Тулгу переломов

Тулгу переломов thumbnail

НЕСКОЛЬКО
СЛОВ О
СОСТОЯНИИ
ВУЗОВСКОЙ
НАУКИ В
РОССИИ

ПЕРЕЛОМОВ
Леонид
Викторович

При
очевидном
значительном
отставании
отечественной
науки от
зарубежной, цифры
статистики подтверждают
на
национальном
уровне
эффективность
РАН как
научной
организации
и недостаточную
эффективность
университетской
науки. Так С.
Полютовым
было
подсчитано,
что около 50
тыс.
сотрудников
Академии
наук (из 450 тыс.
человек
общего
количества
российских исследователей)
обеспечивают
порядка 45%
всех
публикаций в
международных
журналах
(личное
сообщение). Конечно,
прежде всего,
речь идёт о
вузовской
науке как
системе, а не
о единичных
флагманах, по
отношению к
которым
исторически
сложились
определенные
преференции
со стороны
правительства.
Нигде в
развитом
мире нет
понятия
«национальный»
(т.е.
университет
в столице или
крупном городе)
и «просто
государственный»
университет. Было
бы смешно
слышать,
скажем, о
«национальном»
Берлинском
университете
и «провинциальных»
университетах
Гёттингена,
Гейдельберга,
Марбурга и
др.

Занятие
наукой не
должно
испытывать
влияния
политической
коньюктуры,
административного
давления,
поскольку
это противоречит
самому
понятию
научной
деятельности,
научной
методологии. Несмотря
на
исторически
сложившееся
отсутствие
автономии у
российских
университетов
(так наиболее
авторитетные
учёные и
историки
отечественной
науки,
например, С.Э.
Шноль считают,
что потеря
автономии произошла
ещё в 1911 году,
после революционных
событий 1905-1907 гг.),
сегодня
положение
дел как
никогда удручающее.
В рамках
существующих
подходов Министерства
образования
и науки к
организации
деятельности
университетов
не столько независимости
научной
мысли,
сколько
возможности организации
научного
процесса при
независимой
позиции от
руководства
университетов
(гражданской,
финансовой и
др.) достичь
сложно. Как
результат
отсутствия
стратегического
видения Министерством
цели и задач
развития
вузовской
науки практически
отсутствует стратегическое
планирование,
которое
заменяется
исполнением
текущих, зачастую
несистемных и
политических
заданий
правительства.
В рамках
подведомственных
учреждений
Министерства
отсутствуют
эффективные
и
объективные
критерии
оценки
научной
деятельности
– зачастую
они
заменяются
весьма
формальными, малопонятными
и вообще
бессмысленными
показателями,
которые в
свою очередь
очень удобны для
работы
универсальных
экспертов –
чиновников
Министерства.
Кроме этого,
никогда авторитет
главного
образовательного
и научного
ведомства страны
не падал так
низко,
особенно
после введения
ЕГЭ, в
котором были
лично
материально
заинтересованы
некоторые
руководители
Министерства.

На
университетском
уровне
занятие
наукой является
личным делом
сотрудника:
занятие
исследовательской
работой практически
не
учитывается
при
определении
квалификации
преподавателя,
в
большинстве
случаев
никак не
вознаграждается
на уровне
учебного
заведения.
Более того –
значительная
часть
российских
университетов
не имеет полноценного
штата
научных
сотрудников, их
материально-техническая
и лабораторная
база
хронически
устарела, а
статьи
расходов не
предусматривают
обновление
фондов, не
связанных с
учебным
процессом. Единичные
Центры
коллективного
пользования
современным
аналитическим
оборудованием
не решают
всех проблем
огромной страны.
Зачастую их
работа
сопряжена с
использованием
значительного
количества
дорогостоящих
расходных
материалов,
что также
ограничивает
возможность
их
использования.

При
зарплате
преподавателя
вуза, которая
на порядок
меньше
зарплаты
европейских
специалистов
со сходной
квалификацией,
руководство
российских
университетов
не считает
возможным
предъявлять
излишние
дополнительные
требования к
обязательному
занятию
исследовательской
работой. В
качестве
формального
выполнения
требования к
занятию наукой
многие
сотрудники
университетов,
в том числе
естественнонаучных
специальностей,
используют
подготовку достаточно
непрофессиональных
статей в области
педагогики и
психологии,
истории науки.
Противоречия
между
подобными
требованиями
и
отсутствием
реальной
возможности
заниматься
наукой ведёт
к подготовке
большого
количества
реферативных,
обобщающих
работ, в основном
с
использованием
в качестве
литературных
источников
публикаций
местных и отечественных
авторов, зачастую
достаточно
старых.
Большинство из
этих работ
ограничиваются
выдвижением
гипотез. При
отсутствии
возможности
экспериментальной
проверки выдвинутых
гипотез, в
качестве
инструмента
подтверждения
зачастую
используются
метафизические
представления
или восточная
философия,
что вообще
дискредитирует
вузовскую
науку. В этой
связи остро
встаёт
вопрос об
истинной
научной
квалификации
преподавателей
вузов и научной
значимости
издаваемых
вузовских
научных
журналов (в
том числе из
списка ВАК) и
монографий.
Вследствие
большого
количества таких
научных
журналов,
строгий
контроль за
научным
качеством их
публикаций
отсутствует.
Процедура
рецензирования
зачастую происходит
необъективно,
поскольку в
качестве
рецензентов
выступают
знакомые или
заинтересованные
специалисты.
Наличие свободных
средств
позволяет
публиковать
так
называемые «научные»
и «учебные»
пособия,
которые по
сути дела
являются
плагиатом
или содержат
недостаточно
проверенные
научные
данные и метафизические
суждения.

Читайте также:  Полезен ли виноград при переломах

Дополнительной
материальной
мотивацией
занятием
наукой в
вузах могли бы
стать гранты,
выделяемые
на
конкурсной основе
по линии
Минобрнауки.
Однако количество
таких
грантов
невелико и
конкурс на их
получение
очень высок.
Так по линии
Федерального
агентства по
науке и
инновациям
конкурс по V очереди программы
«Научные и
научно-педагогические
кадры инновационной
России»
составил
более 10 (зачастую
– около 15)
заявок на
лот, что явно
свидетельствует
о недостаточности
финансирования.
В системе
грантов
Министерств
отсутствуют
конкурсы на
обновление
материально-технической
базы научных
лабораторий.

Всё
это
подчёркивает
кризисное
состояние
российской
вузовской науки,
без которой
невозможно
наличие развитого
современного
государства.

В
качестве мер
по
модернизации
вузовской науки
можно
предложить
следующие:

1.
Создание
новых и уже
имеющихся
вузовских лабораторий
(институтов) –
«точек роста»,
укомплектованных
квалифицированными
штатами и
современным (
в том числе – зарубежным)
оборудованием,
имеющих
возможность
регулярно
закупать
современные
расходные материалы.
Разработка
всероссийского
Положения о
вузовских
лабораториях
(институтах)
с указанием в
качестве
критериев
оценки их
работы –
публикации в
международных
журналах,
наличие
грантов,
патентов (в
случае
прикладного
характера исследований)
и др.
общепринятых
международных
критериев.
Финансирование
текущей
работы
подобных структур
на 50-60 % из
бюджета.
Конкурсный характер
выбора
руководства
лабораторий
(институтов),
в том числе
из числа
зарубежных
специалистов.

2.
Объединение
профильных
вузовских
лабораторий
(институтов)
в Научные
общества с
единым компетентным
центром
координации
их
деятельности
(возможно в кооперации
с РАН).

3.
Сокращение
количества
вузовских
научных
журналов,
которые не
отвечают
современным
требованиям
(т.е.
публикации в
которых не
цитируются
на
международном
уровне) при одновременном
расширении
списка Всероссийских
и
международных
журналов, издаваемых
в России (в
том числе с
привлечением
возможности
российской
научной
диаспоры).

4.
Радикальное
сокращение
числа
диссертационных
советов.

5. Введение
системы
оценки
квалификации
преподавателя
университета,
непременно
включающей
наличие
научных
публикаций.
Повышение
реальной
зарплаты (не
базового
оклада!)
сотрудникам
российских
вузов, ежегодно
подтверждающим
свою
международную
квалификацию,
в ближайшее
время – в 3 раза,
а затем до
европейского
уровня. Это позволит
поднять
престиж
профессии,
побороть коррупцию
и привлекать
к работе в
российских вузах
зарубежных
специалистов.

Все
эти меры
должны
осуществляться
в комплексе с
модернизацией
(по сути дела –
европеизацией)
образовательного
процесса в
российских
университетах.

ПЕРЕЛОМОВ
Леонид
Викторович

Кандидат
биологических
наук, доцент
кафедры
медико-биологических
дисциплин

Тульского государственного
университета.

perelomov@rambler.ru

Переломов
Леонид
Викторович
,
кандидат
биологических
наук, доцент
кафедры
медико-биологических
дисциплин
ТулГУ. В 1995 г. с
отличием закончил
химико-биологический
факультет
ТГПУ им. Л.Н.
Толстого, в 1997 г.

магистратуру
Эколого-биосферного
учебного
центра Пущинского
государственного
университета.
В 2001 г. защитил
кандидатскую
диссертацию
«Формы
нахождения
тяжёлых
металлов в
серых лесных
и
аллювиальных
почвах
Среднерусской
возвышенности»
в МСХА им. К.А.
Тимирязева. С
2000 по 2002 гг. –
ведущий
инженер, в 2002  г. –
научный сотрудник
лаборатории
физико-химии
почв Института
физико-химических
и биологических
проблем
почвоведения
РАН. С 2002 г. — по
настоящее
время
является
доцентом кафедры
медико-биологических
дисциплин ТулГУ.
Преподаёт
дисциплины
«Биология с
экологией»,
«Основы
биологии».
Является
руководителем
гранта РФФИ №
08-05-00419, был
обладателем
гранта
Президента
Российской Федерации
по поддержке
молодых
кандидатов
наук (2005-2006 гг.),
Министерства
образования
и науки РФ и
Немецкой
службы
академических
обменов «М.
Ломоносов» (2006
г.), INTAS (2007-2008 гг.),
Японо-Российского
центра
молодёжных
обменов (2004-2005 гг.).
Проходил
научные
стажировки: в
2003 г. —
Университете
Хоэнхайм
(Штутгарт,
Германия), 2004-2005
гг. —
Национальном
институте
радиологии
(Япония), в 2006 г. –
Университете
Байройта
(Германия), в 2007 — 2008
гг. – Университете
Неаполя им.
Федерико II (Италия), 2009 г. –
Университете
Милана
(Италия).
Имеет научные
публикации в
журналах
«Почвоведение»,
«Агрохимия»,
«Экология», «Journal of Nuclear and Radiochemical Sciences»,
«Journal of Plant Nutrition and Soil Science”, “Water, Air and Soil Pollution”.
Принимал
участие в
международных
научных
конференциях
в Японии, Сербии
(2005 г), Австрии (2007
г.), Чили (2008 г.),
Германии (2009 г.).  

Читайте также:  Актуальность темы перелом позвоночника

Источник

Тульским студентам-медикам рассказали о новых правилах поступления в ординатуру. Платить 186 тысяч рублей в год или учиться бесплатно?

12 февраля в ТулГУ прошла ярмарка вакансий и перспектив для студентов старших курсов медицинского института. Ярмарку проводили в рамках стратегического проекта «Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения».

Тулгу переломов

Сейчас студенты VI курса любого медвуза должны определиться со своей будущей специализацией и подать документы в ординатуру. По закону можно участвовать в трех конкурсах: целевом (бесплатно по договору о целевом обучении), общем (бесплатно на бюджетной основе) и коммерческом (по договорам об оказании платных услуг).

Фишка в том, что в 2020 году не менее 75% от общего количества мест в ординатуре будут целевыми, а по дефицитным специальностям — и все 100%. Точное количество целевых мест будет известно только к 1 апреля.

Так что для желающих учиться платно мест немного, конкурс будет высокий. Как и стоимость. Для примера: обучение в ординатуре мединститута ТулГУ по любой специальности обойдется в 186 тысяч рублей в год, в московских вузах – в 2-3 раза выше.

Тулгу переломов

Чтобы поступить на целевое место в ординатуру (то есть учиться за счет средств федерального бюджета), у студента должен быть договор с лечебным учреждением и в нем должно быть прописано, в каком вузе он будет проходить обучение. Но наличие договора не является гарантией поступления. Среди целевиков будет очень жесткий конкурс. Правда, можно подать одновременно заявления о приеме в ординатуру в три вуза и в каждом — на две разные специализации.

Для поступления в ординатуру нужно пройти тестирование: за 60 минут ответить на 60 вопросов по общемедицинским знаниям и дать как минимум 70% верных ответов.

Тулгу переломовГалина Мишунина, начальник управления подготовки кадров высшей квалификации ТулГУ, рассказала о новых условиях поступления в ординатуру по целевым направлениям.

10 января 2020 года вступил в силу приказ Минздрава, меняющий учет индивидуальных достижений студентов, поступающих на обучение в ординатуру. И эти изменения могут реально огорчить студентов. Судите сами.

Если студент получал пять лет именную стипендию, например президентскую, то это достижение учитывается один раз и добавляет «в карму» 20 баллов.

Индивидуальным достижением будет считаться, если поступающий является дипломантом Всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал» — за данное достижение начислят 20 баллов.

Тулгу переломов

Ещё одно из новшеств — наличие «не менее одной статьи» в профильных научных журналах. В случае если поступающий является автором или соавтором, то он сможет добавить себе 20 баллов.

Самое большое разочарование для будущих ординаторов — учет профессионального стажа. 15 баллов добавят, если вы год отработали на полставки в должности среднего медработника. Многие студенты работают на 0,25 ставки. Так вот такой стаж в зачет не пойдет, увы. Причем наличие стажа нужно будет доказать записью в трудовой книжке. Никакие иные документы в расчет не примут.

Тулгу переломов

Зато, отработав год на полную ставку участковым терапевтом, можно рассчитывать на 100 баллов.

20 дополнительных баллов можно будет получить за «участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности в сфере охраны здоровья». Но как именно зачтут волонтерскую деятельность, будет известно только после 1 апреля.

На ярмарке мы поговорили с будущими врачами «за жизнь».

Тулгу переломов

Павел Залетов, VI курс медицинского института, идет на красный диплом:

– Выбор профессии для меня был довольно сложный. В моей семье папа — юрист, мама — учитель, дедушка — инженер, бабушка — эпидемиолог, а сестра мамы — стоматолог, и каждый гнул свою линию. Правда, бабушка, рассказывая про профессию врача и моего прадеда, который был хирургом, сказала так: «Быть врачом не каждому дано. Не надо идти по чьему-то пути, делай выбор сам. Осознанно». И предложила поработать в больнице санитаром. Два месяца я поработал и понял — это моё!

По целевому направлению от Ваныкинской больницы поступил в мединститут ТулГУ — хочу стать травматологом. Для меня это верх технологичности в медицине. В Ваныкинской подрабатывал медбратом в травме, проходил практику у прекрасного врача Алексея Мишустина. И это только укрепило мое решение.

Считаю, что ординатуру лучше проходить там, где собираешься в дальнейшем работать. Но все-таки рассматриваю и другие варианты, например Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова в Москве.

Сейчас много говорят про искусственный интеллект в медицине. Сможет ли он заменить в будущем врача? Сложно представить, что ИИ будет ставить диагнозы безошибочно, потому что каждый человек уникален. Смысл внедрения искусственного интеллекта в том, чтобы освободить врача от рутины, дать ему больше времени на общение с пациентами и более глубокое понимание каждого случая. А вот насчет общения «врач – пациент» согласен с новым министром здравоохранения: врачам надо развивать коммуникационные навыки. Составляя историю болезни, врач задает пациенту «протокольные вопросы». Но ведь для успешного лечения важно подбодрить пациента, настроить его на победу над болезнью, а этому нигде не учат. И если такой курс появится в программе медвузов, будет здорово.

Читайте также:  Битва положившая начало перелому в вов

Не очень люблю фильмы про врачей, но с интересом смотрел американский сериал про скорую помощь — там поднимались серьезные проблемы оказания помощи ВИЧ-инфицированным, эвтаназии, организации работы больницы скорой помощи.

Моя девушка — тоже будущий врач, она мечтает стать участковым терапевтом в поликлинике. Я очень горжусь ее решением — она знает проблемы первичного звена и хочет изменить ситуацию к лучшему, хотя бы на своем участке.

Тулгу переломов

Елизавета Карпухина, студентка VI курса мединститута ТулГУ, оказалось той самой девушкой, мечтающей стать участковым терапевтом:

– В моей семье нет ни одного врача, да и я решила поступать в мединститут, можно сказать, в самый последний момент. Мне просто нравится общаться с людьми и результативно помогать им. И, на мой взгляд, профессия врача этому соответствует на все 100%.

Я учусь по целевому договору с Тульской областной больницей №2 им. Л. Н. Толстого. В ординатуру по целевому направлению пойду учиться на терапевта. Это первый врач, к кому обращается пациент со своей проблемой.

Сейчас по стандартам на общение врача с пациентом отводится 12 минут. Это очень мало, особенно с учетом того, что врач должен еще кучу документов заполнить. Поэтому навыки общения должны быть настолько отработанными, чтобы за 5 минут «разговорить» пациента по существу. И было бы здорово все-таки сократить документооборот.

Знаете, почему многие выпускники уходят из государственной медицины в коммерческие клиники? Не только из-за этих пресловутых 12 минут и денег, хотя и это тоже имеет значение. Пациенты в платных клиниках более уважительно относятся к врачам, а в районных поликлиниках — как к обслуживающему персоналу. Все-таки мы оказываем медицинскую помощь, а не услугу.

Почему-то считается, что учиться в медвузе жутко тяжело, ни минуты свободного времени, да еще и всякие ужасы в анатомичке… На самом деле все не так. Главное — правильно организовать свое время. Мы очень многое успеваем помимо учебы. Например, я кроме учебы и подработки еще волонтер-медик. Но, на мой взгляд, добавлять баллы за добровольческую деятельность при поступлении в вуз — убивать сам смысл добровольческой работы, ведь каждому из нас хочется думать, что помогают нам искренне и бескорыстно, а не за баллы или деньги. А сейчас довольно сложно понять, участвует ли человек в движении, например волонтеров-медиков, по зову сердца или потому, что ему нужны баллы для поступления в ординатуру. Конечно, благодарность за добрые дела мотивирует. Но пусть это будет что-то полезное для развития личности волонтера – какие-то мастер-классы, тренинги и пр.

Тулгу переломов

Ульяна Токарева (слева) и Ольга Галина, VI курс мединститута ТулГУ, учатся на платной основе. Недешевое, надо сказать, удовольствие, в среднем 100-150 тыс. руб. в год в зависимости от курса. Девушки пришли поговорить с представителями больниц об условиях работы и возможности получить целевое направление в ординатуру.

Ольга уже определилась со специализацией — хочет стать анестезиологом-реаниматологом. Ульяна пока в раздумьях.

Ульяна: – Мой папа мечтал, чтобы я стала медиком. Для меня это не призвание с детства, может быть, поэтому я еще не выбрала, кем все-таки стать. Возможно, не буду практикующим врачом, а займусь организацией системы здравоохранения.

Ольга: – А я мечтала с детства о профессии врача. Целенаправленно училась в медицинском классе гимназии №2. Хочу получить целевое направление и одновременно работать участковым терапевтом, поэтому изучаю условия, которые предлагают молодым специалистам тульские лечебные учреждения.

Для начинающего врача довольно сложно «разговорить» пациента, особенно если пациент наш ровесник, — к нам относятся пренебрежительно. Пациенты старшего возраста более уважительны.

По словам девушек, они не любят фильмы про врачей. Не смотрели ни «Доктора Хауса», ни «Доктора Рихтера». Считают, всё, что там показывают, далеко от реальной медицины.

Ульяна: – Мы проходили практику во многих больницах Тулы по своему выбору. Мне больше всего запомнилась психиатрическая в Петелино — там было реально интересно.

Ольга: – А мне больше всего запомнилась больница РЖД, очень интересно было вести прием вместе с акушерами-гинекологами. Я еще «волонтёрю» в свободное время — волонтеры-медики помогают в лечебных учреждениях, на различных мероприятиях типа сегодняшней ярмарки.

Кстати, на ярмарку пришли представители тульского минздрава, 48 медучреждений Тульской области и более 250 студентов IV, V и VI курсов медвуза. И ни одного человека в маске, несмотря на эпидемию гриппа и ОРВИ!

Ульяна: – Тут в основном все медики, а они понимают — вирус в силу своего размера легко проходит через масочный барьер. Будет больше пользы, если просто чаще мыть руки с мылом.

Источник