Тема урока коренной перелом

Тема урока коренной перелом thumbnail

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           — командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             — обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

— направление планируемых ударов немецких войск;

— направление контрударов советских войск;

— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Читайте также:  Восстановление после перелома малоберцовой кости

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия — «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров — «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Читайте также:  Не проходит опухоль после перелома кисти

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник

МОУ СОШ с. Решетино

учитель истории и обществознания

Азеева Д. Д.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

hello_html_79552d38.jpg

Тема урока:

«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.»

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА: Выяснить причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • выяснить причины нападения Германии на Сталинград;

  • на основе изучения событий, объяснить, на каком основании поражение фашистких войск под Сталинградом рассматривается как перелом в ходе Второй мировой войны;

  • проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в ходе второго этапа войны;

  • развитие когнитивных способностей учащихся (аналитичности, сообразительности), оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления);

  • развитие у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы;

  • создание эмоционального настроя учащихся для изучения данной темы;

  • воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Познавательные УУД:

  • усвоение учащимися цели урока и задач, которые предстоит решить в процессе исследования;

  • понимание учащимися причин коренного перелома в ходе войны;

  • в ходе дискуссии привести аргументы для объяснения коренного перелома в ходе войны;

  • Коммуникативные УУД:

  • Реализация и формирование умения участвовать в дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения;

  • подвести итоги исследовательской работы учащихся с документами при подготовке к дискуссии.

  1. Личностные УУД:

  • воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения;

  • адаптация учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: коренной перелом, операция «Уран»,

МТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: обществознание, социология, аналитика, ОБЖ, география, политология, информатика и ИКТ.

РЕСУРСЫ:

  • таблички- «картографы», «аналитики», «хронисты», «практики»; (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

  • цветные карточки для 4-х групп, бланк – задание каждой группе, инструкция организации работы в группе, экспертный лист; (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

  • пакет документов для групп; (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

  • мультимедийная презентация «Коренной Перелом в ходе Великой Отечественной войны»

  • музыка «Школьный вальс», «День Победы»

  • карта: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • технология критического мышления;

  • метод проблемного обучения;

ИКТ.

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (4 мин.)

Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы.

Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности.

1. Добрый день ребята! (раздает цветовые указатели и просит занять место согласно полученному обозначению). Перед тем как мы начнём наш урок, я хочу, чтобы вы прослушали один куплет из знаменитой песни «Школьный вальс», который прерывает видеофрагмент «Голос Левитана о начале войны». (слайды 1-2)

1. Приветствуют учителя.

2. Слушают первый куплет песни «Школьный вальс», видеофрагмент.

Определение темы и мотивация

(2 мин.)

Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке.

Познавательные УУД: определение темы урока.

1. Прослушав песню, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

2. Правильно! Сегодня мы будем говорить о Вов, а точнее о коренном переломе в ходе Вов. (слайд 3) 2015 г.-год 70-летия Великой Победы. Каждую весну сжимает наше сердце годовщина Победы: не важно на какую цифру она кончается. Она всегда юбилей. Важным шагом на пути к победе была Сталинградская битва, которая явилась переломным моментом в ходе как Великой Отечественной войны, так и Второй мировой. (слайд № 3)

1. Определяют тему урока.

Актуализация знаний

(7 мин.)

Личностные УДД: самостоятельное формулирование темы урока.

1 Ребята, давайте вспомним начало Вов. Для этого мы с вами поработаем с кластером. (слайд №4)

Учитель задает вопросы по кластеру.

  1. Учащиеся отвечают вопросам, которые задает учитель, и вспоминают начальный этап войны.

  2. Все события показываются на карте.

Целепологание

(5 мин.)

Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока.

  1. Ребята, Великая Отечественная война делится на три этапа.

Мы знаем о неудачах Красной армии в начале войны. События второго этапа войны являются переломным моментом в ходе войны. Как вы думаете, почему? Что мы должны выяснить сегодня на уроке? Правильно причины коренного перелома.(слайд №5)

2. Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на поставленный вопрос? Нужно изучить события, а значит узнать даты контрнаступления советских войск под Сталинградом, Курской битвы, битвы за Днепр; их значение; причины коренного перелома. (слайд №6).

1. Определяют цель урока.

«Открытие» нового знания детьми (15 мин.)

Познавательные УУД:

  • усвоение учащимися целей, содержания и значения действий руководящего состава;

  • понимание учащимися причин коренного перелома;

  • в ходе дискуссии привести аргуменого для объяснения событий, связанных с переходом красной армии в контрнаступление.

1. Для решения поставленных задач мы разбились на группы. У каждой группы будет свое задание. Сегодня будут работать картографы, аналитики, хронисты, практики. Далее учитель знакомит учащихся с заданиями, (Приложение №3) с инструкцией по организации работы в группе (Приложение 2). Обращает внимание на то, как будут проводиться итоги работы групп, определяет регламент.

2. В процессе работы групп учитель заносит ответы детей с их презентаций в главную презентацию урока. Используется отдельная флешка.

3. Анализ выступления учащихся, корректировка ответов.

  1. 4. Учитель вновь обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод.

1. Ознакомление учащихся с правилами работы в группе и поставленными перед группой вопросами (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2, 3)

2. Работа учащихся в группах, создание презентаций с ответами на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4-7)

3. Выступление учащихся, защита полученных выводов.

4. Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос.

Первичное закрепление

(8 мин)

Познавательные УУД:

1. Умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала.

2. Умение преобразовывать информацию в алгоритм.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные УУД: планирование своих действий.

  1. 1. Итак, давайте еще раз перечислим причины коренного перелома.

2. После выступления учащихся учитель читает стих.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Спасибо тем, кто воевал, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

1.Учащиеся отвечают на вопрос. После корректировки ответов учителем, дети записывают определение в тетрадь.

Самооценка

(2 мин.)

Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе.

Личностные УУД: самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом.

Ребята, у вас на столах лежат листочки с фамилиями участников вашей группы. Вам самостоятельно надо напротив каждой фамилии, в том числе и своей, поставить оценку за работу на сегодняшнем уроке.

Учащиеся оценивают друг друга и себя. Оценочные листы сдаются учителю.

Рефлексия

(3 мин.)

Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке.

Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке

1. Мы с вами грамотно провели исследование, ваши выводы во многом совпали с выводами современных историков. Я хотела, чтобы вы оценили пользу своей работы на сегодняшнем уроке..

У вас на столах находится изображение «Вечный огонь». Я бы хотела, чтобы вы прикрепили к рисунку язычки пламени:

— если вам было интересно на уроке и вы узнали много нового, прикрепляем желтые и красные язычки;

— если вы остались равнодушными и ничего не узнали, прикрепляем черные и голубые язычки пламени.

2. Мне интересно было с вами работать. Я поняла, что современные молодые люди умеют находить ответы на проблемные вопросы. В память о нашем уроке, я хочу подарить всем георгиевские ленточки, чтобы вы чтили память погибших на войне. Спасибо, урок окончен! (слайд №8).

Учащиеся крепят магнитики на звезду, выбирая подходящий им эффект от проеведённого урока.

Читайте также:  Антибиотики при переломе у кошек

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Загладин Н.В. Всемирная история XX век. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: «Русское слово», 2003

  2. Загладин Н.В. и др. История отечества XX – начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2004

  3. Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование. 11 класс;

  4. +-*/;

  5. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Пособие для учителя. 11 класс;

  6. Интернет источники (видео, аудио файлы) https://www.proshkolu.ru/ 

Бланк-задание «Практики».

    1. Выяснить причину нападения на Сталинград со стороны Германии?

    2. На основе анализа исторических источников, выделите причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

(Время для принятия решения-10 мин. Для оглашения решения-2 минуты.)

Бланк-задание «Хронистам».

  1. Вычленить главные даты, касающиеся:

а) контрнаступления советских войск под Сталинградом;

б) Курской битвы;

в) битвы за Днепр.

2. Соотнести даты с событиями.

3. Составить хронологическую таблицу.

Название

битвы

Значение

(Время для принятия решения-10 мин. Для оглашения решения- 2 минуты.)

Бланк-задание «Аналитикам».

  1. Выбрать данные по соотношению сил:

а) перед Сталинградской битвой;

б) перед Курской битвой;

в) битвы за Днепр.

2. Проанализировать данные.

3. Заполнить сравнительную таблицу.

  1. Приложение № 3. Практикам.

Информация для выделения причин нападения на Сталинград со стороны Германии.

1.Из неотправленных писем немецкого солдата 6-й армии Паулюса.

«Начинается летнее наступление наших доблестных войск. Операция «Блау» позволит завоевать нефтеносные районы Кавказа, и мы не будем испытывать недостатка в горючем. Город на Волге Сталинград предстоит взять под «военный контроль» силами авиации и дальнобойной артиллерии. Наша 6-я армия является прикрытием фланга Кавказского фронта, наша цель Кавказ!».

2. Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали жизненно важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР, в том числе, Кавказом и Закавказьем. Таким образом, захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина- главного врага Гитлера-делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистким ходом.

Приложение № 3.

Информация для выделения причин коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

  1. Увеличение военного потенциала.

Эвакуация в тыл предприятий приводила к резкому сокращению объемов производства- в 2 раза. К середине 1942 года завершился перевод экономики на военные рельсы. В 1943 году СССР перегнал Германию по объему военного производства и по качеству боевой техники.

  1. Приказ № 227 «Ни шагу назад!»

«Враг бросает на фронт все новые силы и , не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, убивает советское население. Отступать дальше- значит загубить себя и загубить вместе с тем Родину… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам не стоило…»

  1. Психологическая готовность советских людей к борьбе.

«№26. Из спецсообщения отделения ВЦ 62-й армии в ОО НКВД СТФ «Оперлюстрации красноармейской почты» (не ранее 2 августа 1942 г.)

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к великому гор. Сталинграду…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области от фашисткого зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить- убей немца».

  1. Партизанское движение в тылу врага.

На захваченной немцами территории проживало более 70 млн. населения. Партизанское движение к 1942 году стало массовым, и немцы были вынуждены держать для борьбы с партизанами до 10 % состава всей армии.

  1. «Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм- залог успеха».

Документ №1.

Связист Матвей Путилов ценою своей жизни восстановил связь.

Известен подвиг юного Саши Филиппова, которому шел 17-й год. Из-за возраста его не взяли на фронт. Тогда он организовал товарищей на сбор бутылок для зажигательной смеси, а во время бомбежки города собирал осиротевших детей на сборный пункт. Затем перешел линию фронта и связался с воинской частью, стал разведчиком. 12 раз Саша переходил линию фронта. При выполнении задания был схвачен. После пыток казнен.

Документ №2.

Получатель: Мамченко П. 21.07.42г.

«…Хотя победа сама не приходит, и обойдется она, конечно, с большими потерями. Но гитлеровской сволочи все равно не пить из Волги воды и не быть на донских просторах, полных красоты и раздолья. Он будет уничтожен! Победа будет за нами!

За меня не беспокойся. Хотя нависла угроза над нашим городом, но пока все спокойно.

А если сунет враг свое свиное рыло в наш город, то он будет отбит, ибо наши рабочие и весь наш народ будут спокойно и храбро биться до последней крови, не щадя своей жизни».

Приложение № 3. Картографам.

hello_html_64164f97.jpg

hello_html_m2eadd246.jpg

hello_html_m45911f7b.jpg

hello_html_6faaa31f.jpg

hello_html_90746ea.jpg

Источник