У нее было множество переломов

Боятся ли выжившие при крушении летать, отмечают ли второй день рождения и предчувствовали ли они беду перед тем, как подняться в самолёт.
«Сдал билет», «Не успел на рейс», «Приснился тревожный сон»… После крушения пассажирских лайнеров, как правило, всплывает минимум одна такая история.
Куда меньше число тех, кто спасается из гигантской железной могилы. В журнале Popular Mechanics специалисты опубликовали данные, согласно которым шансы на жизнь пассажиров, выбирающих себе место в хвосте, возрастают на 40%. Профессор математического моделирования и инженерии в Университете Гринвича в Лондоне Эд Галея опровергает эти данные, утверждая, что на борту «счастливого места» нет. Безопасность у всех кресел одинаковая.
Процент людей, выживших в крушениях, минимален. А что происходит с ними дальше? Как они живут после второго рождения?
Камил Баженов
В апреле 2012 года под Тюменью рухнул пассажирский самолёт авиакомпании UTair. Лайнер, который направлялся в Сургут, упал через 42 секунды после взлёта. Этого времени оказалось достаточно, чтобы набрать высоту около 200 метров.
Как позже оказалось, лайнер рухнул из-за решения КВС не проводить противообледенительную обработку, хотя на самолёте был снег. Из-за этого экипаж не смог вовремя распознать, что происходит, и увести самолёт из катастрофического положения. После произошедшего UTair обязала все свои самолёты обрабатывать средством от обледенения. Ранее это решение принимал капитан.
Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc // Соцсети
В результате погибло 33 человека, 10 остались в живых. Одним из тех, кто спасся, стал Камил Баженов. Молодому человеку тогда было 27 лет. Ехал на деловую встречу. Так получилось, что Камил перепутал очереди и сначала стоял на стойку регистрации в Москву. Только через несколько минут выяснил, что ему «в другую сторону». Взял свой билет 16А (в хвостовой части), в нужное время прошёл к самолёту.
Камил позже рассказывал: автобус, который должен был доставить пассажиров к борту, стоял довольно долго — на него спешили опаздывающие пассажиры. Но все успели, самолёт вылетел без задержки.
«Просим вас пристегнуть ремни, убрать откидные столики…» Всё шло по плану, как вдруг через несколько секунд на борту началась тряска, которая только усиливалась. Очнулся Камил уже на земле. Он смог поднять руку, чтобы его увидели спасатели. А дальше… был в сознании, но не реагировал ни на что вокруг. Что было — так и не смог вспомнить.
Он получил десять переломов и порвал четыре связки, несколько месяцев заново учился ходить.
— До катастрофы у меня был довольно тяжёлый период в жизни. Я работаю в жёстких условиях. В личном плане было нелегко… Но я не унываю. Чёрная полоса сменится белой. Если с человеком такое случилось, то надо бороться, — говорил КП молодой человек.
Спустя чуть больше года после трагедии Камил женился, стал предпринимателем. У него на страницах в соцсетях не встретишь постов про самолёты, авиакатастрофы. О произошедшем напоминает лишь электронный фотоальбом «Новая жизнь», да и тот на две фотографии. И первая запись после катастрофы, датированная 30 мая 2012 года: «Всем огромное спасибо за поддержку, она мне очень помогла, особенно когда я был в реанимации».
Сесилия Сичан (Крокер)
Фотография маленькой Сесилии Сичан в 1987 году облетела весь мир. Четырёхлетняя девочка чудом выжила во время крушения самолёта в Детройте 16 августа. Лайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании Northwest Airlines не смог набрать высоту — он влетел прямо в столб. Пилоты смогли увести воздушное судно от лобового столкновения, но было повреждено левое крыло. Самолёт вышел из-под контроля, упал на близлежащую автомагистраль и разломился, проскользив несколько метров.
Как позже оказалось, авария произошла из-за того, что экипаж не смог проконтролировать скорость и угол взлёта. Кроме того, как пишет Daily Mail, не был подан сигнал, что самолёт не готов ко взлёту. Причины отказа электроники на борту так и остались невыясненными. В результате авиакатастрофы погибло 153 человека — пассажиры и члены экипажа, а также двое очевидцев крушения.
Единственной выжившей стала Сесилия, которую мать закрыла своим телом. Девочка возвращалась с отдыха вместе с родителями и братом. Сам момент столкновения она не помнит.
Заговорить о трагедии она решилась только спустя четверть века.
— Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу, — рассказала она.
У девочки был переломан череп, сломаны нога и ключица. Кроме того, она получила ожоги третьей степени. То, что она выжила с такими травмами, тоже смело можно назвать чудом. Девочка провела в больнице семь недель, после чего её дядя Франклин Лумпкин и её тетя Рита, сестра матери, забрали ребёнка на воспитание. Чтобы скрыть её от глаз журналистов, они переехали из штата Аризона в Алабаму. Расстояние между её родным городом и тем, куда переехала семья, около двух тысяч километров.
Девочка не помнит об авиакатастрофе ничего. А то, что она стала единственной выжившей пассажиркой, выяснила только в средней школе.
— Я чувствовала себя виноватой. Почему я? Почему мой брат не выжил? Почему не кто-то другой? — говорила она в фильме Sole Survivor.
Она сделала маленькую татуировку самолёта на левом запястье в знак напоминания о трагедии, которую, впрочем, и так не забывает.
Девушка честно призналась, что у неё не открылось каких-то суперспособностей, она не приобрела страха перед полётами, но и работать стюардессой она никогда не собиралась. Спустя годы «главная американская сирота», как прозвали её СМИ в конце 80-х, разыскала пожарного Джона Тие, который нашел её в самолёте и экстренно передал медикам. В 2012 году он даже гулял на её свадьбе. Также Сесилия решила поддерживать связь с семьями погибших. Девушка призналась в интервью, что искренне старается жить нормальной жизнью. Но один взгляд в зеркало вновь возвращает её к чувству вины, что именно она выжила в той авиакатастрофе.
Джулиана Кёпке
Авиакатастрофа в Перу, в результате которой погибло 92 человека, произошла 24 декабря 1971 года. Самолёт Lockheed L-188 Electra попал в грозу.
Единственной, кто выжил, стала 17-летняя Джулиана Маргарет Кёпке. Её отец — зоолог Ганс Кёпке, а мать — орнитолог Мария Кёпке. Девушка училась в городе Лима.
Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc // Eric Kayne / AP Images for Samsung
В тот день Джулиана и её мать направлялись к отцу — он проводил исследования в южноамериканских джунглях. Все вместе планировали отметить Рождество.
До конца рейса оставалось около 20 минут, когда на борту началась сильная болтанка. Самолёт влетел в облако. Мать девушки смотрела в иллюминатор и повторяла, что что-то не так.
— Внезапно мы вошли в очень тяжёлое тёмное облако. Моя мать беспокоилась, но я была в порядке, мне нравилось летать, — позже рассказывала женщина в интервью Би-би-си.
Самолёт буквально подскакивал: прыгал вверх и падал вниз, посылки и багаж падали с полок, по борту летали подарки, цветы и рождественские пирожные. Пассажиры начали плакать и кричать. Джулиана же не отпускала руку матери.
— Моя мама сказала: «Это конец, всё кончено». Это были последние слова, которые я услышала от неё, — вспоминает женщина.
После этого самолёт вошёл в штопор. Джулиана потеряла сознание. Очнулась только, как выяснилось, на следующий день, а первой мыслью было: «Я пережила авиакатастрофу».
В нескольких местах у неё была сломана ключица, кроме того, порваны связки в коленном суставе. Но в тот момент эти травмы она не ощущала — девушка была в состоянии аффекта. Она понимала, что надо срочно выбираться.
— До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу. Я слышала, как кружат поисковые самолёты, но не могла их видеть из-за густого леса, — вспоминает она.
Девушка потеряла очки и практически ничего не видела. Джулиана очень боялась наткнуться на ядовитых змей, которые маскируются среди листьев. В течение дня она вышла к небольшому ручью и направилась по течению. Ведь это значило, что где-то он впадает в реку. А где река — вероятнее всего, есть цивилизация.
Недалеко от места крушения она нашла пакет с рождественскими конфетами.
Девушка шла около 10 дней. Она была парализована чувством паники, ведь в пути первое время ей попадались разорванные тела пассажиров. Она вглядывалась в лица людей с одним простым вопросом: есть ли среди них её мать? И, понимая, что это другие люди, испытывала одновременно облегчение и стыд.
У 17-летней девушки было множество ран, где в какой-то момент завелись личинки. Она их вытаскивала руками, едва сдерживаясь, чтобы не закричать от боли.
— В какой-то момент я услышала голоса нескольких мужчин. Это было похоже на голоса ангелов. Когда они увидели меня, они встревожились и прекратили говорить. Они думали, что я была своего рода водной богиней — фигурой из местной легенды, — вспоминает Джулиана.
В итоге подростку удалось объяснить, кто она и что произошло. В течение дня местные жители оказывали помощь своими силами. А спустя сутки им удалось добраться до спасателей.
Мать девочки нашли чуть больше чем через две недели после авиакатастрофы. Оказалось, что она не погибла, но получила множество травм. Несколько дней врачи пытались вернуть её к жизни, но в итоге женщина скончалась.
Джулиана старалась забыть весь этот кошмар, но окружение не давало этого сделать. СМИ преследовали буквально по пятам, режиссёры атаковали, незнакомцы заговаривали на улице. История Джулианы Кёпке легла в основу сюжета американо-итальянского фильма Miracles Still Happen, который сняли в 1974-м. Закончилось это тем, что она отказалась давать интервью любого рода.
Заговорить о трагедии Джулиана смогла только в начале 2000-х. На неё вышел режиссёр Вернер Херцог, который пригласил на съёмки документального «Падения Джулианы в джунгли». Она согласилась дать несколько интервью. Спустя десятилетие, в 2011-м, и сама написала книгу, название которой переводится как «Когда я упала с неба».
Джулиана, как и мечтала, стала маммалиологом (раздел зоологии, изучающий млекопитающих). Она признавалась, что летать не боится, но не любит. И до сих пор ищет ответ на простой вопрос: почему происходят авиакатастрофы?
— С тех пор как это со мной случилось, я слежу за авиакатастрофами. Для меня очень важно знать, почему они происходят. Мне важно, чтобы нашлось объяснение. Наше падение так и не объяснили, — говорит она.
Единственный страх, который остался на всю жизнь, — при попадании в зону турбулентности у неё потеют ладони и сдавливает сердце.
Весна Вулович
Стюардесса попала в Книгу рекордов Гиннесса как выжившая после падения с высоты более 10 тысяч метров.
Авиакатастрофа, в которую попала тогда стюардесса «Югославских авиалиний», произошла 26 января 1972 года. На борту самолёта, который направлялся из Копенгагена в Загреб, находилось 28 человек. Полёт проходил в штатном режиме, лайнер был в воздухе около часа, когда начал разрушаться: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса.
Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc // Wikimedia Commons
Эксперты пришли к выводу, что на борту сработало взрывное устройство. Спустя 10 дней после крушения Служба государственной безопасности Чехословакии представила фрагменты будильника, который определили как часть взрывного механизма. Имена вероятных террористов установили, однако найти их так и не удалось.
22-летняя стюардесса Весна Вулович не помнит о роковом полёте ничего. Последнее, что осталось в памяти, — как уборщица чистит борт самолёта. Спустя пару часов её нашли на одном из обломков этого самого самолёта.
— Громкий взрыв, очень яркий свет и невыносимый холод — вот и всё, что я помню о той катастрофе, — рассказала она в интервью «Собеседнику». — На меня наткнулся местный житель, немец Бруно. Нащупал пульс, понял, что у меня сломан позвоночник, поэтому не стал двигать моё тело, а сразу вызвал помощь.
Как оказалось, у неё множество переломов и потеря памяти. Очнувшись в больнице, Весна не могла вспомнить, что произошло. А также где она, почему рядом нет любимых собаки и кошки и по какой причине родители со слезами на глазах.
— Я сломала левую руку и левую ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп, — сказала бывшая стюардесса в комментарии АиФ.
Как и другие, кто выжил в авиакатастрофах, осознав, что произошло, Весна ощутила чувство вины. Она не могла понять, почему выжила, а коллеги и пассажиры погибли. И почему спаслась именно она.
Вообще, на такой высоте сердце с большой вероятностью должно было не выдержать, однако у Вулович очень низкое давление с детства. Кроме того, она потеряла сознание, что и спасло ей жизнь.
Разговаривать, всё вспоминать и даже ходить она училась заново. Чтобы передвигаться на своих ногах, ей потребовалось четыре с половиной года. Она всю жизнь немного прихрамывала.
И тем не менее первое, что сделала Вулович, когда вышла с больничного… пошла устраиваться в «Югославские авиалинии» стюардессой. В авиакомпании не приняли аргументов, что «дважды в одну воронку не стреляет» и что поэтому «она — гарант безопасности полётов». Работать на борту Вулович не пустили, но нашли работу в офисе. В авиакомпании она проработала до пенсии. Детей не было.
Женщина умерла в своём доме в Белграде в декабре 2016 года.
Лариса Савицкая
Ещё одна рекордсменка по «высоте приземления без парашюта» — 20-летняя Лариса. Она только вышла замуж и возвращалась из свадебного путешествия вместе с супругом на самолёте Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолёт находился на высоте 5220 метров, когда в него на полном ходу врезался военный бомбардировщик Ту-16. Обломки разлетелись на несколько километров. Девушка намертво вцепилась в остатки кресла и полетела вниз.
— Помню страшный удар, ожог — температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу — в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала — от горя не успела осознать страх. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю — но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно, — позже рассказывала Савицкая «Известиям».
На спасение девушка не рассчитывала. Единственное, что билось в голове, — желание умереть без боли. Но каким-то чудом она, врезавшись в дерево, выжила. При ударе выбило все зубы, Лариса повредила позвоночник в пяти местах, сломала руку, рёбра, ноги.
Три дня она не могла даже открыть глаза. А когда очнулась, первое, что увидела, — тело мужа.
— Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они кроме «му-му» ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека, — вспоминала женщина.
К тому моменту всех пассажиров обоих воздушных судов объявили погибшими. Ларисе родственники заказали гроб и даже, как она признавалась, вырыли могилу. Месяцы, проведённые по больницам, поездки к костоправу, постоянные процедуры, долгий период восстановления. У Ларисы до сих пор весной и осенью усиливаются боли. Собственное право на нормальную жизнь она буквально выцарапывала.
Позже в интервью она вспоминала, что незадолго до рокового вылета посмотрела фильм «Чудеса ещё случаются», где рассказывается история Джулианы Кёпке. До сих пор не думает, было ли это предзнаменованием.
— Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: «Я любимая девочка у Бога». Живу как жила, — сказала она.
В 1985 году Савицкая родила сына. Через два месяца после родов её мать погибла в дорожной аварии. Лариса жила с ребёнком на пособие матери-одиночки, которое к тому моменту было 32 рубля. Перепечатывала тексты, торговала книжками. После перестройки открыла фирму по продаже обуви. Затем ушла в представительство «Боржоми». В 90-х её парализовало — сказались травмы, полученные во время падения. Однако Лариса смогла оправиться и от этого и даже устроилась работать офис-менеджером в риелторскую компанию.
О катастрофе она старается не вспоминать. Но любое крушение самолёта, которое происходит в мире, словно возвращает её на место трагедии. А ещё она отмечает 24 августа. Как второй день рождения.
Источник
Перелом – это травма, при которой происходит повреждение костной ткани. При этом прочность кости оказывается ниже, чем сила воздействующего фактора. Существует классификация переломов, которая помогает врачам точно поставить диагноз и назначить правильное лечение.
Переломы и их симптоматика
Симптомы варьируются в зависимости от типа перелома. Например, при травме позвоночника болевой синдром может появиться не в месте удара, а в нижних конечностях. Травма со смещением всегда приводит к появлению деформации и нетипичной подвижности. Большинство переломов сопровождаются сильным непрекращающимся со временем болевым синдромом, появлением отечности, покраснения, синюшности кожи в месте травмы, образованием гематом. При травмировании конечности утратятся её опорная и двигательная функции.
Открытый перелом легко распознать по открытой кровоточащей ране, часто с торчащими из нее обломками костей. При закрытом отломки кости могут выпирать сквозь кожу, не пробивая её. Травма ребер всегда сопровождается затрудненным дыханием, болезненностью, кашлем, иногда – кровохарканием. Перелом со смещением всегда вызывает заметную деформацию кости, если повреждена конечность, она может показаться длиннее или короче нормальной.
Зависимость травмы от возраста
Структура костей ребёнка более гибкая и не такая прочная, как у взрослых, из-за чего их опорно-двигательный аппарат более уязвим к травмам. Кроме того, повышенный риск травмы у детей связан с высокой активностью и недостаточными навыками самосохранения. У пожилых людей в процессе возрастных изменений из костной ткани вымываются соли кальция, из-за чего скелет также становится более хрупким. Кроме того, ухудшенное в силу возраста кровообращение может приводить к ухудшению равновесия, головокружениям, повышая риск падения.
У зрелых людей риск травмы связан с сезонными погодными условиями, физическим трудом, спортивной деятельностью.
Основные симптомы
Почти все виды переломов имеют сходную, довольно яркую клиническуюкартину. Признаки могут варьироваться в зависимости от разных факторов, но выделяют общие симптомы повреждения костной ткани: сильная боль, не проходящая со временем, покраснение, отек, образование гематом, синюшность кожи в месте травмы.
Некоторые из этих симптомов являются абсолютными признаками перелома, некоторые – относительными. Преобладание тех или иных признаков зависит от типа травмы.
Классификация переломов костей
Для упрощения работы медицинских работников существует классификация переломов костей. Повреждения отличаются по разным факторам, включая форму и размещение обломков кости, а также причину травмы.
Причины травмы
В зависимости от причины повреждения переломы бывают патологическими или травматическими. Среди патологических выделяют следующие разновидности:
- Истончение костей после хирургического вмешательства.
- Наличие хронических патологий.
- Остеопороз.
- Кисты костей.
- Наличие опухолей.
Травматические повреждения делятся на прямые и непрямые. К прямым относят любые травмы, при которых место воздействия на ткани совпадает с местом нарушения целостности кости. В противном случае перелом называется непрямым.
Сообщение отломков кости
В зависимости от расположения отломков костей, различают 2 вида переломов. Если целостность мягких тканей нарушена, перелом называется открытым. Если таких повреждений нет – закрытым.
Открытые переломы, в свою очередь, подразделяют на первичные и вторичные. В первом случае повреждение мягких тканей образуется в момент травмы. Вторичный возникает, когда обломки кости травмируют кожу, пробивая её и образуя рану.
Закрытые переломы делятся на следующие типы:
- Комбинированный. Характеризуется возможным наличием повреждений висцеральных органов.
- Сочетанный. Причиной повреждения стали химические, радиационные и механические факторы.
- Множественный. В этом случае наблюдаются повреждения нескольких костей сразу.
- Единичный. Наблюдает повреждение только одной кости.
- Полный. Происходит полное отделение концов кости, наблюдается их смещение.
- Неполный. Обломки кости не разделяются. К таким дефектам относят надломы, трещины, дырчатые и краевые переломы.
Самые сложные, опасные и долго заживающие типы травм – это переломы со смещением. Они могут провоцировать тяжелые осложнения: потерю чувствительности, паралич, кровотечения, застойные процессы. Травмы крупных мышц и кровеносных сосудов способны привести к летальному исходу.
Место расположения
В зависимости от расположения травмы делят на следующие типы:
- Эпифизиолизы – травмы зон роста костной ткани у детей.
- Эпифизарными – повреждения в полостях суставов.
- Метафизарными – в области сустава.
- Диафизарными – травмы концов трубчатых костей.
- Вколоченными – травмы губчатых элементов костей.
- Повреждения трубчатых костей.
Эпифизарная травма представляет собой совмещение перелома и вывиха. Это осложняет процесс лечения, и делает период восстановления более длинным.
Форма линии перелома
В зависимости от линии перелома, они делятся на следующие типы:
- Поперечный.
- Продольный.
- Косой.
- Винтовой.
- Оскольчатый.
При поперечных переломах повреждение считают стабильным, так как не возникает смещения. В других случаях кости тянутся за мышцами, и их отломки начинают расходиться, если их сразу же не зафиксировать.
При оскольчатом повреждении кости образуются несколько острых осколков, которые впиваются в мягкие ткани, нанося повреждения. Такие травмы требуют длительного лечения и реабилитации.
Возможные осложнения переломов
Осложнения при травме кости подразделяют на три группы:
- Нарушения со стороны костной ткани. Неправильное заживление, патологическое изменение длины поврежденной конечности, образование ложного сустава.
- Нарушения со стороны мягких тканей. Кровотечения, атрофия мышечной ткани, ухудшение иннервации и кровотока.
- Распространение инфекции в ране или по всему организму.
Перелом может не срастись, если неправильно расположить отломки кости. Если между отломками кости попадут мягкие ткани, может образоваться ложный сустав, из-за чего конечность потеряет возможность нормально двигаться.
Повреждение нервных стволов при травме может вызвать образование крупной костной мозоли, что приведет к возникновению параличей и парезов, а также нарушению обменных процессов в тканях. Все эти осложнения, в конечном счете, могут стать причиной инвалидности.
Длительная иммобилизация конечности приведет к атрофическим процессам в мышцах и нарушению подвижности суставов. А также при снятии гипса могут наблюдаться отеки, синюшность кожных покровов. Чтобы избежать этого назначают лечебные процедуры, курсы специальных упражнений.
Инфекционные осложнения возникают при открытых повреждениях кости, когда патогенные микробы попадают в рану и распространяются по организму. Чтобы их предотвратить, рану обеззараживают и закрывают повязкой, раны зашивают, проводят лечение антибиотиками.
При неправильном или затянувшемся лечении возможно формирование рубцов, которые начинают давить на сосуды и нервы, что приводит к появлению хронических болей после окончания лечения. При этом пациент не может долго ходить, переносить тяжести, чувствует боль при смене погодных условий.
Диагностика перелома кости
Диагностировать травму можно, опираясь на симптомы, однако есть вероятность перепутать его с сильным ушибом или трещиной из-за похожей симптоматики. После оказания первой медицинской помощи нужно доставить пострадавшего в больницу, где его сможет обследовать квалифицированный специалист.
Наиболее точный способ определить перелом – сделать рентгеновский в разных проекциях. Это позволит не только определить место повреждения, но и хорошо изучить его со всех сторон. Как правило, для постановки точного диагноза этой процедуры достаточно. После неё врач может назначить лечение и наложить гипс.
Относительные признаки перелома
Почти любые повреждения костной ткани сопровождаются следующими относительными признаками:
- сильный болевой синдром, не ослабляющийся со временем;
- утрата двигательной функции;
- отечность и покраснение кожи;
- появление кровоподтеков.
Важно: эти признаки проявляются не всегда и могут оказаться симптомами другой травмы. Точно диагностировать её может только врач.
Абсолютные признаки перелома
Абсолютными признаками травмы костей являются крепитация – характерный хруст отломков кости при попытке двигать поврежденной конечностью или прощупать её, деформация, а также патологическая подвижность в месте травмы. Эти симптомы не всегда становятся доминирующими, но при их наличии перелом можно определить точно.
Первая помощь при переломах конечностей
Пострадавшему нужно сразу же оказать первую медицинскую помощь. Важно: правильные действия в первые моменты после травмы помогут избежать травматического шока, а также осложнений при дальнейшем лечении.
Что нужно сделать в первую очередь:
- Оценить повреждения, их тяжесть и общее состояние пострадавшего.
- Остановить кровотечение, обеззаразить рану.
- Дать пострадавшему обезболивающее.
- При необходимости переместить пострадавшего в более удобное положение, в котором он сможет дождаться скорой помощи. Перед этим важно оценить, возможна ли транспортировка: нельзя как-либо двигать пациентов при переломе позвоночника.
- Обездвижить поврежденный участок, наложить шину из подручных средств.
Если самостоятельная транспортировка пострадавшего невозможна, после оказания помощи необходимо сразу же вызвать скорую помощь.
Остановка кровотечения
При открытом повреждении костей может открыться сильное венозное или артериальное кровотечение. Его нужно остановить, используя медицинский жгут или использовать для этого подручные средства: ремень, галстук, кусок ткани от одежды.
Перед тем как накладывать жгут, нужно определить тип кровотечения. Сделать это можно по цвету крови и скорости её выделения:
- Венозное кровотечение — кровь течет медленно, равномерно, имеет темный окрас. Жгут нужно наложить под местом травмы.
- Артериальное кровотечение — кровь ярко-красная, бьет из раны рывками. Жгут накладывают сверху травмированной зоны.
Важно: скорая помощь может приехать не сразу после вызова. Чтобы не дать конечности отмереть, жгут нужно ослаблять каждые 1,5 часа, а потом снова затягивать. Поэтому время наложения жгута следует записать и не забыть сообщить его врачам скорой помощи.
Обработка ран
Чтобы избежать заражения крови, рану при открытой травме нужно быстро обработать антисептическим средством и наложить стерильную повязку. Для этого подойдет обычная перекись водорода. После этого место травмы нужно обездвижить.
Иммобилизация
Иммобилизация или фиксация поврежденной кости – основной вид медицинской помощи при переломах. На травмированные конечности накладывают шину – твердую накладку, которую можно сделать из подручных средств, например, деревянной доски. При отсутствии подходящих материалов нижние конечности можно связать вместе, при этом здоровая будет служить шиной для поврежденной, а верхнюю подвесить на платке, шарфе или бинте, обвязав его вокруг шеи. Это позволит избежать смещения обломков кости и дальнейших осложнений при транспортировке больного.
Обезболивание
При сильном болевом синдроме необходимо дать пациенту обезболивающие препараты – анальгин, кеторол, ибупрофен. Перед тем как проводить какие-то манипуляции с поврежденной областью: накладывать шину или пытаться её пальпировать, сделать это нужно обязательно иначе пострадавший может потерять сознание от болевого шока.
К какому врачу обратиться
При переломе за помощью нужно обращаться к травматологу или хирургу, также можно обратиться к терапевту. Врач проведет осмотр, определить тип травмы и выберет тактику лечения. На реабилитационный период пациента могут направить к игло- или рефлексотерапевту, врачу-реабилитологу, специалисту по лечебной физкультуре.
Видео по теме
Разные виды переломов костей характеризуются разной симптоматикой и требуют разных тактик лечения. Для облегчения диагностики была создана классификация, учитывающая локализацию, форму и расположение отломков кости, а также причины травмы. Следуя этой классификации, врач может поставить точный диагноз и определить лучшую тактику лечения.
Источник