Трудотерапия при переломах
Главная
Библиотека
ЛФК и физиотерапия после травмы позвоночника
Трудотерапия после травмы позвоночника
Трудотерапия является одним из наиболее действенных средств восстановительного лечения. Однако такую роль в терапевтическом арсенале этот вид лечения может сохранить лишь при разумном подходе к его применению. Дело в том, что чаще всего происходит смещение понятий — занятия трудом, лечение трудом, трудовая экспертиза, профориентация, профессиональное переобучение, продуктивный (производственный) труд. Так, Т. Н. Кукушкина и соавторы (1981) пишет: «Трудотерапия — это активный лечебный метод восстановления утраченных функций у больных при помощи полноценной, разумной работы, направленной на создание полезного продукта», и далее: «продукция должна находить сбыт…, она должна быть высокого’ качества, пройти ОТК, иметь производственное клеймо». Такой подход к делу переводит трудотерапию из сферы медицинской в сферу деятельности органов социального обеспечения, в компетенцию которых входит профориентация инвалидов, профессиональное их переобучение и организация использования посильного труда.
Почти все авторы, писавшие о трудотерапии, указывают на благотворное влияние ее на психоэмоциональную сферу, в частности «мобилизацию воли», «улучшение настроения», возникновение «психической предпосылки, необходимой для восстановления трудоспособности», «подавление чувства неполноценности», «удовлетворение творчеством», «радость труда» и т. д.
Позволим себе усомниться в абсолютной справедливости этих трафаретных умилений. Вряд ли, скажем, бывшего летчика, получившего травму шейного отдела спинного мозга, приведет в восторг плетение корзин, моряка — сколачивание ящиков, а балерину — вязание шарфов. Дело здесь не в «мобилизации воли», «улучшении настроения», «возникновении психологических предпосылок», а в уяснении целесообразной необходимости этих трудовых процессов в общем комплексе восстановительного лечения. И уж если говорить об эмоциональном и психологическом воздействии трудотерапии с рекомендуемых позиций и позиций товарного производства, то не следует недооценивать негативные стороны: некачественная, грубо исполненная работа воспринимается больным как результат его физической неполноценности и может отрицательно сказаться на его активном отношении к восстановительному лечению, требующему больших физических и волевых нагрузок. Как правило, поделки больных неуклюжи (в силу двигательного дефекта, отсутствия сноровки, профессионализма), они могут иметь низкую товарную стоимость или не иметь вовсе рыночной цены, но они полезны для лечения моторного дефицита. На наш взгляд, это является главным и основополагающим.
В самом названии «трудотерапия» дано предельно четкое определение предмета, содержание которого — лечение трудом. Только это и ничего более. Все остальные вопросы — трудовая экспертиза, профориентация, профессиональное переобучение, товарное производство, восстановление трудовых навыков в условиях предприятия (так называемая промышленная реабилитация) — следует рассматривать отдельно, так как они имеют самостоятельное значение. Очевидно, нельзя относить к трудотерапии и занятость трудом, направленную на отвлечение больного от больничной обстановки, мыслей о болезни и на заполнение времени, свободного от процедур, хотя занятия трудом принято рассматривать как одно из направлений трудотерапии.
Использование труда в лечении представляет собой патогенетическое воздействие, восстанавливающее нарушенные двигательные функции. В сущности своей трудотерапия является лечебной гимнастикой, включающей трудовые движения.
Трудовая деятельность, нацеленная на результат, закрепляет достигнутые движения, отрабатывает их комплексно, используя движения в качестве физиологического стимулятора, способствует увеличению амплитуды движений, выработке автоматизма, снижению мышечной ригидности, повышению силы мышц и их пластичности. В процессе выполнения тех или иных работ контакт с разнохарактерными материалами, отличными друг от друга по форме, объему, упругости, стимулирует восстановление чувствительности. Различные трудовые процессы включают мышцы в работу с разной степенью активности. Поэтому при назначении трудотерапии следует специально подбирать трудовые операции с учетом биомеханических особенностей той или иной технологии, ориентируясь на функциональный дефект, учитывая клинические особенности случая и двигательные возможности больного.
Восстановление утраченных функций способом использования дифференцированных видов труда в основных своих положениях сводится к следующему. Лечебные трудовые процедуры разделяют: по силовой нагрузке, целенаправленности, степени включения в работу тех или других мышц. Трудовые операции могут быть облегченными, с обычной силовой нагрузкой и с увеличенной нагрузкой. Трудовые процессы, выполняемые в изометрическом режиме, увеличивают силу мышц. Процессы, связанные с частым повторением движений слабой интенсивности, повышают выносливость. Облегченные занятия продолжаются 15-20 мин с перерывом 10-15 мин. При операциях с обычной силовой нагрузкой время занятий удлиняется до 40 мин с перерывом 15 мин. Занятия с увеличенной нагрузкой проводятся в течение 45-60 мин с перерывом 15-20 мин. При всех режимах занятия проводятся 2 раза в день. Трудовые процессы можно разделить на увеличивающие объем движений в суставах, увеличивающие силу и выносливость мышц, отрабатывающие только координированные движения. Поэтому важно с самого начала определить терапевтическую цель занятий и последовательность усилий.
Наиболее распространенными операциями в лечебном использовании трудовых процессов являются картонажные и переплетные работы, кройка и шитье, вязание, плетение, художественно-прикладные работы, машинопись, столярные и слесарные работы. В этих целях применяются ткачество, гончарное дело, кулинарная обработка овощей, приготовление некоторых блюд (например, салатов), сервировка стола, глажение утюгом, черчение, сборка мелких деталей. Также могут быть использованы любые посильные работы, представляющие интерес для больных. Как показывает наш опыт, наиболее приемлемы для этого радиотехника, фотодело, изготовление художественных поделок, игрушек и сувениров, вязание. Укреплению мышц плечевого пояса способствует работа рубанком, ножовкой, напильником, требующая большого мышечного напряжения. Выполнение этих операций сопряжено с удержанием рук на вису и силовым захватом инструмента. Такое статическое напряжение повышает выносливость мышц. Работа с вертикальным положением рук способствует увеличению объема движений в плечевом суставе. Столярные работы (с ножовкой, рубанком, фуганком, подгонкой деталей, их зачисткой) целесообразны для разработки движений в плечевых и локтевых суставах. Кроме того, эти трудовые операции вовлекают в активную деятельность мышцы шеи, надплечий, спины. Ручное сверление отверстий (коловоротом, дрелью, центровкой) развивает ротационные движения предплечья. Наматывание на барабан или катушку проволоки, сматывание ниток в клубок или на распялку, завертывание болтов, гаек, работа с отверткой, чеканка тренируют движения в лучезапястном суставе. Способствуют этому также выжигание, раскрашивание, работа лобзиком, различные виды вязания (спицей, челноком, на станке). Функциональное восстановление кисти может проводиться при помощи таких трудовых операций, как кройка, наметывание, ручное шитье, обметывание петель, пришивание пуговиц, шлифовка, полировка, печатание на машинке, гончарное производство, работа с гвоздодером и щипцами, ткачество. Плетение (сеток, корзин, макраме), сборка конструктора, сортировка мелких деталей, лепка помогают формированию тонкокоординированных движений в пальцах. Своего рода механотерапевтическую тренировку нижних конечностей представляет собой работа на ножной швейной машинке, станке для обработки гончарных изделий, на точильном и ткацком станках. Такой эффект достигается и при накачивании ножным насосом резиновых баллонов.
Следует иметь в виду, что при спастических парезах целесообразно выбирать трудовые операции, при которых исключались бы статические нагрузки, а при вялых парезах изометрические напряжения проводились бы одновременно или попеременно с движениями. При этом на первом этапе занятий (облегченные процедуры) необходимо применять операции, не требующие тонкой координации. К занятиям трудотерапией целесообразно приступать в конце подострой стадии раннего периода или в начале хронической стадии позднего периода травматической болезни спинного мозга, когда уже достигнуты минимальный объем активных движений в паретичных конечностях и достаточный уровень самообслуживания. Занятия проводятся в специально оборудованных помещениях — кабинетах трудотерапепии, но в отдельных случаях по некоторым видам работ (например, вязание) могут проводиться и в палатах с использованием прикроватных столиков в качестве рабочего места. Лечебные программы по трудотерапии составляют строго индивидуально с включением в работу тех или других мышц при различных видах трудовой деятельности и на основании биомеханического анализа дефекта функций в каждом конкретном случае.
Г.Карелов
«Трудотерапия после травмы позвоночника» и другие статьи из раздела ЛФК и физиотерапия после травмы позвоночника
Читайте также:
- Лечебный массаж после травмы позвоночника
- Занятия спортом после травмы позвоночника
- Вся информация по этому вопросу
Источник
Îñîáåííîñòè ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ñâÿçàííûå ñ ëîêàëèçàöèåé è õàðàêòåðîì ïîâðåæäåíèÿ, ìàññàæ ïàëüöåâ. Òðóäîòåðàïèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êèñòè, âîïðîñû òðóäîâîé ðåàáèëèòàöèè â ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä. Âîññòàíîâëåíèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé, ìûøå÷íîé ñèëû è äâèæåíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
13
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Óêðàèíû
Îòêðûòûé ìåæäóíàðîäíûé óíèâåðñèòåò ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà Óêðàèíà
Ãîðëîâñêèé ôèëèàë
Êàôåäðà ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè
ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ
ïî äèñöèïëèíå: Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â òðàâìàòîëîãèè
ÒÅÌÀ:
«Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, ìàññàæ è òðóäîòåðàïèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êèñòè»
Âûïîëíèë:
ñòóäåíò 4-ãî êóðñà ãðóïïû ÔÐ-03
äíåâíîãî îòäåëåíèÿ
ôàêóëüòåòà Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Áåãëûé Èâàí Àíäðååâè÷
2009
Âîïðîñû
1. Îñîáåííîñòè ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ñâÿçàííûå ñ ëîêàëèçàöèåé è õàðàêòåðîì ïîâðåæäåíèÿ
2. Ìàññàæ ïàëüöåâ
3. Òðóäîòåðàïèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êèñòè
1. Îñîáåííîñòè ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ñâÿçàííûå ñ ëîêàëèçàöèåé è õàðàêòåðîì ïîâðåæäåíèÿ
Ïðè ïåðåëîìàõ ôàëàíã îäíîãî ïàëüöà ñî ñìåùåíèåì äâèæåíèÿ äëÿ çäîðîâûõ ïàëüöåâ íà÷èíàþò ñ 1-ãî äíÿ, ïîñûëêó èìïóëüñîâ ê äâèæåíèþ â ïîâðåæäåííîì ïàëüöå è ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå ñ 3-ãî äíÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ ôàëàíã III ïàëüöà àêòèâíûå* äâèæåíèÿ ïðîâîäÿò òîëüêî I è II ïàëüöàìè, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ IV è V ïàëüöåâ ïðîèçâîäÿò òîëüêî ïàññèâíî (ó÷èòûâàÿ íàëè÷èå ïåðåìû÷åê ìåæäó ñóõîæèëèÿìè ïîâåðõíîñòíîãî è ãëóáîêîãî ñãèáàòåëÿ). Ñâåäåíèå è ðàçâåäåíêå ïàëüöåâ àêòèâíîå. Íà÷èíàÿ ñ 7—8-ãî äíÿ âêëþ÷àþò àêòèâíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ IV è V ïàëüöåâ. Ïðè ïåðåëîìàõ ôàëàíã IV ïàëüöà ìåæôàëàíãîâûñ ñóñòàâû III è V ïàëüöåâ ñãèáàþò è ðàçãèáàþò â ïåðâûå 7 äíåé ïàññèâíî. Ïðè ïåðåëîìàõ ôàëàíã V ïàëüöà â ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ III è IV ïàëüöåâ âîçìîæíû ïàññèâíûå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå.
Ïðè âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ ôàëàíã ïàëüöåâ èç ñðåäñòâ ËÔÊ èñêëþ÷àåòñÿ ìàññàæ â ñâÿçè ñ âîçìîæíîñòüþ îáðàçîâàíèÿ èçáûòî÷íîé êîñòíîé ìîçîëè, ðåçêî óõóäøàþùåé âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè.
Ïðè ïîâðåæäåíèè ñóõîæèëèé ñãèáàòåëåé ïàëüöåâ äåëàþòñÿ ïîïûòêè ê àêòèâíûì äâèæåíèÿì â âèäå ñãèáàíèÿ â îïåðèðîâàííîì ïàëüöå, ñëåãêà íàäàâëèâàÿ èì íà ãèïñîâóþ ïîâÿçêó, è â âèäå ðàçãèáàíèÿ òðàâìèðîâàííîãî ïàëüöà ïðè ïîâðåæäåíèè ñóõîæèëèé ðàçãèáàòåëåé ïàëüöåâ.
 ïåðâûå 5 äíåé èììîáèëèçàöèîííîãî ïåðèîäà, êðîìå çàíÿòèé ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ñ èíñòðóêòîðîì, ïðîâîäÿò çàíÿòèÿ 2 ðàçà â äåíü ñàìîñòîÿòåëüíî, à â ïîñëåäóþùèå äíè 4—5 ðàç â äåíü.
Ïðè ðåïëàíòàöèè ïàëüöåâ äëÿ âåðõíåé êîíå÷íîñòè ïðîâîäÿò îïèñàííûå âûøå óïðàæíåíèÿ, óïðàæíåíèÿ äëÿ íåïîâðåæäåííûõ ïàëüöåâ çàâèñÿò îò òîãî, êàêîé ïàëåö ðåïëàíòèðóåòñÿ (íàëè÷èå ïåðåìû÷åê ìåæäó ñóõîæèëèÿìè ïîâåðõíîñòíîãî è ãëóáîêîãî ñãèáàòåëÿ). Èñïîëüçóþòñÿ òàêæå óïðàæíåíèÿ â ïîñûëêå èìïóëüñîâ ê ñîêðàùåíèþ ìûøö ðåïëàíòèðîâàííîãî ïàëüöà. Ýòè óïðàæíåíèÿ òðåíèðóþò ñîêðàòèòåëüíóþ ñïîñîáíîñòü ìûøö.
 ïîñòèììîáèëèçàöèîííîì ïåðèîäå (äëèòåëüíîñòü åãî 2—2’/ã ìåñ) çàäà÷è ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ðåøàþòñÿ â 2 ýòàïà. Íà ïåðâîì ýòàïå — âîññòàíîâëåíèå ïîäâèæíîñòè â îñâîáîæäåííûõ îò èììîáèëèçàöèè ñóñòàâàõ, áîðüáà ñ òóãîïîäâèæíîñòüþ è êîíòðàêòóðàìè, óêðåïëåíèå àòðîôè÷íûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï; íà âòîðîì ýòàïå — âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè êèñòè è ïàëüöåâ.
 ïîñòèììîáèëèçàöèîííîì ïåðèîäå ïðè ðåïëàíòàöèè ïàëüöåâ íà ïåðâîì ýòàïå ïðåîáëàäàþò ïàññèâíûå äâèæåíèÿ ñ óìåðåííîé àìïëèòóäîé, ÷òîáû íå âûçâàòü «ðàçáîëòàííîñòè» ñóñòàâîâ. Ýòè óïðàæíåíèÿ ñî÷åòàþòñÿ ñ ïîñûëêîé íåðâíûõ èìïóëüñîâ ê èõ âûïîëíåíèþ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò âîññòàíîâëåíèþ èííåðâàöèè.  äàëüíåéøåì èñïîëüçóþò èìåííî òå äâèæåíèÿ, êîòîðûå îñóùåñòâëÿþòñÿ ìûøöàìè, èííåðâèðóåìûìè ïîâðåæäåííûì íåðâîì. Èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ ìîæíî âûïîëíÿòü èçîëèðîâàííî è îäíîâðåìåííî ñ ïàññèâíûìè äâèæåíèÿìè è àêòèâíûì ñîêðàùåíèåì ñèììåòðè÷íî ðàñïîëîæåííûõ ìûøö.
Ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó ñî÷åòàþò ñ ýëåêòðîãèìíàñòèêîé, âî âðåìÿ êîòîðîé ñèíõðîííî ñ ðàçäðàæåíèåì ìûøö áîëüíîé äîëæåí ïîñûëàòü èìïóëüñû ê èõ ñîêðàùåíèþ. Ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâûõ àêòèâíûõ ñîêðàùåíèé ìûøö âûïîëíÿþò óïðàæíåíèÿ, èñïîëüçóÿ îáëåã÷åííûå èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ. Ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ àêòèâíûõ äâèæåíèé îáëåã÷åííûå èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ ñìåíÿþòñÿ îáû÷íûìè ïðè íåáîëüøîì ÷èñëå ïîâòîðåíèé óïðàæíåíèé. Óïðàæíåíèÿ íà÷èíàþò ñ ïðîêñèìàëüíûõ îòäåëîâ âåðõíåé êîíå÷íîñòè, ïåðåõîäÿ çàòåì ê äèñòàëüíûì îòäåëàì. Ýòî îáåñïå÷èâàåò óëó÷øåíèå êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ ïî õîäó âñåãî íåðâíîãî ñòâîëà.
Íà ïåðâîì ýòàïå ïîñòèììîáèëèçàöèîííîãî ïåðèîäà ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ñëåäóþùèå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ:
Ðóêè íà ñêîëüçÿùåé ïëîñêîñòè ñòîëà. Àêòèâíûå ñãèáàíèÿ è ðàçãèáàíèÿ ïàëüöåâ, äâèæåíèÿ âñåìè ïàëüöàìè âìåñòå è êàæäûì ïàëüöåì âîòäåëüíîñòè.
Ðóêè óïèðàþòñÿ íà ñòîë. Ôèêñàöèÿ ïðîêñèìàëüíî ðàñïîëîæåííîé ôàëàíãè ïðè ïîìîùè çäîðîâîé ðóêè èëè êàðàíäàøîì, àêòèâíîå ñãèáàíèå èðàçãèáàíèå ïîñëåäîâàòåëüíî â ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ.
Ëîêòè îïèðàþòñÿ íà ñòîë, êèñòè âìåñòå, âåðòèêàëüíî ââåðõ. Ñâåäåíèåè ðàçâåäåíèå ïàëüöåâ ñ ïîìîùüþ çäîðîâîé ðóêè.
Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ ñ ïîìîùüþ çäîðîâîé ðóêè.
Äîñòàâàíèå êîí÷èêàìè ïàëüöåâ ðàçëè÷íûõ ó÷àñòêîâ ëàäîíè.
Êèñòü ñâèñàåò çà êðàé ñòîëà, ëàäîííîé ñòîðîíîé. Îáõâàòûâàíèå êðàÿñòîëà ïàëüöàìè.
Ðóêà íà ïîâåðõíîñòè ñòîëà. Çàõâàòûâàíèå ïàëüöàìè ðàçëè÷íûõ ïîâåëè÷èíå è ôîðìå ïðåäìåòîâ: âðàùåíèå öèëèíäðîâ îò ñåáÿ è ê ñåáå.
Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ìåäëåííîì òåìïå, ïîâòîðÿÿ èõ 5—8 ðàç.
Ïðè ïîâðåæäåíèè ñóõîæèëèé ñãèáàòåëåé ïàëüöåâ äåëàåòñÿ àêöåíò íà óïðàæíåíèÿ â ñãèáàíèè ïàëüöåâ, ïðè ïîâðåæäåíèè ñóõîæèëèé ðàçãèáàòåëåé ïàëüöåâ — íà ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ. Ðàçðàáîòêó äâèæåíèé â ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ ïàëüöåâ íå ñëåäóåò ôîðñèðîâàòü, òàê êàê ïîïûòêè â êîðîòêèé ñðîê ëèêâèäèðîâàòü òóãîïîäâèæíîñòü â ñóñòàâàõ ìîãóò ïîâåñòè ê ðàçðûâó ñøèòîãî ñóõîæèëèÿ. Òîëüêî ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ äîñòàòî÷íîãî îáúåìà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ ñëåäóåò òðåíèðîâàòü õâàòàòåëüíóþ ôóíêöèþ êèñòè.
Ïðè ïîÿâëåíèè ó áîëüíîãî ìèíèìàëüíûõ äâèæåíèé â ïîâðåæäåííûõ ïàëüöàõ â çàíÿòèÿ âêëþ÷àþò ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó â òåïëîé âîäå (â âîäó äîëæíà áûòü ïîãðóæåíà íå òîëüêî êèñòü, íî è âñå ïðåäïëå÷üå).
Íà âòîðîì ýòàïå èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ñèëû ïàëüöåâ è êèñòè, âîññòàíîâëåíèÿ òîíêèõ äâèæåíèé êèñòè è îáùåé êîîðäèíàöèè äâèæåíèé ïàëüöàìè. Ðåêîìåíäóþò ñëåäóþùèå óïðàæíåíèÿ:
1) óäàðû êîí÷èêàìè ïàëüöåâ (ùåë÷êè) ïî âèñÿ÷èì ïðåäìåòàì ðàçëè÷íîé ìàññû (âàòíûé øàðèê, ïðîáêè, äåðåâÿííûé øàðèê);
2) ðàñòÿãèâàíèå ïàëüöàìè ðåçèíû íà ñïåöèàëüíîé ïîäñòàâêå;
3) ïîäíèìàíèå ðàçëè÷íûõ ïî ìàññå ïðåäìåòîâ (äåðåâÿííûå, ìåòàëëè÷åñêèå öèëèíäðû);
4) ðàçáèðàíèå è ñîáèðàíèå äåòñêèõ ïèðàìèäîê;
5) ëîâëÿ íà ëåòó ìàëåíüêîãî øàðèêà;
6) óïðàæíåíèÿ ñ âîë÷êîì;
7) ïîäáðàñûâàíèå, ïåðåáðàñûâàíèå è ëîâëÿ ðàçëè÷íûìè ñïîñîáàìè áîëüøèõ è ìàëûõ ìÿ÷åé.
 âîññòàíîâèòåëüíîì ïåðèîäå, ïîìèìî âûïîëíåíèÿ ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé, ïîêàçàíû îáëåã÷åííûå òðóäîâûå ïðîöåññû, íå òðåáóþùèå çíà÷èòåëüíîãî ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ, ñ âêëþ÷åíèåì â òðóäîâûå îïåðàöèè ïîâðåæäåííûõ ïàëüöåâ. Ïðè ñòîéêîé êîíòðàêòóðå ïàëüöåâ ïðèìåíÿþò ìåõàíîòåðàïèþ íà ìàÿòíèêîâîì àïïàðàòå. Ïîëîæèòåëüíûå ðåçóëüòàòû çàêðåïëÿþò ëå÷åíèåì ïîëîæåíèåì (áèíòîâàíèå ïàëüöåâ íà íî÷ü â ïîëîæåíèè ñãèáàíèÿ íà ìÿãêîì âàëèêå èëè äàâëåíèå ìåøî÷êà ñ ïåñêîì íà êèñòü ñ ðàçîãíóòûìè ïàëüöàìè).
Ïðîâåäåííîå ëå÷åíèå îöåíèâàþò ïî âîññòàíîâëåíèþ îñíîâíîé ôóíêöèè ðóêè — õâàòàòåëüíîé:
1) èçìåíåíèå îáúåìà äâèæåíèé â ìåæôàëàíã îâûõ ñóñòàâàõ (óãëîìåòðèÿ);
2) âîçìîæíîñòü çàõâàòà öèëèíäðîâ ðàçëè÷íîãî äèàìåòðà (1—10 ñì);
3) îïðåäåëåíèå ñòåïåíè ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ (îïïîçèöèè) áîëüøîãî ïàëüöà îñòàëüíûì: íåâîçìîæíîñòü ñîåäèíèòü êîíöû II—V ïàëüöåâ ñ íîãòåâîé ôàëàíãîé I ïàëüöà (íóëåâàÿ ñòåïåíü); ïðè àêòèâíîì óñèëèè óäàåòñÿ èõ ñîåäèíèòü (ïåðâàÿ ñòåïåíü); âîçìîæíîñòü êîñíóòüñÿ áîðîçäêè ìåæäó îñíîâíîé è íîãòåâîé ôàëàíãîé I ïàëüöà (âòîðàÿ ñòåïåíü); âîçìîæíîñòü êîñíóòüñÿ îñíîâíîé ôàëàíãè (òðåòüÿ ñòåïåíü).
 íîðìå ïàëüöû îáëàäàþò ñïîñîáíîñòüþ ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ òðåõ ñòåïåíåé çà èñêëþ÷åíèåì V Ïàëüöà, äëÿ êîòîðîãî âîçìîæíà îïïîçèöèÿ ïåðâîé è âòîðîé ñòåïåíè.
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ ËÔÊ:
Ââîäíûé ðàçäåë
È.ï. — îñíîâíàÿ ñòîéêà. Ïîäíÿòüñÿ íà íîñêè, ðóêè ââåðõ, ïîñìîòðåòü íà ðóêè. Îïèðàÿñü íà âñþ ñòîïó, ðóêè âíèç (4—6 ðàç).
È.ï. — òî æå. Âðàùåíèå â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ (ïî 12 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó).
È.ï. — ñòîéêà íîãè âðîçü. Ðóêè çà ãîëîâó, â ñòîðîíû, ââåðõ, âíèç (6—8 ðàç).
È.ï. — òî æå. Ðóêè ñöåïëåíû â çàìîê. Ñâîáîäíûå äâèæåíèÿ â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ. Òûëüíîå è ëàäîííîå ñãèáàíèå (8—12 ðàç).
Óïðàæíåíèÿ ñ ïàëêàìè
È.ï. — ïàëêà ïåðåä ñîáîé âåðòèêàëüíî. Õâàò çà êîíåö ïàëêè. Ïîî÷åðåäíûå ïåðåõâàòû ïðàâîé è ëåâîé ðóêîé ñâåðõó âíèç è îáðàòíî (6—8 ðàç â îáîèõ íàïðàâëåíèÿõ).
È.ï. — ïàëêà ïåðåä ñîáîé ãîðèçîíòàëüíî õâàòîì ñíèçó. Ñãèáàíèå ðóê â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ (10—12 ðàç).
È.ï. — ïàëêà â ïðàâîé ðóêå ãîðèçîíòàëüíî. Ïîäíÿòü ðóêó, îïóñòèòü. Òî æå — ëåâîé ðóêîé (ïî 8—10 ðàç).
È.ï. — ïàëêà â ïðàâîé ðóêå ïåðåä ñîáîé. Ðîòàöèîííûå äâèæåíèÿ â ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå. Òî æå — ëåâîé ðóêîé (ïî 8—10 ðàç).
È.ï. — ïàëêà â ïðàâîé ðóêå. Ïðîòàñêèâàíèå ïàëêè ÷åðåç ïëîòíî ñæàòûå ïàëüöû. Òî æå — ëåâîé ðóêîé (ïî 10—12 ðàç).
È.ï. — òî æå. Èìèòàöèÿ ãðåáëè íà áàéäàðêå (16—20 ðàç). Îñíîâíîé ðàçäåë(óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â ïîëîæåíèè ñèäÿ çà ñòîëîì)
Ñæàòü êèñòü â êóëàê, áîëüøîé ïàëåö ñâåðõó ïðèæèìàåò 4 îñòàëüíûõ. Òî æå, íî 4 ïàëüöà ïðèæèìàþò, áîëüøîé ïàëåö ñâåðõó (ïî 10-15 ðàç).
Êðóãîâûå äâèæåíèÿ êàæäûì ïàëüöåì â îòäåëüíîñòè (ïî 8 ðàç).
Ñãèáàíèå ïàëüöåâ â íîãòåâûõ è ñðåäíèõ ôàëàíãàõ (20—25 äâèæåíèé).
Ðàçâåäåíèå è ñâåäåíèå ïàëüöåâ (16—18 ðàç).
Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå êàæäîãî ïàëüöà (ïî 5 ðàç).
Ïîäíèìàíèå êàæäîãî ïàëüöà è äâèæåíèÿ èì âïðàâî è âëåâî.
Ïðèáëèæåíèå ê êîíöåâîé ôàëàíãå áîëüøîãî ïàëüöà êàæäîé ôàëàíãè îñòàëüíûõ ïàëüöåâ.
8.Ïîñëåäîâàòåëüíîå ñãèáàíèå ïàëüöåâ â íîãòåâûõ, ñðåäíèõ, ïÿñòíî-ôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ. Âûïðÿìëåíèå ñêîëüæåíèåì ïî ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè êèñòè (15—20 äâèæåíèé).
9. Ïàëüöû ðàçâåäåíû âðîçü. Íà÷èíàÿ ñ ìèçèíöà, ïîñëåäîâàòåëüíî ñîãíóòü âñå ïàëüöû â êóëàê Òàê æå ïîñëåäîâàòåëüíî ðàçîãíóòü ïàëüöû, íà÷èíàÿ ñ áîëüøîãî. Çàòåì ñîãíóòü, íà÷èíàÿ ñ áîëüøîãî, à ðàçîãíóòü, íà÷èíàÿ ñ ìèçèíöà (10—12 äâèæåíèé).
Ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Ðàçîãíóòü è ñíîâà ñîãíóòü êàæäûé ïàëåö îòäåëüíî (10—12 äâèæåíèé).
Áîëüøîé ïàëåö ïðèâåäåí ê ëàäîíè. Îäíîâðåìåííî ñîãíóòü4 ïàëüöà è îòâåñòè áîëüøîé (14—18 ðàç).
Ïàëüöû ðàçâåäåíû è îïèðàþòñÿ î ñòîë. Ñòàòè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö êèñòè (5—7 ðàç).
Áîëüøîé è óêàçàòåëüíûé ïàëüöû îïèðàþòñÿ î ñòîë. Óïðàæíåíèå «øïàãàò» (ïî 3 ðàçà êàæäûì ïàëüöåì).
Êèñòü ëàäîíüþ ââåðõ. Çàõâàò áîëüøèì ïàëüöåì ïîî÷åðåäíî êàæäîãî ïàëüöà ïðè îäíîâðåìåííîì ðàçâåäåíèè äðóãèõ.
Ðóêè îïèðàþòñÿ íà ëîêòè, êèñòè ñîåäèíåíû:
Ïàëüöû ïðàâîé ðóêè îòêëîíÿþò íàçàä ïàëüöû ëåâîé è íàîáîðîò (5—7 ðàç).
Ïåðåïëåñòè ïàëüöû, ïðèæàòü äðóã ê äðóãó. Ðàçúåäèíÿÿ èõ, îêàçûâàòü ñîïðîòèâëåíèå (5—7 ðàç).
Ïàëüöû ðàçâåäåíû è ñîïîñòàâëåíû äðóã ñ äðóãîì. Ñòàòè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö (4—6 ðàç).
Óïðàæíåíèå «ùåë÷êè» (ïî 3 ðàçà êàæäûì ïàëüöåì).
Ïàëüöû ïåðåïëåòåíû. Ïîâîðîòû êèñòÿìè ëàäîíåé îò ñåáÿ è êñåáå (6—8 ðàç).
Ñëåãêà ðàçâåñòè ñîãíóòûå ïàëüöû ïðàâîé êèñòè. Êîíöû ïàëüöåâ ëåâîé êèñòè ïîëîæèòü íà íîãòåâûå ôàëàíãè ïàëüöåâ ïðàâîé êèñòè. Ðàçãèáàòü ïàëüöû ïðàâîé, ýíåðãè÷íî ñîïðîòèâëÿÿñü ëåâîé (4—6ðàç).
Áîëüøîé ïàëåö ëåâîé êèñòè äåðæàòü âåðòèêàëüíî ââåðõ. Çàöåïèòüñÿ çà íåãî óêàçàòåëüíûì ïàëüöåì ïðàâîé êèñòè è ýíåðãè÷íî ñãèáàòü åãî, ïðåîäîëåâàÿ ñîïðîòèâëåíèå áîëüøîãî (4—6 ðàç).
Óïðàæíåíèÿ ñ êîðîòêèìè ïàëî÷êàìè:
Êàòàíèå ïàëî÷êè â ïîäíÿòîé êèñòè ïðè îïîðå íà ëîêîòü: à) ìåæäó äâóìÿ ïàëüöàìè (îäèí — íåïðåìåííî áîëüøîé); á) ìåæäó áîëüøèì è ÷åòûðüìÿ îñòàëüíûìè; â) ìåæäó ëàäîíÿìè îáåèõ êèñòåé (2—3ìèí).
Çàõâàò ìàêñèìàëüíîãî ÷èñëà ïàëî÷åê îäíîé êèñòüþ è âûêëàäûâàíèå èõ ïî îäíîé íà ñòîë (1,5—2 ìèí).
Óïðàæíåíèÿ â çàõâàòå ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ: êóáèêîâ ðàçëè÷íîé âåëè÷èíû, ìîçàèêè, ïèðàìèäû, øàðèêîâ (3—5 ìèí).
Óïðàæíåíèÿ ñ ìàëûì ìÿ÷îì:
Ñæèìàíèå ìÿ÷à êèñòüþ (10—22 ðàç).
Ïîäáðîñèòü ìÿ÷ è ïîéìàòü åãî (8—10 ðàç).
Ñæèìàíèå ìÿ÷à äâóìÿ ïàëüöàìè (îäèí èç íèõ âñåãäà áîëüíîé). Ïî 3 äâèæåíèÿ êàæäûì ïàëüöåì.
Âûïóñòèòü ìÿ÷ èç ðóê è ïîéìàòü åãî õâàòîì ñâåðõó (8—10 ðàç).
Áðîñèòü ìÿ÷ îäíîé ðóêîé èç-çà ñïèíû è ïîéìàòü äðóãîé (10—12 äâèæåíèé êàæäîé ðóêîé).
Óäàðû ìÿ÷à â ïîë ëàäîííîé è òûëüíîé ïîâåðõíîñòüþ êèñòè(ïî 20—30 óäàðîâ).
Çàêëþ÷èòåëüíûé ðàçäåë(è.ï. — êèñòü íà ñòîëå âíèç)
Îòâåäåíèå áîëüøîãî è ïÿòîãî ïàëüöåâ è ïðèâåäåíèå èõ (5—8ðàç).
Ðàçâåäåíèå 4-ãî, 5-ãî, 3-ãî è 2-ãî ïàëüöåâ (6—8 ðàç).
Ñîãíóòü ñðåäíèå ôàëàíãè, áîëüøîé ïàëåö îòâåñòè, ðàçîãíóòü ôàëàíãè, áîëüøîé ïàëåö ïðèâåñòè (6—8 ðàç).
2. Ìàññàæ ïàëüöåâ
Ìàññàæ ïàëüöåâ äåëàþò ïðè ïîëîæåíèè ïàöèåíòà — ñèäÿ èëè ëåæà. Ìàññàæ âûïîëíÿþò äâóìÿ èëè îäíîé ðóêîé.
Ïîãëàæèâàíèå — ùèïöåîáðàçíîå, ïðîäîëüíîå, êðóãîîáðàçíîå. Âíà÷àëå âûïîëíÿåòñÿ íà òûëüíîé (I ïàëüöåì) è ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè (II ïàëüöåì), çàòåì íà áîêîâûõ ïîâåðõíîñòÿõ (I è II ïàëüöàìè).
Ðàñòèðàíèå ùèïöåîáðàçíîå, ïðîäîëüíîå, êðóãîîáðàçíîå, èëè I ïàëüöåì ïðîäîëüíîå, êðóãîîáðàçíîå.
Ïîãëàæèâàíèå ëàäîíüþ êðóãîîáðàçíî, âíà÷àëå òûëüíîé, çàòåì ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè ïàëüöåâ.
Íàäàâëèâàíèå I è II ïàëüöàìè íà òûëüíîé è ëàäîííîé, çàòåì íà áîêîâûõ ïîâåðõíîñòÿõ ïàëüöåâ.
5. Âîçäåéñòâèå íà ìåæôàëàíãîâûå è ïÿñòíî-ôàëàíãîâûå ñóñòàâû. Ïðèìåíÿþò ïðè òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, ðóáöîâûõ ñðàùåíèÿõ, ïîðàæåíèÿõ êàïñóëüíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà. Âîçäåéñòâèå ñîñòîèò â ùèïöåîáðàçíîì, êðóãîîáðàçíîì ðàñòèðàíèè ïîâåðõíîñòè ñóñòàâîâ I è II ïàëüöàìè â ñî÷åòàíèè ñ ðàñòÿæåíèåì, îáåñïå÷èâàþùèì îòòÿãèâàíèå ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé äðóã îò äðóãà ñ öåëüþ âîçäåéñòâèÿ íà êàïñóëó è ñâÿçêè ñóñòàâà.
Ïîãëàæèâàíèå ùèïöåîáðàçíîå, êðóãîîáðàçíîå.
Îòãëàæèâàíèå — ñïåöèàëüíûé ïðèåì, ïðèìåíÿåìûé äëÿ ìàññàæà ïàëüöåâ. I è II ïàëüöû ìàññàæèñòà çàõâàòûâàþò ïàëåö ïàöèåíòà òàê, ÷òîáû ëàäîííàÿ ïîâåðõíîñòü äèñòàëüíîé ôàëàíãè I ïàëüöà ëåæàëà íà íîãòå ìàññèðóåìîãî ïàëüöà, à ëàäîííàÿ ïîâåðõíîñòü ñðåäíåé ôàëàíãè II ïàëüöà — ïîä ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ äèñòàëüíîé ôàëàíãè ïàöèåíòà. Ïðè ýòîì ïàëåö ïàöèåíòà ñãèáàåòñÿ â ìåæôàëàíãîâûõ è ðàãèáàåòñÿ â ïÿñòíî-ôàëàíãîâîì ñóñòàâå. Äàëåå îñóùåñòâëÿåòñÿ ýíåðãè÷íîå ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå èîäíîâðåìåííîå ðàçãèáàíèå ïàëüöà â ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ è ñãèáàíèå â ïÿñòíî-ôàëàíãîâûõ òàê, ÷òîáû ñ îêîí÷àíèåì îòãëàæèâàþùåãî äâèæåíèÿ ïàëåöïàöèåíòà íàõîäèëñÿ â îäíîé ïëîñêîñòè ñ ëàäîíüþ. Ìîæíî âûïîëíÿòü äâèæåíèå êðóãîîáðàçíî, ñî÷åòàÿ ñ âðàùåíèåì ïàëüöåâ âîêðóã âåðòèêàëüíîé îñè.
Ïîãëàæèâàíèå ëàäîíüþ êðóãîîáðàçíî — âíà÷àëå òûëüíîé, çàòåì ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ ïàëüöåâ.
Âèáðàöèÿ íåïðåðûâíàÿ ñòàáèëüíàÿ è ëàáèëüíàÿ ëàäîíüþ, I ïàëüöåì, I è II ïàëüöàìè â ñî÷åòàíèè ñ ðàñòÿæåíèåì ïàëüöåâ.
Ïîãëàæèâàíèå ëàäîíüþ.
Ïàññèâíûå äâèæåíèÿ — ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå, êðóãîîáðàçíîå äâèæåíèå ïàëüöåâ. Îäíà êèñòü ìàññàæèñòà ôèêñèðóåò ðóêó ïàöèåíòà âáëèçè ëó÷åçàïÿñòíî-ãî ñóñòàâà, äðóãàÿ çàõâàòûâàåò äèñòàëüíûå ôàëàíãè II—V ïàëüöåâ è ýíåðãè÷íî âûïîëíÿåò ïàññèâíûå äâèæåíèÿ ýòèìè, à çàòåì I ïàëüöåì. Ìîæíî âûïîëíÿòü ïàññèâíûå äâèæåíèÿ ñî âñåìè ïàëüöàìè îòäåëüíî.
3. Òðóäîòåðàïèÿïðè ïåðåëîìàõ êèñòè
Ïîñëå òðàâì íåðåäêî îòìå÷àþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ êèñòè. Ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü êàñàåòñÿ áîëüíûõ ñ âíóòðèñóñòàâíûì, à òàêæå äèàôèçàðíûì ïåðåëîìàìè êîñòåé âåðõíåé êîíå÷íîñòè, îñîáåííî ñî÷åòàþùèìèñÿ ñ ïîâðåæäåíèåì ñîñóäîâ, íåðâîâ è ñóõîæèëüíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà. Ìíîãèå èç òàêèõ áîëüíûõ ñòàíîâÿòñÿ èíâàëèäàìè. Ïîýòîìó âîïðîñàì òðóäîâîé ðåàáèëèòàöèè â ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä óäåëÿåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíîå âíèìàíèå
Áëàãîäàðÿ öåëåíàïðàâëåííîìó õàðàêòåðó òðóäîâûõ îïåðàöèé ìîáèëèçèðóþòñÿ óñèëèÿ áîëüíîãî íà àêòèâíóþ âûðàáîòêó íîâûõ èëè âîññòàíîâëåíèå ñòàðûõ òðóäîâûõ íàâûêîâ. Îñîáîå âíèìàíèå ïðè ýòîì óäåëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèþ êîîðäèíàöèè äâèæåíèé, ìûøå÷íîé ñèëû è îáúåìà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ ïàëüöåâ è êèñòè, ïðîòèâîïîñòàâëåíèþ ïåðâîãî ïàëüöà äðóãèì ïàëüöàì êèñòè. Ïðè îïðåäåëåíèè îáúåìà è ñîäåðæàíèÿ çàíÿòèÿ ó÷èòûâàþò õàðàêòåð è ëîêàëèçàöèþ òðàâìû, âðåìÿ åå âîçíèêíîâåíèÿ, ñòåïåíü íàðóøåíèé, ïðîôåññèþ, ïîë è âîçðàñò áîëüíûõ. Òðóäîâàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñî÷åòàåòñÿ ñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé, ìàññàæåì, òåïëîâûìè ïðîöåäóðàìè è ìåõàíîòåðàïèåé. Âàæíûì çâåíîì òðóäîòåðàïèè ÿâëÿþòñÿ òîíèçèðóþùåå, óêðåïëÿþùåå ëå÷åíèå îáùåíàïðàâëåííîãî äåéñòâèÿ, à òàêæå ïñèõîëîãè÷åñêèå ìîìåíòû (ìîáèëèçàöèÿ âîëè áîëüíûõ è êîíöåíòðàöèÿ èõ âíèìàíèÿ íà ìàêñèìàëüíîì âîññòàíîâëåíèè ðàáîòîñïîñîáíîñòè). Ó íåðåøèòåëüíûõ ëèö, à òàêæå ïàöèåíòîâ ñ íåóñòîé÷èâîé ïñèõèêîé, êîòîðûå íå âåðÿò â ñâîè ñèëû, ðåçóëüòàòû ëå÷åíèÿ ìåíåå áëàãîïðèÿòíûå, ÷åì ó âûíîñëèâûõ è öåëåóñòðåìëåííûõ áîëüíûõ. Ïîä âëèÿíèåì òðóäà óëó÷øàþòñÿ äåÿòåëüíîñòü íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, ôóíêöèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Òðóä áëàãîïðèÿòíî âëèÿåò íà ïñèõèêó áîëüíîãî. Âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå íàïðàâëåíî ïðåæäå âñåãî íà àêòèâèçàöèþ âðåìåííî ñíèæåííîé ó áîëüíîãî ôóíêöèè òîãî èëè èíîãî îòäåëà îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ïîäáîð òðóäîâûõ îïåðàöèé íîñèò èíäèâèäóàëüíûé è öåëåíàïðàâëåííûé õàðàêòåð, ïðåäóñìàòðèâàþùèé ðàçâèòèå âðåìåííî óòðà÷åííûõ (ñíèæåííûõ) äâèãàòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé. Îáúåì òðóäîâûõ îïåðàöèé îïðåäåëÿþò ïîñëå òùàòåëüíîãî àíàëèçà èñõîäíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ïîâðåæäåííîãî îðãàíà, à òàêæå ñ ó÷åòîì áèîìåõàíè÷åñêèõ åãî îñîáåííîñòåé. Ïîä íàáëþäåíèåì ìåòîäèñòà, êîòîðûé òàêæå îñóùåñòâëÿåò ïåðèîäè÷åñêóþ ïðîâåðêó ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ïàöèåíòîâ, áîëüíûå âûïîëíÿþò öåëåíàïðàâëåííûå òðóäîâûå îïåðàöèè, óêðåïëÿþùèå ñèëó ìûøö, óâåëè÷èâàþùèå îáúåì äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, óëó÷øàþùèå õâàòàòåëüíóþ ôóíêöèþ êèñòè è ò. ä.
Åñëè â ðåçóëüòàòå òðàâìû âîçíèêàåò àíàòîìè÷åñêèé äåôåêò (àìïóòàöèÿ èëè îòðûâ ïàëüöà, êèñòè), â çàäà÷ó òðóäîòåðàïèè âõîäèò âûðàáîòêà êîìïåíñàöèè èìåþùåãîñÿ íàðóøåíèÿ ïóòåì îñâîåíèÿ ñïåöèàëüíîãî ðàáî÷åãî ïðîòåçà.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Áåëàÿ Í.À.., Ïåòðîâ È.Â. Ìàññàæ ëå÷åáíûé è îçäîðîâèòåëüíûé. Ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå -Ì. 1994-270ñ.
2. Áåëàÿ Í.À. Ðóêîâîäñòâî ïî ëå÷åáíîìó ìàññàæó.- Ì; 1994-430ñ.
3. Âàñè÷êèí Â.È. Âñå î ìàññàæå.-Ì.; ÀÑÒ-Ïðåññ-Êíèãà, 2004.-368ñ.
4. Äóáðîâñêèé Â.È. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà Âëàäîñ Ìîñêâà 2001-608ñ.
5. Äóáðîâñêèé Â.È. Ëå÷åáíûé ìàññàæ Âëàäîñ, 2003-464ñ.
6. Äóáðîâñêèé Â.È. Âñå âèäû ìàññàæà.- Ì. Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò. 1992.
7. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà: Ñïðàâî÷íèê/ Åïèôàíîâ Â.À. Ìîòêîâ Â.À. Àíòóôüåâà Î.È. è äð.; Ïîä ðåä. Â.À. Åïèôàíîâà- Ì: Ìåäèöèíà, 1987-528ñ.
8. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è âðà÷åáíûé êîíòðîëü Ó÷åáíèê/ ïîä ðåä. Â.À. Åïèôàíîâà, Ã.Ë. Àïàíàíàñåíêî- Ì: Ìåäèöèíà 1990-368ñ.
9. Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà òðàâì ÎÄÀ Ñáîðíèê íàó÷. Òðóäîâîé- Òàøêåíò, 1982
10. Ëå÷åáíûé ìàññàæ Îðæåøêîâñêèé Â.Â.- Êèåâ «Çäîðîâüå» -1978-176ñ.
11. Òðàâìîòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ/ Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé.  3 òîìàõ.ò. 2/ Ïîä ðåä. Þ.Ã. Øàïîøíèêîâà.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1997.-592ñ.
Источник