Урок истории коренной перелом в войне

Урок истории коренной перелом в войне thumbnail

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           — командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             — обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

— направление планируемых ударов немецких войск;

— направление контрударов советских войск;

— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Читайте также:  Перелом ключицы со смещением операция наркоз

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия — «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров — «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Читайте также:  Перелом ребер тяжело дышать

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник

Тема: «Коренной перелом в ходе Второй мировой войны»(1942 – 1943гг.) 2часа.

Цели:

Образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, толерантность;

Развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.

Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом,

Тип урока: изучение нового материала (2часа)

Методы: проблемный вопрос, частично-поисковый

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник, карта, иллюстрации, таблица, словарь, сообщения и исторические справки подготовленные учащимися.

  1. Организационный момент и проверка дом.зад.(фронтальный опрос) 5мин.

  2. Новый материал :

Тема и план урока на доске(запись в тетрадь)

1.Неудачи КА на южном направлении сов.- герм. фронта.

(25дек.1941г.-8янв.1942г.) десантные операции в Крыму (Керченско-Феодосийская и Евпаторийская).

Цель: деблокада Севастополя и создание тактического плацдарма для высадки основных войсковых частей в Крыму и полного освобождения полуострова от фашистов.

Итоги Керченско-Феодосийской десантной операции: был захвачен Керченский п-ов, как плацдарм для дальнейших действий КА по освобождению всего остального Крыма.

«Евпаторийский десант»5-8янв.1942г. (сообщение ученика)

(8-21мая1942г.) поражение частей КА под Керчью. (рассказ учителя с показом на карте)

В марте 1942г. войска Крымского фронта (ком. ген. Д.Т.Козлов и фронтовой комиссар Мехлис), несмотря на явное превосходство над противником(21дивизия КА против 10дивизий 11-й армии вермахта Э.Манштейна), так и не смогли развить успешное наступление с Керченского п-ова по освобождению всего Крыма от врага. Более того, 8мая 1942г. немцы нанесли сильный контрудар по Керченскому п-ову вдоль побережья Черного моря, а в р-не Феодосийского залива враг высадил морской десант, разрезав силы Крымского фронта на две части. 14мая враг занял зап. окраины Керчи. Сов. войска в р-не Аджимушкая (около 10тыс.) были окружены. Для выхода из окружения у полковника Ягунова не было ни сил, ни пушек, ни снарядов к ним. Однако главные силы Крымского фронта (около 150тыс. солдат) смогли переправиться на Тамань. Потеря Керченского плацдарма ухудшила положение осажденного Севастополя.

Май – окт. 1942г. «Герои Аджимушкайских каменоломен» (сообщение ученика).

30окт.1941г.- 4июля 1942г. «Героическая оборона Севастополя» (сообщение ученика).

Одновременно с поражением Крымского фронта мы потерпели военную неудачу под Харьковом(12-23мая 1942г.) В харьковском «котле» попали в окружение свыше 200тыс. наших солдат и офицеров. Разгромив сов. войска под Харьковом, фашисты заняли выгодные позиции для наступления на Кавказ и Сталинград.

Промежуточные выводы: ……….

2.Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом и Эль-Аламейном. Выход Италии из войны.

Постановка проблемного вопроса урока : «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?». По ходу урока заполняем таблицу «Коренной перелом в ходе Второй мировой войны».

Итак, мы переходим ко второму вопросу нашего урока:

(сообщение ученика, комментарии и дополнения учителя).

Сталинградская битва(17июля 1942 – 2фев.1943гг.) одновременно нач. битва за Кавказ(25июля1942-9окт1943гг.)

12июля 1942г. немцы взяли г.Луганск.

25июля1942г. немцы взяли г.Ростов на Дону.(безвозвратные потери КА в июле составили 370тыс.солдат) !

Для ужесточения военной дисциплины и борьбы с паникерством в армии, главком Сталин пошел на применение крайних мер.

28июля1942г. – Сталин подписал Приказ № 227 «Ни шагу назад!» (изучаем документ)

Краткое содержание: «Командиров, политработников и рядовых проявивших трусость в бою отправлять в штрафные батальоны и роты.. В тылу неустойчивых дивизий КА ставить заградотряды НКВД и в случае паники и бегства с поля боя расстреливать на месте без суда и следствия как трусов».

Можно сравнить:

Приказ №270 (16авг.1941г.) Приказ №227 (1942г.)

«Командиров и политработников, срывающих

с себя знаки отличия, дезертирующих в тыл или

сдающихся в плен врагу, считать предателями,

семьи которых подлежат аресту.»

Соотношение сил в Сталинградской битве: РККА Вермахт

Личный состав: 1млн.103тыс.чел. 1млн.чел.

Артиллерия: 15500ед. 10290ед.

Танки: 1463ед. 675ед.

Самолеты: 1350ед. 1216ед.

Командующие: А.И.Еременко; К.К.Рокосовский. Ф.Паулюс.

Уличные бои в Сталинграде: борьба шла за каждый дом, подвал, этаж, комнату, за каждый изгиб коридора.

В городе развернулись снайперские поединки и охота за офицерами.

Символом уличных боев стала героическая оборона «дома Павлова». 27сент.1942г.разведгруппа сержанта Я. Павлова захватила единственно уцелевший 4-х этажный дом в центре города и удерживала его 58 дней.

В то самое время, когда КА истекала кровью под стенами Сталинграда, на другом конце света сцепились в смертельной схватке британский королевский лев и германский голодный волк.

Сражение за Эль-Аламейн (рассказ учителя)

23окт. – 10нояб.1942г.

Американский или английский школьник может не знать, что такое Сталинград, но что такое Эль-Аламейн он знает. В Англии свято верят, что коренной перелом в ходе Второй мировой войны произошел именно здесь. Гитлер и Муссолини считали Средиземное море — внутренним морем Третьего рейха, а контроль над Сев.Африкой и Суэцким каналом — своими стратегическими интересами. Здесь их интересы сталкивались с Британией. В ходе операции «Тезей» германо-итальянские войска 21июня1942г. взяли Тобрук и вышли на египетскую границу. Английская 8-я армия (ком. ген. Монтгомери) закрепилась у Эль-Аламейна – нас. пункт в 104км. западнее г.Александрии. Эта армия насчитывала:

личный состав — 230тыс. чел.; танков — 1440ед., из них 395 новейшие американские «Грант» и «Шерман» последняя египетская надежда; артиллерия 2311ед.; самолеты 1500ед.

Им противостояла немецко — итальянская танковая армия «Африка», которой командовал талантливый ген.- фельдмаршал Эрвин Роммель «Лис пустыни». Его армия насчитывала:

Личный состав -80тыс.чел.;

Танки 540ед.;

Артиллерия 1219ед.;

Самолеты 350ед.

23окт.1942г. в 21.40 вечера британская армия нач. наступление под Эль-Аламейном. Ожесточенные бои продолжались до 1ноября в ничью. 2нояб. нач. второй этап наступления британских войск. Гитлер остался глух к призывам Роммеля о подкреплении. А тем временем союзники навалились всей мощью своих сил. В ходе двухнедельных кровопролитных боев было сломлено сопротивление врага. Несмотря на категорический приказ Гитлера запрещающий Роммелю отступать, он все же отдал приказ об отходе из Египта в Ливию.

(Возвращаемся на Восточный фронт) Сталинград.

К сер. ноября 1942г. немцы выдохлись. Приближалась зима. К этому сроку ГКО в основном уже завершил перестройку тыла и наладил производство своих танков, самолетов и артиллерии. Это позволило создать военно-технический перевес над противником в танках почти в 2.5раза, в орудиях почти в 1.5раза.

Читайте также:  Перелом ключицы это

Контрнаступательная операция КА «Уран» (19нояб.. – 30нояб.1942г.) – войска трех сов. фронтов прорвали оборону противника в р-не Калача и окружили 300тыс. вражескую группировку противника вместе с генералом Ф.Паулюсом. Накануне Нового года,30дек.1942г. советское командование предъявило ультиматум окруженным в «котле» немцам, но Паулюс отказался, надеясь на обещанную фюрером помощь. Армия Манштейна «Дон», так и не смогла пробить коридор для спасения и вывода из окружения 6-й армии Паулюса.

Операция КА « Кольцо» (10янв.-2февр.1943г.) – ликвидация окруженной в Сталинграде 6-й немецкой армии. 30янв.1943г. за день до капитуляции, Гитлер присвоил Паулюсу воинское звание фельдмаршал и послал ему напоминание о том, что до сих пор ни один фельдмаршал не сдавался в плен, т.е. Гитлер недвусмысленно предлагал Паулюсу взять в руки пистолет и застрелиться. Но тот выбрал позорный плен, благородной смерти. В плен сдались 24 немецких генерала, сам фельдмаршал + 180тыс. солдат. Всего в боях под Сталинградом погибло 630тыс. фашистов. Потери КА составили – 485тыс.солдат и офицеров.

За 1год войны общие потери фашистов на советско — германском фронте составили около 1.7млн. солдат и офицеров, более 3500 танков, 24тыс. орудий и 4300 самолетов.

Поражение вермахта под Сталинградом вызвало кризис внутри блока фашистских государств. Через 2 дня после капитуляции 6-й армии Паулюса правительство Финляндии приняло решение о выходе страны из войны.

Как раз в то время, когда начались бои Курской дуге(5июля 1943г.) наши западные союзники активизируют свои действия в Сев. Африке и Сицилии. В июне капитулируют остатки итало-немецкой армии в Тунисе.

10 июля 1943г.- происходит высадка наших союзников (478тыс.солдат) на Сицилии под командованием ген. Г.Александера.

Итальянцы, не желавшие сражаться за режим Муссолини, массово дезертировали или сдавались в плен американцам. Жители Сицилии встречали американцев и британцев как освободителей. 25 июля 1943г. на большом фашистском совете Муссолини был отстранен от должности и арестован. Новый глава итальянского правительства маршал Бадольо, узнав о поражении немцев под Курском и Орлом, поспешно заключает сепаратное перемирие с американцами и британцами 3сент.1943г. Фактически это означало выход Италии из войны.

На Тихом океане Япония терпит поражения в сражениях у атолла Мидуэй (4-6 июня 1942г.) и у острова Гуадалканал (авг.1942г.-февр.1943г.), к лету 1943г. она утратила стратегическую инициативу и перешла к обороне.

Работа с документами.

3. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.

Рассказ учителя по карте.

— От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля 1943г.- Курск, Харьков и Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижение Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять в кольцо под Курском два фронта. Образовался Курский выступ, но в апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление на Курском участке фронта — операцию «Цитадель».

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

РККА Вермахт

Личный состав(тыс.чел.) 1млн.336тыс.чел. 900 тыс.чел.

Количество танков и САУ 3444ед. 2733ед.

Количество орудий и минометов 19100ед. 10000ед.

Количество самолетов 2172ед. 2050ед.

Командующие Н.Ф.Ватутин; М.Катуков; П.Ротмистров. Вальтер Модль и Э.Манштейн.

Выводы: ……..?

(рассказ учителя)

Первый этап битвы — оборонительный этап Курской битвы (5июля1943.-12июля 1943г.) В ночь на 5июля советские разведчики поймали «языка»- немецкого сапера, который рассказал, что немецкое наступление начнется рано утром ровно в 5час. Рокоссовский решил опередить врага и приказал провести упреждающий удар. Мощнейший артобстрел из тяжелой артиллерии и реактивных снарядов «катюш» продолжался 20 минут. Он застал противника врасплох… И все таки 5 июля 1943 г. в 5.30 утра, деморализованные германские войска начали наступление. Фельдмаршал Манштейн наносит мощный удар танковыми дивизиями СС «Райх» и «Адольф Гитлер». За 4дня они легко взламывают оборону Воронежского фронта ген.Н.Ватутина и устремляются к г.Обояни., но здесь 1я гв. танковая армия ген. Катукова стоит на смерть. Чтобы не упустить стратегическую инициативу, Манштейн меняет направление гл. удара – из донесений разведки ему известно, что в р-не ст. Прохоровка у русских самая слабая оборона. 11июля он разворачивает свои танки в сторону Прохоровки. Ватутин докладывает Сталину об угрозе прорыва и окружении. Ставка немедленно вводит из резерва 5 танковую армию ген.Павла Ротмистрова. В районе деревни Прохоровка разыгралось крупнейшее встречное танковое сражение, с обеих сторон участвовало 1200 танков и САУ.

Сообщение ученика: «Танковое сражение под Прохоровкой» (12 июля 1943г.) работа с картой.

Второй этап битвы – наступательный этап Красной армии (15 июля 1943г.- 28 августа 1943г).

Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско — Курской дуге закончилась.

— Подумайте, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа»?

Итоги:

Потери РККА Вермахт

Личный состав: 860тыс.чел. 500тыс.чел.

Танки: 6тыс.ед. 1тыс.500ед.

Самолеты: 1тыс.600ед. 3тыс.500ед.

5авг.1943г. в честь освобождения Орла и Белгорода Москва дала первый салют 12ю залпами из 124 орудий.

— Опираясь на карту в учебнике, объясните, почему наступление КА под Курском получило развитие на южном направлении (битва за Днепр – на следующий урок подготовить сообщение).

4. «Тегеранская конференция»(28нояб. – 1дек.1943г.)

(Рассказ учителя) кино – фото документы.

Цели: ………..

Участники: ………..

(Работа с текстом)

Итоги: а) США и Великобритания дали обязательство открыть второй фронт в Европе («Оверлорд» и «Энвилл»);

б) СССР дал обязательство вступить в войну против Японии после капитуляции Германии;

в) По «польскому вопросу» договорились, что будущая новая Польша войдет в советскую сферу влияния, а советско-польская граница пройдет по линии Керзона с передачей г.Львова УССР.

IV. Подведение итогов.

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны – это перехват стратегической инициативы союзниками по антигитлеровской коалиции, который произошел летом-осенью 1943года на советско-германском, африканском и тихоокеанском театрах военных действий в силу объективно сложившихся экономических, политических и военно-стратегических причин.

А именно :

В военной сфере — это решение главной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.

В экономической сфере — решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.

В политической сфере — решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен укреплением морально-политического единства союзников, сплоченностью совместных действий всех народов антигитлеровской коалиции против фашизма. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.

— Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом во Второй мировой войне.

— Оценки за сегодняшний урок.

Домашнее задание: § (на выбор учителя).

Источник