В чем перелом мировоззрения толстого

На рубеже1870—1880-х годов Л. Н. Толстой пережил один из самых острых и сложных кризисов на своем пути, завершившийся переломом — решительной перестройкой всего мировоззрения.
Учение Л.Н.Толстого об истинной жизни основано на пяти
заповедях Иисуса Христа из Нагорной проповеди, приведенных в
Евангелии от Матфея: придерживаться принципа непротивления
злу насилием; не прелюбодействовать и соблюдать чистоту семейной
жизни; не клясться и не присягать никому и ни в чем; не мстить
никому и не оправдывать чувства мести тем, что тебя обидели,
учиться терпеть обиды; помнить: все люди братья — и учиться во
врагах видеть доброе. Главной заповедью писатель считал
непротивление злу насилием. Л. Н. Толстой был убежден, что злом
нельзя уничтожить зло, только воздержание от насилия может стать
средством борьбы с насилием.

Нагорная проповедь Спасителя — проповедь, в которой как бы сконцентрировано все Евангелие, собрано все то главное, что необходимо знать и делать христианину. Эту проповедь записал Святой Евангелист Матфей. Господь произнес Нагорную проповедь на невысокой горе, находящейся на северном берегу Галилейского озера около города  Капернаума, впервый год Своего служения.
Лев Николаевич Толстой 257
В статье «Исповедь» (1882) Л. Н. Толстой рассказал о своем
постепенном, но последовательном разочаровании в казенной религии и Церкви, о том, как он убедился в искажении ими истинного
смысла человеческого бытия. Писатель отверг правомерность
разделения людей на народ и «образованное сословие», потребовал от
людей любого социального статуса трудиться своими руками на
земле. Отрицая все современные порядки, единственное и вместе с
тем несомненное средство спасения он усматривал во всеобщем и
безусловном отказе от насилия.
В работе «Исследование догматического богословия» (1884)
Л. Н. Толстой безоговорочно развенчал догматы православной веры,
а в трактате «В чем моя вера?» (1884) противопоставил им свое
религиозно-нравственное учение, проповедь «непротивления злу
насилием». Трактат «Так что же нам делать?» (1886), в основание
которого легли наблюдения самого писателя над жизнью трудового
люда, главным образом во время переписи, представил широкую
картину народных бедствий и нищеты.
Учение графа Толстого вызвало возмущение официальных
представителей Русской православной церкви. В 1901 году в газете
«Церковные ведомости» было напечатано «Определение Святейшего
Синода» об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. Характерно, что в
этом документе писатель не был предан анафеме. (Анафема — отлучение
христианина от общения с верующими и от святых таинств, применяемое в
качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за
измену православию и уклонение в ересь или раскол)

 Вместо слова «анафема» в определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной»,
«отпадение его от Церкви». Таким образом, Синод лишь
зафиксировал своим документом факт свободной воли человека —
отход Л. Н. Толстого от церковной жизни.
Через месяц Л. Н. Толстой выступил со статьей «Ответ на
постановление Синода», в которой заявил: «Я действительно
отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей… То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо». Завещание писателя было исполнено: он умер без покаяния и погребен вне территории фамильного кладбища Толстых.
После перелома: народные рассказы, повести, драматургия. Народные
рассказы Л.Н.Толстой адресовал самому широкому читательскому кругу. Он
взялся ответить на такие «первоосновные» вопросы, как: «чем люди живы?» или «много ли человеку земли нужно?».
Однако Л. Н. Толстой продолжал писать и в прежней своей,
«необщедоступной», как он ее сам иногда называл, манере. Так, в частности,
написаны повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова
соната» (1889), «Дьявол» (1890), «Отец Сергий» (1898).
В повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстой предъявил всей современной жизни обвинение в том, что она лишена подлинного человеческого наполнения и не может выдержать проверки смертью. Перед лицом смерти всё у Ивана Ильича, прожившего жизнь самую обычную, похожую на множество других жизней, оказывается «не т о » . Имевший службу, семью, друзей, доставшуюсяему по традиции веру, он умирает одиноким, испытывая неодолимый ужас и не
зная, чем помочь остающемуся жить мальчику — своему сыну.

Период после перелома принес Л.Н.Толстому первые свершения в области
драматургии— в 1880-х годах были написаны пьесы «Власть тьмы» и
«Плоды просвещения», пьеса «Живой труп».

«Воскресение» (1899). Последнему роману Л.Н.Толстого «Воскресение»,
который создавался десять лет, суждено было стать и одним из итоговых
романов XIX века.
С первых строк романа все современное жизнеустройство сразу же
предстает перед нами как ложное в самом своем основании, опутавшее и
запутавшее всех людей, о чем писатель прямо и с полной убежденностью
объявляет. Л.Н.Толстой обвиняет и обвиняет.
Дальше читатель узнает, что Катюшу Маслову ведут в суд. И
судить ее будут за преступление, которого она не совершала. В числе
ее судей — барин Нехлюдов, повинный во всем горьком и страшном,
что с ней случилось. Несправедливость достигла последнего предела.
Люди, которые судят Катюшу, поймут ее и поверят ей. Они не
захотят ей зла. Но их отношения с ней разворачиваются в границах
установившейся нравственности и общественной системы. Сами
того не желая, они обрекают ее на каторгу и Сибирь.
Нехлюдову достаточно встретить в суде обманутую и брошенную им когда-то Катюшу, чтобы он решительно переломил свою
жизнь, отказался от владения землей, взял на себя ответственность
за всю дальнейшую судьбу Масловой, с головой окунулся в хлопоты о
многих и многих арестантах. Катюше появление перед ней
Нехлюдова вернуло ее давнюю чистую любовь к нему, заставило и ее
думать и помнить уже не о себе, но о других: снова любя Нехлюдова,
она не разрешает себе воспользоваться его чувством вины перед ней
и уходит с другим человеком, которому она нужна. Воскресают в
романе и Катюша, и Нехлюдов для совсем новых отношений друг к
другу, указывая тем самым новый путь и всякому из людей. В конце
романа Нехлюдов показан за чтением Евангелия — общество,
которому предстоит сложиться, полагал Л. Н. Толстой, должно
объединить теперь всех на той же нравственной основе, на какой
все для человечества когда-то начиналось.

В эстетическом трактате « Что такое искусство?» (1898), в
статьях об искусстве этого десятилетия Л. Н.Толстой возлагал на
 ответственность за положение в обществе, за состояние
отношений между людьми.
Последние годы жизни. После романа «Воскресение» все последнее десятилетие своей жизни Л.Н.Толстой продолжал писать, как
это у него называлось, «художественное». Его удивительный дар не
слабел.
Опубликованная, как и пьеса «Живой труп», посмертно, в 1911
году, повесть «Хаджи-Мурат» (1904) посвящена историческим
событиям времен Кавказской войны. Убедительно показано, как
одинок, как затерян в потоке событий, а часто и обречен живой
человек, сколь ответствен и виновен перед ним ход истории, какую
жалкую цену имеет даже самая яркая и сильная человеческая
жизнь.
Поздний Л.Н.Толстой все больше сосредоточивал свои усилия на
прямом вмешательстве в ход жизненных событий и захвачен был
прежде всего прямым пересозданием мира людского.
Он неуклонно борется против применения насилия. В1900 году
выступает со статьей «Не убий». В 1901 году писатель потребовал от
царя прекратить репрессии против студентов. После поражения
революции 1905 года в знаменитом своем произведении «Не могу
молчать» (1908) он осудил правительственный террор, смертные
казни.
Неустанная работа Л. Н. Толстого над самим собой продолжалась. Он видел в ней обязательное условие понимания других
людей. За пять лет до смерти, 21 сентября (3 октября) 1905 года, он
записал: «Во мне все пороки, и в высшей степени… Все, все есть, и в
гораздо большей степени, чем у большинства людей. Одно мое
спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. От этого они
называют меня психологом». Стремясь, видимо, быть
последовательным до конца, привести ради этого собственный быт в
совершенное соответствие с утверждаемой программой жизни,
поддержать личным примером призыв «отойти от зла», Л. Н. Толстой
на восемьдесят третьем году жизни ушел из Ясной Поляны. Этим он
осуществил свою давнюю мечту гармонизировать свою внутреннюю
духовную жизнь и быт. С момента перелома в мировоззрении
писателя мучила необходимость оставаться в прежних социально-бытовых условиях. Еще в 1894 году он отказался от владения
собственностью, как будто умер, передав все права наследства
семье. Этого было мало. Жизнь яснополянского графа угнетала его.
Единственной возможностью обрести равновесие и идти своим
духовным путем был уход. В сопровождении дочери Александры и
доктора Душана Маковицкого в ночь с 27 на 28 октября (9 —10
ноября) он тайно покидает Ясную Поляну. В дороге он простудился,
заболел воспалением легких и сошел с поезда на станции Астапово
Рязанской железной дороги. 7 (20) ноября 1910 года Лев Николаевич
Толстой скончался. Похоронен Л.Н.Толстой, согласно его завещанию,
в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, где в
детстве с братом Николенькой они искали зеленую палочку, на
которой была написана тайна «муравейных братьев», как сделать
всех людей счастливыми.

Читайте также:  Свекла при переломах

Творчество Л. Н. Толстого в мировой литературе. Личность и
творчество великого русского писателя оказали огромное влияние на
русских и зарубежных литераторов.
Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях
масштабную эпическую традицию Л. Н. Толстого («Жизнь Клима
Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Хождение по
мукам» А. Н. Толстого, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Красное
колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» А. И. Солженицына и
др.).
Толстовская идея исторической закономерности, толстовское
отрицание роли «великих людей» — все это ясно ощущается в
последних книгах Василия Гроссмана. Тема государственной
необходимости, противостоящей человеческой свободе, стала
основной в романе Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927).
По словам Л.Н. Толстого, настоящий художник должен
жертвовать « своим спокойствием и своим благосостоянием », чтобы
выполнить свой долг перед людьми. Эта мысль великого русского
писателя навсегда запала в душу выдающегося французского
литератора, бойца против войны и фашизма Ромена Роллана (1866
—1944). На протяжении всей жизни он с глубоким уважением
относился к самому Л. Н. Толстому и к его творчеству, поэтому все
произведения Р. Роллана проникнуты толстовскими настроениями. В
книге «Жизнь Толстого» (1911) Р.Роллан создал величественный образ
человека, художника, мыслителя.
Один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского реализма XX века Томас Манн (1875 — 1955) ощущал в
Л.Н. Толстом художника громадного диапазона. Т.Манн считал, что
единственной возможностью для спасения рода человеческого может
служить поддержка конструктивных, созидательных сил истории.
Эти идеи подтолкнули Т. Манна к созданию романа на основе
библейской легенды об Иосифе. К написанию романа «Иосиф и его
братья» Т. Манн обратился и под влиянием Л. Н Толстого, считавшего
библейский текст об Иосифе высшим проявлением подлинного
искусства и подлинной человечности.
Л. Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского
писателя XIX века Ги де Мопассана (1859 —1893), написавшего в
1879 году: «Нам всем следует учиться у графа Толстого, автора
«Войны и мира»». Мопассан опирался на творчество Л. Н. Толстого в
разработке военно-патриотической темы.
Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй
(1899 —1961) считал Л.Н.Толстого своим учителем в изображении
войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз
утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и
высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости
Л.Н.Толстого. В повести Хемингуэя «Старик и море» Сантьяго,
подобно любимым героям Л.Н.Толстого в лучшие минуты их жизни,
испытывает чувство причастности к бескрайней полноте жизни.
Выдающийся австрийский писатель, мастер новеллы Стефан
Цвейг (1881 —1942) в своих очерках о Л.Н. Толстом («Прелюдия»,
«Певец своей жизни») говорил об особенностях мировоззрения
великого русского писателя, о сильных и слабых сторонах его
характера. Благодаря работам Цвейга за рубежом возрос интерес к
личности и творчеству Л.Н.Толстого.
Французского писателя Анатоля Франса (настоящее имя —
Анатоль Франсуа Тибо; 1844 —1924) восхищали в Л. Н. Толстом
глубинное понимание жизни, общества и при этом удивительная
сила любви и милосердие к человеку. Франс считал Л. Н. Толстого
учителем не только для себя, но и для всех.
Влияние Л.Н.Толстого как мыслителя чувствуется во многих
произведениях английского писателя-драматурга Джорджа
Бернарда Шоу (1856 —1950). Именно благодаря Л.Н.Толстому Шоу
открыл для себя критико-реалистическое направление в творчестве,
нашел беспощадную, прямую постановку самых острых и коренных
вопросов.
В целом творчество Л. Н. Толстого привнесло в мировую литературу тонкость и точность психологического анализа, оригинальность и силу художественного слова, мощное эпическое начало, искреннее бесстрашие обличения.

Источник

В сентябре 1881 года Толстые поселились на длительное время в Москве, чтобы дать образование подросшим детям. (Правда, Лев Николаевич подолгу жил в Ясной Поляне, а на лето туда перебиралась вся семья.) Сергея, старшего сына, готовили в университет. Илью и Льва — в гимназию. Дочери Татьяне шел восемнадцатый год, нужно было вывозить ее «в свет». Подрастали и младшие — Мария, Андрей, Михаил и Алексей. В июле 1882 года Толстые купили дом в Долго-Хамовническом переулке (ныне ул. Льва Толстого, 21).

С этим домом связан большой и плодотворный период в жизни Толстого. Последний раз писатель посетил его в 1909 году, ровно за год до смерти. Кабинет хамовнического дома хранит тайну создания многих великих произведений: «Смерть Ивана Ильича» (1882-1886), «Крейцерова соната» (1887-1889), «Воскресение» (1889-1899), «Живой труп» (1900), «Хаджи-Мурат» (1894-1904).

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал ночлежные дома Хитрова рынка, видел ужасы городской нищеты не только в ее внешних проявлениях.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Его потрясала глубина проникновения нищенской, бродяжьей психологии в сознание людей. Нищета духа порождала хитрость и изворотливость ума вместо честности и открытости. Толстой наблюдал, как тяжело, а зачастую и невозможно, помочь людям нищего духа: любое воспоможествование они исхитрялись направить на еще более глубокое падение. Деньги, собранные Толстым по подписке среди богатых людей Москвы, растворялись в ночлежных домах без видимой пользы, часто разворовывались.

Толстой с болью переживал это. В дневниках он подробно описывал свои действия в помощь голодающим — и не мог найти ответа на вопрос: почему люди зачастую сами стремятся быть хуже, чем их «обязывают» обстоятельства?

Читайте также:  Основной симптом перелома основания черепа

Считается, что в бреду человек высказывает свои самые сокровенные, тайные, подсознательные мысли — те, в которых не всегда может себе признаться наяву. За долгую жизнь Толстому делали несколько операций под хлороформом. Одну из таких операций, когда вправляли вывих после падения с лошади в 1864 году, описывали очевидцы: «Возились долго. Наконец он вскочил с кресла, бледный, с открытыми блуждающими глазами; откинув от себя мешочек с хлороформом, он в бреду закричал на всю комнату:

— Друзья мои, жить так нельзя… Я ду… я решил… — Он не договорил».

Это — самое глубокое ощущение Толстого на протяжении всего его земного существования. Молодым человеком он стремился к самоусовершенствованию, в зрелые годы мучился потребностью какой-то параллельной, праведной жизни, которую не мог найти в реальности. Самовыражаясь в своих романах как великий художник, он одновременно выстраивал в них тот мир, в котором должен жить человеческий дух.

Всю жизнь он искал ту самую «зеленую палочку», на которой написаны слова человеческого счастья.

Жить несправедливо, неправильно, неправедно больше невозможно — такова суть мировоззрения, к которому Толстой пришел в начале восьмидесятых годов и которое не менялось до конца его жизни.

Толстой всегда выбирал из волнующих его жизненных вопросов самый для него главный и отдавался ему со всем жаром своей души. Этот вопрос становился для Толстого первозначимым, и от его решения зависело решение всех остальных вопросов бытия.

Так жить нельзя — эта мысль звучит во всех произведениях Толстого, написанных после 1880 года. Названия его статей, рассказов и повестей все чаще становятся «говорящими»: «Исповедь» (1882), «В чем моя вера?» (1883), «Так что же нам делать?» (1884).

«Я отрекся от жизни нашего круга, — писал Толстой в “Исповеди”, — признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей».

Это кажется совершенно невероятным: человек, понимающий и чувствующий, казалось бы, все, что может вместить в себя человеческая душа, по трудоспособности превосходящий любого другого человека, — всю жизнь мучился тем, что не мог считать себя частью «трудового народа»…

Высокая совестливость, которую сам Толстой иногда принимал в себе за лицемерие, заставляла его поверять все свои мысли реальными поступками. Чтобы окончательно проверить себя в церковной вере, в 1879-1881 годах Толстой ездил в Троице-Сергиеву лавру, пешком ходил в Оптину Пустынь. Он подолгу беседовал о вере с монахами и схимниками, но эти беседы лишь укрепляли его в отрицательном отношении к официальной церкви.

Спасение для людей Толстой пытался найти в обновленном, переосмысленном христианстве. В 1881 году он начал книгу под названием «Записки христианина», в которой старался докопаться до самых истоков людской потребности в вере. Веру в Бога он не отделял от постоянных сомнений, гложущих человеческую душу. Толстой не отделял веру и от жизненного опыта — наоборот, он стремился срастить идеальное с реальным. В своем «Кратком изложении Евангелия» он доказывал человеческую сущность Христа. Он писал о том, что внешнее чудо бессмысленно, потому что настоящее чудо — это духовное возрождение человека, которое он сам может в себе сотворить.

Религиозно-философские сочинения Толстого вызвали резкий протест православной церкви. Ситуация усугублялась еще и тем, что деятельность Толстого не сводилась только к написанию сочинений. Современники вспоминали, например, отчасти шокирующую, отчасти смешную историю: в день летнего религиозного праздника впереди сельского крестного хода неожиданно появляется на лошади граф Лев Николаевич и принимается горячо уговаривать крестьян, чтобы они не молились иконе — «мертвому» образу Бога…

В 1901 году граф Толстой был предан анафеме во всех российских храмах и отлучен от церкви. Это событие, о котором писали все газеты, вызвало такую бурю общественного возмущения, что власти опасались бунта.

Отношение светских властей к публицистическим произведениям Толстого вообще было отрицательным. Против несправедливости жизнеустройства во всеуслышание выступал писатель с мировым именем, каждое слово которого становилось откровением для миллионов людей. «К Толстому в Ясную Поляну» — так называлась точка духовного притяжения для лучших людей России и мира.

Толстовскую общественную деятельность того времени трудно оценить однозначно

— как и всю его великую жизнь. У всех на глазах разворачивалась тяжелейшая драма: мучительные, искренние мысли о несправедливости жизни неотменимо привели великого художника к действиям, которые могли иметь самые страшные последствия. Революция 1917 года, до которой не дожил Толстой, стала самым сильным тому подтверждением …

На многие произведения писателя был наложен цензурный запрет, но это лишь усилило влияние толстовских идей на его последователей. На юге России создавались целые поселения толстовцев — людей, исповедующих в реальной жизни толстовские принципы.

Стремясь следовать своему учению, Толстой максимально приблизил свой образ жизни к образу жизни трудовых людей — в основном крестьян. Он ограничил свои потребности, чередовал занятия литературой с физическим трудом. Преодолевая огромное сопротивление Софьи Андреевны, думавшей о будущем детей, отказался от литературной собственности на все произведения, написанные после 1881 года. Стал вегетарианцем. (Впрочем, когда Лев Николаевич болел, жена тайком готовила ему пищу на мясном бульоне… )

Все эти действия Толстого, если не знать об их глубокой, выстраданной духовной подоплеке, могли вызвать — и вызывали — непонимание у людей его круга. В 1880 году, еще в самом начале переломного момента в жизни Толстого, Достоевский писал жене: «О Льве Толстом и Катков подтвердил, что, слышно, он совсем помешался».

Не избежал Толстой и насмешек. Правда, ощущение фальши вызывало у Софьи Андреевны и взрослых сыновей в основном поведение толстовцев, которые стали частыми посетителями яснополянского дома. Конечно, среди них были искренние, действительно ищущие веры люди. Но слишком уж многие «гости» с завидной последовательностью просили у Льва Николаевича денег на обратную дорогу…

Крестьяне, искренне любившие Толстого, с усмешкой относились к его «барским причудам».

Толстой был любим близкими, находил понимание у дочерей — Александры Львовны, Татьяны Львовны, Марии Львовны, ставших последовательницами его учения. И все-таки его внутреннее, духовное одиночество было безмерным; иным оно и не могло быть у художника такого масштаба.

Тем не менее, общественная деятельность не умалила масштаб Толстого-художника. С 1889 по 1899 год был написан роман «Воскресение». Изданный в самом конце столетия, он стал своеобразным итогом искусства XIX и началом искусства XX века. В нем Толстой воплотил невоплощенные в других художественных произведениях замыслы и скрепил их своим «теперешним взглядом на вещи».

Одновременно работая над романом, в 1886 году Толстой написал повесть «Смерть Ивана Ильича». Сразу после завершения работы над «Воскресением» была написана драма «Живой труп».

Многие критики говорили и до сих пор говорят о нравоучительности «Воскресения», которая вредит его художественным достоинствам. С этим можно спорить или соглашаться, но нельзя не видеть, что в «Живом трупе» нравоучительный дух исчез совершенно. Приступая к написанию этой пьесы, Толстой записал в дневнике: «Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо».

Читайте также:  Снятие пластины после перелома голени

Именно таким человеком показан главный герой «Живого трупа» Федя Протасов. Причем показан с глубочайшим пониманием законов театра — несмотря на то, что Толстой неоднократно высказывал отрицательное отношение к этому виду искусства. Поистине, загадка великого толстовского дара неисчерпаема!

Начатая в 1896 году повесть «Хаджи-Мурат» (только для первого ее наброска Толстой ознакомился с историческими и этнографическими сочинениями, в которых насчитывалось 5 000 страниц!) писалась с перерывами — из-за тяжелой болезни легких, на время которой врачи посоветовали Толстому поехать в Крым. Летом 1901 года вместе с родными он уехал в Гаспру, где, по любезному приглашению хозяйки, поселился в имении графини С. П. Паниной.

По дороге, на вокзале в Харькове, Толстому была устроена сочувственная встреча, переросшая в манифестацию по случаю отлучения его от церкви. После этого, во избежание общественных волнений, сообщения о пребывании писателя в Крыму появлялись в печати крайне редко.

В Гаспре состояние больного ухудшилось: воспаление легких перешло в брюшной тиф. Учитывая возраст Толстого, врачи не питали надежд на его выздоровление. Но его могучий дух вновь совершил чудо. Еще не было завершено все, к чему судьба предназначила этого титана, и Бог его берег. К лету 1902 года Толстой поправился.

В Гаспре его посещали Чехов, Горький, другие писатели и известные люди. Толстой сделал запись в дневнике: «Рад, что и Горький и Чехов мне приятны, особенно первый».

В июне 1902 года Толстой возвратился домой. После болезни, длившейся год и едва не ставшей смертельной, Лев Николаевич вернулся к прежнему ритму своей жизни: много работал, подолгу ездил верхом по окрестностям Ясной Поляны, на восьмом десятке лет освоил езду на велосипеде… Все это кажется невероятным — но таков был этот человек. После выздоровления он написал повесть «Хаджи-Мурат». Одной только этой вещи сполна хватило бы, чтобы назвать ее автора великим художником.

Повесть имела десять редакций с многочисленными вариантами. Большинство персонажей, в том числе главный герой, — реальные исторические лица. Судя по письмам, Толстой писал «Хаджи-Мурата» «от себя потихоньку», считая, что заниматься «баловством и глупостями» на краю гроба, стыдно. Однако едва ли он не сознавал истинного масштаба этого произведения, которое и спустя сто лет с исчерпывающей полнотой объясняет суть отношений России и Кавказа.

Повесть впервые появилась в печати только в 1912 году, с большими цензурными пропусками.

Дневники Толстого после болезни стали особенно подробными. Он словно разговаривал сам с собой на волнующие его темы. Зная, что жена прочитывает дневники, Толстой завел потайную тетрадь, которую прятал то за голенищем сапога, то за обивкой кресла. Ему необходима была предельная степень исповедальности, искренности. А зная, что его слова будут читаться через несколько минут после написания, он чувствовал, что пишет не только для истины, но и для читателя.

Отношения Толстого с женой в последние годы стали тяжелыми и мучительными для обоих. Софья Андреевна все силы положила на семью, на управление имениями, которыми Лев Николаевич не слишком успешно занимался в юности и совсем прекратил заниматься в старости. Для всего этого требовались значительные средства. Физическое и душевное здоровье ее было подорвано рождением тринадцати детей, смертью пятерых из них. Особенно тяжела оказалась для нее смерть в 1895 году семилетнего сына Ванечки, от которой Софья Андреевна так и не сумела оправиться. Кроме того, она не могла больше тешить себя материнскими иллюзиями о том, что дети сумеют самостоятельно устроить свою жизнь. Не все сыновья блистали в учебе и работе, дочери не нашли счастье в замужестве…

А главное — будучи связана со своим гениальным мужем множеством эмоциональных нитей, Софья Андреевна постоянно находилась в состоянии высочайшего душевного напряжения, которое особенно сильно сказалось на ее самочувствии в последние годы жизни Толстого.

Неудивительно, что ее раздражали толстовские идеи бессеребреничества, его отказ от гонораров. Софья Андреевна до последних дней жизни Льва Николаевича боялась, что он тайком перепишет завещание и таким образом оставит детей без средств к существованию. К этому подталкивал его, в частности, В.Г. Чертков — человек, ставший в последние годы помощником Льва Николаевича, имевший на него сильное влияние. (В июле 1910 года Толстой подписал составленное юристом завещание, согласно которому все им написанное завещалось «в полную собственность дочери А.Л. Толстой». Он был вынужден назвать лицо, которое являлось бы его наследником, иначе завещание считалось бы недействительным. Свою волю о том, чтобы его сочинения не были ничьей частной собственностью, Толстой выразил в приложенной к завещанию «Объяснительной записке». Александра Львовна выполнила волю отца, до 1913 года издала его неизданные сочинения, выкупила у братьев перешедшую к ним землю и наделила ею крестьян, после чего передала права на сочинения отца в общее пользование.)

В 1904 году началась русско-японская война, ускорившая Первую русскую революцию 1905 года. Толстого взволновали эти события: он писал многочисленные статьи, призывы к правительству и народу, пытаясь повлиять на ход событий, — и чувствовал, что это не в его силах. «Не могу молчать» — так назвал писатель одну из своих статей по поводу смертных казней.

Он не мог молчать, когда дело касалось глобальных перемен в стране или событий, происходящих в его семье, в Ясной Поляне. Доверяя свои мысли статьям для широкой печати или «тайному» дневнику, Лев Николаевич был подвержен великой страсти — страсти самовыражения. Она не ослабевала в нем никогда, и энергия ее была огромна.

Разлад между внутренним самоощущением и внешней жизнью все более мучил Толстого:

«Жизнь здесь, в Ясной Поляне, вполне отравлена. Куда ни выйду — стыд и страдание».

Он страдал от того, чего другие вообще не замечали. Что не в силах облегчить труд крестьян, что видит на фоне их тяжелой жизни роскошную, как он считал, жизнь своих домочадцев, что приходится прятать свои дневники от близкого человека… Толстой много раз думал о том, как изменить окружающую его жизнь таким образом, чтобы обрести душевный покой и согласие с самим собой, — и не находил ответа.

За несколько месяцев до смерти он писал в одном из вариантов нового произведения, начатого под названием «Нет в мире виноватых»:

«Было время, когда я пытался изменить это мое, несогласное с требованием души, положение, но сложные условия прошедшего, семья и ее требования не выпускали меня из своих тисков, или, скорее, я не умел и не имел сил от них освободиться. Теперь же, на девятом десятке, ослабевший телесными силами, я уже не пытаюсь освободиться и, странное дело, по мере ослабления телесных сил, все сильнее и сильнее сознавая всю преступность своего положения, я все более и более страдаю от этого положения».

И все-таки он попытался освободиться.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3239

Источник