Транспортировка ребенка при переломе

Иммобилизация — создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.
Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.
Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.
На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис. 12.1.).
Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.
Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.
При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).
При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для «лучшей» фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.
При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.
Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.
При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных (рис. 12.2.). Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 12.3). Переноску способом «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине». Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом «друг за другом» (рис. 12.4. а).
Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из 3 или 4 рук (рис. 12.4. б, в).
Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.
В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь.
Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше — на брезенте, плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы.
Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.
Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице (рис. 12.5.).
При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.
Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.
Источник
При серьезных травмах, а также при подозрении на них, особое внимание уделяется транспортировке пострадавших, поскольку неправильное перемещение может усугубить травму, став дополнительным повреждающим фактором. Рекомендация врачей такова: транспортировать серьезно пострадавшего человека должны специалисты, поэтому лучше всего не делать этого самостоятельно, а вызвать скорую помощь. К сожалению, не всегда это представляется возможным.
Транспортировать пострадавшего своими силами приходится в следующих ситуациях:
- Непосредственная опасность для жизни там, где произошла травма. Например, если пострадавший находится на железнодорожном полотне, в горящем здании, задымленном помещении, здании, которое может в любой момент обрушиться и т.п.
- Нет возможности приехать скорой помощи.
Всего выделяют три вида транспортировки:
- Экстренная. Проводится при наличии непосредственной угрозы жизни, максимально быстро, используется любой подходящий способ удаления человека из опасной зоны в ближайшее безопасное место. Такая транспортировка может быть весьма травматичной для пострадавшего, но целью является спасение жизни человека, поэтому правилами перемещения пострадавших в данном случае пренебрегают;
- Краткосрочная. Осуществляется своими силами людей, находящихся рядом с пострадавшим. В данном случае есть необходимость выбирать оптимальный метод перемещения пострадавшего с тем, чтобы по возможности не причинить ему дискомфорта, не усилить болезненные ощущения, не нанести вторичную травму. Как правило, в данном случае транспортировка осуществляется не слишком далеко, а до ближайшего места, где человеку могут оказать профессиональную помощь или где он может ее дождаться в безопасной обстановке;
- Длительная. Транспортировка силами и средствами специалистов, максимально удобная и безопасная для пострадавшего. Обычно проводится после оказания первой медицинской помощи на месте и обезболивания.
В том случае, когда нет возможности приехать скорой помощи, длительную транспортировку приходится осуществлять силами окружающих.
Рекомендации, о которых пойдет речь дальше, предназначаются для краткосрочной транспортировки, так как в условиях современной жизни, как правило, от неспециалистов требуется именно она.
Подготовка к транспортировке пострадавших
Готовясь транспортировать человека, нуждающегося в помощи, следует иметь в виду:
- Пострадавшего необходимо внимательно осмотреть, чтобы составить представление о характере травм. Следует оценить состояние позвоночника, головы, шеи, грудной клетки, живота, тазовой области и конечностей. Убедитесь в том, что человек находится в сознании, если он без сознания, нужно проверить пульс и дыхание;
- Если есть подозрение на тяжелый характер травм, множественные сочетанные травмы, пострадавшего нужно транспортировать лишь в крайнем случае, если нет надежды на приезд скорой помощи. При таких травмах перемещать пострадавшего следует по возможности в той позе, в которой он находится.
Общие правила перемещения пострадавших
Правила и способы перемещения пострадавших могут различаться в зависимости от характера травм (кровопотеря, переломы и т.д.), однако есть несколько общих принципов:
- При транспортировке человека с травмой шейного отдела позвоночника его голову и шею иммобилизуют, т.е. фиксируют, чтобы препятствовать движению. Во всех остальных случаях пострадавшего транспортируют с головой, повернутой набок. Это необходимо, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также асфиксии вследствие западения языка;
- Человека с большой кровопотерей перемещают таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Такое положение обеспечивает приток крови к головному мозгу;
- При подъеме по лестнице, а также при помещении в транспортное средство пострадавшего несут вперед головой, при спуске и выносе из транспорта – вперед ногами;
- Тот, кто несет пострадавшего впереди, назначается главным, его задача – внимательно следить за дорогой, замечать препятствия и руководить перемещением, координируя действия остальных спасателей (пример команды: «на счет три поднимаем носилки – раз, два, три!»). При этом спасателям категорически запрещается двигаться «в ногу»;
- Тот, кто несет пострадавшего сзади, следит за его состоянием, и в случае ухудшения предупреждает остальных о необходимости остановки.
Виды транспортировки пострадавших в зависимости от травмы и состояния
Выше указывалось, что при серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения. Теперь рассмотрим, в каких положениях следует транспортировать пострадавших в других, менее тяжелых ситуациях.
- Устойчивое положение на боку. В такой позе должны перемещаться пострадавшие в случае:
а) приступов рвоты;
б) нахождения в бессознательном состоянии;
в) при ожогах или иных непроникающих травмах задней стороны тела (спина, ягодицы, задняя часть бедер); - Сидячее или полусидячее положение применяется в таких ситуациях:
а) травмы шеи;
б) травмы грудной клетки;
в) переломы ключицы, рук; - Положение лежа на спине с приподнятыми ногами:
а) травмы брюшной полости;
б) подозрение на внутреннее кровотечение;
в) наличие большой кровопотери; - Положение лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами и подложенным под колени валиком («поза лягушки»):
а) при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму;
б) при переломе костей таза или подозрении на него.
При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться. В случае если это произойдет, необходимо остановиться и начать проводить реанимационные мероприятия (дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца). Реанимацию проводят до появления врача или до восстановления дыхания и пульса.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:
Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.
8 лучших чаёв для похудения
Любой чай подразумевает натуральный продукт, который состоит из различных трав, цветов, измельченных плодов и специй. Сегодня выпускаются специальные виды напит…
Источник
Травма позвоночника представляет серьезную угрозу для жизни пострадавшего. Неправильная транспортировка при переломе позвоночника могут спровоцировать развитие серьезных осложнений и стать причиной летального исхода. Важным условием грамотной иммобилизации является полная неподвижность потерпевшего. Транспортировкой человека со сломанным позвоночником должны заниматься работники скорой помощи. Самостоятельная перевозка больного может сильно усугубить ситуацию.
Как именно осуществляется транспортировка?
Иммобилизацией больного с переломом позвоночника должны заниматься обученные специалисты, используя необходимое медицинское оборудование. Но в критических ситуациях, когда на счету каждая минута, необходимо самостоятельно транспортировать потерпевшего. Сделать это в одиночку невозможно, необходимо собрать группу из 3-5 человек. Оказавшись в такой ситуации, необходимо знать, как транспортировать пострадавшего с повреждением позвоночника. Особенности перевозки могут отличаться с учетом того, какой отдел позвоночника был поврежден.
к содержанию ↑
При переломе поясничного отдела
Транспортировка при переломе поясничного отдела позвоночника должна осуществляться следующим образом:
- Осторожно положите больного на твердую ровную поверхность, лицом вверх. Для этого отлично подойдет деревянная дверь, доски, жесткие носилки, на которых и будет производиться дальнейшая перевозка. Если жесткой поверхности нет, то можно транспортировать больного на мягких носилках, положив его лицом вниз.
- Укладка пациента на носилки должна осуществляться в один прием несколькими людьми. Обязательно следует поддерживать его шею.
- При помощи имеющихся подручных средств (картон, доски, бинты и так далее) обеспечьте абсолютную неподвижность потерпевшего. При отсутствии подходящих средств постарайтесь успокоить человека, объяснив ему, что нельзя шевелиться.
- Положите под поясницу сооруженный из полотенца или одежды валик.
- Если пострадавший будет транспортироваться на животе, то валик нужно положить под грудную клетку.
- Если есть возможность, зафиксируйте поясничный отдел жестким широким поясом.
- По команде человека, фиксирующего голову, спасатели должны синхронно поднять пациента, удерживая его на одном уровне. Руками поддерживаются плечи, бедра и колени пострадавшего.
Так пострадавший переносится в машину скорой помощи.
к содержанию ↑
При переломах шеи
Перелом шеи наиболее опасный, поэтому транспортировка человека должна происходить максимально осторожно и профессионально. Перевозка лежачего больного с травмой позвоночника в области шеи должна осуществляется следующим образом:
- Положите больного на ровную жесткую поверхность. Пострадавший должен лежать обязательно на спине.
- Под шею и плечи подложите небольшие валики.
- Зафиксируйте шею с помощью корсета, который можно смастерить самостоятельно или применить готовое изделие: воротник Шанца, шина Бабиченко, шина Еланского.
- При наличии проблем с дыханием или глотанием надевать воротник Шанца нельзя.
- Затем потерпевший группой человек осторожно переносится в карету скорой помощи.
Во время транспортировки важно контролировать дыхание пациента, следить за тем, чтобы не запал язык, или не началась рвота.
к содержанию ↑
При переломах грудного отдела
Транспортировка человека с переломом позвонков грудного отдела позвоночника производится так же, как и при травме поясницы:
- Положите потерпевшего на спину на ровную твердую поверхность или на живот на мягкие носилки.
- Подложите валик под голову, плечи и грудину.
- Обеспечьте приток воздуха, освободив от сдавливающей верхней одежды.
- Хорошо, но несильно сдавливая, зафиксируйте тело пациента, обеспечив ему абсолютную неподвижность.
- Придерживая голову пострадавшего, заручившись помощью нескольких людей, поднимите носилки на одном уровне и перенесите больного, шагая в разную ногу.
Чем больше людей будет переносить потерпевшего, тем лучше. Очень важно при транспортировке пострадавшего с повреждениями позвоночника поддерживать носилки со всех сторон, не допуская прогиба позвоночника.
к содержанию ↑
При переломах крестца
Транспортировка человека со сломанными позвонками крестцового отдела представляет собой выполнение следующих действий:
- Уложите пострадавшего на спину на твердую ровную поверхность.
- Согните ноги в коленных суставах и разведите их по сторонам, придавая пациенту позу лягушки.
- Приподнимите слегка спину, подложив под область крестца валик.
- Подложите также валик под колени.
- Зафиксируйте нижние конечности.
- Перенесите в автомобиль.
По возможности рекомендуется дать больному сильнодействующий анальгетик. При наличии открытого перелома нужно остановить кровь.
к содержанию ↑
Что категорически запрещено делать?
При транспортировке пострадавшего с подозрением на повреждение позвоночника, категорически запрещается выполнять следующие действия:
- Садить или поднимать пострадавшего, пытаться его передвинуть.
- Перевозить больного сидя или на боку.
- Менять положение конечностей, дергать их или тянуть.
- Пытаться вправить позвонки.
- Давать лекарства без разрешения пациента.
- Поднимать голову.
- Давать попить, даже если потерпевший очень просит.
Запрещается доставлять пострадавшего в больницу самостоятельно, этим должна заниматься бригада врачей скорой помощи. Самостоятельная транспортировка разрешается лишь в экстренных случаях.
к содержанию ↑
Как должна ехать карета скорой помощи/машина?
При перевозке человека со сломанным позвоночником водитель кареты скорой помощи (автомобиля) должен ехать как можно осторожнее. Рекомендуется отдать предпочтение знакомому маршруту с ровной дорогой. Лучше всего ехать на невысокой скорости по короткой дороге, избегая любой встряски.
к содержанию ↑
Чем опасна неправильная транспортировка?
Опасность неправильной транспортировки при нарушении целостности позвоночника состоит в высокой вероятности смещения костных отломков, что может спровоцировать повреждение спинного мозга или внутренних органов. Неграмотно выполненная перевозка пациента может привести к инвалидности или летальному исходу.
к содержанию ↑
Вывод
От своевременности и правильности выполнения транспортировки при переломе позвоночника зависит эффективность дальнейшего лечения и реабилитации пострадавшего. Обязательным условием успешной перевозки больного является иммобилизация не только поврежденного участка, но и всего тела. Транспортировка человека со сломанным позвоночником должна осуществляться бригадой медработников на карете скорой помощи. Самостоятельная перевозка допускается только при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, или при невозможности вызова скорой помощи.
Источник