Урок истории коренной перелом
Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
- СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
- БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
- Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
- Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
- Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
— обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Силы и средства | Советский Союз | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
- Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
- Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему он стал возможен?
- Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
- Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
- В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
- Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Источник
Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.
Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:
Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».
Линия 3 ЛР. Историческое мышление.
Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.
Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;
2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;
3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге
4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.
5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны
6.Характеризовать решения Тегеранской конференции
Учебная проблема:
Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)
Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.
1.Можно ли говорить о внезапности нападения? Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.
2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?
3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?
4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?
5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?
6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.
7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.
-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.
— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.
Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?
Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?
Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).
Итак, тема нашего урока?
Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Какие сражения нам предстоит рассмотреть?
План:
1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.
2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.
3. Итоги и значение второго периода в войне.
Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы
Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?
Причины поражения фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.
Немецкие генералы о причинах поражения | Источники о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне? |
| «Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк |
| Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль). |
| Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год |
| Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января. |
Учитель: Какой же будет проблема урока?
Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Версии
Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?
Ученики предлагают свои версии.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)
Открытие нового знания
- Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
- Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.
Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?
Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?
3 группа: Проанализируйте диаграммы.
Какие выводы о причинах победы можно сделать?
- Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»
Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».
Вопросы:
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»
Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.
Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.
- Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
- Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».
Выделите причины победы на Курской дуге
Задание может быть выполнено в письменной форме.
Ученики:
- Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
- Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
- Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
- Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )
Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.
Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?
Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам
Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?
Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.
Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.
Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).
Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?
Ученики: Да.
Применение нового знания
Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?
Ученики делают вывод по проблеме урока.
2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.
Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)
- Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).
Тема урока | Какие ключевые понятия и процессы усвоены | Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого | Личная оценка качества усвоения материала | Личная оценка активности, вклада в урок | Конструктивные предложения по уроку |
4. Домашнее задание: § 30,32.
Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?
Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.
Источник
Открытый урок по истории в 11 классе.
Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях на южном фронте в 1942-1943 году, определить причины коренного перелома в ходе войны.
Задачи урока:
I. Педагогические:
Развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом (учебник, карта) и дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности. Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу. Образовательная: ознакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 г., выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.
II. Развитие образовательного процесса:
1. диагностические
2. познавательные
3. исследовательские
Оборудование урока:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийный проектор и ПК (презентация по теме), фотографии и иллюстрации на стенде по теме урока
Ход урока:
Мотивация:
Ребята, скажите, что вы чувствуете, видя эти фото, какие эмоции у вас возникают?
Как вы думаете, какие события здесь запечатлены?
-Это кадры из фашистских концлагерей, где во время войны уничтожалось мирное население восточной Европы и СССР.
-Вы видели бараки, в которых содержались мирные ни в чём не повинные люди, камеры пыток, в которых они безжалостно истязались и уничтожались, печи и рвы, ставшие для них последним мучительным пристанищем.
На этих кадрах вы видели не только взрослых людей, но и детей.
Скажите, существуют ли в мире какие-то законы, которые бы защищали их от подобного зла?
Верно, существует большой пакет таких общечеловеческих документов, получивших название Международной хартии прав человека.
Это сводный документ, а из каких самостоятельных документов он состоит?
Всеобщая декларация прав человека, международный Пакт о гражданских и политических и др. правах человека…
Да, но ведь в них идёт речь о «мирных» правах? Какие документы, отдельные договора защищают мирных жителей именно во время войны?
Международные соглашения о защите прав человека в периоды вооружённых конфликтов, так называемое международное гуманитарное право: о защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненых и больных в действующих армиях.
Но, как вы только что убедились, их существование не является залогом мирного существования народов на земле. Есть те, кто развязывает кровопролитные войны. Война – страшное слово. Война ранит и калечит не только воинов, она оставляет глубочайшие раны на сердцах тех, кто любит и ждёт, верит и помнит своего сына, брата, отца, мужа, деда.
Да, действительно, тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы? Для того, чтобы вы никогда, не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких… А вот как сражались советские солдаты с немецко-фашистскими захватчиками, мы узнаем в процессе сегодняшнего урока, Темой которого будет «Сталинградская битва: коренной перелом в войне».
Актуализация знаний:
Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом Второй мировой войны и непосредственно началом ВОВ. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.
Индивидуальное задание:
Первое задание: показать на карте схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».
Второе задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
Третье задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
/Что вы видели на этих кадрах? Солдат? Каких солдат? Есть ли оружие? В какой они форме? Можем ли мы предположить, что это военнопленные? А где и когда могли быть они пленены в таком количестве? – наводящие вопросы/.
Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока, в процессе которого, мы должны определить, Стала ли Сталинградская битва переломным событием в ходе войны?
На доске «основное понятие»:
Коренной перелом в войне —
Процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.
1. Изложение нового материала.
Введение.
В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря. Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.
Первый вопрос
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
/На доске обозначены силы сторон: Соотношения сил воющих сторон.
В Середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.
Сообщение 1
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и К середине августа Вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.
Сообщение 2
В этот день фашистская авиация подвергла жесточайшему бомбовому удару весь город, совершив 2 тыс. боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.
А теперь внимание.
На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/
Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т. к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.
Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
Второй вопрос
«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».
Сообщение 3
Гитлер непрестанно требовал во что бы то ни стало взять город. Сосредоточив против ослабленных в боях 62-й и 64-й советских армий, непосредственно оборонявших город, превосходящие силы пехоты и танков, Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом, продолжались беспрерывно более двух месяцев. К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М. С. Шумилов).
Работа с документами
Ребята, у вас на столах лежат документы – это воспоминания военачальников воющих сторон.
Документ
Из воспоминаний маршала В. И.Чуйкова (командующего 62-й армией)
Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой.
Давайте дадим характеристику этому этапу сражения.
Возможный ответ учащихся: Советские войска в тяжелейших боях измотали и обескровили крупную группировку немецких войск, остановили её и создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.
Верно, 11 ноября 1942 года немецкие войска предприняли последнюю попытку штурма города.
Третий вопрос «III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)» /освещается после выслушивания выступлений учащихся по мини-исследованию/.
Сообщение 4
Ещё в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. Для достижения этой цели имелись все Условия. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск современной боевой техники. В тылу заканчивалось формирование резервных армий, в том числе танковых. Осенью 1942 г, в результате больших потерь, понесённых немецкими армиями под Сталинградом и на Кавказе, общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии. Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Её разгром должен был привести к крушению южного фланга противника и к перелому в оде войны.
Сообщение 5
Для уточнения деталей плана, получившего условное название «Уран», под Сталинград в сентябре 1942 г. выехал заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский. К ноябрю все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября 1942 г. план контрнаступления утвердил И. В. Сталин. Ставка намечала нанести главные удары силами двух фронтов – Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин) и Сталинградского (командующий Д. И. Ерёменко), по сходящимся направлениям, окружить и разгромить войска противника, находившиеся в междуречье Волги и Дона. На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить внезапность перехода войск в контрнаступление.
Сообщение 6
В 7 ч 30 мин 19 ноября 1942г. советская артиллерия открыла шквальный огонь по противнику, занимавшему оборону на правом берегу Дона, северо-западнее Сталинграда. Удар артиллерии был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были введены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта, которые устремились с севера на юг и на юго-восток. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, расположенные южнее Сталинграда. В этот же день они прорвали оборону противника и устремились на северо-запад, навстречу наступавшим частям Юго-Западного фронта.
Документ /читается учителем/
Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом.
Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…
Сообщение 7
Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага – 6-я и4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым армиям с юго-запада на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Р. Я. Малиновского не только остановила врага, но нанесла ему сокрушительное поражение. Остатки немецких войск отступили к Ростову.
После перехода в наступление войск Юго-Западного фронта на Среднем Дону в направлении Донбасса и разгрома войск Манштейна окружённая немецкая группировка оказалась в глубоком тылу. Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.
Вопрос учителя классу: Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так?
Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировке. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г.
Сообщение 8
31 января основные силы окружённых немецких войск во главе с произведённым накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть. Всего же в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 тыс. чел., 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолётов. Всего в плен была взята 91тыс. чел., в том числе 24 генерала.
Итог:
Так завершилось одно из крупнейших сражений ВОВ.
А теперь внимание: скажите, какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве?
На данном этапе можно говорить о переломе в ходе войны? Почему?
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.
Действительно, разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа:
2. Закрепление изученного материала.
«А сейчас давайте закрепим получе?