Уход за детьми с переломами
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Источник
Введение
Если Вашему ребенку поставили диагноз несовершенный остеогенез, если у него бывают переломы, не имеющие очевидных причин для появления, в таком случае, Вам очень важно понимать, что даже при самом лучшем в мире уходе за ребенком, у него все же будут появляться переломы. Дети с ломкими костями любят всё то же, что и другие дети. Когда Вы держите Вашего ребенка на руках, совершайте медленные, нежные (мягкие) движения. Планируйте наперед Ваши действия; старайтесь не напугать ребенка, так как испуг может повлечь за собой неожиданное движение, которое спровоцирует перелом. Дети с несовершенным остеогенезом любят, когда с ними разговаривают, когда им поют, их целуют, обнимают, качают и ласкают, ровно также как и любые другие дети.
Как держать ребенка на руках?
Всегда проверяйте, что руки и ноги ребенка не запутались в одеяле или других предметах, когда Вы его поднимаете, уделяя особое внимание пальцам рук и ног. Старайтесь не поднимать ребенка, держа за руки или ребра, чтобы избежать перелома ребер. Всегда берите ребенка обеими руками, одну руку положите под ягодицы и поясницу ребенка, а второй придерживайте голову, шею и верх спины. Если у ребенка перелом руки или ноги, то ему будет комфортнее, если их приподнять на подушке или поролоновом матрасике. Близкий контакт с Вашим ребенком является важной составляющей эмоциональной близости с ним, даже если у малыша перелом.
Как менять подгузник?
Когда вы меняете Вашему малышу подгузник, не держите его за лодыжки. Положите руку под ягодицы, чтобы приподнять ребенка и достать подгузник. Чтобы упростить процедуру, можно положить чистый подгузник под ребенка, прежде, чем Вы снимете грязный, что позволит лишь один раз приподнять малыша.
Кормление
Во время кормления грудью не кладите руку ребенка себе за спину. Смотрите за ногами ребенка, чтобы они не лежали вдоль тела неуклюже, под углом. Во время кормления из бутылочки убедитесь, что Вы каждый раз меняете сторону, на которой лежит ребенок (правая или левая), для того, чтобы избежать поворота головы в одну сторону, а также измененной формы головы. Если необходимо, кормите ребенка лежа на подушке с наклоном. Некоторые дети могут съесть маленькое количество пищи, чаще всего, потому что они не справляются с большим количеством за один раз. Малыши могут легко уставать во время кормления, поэтому кормить можно часто и понемногу.
Купание
Хорошо подготовьтесь и приготовьте все, что вам понадобится для купания. Ребенок очень скользкий, когда намылен. Во время купания может использоваться специальное поддерживающее приспособление, которое будет удерживать тело и конечности малыша.
Как одевать ребенка?
Выбирайте легкую одежду из хлопка, так как многие дети с несовершенным остеогенезом могут сильно потеть. Выбирайте одежду, которую легко надевать, чтобы уменьшить надобность сгибать конечности малыша, когда его одеваете. Используйте комплекты на один или два размера больше или найдите одежду, которая широко расстегивается. Это Вам позволит поместить ребенка на одежду, а потом застегнуть ее. Избегайте оборок, ленточек или вязаных тканей с дырками, в которые могут попасть пальцы малыша. Когда одеваете ребенка, всегда протягивайте Вашу руку вдоль рукава и мягко опустите руку ребенка вниз. Это позволит случайного попадания руки ребенка в одежду. Одежду ребенка можно преобразовать путем разрезания и пришивания застежек к ней, тогда не понадобится продевать голову и конечности в одежду.
Положение тела ребенка (регулировка положения тела)
Форма головы Вашего малыша легко меняется (это необходимо во время рождения), и это еще более часто происходит у детей с хрупкими костями. Для того, чтобы поддерживать хорошую форму головы Вас могут обучить поочередно менять положение головы, чтобы давление было не всегда на теменной части головы. Ваш врач может помочь Вам научиться это делать правильно. Положение головы на боку также позволит улучшить форму головы, но должно выполняться при помощи группы специалистов или педиатра.
Автомобильное сидение
Всегда используйте безопасное сидение для машины. Производите установку сидения и ремни безопасности в соответствии с инструкцией производителя. Ваш ребенок не должен оставаться в автомобильном сидении длительное время. Если Вы едете на большое расстояние, то делайте частые остановки, извлекая ребенка из сидения.
Как справляться с переломами?
Выявить перелом может быть очень сложно. Иногда плач ребенка и отек конечности может свидетельствовать о переломе. Перелом редко появляется по чьей-либо вине, даже при самом хорошем уходе за малышом, перелом может появиться. Первым признаком может быть то, что ребенок перестает двигать конечностью. Не всегда ребенок будет плакать при переломе. Иногда рентгены при начальной стадии перелома не выявляют его, поэтому, если есть сомнения, ухаживайте за конечностью, как если бы она была сломана. Старайтесь перемещать ребенка как можно меньше и давайте обезболивающие средства, рекомендованные специалистом.
СОВЕТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕСОВЕРШЕННЫМ ОСТЕОГЕНЕЗОМ
Мы надеемся, что эта информационная брошюра сможет дать ответы на многие вопросы и облегчить беспокойство родителей, которые напуганы тем, что им предстоит ухаживать и заботиться о ребенке с несовершенным остеогенезом. В первую очередь, помните, что вокруг Вас есть профессионалы, которые помогут Вамю Важно, чтобы Вы помнили, что и родители через некоторое время сами становятся экспертами. В большинсте случаев вы сами сможете понять, когда у ребенка есть перелом или болезненное ощущение.
Введение
Несовершенный остеогенез часто называют «болезнь хрупких костей». Это заболевание бывает разной степени тяжести, поэтому данная брошюра содержит общую информацию для воспитателей, ухаживающих за ребенком с несовершенным остеогенезом дома, в садах, младших школьных заведениях. Если Вам нужна более специфическая информация, пожалуйста, обратитесь к группе специалистов по лечению несовершенного остеогенеза (см. ниже).
Общая информация
Несовершенный остеогенез – это генетическое нарушение, которое вызывает в организме недостаточное или неправильное образование фиброзной ткани, которая называется коллагеном. Коллаген в норме содержится в костях, суставах, связках, зубах и коже.
Это нарушение может привести к следующему:
Кости: больше подвержены переломам, без видимой причины
Спина: может быть искривлена (сколиоз) или сдавление, снижение высоты позвонков
Суставы: сверхподвижные, «разболтанные»
Зубы: могут быть полупрозрачными или серого цвета (Dentinogenesis Imperfecta)
Кожа: легко появляются синяки
Боль: генерализованная боль, которая может иметь различную природу
Рост: обычно ниже, чем у сверстников
Наблюдение
Несомненно, родители ребенка и воспитатели будут встревожены, когда ребенок приобщится к детскому саду. Вы понимаете, что ребенку требуется постоянный надзор и этот факт может препятствовать тому, чтобы ребенку позволить посещать дошкольное учреждение. В большинстве случаев один из родителей становится домашней сиделкой. Это нормально, если будет практичным для родителей, но не лучшее решение, когда уход требуется длительный. Важно, чтобы и ребенок и его семья привыкли к тому, что другой человек тоже может ухаживать за ребенком. В обучение и поддержку, которые понадобятся этому человеку, могут быть вовлечены родители. В некоторых отдельных случаях, когда дети имеют более мягкую форму заболевания, они могут посещать дошкольные учреждения без постоянной поддержки, но персонал тем не менее должен быть полностью проинформирован и обучен соответствующим образом. Рекомендуется, чтобы в школе (детском саду) был Список, содержащий информацию о тех людях, к которым можно обратиться в случае непредвиденных ситуаций, а также информацию о возможных ситуациях (например, если наступил перелом, если ребенок в гипсе, в случае пожара). Персонал должен знать, что если есть подозрение на перелом, не следует перемешать/трогать ребенка, оценить ситуацию, вызвать скорую и родителей. Ребенок может скучать по воспитателям, детскому саду во время лечения переломов, планового ортопедического лечения, амбулаторного лечения.
Советы по домашнему уходу
Туалет
- Высота туалета
у раковину с рычагами для крана и широкую твердо стоящую ступеньку.
Коридор/гардероб
- Вешалки для одежды должны располагаться на доступной для ребенка высоте и, желательно, в конце ряда, чтобы ребенок не попал в скопление толкающихся сверстников/взрослых
должны стоять на полу, чтобы помочь ребенку удерживать позу сбалансировано.
На полу –
- В целях достижения хорошей осанки и предотвратить прогрессирование деформаций и боли в суставах. Если посадить друзей тоже на стул рядом, то это поможет снизить беспокойство Вашего ребенка о том, что он «не такой».
дня в детском саду, особенно если день наполнен физической активностью. В соответствии с нашим опытом, ребенку может понадобиться отдых, особенно в младшем возрасте. Желательно иметь отдельно расположенную территорию для отдыха, где можно лечь.
Боли
Дети с более тяжелой формой несовершенного остеогенеза понадобится различное время, чтобы отдохнуть, облокотившись на спинку своего кресла или на плоской поверхности (кровать или пол). Это поможет предотвратить нарастание боли в спине, а также ухудшение формы костей позвоночника (переломы от сдавления). Ребенок, который проводит весь день в своем кресле, должен иметь возможность на время прилечь или подвигаться на полу. Это позволит предотвратить боли в бедрах, коленях и укорачивания мышц, что может повлечь за собой увеличение других проблем. Дети со средней степенью тяжести могут часто страдать от высокой степени гиперподвижности и могут, поэтому, нуждаться в отдыхе от активной деятельности.
Время игры/время еды
Игра на улице:
за маленьким ребенком требуется наблюдение, так как в этом возрасте он еще не знает о безопасности во время активных игр
Социализация:
для ребенка важно построить взаимоотношения со сверстниками, завести друзей. Несмотря на это, следует следить за ребенком во время игры с другими, чтобы поддерживать безопасность, поскольку другие дети могут не осознавать степень риска.
Сидение:
: если у ребенка имеется специализированное сидение в классе, будет полезно сажать его именно в такое сидение, поскольку это позволит удерживать правильную осанку, а также предотвратит болевые ощущения.
Поделки:
детей следует обеспечить укороченными ножницами и разнообразными поделками, для того, чтобы они развивали самостоятельную деятельность и навыки.
Поездки
Дети обычно справляются с короткими дистанциями ходьбы сами, во время длинных переездов, включающих в себя также ходьбу и другие активные мероприятия. В таких случаях нужно иметь в виду, что может понадобиться кресло-коляска, которую желательно взять с собой в дорогу. Многие дети могут сами управлять своим креслом-коляской, но могут уставать на длинных дистанциях, поэтому им может понадобиться помощь родителя или другого взрослого.
Физическая активность
В спортивные занятия дети должны иметь возможность включаться по мере собственных возможностей; здесь может понадобиться помощь воспитателя или другого взрослого. Физические упражнения необходимы для всех в целях поддержания общего тонуса и силы ребенка. Родители и воспитатели должны обсудить, какие предполагаются упражнения и активные игры во время занятий прежде чем ребенок начнет участвовать в них. Тем самым возможно будет заранее исключить те упражнения/игры, которые не подходят ребенку, а также обсудить, как именно будет ребенок в них участвовать.
Чего следует избегать:
- Спрыгивание с каких-либо объектов, предложите ребенку медленно слезть
лезные занятия:
Музыка и движения
- Танцевать ритмические танцы
в мяч, такие как ловить и бросать мяч – используйте мягкие мячи
Навыки удержания баланса, особенно если у ребенка есть гиперподвижность суставов, часто игры и упражнения на удержание баланса частично используются на физиотерапии
Ребенка, использующего кресло-коляску, следует поместить на пол, чтобы он имел возможность лучше воображать себе действия и движения.
Если ни один из видов физической активности не может быть применен, в таком случае ребенок может выполнять программу упражнений, разработанную их физиотерапевтом, под руководством специалиста.
Уважаемые родители и воспитатели! Эта информация – перевод брошюры на сайте для пациентов с несовершенным остеогенезом (www.oif.org). На этом сайте можно ознакомиться с оригиналом этой брошюры (на английском языке) и найти много другой полезной информации. Мы постараемся перевести самые полезные сведения. Мы надеемся, что данная информация будет для Вас полезной и поможет заботиться о ребенке. Если Вам потребуется разъяснения или больше помощи, пожалуйста, свяжитесь с Центром Костной патологии Американского Медицинского Центра. Тел. 8 495 933 77 00
www.osteogenez.ru
Источник