Урок по теме коренной перелом в ходе войны

Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
- СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
- БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
- Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
- Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
- Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
— обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Силы и средства | Советский Союз | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
- Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
- Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему он стал возможен?
- Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
- Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
- В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
- Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Источник
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Класс: 9
Цель: — сформировать представление у учащихся о коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников;
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Задачи:
воспитание уважения к подвигам советского народа.
обучение пониманию роли народа, героизма тружеников тыла
обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса.
развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип: комбинированный
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
Формы: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Средства: учебник «История России XX-XXI век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, слайды, персональные компьютеры.
Структура урока: комбинированный.
Ход урока.
Активизация знаний учащихся.
— Ребята, какой раздел нашего курса мы изучаем?
— Как вы думаете, какой период Великой Отечественной войны будем изучать сегодня на уроке?
II. Повторение пройденного материала.
— Давайте вспомним основные периоды ВОВ. (показываю слайд №3)
— Какие из этапов мы уже характеризовали на прошлом уроке?
— Назовите причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны.
— Расскажите об основных операциях первого этапа войны.
III. Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
План урока.
Сталинградская битва.
Сражение на Курской дуге.
Битва за Днепр.
Тегеранская конференция.
Итоги второго периода войны.
Основные даты: 1942, 19 ноября – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.
1943, 5 июля – 5 августа – битва на курской дуге.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: мы продолжаем изучение темы Великая Отечественная война. И сегодняна уроке нам предстоит изучить события, которые повлияли на дальнейший ход Второй мировой войны.Поэтому сейчас давайте выделим основную проблему урока и цели, которые мы должны достичь в конце урока.
Деятельность учащихся. Ставится проблема урока: благодаря блестящим победам советской армии под Сталинградом, а затем на Курской дуге произошел Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
Могут быть поставлены следующие цели: изучить что такое коренной перелом в ходе войны; почему в результате побед под Сталинградом и на Курской дуге произошел коренной перелом в ходе ВОВ? Как эти события повлияли на дальнейший ход войны.
Учитель: для успешного решения поставленной нами проблемы и достижения всех целей вы будете использовать рабочие листы, которые нужно заполнять по ходу урока. Работать вы будете в паре. По завершению заполнения вы самостоятельно проверите свою работу, а затем решите электронный тест по изученной теме.
Желаю всем успешной работы!
Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении
Немецкие войска
Личный состав (тыс. чел.)
1134,8
1011,5
Количество танков
1560
675
Количество орудий и минометов
14934
10290
Количество самолетов
1916
1219
Вопросы для анализа:
Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
Почему это стало возможно?
Деятельность учащихся: полученные данные заносят в оценочный лист.
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: 1. обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
2. обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
3. изучить приказ № 227 от 28 июля 1942 г.(приложение 1) Этот приказ — один из немногих, номер которого помнит каждый фронтовик. Почему? Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!» почему она не может быть однозначной?
4. какие события отечественной истории, по вашему мнению, можно поставить в один ряд со Сталинградской битвой?
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими.
Задание:Задание:работая с текстом документов (приложение 3) выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
Деятельность учащихся: заполнение таблицы
Танк «Т-34», «Катюша», артиллерия
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении.
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Деятельность учащихся: анализ данных и самостоятельно сделать вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
— почему советским войскам удалось одержать победу на Курской дуге?
— почему её считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе Великой отечественной войны?
Битва за Днепр сентябрь — ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
Тегеранская конференции. ( слайд №17) стр. учебника 224.
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны? Как повлияло на ход войны если бы Второй фронт был открыт в 1941, 1942, 1943 гг.
Итоги второго периода. работа с учебником. Параграф 32, стр. 224.
С начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и до конца 1943 г. Германия потеряла более 2,2 млн. человек, 3,5 тыс. танков, ок. 7 тыс. самолетов. Только летом – осенью 1943 г. Немцы потеряли более половины своих войск на Восточном фронте. Свержение Муссолини в италии вывело из войны одного из надёжных союзников Гитлера. Советские войска к концу 1943 г. Освободили почти половину всех территорий , оккупированных противником.
Однако враг оставался ещё слишком силён, чтобы можно было считать войну уже завершенной. Предстояла серьезная и долгая борьба. Но итог её был уже предрешен.
Под Сталинградом начался, а после Курской битвы завершился коренной перелом в ходе Великой отечественной войны.
V. Заключение урока.
Учитель:
Вопросы для проверки:
В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
Почему он стал возможен?
Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Рефлексия.
Удалось вам решить поставленную в начале урока проблему?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
При решении каких вопросов урока у вас возникли затруднения? С чем это было связано?
Какие вопросы вам удалось решить без затруднений?
Приложение
Приложение 1.
Приказ № 227, известный как приказ «Ни шагу назад!».
Подчеркивая огромные потери, понесенные страной, — Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей (более 70 млн. населения, более 800 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. т металла в год), он констатировал: «У нас нет теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…
…Немцы не так сильны, как это кажется паникерам, они напрягают последние силы; выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев, — это значит обеспечить за нами победу…
Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженные заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…
Вопрос: Какую роль в ходе войны сыграл этот приказ?
Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!». Почему она не может быть
однозначной?
Приложение 2.
Утром выслушаешь радио – так и воспрянешь духом… Гнать, гнать! К осени бы все закончить!
Вопросы:
1. Как изменились настроения в тылу после великой победы под Сталинградом:
2. Подумайте, можно ли считать эти изменения одной из составляющих коренного перелома.
Приложение 3.
Планы сторон перед Курской битвой.
Задание 3:определить планы сторон на Курскую битву 1943 г. и занесите данные в таблицу в рабочем листе.
Планы фашистов.
К 15 апреля 1943 г. немцы разработали план операции, которая получила название Цитадель. Гитлер провозгласил: «Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель» — первое наступление в этом году. Этому наступлению придается решающее значение… На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов… Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира…
Целью наступления является сосредоточенным ударом, проведенным решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой – из района южнее Орла, путем концентрического наступления окружить находящиеся в районе Курска войска противника и уничтожить их».
Планы советского командования.
2. Советское командование по предложению Г.К. Жукова решило перейти к активной обороне, чтобы после изматывания основных сил противника обрушить на него всю силу основных и резервных войск. Ставка обеспечила значительное превосходство над противником в живой силе и технике.
К.К. Рокосовский принял решение об упреждающем ударе.
— Покажите на карте. + 4 балла.
Рабочий лист
Проблемный задание: благодаря блестящим победам советской армии под Сталинградом, а затем на Курской дуге произошел Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии. Докажите это.
I. Сталинградская битва.
Задание 1.
Немецкие войска
Личный состав (тыс. чел.)
1134,8
1011,5
Количество танков
1560
675
Количество орудий и минометов
14934
10290
Количество самолетов
1916
1219
Вопросы для анализа:
Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
Почему это стало возможно?
3. Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом?
Задание: 2
1.обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
2. обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
3. изучить приказ № 227 от 28 июля 1942 г.(приложение 1) Этот приказ — один из немногих, номер которого помнит каждый фронтовик. Почему? Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!» почему она не может быть однозначной?
4. Приложение 2. Выполните задания.
II. Курская дуга.
Задание:работая с текстом документов (приложение 3) выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Тегеранская конференции. стр. учебника 224.
1. Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
2. Какие решения были приняты?
3. Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны? Как повлияло на ход войны если бы Второй фронт был открыт в 1941, 1942, 1943 гг.
Источник