Тактика фельдшера при переломе конечностей
Нарушение целости кости, вызванное насилием или патологическим процессом (опухоль, воспаление и др.), называется переломом.
Основные осложнения переломов
• Повреждение острыми концами отломков крупных сосудов, что ведет к развитию либо наружного кровотечения при открытом переломе, либо внутрисуставного кровоизлияния (при закрытых переломах) с развитием гемартроза (кровь в суставе).
• Травма нервных стволов осколком кости, что может вызвать шок или паралич.
• Инфицирование перелома и развитие флегмоны, остеомиелита или сепсиса.
• Повреждение жизненно важных органов (мозг, печень, легкие, селезенка и т. д.).
Классификация переломов
• Травматические и патологические.
• По состоянию кожи и слизистых в месте перелома — на открытые и закрытые; со смещением отломков и без смещения (по ширине, под углом, по длине и т. д.).
• По локализации — на эпифизарные, метафизарные и диафизарные.
• По особенности линии перелома — на поперечные, косые, винтообразные, оскольчатые, вколоченные.
• Первичные и вторичные.
Клиника переломов
Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, изменение положения и формы конечности, нарушение ее функции, отек в месте перелома, укорочение конечности, патологическая (ненормальная) подвижность кости. При пальпации области перелома — резкая боль, нередко костная крепитация (хруст сломанных костей). Проводить пальпацию конечности следует очень осторожно, двумя руками, стараясь не причинить лишней боли, и особенно не вызвать осложнений (повреждение отломками сосудов, мышц, кожи, нервов).
При открытом переломе в ране видны отломки костей, нередко один или несколько их выступает наружу. В этом случае проводить пальпацию запрещается.
Правильная и своевременная первая помощь является одним из важнейших моментов в лечении переломов.
Неотложная помощь
Основные мероприятия первой помощи при переломах костей
• Создание неподвижности костей в области перелома — иммобилизация.
• Проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение.
• Организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Иммобилизация конечности при переломе уменьшает боль и является одним из главных моментов в предупреждении шока, смещении отломков, ранении сосудов, нервов, мышц. Иммобилизация достигается наложением стандартных шин (Крамера, Дитрихса, Аболиной) или с помощью импровизированных шин из подручных материалов (доски, лыжи, палки, картон, ружье, прутья и т. д.).
Наложение шины следует производить непосредственно на месте происшествия и только после этого транспортировать больного. Какие-либо исправления, сопоставления отломков проводить не рекомендуется. Переносить больного нужно осторожно, конечность и туловище следует поднимать одновременно, все время удерживая на одном уровне.
При открытом переломе перед иммобилизацией кожу вокруг раны необходимо обработать спиртовым раствором йода или другими антисептиками и наложить асептическую повязку.
Для прочной иммобилизации конечностей необходимо иметь не менее двух шин, которые прикладывают к конечностям с двух сторон. При отсутствии шин и подсобного материала иммобилизацию следует произвести прибинтовыванием поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней конечности — к туловищу при помощи бинта или косынки, нижней — к здоровой ноге.
Источник
ПЕРЕЛОМЫ
• Переломы костей — нарушение их целостности. Переломы бывают: полные и неполные (трещины); поперечные, косые, спиральные, по длине, под углом, оскольчатые; со смещением и без смещения костных отломков; закрытые (без повреждения наружных покровов) и открытые.
Ведущие симптомы:
• боль;
• костная деформация;
• костная крепитация;
• патологическая подвижность;
• укорочение конечности.
Этиология — травма.
Клиническая картина. Для диагностики переломов необходимо учитывать:
1.
Обстоятельства травмы.
2. Абсолютные признаки переломов (см. ведущие симптомы).
3. Косвенные признаки: боль, наличие припухлости (гематомы), нарушение функции конечности.
Достаточно одного абсолідтного признака для постанов. ки диагноза перелома.
ДМИ. Рентгенологическое исследование: смещение отростков костей, наличие трещин в костной ткани.
Дифференциальный диагноз
Переломы следует отличать от ушибов и вывихов.
Неотложная помощь
Обезболивание: трамал 5% раствор 2 мл внутривенно вместе с 1-2 мл 0,5% раствора диазепама (реланиума).
Возможно применение наркотического анальгетика (морфин, омнопон), ингаляции закиси азота с кислородом 1:1.
Остановка кровотечения, если оно есть: наложение жгута или давящей повязки выше места травмы (см. Протокол действий фельдшера).
Иммобилизация конечности — наложение транспортных шин с фиксацией двух суставов, а при переломе плеча или бедра — трех суставов.
Примечание. При открытом переломе репозиция фельдшером не проводится.
Для иммобилизации применяются шины медицинские пневматические (ШМП) для кисти и предплечья, для стопы и голени, для коленного сустава и бедра.
При отсутствии транспортных шин применяются подручные средства: доски, палки, фанера.
При развитии шока — противошоковые средства (кроме сердечно-сосудистых, которые могут усилить кровотечение).
Тактика фельдшера
Транспортировка пострадавшего — на носилках в травматологическое отделение (см. рис. 20).
Перелом головки плечевой кости
Ведущие симптомы:
• локализованная боль;
• отек в области плеча;
• боль при пальпации (бимануальной);
• наличие крепитации отломков.
Этиология. Падение с опорой на вытянутую руку, локоть, область плечевого сустава.
Дифференциальный диагноз
Дифференцировать надо от ушибов плечевого сустава и вывиха плеча.
Неотложная помощь
Обезболивание: 3 мл 0,075 мг раствора диклофенака внутримышечно или 1 мл 1% раствора морфина внутривенно.
Рис. 20. Тактика фельдшера при травме конечностей
Применение косыночной повязки или повязки Дезо, шины Крамера.
Тактика фельдшера
Транспортировка в травматологическое отделение стационара.
Перелом диафиза плеча
Ведущие симптомы:
• локализованная боль;
• деформация плеча;
• крепитация костных отломков;
• патологическая подвижность.
Этиология. Падение с опорой на локоть, резкое выкручивание плеча, прямой удар по плечу.
Клиническая картина. Локализованная боль дает представление об уровне перелома. Возможно укорочение конечности. Пациент не может самостоятельно «оторвать» ладонь от горизонтальной плоскости.
ВНИМАНИЕ! Не исследовать конечность в положеНИИ на весу.
Дифференциальный диагноз
Дифференцировать следует от ушибов плеча.
Исключить повреждение нервных стволов и сосудов (проверить пульс на лучевой артерии и функцию кисти).
Неотложная помощь
Обезболивание (см. «Перелом плеча»).
Иммобилизация конечности — наложение транспортных шин ЦИТО, Крамера (от здоровой лопатки до основания пальцев).
Примечание. Перед наложением шины руку сгибают под прямым углом в локтевом суставе.
Тактика фельдшера
Транспортировка пострадавшего в травматологическое отделение.
Перелом ключицы
Ведущие симптомы:
• деформация ключицы;
• патологическая подвижность;
• отечность;
• крепитация отломков.
Этиология. Падение на вытянутую руку или нагрузка на вытянутую руку; редко — повреждение плечевого сплетения.
Клиническая картина. Определяется локализованная болезненность, припухлость, крепитация отломков. Центральный отломок ключицы выстоит несколько кпереди и кверху, а периферический — опускается книзу. Нарушается функция верхней конечности.
Неотложная помощь
Обезболивание (см. «Перелом плеча»).
Иммобилизация — повязка Дезо, кольца Фельбе.
Тактика фельдшера
Транспортировка пострадавшего в травматологическое отделение в положении сидя.
Переломы костей предплечья (обеих костей)
Ведущие симптомы:
• деформация предплечья;
• патологическая подвижность;
• локализованная боль;
• крепитация отломков.
Этиология. Травма — прямой удар по предплечью, автомобильная и другие аварии.
Неотложная помощь
Обезболивание (см. «Перелом плеча»).
Иммобилизация — наложение шины Крамера, косыночной повязки от нижней трети плеча до основания пальцев кисти.
Примечание. Руку в локтевом суставе сгибают под прямым углом.
Перелом лдчевой кости в типичном месте
Ведущие симптомы:
• резкая боль в месте перелома;
• штыкообразная деформация сустава;
• отечность;
• ограничение движений в суставе.
Этиология. Падение с упором на кисть, прямые удары и другое.
Неотложная помощь
Обезболивание — 2 мл 5% раствора трамала внутримышечно (кеторолак).
Иммобилизация — наложение шины от основания пальцев до верхней трети предплечья.
Тактика фельдшера
Транспортировка пострадавшего в травматологический пункт.
Переломы бедра
Различают переломы: эпифизарные (шейки бедра), метафизарные и диафизарные.
Ведущие симптомы
Эпифизарных переломов:
• локализованная боль в области тазобедренного сустава;
• симптом «прилипшей пятки»;
• положение крайней наружной ротации стопы на пораженной конечности;
• характерный возраст — старше 60 лет.
Метафизарных переломов:
• локализованная боль в месте перелома;
• усиление боли при нагрузке на конечность по оси;
• укорочение конечности (не всегда).
Диафизарных переломов:
• значительные смещения отломков;
• локализованная боль и болезненность в месте перелома;
• большая припухлость — гематома;
• симптом «прилипшей пятки».
Возможно развитие шока.
Этиология. Прямые удары по время авто- и мототравмы, «бамперные» переломы у пешеходов, падение с высоты, при обвалах и другое.
Неотложная помощь
Обезболивание (см. «Перелом плеча»).
Иммобилизация с помощью шин Дитерихса, Крамера (фиксация трех суставов конечности), надувными шинами, подручными средствами — нога к ноге с доской между конечностями, обернутой мягкой тканью (на уровне коленных суставов и лодыжек).
При наличии шока — противошоковые мероприятия (см. «Синдром шока»).
Тактика фельдшера
Транспортировка пострадавшего в травматологическое отделение стационара.
Закрытые повреждения коленного сустава
В данном случае возможен ушиб коленного сустава и перелом надколенника.
Ведущие симптомы:
• локализованная боль;
• отек в области сустава;
• ограничение движений;
• смещение верхнего отломка надколенника кверху (при переломе);
• ощущение щелчка при травме (при разрыве крестообразной связки);
• блок движений (при повреждении мениска).
Этиология. Падение на коленные суставы с высоты,
транспортные аварии.
Клиническая картина. Коленный сустав увеличен в объеме, болезненен при пальпации в переднем отделе сустава. Возможны ссадины, гематомы. Ограничение движений или отсутствие движений в суставе при разрыве крестообразной связки или повреждении мениска. При переломе надколенника пальпаторно можно определить дефект между отломками надколенника.
Неотложная помощь
Обезболивание (см. «Перелом плеча»).
Укладывание пациента на спину с валиком под коленным суставом.
Транспортировка в травматологическое отделение стационара.
Переломы костей голени
Ведущие симптомы:
• локализованная боль ниже коленного сустава;
• припухлость в месте боли;
• костная деформация;
• крепитация отломков;
• патологическая подвижность;
• укорочение конечности;
• нарушение функции конечности.
Этиология — травма.
Клиническая картина. Для диагностики перелома достаточно одного абсолютного признака переломов и всех относительных (см. «Синдром повреждений конечности. Переломы»).
При переломе мыщелков большеберцовой кости выявляется деформация коленного сустава, гемартроз, ограничение функции сустава.
Для переломов без смещения характерны симптомы: боль в области коленного сустава, избыточная боковая (!) подвижность голени.
Перелом диафиза большеберцовой кости часто бывает открытым.
Неотложная помощь
Обезболивание (см. «Перелом плеча»). Иммобилизация транспортной или подручной шиной. При наличии шока — противошоковая терапия.
Тактика фельдшера
Транспортировка пациента в травматологическое отделение стационара.
Повреждение голеностопного сустава
Чаще всего встречаются растяжение связок сустава и переломы основания пятой плюсневой кости.
Ведущие симптомы
При растяжении связок:
• отек с внутренней или наружной стороны сустава;
• резкие боли при супинации;
• болезненность при пальпации под лодыжками.
При переломе пятой плюсневой кости:
• отек, боль;
• резкая боль при пальпации у основания пятой плюсневой кости.
При переломе лодыжек:
• увеличение сустава в объеме;
• значительная боль при движении сустава;
• смещение стопы кнаружи, кнутри или кзади (при наличии подвывихов);
• болезненность при пальпации лодыжек;
• дефект между отломками при пальпации.
Этиология. Бытовой травматизм: подвертывание стопы
внутрь или наружу, падение с высоты, падение на стопу тяжелого предмета.
Неотложная помощь
Обезболивание (см. «Перелом плеча»). Иммобилизация, шиной Крамера или надувными (от коленного сустава до концов пальцев стопы).
Тактика фельдшера
Транспортировка пациента в травматологический пункт с растяжением связок или с изолированным переломом наружной лодыжки. Остальные пациенты транспортируются в травматологическое отделение стационара.
Источник
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñåñòðèíñêèéïðîöåññïðèïåðåëîìàõêîíå÷íîñòåé
Êëèíè÷åñêèåñèìïòîìûïåðåëîìîâäåëÿòñÿíààáñîëþòíûåèîòíîñèòåëüíûå.
Êàáñîëþòíûìîòíîñÿòñÿ:
— ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü (ïîäâèæíîñòü âíå çîíû ñóñòàâà);
— êðåïèòàöèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ, îïðåäåëÿþùàÿñÿ ïðè ïàëüïàöèè;
— äåôîðìàöèÿ ïî îñè êîíå÷íîñòè;
— óñèëåíèå áîëè ïðè îñåâîé íàãðóçêå.
Êîòíîñèòåëüíûìîòíîñÿòñÿ:
— áîëü;
— ãåìàòîìà â ìåñòå ïåðåëîìà;
— îòåê ìÿãêèõ òêàíåé;
— âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå êîíå÷íîñòè;
— íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòè (îòñóòñòâèå àêòèâíûõ äâèæåíèé, ïàññèâíûå îãðàíè÷åíû).
Ïåðåëîìû êîñòåé âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé
Îñîáåííîñòüþ êëèíè÷åñêîé êàðòèíû ÿâëÿåòñÿ ðåçêàÿ áîëü, íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòåé, âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå êîíå÷íîñòè. Èíîãäà áûâàåò âûðàæåííûé îòåê. Ïðè ïåðåëîìàõ â îáëàñòè ëîêòåâîãî ñóñòàâà è ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ïóëüñ â îáëàñòè ëó÷åâîé è ëîêòåâîé àðòåðèè.
Ïðè ïîâðåæäåíèè ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ îòìå÷àþòñÿ äâèãàòåëüíûå, ÷óâñòâèòåëüíûå è âåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà â îáëàñòè âåðõíåé êîíå÷íîñòè. Õàðàêòåðíûì äëÿ ïîâðåæäåíèÿ ëó÷åâîãî íåðâà ÿâëÿåòñÿ:
1) íåâîçìîæíîñòü ðàçãèáàòü êèñòü è îñíîâíûå ôàëàíãè ïàëüöåâ;
2) ñóïèíàöèÿ è îòâåäåíèå ïåðâîãî ïàëüöà;
3) íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè â îáëàñòè òûëüíîé ïîâåðõíîñòè ïåðâîãî ïàëüöà è â ïåðâîì è âòîðîì ïðîìåæóòêàõ ïÿñòíûõ êîñòåé.
Ïðè ïîâðåæäåíèè ñðåäèííîãî íåðâà äèàãíîñòèðóåòñÿ:
1) íåâîçìîæíîñòü ïðîíàöèè, ñãèáàíèÿ êèñòè;
2) íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè â îáëàñòè ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè ïàëüöåâ è êèñòè.
Ïðè ïîâðåæäåíèè ëîêòåâîãî íåðâà êèñòü ïðèîáðåòàåò õàðàêòåðíîå ïîëîæåíèå:
1) ïàëüöû â îñíîâíûõ ôàëàíãàõ ðåçêî ðàçîãíóòû, íî ìîãóò áûòü è ñîãíóòû â «ïòè÷üþ êèñòü»;
2) êèñòü îòêëîíÿåòñÿ êíàðóæè;
3) íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïÿòîãî ïàëüöà ïîâðåæäåíèé. Òîëüêî ðåíòãåíîãðàììà äàåò â ýòèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíîñòü îöåíèòü õàðàêòåð ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ.
Çàêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé
Ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, âêëþ÷àÿ ïàòîëîãè÷åñêóþ äåôîðìàöèþ êîíå÷íîñòè, îòìå÷àþò ðåçêóþ áîëåçíåííîñòü, îòñóòñòâèå àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé, áîëåçíåííîñòü ïðè îñåâîé íàãðóçêå. Ðàçëè÷àþòñÿ ïåðåëîìû êîíå÷íîñòåé îñëîæíåííûå è íåîñëîæíåííûå. Ê îñëîæíåííûì ïåðåëîìàì êîíå÷íîñòåé îòíîñÿòñÿ ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ ïîâðåæäàþòñÿ ìÿãêèå òêàíè, ïåðåëîìû, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâðåæäåíèÿìè êðóïíûõ ñîñóäîâ, íåðâíûõ ñòâîëîâ.
Ïðè ïåðåëîìàõ, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ïðåäîòâðàùàåòñÿ ïîïàäàíèå èíôåêöèè â ðàíó ñ îäíîâðåìåííûì îáåçäâèæèâàíèåì ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Ýòî ñîçäàåò ìåíåå áîëåçíåííóþ äîñòàâêó ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå, à òàêæå óìåíüøàåò âåðîÿòíîñòü ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ.
Ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ íåîáõîäèìî ïðîèçâåñòè èììîáèëèçàöèþ êîíå÷íîñòè ñ ïîìîùüþ øèíû; åñëè ïåðåëîì çàêðûòûé, ïîâåðõ ïîâÿçêè ìîæíî ïîëîæèòü õîëîä (ïóçûðü ñî ëüäîì) äëÿ óìåíüøåíèÿ îòåêà.
Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ êîæà âîêðóã ðàíû ñìàçûâàåòñÿ éîäîì èëè ñïèðòîì, íàêëàäûâàåòñÿ ñòåðèëüíàÿ ïîâÿçêà, ïîñëå ÷åãî ïðîèçâîäèòñÿ èììîáèëèçàöèÿ.
Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðåëîìàõ
Ïðè îïðîñå ïàöèåíòà ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî âûÿñíèòü îáñòîÿòåëüñòâà, ìåñòî, âðåìÿ âîçíèêíîâåíèÿ è õàðàêòåð òðàâìû. Îñíîâíîé æàëîáîé ÿâëÿåòñÿ áîëü ðàçëè÷íîé ñòåïåíè â ìåñòå ïåðåëîìà. Ïðè îñìîòðå ìåäñåñòðà îáðàùàåò âíèìàíèå íà äåôîðìàöèþ êîíå÷íîñòè, åå âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå, íàëè÷èå îòåêà è ãåìàòîìû â ìåñòå ïåðåëîìà. Íàãðóçêà âäîëü îñè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè âûçûâàåò ðåçêîå óñèëåíèå áîëè â îáëàñòè ïåðåëîìà. Êðîìå òîãî íàáëþäàåòñÿ óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè (âîçìîæíî åå óäëèíåíèå). Ïðè ïàëüïàöèè îáíàðóæèâàåòñÿ íàðóøåíèå ïðàâèëüíîãî ðàñïîëîæåíèÿ êîñòíûõ âûñòóïîâ, òàê íàçûâàåìûõ àíàòîìè÷åñêèõ îðèåíòèðîâ êîñòè. Ïðè îêîëî- èëè âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ íàáëþäàåòñÿ ñãëàæèâàíèå êîíòóðîâ ñóñòàâà, óâåëè÷åíèå îáúåìà ñóñòàâà èç-çà ñêîïëåíèÿ êðîâè â åãî ïîëîñòè (ãåìàðòðîç).  ñóñòàâå àêòèâíûå äâèæåíèÿ ìîãóò îòñóòñòâîâàòü èëè æå áûòü ðåçêî îãðàíè÷åííûìè èç-çà áîëè. Ïðè ïîïûòêå ïàññèâíûõ äâèæåíèé âîçíèêàåò óñèëåíèå áîëè, òàê âîçìîæíû ïàòîëîãè÷åñêèå äâèæåíèÿ íå õàðàêòåðíûå äàííîìó ñóñòàâó. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ èìååòñÿ ðàíà, èç êîòîðîé èñòåêàåò êðîâü. Ïàëüïàöèÿ âûÿâëÿåò áîëåçíåííîñòü, êðåïèòàöèþ êîñòíûõ îòëîìêîâ, ïàòîëîãè÷åñêóþ ïîäâèæíîñòü, íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòè. Ïåðåëîì ìîæåò îñëîæíÿòüñÿ òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì, êðîâîïîòåðåé, ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ.
Ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ:
— áîëü;
— íàðóøåíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;
— íåâîçìîæíîñòü îñóùåñòâëÿòü ñàìîóõîä â ïîëíîì îáúåìå:
— ñòðàõ, òðåâîãà èç-çà òðàâìû;
— ñëàáîñòü ïðè êðîâîòå÷åíèè;
— ðèñê èíôèöèðîâàíèÿ ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå:
1. Îñòàíîâêà êðîâîòå÷åíèÿ (åñëè ýòî îòêðûòûé ïåðåëîì).
2. Îáåçáîëèâàíèå (ââåäåíèå àíàëüãåòèêîâ, íîâîêàèíîâûå áëîêàäû).
3. Õîëîä íà ìåñòî ïåðåëîìà.
4. Îáðàáîòêà êðàåâ ðàíû, íàëîæåíèå àñåïòè÷åñêîé ïîâÿçêè.
5. Òðàíñïîðòíàÿ èììîáèëèçàöèÿ (íàëîæåíèå øèí).
6. Ãîñïèòàëèçàöèÿ â òðàâìàòîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå â ïîëîæåíèè ëåæà íà íîñèëêàõ.
 ñòàöèîíàðå äëÿ óòî÷íåíèÿ äèàãíîçà ïðîâîäèòñÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.
Ëå÷åíèå:
Âåäóùåé çàäà÷åé ëå÷åíèÿ ïåðåëîìà êîñòåé ÿâëÿåòñÿ ñðàùåíèå îòëîìêîâ è âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííîé ôóíêöèè. Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ äàííîé çàäà÷è íóæíî ñîïîñòàâèòü îòëîìêè (ðåïîçèöèÿ), îáåñïå÷èòü õîðîøóþ ôèêñàöèþ, íî ïðè ýòîì äâèæåíèÿ â ñîñåäíèõ ñóñòàâàõ è ôóíêöèÿ ìûøö íå äîëæíû ïîñòðàäàòü.
Ïðè âûïîëíåíèè ðåïîçèöèè (âïðàâëåíèè) îòëîìêîâ íåîáõîäèìî äîáèòüñÿ ïîëíîãî îáåçáîëèâàíèÿ (ïðîâåñòè ìåñòíóþ àíåñòåçèþ èëè íàðêîç), òàê êàê áîëü, âîçíèêàþùàÿ ïðè ñìåùåíèè âûçîâåò ðåôëåêòîðíîå ñîêðàùåíèå ìûøö, ÷òî óäåðæèò îòëîìêè â ñìåøåííîì ñîñòîÿíèè è áóäåò ïðåïÿòñòâîâàòü èõ âïðàâëåíèþ. Ñóùåñòâóþò äâà ñïîñîáà ðåïîçèöèè çàêðûòûé ñïîñîá (çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ) è îïåðàòèâíûé (îòêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ). Ïðè âûïîëíåíèè çàêðûòîé ðåïîçèöèè èñïîëüçóþò ðàçëè÷íûå ðó÷íûå ìàíèïóëÿöèè (ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ), à òàêæå ñïåöèàëüíûå àïïàðàòû (àïïàðàòíàÿ ðåïîçèöèÿ), ïðîèçâîäÿùèå ðàñòÿãèâàíèå ïî äëèíå èëè îêàçûâàþùèå íåïîñðåäñòâåííîå äàâëåíèå íà îòëîìêè. Ïðè îòêðûòîé ðåïîçèöèè âïðàâëåíèå îñóùåñòâëÿþò ñïåöèàëüíûìè èíñòðóìåíòàìè ÷åðåç îïåðàöèîííûé ðàçðåç â îáëàñòè ïåðåëîìà. Äëÿ ôèêñàöèè îòëîìêîâ êîñòè èñïîëüçóþò ãèïñîâûå ïîâÿçêè, ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå èëè îñòåîñèíòåç.
Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà ïðè ïåðåëîìàõ:
1.Íàáëþäåíèåçàñîñòîÿíèåìïàöèåíòà:
— ïîäãîòîâêà ê äèàãíîñòè÷åñêèì è ëå÷åáíûì ïðîöåäóðàì;
— êîíòðîëü çà ïóëüñîì, ÀÄ, òåìïåðàòóðîé òåëà; êîíòðîëü ñîñòîÿíèÿ ãèïñîâûõ è ìÿãêèõ ïîâÿçîê;
— ñëåäèòü çà ñîñòîÿíèåì êðîâîîáðàùåíèÿ â ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè (ïðè òóãîé ïîâÿçêå ó áîëüíîãî ïîÿâëÿåòñÿ áîëü â êîíå÷íîñòè, óâåëè÷èâàåòñÿ îòåê, öèàíîç è îíåìåíèå ïàëüöåâ; â ýòèõ ñëó÷àÿõ ïîâÿçêó íåîáõîäèìî ïåðåìåíèòü);
— ñëåäèòü çà ïîëîæåíèåì êîíå÷íîñòè íà ëå÷åáíîé øèíå ïðè ïðîâåäåíèè ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ;
— íàäî ñëåäèòü, ÷òîáû êîíå÷íîñòü íå óïèðàëàñü â ñïèíêó êðîâàòè. à ãðóç íå îïóñêàëñÿ íà ïîë. Ìåäñåñòðà äîëæíà ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ïîëîæåíèåì ïàöèåíòà, òàê êàê íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå ìîæåò ïðèâåñòè ê íåïðàâèëüíîìó ñðàùåíèþ ïåðåëîìà èëè ïàðàëè÷ó êîíå÷íîñòè. Ïåðåñòèëàòü ïîñòåëü è ïîäàâàòü ñóäíî íóæíî î÷åíü îñòîðîæíî, ÷òîáû íå âûçâàòü ñìåøåíèå îòëîìêîâ;
— ïðîâîäèòü îáðàáîòêó êîæè âîêðóã ñïèö è ìåñòî ââåäåíèÿ ñïèö (ïðîôèëàêòèêà îñòåîìèåëèòà). Ìåñòà ââåäåíèÿ ñïèöû îáðàáàòûâàþòñÿ ñïèðòîâûìè àíòèñåïòè÷åñêèìè ðàñòâîðàìè, ñïèöû ïðîòèðàþò ñïèðòîì, âîêðóã ñïèöû â ìåñòàõ ââåäåíèÿ êëàäóò ñàëôåòêè, ñìî÷åííûå ñïèðòîì.
2. Ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé:
— ñâîåâðåìåííàÿ ñìåíà ïîñòåëüíîãî è íàòåëüíîãî áåëüÿ; óñòðàíåíèå ñêëàäîê íà ïîñòåëè;
— ñìåíà ïîëîæåíèÿ â ïîñòåëè;
— ïðîòèðàíèå êîæè êàìôîðíûì ñïèðòîì;
— èñïîëüçîâàíèå ïðîòèâîïðîëåæíåâûõ ìàòðàñîâ.
3. Ïðîôèëàêòèêàïíåâìîíèè:
— äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà.
4.Ñíèæåíèåáîëåâûõîùóùåíèé:
— ââåäåíèå àíàëüãåòèêîâ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à;
— õîëîä:
— èçìåíåíèå ïîëîæåíèÿ òåëà.
5.Ïîìîùüâïðîâåäåíèèãèãèåíè÷åñêèõìåðîïðèÿòèé.
6.Ïîìîùüââîññòàíîâëåíèèäâèãàòåëüíîéôóíêöèè:
—ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ). Ïðè äëèòåëüíîì ëåæàíèè íàáëþäàåòñÿ àòðîôèÿ ìûøö. Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó ñ ïåðâûõ äíåé ïîñëå òðàâìû. Àêòèâíûå äâèæåíèÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïðåäóïðåæäàþò àòðîôèþ ìûøö, îñòåîïîðîç êîñòåé, óëó÷øàþò êðîâîîáðàùåíèå, óñêîðÿþò ïðîöåññ êîñòåîáðàçîâàíèÿ;
— ìàññàæ;
— ôèçèîòåðàïèÿ.
7.Ïñèõîëîãè÷åñêàÿðàáîòàñïàöèåíòîìèåãîðîäñòâåííèêàìè.
ñåñòðèíñêèé ïåðåëîì êîñòü êîíå÷íîñòü
Âûâîäû è ðåêîìåíäàöèè
Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ðåçóëüòàò ëå÷åíèÿ çàâèñèò îò ñâîåâðåìåííîãî è ïðàâèëüíî îêàçàííîé ïåðâîé ïîìîùè, êîòîðóþ ÷àùå îêàçûâàåò ñðåäíèé ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë.
Ó÷àñòèå ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â ëå÷åíèè ïàöèåíòà ÿâëÿåòñÿ âàæíûì, òàê êàê êîíå÷íûé ðåçóëüòàò ëå÷åíèÿ çàâèñèò îò òùàòåëüíîé ïîäãîòîâêè ïàöèåíòà ê ëå÷åáíûì ìàíèïóëÿöèÿì, ïóíêòóàëüíîãî âûïîëíåíèÿ íàçíà÷åíèé âðà÷à è ãðàìîòíîãî óõîäà çà ïàöèåíòîì â ïðîöåññå ëå÷åíèÿ, â ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè.
Õàðàêòåð äåÿòåëüíîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû çàâèñèò îò òîãî, â êàêîì ìåäèöèíñêîì ïîäðàçäåëåíèè îíà ðàáîòàåò.
Ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà ýòî íå ïðîñòî ïîìîùíèê âðà÷à. Åå ïðîôåññèîíàëèçì, îðãàíèçàöèÿ è ïðàêòè÷åñêîå îñóùåñòâëåíèå ñâîèõ îáÿçàííîñòåé ïî îáñëóæèâàíèþ ïàöèåíòîâ ñîãëàñíî òðåáîâàíèÿì ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà, ïðîÿâëÿåòñÿ â êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè ïàöèåíòó õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ.
Óðîâåíü ðàçâèòèÿ õèðóðãèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ òðåáóåò ïîäãîòîâêè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû, îáëàäàþùèé ïðîôåññèîíàëüíûìè ñåñòðèíñêèìè çíàíèÿìè î ðåàêöèè îðãàíèçìà íà òðàâìó, â òîì ÷èñëå îïåðàöèîííóþ, î æèçíåííî-âàæíûõ ïîòðåáíîñòÿõ ïàöèåíòà è ñïîñîáàõ èõ óäîâëåòâîðåíèÿ, î âîçíèêàþùèõ ïðè ýòîì ïðîáëåìàõ, ïðîôèëàêòèêå èíôåêöèé, â ïîëíîé ìåðå âëàäåþùåé íàâûêàìè ïî óõîäó çà ïàöèåíòîì, îáùåíèåì ñ íèì è åãî ðîäñòâåííèêàìè.
Ñïèñîê èñïîëüçóåìûõ èñòî÷íèêîâ
1. Ðîìàíþê Â.Ï. Èñòîðèÿ ñåñòðèíñêîãî äåëà â Ðîññèè. ÑÏá., 1998.
2. Çäðàâîîõðàíåíèå â Ðîññèè: â÷åðà ñåãîäíÿ, ÷åðåç äåñÿòü ëåò // Ñåñòðèíñêîå äåëî. 2005. ¹3.
3. Ìóõèíà Ñ.À., Òàðàíîâñêàÿ È.È. Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå.  2 ÷àñòÿõ. ×. I. Ì.: 1996.
4. Ñòàíäàðòû ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåäñåñòðû Ðîññèè òîì I — II.
5. Äâîéíèêîîâà Ñ.È., Êàðàñåâà Ë.À. «Îðãàíèçàöèÿ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà» Ìåä. Ïîìîùü. 1996. ¹3.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…