Тройной перелом лодыжки смещение спицы

Тройной перелом лодыжки смещение спицы thumbnail

смещение при переломе лодыжки

Практика показывает, что закрытый перелом лодыжек со смещением – одна из самых частых травм. По статистике, на нее приходится пятая часть случаев нарушения целостности костей человека. В группе риска женщины, предпочитающие высокие каблуки, профессиональные спортсмены, любители катания на коньках и т.д. При отсутствии правильного лечения повреждение чревато серьезными последствиями, поэтому пострадавшему необходимо оказать первую помощь, а затем доставить в больницу, где по результатам исследований врачи выберут методику терапии.

Причины перелома

Все причины, ведущие к перелому лодыжки со смещением или без, делятся на две группы:

  1. Прямое воздействие: удар, падение на ногу тяжестей, ДТП, чрезвычайные ситуации и т.д.
  2. Непрямое воздействие: неаккуратная ходьба по лестнице или неровной поверхности, спорт, катание на коньках, подворачивание стопы.

Медики выделяют следующие факторы повышения вероятности перелома:

  • неокрепшие кости в детском возрасте;
  • старение организма;
  • гормональные изменения, связанные с менопаузой или беременностью;
  • несбалансированный рацион питания;
  • малоподвижный образ жизни;
  • заболевания внутренних органов: почек, ЖКТ, щитовидной железы;
  • злоупотребление алкоголем;
  • заболевания костей (остеопороз, артроз и т.д.) и т.д.

Важно! Практика показывает, что травму чаще получают женщины, чем мужчины из-за хрупкости костной структуры щиколотки. Им нужно быть особенно осторожными: прыжки с высоты, удары, падения могут вести к перелому двух лодыжек со смещением.

Исследования показывают, что сбалансированный рацион и умеренные физические нагрузки способствуют увеличению прочности костей, что снижает вероятность перелома лодыжки.

Разновидности переломов

Травмы лодыжки классифицируются в зависимости от степени тяжести, характера повреждения и локализации проблемы.

В зависимости от характера существует два типа переломов:

  • Закрытый – нарушается целостность кости (иногда и сустава), но мягкие ткани не повреждаются.
  • Открытый – отломки кости повреждают мягкие ткани, в области щиколотки образуется кровоточащая рана.

В зависимости от локализации выделают переломы наружной лодыжки со смещением, повреждения внутренней лодыжки или сразу двух (двухлодыжечный перелом). От вида травмы зависит порядок проведения терапевтических мероприятий.

В зависимости от формы повреждения переломы делятся на отрывные, винтообразные, ротационные и другие. Они могут сочетаться с вывихами и подвывихами.

Симптоматика перелома лодыжки со смещением

Если у больного сломана лодыжка, появляется комплекс ярких симптомов:

  • сильная боль в области голеностопа, иногда приводящая к потере сознания;
  • невозможность наступить на поврежденную ногу;
  • появление синяка и отека;
  • деформация щиколотки, вызванная смещением;
  • потеря подвижности суставом (стопу не удается перемещать);
  • появление характерного хруста обломков костей при прощупывании места перелома.

Если перелом со смещением сочетается с вывихом, стопа больного развернута, находится в анатомически неестественном положении.

Важно! Перелом лодыжки со смещением характеризуется болью большей интенсивности, чем травма без смещения.

Травмы лодыжки – распространенное явление. Их симптоматика во многом схожа: и переломы, и вывыхи, и ушибы характеризуются сильной болью, невозможностью наступить на ногу, отечностью. Отличить одно от другого под силу только специалисту, поэтому при получении повреждения не следует заниматься самолечением, а нужно сразу же отправляться к врачу.

Неотложная помощь после перелома лодыжки со смещением

При подозрении на перелом врач «неотложки» или очевидец произошедшего должен оказать больному первую помощь:

  1. Успокоить пострадавшего, дать анальгетик для облегчения страданий.
  2. Освободить поврежденную конечность ото всех давящих предметов (осколков, обломков и т.д.).
  3. Если перелом имеет открытый характер, нужно наложить на рану стерильную повязку во избежание попадания сора и бактерий.
  4. Если потерпевший одет в брюки, можно разрезать штанину и освободить голеностоп от давления.
  5. Рекомендуется обездвижить конечность, например, привязав ее к доске. Рекомендуется приподнять ногу, подложив валик. Его можно сделать из пальто или куртки.
  6. Если перелом открытый и у пострадавшего сильное кровотечение, нужно перевязать ногу выше раны жгутом.

Важно! Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему вставать, наступать на поврежденную ногу, пытаться идти. До приезда скорой не рекомендуется предпринимать каких-либо действий, кроме описанных выше.

Особенности диагностики перелома

Простой и сложный перелом лодыжки диагностируется с помощью рентгеновского аппарата. Врач делает снимок в трех проекциях: прямой, косой и боковой.

Исследование помогает определить:

  • тип травмы;
  • локализацию перелома;
  • расстояние, на которое сместились кости;
  • состояние мягких тканей;
  • наличие повреждений в разных элементах сустава.

Важно! Рентгенография проводится как минимум трижды: при постановке диагноза, после операции или консервативной терапии, после проведенной реабилитации. Это помогает отследить состояние больного в динамике.

Для конкретизации диагноза и назначения лечения при переломе со смещением необходимы дополнительные исследования: УЗИ, КТ и МРТ.

Как лечить перелом со смещением?

Лечение перелома лодыжки может производиться двумя способами: консервативный и хирургический. Первый применяется в случаях, если травма без смещения или есть возможность составить отломки костей в анатомически правильное положение.

Вправление костей при консервативном лечении проводится вручную под местным наркозом. Когда стопа смещается в анатомически правильное положение относительно голени, ногу фиксируют гипсовой повязкой. Она накладывается на тыльную сторону ноги и боковую часть ступни, закрепляется бинтами. Правильность вправления и гипсования проверяют при помощи повторной рентгенограммы.

Читайте также:  Перелом черепа у грудничка признаки

Прямые показания к операции при переломе лодыжки со смещением –это:

  • открытые и нестабильные травмы;
  • винтообразные и двойные переломы;
  • тройной перелом;
  • наличие большого количества костных отломков;
  • компрессия кровеносных сосудов и нервов;
  • осложнения, образовавшие после консервативного лечения при двухстороннем или одностороннем повреждении.

Если не применить хирургический метод при сложных переломах со смещением, образуются серьезные суставные дефекты, ведущие к полной или частичной потере подвижности.

Важно! Для правильного сращения костей при смещении используется остеосинтез – специальные пластины, шурупы, болты, спицы.

Тип костного фиксатора и методика хирургического лечения выбираются по результатам рентгенографии, после детального анализа травмы.

Существуют следующие варианты операций:

  • При переломе наружной лодыжки – разрез делается в проекции малоберцовой кости. Врач удаляет мелкие осколки и фиксирует фрагменты в анатомически правильном положении, закрепляя винтами или пластиной.
  • При травме медиальной лодыжки – разрез делается с внутренней стороны голеностопа, врач удаляет мелкие отломки, после чего фиксирует кости в правильном положении винтами.
  • Если у пациента диагностирован двухлодыжечный перелом, вначале фиксируют внутреннюю лодыжку, затем внешнюю. Ногу иммобилизуют гипсовой повязкой.

При переломе лодыжки со смещением операция с пластиной проводится под общим наркозом. Затем ногу иммобилизуют, накладывая на нее гипсовый сапожок. После завершения остеосинтеза проводится повторное хирургическое вмешательство для удаления поддерживающих элементов (пластин, шурупов, болтов и т.д.).

Видео

видео — Перелом лодыжки

Сколько срастается сломанная лодыжка?

Средства иммобилизации снижают качество жизни человека, поэтому больные традиционно задаются вопросом: сколько ходить в гипсе? Точные сроки, за которые срастается перелом со смещением, невозможно спрогнозировать заранее. Период ношения гипса зависит от характера травмы, возраста пациента, общего состояния его организма. Замечено, например, что у молодых людей выздоровление наступает значительно быстрее, чем у пожилых.

В среднем сроки срастания костей таковы:

  • обычный перелом со смещением – 4-5 недель;
  • особо сложные случаи – 3-4 месяца;
  • перелом обеих лодыжек со смещением – не менее двух месяцев.

Сколько заживает нога после травмы со смещением, зависит от возраста. Самое быстрое сращивание костей наблюдается у детей (не более месяца), самое медленное – у пожилых людей (равно двум месяцам или более).

Гипс снимается в момент, когда рентгенография показывает, что кости полностью срослись. Чтобы ускорить заживление, нужно выполнять все рекомендации врача и избегать нагрузки на поврежденную конечность. Удалять средства иммобилизации самостоятельно строго запрещено.

Восстановление после перелома

Снятие гипса не является заключительным этапом лечения. Когда удаляют фиксирующую повязку, обязательно предусмотрена реабилитация после перелома лодыжки. Ее цель – восстановить утраченную подвижность конечности, придать мышцам тонус, убрать отечность.

Реабилитация состоит из трех важных элементов:

  1. Лечебная физкультуратеплая вода для стоп

ЛФК в восстановительном периоде условно разделяется на два этапа: дозированные нагрузки и ограниченный двигательный режим. Гимнастику первого типа можно начинать уже через 3-4 после проведения операции. Ее суть заключается в том, что больному разрешают передвигаться при помощи костылей, не задействуя поврежденную конечность.

Второй этап ЛФК стартует после снятия фиксирующей повязки. Его назначение – разработать мышцы, атрофированные из-за долгого нахождения ноги в гипсе. Главный принцип физкультуры – постепенность. Гимнастика начинается с простых активностей и завершается при первом появлении дискомфорта. Для начала рекомендуется делать упражнения, опустив конечность в тазик с теплой водой: так вы сможете избежать возникновения боли.

Для ЛФК используются специальные тренажеры. В домашних условиях подойдут подручные средства. Например, возможно катание по полу пластиковой бутылки, использование ножной швейной машины, палки и т.д.

Цель ЛФК после операции – восстановление анатомически правильной походки. Для этого больному может быть прописано ношение ортопедической обуви. Проводятся занятия с врачом, в ходе которых разрабатывается специальный курс физических упражнений.

2. Физиотерапия

Физиопроцедуры снимают отек лодыжки после перелома и улучшают проницаемость тканей. Пациенту рекомендован электрофорез, водные процедуры, воздействие током и другие методики воздействия.

3. Мануальная терапия

Массаж в восстановительном периоде улучшает кровообращение конечности, способствует скорейшему возвращению ее двигательной функции, снятию отечности. Его можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, ориентируясь на рекомендации, полученные от врача. Нужно соблюдать осторожность: лодыжка после ношения гипса очень чувствительна, а потому при малейшем дискомфорте воздействие прекращают.

Обращение к врачу при переломе внутренней лодыжки со смещением или травме другого типа – непременное условие выздоровления.

Отсутствие лечения может вести к частичной или полной утрате подвижности конечностью. Чтобы все срослось быстро и правильно, нужно соблюдать рекомендации врача.

Похожие статьи

Источник

Ñðàçó ñêàæó – ê ìåäèêàì ó ìåíÿ ïðåòåíçèé íåò. Íàîáîðîò, êàê ìîãó – âñåãäà âûðàæàþ èì îãðîìíóþ áëàãîäàðíîñòü çà èõ òðóä, è ìîè ïîñòû çäåñü – òîìó ïîäòâåðæäåíèå. Íî ÷òî-òî ó ìåíÿ ñëåãêà «ïðèãîðåë

Читайте также:  Сроки лечения перелома надколенника

Â÷åðà óòðîì ïîåõàëà íà ñîáåñåäîâàíèå ïî ïîâîäó íîâîé ðàáîòû. Æàðàààà. Çíàÿ, ÷òî íàäî áåðå÷üñÿ, âûáèðàëà ìàðøðóò, ÷òîá ïîïðîõëàäíåå – ìåòðî äà íîâîìîäíûå àâòîáóñû ñ êîíäåÿìè. Ïîñëå ñîáåñåäîâàíèÿ çàøëà â ìåñòíûé ÒÖ, óìûëàñü õîëîäíîé âîäîé â òóàëåòå, ïîáðîäèëà ïî ïóñòûì ïîêà åùå ýòàæàì, ñîáðàëàñü åõàòü äîìîé.

È òóò áàõíóëî-ïîòÿíóëî è çíàêîìî çàòðåïûõàëîñü â ãðóäè. Ïóëüñ õîðîøî çà 200, ÿ óæå óãàäûâàþ ÷àñòîòó… «Ðóáèòü» íà÷èíàåò ïî÷òè ñðàçó. Ïî ñïèíå õîëîäíûé ïîò, öåïëÿþñü çà áëèæàéøóþ ñòåíó, ïî íåé æå àêêóðàòíî ñïîëçàþ íà ïîë, ÷òîáû íå ðàçáèòü ãîëîâó ïðè ïàäåíèè, ñàæóñü íà ïîïó. Ïåðåä ãëàçàìè ñïëîøü «ìóõè», ñòàðàþñü íå ïàíèêîâàòü è äûøàòü-äûøàòü-äûøàòü… Íàîùóïü âûòàñêèâàþ èç êàðìàøêà ñóìêè ìîþ ïåðñîíàëüíóþ «ñêîðóþ» — ïàðó òàáëåòîê àíòèàðèòìèêà, ðàçæåâàòü, ïîä ÿçûê, ÷òîá áûñòðåå. Âî ðòó ñóøü, äàæå íå ÷óâñòâóþ ãîðå÷è òàáëåòîê. Êî ìíå êòî-òî ïîäõîäèò, ñïðàøèâàåò – «ïëîõî? âûçâàòü ñêîðóþ?». Âûëåïëÿþ ãóáàìè – «íåò..ñïàñèáî..ñåé÷àñ ïðîéäåò», íî, âèäèìî, ïîëó÷àåòñÿ íåóáåäèòåëüíî, ò.ê. ñêîðóþ ãðîìêî òðåáóþò âûçâàòü óæå íåñêîëüêî ãîëîñîâ. Ïîíèìàÿ, ÷òî ñåãîäíÿ ÿ «âëÿïàëàñü», òùàòåëüíî ïðîãîâàðèâàþ áëèæàéøåé ôèãóðå – «ñêàæèòå ñêîðîé, ÷òî àðèòìèÿ, âïâ, áûë èíñóëüò». È äàëüøå ìíå óæå âñå áåçðàçëè÷íî, ÿ ïðîñòî áîðþñü çà êàæäûé âäîõ êàê çà âåëè÷àéøóþ â ìèðå äðàãîöåííîñòü…

×åðåç êàêîå-òî âðåìÿ, êîãäà íà÷àëè äåéñòâîâàòü òàáëåòêè, ïðèøëà â ñåáÿ – ëåæó, íà ïîëó, íà áîêó, ìåíÿ ïðèäåðæèâàåò æåíùèíà. Ïûòàþñü ïîâåðíóòüñÿ, ÷òîáû ïîáëàãîäàðèòü çà ïîìîùü, è òóò – áàõ – â ïðàâîì ãëàçó êòî-òî âûêëþ÷àåò ñâåò. Ñëîâíî ðàçîì ìíå íàëåïèëè ÷åðíóþ ïèðàòñêóþ ïîâÿçêó. Òÿíóñü ïîòåðåòü ãëàç èèèè.. íîâîå îòêðûòèå — ëåâàÿ ðóêà ìíå áîëüøå íå ïðèíàäëåæèò. Áîæå, íåò…íåóæåëè îïÿòü?!..áàðàõòàþñü íà ïîëó, êàê ïåðåâåðíóòûé æóê, ñóäîðîæíî ïðîâåðÿÿ, ÷òî ó ìåíÿ åùå îòêàçàëî. Íåò, òîëüêî ëåâàÿ ðóêà è ïðàâûé ãëàç…êàê æå òàê.. òîãäà, ïðè èíñóëüòå, ÿ ñîâñåì íå ÷óâñòâîâàëà âñþ ëåâóþ ïîëîâèíó – ðóêó è íîãó, è ãðóäíûå ìûøöû ñëåâà..

«Ìèõà, ñêîðàÿ ïîäúåõàëà, âåäåì, äåðæèòåñü» — ðàöèÿ îõðàííèêà. Âèäèìî, íåðàâíîäóøíûå ëþäè èç ÒÖ íàâåëè øîðîõó ïî 003 è 112 – ïðèåõàëè ÁÈÒû, ò.å. ðåàíèìàöèîííàÿ áðèãàäà. Òðîå, ìóæ÷èíû. Âñ¸ î÷åíü áûñòðî, öåïêî, áåç ñàíòèìåíòîâ è ëèøíèõ ðàçãîâîðî⠖ ïóëüñ, ïóëüñîêñèìåòð íà ïàëåö, äàâëåíèå. Ìÿãêèå íîñèëêè, òåìíàÿ ïðîõëàäà ãðóçîâîãî ëèôòà, ãîðÿ÷èé è ñëåïÿùèé ìîðîê óëèöû. ×óâñòâóþ, ÷òî ïóëü ÷óòü ðåäååò – òàáëåòêè ðàáîòàþò, íî ïàíèêà ñòðàøíåéøàÿ âíóòðè – ÷òî ñî ìíîé?! Ïî÷åìó îòêàçàëè ðóêà è ãëàç?!.. Ìåíÿ çàêàòûâàþò â ñàëîí «ñêîðîé», íàöåïëÿþò ýëåêòðîäû, ÝÊÃ, ïàðàëëåëüíî ÷èòàþò âûïèñêó èç èñòîðèè áîëåçíè (âñåãäà íîøó ñ ñîáîé â ïàñïîðòå, ðÿäîì ñ ïîëèñàìè), çàðÿæàþò â êàïåëüíèöó êîðäàðîí – ìîé ñïàñèòåëü… «Ïîðàáîòàé êóëà÷êîì» — «à íåò», ãîâîðþ, «ðóêó íå ÷óâñòâóþ». Ëåãêèé íàïðÿã ó âñåõ. «×òî åùå íå ÷óâñòâóåøü?» — «Ãëàç íå âèäèò». Ñòàðøèé â ðàöèþ çàïðàøèâàåò: «ÎÍÌÊ, 40 ëåò, òÿæåëàÿ, êóäà åäåì?…» ÎÍÌÊ..îí æå èíñóëüò..áîæå..â ãîëîâå ñðàçó âñïëûâàåò âåñü ýòîò êîøìàð, ÷òî íàêðûë ìåíÿ ãîä íàçàä..íî òîãäà ÿ íå çíàëà è íå ïîíèìàëà âñåõ ðèñêîâ, à òåïåðü, ïðîéäÿ «ïî êðàþ», çíàþ ñëèøêîì õîðîøî.

Ìåñòî íà ãîñïèòàëèçàöèþ äàþò â äàëåêîé îò ìîåãî äîìà áîëüíèöå, ÿ òàì åùå íå ëåæàëà íè ðàçó. Âèäèìî, èç-çà êîðîíàâèðóñà ÷àñòü ñòàöèîíàðîâ â ãîðîäå çàêðûòà, ÷àñòü ïåðåïðîôèëèðîâàíà, è ñêîðàÿ âîçèò òîëüêî òóäà, êóäà ðàçðåøàò ïî êàæäîìó êîíêðåòíîìó ñëó÷àþ.

Åäåì áûñòðî, ñî âñåé «öâåòîìóçûêîé», ìåíÿ ÷óòêî áäÿò, äàò÷èêè íå ñíèìàþò. Ïóëüñ ïîä êàïåëüíèöåé óðåæàåòñÿ – ñëûøó ïî ïèñêó ïóëüñîêñèìåòðà. ß ñîâåðøåííî ðàçäàâëåíà ñèòóàöèåé, òèõîíüêî ìó÷àþ îíåìåâøóþ ðóêó, ïûòàÿñü ñîãíóòü õîòÿ áû ïàëüöû è – î ÷óäî! – ê êîíöó ïîåçäêè íà÷èíàþ ÷óâñòâîâàòü òðè ïàëüöà èç ïÿòè, íåìíîãî ïîäíèìàþ ëàäîíü îò êàòàëêè. Ïåëåíà íà ãëàçó òîæå íåìíîãî ñâåòëååò.

Ïðèåõàëè. Âåçóò â ïðèåìíèê. È òóò íà÷àëîñü. Äâåðü íà çàìêå. Ñòàðøèé íàøåé áðèãàäû çâîíèò è ñòó÷èò, åìó â îòâåò òèøèíà, ïîòîì — «æäèòå!». Ñòàðøèé ñðûâàåòñÿ: «Êàêîå æäèòå, á..! Ó ìåíÿ òóò àðèòìè÷åñêèé øîê, ÎÍÌÊ!» ×òî-òî îòâå÷àþò ñ òîé ñòîðîíû. «ß ïîåõàë òîãäà â äðóãóþ áîëüíèöó, ðàçâîðà÷èâàéòå êàòàëêó, ðåáÿòà!» Îòêðûëè. «È ÷¸ âû âñå íåðâíûå êàêèå…âñ¸ âîçþò è îðóò…» Çàâåçëè â ïàëàòó, ïåðåêëàäûâàòü íåêóäà. Æäåì âðà÷à. Æäåì…æäåì…æäåì… Ñòàðøèé, ìàòþêíóâøèñü, óáåæàë – âèäèìî, íà ïîèñêè. ß ïðîäîëæàþ ìó÷àòü ðóêó è ïðîìàðãèâàòü ãëàç. Âñå ëó÷øå è ëó÷øå, — îòïóñêàåò! Äåëþñü îòêðûòèåì ñ ôåëüäøåðîì, êîòîðûé îñòàëñÿ âîçëå ìåíÿ. Ïàðåíü óëûáàåòñÿ ïîä ìàñêîé. Çíà÷èò, íå èíñóëüò?! «Ïîãîäè», ãîâîðèò, «íàäî ñäåëàòü ÊÒ. Íî î÷åíü ïîõîæå íà òðàíçèòîðíóþ èøåìè÷åñêóþ àòàêó». ×òî ýòî çà çâåðü òàêîé, ÿ íå çíàþ, íî íàäåæäà, êîòîðàÿ ðàçðàñòàåòñÿ âíóòðè, ãðååò è óáàþêèâàåò ìåíÿ.

«Íó, ïîêàààçûâàéòå âàø «èíñóóóëüò». Ñòàðøèé ïðèøåë ñ âðà÷îì ïðèåìíîãî. Òîò ñêåïòè÷åñêè ìîðùèòñÿ è óõìûëÿåòñÿ. Ìíå – «÷¸ ó òåáÿ ñëó÷èëîñü?» Ïîêà ñîáèðàëàñü ñ ìûñëÿìè, çà ìåíÿ ðàññêàçûâàåò ôåëüäøåð èç áðèãàäû. «Îé, äà âû ÷¸? Òàêàÿ ìîëîäàÿ. Ñðàçó âèäíî – ïðîñòî èñòåðè÷êà». Ñòàðøèé ìîë÷à íàëèâàåòñÿ ãíåâîì è óòàñêèâàåò âðà÷à â êîðèäîð – ïîáåñåäîâàòü ïðèâàòíî. Ìû ñíîâà æäåì…æäåì… Âîêðóã ñòîíóò è êðÿõòÿò çàíåìîãøèå âñåõ ñîðòîâ, ïåðñîíàë â çàùèòíûõ êîñòþìàõ – áåãàþò, êàê óæàëåííûå. Àíòèñåïòèêè, áàðüåðíûå øòîðû èç ïóïûð÷àòîãî ìàòåðèàëà. Àòìîñôåðêà…

Читайте также:  Как определить перелом в локтевом суставе

Ìåíÿ íàêîíåö-òî âåçóò íà ÊÒ. Òèõîíüêî ìîëþñü ïðî ñåáÿ, ÷òîáû òàì – íè-÷å-ãî ëèøíåãî… Ëèøíåãî íå íàéäåíî. Ñòîï. Âîò ãîä íàçàä – ó ìåíÿ òîæå ñíà÷àëà íè÷åãî íå óâèäåëè íà ÊÒ. Òåì íå ìåíåå – ðåàíèìàöèÿ, òðîìáîëèçèñ, ðåàáèëèòàöèÿ. ×òî ñåé÷àñ?

Ìåíÿ ñîèçâîëÿþò îñòàâèòü â ýòîé áîëüíèöå è áðèãàäó, íàêîíåö, îòïóñêàþò. Ñêîëüêî îíè òóò ïîòðàòèëè âðåìåíè âïóñòóþ âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîìîãàòü äðóãèì çàáîëåâøèì – âîçìîæíî, óìèðàþùèì ñåé÷àñ – ëþäÿì?…

«Ìîÿ» áðèãàäà óåçæàåò, è ïðî ìåíÿ ìîìåíòàëüíî âñå çàáûâàþò. Êàïåëüíèöà íå êàïàåò – âèäèìî, ãäå-òî ïåðåãíóëñÿ êàòåòåð, íî ýòî íèêîãî íå âîëíóåò. Ìåäñåñòåð íåò, íèêòî íå çàõîäèò î÷åíü äîëãî, õîòÿ ðÿäîì òÿæåëî äûøèò íà êàòàëêå òùåäóøíûé äåä, è ïîñòàíûâàåò áëåäíþùàÿ æåíùèíà ñðåäíèõ ëåò, ëåæàùàÿ ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè. Íèêòî íå ïðèõîäèò âçÿòü êðîâü íà àíàëèçû (îáû÷íî â ïðèåìíèêå ýòî äåëàþò âñåãäà). Íèêòî íå èíòåðåñóåòñÿ ìîèì ñàìî÷óâñòâèåì, ðèòìîì, äàâëåíèåì. Õîðîøî, ÷òî ìåíÿ óæå ïî÷òè îòïóñòèëî ê ýòîìó ìîìåíòó, à åñëè áû íåò? Íå ôàêò, ÷òî ÿ ñìîãëà áû êðèêíóòü, è ìåíÿ áû óñëûøàëè.

Ïðîøëî åùå ñ ÷àñ âðåìåíè. Ïî-ïðåæíåìó – íèêîãî è íè÷åãî. Ìåíÿ íå îñìàòðèâàåò íåâðîëî㠖 õîòÿ ñ ìîèìè ââîäíûìè ýòî äîëæåí áûòü ïðîñòî «çîëîòîé ñòàíäàðò» îáñëåäîâàíèÿ. Ðóêà è ãëàç óæå ïî÷òè â íîðìå, ðèòì õîðîøèé, è ÿ ïðèíèìàþ ðåøåíèå áåæàòü èç ýòîãî ÷Óäíîãî ìåñòà. Àêêóðàòíî ñàæóñü íà êàòàëêå, ïðèâûêàþ ê âåðòèêàëè. Çàøëà ìåäñåñòðà – ïî ñâîèì äåëàì, ìîåò ðóêè. «Âû ÷åãî?» Ãîâîðþ «Ñíèìèòå, ïîæàëóéñòà, êàòåòåð, âñå ðàâíî íå êàïàåò, è ÷óâñòâóþ ÿ ñåáÿ óæå íîðìàëüíî». Íè÷åãî íå ñêàçàëà – óøëà. Åùå ïîë÷àñà. Ïðèâåçëè íîâîãî ïàöèåíòà, è, íàêîíåö, ïîÿâëÿåòñÿ âðà÷ è, çàîäíî, ïîäõîäèò êî ìíå. «Íó ÷òî, ïîëó÷øå?» «Ïîëó÷øå», ãîâîðþ, «ñïàñèáî ñêîðîé. ß ïîéäó, ïîæàëóé, à òî ó âàñ ðàáîòû ìíîãî». Óëîâèâ ìîþ èíòîíàöèþ, óõìûëÿåòñÿ «íó, õîòèòå – ïîëîæó â ðåàíèìàöèþ. Òàì 35 ÷åëîâåê, åñòü êîâèäíûå. Õîòèòå?» Ãîâîðþ «âðîäå áû ðåàíèìàöèÿ – íå òî ìåñòî, êóäà ÷åëîâåêà êëàäóò ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ èëè ïðîñüáå. Ýòî íå ñàíàòîðèé. Åñòü ïîêàçàíèÿ – ëå÷èòå, êëàäèòå. Èëè îòïóñêàéòå, ïîåäó äîìîé». «Åçæàéòå..ñåé÷àñ îòäàì äîêóìåíòû». Åùå ïîë÷àñà â êîðèäîðå, ìíå äàþò íà ðóêè ÷óæóþ ÝÊà è ìîþ ÊÒ. È – âñå. Íè êîíòðîëÿ ðèòìà è äàâëåíèÿ, íè îñìîòðà ïðîôèëüíûõ ñïåöèàëèñòîâ, íè äèàãíîçà, íè ðåêîìåíäàöèé. Äàæå ïîäïèñè ìîåé íèãäå íå ïîíàäîáèëîñü ïîñòàâèòü. Ìóæ çàáðàë ìåíÿ è óâåç äîìîé îòëåæèâàòüñÿ, ò.ê. ïîñëå ëåêàðñòâ è íà ôîíå æàðû áûëà ñèëüíàÿ ñëàáîñòü.

…Âîò ÷òî ýòî áûëî, à? Íåò, äî ìîìåíòà ïðèåçäà â ñòàöèîíàð âñå áûëî î÷åíü ÷åòêî è ëîãè÷íî. Ñêîðàÿ ïðèåõàëà áûñòðî, äèñïåò÷åð âåðíî îöåíèë ñèòóàöèþ è íàïðàâèë íóæíóþ áðèãàäó. Áûñòðî íà÷àëè ëå÷åíèå è áûñòðî æå äîâåçëè. À äàëüøå..ÿ ñ òàêèì æå ýôôåêòîì ìîãëà ïîëåæàòü ýòè 3 ÷àñà íà ñêàìåéêå âîçëå ïðèåìíèêà. Èëè âñå âðà÷è è áîëüíèöû ñåé÷àñ íàñòîëüêî çàìîðäîâàíû êîâèäîì, ÷òî ñòàíäàðòû ëå÷åíèÿ ïðî÷èõ áîëÿ÷åê çàäâèíóòû â ïûëüíûé óãîë – äî ëó÷øèõ âðåìåí? Íî ëþäè-òî íå ïåðåñòàëè áîëåòü. È äàæå íàîáîðîò – íàâåðíÿêà ìíîãèå ñòàðàþòñÿ ïåðåòåðïåòü íåõîðîøèå ñèìïòîìû äîìà, ëèøü áû íå ïîäöåïèòü âèðóñ â áîëüíèöå, è «òÿæåëåþò», è óìèðàþò áåç ñâîåâðåìåííîãî ëå÷åíèÿ. Çàòî îò êîâèäà ó íàñ óìèðàþò âñ¸ ìåíüøå è ìåíüøå – ýòà ñòàòèñòèêà ó íàñ êàæäûé äåíü, êàê ïðîãíîç ïîãîäû…

Îêëåìàâøèñü, ÿ ïîãóãëèëà ïðî òðàíçèòîðíóþ èøåìè÷åñêóþ àòàêó, î êîòîðîé çàèêíóëñÿ ôåëüäøåð. Î÷åíü ïîõîæå íà òî, ÷òî ÿ èñïûòàëà. Äà, ýòî íå ïîëíîöåííûé èíñóëüò, íî î÷åíü áëèçêî ê íåìó. È «âåñòè» åå äîëæíû ïðàêòè÷åñêè òàê æå – ïî ñòàíäàðòó «èíôàðêò ìîçãà». È ðèñê èíñóëüòà ïîñëå íåå âåñüìà âåëèê. Òàê ÷òî ìåíÿ äîëæíû áûëè ïîëîæèòü, è êàïàòü, è íàáëþäàòü. Ïî÷åìó â ïðèåìíîì ýòîãî íå ñäåëàëè, ïî÷åìó íå ïðåäóïðåäèëè î ðèñêàõ, íå óäåðæàëè íà âûõîäå — ÿ íå çíàþ. È ÷òî ìíå äåëàòü òåïåðü – ñêðåñòèòü ïàëüöû? íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïðîëåòåâøèé â ãîëîâå òðîìá ðàññîñåòñÿ ñàìè ñîáîé? îáñëåäîâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî? Âñ¸ ðàáîòàåò òîëüêî íà ñêîðóþ è íåîòëîæíóþ ïîìîùü. È äàæå åñëè áóäåøü ïîìèðàòü – íå ôàêò, ÷òî ýòî âîâðåìÿ çàìåòÿò…

Äðóçüÿ, íå áîëåéòå íèêîãäà, à ñåé÷àñ – îñîáåííî. Çäîðîâüÿ âñåì.

Источник