами и фактами. Сколько работников
потеряла деревня, сколько скота погибло от
рук неприсоединившихся! Ревизия ленинского
кооперативного плана дорого обошлась
нашему народу,

оставив
след и в современной деревне.

Уже много написано об этой эпохе, но никогда
не смогут выбросить эту тему за борт
литературы и публицистики. Эта наша боль, мы
обязаны помнить о ней и во имя великого
перелома нашего времени. Отдадим же дань
тем, кто пострадал во время грандиозных
перемен и великих ошибок и преступлений, а
также и тем, кто, несмотря ни на что,
продолжал верить делу партии и сохранять
революционные идеалы!

 

Задачи и тесты по теме «Великий перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова Поднятая целина и современной публицистике).»

Источник