Транспортировка при переломе верхних конечностей

Особенности способов переноски пострадавших
при переломах

Больных
с переломами верхних конечностей 
можно перевозить в положении 
сидя. 
Пострадавших с переломами нижних конечностей
следует транспортировать на носилках
в положении лежа на спине. Конечность
должна быть уложена на что-нибудь мягкое
в приподнятом положении. 
Транспортировка и перекладка больного
должны быть щадящими. Конечность и туловище
поднимать одновременно все время удерживая
на одном уровне.  
Охлаждение предрасполагает развитию
шока, поэтому больного необходимо укрыть.
Уменьшить боль можно назначение 0,5 — 1
гр амидопирина или анальгина.

Транспортировка при повреждении 
черепа и мозга

Транспортировка
заключается в создании покоя. Пострадавшему 
придают горизонтальное положение,
к голове пузырь со льдом или ткань,
смоченную холодной водой. Очистить
рот от слизи. 
При транспортировке проводить мероприятия,
направленные на улучшение дыхания и сердечной
деятельности. 
Во время транспортировки необходимо
постоянно наблюдать за больным так как
возможна повторная рвота, а следовательно
аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение). 
Для предупреждения дополнительных повреждений
и сотрясении головы производят иммобилизацию
с помощью ватно-марлевого круга (баранка),
надувного подкладного круга или подсобных
средств: одежда, одеяло, сено, мешочки
с песком и т. д. 
Иммобилизацию можно осуществить с помощью
пращевидной повязки, проведенной под
подбородком и зафиксированной на носилках. 
Если рана расположена в затылочной области
или имеется перелом костей в этой зоне,
то перевозить пострадавшего следует
на боку. 
Перелом костей носа обязательно сопровождается
носовым кровотечением. Больных с этой
травмой следует транспортировать так
же на носилках, но в полусидячем положении,
т. е. с поднятой головой. 
Транспортировку раненых с повреждением
челюстей осуществляют в положении сидя
с наклоном головы вперед. 
Пострадавшего в бессознательном состоянии
следует перевозить в положении лежа на
животе, с подложенными под лоб и грудь
валиками из одежды. 
Нижнюю челюсть закрепляют наложением
пращевидной повязки, верхнюю челюсть
введением между челюстями полоски фанеры
и зафиксированием к голове.

Транспортировка при повреждении 
позвоночника

Самая
опасная транспортировка при 
переломе позвоночника. Даже небольшое 
смещение позвонков могут вызвать 
разрыв спинного мозга, поэтому запрещается 
пострадавшего с подозрением 
на переломе позвоночника сажать, ставить
на ноги. Прежде всего необходимо создать
покой уложив его на ровную твердую поверхность
(деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы
использовать для транспортировки. При
отсутствии доски в бессознательном состоянии
пострадавшего транспортировка наименее
опасна в положении лежа на животе с подложенными
под плечи и голову подушками. 
В случае перелома шейного отдела позвоночника,
транспортировку осуществляют на спине
с иммобилизацией головы, как при повреждении
черепа. 
Перекладывание, разгрузку, транспортировку
должны производить 3-4 человека одновременно
удерживая все время на одном уровне, не
допуская перегибания позвоночника.

Транспортировка при переломе костей
таза

Транспортировать 
больного следует уложив на ровную твердую
поверхность, ноги согнуть в коленях и
бедра несколько развести в стороны, а
под колени наложить тугой валик из подушки,
одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см. 
Транспортировать пострадавшего на носилках
или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.

Транспортировка при переломе ребер

Наиболее 
безболезненно в положении сидя. 
При тяжелом состоянии, когда пострадавший
сидеть не может, транспортировать лежа
на носилках в полусидячем положении.
Всех раненых, у которых травма сопровождалась
шоком, а также значительной кровопотерей
необходимо транспортировать лежа на
спине.

Правила наложения 
шин при переломах

1. Шинную повязку необходимо 
накладывать так, чтобы она 
надежно иммобилизировала два соседних
с местом перелома сустава (выше и ниже
перелома), а при некоторых повреждениях
— и три сустава. Например, при повреждении
голени шину накладывают так, чтобы она
захватывала коленный и голеностопный
суставы; при повреждении плечевой кости
— плечевой, локтевой и лучезапястный;
для иммобилизации бедра необходимо фиксировать
всю конечность — от подмышечной впадины
до стопы включительно и охватывать тазобедренный,
голеностопный и коленный суставы.

2. Для иммобилизации конечности 
желательно придать ей физиологически 
правильное положение. Если условия 
транспорта не позволяют удерживать 
конечность в функционально выгодном 
положении, то приходится ограничиваться 
фиксацией конечности в том 
положении, в котором она менее 
всего травмируется.

3. При закрытых переломах 
необходимо произвести легкое 
и осторожное вытяжение поврежденной 
конечности по оси, которое 
следует продолжать до окончания 
наложения иммобилизирующей повязки.

4. При открытых переломах 
не следует вправлять выступающие 
из раны отломки костей. Наложив 
стерильную повязку, конечность 
без предварительного потягивания 
и вправления отломков фиксируют 
в том положении, в котором 
она находится.

5. Нужно помнить, что 
с пострадавшего нельзя снимать 
одежду и обувь, так как это 
может причинить ему лишнюю 
боль. Кроме того, одежда обычно 
служит дополнительной подстилкой 
для шин в месте повреждения. 
Исключением из этого правила 
являются открытые переломы, когда 
необходимо наложить стерильную 
повязку. При этом одежду снимать 
не следует, а нужно распороть 
ее по шву или разрезать 
в области предполагаемого перелома.

6. Нельзя накладывать 
жесткую шину на голое тело.
Нужно следить за тем, чтобы 
концы шин не врезались в 
кожу и не сдавливали кровеносные 
сосуды и нервы, проходящие 
вблизи костей.

7. Необходимо избегать 
применения кровоостанавливающего 
жгута, если для его наложения 
нет достаточных показаний. При 
наличии показаний жгут накладывают 
на самые минимальные сроки.

8. При повреждениях суставов 
для транспортной иммобилизации 
используют те же средства 
и способы, что и при повреждениях 
костей.

9. Шина тщательно прикрепляется 
к поврежденной конечности и 
должна составлять с ней единое 
целое. Фиксируют шины марлевым 
бинтом.

Наложение шин требует 
умения и выучки. Неправильная иммобилизация,
может оказаться не только бесполезной,
но и вредной. Во всех случаях оказания
медицинской помощи следует обращать
внимание не только на поврежденную часть 
тела, но и на общее состояние 
пострадавшего. При переломах возможно
развитие шока.

Вид травмы

Поза

Сотрясение головного 
мозга

На спине

Травмы передней части 
головы и лица

На спине

Повреждение позвоночника

На спине

Переломы костей таза и 
нижних конечностей

На спине

Шоковое состояние

На спине

Травмы органов брюшной 
полости

На спине

Травмы груди

На спине

Ампутация нижних конечностей

На спине, с валиком 
под травмированной ногой

Острые хирургические 
заболевания (аппендицит, прободная 
язва, ущемленная грыжа)

На спине

Кровопотеря

На животе с валиком 
под грудью и головой

Травмы спины

На животе или правом боку

Травмы затылочной части 
головы

На животе

Травмы шеи

Полусидячее положение со склоненной
на грудь головой

Ампутированная верхняя 
конечность

Сидя с поднятой вверх 
рукой

Травмы глаза, груди, дыхательных 
путей

Сидя

Травмы верхних конечностей

Сидя

Ушибы, порезы, ссадины

Сидя

Травмы спины, ягодиц,  
тыльной поверхности ног

На животе

Травмы плечевого пояса

Сидя

   Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших
являются следующие: 
— определение способа транспортировки; 
— подготовка пострадавших, специальных
и подручных транспортных средств; 
— выбор маршрута; 
— обеспечение безопасности пострадавших
и спасателей при транспортировке; 
— преодоление препятствий, контроль за
состоянием пострадавших, организация
отдыха; 
— погрузка пострадавших в транспортные
средства.

Читайте также:  Фиксаж перелома

   Ведущую роль при выборе
способа, средств, положений, в которых 
будут транспортироваться пострадавшие,
играют виды травм, их локализация, состояние 
людей, характер заболевания. Правильно 
выбранные решения спасут жизнь 
пострадавшим, облегчат их страдания,
обеспечат быстрое выздоровление.
Пострадавших транспортируют в положении 
лежа на спине, на животе, на боку, сидя.
При этом голова может быть приподнята
или опущена, ноги, руки выпрямлены
или согнуты. Для этих целей используются
мягкие валики. Ниже представлены основные
способы транспортировки пострадавших.Один
из распространенных и хорошо зарекомендовавших
себя способов транспортировки пострадавших
— использование носилок. Носилки бывают штатными
(медицинскими) или самодельными (импровизированными).
Для изготовления последних необходимо
взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0
м, закрепить между ними плотную ткань,
пальто, шинель, веревку. 
   Нести пострадавшего на носилках могут
два, три, четыре человека; при этом необходимо
идти не в ногу, осторожно, не раскачивать
носилки, постоянно следить за правильным
(горизонтальным) положением носилок в
местах подъема и спуска. Пострадавшего
укладывают на носилки следующим образом.
Один спасатель подводит руки под голову
и спину, другой — под таз и ноги, одновременно
поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего
обычно ногами вперед. Для преодоления
препятствий (оконный проем, разрушенная
стена, ограда) необходимо: 
— поставить носилки на землю перед преградой; 
— встать по обе стороны носилок и взяться
за брусья руками; 
— приподнять головной конец носилок и
поставить его на преграду; 
— одному спасателю преодолеть преграду; 
— одновременно поднять и пронести носилки
над преградой и опустить на нее ближние
концы; 
— преодолеть преграду другому спасателю; 
— опустить носилки на землю, одновременно
взять их и продолжить движение. 
   Таким же способом преодолеваются трещины,
канавы, щели. В этом случае носилки ставятся
на край препятствия. Для облегчения и
удобства транспортировки используются
специальные лямки. 
   В том случае, когда пострадавшего необходимо
спустить на носилках с высоты, следует
надежно закрепить его к носилкам. Спуск
может осуществляться в вертикальном
или горизонтальном положении. Во время
транспортировки спасатели должны постоянно
следить за состоянием пострадавших (дыхание,
пульс, поведение) и, если это необходимо,
оказывать медицинскую помощь (искусственное
дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание).
При транспортировке на большие расстояния
нужно отвести время для отдыха, принятия
пищи и проведения гигиенических мероприятий. 
   В холодное время года следует принять
меры для предупреждения охлаждения (укрыть
пострадавшего плотной тканью, дать теплое
питье, использовать грелку). Важное значение
для пострадавшего имеет уверенное поведение
спасателей, его морально-психологическая
поддержка.  

   При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших.
Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений
и состояние человека. В первоочередном
порядке транспортируются дети и пострадавшие
в бессознательном и шоковом состоянии,
с внутренними кровотечениями, ампутированными
конечностями, открытыми переломами, ожогами,
синдромом длительного сдавливания, послеоперационные
больные.Затем транспортируются пострадавшие
с закрытыми переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие
с небольшими кровотечениями, ушибами,
вывихами.

   Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется
специальный медицинский или обычный
транспорт. Транспортировка пострадавших
в грузовом транспорте осуществляется
на носилках или непосредственно в кузове
на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных,
размещая их головой к кабине. На свободные
места рассаживаются пострадавшие с незначительными
травмами. При транспортировке в кузове
без носилок сначала необходимо насыпать
в него балласт (землю, песок, солому). Поверх
балласта укладывается мягкий настил
(матрацы, ковры, стружка, поролон). Для
защиты от дождя и снега кузов оборудуют
тентом. Здесь же постоянно должен находиться
медработник или спасатель. Погрузка пострадавших
в железнодорожные вагоны проводится
через тамбур или окна. Сначала людей размещают
на верхних, а затем — на нижних полках.
Все пострадавшие группируются по тяжести
травмы, в зависимости от этого определяется
очередность погрузки. Транспортировка
водным и воздушным транспортом осуществляется
с соблюдением описанных выше требований.
Инфекционных больных транспортируют
таким образом, чтобы исключить возможность
их контакта с окружающими. Разгрузка
пострадавших осуществляется несколькими
спасателями.

Источник

Переломом называется нарушение целости кости. Различают переломы травматиче­ские и патологические.
Возникновение последних обуслов­лено наличием патологических процессов в кости (тубер­кулез, остеомиелит, опухоли), при которых обычная нагрузка на определенном этапе течения этих заболеваний приводит к перелому.

Травматические переломы делятся на:

  • закрытые (без повреждения кости) и 
  • открытые, при которых имеется повреждение кости в зоне перелома.
    Открытые переломы опаснее закры­тых, так как очень велика возможность инфицирования отломков и развития остеомиелита, что значительно затрудняет срастание костных отломков.

Перелом может быть:

  • полным и
  • неполным. При непол­ном переломе нарушается какая-нибудь часть поперечника кости, чаще в виде продольной   щели — трещина  кости.
     

Переломы бывают самой разнообразной формы:

  • Попе­речные,
  • Косые,
  • Спиральные,
  • Продольные.
  • Часто наблюдают­ся Оскольчатые переломы, когда кость разбита на отдель­ные осколки. Этот вид чаще встречается при огнестрель­ных ранениях.
  • Перелом, возникающий от сжатия или сплющивания, называется Компрессионным.

Большинство переломов сопровождается смещением отломков, что обусловлено, с одной стороны, направлением механической силы, вызвавшей перелом, с другой — тягой прикрепляющихся к кости мышц вследствие их сокращения после травмы. В зависимости от характера травмы, локализации перелома, силы прикрепляющихся мышц и т. д. смещения костных отломков могут быть различных видов: смещения под углом, смещения по дли­не, боковые смещения. Нередко встречаются вколоченные переломы, когда один из отломков внедряется в другой.

Читайте также:  Как определить перелом или ушиб пальца

Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, изменение положения и формы конечности, нарушение ее функции (невозможность пользоваться конечностью), появление отечности и кровоподтека в зоне перелома, укорочение конечности, патологическая (ненормальная) подвижность кости. При ощупывании места перелома больной ощущает резкую боль; при этом удается определить неровность кости, острые края отломков и хруст (крепитация) при легком надавливании. Проводить ощупывание конечности, особенно определение патологической подвижности, надо осторожно, двумя руками, стараясь не причинять боль, и так, чтобы не вызвать осложнений (повреждение отлом­ками кости кровеносных сосудов, нервов, мышц, кожных покровов и слизистых).

При открытом переломе нередко в рану выступает отломок кости, что прямо указывает на перелом. В этом случае проводить ощупывание и исследование области перелома запрещается.

Правильная и своевременная первая помощь при пере­ломах является одним из важнейших моментов их лече­ния. Быстро оказанная первая помощь во многом опреде­ляет заживление переломов, позволяет часто предупредить развитие ряда осложнений (кровотечение, смещение от­ломков, шок и т.д.).
 

Основными мероприятиями первой помощи при перело­мах костей являются:

  • создание неподвижности костей в области перелома;
  • проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;
  • организа­ция быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Быстрое создание неподвижности ко­стей в области перелома — иммобилиза­ция — уменьшает боль и является глав­ным  моментом в предупреждении шока.

Основную массу переломов составляют переломы ко­стей конечностей. Правильно проведенная иммобилизация конечности предупреждает смещение отломков, уменьшает угрозу возможного ранения магистральных сосудов, нер­вов и мышц острыми краями кости и исключает возмож­ность повреждения кожи отломками (перевод закрытого перелома в открытый) во время перекладывания и транс­портировки больного. Иммобилизация конечности дости­гается наложением транспортных шин или шин из под­ручного  твердого материала.

Наложение шины нужно проводить непосредственно на месте происшествия, и только после этого можно транс­портировать больного. Шины необходимо накладывать осторожно, чтобы не сместить отломки и не вызвать у пострадавшего боль. Какие-либо исправления, сопоставле­ния отломков проводить не рекомендуется. Переносить больного нужно очень осторожно, конечность и туловище следует поднимать одновременно, все время удерживая на одном уровне.

При открытом переломе перед иммобилиза­цией конечности кожу вокруг раны необходимо обрабо­тать спиртовым раствором йода или другим антисепти­ческим средством и наложить асептическую повязку. Если нет стерильного материала, рана должна быть за­крыта любой хлопчатобумажной тканью. Не следует пы­таться удалять или вправлять в рану торчащие костные отломки — это может вызвать кровотечение и дополни­тельное инфицирование кости и мягких тканей. При кро­вотечении из раны должны быть применены способы вре­менной остановки кровотечения (давящая повязка, нало­жение жгута, закрутки и др.).

Иммобилизацию нижней конечности удобнее всего осу­ществлять с помощью транспортной шины Дитерихса, верхней — лестничной шины Крамера или пневматической шины. Если транспортных шин нет, то иммобилизацию следует проводить при помощи импрови­зированных шин из любых подручных материалов (доски, лыжи, ружья, палки, прутья, пучки камыша, солома, кар­тон и т. д.). Для прочной иммобилизации костей конеч­ности необходимо иметь не менее двух твердых предметов или транспортных шин, которые прикладывают к конеч­ности с двух противоположных сторон. При отсутствии подсобного материала иммобилизацию следует провести путем прибинтовывания поврежденной конечности к здо­ровой части тела: верхней конечности — к туловищу при помощи бинта или косынки, нижней — к здоровой ноге.
 

При проведении транспортной иммо­билизации надо соблюдать следующие правила:

  • шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома;
  • шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно  надо обложить ватой или какой-либо тканью;
  • создавая  неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный  и  коленный  сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;
  • при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности  (коленный, голеностопный, тазобедренный).

Профилактика травматического шока и других общих явлений во многом обеспечивается правильно произведенной фиксацией поврежденного органа, т. е. фиксацией его в положении при котором возникает меньше всего болевых ощущений. Крайне неблагоприятно действуют на больного излишня суетливость, громкий и резкий разговор, обсуждение при пострадавшем имеющейся травмы и его состояния. Охлаждение предрасполагает к развитию шока, поэтому больного необходимо тепло укрыть. Благоприятное действие оказывает дача небольших количеств этилового спирта, водки, вина, горячего кофе и чая. Уменьшить боли можно назначением 0,5—1 г амидопирина, анальгина. При возможности необходимо ввести обезболивающие средства.

Транспортировать больного в лечебное учреждение лучше на специальной санитарной машине, при отсутствии ее можно использовать любой вид транспорта. Больных с переломами верхних конечностей можно перевозить в положении сидя. Пострадавших с переломами нижних ко­нечностей следует транспортировать на носилках в поло­жении лежа на спине. Конечность должна быть уложена на что-нибудь мягкое в несколько приподнятом положе­нии. Транспортировка и особенно перекладывание боль­ного должны быть чрезвычайно щадящими. При этом необходимо учитывать, что малейшее смещение отломков причиняет сильную боль. Кроме того, костные отломки могут сместиться, повредить мягкие ткани и тем самым привести к новым тяжелым осложнениям.

Читайте также:  Отсрочка при переломе пальца

Транспортировку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя, с некоторым наклоном головы вперед. Пострадавшего в бессознательном состоя­нии следует перевозить в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды, одеяла и других вещей. Это необходимо для предупрежде­ния асфиксии кровью, слюной или запавшим языком. Перед транспортировкой следует произвести иммобилиза­цию челюстей: при переломах нижней челюсти — путем наложения пращевидной повязки, при переломах верх­ней — введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.

Перелом костей носа часто сопровождается носовым кровотечением. Больных с этой травмой следует транспор­тировать также на носилках, но в полусидячем положе­нии, т. е. с поднятой головой.

Данное повреждение обычно возникает при падении с высоты, заваливании тяжестями, прямом и сильном ударе в спину (автотравма); перелом шейного отдела позвоночника часто наблюдается при ударе о дно при нырянии. Перелом позвоночника — чрезвычайно тяжелая травма. Признаком ее является сильнейшая боль в спине при малейшем движении.

При переломе позвоночника возможна травма спинного мозга (разрыв, сдавление), что проявляется развитием паралича конечностей (отсутствие в них движений, чув­ствительности).

При переломах позвоночника даже небольшие смеще­ния позвонков могут вызвать разрыв спинного мозга, по­этому категорически запрещается пострадавшего с подо­зрением на перелом позвоночника сажать, ставить на ноги. Пострадавшему прежде всего необходимо создать покой, уложив его на ровную твердую поверхность — деревян­ный щит, доски. Эти же предметы используют для транс­портной иммобилизации. При отсутствии доски и бессознательном состоянии пострадавшего транспортировка наименее опасна на носилках в положении ле­жа на животе с подложенными под плечи и голову подуш­ками. В случае перелома шейного отдела позвоночника транспортировку осуществляют на спине с иммобили­зацией головы, как при повреждениях черепа. Транспор­тировать пострадавших с травмами позвоночника следует особо осторожно.
Перекладывание, погрузку и транспор­тировку должны производить одновременно 3—4 человека, удерживая все время на одном уровне туловище постра­давшего, не допуская малейшего сгибания позвоночника; перекладывать пострадавшего лучше вместе с доской или щитом, на котором он лежит.

Перелом костей таза — одна из наиболее тяжелых костных травм, часто сопровождается повреждением внут­ренних органов и тяжелым шоком. Возникает при паде­ниях с высоты, сдавлениях, прямых сильных ударах. Признаком травмы является резчайшая боль в области таза при малейшем движении конечностями и изменении положения пострадавшего.

При переломах костей таза иммобилизацию при помощи шин произвести невозможно, поэтому первой помощью является придание пострадавшему положения, при кото­ром реже возникают или усиливаются боли и менее всего возможны повреждения внутренних органов костными отломками. Больного следует уложить на ровную твердую поверхность, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах, бедра несколько развести в стороны (положе­ние лягушки), под колени подложить тугой валик из по­душки, одеяла, пальто, сена и т. д. высотой 25—30 см.

Очень важно проведение всех противошоковых меро­приятий.
Транспортируют пострадавшего на носилках или твер­дом щите на спине, придав ему описанное выше поло­жение (Для предупреждения соскальзы­вания бедер с валика их фиксируют чем-нибудь мягким (полотенце, бинт и др.).
 

Перелом ребер возникает при сильных прямых ударах в грудь, сдавлении, падении с высоты и даже при сильном кашле, чиханье. Для перелома ребер характерны резкие боли в области перелома, усиливающиеся при дыхании, кашле, изменении положения тела. Множественный пере­лом ребер опасен нарастающей дыхательной недостаточ­ностью. Острыми краями отломков возможно повреждение легкого с последующим развитием пневмоторакса и внутриплеврального кровотечения.

Первая помощь заключается в иммобилизации ребер — наложении тугой циркулярной повязки на грудную клетку. При отсутствии бинта для этого можно использовать полотенце, простыню, куски ткани. Для уменьшения болей и подавления кашля пострадавшему можно дать таблетку анальгина, кодеина, амидопирина. Наиболее безболезненна транспортировка в стационар в положении сидя. При тяжелом состоянии, когда пострадавший не может сидеть, транспортировку осуществляют на носилках с приданием ) ему полусидячего положения
Первая помощь и транспортировка в лечебное учреждение при осложненных переломах ребер (пневмоторакс, гемоторакс) такие же, как при проникающих ранениях грудной клетки.

Перелом ключицы характеризуется болью в области  травмы, нарушением функции руки на стороне поражения. Через кожу легко прощупываются острые края отломков. Первая помощь заключается в проведении иммобилизации области перелома. Это достигается путем фиксации руки с помощью косыночной повязки, бин­товой повязки Дезо или при помощи ватно-марлевых колец.

Источник