Урок коренной перелом в годы войны
Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
- СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
- БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
- Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
- Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
- Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
— обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Силы и средства | Советский Союз | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
- Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
- Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему он стал возможен?
- Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
- Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
- В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
- Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Источник
Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.
Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:
Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».
Линия 3 ЛР. Историческое мышление.
Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.
Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;
2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;
3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге
4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.
5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны
6.Характеризовать решения Тегеранской конференции
Учебная проблема:
Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)
Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.
1.Можно ли говорить о внезапности нападения? Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.
2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?
3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?
4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?
5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?
6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.
7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.
-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.
— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.
Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?
Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?
Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).
Итак, тема нашего урока?
Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Какие сражения нам предстоит рассмотреть?
План:
1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.
2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.
3. Итоги и значение второго периода в войне.
Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы
Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?
Причины поражения фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.
Немецкие генералы о причинах поражения | Источники о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне? |
| «Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк |
| Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль). |
| Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год |
| Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января. |
Учитель: Какой же будет проблема урока?
Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Версии
Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?
Ученики предлагают свои версии.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)
Открытие нового знания
- Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
- Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.
Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?
Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?
3 группа: Проанализируйте диаграммы.
Какие выводы о причинах победы можно сделать?
- Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»
Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».
Вопросы:
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»
Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.
Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.
- Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
- Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».
Выделите причины победы на Курской дуге
Задание может быть выполнено в письменной форме.
Ученики:
- Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
- Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
- Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
- Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )
Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.
Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?
Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам
Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?
Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.
Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.
Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).
Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?
Ученики: Да.
Применение нового знания
Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?
Ученики делают вывод по проблеме урока.
2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.
Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)
- Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).
Тема урока | Какие ключевые понятия и процессы усвоены | Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого | Личная оценка качества усвоения материала | Личная оценка активности, вклада в урок | Конструктивные предложения по уроку |
4. Домашнее задание: § 30,32.
Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?
Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.
Источник
Проект урока по теме
«Коренной перелом в ходе войны»
1. Программа: МО РФ «История»
2. Тип урока: комбинированный с применение мультимедийных презентаций.
3. Название темы и место урока в ней.
Тема: Великая Отечественная война 1941—1945гг.
1 урок. СССР накануне войны. Начальный период войны
2 урок. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
3 урок Завершающий период Великой Отечественной войны.
Данный урок занимает в теме «Великая Отечественная война 1941—1945гг» центральное место, т.к. затрагивает самые важнейшие события в ходе все Великой Отечественной войны: Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге. В ходе этих сражений немецко-фашистские войска потерпели поражения и перешли к обороне на всём протяжении советско-германского фронта и расстались с идеей разгромить СССР.
Данный урок послужит очередным доказательством того, что только благодаря героизму бойцов Красной Армии современная цивилизация была спасена от порабощения германским фашизмом.
4. Цели и задачи урока.
Образовательная : Изучить коренной перелом (Сталинградскую битву, «Курскую битву») в ходе Великой Отечественной войны и его истоки
Воспитательная: Воспитать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине и прошлому своего народа.
Развивающая: Развить и совершенствовать умение учащихся работать с картами, учебником, создавать мультимедийные презентации, анализировать, логически мыслить.
5. Методы обучения: элементы частично-поискового метода, эвристическая беседа
6. Формы организации учебной деятельности: опережающие задания, фронтальная и индивидуальная работа на уроке, работа с картой, учебником, ученические мультимедийные презентации.
7. Средства обучения и оборудование: Карта «Великая Отечественная война», карта «Сталинградская битва», карта «Курская дуга», компьютер, проектор.
8. Хронометраж урока.
1. Мотивационно-ориентировочный этап 15 мин
1. Оргмомент 2 мин
2. Мотивация учащихся. 1 мин
3. Актуализация опорных знаний учащихся 10 мин
Организация индивидуальной работы—тест
4. Постановка целей 1 мин
5. Планирование учебной задачи. 1 мин
2. Исполнительный этап. 20 мин
1. Рассказ учителя о ходе Сталинградской битвы 5 мин
2. Презентация учащегося : «Снайпер—Василий Зайцев» 2 мин
3 . Презентация учащегося: «Дом Павлова» 2 мин
4. Рассказ учителя о планах воюющих сторон на летнюю 2 мин
кампанию 1943г.
5. Презентация учащегося на тему: «Николай Кузнецов— 2 мин
советский разведчик
6. Рассказ учителя о ходе Курской битвы и форсировании 3 мин
Днепра
7. Презентация на тему: « Наши земляки Ежков Иван
Степанович, Козырев Сергей Фёдорович, Муравьёв 4 мин
Алексей Тимофеевич—Герои Советского Союза, участники
форсирования Днепра.
3. Рефликсивно-оценочный этап. 5 ми
1. Контроль. Тест 3 мин
2. Оценка.
А) Подведение итогов урока 1 мин
Б) Организация домашнего задания 1 мин
9. Содержание урока.
Деятельность
учащихся
1. Мотивационно- ориентировочный
этап
1 Организационный момент
2 Мотивация учащихся
3. Актуализация
опорных знаний учащихся
4. Постановка учебной задачи
5.Планирование
решения учебной
задачи
2. Исполнительный
этап
3 Рефлексивно—оценочный этап
Проверка отсутствующих Включение
компьютера, проектора.
Вступительное слово.
-Ребята, после битвы под Москвой германская военная машина за всю историю Второй
мировой войны впервые была остановлена. Но Гитлер и его окружение было твёрдо уверено в победе над Советским Союзом, а для этого требовалось нанести Красной Армии сокрушительный удар.
От исхода будущих сражений зависела судьба не только нашей Родины, но и судьба всего мира.
Остановить врага мог только советский солдат. Именно благодаря его стойкости мы живём и
можем обсуждать военную тему
Показ слайда. Тест
1. Когда был составлен документ, о котором говорится в отрывке из сочинения современного историка?
Договор сопровождал секретный протокол, фотокопия которого была позже обнаружена в Германии…но существование которого в СССР
тем не менее отрицалось вплоть до лета 1989г. Протокол разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе.
1) в 1933г.; 2) в 1937.; 3) в 1939г.; 4) в 1941г.
2. Кто руководил советской делегацией на переговорах с Германией в 1939—1040гг.?
1) М.Литвинов 3) В.Молотов
2) Л. Троцкий 4) К. Ворошилов
3. К чему привело заключение договора о
взаимной помощи с Эстонией, Латвией и Литвой
1) к созданию линии Маннергейма;
2) к созданию Антикоминтерновского пакта;
3) к началу советско-финляндской войне
4) к подчинению этих государств СССР
4. Причиной советско-финляндской войны стало стремление СССР:
1) выйти к берегам Балтики
2) присоединить территорию Литвы
3) создать систему коллективной безопасности
4) отодвинуть государственную границу от Ленинграда
5. Что было причиной отступления Красной
Армии в начале Великой Отечественной войны?
1) плохие погодные условия
2) ослабление командного состава войск
репрессиями
3) отсутствие крупных военных соединений на западной границе
4) отсутствие органов, осуществляющих стратегическое руководство вооружёнными
силами
6. Кто был Верховным главнокомандующим в
годы войны?
1) И.В.Сталин 3) Г.К Жуков
2) К.Е Ворошилов 4) С.М Будённый
7. Что было осуществлено во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной
войны?
1) заключение Антикоминтерновского пакта
2) создание плана «Барбаросса»
3) создание Дороги жизни
4) вхождение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии
8. Что позволила сделать оборона Ленинграда?
1) сковать значительные силы противника
2) вырвать из рук противника стратегическую инициативу
3) освободить от немецких войск Карельский перешеек
4) высадиться войскам союзников в Прибалтике
9. Что стало причиной победы Красной Армии в Московской битве?
1) победа была одержана до наступления осенней распутицы
2) обороной Москвы руководил лично Сталин
3) советским войскам оказали помощь союзники
по антигитлеровской коалиции
4) упорное сопротивление советских войск.
10. Что было результатом Смоленского сражения?
1) союзники открыли второй фронт в Европе
2) Гитлер обратился к Сталину с предложением о перемирии
3) немецкие войска впервые были вынуждены перейти к обороне
4) наступательная стратегическая инициатива окончательно перешла к советским войскам
Показ слайда. КЛЮЧ
1—3; 2—3; 3—4; 4—4; 5—2;
6—1; 7—3; 8—1; 9—4; 10—3.
Слова учителя. -Ребята, как вы узнали на прошлом уроке разгром немцев под Москвой показал всему миру, что фашистскую Германию можно победить
—это только вопрос времени. Но для того, чтобы окончательно сломить противника требовалось переломить ход войны в пользу СССР.
Осуществить этой задачу можно было только нанесением сокрушительных ударов по врагу.
Этими ударами стали: Сталинградская битва
Курская дуга
Показ слайда
Сообщение плана работы
1. План воюющих сторон на лето 1942г.
2. Презентация «Снайпер—Василий
Зайцев»
3.Презентация «Дом Павлова»
4.Объясненне нового материала по теме
«Сталинградская битва»
5. Анализ обстановки на фронте к лету 1943г.
6. Презентация «Николай Кузнецов—легендарный советский разведчик»
7.Объяснение нового материала по теме «Курская
дуга»
8. Презентация: « Наши земляки Ежков Иван
Степанович, Козырев Сергей Фёдорович,
Муравьёв Алексей Тимофеевич—Герои
Советского Союза, участники форсирования
Днепра»
9.Проверочный тест
10. Подведение итогов
Организация эвристической беседы по вопросам.
Показ слайда.
Ребята прочитайте текст на с. 218—219 учебника о си
ситуации сложившейся на фронте в 1942г. и
используя позицию Г.К.Жукова на данную
проблему ответьте на вопрос: Почему мнение
Сталина об перспективах весенней кампании на
1942г. оказалось ошибочным?
Итак, ребята, как вы узнали из текста учебника позиция Сталина на ситуацию на фронте к 1942г. привела к тому, что немецким войскам удалось захватить Крым, нанести поражение нашим
войскам под Харьковом и развив стратегическую инициативу и устремится на юго-восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась
непосредственная угроза Сталинграду.
Показ слайда Учитель рассказывает о Сталинградской битве
Слово учителя: Во время боя в городе
Использование артиллерии и танков было сложно. Основную тяжесть боёв взвалила на себя пехота. Защитники Сталинграда дрались за каждый дом, улицу.
Показ слайда. Учитель рассказывает об окончании Сталинградской битвы
Слова учителя: После разгрома под Сталинградом немецкое командование жаждало взять реванш.
Силы сторон были практически равны, а от исхода сражений зависело очень многое. Нашему командованию нужны были сведения о планах немецкого командования. Как вы думаете, могли
Ли мы узнать о них у пленных немецких солдат и офицеров? А кто мог дать такую информацию?
Показ слайда. Рассказ учителя о Курской дуге и форсировании Днепра.
Ребята, среди участников Курской битвы были
наши земляки, но особенно кулебачане
отличились при форсировании Днепра: трое из них стали Героями Советского Союза
1. Контроль. Тест. Показ слайда
1.Командующий 6 немецкой армией,
Стремившейся захватить Сталинград
1) Манштейн
2) Паулюс
3) Гудариан
2.Командующий 64 армией, оборонявшей
Сталинград
1) Родимцев
2) Шумилов
3) Чуйков
3.Командующий 62 армией, оборонявшей
Сталинград
1) Родимцев
2) Шумилов
3) Чуйков
4.Командующий 13гвардейской армией, оборонявшей Сталинград
1) Родимцев
2) Шумилов
3) Чуйков
5.Операция по разгрому немцев под Сталинградом носила кодовое название
1) Тайфун; 2) Уран; 3) Ураган
6.Сталинградская битва завершилась
1) 19 ноября 1942г.
2) 8 января 1943г.
3) 2 февраля 1943г.
7. Когда началась Курская битва:
1) 12 июля 1943г.
2) 5 августа 1943г.
3) 5 июля 1943г.
8. Самое крупное в истории танковое сражение произошло:
1) 18 декабря 1942г. в районе г.Котельниково;
2) 12 июля 1943г в районе посёлка Прохоровка;
3) 17 августа 1943г. на Сицилии
9. Какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:
1) Изматывание противника в оборонительных
боях с последующим переходом в
контрнаступление
2) опережающее наступление
3) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом противника
10. Каково было главное значение Курской битвы:
1) Закрепила окончательный переход
стратегической инициативы в руки советского командования
2) положила начало формированию антигитлеровской коалиции
3) Укрепила международный авторитет СССР.
КЛЮЧ Слайд
1—2; 2—2; 3—3; 4—1; 5—2;
6—3; 7—3; 8—2; 9—1; 10—1.
2. Оценка Подведение итогов урока и работы отдельных учащихся.
Выставление оценок в журнал и дневники
Организация домашнего задания: выучить содержание параграфов 30, 32
Подготовка к уроку
Усваивают сообщения учителя
Отвечают на вопросы теста
Взаимоконтроль
Усваивают слова
Учителя
Заслушивают план
урока
Самостоятельная
работа с текстом учебника способствует развитию
самостоятельно анализировать текст и делать выводы
Усваивают рассказ учителя. Делают
записи в тетради
Пре Презентация учащихся
«Снайпер—Васили
Зайцев»
«Дом Павлова»
Самостоятельная
работа учащихся с дополнительной литературой при подготовке
презентаций развивает исследовательскую деятельность
Усваивают рассказ
учителя. Делают
записи в тетради
Презентация
учащегося
«Николай Кузнецов—
легендарный
советский разведчик
Работа учащегося с дополнительной литературой при подготовке
презентации развивает исследовательскую деятельность
Усваивают рассказ
учителя. Делают
записи в тетради
Презентация: « Наши
земляки Ежков Иван
Степанович,
Козырев Сергей
Фёдорович,
Муравьёв Алексей
Тимофеевич—Герои
Советского Союза,
участники
форсирования
Днепра»
Дают ответы на тест.
Проверка полученных знаний
Подают дневники для выставления оценок.
Записывают домашнее задание в дневники
10 Самоанализ.
Данный урок по теме «Коренной перелом. Сталинградская битва. Курская дуга» занимает центральное место в изучении раздела «Великая Отечественная война 1941—1945г.». Изучается тема после знакомства учащихся с событиями, происходившими накануне и в начале Великой Отечественной войны, вплоть до битвы за Москву.
Тип урока: комбинированный с применение мультимедийных презентаций.
Образовательная цель: В результате урока учащиеся узнают о двух решающих сражений в годы Великой Отечественной войны—Сталинградской битве и Курской дуге, определяются в понятии «коренной перелом» в ходе войны и его источниках
Развивающая цель: Развить и совершенствовать умение учащихся работать с картой, учебником, создавать мультимедийные презентации, анализировать, логически мыслить.
Воспитательная цель: На примерах подвигов В.Зайцева, Павлове, , Н. Кузецове, Героев Советского Союза –кулебачан: Ежкове Иване Степановиче, Козыреве Сергее Фёдоровиче, Муравьёве Алексее Тимофеевиче у учащихся воспитывается чувство патриотизма, любовь к Родине, осознание причастности их земляков к победе над фашизмом.
Источник