Урок перелом в вов
Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
- СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
- БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
- Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
- Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
- Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
— обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Силы и средства | Советский Союз | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
- Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
- Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему он стал возможен?
- Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
- Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
- В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
- Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Источник
ТЕМА УРОКА: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока:
Образовательная: – сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, участниках, сражениях, итогах коренного перелома в ходе Великой Отечественной и II мировой войны; добиться глубокого и прочного освоения темы;
Развивающая: развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой и источниками, правильно выбирать источники дополнительной информации, делать выводы и обобщения, развивать речевые способности.
Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения и гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.
Оборудование урока:карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийный проектор и ПК, рабочие листы, презентация
Ход урока
Организационный этап
Приветствие, настрой на работу.
Подготовительное повторение
Почему главным направлением летнего наступления 1942г. немцы избрали Сталинград? Каковы последствия этого наступления?
Чем можно объяснить приказ наркома обороны № 227 от 28 июля 1942г.? каково его содержание?
Назовите предпосылки коренного перелома.
Актуализация знаний.
А над Волгою в небе синем,
Тучи тянутся, как холмы,
За спиной половина России…
К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР (работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.
— Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?
Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.
Изучение нового материала
Сталинградская битва
А) работа 1 и 2 групп по вопросам (приложение)- видеоролик «Битва за Сталинград»;
Б) сообщение – Храмцов В.С. – участник битвы.
В) составление кластера «Значение Сталинградской битвы»
Курская битва
А) работа 3 и 4 групп по вопросам (приложение)- видеоролик «Битва на Курской дуге»;
Б) примеры героизма под Сталинградом и на Курской дуге.
Значение коренного перелома
Коллективная работа по составлению кластера “Причины победы в Сталинградской и Курской битве”
Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер «Итоги второго периода войны.).
Рефлексия
Тест
Домашнее задание: п. 32
Составить таблицу по теме: «Формирование антигитлеровской коалиции
Приложения
Рабочий лист I группа
В конце июля 1942 г. немецкие войска под командованием генерала фон Паулюса нанесли мощный удар на Сталинградском фронте, а в августе вышли к Волге и усилили свое наступление. 25 августа 1942 г. в Сталинграде было введено осадное положение.
С первых дней сентября началась героическая оборона Сталинграда. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом продолжались беспрерывно более 2 месяцев. Советские войска под командованием В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова отразили до 700 вражеских атак. 19 ноября 1942 г. советские войска Юго-Западного (Н.Ф. Ватутин) и Донского (К.К. Рокоссовский) фронтов приступили к проведению грандиозной наступательной операции «Уран». Через сутки выступил Сталинградский фронт (А.И. Еременко). Наступление было неожиданным для немцев. Оно развивалось молниеносно и успешно. 23 ноября 1942 г. произошло соединение Юго-Западного и Сталинградского фронтов, в результате которого была окружена немецкая группировка под Сталинградом (330 тыс. солдат и офицеров под командованием генерала фон Паулюса).
Вопросы:
Как называлась наступательная операция под Сталинградом?
Какие советские фронты осуществили окружение фашистской группировки?
Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?
Рабочий лист II группа
Новообразованная вермахтом группа армий «Дон» под командованием фельдмаршала Манштейна предприняла попытку прорыва блокады вокруг окружённых войск. Первоначально её планировалось начать 10 декабря, однако наступательные действия Красной Армии на внешнем фронте окружения вынудили отложить начало операции на 12 декабря. К этой дате немцам удалось представить лишь одно полноценное танковое соединение — 6-ю танковую дивизию вермахта и (из пехотных соединений) остатки разгромленной 4-й румынской армии под командованием Г. Гота. К 19 декабря фактически прорвавшие оборонительные порядки советских войск части 4-й танковой армии столкнулись с только что переброшенной из резерва Ставки 2-ой гвардейской армией под командованием Р. Малиновского. В состав армии входили два стрелковых и один механизированный корпус — 2-й Гвардейский. В ходе встречных боев к 25 декабря немцы отошли на позиции, на которых они находились до начала операции, потеряв практически всю технику и более 40 тыс. человек.
Вопросы:
Как оценил ситуацию в Сталинграде Паулюс?
Как гитлеровцы пытались помочь армии Паулюса?
Каковы итоги операции немцев?
Какие подвиги были совершены в ходе Сталинградской битвы?
Опера́ция «Кольцо́» (10 января — 2 февраля 1943 года) — стратегическая военная операция вооружённых сил СССР против немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, заключительная часть Сталинградской битвы. Целью операции было уничтожение войск противника, окружённого в Сталинграде.
Утром 10 января 1943 года после мощного артиллерийского и авиационного удара советские войска атаковали оборонительные немецкие позиции. Танки и пехота противника предпринимали контратаки, поддержанные сильным огнём артиллерии.
Немцы не смогли сдержать советские войска и стали отступать. Целые части и даже соединения сдавались в плен. 25 января 21-я армия ворвалась в Сталинград с запада. С востока атаковала 62-я армия. 26 января они соединились в районе Мамаева кургана. Немецкая 6-я армия была расчленена на северную и южную группировки.
Бои в городе продолжались несколько дней. 31 января южная группировка во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом сдалась в плен. 2 февраля капитулировала и северная группировка. Операция «Кольцо» успешно была завершена.
За весь период битвы под Сталинградом враг потерял 1,5 млн. человек, 1/4 часть всех сил, действовавших на Восточном фронте. 2 тыс. танков и орудий, 3 тыс. самолетов.
Рабочий лист IV группа
На первом этапе немецкие воска перешли в наступление, которое завершилось 12 июля самым крупным во второй мировой войне танковым сражением в районе деревни Прохоровка. В нем участвовало 1200 танков и самоходных орудий. В ходе всей Курской битвы в этот день наступил перелом. Немцы перешли к обороне.
На втором этапе битвы советские войска разгромили основные силы противника. 5 августа были освобождены Белгород и Орел. В честь этой победы в Москве был произведен первый за годы войны артиллерийский салют. 23 августа был освобожден Харьков. Удар войск был настолько силен, что в короткое время удалось освободить Донбасс, Таманский полуостров.
Битва на Курской дуге стала последним этапом коренного перелома. С этого момента и до самого окончания войны инициатива больше никогда не переходила в руки Германии. Советский Союз смог не только отвоевать собственные территории, но и дойти до Берлина.
Вопросы:
Определите масштабы битвы под Прохоровкой.
Какое историческое событие произошло в Москве после освобождение Орла и Белгорода?
Назовите и покажите освобожденные территории СССР после Курской битвы. Определите значение битвы.
Рабочий лист III группа
Коренной перелом в ходе ВОВ, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы (5 июля — 23 августа 1943 г.).
Руководители Германии планировали летом 1943 г, провести крупную наступательную операцию (кодовое название «Цитадель») в районе Курска. Для проведения операции противник сосредоточил до 50 дивизий (900 тыс. человек), 1,5 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов. С советской стороны было задействовано более 1 млн. человек, 3400 танков, около 3 тыс. самолетов. Курской битвой командовали маршалы Г.К. Жуков, А.М. Василевский, генералы Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский.
Кожедуб Иван Никитович один из трех трижды героев Советского Союза. За время сражения под Курском сбил пятнадцать вражеских самолетов на своем истребители.
Николаев Александр Сергеевич, будучи раненным, в горящем танке выехал навстречу немецкому «Тигру». На большой скорости он атаковал врага и взорвал его. Погиб, не покидая боевой машины, смертью храбрых.
Вопросы:
Назовите кодовое название военной операции в районе Курска.
Дайте характеристику противостоящих сил на Курской дуге.
Приведите примеры героизма на Курской дуге.
Тест:
1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл в:
а) 1942-1943 гг., б) 1941-1942 гг., в) 1943-1944 гг., г) 1944-1945 гг.
2. Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:
а) за Берлин, б) под Москвой, в) Сталинградская, г) Смоленская.
3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:
а) Гудериан, б) Ф. Паулюс, в) Г. Гот, г) В. Лист.
4. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:
а) «Тайфун», б) «Барбаросса», в) «Уран», г) «Вайс».
5.План наступления немецких войск под Курском назывался:
а) «Тайфун», б) «Барбаросса», в) «Цитадель», г) «Вайс».
6. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством
а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского, б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,
в) А.М. Василевского, И.В. Сталина, г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.
7. .Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:
а) за Берлин, б) под Москвой, в) Курская г) Смоленская.
Тест:
1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл в:
а) 1942-1943 гг., б) 1941-1942 гг., в) 1943-1944 гг., г) 1944-1945 гг.
2. Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:
а) за Берлин, б) под Москвой, в) Сталинградская, г) Смоленская.
3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:
а) Гудериан, б) Ф. Паулюс, в) Г. Гот, г) В. Лист.
4. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:
а) «Тайфун», б) «Барбаросса», в) «Уран», г) «Вайс».
5.План наступления немецких войск под Курском назывался:
а) «Тайфун», б) «Барбаросса», в) «Цитадель», г) «Вайс».
6. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством
а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского, б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,
в) А.М. Василевского, И.В. Сталина, г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.
7. .Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:
а) за Берлин, б) под Москвой, в) Курская г) Смоленская.
Источник
Тема. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цели урока: формирование опыта творческой работы студентов, развитие личности, открытой для общения и сотрудничества;
развитие способностей к анализу, наблюдательности и внимания, умения обобщать, делать выводы;
воспитание у студентов чувство патриотизма.
Цели для студентов:
знать даты битв ВОВ, фамилии полководцев, расстановку фашистских и советских войск.
продолжать учиться анализировать изучаемый материал, сравнивать, подводить итоги, развивать умения работы с учебной и дополнительной литературой, учебными картами.
через личностные переживания пытаться осознать значение Великой Победы и цену, которую заплатил за нее советский народ, испытывая чувство гордости за достоинство народа-победителя.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: учебная карта ВОВ 1941-1945гг., портреты полководцев ВОВ (И.В. Сталин, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский), таблички с названием групп, плакаты советских художников, посвященные событиям 1941-1943гг., компьютер, экран, фрагмент фильма «Сталинградская битва».
Основные понятия: коренной перелом, плацдарм, форсирование.
Основные даты: 19 ноября 1942- 2февраля 1943г. – Сталинградская битва
5 июля- 5 августа 1943г. – Курская битва
Сентябрь – ноябрь 1943г. – битва за Днепр
План урока
Определение целей урока совместно со студентами.
Коренной перелом в ходе войны:
а) Сталинградская битва;
б) Курская битва;
в) Битва за Днепр.
3. Итоги урока.
Ход урока.
Оргмомент.
Фронтальный опрос (проверка д/з)
Когда началась ВОВ?
Как назывался план нападения Германии на СССР?
Какие основные направления предусматривал план «Барбаросса»? (показать на карте)
Кто был назначен Верховным Главнокомандующим Советскими войсками 8 августа 1941г.?
Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период?
Каковы были итоги оборонительных сражений в июле-сентябре 1941г.?
Вывод: Оборонительные сражения июля- сентября 1941г. сорвали план «Барбаросса». Новое наступление фашисты планировали только на одном направлении — московском.
Изучение нового материала.
Заранее группу разделить на 5 подгрупп, в зависимости от личностных умений студентов и их желания научиться чему-то новому: «Картографы», «Хронисты», «Аналитики» (2 подгруппы), «Военные корреспонденты» и дать каждой подгруппе бланк – задание, который должны они подготовить. Выбрать командира подгруппы, который несет ответственность за готовность к уроку.
Преподаватель: сегодня мы с вами будем изучать основные битвы периода ВОВ.
Проблемный вопрос: «Почему события 19 ноября 1942 – декабрь 1943г. историки определяют как «коренной перелом в ходе ВОВ»?
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно изучить события данного периода, узнать даты контрнаступления советских войск под Сталинградом, Курском и на Днепре; результаты этих битв и их значение.
Решение поставленной задачи:
Бланк – задание «Картографам»
Изучить карты- схемы:
а) разгром немецких войск под Сталинградом;
б) Битва на Курской дуге;
в) битва за Днепр.
2. Соотнести их с настенной картой.
3. Показать их по учебной карте «ВОВ 1941-1945гг.»
Бланк – задание «Хронистам»
Вычленить главные даты, касающиеся:
а) Сталинградской битвы;
б) Курской битвы;
в) Битвы за Днепр.
2. Соотнести даты с событиями.
3. Озвучить даты для занесения в хронологическую таблицу.
Бланк – задание «Аналитикам» (1 подгруппа)
Выбрать данные:
а) по подготовке сторон;
б) расстановке сил перед битвами.
Бланк – задание «Аналитикам» (2 подгруппа)
Выбрать : а) результаты этих битв;
б) значение данных битв.
Бланк – задание «Военным корреспондентам»
Найти выдержки из воспоминаний очевидцев данных битв и стихотворений, характеризующих обстановку на данном этапе.
Озвучить, донести до остальных студентов.
Работа будет проходить по следующей схеме по каждой битве:
«Аналитики» (1 подгруппа)
«Картографы»
«Хронисты»
«Военные корреспонденты»
«Аналитики» (2 подгруппа)
Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему фашисты запланировали основное наступление летом 1942г. в направлении Сталинграда?
Учитель: весной-летом 1942г. гитлеровское командование сосредоточило основные силы на юге: начать наступление в направлении Сталинграда, чтобы отрезать центр страны от южных районов, а также в направлении Северного Кавказа, чтобы захватить нефтяные районы Грозного и Майкопа.
Советским командованием была допущена ошибка, сосредоточив основные силы на московском направлении. В результате, после тяжелых поражений в Крыму и Харькове, советские войска вынуждены были отступить. В августе 1942 г. были заняты Ставрополь, Краснодар, Майкоп, Новороссийск фашистами.
Работа по схеме – «Сталинградская битва». Используются фрагменты из фильма «Сталинградская битва»:
Наступление фашистов под Сталинградом – после выступления 1 подгруппы «Аналитиков»
План контрнаступления советских войск под Сталинградом – перед выступлением 2 подгруппы «Аналитиков».
Вводится понятие: «Коренной перелом» — перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил.
Вывод: Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе ВОВ и ВМВ.
Справка: Адыгея была оккупирована с августа 1942г. по февраль 1943г. За это время было уничтожено фашистами около 4 тыс. граждан области. На территории Адыгеи действовало 9 партизанских отрядов. Ими было проведено более 200 операций, уничтожено 2,5 тыс. гитлеровцев, взорвано 3 моста, около 400 м. железнодорожного полотна. 29 января 1943г. был освобожден Майкоп. 3 февраля 1943 г. была полностью освобождена Адыгея от фашистов.
— Работа проводится по схеме по вопросу «Курская битва».
Вывод: окончательно рухнула немецкая наступательная стратегия. Немецкие генералы признали, что ни одна армия мира не одерживала таких побед как победа советских войск на Курской дуге.
— Работа проводится по схеме по вопросу «Битва за Днепр».
Вводятся понятия: плацдарм – район развертывания войск; форсирование – преодоление естественных преград.
Вывод: к концу 1943г. советские войска освободили значительную часть своей территории.
Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает сделать вывод.
Вывод: события ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как коренной перелом в ходе войны, т.к. стратегическая инициатива полностью , окончательно и бесповоротно перешла в руки советского командования.
Подведение итогов урока.
Источник