Урок биологии переломы
Общеобразовательная средняя школа № 3 им. Абая г.Талгар Алматинская область
Подготовила и провела учитель биологии Мартынова Л.В.
Тема урока: первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов и переломов костей.
Цель урока: изучить виды травм опорно-двигательной системы и правилами оказания первой помощи.
Задачи урока:
1.Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок. Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.
2. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
Формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы. Развивать внимание, умение работать в группах.
3.Способствовать формированию правил гигиены опорно-двигательной системы.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: лекция – беседа с демонстрацией, самостоятельная работа, практическая работа
ФОПД: индивидуальная, групповая
Учебник/литература: «Биология» 8класс ,Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева ,«Мектеп» 2016
Оборудование: таблица «Виды травм опорно-двигательной системы», бинты, шины
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
1. Какие отделы скелета вы знаете? Показать на модели скелета
Интерактивное задание: «Из костей восстановить скелет»
2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость — сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? Из какой ткани состоит кость? Какой химический состав кости?
Демонстрация опыта «Химический состав костей» (декальцинированная и прокаленная кости)
3. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
4. Какие особенности человека связаны с прямохождением? (изгибы позвоночника, строение черепа, кисти, стопы).
Дома вы сделали след ноги. Спикеры каждой группы оцените правильность выполнения задания. У кого обнаружено плоскостопие? (свод стопы уплощается)Можно ли добиться исправления плоскостопия? (сообщение)
6. Каково строение сустава? Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? Что находится в суставной полости?
Что обозначено цифрами 1 и 2?
Объяснение нового материала
Проанализируйте ситуацию
Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.
— Что бы вы сделали на месте девочек?
Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему
Тема урока:
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (Запись в тетради)
Кости человека твердые , прочные. Сопоставьте следующие факты:
Большая берцовая кость – 1650 кг .
Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Плечевая кость – 850 кг, коленная чашечка -600 кг.
Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85-110 кг.
Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита –в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна ,как чугун. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе или падении кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность
Статистическая информация. С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время
перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;
– занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;
– учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;
– соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.
Какие виды травм скелета вы знаете? Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок
Работа в группах
Используя учебник, изучите различные виды травм по плану.
План работы:
1. Дайте определение вида травмы
2. Перечислите симптомы этого вида травмы?
3.Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему?
4. Практическое задание: окажите первую помощь
1. Группа – специалисты по ушибам ( Растяжение связок голеностопного сустава)
2. Группа — специалисты по вывихам (Вывих плечевого сустава)
3. Группа – специалисты по переломам костей (Закрытый перелом плечевой кости)
4. Группа – специалисты по переломам костей (Открытый перелом локтевой кости предплечья)
5. Группа – специалисты по переломам костей (Перелом костей грудной клетки, черепа и позвоночника)
Выступление представителей групп.
Ученики заполняют таблицу:
1. Приложить к поврежденному месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отечности.
2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное место.
Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
3. Обратиться в травмопункт
1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.
3. Вправлять сустав может только врач
Полная неподвижность поврежденной части путем фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг
Обязанность, оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы .Создать покой. Холод .Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 103.
Задание: Оценить представляемый мастер-класс, используя экспертную карту
Закрепление нового материала
1. Перечислите виды повреждений скелета
2. Перелом его симптомы. Какие меры первой помощи при открытом переломе?
3. Другие переломы.
4. Транспортировка пострадавшего.
Тесты
1. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при повреждении ключицы? А. Подвесить руку на косынку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.
2. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости? А. Наложить шину Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Прибинтовать шину к конечности
3. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу Б.Обездвижить конечность В. Наложить холод на поврежденное место Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав
4. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при открытом переломе голени? А. Прибинтовать шину к конечности Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку Д. Наложить шину
5. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при переломе позвоночника? А. Туго перебинтовать грудную клетку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Сделать глубокий выдох Г. Дышать не глубоко
Биологические ситуации
1. Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?
Биологические ситуации 2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала. Рука болела так, что ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи.
Биологические ситуации 4 Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болела кисть. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
Дополнительные вопросы на закрепление
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте?
2.Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? 3. Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает?
Домашнее задание
Пар.24 читать, отвечать на вопросы
Составить 5 тестовых вопросов с вариантами ответов
Составить кроссворд
Подведение итогов урока, оценивание
Источник
конкурсный материал
Конспект открытого урока по биологии в 7 «Б» классе по теме:
«Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
Цели урока: охарактеризовать различные виды нарушений и травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжений связок; определить цели доврачебной (первой) помощи и научиться оказывать доврачебную помощь. Воспитание чуткости и внимательности к людям попавшим в беду.
Оборудование: Скелет человека, перевязочный материал, косынки, раздаточный материал, инструкции для работы в группах, презентация к уроку, видео материал по оказанию первой доврачебной помощи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, создание коллоборативной среды.
Здравствуйте, садитесь! Устраивайтесь по удобнее, будьте внимательны и активны. Помните, что хорошее настроение и улыбка помогут в трудной ситуации. Уважаемые коллеги, у нас в классе группы уже сформированы.
3. Актуализация темы: прежде чем мы с вами определимся с темой урока, поиграем в игру «Горячий стул»
1) К доске приглашается один ученик ( Шевецов Евгений), садится на стул спиной к доске, учитель демонстрирует понятия опорно-двигательной системы, класс не называя слово даёт ему определения, а ученик сидящий на стуле отгадывает данное слово. Варианты слов выведены на экран, записано на доске, или на лист А4. ( Н/Р сустав , голень, бедро, стопа, связки).
2)ответьте на мои вопросы: а) в какое время года сегодня? –зима.
б) Чем это время года опасно для опорно-двигательной системы?- гололёд, травмы.
Правильно, и так как какая у нас сегодня тема? – о травмах и как оказать первую помощь.
4.Открываем тетради и записываем число и тему на экране (ИКТ).
1. Как вы думаете, что нам даст эта тема?, т.е. каковы цели и задачи нашей темы? (учитель слушает варианты ответов учащихся). У кого из присутствующих были проблемы с опорной системы?. Подводит к цели урока. Правильно!
Цель нашего урока: Мы должны понимать, знать, как поступить,
чтобы в нашей жизни было меньше травм опорно-двигательной системы.
А достигнем мы этой цели, решив следующие задачи.
ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические.
Какие виды повреждений опорной системы бывают?
Работа в тетрадях. Заполнение концептуальной таблицы с использованием $24 стр.106-108
Симптомы
Первая помощь
Перелом
Вывих
Растяжение связок
Ушиб
Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей.
ПЕРЕЛОМ-это повреждение костей.
Бывают Открытые и Закрытые.
Могут быть простыебез смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Осколочный перелом
Простой перелом – это явный перелом или
Трещина в кости,
С множеством костных
Обломков
Перелом типа, зеленой веточки,
Повреждение молодой растущей кости
Обычно у детей.
Чем вызваны переломы?
Не прямым воздействием
При падении на руку приводит к перелому ключицы,
Прямым воздействием
Прямой удар в грудь — перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечноти, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота,
Оказание первой помощи,
обеспечить неподвижность,
наложить шину,
холод,
РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц,
Первая помощ ь-
наложение тугой повязки,
создать суставу покой,
Холод,
Ситуации при которых могут быть растяжения. примерыКак избежать.
ВЫВИХ-это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможноть движений.
Виды вывихов:
вывих плечевого сустава
Вывих локтевого сустава
Вывих голеностопного сустава
Нивкоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок,
Оказание первой помощи:
покой суставу
Мягкая давящая повязка
Косыночная повязка
Холод
УШИБ-это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние,
Симптомы –боль припухлость краснота в области ушиба,
Оказание первой помощи, холод лед, холодная вода, ложка.
Работа с текстом – необходимо собрать по принципу домино таблицу:
Определить вид травмы,симптомы, оказание первой доврачебной помощи.
Ситуация 1- Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.
Ситуация 2
…Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой “Попрыгай со мной”. Она была очень модной в этой четверти среди девчонок.
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, её нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильней всего. Они не знали, что делать.
Ситуация 3
Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо. Ни кто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все считали умным, мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. “Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьёзное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь
Группы работают по ситуациям и определяют вид травмы у пострадавших.
Таблица (приложение) виды повреждений скелета, собирается по ринципу домино ( вид повреждения,симптомы и оказание первой доврачебной помощи)
Закрепление.
Таблица собирается по принципу домино, при разборке текстов ситуаций 1,2,3.(раздаточный материал на цветных листах разрезанный к ним причины, ссимптомы, первая помощь).
Памятка ученику
Выходят к доске и вывешивают свой вариант травмы и то как подобран
к нему симптом и вид оказанной первой помощи.
Выставление оценок с использованием в течении всего урока и по её окончанию:
1. формативное
2. суммативное Домашнее задание: стр.106-108. Придумать свои ситуации к различным видам травм и советы по оказанию первой помощи.
Источник
Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,
переломах костей. 8 класс
Филькина В.И., учитель биологии
Цели: — научить различать признаки повреждения скелета,
— выработать умения оказывать первую медицинскую помощь
при повреждениях скелета и осуществлять ее обоснование,
— совершенствовать навыки работы с учебником,
— осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Оборудование: таблица «Соединение костей», скелет человека, шина,
бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом.
Ход урока.
Оргмомент
1. Актуализация знаний.
Мы с вами в течении 3уроков изучали тему «Скелет», рассмотрели его строение, свойства костей, типы соединения костей , а сегодня мы познакомимся с некоторыми видами травм при повреждении скелета.
Давайте с вами вспомним:
1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).
2) Что входит в состав верхних конечностей?
3) Что входит в состав нижних конечностей?
4) Выполнение творческого задания по вариантам.
1 – вариант:
Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.
Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.
2 – вариант:
Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.
Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.
- суставная головка знаюсь
- лопатки я вас
- тазовые кости труд и
- запястье шусь
- предплюсна и в этой
- надкостница сти
- ключица лю…
- бедро стыд
- компактное вещество несчаст…
- плечо блю…
- большая берцовая кость прас…
- фаланги пальцев кисти это
- лучевая кость бе
- суставная впадина при…
- надколенник на…
- локтевая кость хоть я
- суставная жидкость я
- фаланги пальцев стопы по…
- губчатое вещество ной
- суставная сумка ших ног
- пястье хоть
- малая берцовая ный
- костный мозг у ва…
- плюсна. глу…
Я вас люблю – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
А.С. Пушкин «Признание» (к Александре Ивановне Осиповой)
- Изучение нового материала.
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Вспомним:
- Какими классами химических веществ образованы кости? (органическими и неорганическими) .
- Какое значение для кости имеют органические вещества? (придают кости гибкость и упругость).
- Какое значение для кости имеют неорганические вещества? (придают костям твердость), а вместе органические и неорганические вещества обеспечивают прочность кости.
- Решите биологическую задачу:
Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.
- Какое строение имеет сустав?
- Какое значение имеют связки?
Растяжения : В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением.
При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.
Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.
Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.
Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.
При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.
Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.
При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.
При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.
Первая помощь при повреждениях скелета.
Тип травмы | Признаки | Первая помощь |
Растяжение связок | Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава Иногда кровоизлияние. | Тугое бинтование сустава; Холод на место повреждения; Доставить в лечебное учреждение. |
Вывих суставов | Резкая боль в суставе; Конечность в неестественном положении; Движения в суставе затруднены или невозможны. | Обеспечить неподвижность месту повреждения; Дать обезболивающее; Доставить в лечебное учреждение |
Переломы костей | Резкая боль; Изменение положения формы, иногда длины конечности; Нарушение функций конечности; Появление отечности и кровоподтека. | Полная неподвижность поврежденной части тела; Дать обезболивающее; Доставить в лечебное учреждение. |
Первую помощь рассказывает фельдшер.
3. Домашнее задание: выучить записи в тетради, дома потренироваться определять различные виды травм по описанию.
4.Закрепление:
Решение биологических задач:
- При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только поврежденное место, но и ближайшие суставы. Почему? (в этом случае части сломанной кости не смещаются)
- Подумайте, что надо делать при вывихе. Выберите правильные ответы из предложенных: а) самому вправить вывих; б)забинтовать конечность и наложить шину, отправить пострадавшего к врачу; в)приложить что-нибудь холодное; г) приложить грелку; д) делать массаж. Ответ (б,в)
Источник