Транспортировка пострадавшего с переломом шеи

Транспортировка пострадавшего с переломом шеи thumbnail

Травма позвоночника представляет серьезную угрозу для жизни пострадавшего. Неправильная транспортировка при переломе позвоночника могут спровоцировать развитие серьезных осложнений и стать причиной летального исхода. Важным условием грамотной иммобилизации является полная неподвижность потерпевшего. Транспортировкой человека со сломанным позвоночником должны заниматься работники скорой помощи. Самостоятельная перевозка больного может сильно усугубить ситуацию.

Как именно осуществляется транспортировка?

Иммобилизацией больного с переломом позвоночника должны заниматься обученные специалисты, используя необходимое медицинское оборудование. Но в критических ситуациях, когда на счету каждая минута, необходимо самостоятельно транспортировать потерпевшего. Сделать это в одиночку невозможно, необходимо собрать группу из 3-5 человек. Оказавшись в такой ситуации, необходимо знать, как транспортировать пострадавшего с повреждением позвоночника. Особенности перевозки могут отличаться с учетом того, какой отдел позвоночника был поврежден.

Транспортировка пострадавшего с переломом шеи

к содержанию ↑

При переломе поясничного отдела

Транспортировка при переломе поясничного отдела позвоночника должна осуществляться следующим образом:

  1. Осторожно положите больного на твердую ровную поверхность, лицом вверх. Для этого отлично подойдет деревянная дверь, доски, жесткие носилки, на которых и будет производиться дальнейшая перевозка. Если жесткой поверхности нет, то можно транспортировать больного на мягких носилках, положив его лицом вниз.
  2. Укладка пациента на носилки должна осуществляться в один прием несколькими людьми. Обязательно следует поддерживать его шею.
  3. При помощи имеющихся подручных средств (картон, доски, бинты и так далее) обеспечьте абсолютную неподвижность потерпевшего. При отсутствии подходящих средств постарайтесь успокоить человека, объяснив ему, что нельзя шевелиться.Транспортировка пострадавшего с переломом шеи
  4. Положите под поясницу сооруженный из полотенца или одежды валик.
  5. Если пострадавший будет транспортироваться на животе, то валик нужно положить под грудную клетку.
  6. Если есть возможность, зафиксируйте поясничный отдел жестким широким поясом.
  7. По команде человека, фиксирующего голову, спасатели должны синхронно поднять пациента, удерживая его на одном уровне. Руками поддерживаются плечи, бедра и колени пострадавшего.

Так пострадавший переносится в машину скорой помощи.

к содержанию ↑

При переломах шеи

Перелом шеи наиболее опасный, поэтому транспортировка человека должна происходить максимально осторожно и профессионально. Перевозка лежачего больного с травмой позвоночника в области шеи должна осуществляется следующим образом:

  1. Положите больного на ровную жесткую поверхность. Пострадавший должен лежать обязательно на спине.Транспортировка пострадавшего с переломом шеи
  2. Под шею и плечи подложите небольшие валики.
  3. Зафиксируйте шею с помощью корсета, который можно смастерить самостоятельно или применить готовое изделие: воротник Шанца, шина Бабиченко, шина Еланского.
  4. При наличии проблем с дыханием или глотанием надевать воротник Шанца нельзя.
  5. Затем потерпевший группой человек осторожно переносится в карету скорой помощи.

Во время транспортировки важно контролировать дыхание пациента, следить за тем, чтобы не запал язык, или не началась рвота.

к содержанию ↑

При переломах грудного отдела

Транспортировка человека с переломом позвонков грудного отдела позвоночника производится так же, как и при травме поясницы:

  1. Положите потерпевшего на спину на ровную твердую поверхность или на живот на мягкие носилки.
  2. Подложите валик под голову, плечи и грудину.
  3. Обеспечьте приток воздуха, освободив от сдавливающей верхней одежды.
  4. Хорошо, но несильно сдавливая, зафиксируйте тело пациента, обеспечив ему абсолютную неподвижность.
  5. Придерживая голову пострадавшего, заручившись помощью нескольких людей, поднимите носилки на одном уровне и перенесите больного, шагая в разную ногу.

Чем больше людей будет переносить потерпевшего, тем лучше. Очень важно при транспортировке пострадавшего с повреждениями позвоночника поддерживать носилки со всех сторон, не допуская прогиба позвоночника.

к содержанию ↑

При переломах крестца

Транспортировка человека со сломанными позвонками крестцового отдела представляет собой выполнение следующих действий:

  1. Уложите пострадавшего на спину на твердую ровную поверхность.
  2. Согните ноги в коленных суставах и разведите их по сторонам, придавая пациенту позу лягушки.Транспортировка пострадавшего с переломом шеи
  3. Приподнимите слегка спину, подложив под область крестца валик.
  4. Подложите также валик под колени.
  5. Зафиксируйте нижние конечности.
  6. Перенесите в автомобиль.

По возможности рекомендуется дать больному сильнодействующий анальгетик. При наличии открытого перелома нужно остановить кровь.

к содержанию ↑

Что категорически запрещено делать?

При транспортировке пострадавшего с подозрением на повреждение позвоночника, категорически запрещается выполнять следующие действия:

  • Садить или поднимать пострадавшего, пытаться его передвинуть.
  • Перевозить больного сидя или на боку.
  • Менять положение конечностей, дергать их или тянуть.
  • Пытаться вправить позвонки.
  • Давать лекарства без разрешения пациента.
  • Поднимать голову.
  • Давать попить, даже если потерпевший очень просит.

Запрещается доставлять пострадавшего в больницу самостоятельно, этим должна заниматься бригада врачей скорой помощи. Самостоятельная транспортировка разрешается лишь в экстренных случаях.

Транспортировка пострадавшего с переломом шеи

к содержанию ↑

Как должна ехать карета скорой помощи/машина?

При перевозке человека со сломанным позвоночником водитель кареты скорой помощи (автомобиля) должен ехать как можно осторожнее. Рекомендуется отдать предпочтение знакомому маршруту с ровной дорогой. Лучше всего ехать на невысокой скорости по короткой дороге, избегая любой встряски.

к содержанию ↑

Чем опасна неправильная транспортировка?

Опасность неправильной транспортировки при нарушении целостности позвоночника состоит в высокой вероятности смещения костных отломков, что может спровоцировать повреждение спинного мозга или внутренних органов. Неграмотно выполненная перевозка пациента может привести к инвалидности или летальному исходу.

Читайте также:  Перелом проксимального отдела

к содержанию ↑

Вывод

От своевременности и правильности выполнения транспортировки при переломе позвоночника зависит эффективность дальнейшего лечения и реабилитации пострадавшего. Обязательным условием успешной перевозки больного является иммобилизация не только поврежденного участка, но и всего тела. Транспортировка человека со сломанным позвоночником должна осуществляться бригадой медработников на карете скорой помощи. Самостоятельная перевозка допускается только при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, или при невозможности вызова скорой помощи.

Источник

Создание обездвиживающих конструкций для головы и шеи представляет большую сложность. Крепление шины к голове затруднительно, а на шее жесткие фиксирующие захваты могут привести к сдавлению воздухоносных путей и крупных сосудов. В связи с этим при повреждениях головы и шеи чаще всего применяются наиболее простые способы транспортной иммобилизации.

Все действия по обездвиживанию, как правило, выполняют с помощником, который должен бережно поддерживать голову пострадавшего и тем самым предупреждать дополнительное травмирование. Перекладывание пострадавшего на носилки осуществляют несколько человек, один из которых поддерживает только голову и следит за недопустимостью резких толчков, грубых движений, перегибов в шейном отделе позвоночника.

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями головы, шеи, позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях головы.Травмы головы часто сопровождаются потерей сознания, западением языка и рвотой. Поэтому придание голове неподвижного положения нежелательно, поскольку при рвоте возможно попадание рвотных масс в дыхательные пути. Иммобилизация при травмах черепа и головного мозга прежде всего направлена на устранение толчков и предупреждение дополнительного ушиба головы во время транспортировки.

Показаниями к иммобилизации являются все проникающие ранения и переломы черепа, ушибы и сотрясения мозга, сопровождающиеся потерей сознания.

Для иммобилизации головы, как правило, используют подручные средства. Носилки для транспортировки пострадавшего устилают мягкой подстилкой в области головы или подушкой с углублением. Эффективным средством для смягчения толчков и предупреждения дополнительной травмы головы может служить толстое ватно-марлевое кольцо «бублик» (рис. 36). Его изготовляют из плотного жгута серой ваты толщиной 5 см, замкнутого кольцом и обернутого марлевым бинтом. Голову пострадавшего помещают на кольцо затылком в отверстие. При отсутствии ватно-марлевого «бублика» можно использовать валик, сделанный из одежды или других подручных средств и также замкнутый в кольцо Пострадавшие с травмами головы часто находятся в бессознательном состоянии и требуют постоянного внимания и ухода во время транспортировки. Обязательно следует проверить, может ли пострадавший свободно дышать, есть ли носовое кровотечение, при котором кровь и сгустки могут попасть в дыхательные пути. При рвоте голову пострадавшего следует осторожно повернуть на бок, пальцем, обернутым платком или марлевой салфеткой, необходимо удалить остатки рвотных масс из полости рта и глотки, чтобы они не мешали свободному дыханию. Если дыхание нарушено из-за западения языка, следует немедленно руками выдвинуть нижнюю челюсть вперед, открыть рот и захватить язык языкодержателем или салфеткой. Для профилактики повторного западения языка в полость рта следует ввести трубку-воздуховод или проколоть язык английской булавкой по средней линии, пропустить через булавку кусок бинта и зафиксировать в натянутом состоянии к пуговице на одежде.

Рис. 36.Импровизированная шина для головы в виде замкнутого в кольцо валика: а — общий вид шины; б — положение головы пострадавшего на ней

Транспортная иммобилизация при повреждениях нижней челюстиосуществляется стандартной пластмассовой пращевидной шиной. Техника применения шины описана в разделе «Средства транспортной иммобилизации». Иммобилизация нижней челюсти показана при закрытых и открытых переломах, обширных ранах и огнестрельных ранениях.

В случае длительного обездвиживания пластмассовой подбородочной шиной возникает необходимость поить и кормить больного. Кормить следует только жидкой пищей через тонкую резиновую или полихлорвиниловую трубочку длинной 10-15 см, введенную в полость рта между зубами и щекой до коренных зубов. Конец полихлорвиниловой трубочки следует предварительно оплавить, чтобы не повредить слизистую оболочку полости рта.

Когда отсутствует стандартная пращевидная шина, иммобилизация нижней челюсти осуществляется широкой пращевидной повязкой или мягкой повязкой «уздечка». Перед наложением повязки под нижнюю челюсть необходимо подложить кусок плотного картона, фанеры или тонкую дощечку размером 10×5 см, обернутую серой ватой и бинтом. Пращевидную повязку можно сделать из широкого бинта, полосы легкой ткани.

Транспортировка пострадавших с повреждениями нижней челюсти и лица, если позволяет состояние, осуществляется в положении сидя.

Транспортная иммобилизация при повреждениях шеи и шейного отдела позвоночника.Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Иммобилизация показана при переломах шейного отдела позвоночника, тяжелых повреждениях мягких тканей шеи, острых воспалительных процессах.

Признаки тяжелых повреждений шеи: невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении; искривление шеи; полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга; кровотечение; свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Читайте также:  Надання невідкладної допомоги при переломах

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рис. 37. Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14-16 см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй прикладывает и прибинтовывает шину.

Рис. 37.Транспортная иммобилизация шиной Башмакова: а — моделирование шины; б — обертывание шин ватой и бинтами; в — прибинтовывание шины к туловищу и голове пострадавшего; г — общий вид наложенной шины

Иммобилизация картонно-марлевым воротником (типа воротника Шанца). Воротник может быть заготовлен заранее. Успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника. Из картона делают фигурную заготовку размерами 430×140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки (рис. 38). Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Рис. 38.Картонный воротник типа воротника Шанца: а — выкройка из картона; б — выкроенный воротник обернут ватой и марлей, пришиты завязки; в — общий вид иммобилизации воротником

Иммобилизация ватно-марлевым воротником. Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14-16 см (рис. 39). Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях головы и шеи.

• Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.

• Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.

• Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.

• Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.

Рис. 39.Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником

Транспортировка пострадавших с повреждениями шеи и шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.

Источник

Перелом позвоночника это тяжелая травма, последствия которой могут быть необратимы. Позвоночный столб не только основная опора человеческого скелета, но и дополнительная защитная оболочка для спинного мозга – органа нервной системы, отвечающего за связь головного мозга со структурам нервной системы. Если вследствие травмы спиной мозг будет травмирован или разорван полностью, человек может утратить такие функции как дыхание, сердцебиение, пищеварение, возможен паралич конечностей.

Перелом позвоночника всегда происходит неожиданно. С этой травмой можно столкнуться после автомобильной аварии на дороге или падении с высоты в туристическом походе. Чтобы не навредить пострадавшему, необходимо знать, каким образом осуществляется транспортировка пострадавших с переломом позвоночника.

Причины и симптомы перелома позвоночника

Своевременная диагностика очень важна пи переломе позвоночника. Сразу после травмы пострадавший может находиться в состоянии шока, и не осознавать серьезности произошедшего. При любых подозрениях на травму позвоночника нельзя позволять человеку двигаться самому или как то способствовать изменению положения его тела. Самыми распространенными причинами перелома остаются:

  • Как правильно осуществляется транспортировка пострадавших с переломом позвоночникаАвтомобильная авария;
  • Падение на спину;
  • Механические удары о предметы (ступени, углы, и т.д.);
  • Спортивные травмы, в том числе ныряние;
  • Несоблюдение техники безопасности на производстве.

Помимо внешних воздействий, склонность к перелому позвоночника может быть вызвана хрупкостью костей. Развитию этой патологии способствуют такие заболевания как туберкулёз, остеопороз, генетические нарушения, и другие.

При ситуации, в которой человек мог получить травму спины необходимо обратить внимание на наличие явных симптомов перелома позвоночника:

  • Боль в месте травмы, усиливающаяся при движении;
  • Ограниченность двигательной активности из-за сильной боли;
  • Видимая деформация поврежденного отдела позвоночника;
  • При повреждении спинного мозга может возникнуть онемение, паралич, недержание мочи и кала.

Первая помощь

В экстренной ситуации на вопрос «как осуществляется транспортировка пострадавшего при подозрении на перелом позвоночника?» лучшим ответом будет «Никак». Передвигать пострадавшего должны специально обученные этому люди.

Любое движение при подобной травме могут резко ухудшить состояние, при транспортировке необходим четкий контроль дыхания и сердечного ритма, а так же возможность провести реанимационные мероприятия.

Попытки самостоятельно помочь человеку встать, сесть, переместиться в более комфортное место могут закончиться смертью или тяжелой инвалидностью травмированного.

Лучшее при переломе позвоночника – неподвижно лежать твердой горизонтальной поверхности лицом вверх. К дальнейшим действиям по оказанию первой помощи относятся:

  • Как правильно осуществляется транспортировка пострадавших с переломом позвоночникаВызов медицинской помощи или спасателей.
  • Проверить жизненно важные функции – наличие дыхание и пульса, при необходимости провести реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца следует делать через одеяла, во избежание дополнительных повреждений).
  • Если пострадавший находиться в сознании, оценить его болевые ощущения, боль необходимо устранить при помощи медикаментов, но давать таблетки разрешается, если пострадавший находится в сознании и способен глотать.
  • Исключить двигательную активность человека. Даже неосторожный поворот головы при неподтвержденном диагнозе может привести к ухудшению состояния. Если человек лежит на ровной поверхности, его позвоночник фиксируется валиками из одежды. При необходимости нужно использовать шины, которые можно изготовить из подручных средств – дверей, щитов, досок, ткани, бинтов. Для этого на две параллельно лежащие доски, не меньше роста пострадавшего в длину, в районе шеи, таза и щиколоток перпендикулярно крепятся дополнительные дощечки. Пострадавшему, при помощи бинтов необходимо прочно зафиксировать голени, колени, таз, живот, подмышки, лоб и шею.
  • Для уменьшения отека по возможности воспользоваться бутылками с холодной водой, приложив их к месту травмы.
  • Наблюдайте за дыханием пострадавшего, если он находится без сознания. Запавший язык или рвотные массы в дыхательных путях могут привести к удушью.
  • В холодное время года пострадавшего необходимо максимально укрыть и постараться избежать переохлаждения.
Читайте также:  Парить ногу перелом

Общие правила транспортировки

Бывают безвыходные ситуации, когда невозможно получить квалифицированную помощь. Если перенос пострадавшего безотлагателен, необходимо помнить, что от того каким образом осуществляется транспортировка с переломом позвоночника, может зависеть дальнейшая судьба человека. Существуют общие правила действий в подобной ситуации:Экстремальная ситуация

  • В экстремальной ситуации спасатели должны не забывать о собственной безопасности. Перед оказанием помощи в зоне риска необходимо взвесить свои силы и умения. Травма, полученная спасателем, только усугубит ситуацию.
  • Больного с переломом позвоночного допустимо перекладывать на носилки только один раз. Следующее нарушение фиксации тела пострадавшего возможно только на операционном столе.
  • Транспортировка пострадавшего с переломом позвоночника должна осуществляться при помощи пяти человек. Минимальное количество спасателей – трое.
  • На носилки пострадавший перемешается одним быстрым согласованным движением нескольких спасателей, с максимально возможным сохранением положения тела.
  • На твердых носилках пострадавший лежит на спине, это положение сократит вероятность смещение позвонков. Под поясничным отделом необходимо поместить валик из ткани. Если носилки только мягкие, человек может лежать только на животе. В этом случае валик подкладывается под грудной клеткой.
  • Травмированный должен лежать строго прямо, так чтобы позвоночник и конечности оказались на одной линии.

Шейный отдел

Пострадал шейный отдел позвоночникаВажные нюансы транспортировка при переломе позвоночника зависят от того, какой именно отдел позвоночного столба травмирован. Самым опасным считается перелом шейного отдела. Если произойдет травма спинного мозга в этом отделе, высока вероятность летального исхода или тяжелой инвалидности.

Причиной такого перелома чаще всего становятся падения на голову с высоты или при нырянии в непроверенном месте, автомобильные аварии с резким торможением.
Симптомы перелома могут быть явные или скрытые. Среди них:

  •  Головокружение;
  •  Онемение в области перелома;
  •  Головные боли;
  •  Нарушение двигательной активности конечностей, тремор;
  •  Паралич;
  •  Недержание либо отсутствие мочи;
  •  Аномалия подвижности позвонков отдела;
  •  Проблемы с дыханием и сердечно функцией.

При транспортировке необходимо правильно зафиксировать шею. Для этого разработаны специальные конструкции:Шина Еланского

  1. Шина Бабиченко — шея вытягивается при помощи закрепленных на голове ремней (петли Глиссона). В районе дельтовидных мышц или надплечья создается противоупор.
  2. Шина Еланского. Под затылок лежащего пострадавшего подкладывают смягчающий валик, две части шины накладываются под шею и спину, затем прочно фиксируют шею тканью или бинтом.
  3. Воротник Шанца. Специальный воротник аккуратно подкладывают под шею и фиксируют спереди липучкой.
  4. Шина Крамера. Детали шины состоят из лестничных секций, что позволяет моделировать ими форму поврежденного участка. Одну шину накладывают на голову и плечи, вторая идет от лба к грудине. Конструкцию закрепляют бинтом.

В экстремальных условиях шею можно закрепить при помощи подручных средств. Корсет из толстого слоя ваты упирается в подбородок и затылок сверху, а снизу в надплечья. Такое импровизированное крепление, а так же воротник Шанца, можно использовать только при отсутствии нарушений дыхания и глотания.

Транспортировка при переломе шейного отдела позвоночника возможна только в положении на спине.

Перелом грудного и поясничного отделов

Перелом обычно является следствием чрезмерного сгибания, сильного давления на плечи. При незначительном перелома или небольшой компрессии позвонка можно спутать с ушибом. В тяжелых случаях последствиями травмы могут привести к инвалидности и смерти. Симптомы перелома грудного и поясничного отделов позвоночника:Правила транспортировки

  • Боль в грудной клетке и позвоночнике;
  • Мышцы в месте травмы напряжены, виден выступ остистого отростка;
  • Ограниченность подвижности позвоночника (пострадавшему трудно согнуться, разогнутся);
  • При травме нижегрудных позвонков симптомы могут быть схожи с острым животом;
  • Невозможно принять ровное положение тела из-за боли.

Для осуществления транспортировки, прежде всего фиксируется шея.

Переместив пострадавшего на шину, необходимо обездвижить тело пострадавшего при помощи ремней. Голову обкладывают свернутые трубами одеяла. После фиксации необходимо повторно проверить пульс и дыхание пострадавшего.

Источник