Урок первая помощь при ушибах переломах

Урок первая помощь при ушибах переломах thumbnail

Урок СБО

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ УШИБАХ И ПЕРЕЛОМАХ

Выполнила учитель СБО Григорьева Е.О

Цель урока: научить распознавать ушибы и переломы и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных ситуациях.

Задачи урока:

-стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.

-повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.

-саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

— сформировать у учащихся представления о травмах опорно- двигательного аппарата.

— развивать навыки наблюдения, сравнения и обобщения.

— формировать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: ИКТ, бинт эластичный, марлевый бинт, импровизированные шины

Ход урока

1.Организация класса.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.

  • Актуализация знаний.

  • Работа над новым материалом.

Ушиб – это механическое повреждение мягких тканей без видимого нарушения целости кожи. Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибе обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате развивается внутритканевое кровоизлияние. Появляются боли в ушибленном месте, образуется кровоподтёк, припухлость, может произойти нарушение функции ушибленного органа и развитие травматического отёка.

hello_html_m570fdf69.jpg

Оказание первой медицинской помощи:

К ушибленному месту сразу прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки (при этом через каждые 1-2 мин нагревшиеся салфетки необходимо менять).

hello_html_m4b8a6a06.jpg

Если на коже в месте ушиба есть ссадины, то в этом случае не следует мочить ушибленное место, а сначала его надо обработать антисептиком и перевязать стерильным материалом и только тогда положить сверху пузырь со льдом, снегом или холодной водой.

hello_html_3dd6b358.jpg

После примочек, если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку и обеспечить полный покой, для чего руку необходимо подвесить на перевязь, а ноге придать горизонтальное положение.

hello_html_416bd7c.jpg

Перелом – это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе в кости образуется трещина. Переломы бывают открытые и закрытые. Для открытого перелома характерно наличие раны. Любое повреждение мягких тканей в области предполагаемого перелома является свидетельством открытого перелома.

При закрытом переломе кожный покров остаётся неповреждённым. Открытый перелом более опасен, так как существует риск потери крови или занесения инфекции в рану.

hello_html_m7c842fc1.jpg

Первая медицинская помощь при переломах является началом их лечения.

При оказании первой медицинской помощи пострадавшему с открытым переломом в первую очередь необходимо провести профилактику по предупреждению инфицирования раны. Для этого на место перелома необходимо наложить асептическую повязку (основной закон асептики: всё, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно).

hello_html_6a59f2cc.jpg

При закрытых переломах важно не допустить смещения костных обломков и травмирования ими окружающих тканей с помощью наложения шин, которые прибинтовывают к повреждённой конечности.

hello_html_m5f5e1aa7.png

Существует ряд общих правил при оказании первой медицинской помощи при переломах.

  1. Для прочной иммобилизации (иммобилизация – создание неподвижности повреждённой части тела с целью обеспечения покоя) костей необходимо применять две шины (шины – специальные устройства и приспособления для иммобилизации повреждённых участков тела). При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал – лыжи, доски, картон, пучки соломы и т. д. Шины или подручный материал необходимо приложить к повреждённой поверхности с двух противоположных сторон.

  2. Шины должны быть надёжно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнажённую конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.

  3. Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.

  4. Если не оказалось шин и подручного материала, повреждённую конечность прибинтовывают бинтом или косынкой к здоровой части тела: руку – к туловищу, ногу – к здоровой ноге.

hello_html_4b9b00f1.jpg

3. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

Практическая работа.

Детям предлагается оказать друг другу первую медицинскую помощь при ушибах и переломах (наложение повязок, импровизированных шин)

4.Итог урока.

Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

  1. Что такое ушибы, из-за чего они возникают и в чём состоит первая медицинская помощь при ушибах?

  2. Каковы общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах?

Окончание урока.

Выставление оценок

Источник

Разработка урока биологии в 8 классе

01.12.2016

Предмет: 

Биология

Класс: 

8

Тип урока:

Урок применения знаний и умений

Вид урока:

Урок — практикум

Тема урока

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах кости.

Цель урока

Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.

Задачи урока:

  1. образовательные;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.

1. дать представление о видах травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов костей и растяжение связок, научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей;

2. развивать навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;

3. воспитывать ответственность за жизнь и здоровье окружающих.

Место урока в системе уроков

Тема 6. Опора и движение. Урок 25

Основные понятия и термины темы

Ушиб, растяжение, вывихи, перелом и их виды, сустав, связки, шина

Межпредметные связи

(с указанием тем в смежных предметах)

ОБЖ «Первая помощь при переломах костей»

Химия «Кальций и его соединения»

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Читайте также:  Механизмы перелом позвоночника

Учебник биологии 8 класс, проектор, компьютер, презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»; шины медицинские, бинты, эластичный бинт, подручные средства (платок, шарф, ремень или пояс, доски различной длины).

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! (Слайд 1)

Этап 2. Мотивация учебной деятельности

Друзья, вы помните мультфильм про винни-пуха, когда он полез на дерево за медом? Лез он на дерево, читая стихи… Но, вдруг …Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Винни — Пух». (Слайд 2)

Как вы думаете, какие травмы мог получить Винни – пух после такого падения?

Просматривают мультфильм. Ответы учащихся: — ссадины, ушибы, переломы

Этап 3. Целеполагание

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из  рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг…В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? (Слайд 3)

Как быть, если произошла травма? Как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?

Исходя из этого, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Учащиеся предлагают варианты:

-Оказание первой помощи при травмах. (Слайд 4)

— Правильно. А чему же мы с вами должны научиться на уроке, что бы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь пострадавшему?

— рассмотреть различные виды травм; научиться отличать растяжение от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.

Делают записи в тетрадь. (Слайд 5)

Этап 4. Актуализация знаний

Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждением одной из важнейших систем нашего организма. Назовите какой?

Опорно – двигательной системой.

— А какая главная часть ОДС?

— Скелет

— Так давайте мы сейчас с вами вспомним составные части скелета (Слайд 6)

  • 1. Какие функции выполняет скелет? опорная и защитная

  • 2. Как иначе называется скелет головы? Череп

  • 3. Скелет головы состоит из двух частей: каких? мозговой и лицевой

  • 4. Какие отделы скелета туловища вам известны? позвоночник и грудная клетка

  • 5. Из чего состоят позвонки? тела, дуги и отростки

  • 6. Какие кости образуют плечевой пояс? лопатка и ключица

  • 7. Перечислить отделы скелета верхней конечности.плечо, предплечье, кисть

  • 8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .перелом

  • 9. Перечислить отделы нижней конечности. . . бедро, голень, стопа

  • 10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? Надкостница

  • 11. Чем заполнены полости трубчатых костей? костным мозгом

  • 12. Какие известны виды соединения костей. . . неподвижное, полуподвижное, подвижное

  • 13. Подвижное соединение костей называется …. Сустав

  • 14. Кости бывают. . .трубчатые, губчатые, плоские

  • 15. Мышцы прикрепляются к костям с помощью чего? Сухожилий

  • 16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . Осанка

Правильный ответ – 1 балл. Максимально 4 балла. Отмечаем у себя в оценочных листах.

Этап 5. Изучение нового материала

Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Выживи сам и помоги выжить другому». (Слайд 7)

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические. (Слайд 8)

Какие виды повреждений опорной системы бывают?

— Перелом, вывих, растяжение.

Давайте разберемся с каждым видом повреждений, для этого вы пользуясь учебником будете заполнять таблицу (Слайд 9)

Заполняют таблицу, используя учебник. (Приложение 1)

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Читайте также:  Куда обратиться при переломе руки

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей. При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Заполнение таблицы сопровождается комментариями учителя.( Слайд 10-23)

Этап 6. Физкультминутка

Наверное, вы немного утомились? Давайте снимем напряжение и проведем физкультминутку (Слайд 24)

Этап 7. Закрепление изученного материала

Теперь закрепим изученное на практике.

На столе лежит оборудование для оказания первой помощи, необходимо выбрать нужное для решения проблемной ситуации.

Ситуация 1.При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

ВЫВИХ.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. ПЕРЕЛОМ

Учащиеся озвучивают предположительный диагноз, его признаки и показывают решение поставленной перед ними задачи.

(Слайд 25-26)

Этап 8. Итоги урока

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1.    повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника – ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2.    Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой, вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3.    Пренебрежение правилами техники безопасности,
И запомните, ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Вы можете оказать лишь первую доврачебную помощь.

Справились мы с поставленной задачей? (Слайд 27)

— да.

А теперь подсчитываем баллы на оценочном листе.

Оценки за урок.

Этап 9. Домашнее задание

Найти в дополнительной литературе или в Интернете способы оказания первой помощи при переломах ключицы, ребер, позвоночника, черепа (Слайд 28)

Этап 10. Рефлексия

Составить синквейн по парам.

К слову Перелом и Здоровье

  • 1 строка- существительное

  • 2 строка – два прилагательных.

  • 3 строка – три глагола.

  • 4 строка – одно суждение.

  • 5 строка – эмоциональная точка или вывод (Слайд 29)

Пример:

  1. Перелом.

Открытый, закрытый.

Обезболить, иммобилизировать, транспортировать.

Не прыгайте в воду бездумно.

Инвалидность.

  1. Здоровье.
    Крепкое, душевное.
    Сохраняется, поддерживается, нарушается.
    Состояние любого живого организма.
    Самочувствие.

Лист самооценки

учащейся 8 класса

(ФИО)

14

Отметка «5» — 14-15 баллов

Отметка «4» — 13-11 баллов

Отметка «3» — 10 – 7 баллов

Отметка «2» — менее 7 баллов

ОТМЕТКА:______________________

Ситуация 1.

При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Источник

Технологическая карта урока

Класс 6, дата 06.06. 2018, предмет:биология

Тема урока: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Тип урока: Урок рефлексии.

Вид урока: урок практических работ.

Цели урока: обобщение и систематизация знаний на основе практического применения знаний, полученных обучающимися при изучении темы .

Задачи:

1. Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Опорно – двигательная система».

2. Ознакомление обучающихся с мерами первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.

3.Формирование самостоятельных действий учащихся при оказании первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.

Оборудование: учебник, видеоролики о мерах первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы, шины, перевязочный материал, лед, марля.

Планируемые результаты:

1.Предметные.

Объяснять значение понятий: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение, вывих, знать правила применения первой доврачебной помощи и применять их на практике, понимание важности знаний и навыков в этой области

2.Метапредметные:

Читайте также:  Как разработать мезинец после перелома

Познавательные:

знать определения, осуществлять решение проблемных задач по изучаемым процессам и объектам, применять на практике полученные теоретические знания, работать с материалом разного уровня сложности, объяснять результаты работы по заданиям, формулировать выводы.

Регулятивные:

самостоятельно определять цели и задачи урока, выполнять задания по плану и представлять результаты деятельности, прогнозировать результат деятельности

Коммуникативные:

строить продуктивные взаимодействия со сверстниками, вести диалог, работать в группе

Методы обучения: проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, практический, работы в группах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Здоровается, проверяется готовность учащихся к уроку.

Учащиеся готовятся к уроку, эмоционально настраиваются на продуктивную деятельность

Определение цели и задач урока

На интерактивной доске проходит видеоряд рисунков , иллюстрирующих меры по оказанию первой помощи при повреждениях опорно двигательной системы.

Вопросы учителя:

1.Как вы думаете , ребята, какова тема нашего учебного занятия ?

2. Как можно сформулировать цель урока? Задачи урока?

Просмотр учащимися видеоряда рисунков , иллюстрирующих меры по оказанию первой помощи при повреждениях опорно двигательной системы.

Ответы на вопросы и формулирование цели и задач урока.

1. Тема — оказание первой помощи при травмах , повреждении опорно – двигательной системы.

2.Цель – применение знаний для правильного оказания первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.

Задачи учебного занятия:

2. Ознакомление с мерами первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.

3.Формирование самостоятельных действий при оказании первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.

Мотивация учащихся

Учитель: В настоящее время медицинской службой достигнуты определенные успехи в профессиональном оказании скорой медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Однако даже при самой идеальной ее организации врачебная помощь может оказаться запоздалой, если люди, находящиеся рядом с

пострадавшим, не сумеют оказать ему необходимую экстренную первую помощь. Характерной особенностью всех несчастных случаев является

внезапность повреждения и угрожающее для жизни пострадавшего состояние, требующее неотложного достаточно квалифицированного вмешательства извне. Исход критических состояний, вызванных тяжелыми и опасными повреждениями, часто решается в течение нескольких минут после происшествия и зависит прежде всего от своевременности и качества первой помощи, которую получит пострадавший. Поэтому важно, чтобы любой человек, оказавшийся на месте, где произошел несчастный случай, владел приемами оказания первой медицинской помощи.

Ребята, а вам известны случат, когда первая помощь , оказанная вовремя ,спасала жизнь человека?

Учащиеся отвечают, приводят примеры.

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности 

Класс поделен на группы. Группы учащихся получают карточки – задания:

Группа учащихся

Задания карточки

1 группа

1. Прочитав текст учебника на стр. 76 составьте кластер «Ушибы»

2. Почему при ушибах возникают кровотечения, от чего зависит сила кровотечения? Почему возникает чувство боли?

3. . Какие меры первой помощи можно оказывать при разных формах ушибов

?

2 группа

1. Прочитав текст учебника на стр.76 составьте кластер «Переломы».

2. Как влияет на ломкость костей химический состав костей? Кто чаще всего ломает кости при ударах – молодые или старые?

3. Какие меры первой помощи применяют при переломах костей?

3 группа

1. Прочитайте стр.78 учебника и составьте кластер «Растяжение связок».

2.Какие особенности строения сустава могут привести к растяжению связок? Ответ дайте развернутый.

3. Какие меры первой помощи применяют при растяжении связок?

4 группа

1.Прочитав в учебнике стр.79 составьте кластер «Вывихи суставов».

2. Почему после травмы сустава нередко происходит повторение вывихов суставов?

3. Какие правила первой помощи применяют при вывихах суставов?

:

Учащиеся выполняют задания, обмениваются мнениями в группе, заполняют таблицы и составляют схемы.

Физкультминутка

Учитель :

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Ученики выполняют движения физкультминутки

Первичная рефлексия

Учитель: группы готовы !

Как выполнены задания?

Учитель комментирует и корректирует ответы учащихся. Отмечает правильность составления кластеров.

Представители группы отвечают на вопросы карточек – заданий, демонстрируют кластеры, изготовленные на листах ватмана, объясняют принципы его составления.

Локализация индивидуальных затруднений

Учитель: А теперь проверим вашу готовность оказать первую помощь пострадавшему. Получите задания практической части учебного занятия.

Группа учащихся

Задания карточки

1 группа

Окажите первую помощь человеку с ушибом средней степени.

Объясните свои действия.

2 группа

Окажите первую помощь человеку с переломом предплечья.

Объясните свои действия.

3 группа

Окажите первую помощь человеку с растяжением связок кисти.

Объясните свои действия.

4 группа

Окажите первую помощь человеку с вывихом коленного сустава.

Объясните свои действия.

Обучающиеся выбирают разложенные на столе материалы для оказания первой помощи, выполняют задание, комментируют, объясняют причины выбранных действий .

Взаимопроверка групп.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Учитель

Комментирует и корректирует при необходимости ответы учащихся, отмечает возможные пробелы в знаниях.

Ученики выслушивают, понимают необходимость повторного изучения отдельных тем.

Рефлексия

Что больше всего вам запомнилось при изучении?

Какой материал вызвал наибольшую сложность ? Почему?

Нужно ли уметь оказывать практически первую помощь пострадавшим?

Ученики отвечают, объясняют причины успеха или неудачи в учебной деятельности.

Домашнее задание

Учитель : изучить параграф 16,выполните задание на стр.79

Повторить 10-16

Записывают в дневники домашнее задание

Литература для учителя и для учащихся:

1. Колесов Д.В., Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8кл».: учебник/. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014.

Источник