Сущность великого перелома


ТОП 10:
С конца 20-х годов государство приступает к более длительному среднесрочному планированию. Начали вырабатываться пятилетние планы развития народного хозяйства страны, которые приобрели характер твердых, четко определенных заданий по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции. Первая пятилетка продолжалась 4 года и 3 месяца. В ее ходе страна испытывала значительные трудности. Одновременное строительство сотен новых промышленных предприятий, не подкрепленное соответствующими капитальными вложениями, материальными и людскими ресурсами, вело к распылению средств и сил, к появлению большого количества объектов незавершенного строительства. Непосильные темпы развития производства вызывали нарушение технологических требований, многочисленные аварии и поломки оборудования, перебои в снабжении, снижение качества работ и выпускаемой продукции. Для того чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, стоящих перед промышленностью, требовалось в таких же размерах «подстегнуть» темпы развития сельского хозяйства. Согласно плановым заданиям, сельское хозяйство к концу пятилетки должно было сделать огромный скачок в деле социалистического преобразования деревни. Планировалось увеличить посевные площади и урожайность. Было подсчитано, что рост сельскохозяйственного производства, способный обеспечить потребности промышленности, можно достичь при объединении крестьянских хозяйств в колхозы. Однако уже в ноябре 1929 года была поставлена задача форсировать темпы социалистического преобразования сельского хозяйства, а в январе 1930 года был утвержден график коллективизации. В соответствии с ним к концу пятилетки в колхозах должно было находиться не 20%, а 80-90% крестьянских хозяйств. Совершенно очевидно, что достичь этого в столь короткие сроки можно было только путем насилия над крестьянством для его форсированной коллективизации. Коллективизация После завершения пленума специальная комиссия, возглавляемая новым наркомом земледелия А. Яковлевым, разработала график коллективизации, утвержденный 5 января 1930 г., после неоднократных пересмотров и сокращений плановых сроков. На сокращении сроков настаивало Политбюро. В соответствии с этим графиком Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г. (самое позднее к весне 1931 г.), а другие зерновые районы должны были быть полностью коллективизированы на год позже. На остальной территории страны преобладающей формой коллективного ведения хозяйства признавалась артель, как более передовая по сравнению с товариществом по обработке земли. Земля, скот, сельхозтехника в артели обобществлялись. Другая комиссия во главе с Молотовым занималась решением участи кулаков. Часть кулаков подлежала аресту и выселению в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан), а их имущество подлежало конфискации. Кулаки , признанные «лояльными по отношению к советской власти», осуждались на переселение на необработанные земли. В целях успешного проведения коллективизации власти мобилизовали 25 тыс. рабочих из городов, в дополнение к уже направленным ранее в деревню для проведения хлебозаготовок. Как правило, эти новые мобилизованные рекомендовались на посты председателей организуемых колхозов. Целыми бригадами их отправляли по центрам округов, где они вливались в уже существовавшие «штабы коллективизации», состоящие из местных партийных руководителей, милиционеров, начальников гарнизонов и ответственных работников ОГПУ. Штабам вменялось обязанность следить за неукоснительным выполнением графика коллективизации, установленного местным партийным комитетом. Члены отрядов разъезжались по деревням, созывали общее собрание и, перемежая угрозы всякого рода посулами, применяя различные способы давления (аресты «зачинщиков», прекращение продовольственного и промтоварного снабжения), пытались склонить крестьян к вступлению в колхоз. И если только незначительная часть крестьян, поддавшись на уговоры и угрозы, записывалась в колхоз, «то коллективизированным на 100%» объявлялось все село. Раскулачивание должно было продемонстрировать самым неподатливым непреклонность властей и бесполезность всякого сопротивления. В течение предыдущего года произошло значительное обеднение кулаков из-за постоянно растущих налогов. Отсутствие внешних проявлений богатства побуждало комиссии обращаться к хранящимся в сельсоветах налоговым спискам, часто устаревшим и неточным, а также к информации ОГПУ и к доносам. В итоге раскулачиванию подверглись десятки тысяч середняков. В некоторых районах от 80 до 90% крестьян-середняков были раскулачены как «подкулачники». Их основная вина состояла в том, что они уклонялись от коллективизации. Сопротивление в больших станицах Украины, Северного Кавказа и Дона было более активным, чем в небольших деревнях Центральной России, и туда даже были введены войска. Одновременно с «ликвидацией кулачества как класса» невиданными темпами разворачивалась сама коллективизация. Каждую декаду в газетах публиковались данные о коллективизированных хозяйствах в процентах. Эти проценты, раздуваемые местными властями из желания продемонстрировать руководящим инстанциям выполнение плана, в действительности ничего не означали. Большинство колхозов существовали лишь на бумаге. Результатом этих процентных побед стала полная и длительная дезорганизация сельскохозяйственного производства. Угроза коллективизации побуждала крестьян забивать скот (поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на четверть в период между 1928 — 1930 гг.). Нехватка семян для весеннего сева, вызванная конфискацией зерна, предвещала катастрофические последствия. В своей статье «Головокружение от успехов», появившейся 2 марта 1930 г., Сталин осудил многочисленные случаи нарушения принципа добровольности при организации колхозов, «чиновничье декретирование колхозного движения». Он критиковал излишнюю «ретивость» в деле раскулачивания, жертвами которого стали многие середняки. Обобществлению часто подвергался мелкий скот, птица, инвентарь, постройки. Необходимо было остановить это «головокружение от успехов» и покончить с «бумажными колхозами, которых еще нет в действительности, но о существовании которых имеется куча хвастливых резолюций». В статье, однако, абсолютно отсутствовала самокритика, а вся ответственность за допущенные ошибки возлагалась на местное руководство. Ни в коей мере не вставал вопрос о пересмотре самого принципа коллективизации. Эффект от статьи, вслед за которой 14 марта появилось постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», сказался немедленно. Пока местные партийные кадры пребывали в полном смятении, начался массовый выход крестьян из колхозов. Возобновленная с новой силой к осени 1930 г. кампания хлебозаготовок способствовала росту напряженности, временно спавшей весной. Исключительно благоприятные погодные условия 1930 г. позволили собрать великолепный урожай. На крестьян снова различными способами оказывалось давление: районы, сопротивлявшиеся коллективизации, отстранялись от промтоварного снабжения; колхозам отдавались не только конфискованные кулацкие земли, но и все пастбища и леса, находившиеся в общем пользовании крестьян; наконец, прокатилась новая волна раскулачивания. Реакция крестьян на этот грабеж средь бела дня была ожесточенной: во время хлебозаготовок 1930 — 1931 гг. отделы ГПУ зарегистрировали десятки тысяч случаев поджогов колхозных построек. Отобранное у крестьян зерно предназначалось для вывоза, преимущественно в Германию. Эта страна обязалась в рамках торгового германо-советского соглашения, подписанного в апреле 1931 г., предоставить Советскому Союзу значительные кредиты. В обмен на необходимую для индустриализации технику (с 1931 по 1936 г. половина всей ввозимой СССР техники была немецкого происхождения) советская сторона брала обязательства снабжать Германию сельскохозяйственным сырьем и золотом. Добыча этого металла с начала 30-х годов достигла небывалых размеров, прежде всего на Колыме и в районах Крайнего Севера, где в качестве рабочей силы использовались заключенные — в основном раскулаченные крестьяне. К концу лета 1931 г. хлебозаготовки начали давать сбои: снизились поступления зерновых. Власти решили направить в деревню новых уполномоченных в качестве подкрепления местному аппарату. Из-за неурожая в восточных районах страны особенно суровому обложению подвергли Украину. Тысячи колхозов остались полностью без кормов и почти без семян. Несмотря на очень посредственный урожай, во время хлебозаготовок было изъято рекордное количество зерна , часть которого пошла на экспорт в обмен на технику. Насильственное изъятие урожая могло лишь окончательно расстроить производственный цикл. Правительство, воодушевленное успехами хлебозаготовок, наметило на 1932г. увеличение плана. А на Украине между тем появлялись первые признаки «критической продовольственной ситуации» — голода. Назревал и становился неизбежным конфликт между идущими на всяческие уловки во имя сохранения части урожая крестьянами, с одной стороны, и властями, обязанными любой ценой выполнить план по хлебозаготовкам, — с другой. Заготовки 1932 г. протекали очень медленно. С началом новой жатвы крестьяне, часто в сговоре со своими руководителями, стремились пустить в употребление или припрятать все, что только можно. Власти тотчас же вознегодовали по поводу «разбазаривания народного богатства». 7 августа 1932 г. был издан закон, позволявший приговаривать к высылке сроком до 10 лет за всякое мошенничество в ущерб колхозу. Осенью 1932 г. правительство собралось нанести решительный удар по колхозникам, которые, по словам Сталина, целыми отрядами выступали против Советского государства. В соответствии с законом от 7 августа и статьей 5 8 Уголовного кодекса (которая позволяла осудить всякого, кто совершил какое-либо действие, подрывающее советскую власть) десятки тысяч колхозников были арестованы за самовольное срезание небольшого количества колосьев ржи или пшеницы. Репрессиям подвергались не только рядовые колхозники, но и председатели колхозов: многие из них были смещены с должностей, и почти всем было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности, направленной на саботаж хлебозаготовок. Чистка коснулась и партийцев — примерно треть из них пострадала. Продотряды, осуществлявшие заготовки, совершали настоящие карательные экспедиции, прежде всего в зерновых районах. В своих действиях они не останавливались даже перед изъятием всего колхозного зерна, в том числе выделенного на семена и оплату за работу. Результатом этих действий был страшный голод, от которого погибло, главным образом на Украине, от 4 до 5 млн. человек. В отличие от 1921 г., когда голод был официально признан и власти обратились за международной помощью, на этот раз существование «критической продовольственной ситуации» в украинской деревне полностью отрицалось правительством. Сведения о массовом голоде скрывались даже внутри страны. В наиболее пострадавших районах воинские подразделения следили за тем, чтобы крестьяне не покидали свои деревни. В итоге массового ухода из деревень, как в 1921 — 1922 гг., не произошло. После этой катастрофы правительство признало необходимость пересмотра методов проведения заготовок. Наконец, по Постановлению от 19 января 1933 г. заготовки становились составной частью обязательного налога, взимаемого государством и не подлежащего пересмотру местными властями. Эта мера в принципе должна была защитить колхозы от бесконтрольных многократных обложений, произвольно назначаемых местными властями. Но на самом деле, не снижая размера отчислений в пользу государства, постановление лишь утяжелило участь крестьян. В придачу к налогу колхозники обязывались оплачивать натурой услуги, предоставляемые им через МТС.. Сверх того государство полностью брало на себя контроль за размерами посевных площадей и урожая в колхозах, несмотря на то, что они, как предполагалось по их уставу, являлись социалистическими кооперативами и подчинялись только общему собранию колхозников. Размер государственного налога при этом определялся исходя из желаемого результата, а не из объективных данных. Индустриализация XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем V съезд Советов СССР (май 1929 г.) утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения задач «оптимальный вариант» первого пятилетнего плана. Этот план, критикуемый «правыми», которые считали его выполнение нереальным, предусматривал рост промышленной продукции, производительности труда, снижение себестоимости промышленной продукции. Великие стройки, начатые в 1927 — 1928 гг. — прежде всего Днепрогэс и Турксиб, — должны были быть завершены к 1930г. Планировалось строительство более чем 1200 заводов. По плану приоритет отдавался тяжелой. Наступало время колхозов-гигантов и трудовых коммун на промышленных предприятиях, доходы которых должны были распределяться поровну между работниками. Новые увеличенные планы не соответствовали реальным возможностям производства, а способствовали его дезорганизации. Строительство сотен объектов было начато и не завершено из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы. К концу 1930 г. 40% капиталовложений в промышленность были заморожены в незавершенных проектах. Они парализовали огромное количество материальных ресурсов, недостаток в которых ощущался в других областях экономики. Невыполнение планов обусловило цепную реакцию развала экономики: один невыполненный проект служил препятствием в выполнении другого и т.д. Деятельность предприятий оказалась в сильной зависимости от очередности получения ассигнований, порядок которой определялся значением предприятия. Система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы распространялась, прежде всего, на несколько ударных объектов, которые ставились в пример всей стране (металлургические комбинаты в Кузнецке и Магнитогорске, тракторные заводы в Харькове и Челябинске, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде). Нехватка ресурсов все возрастала, и соответственно росло число приоритетных предприятий. Очень скоро система приоритетов привела к конфликтам между предприятиями, что вызвало необходимость введения системы чрезвычайной очередности. Так административный способ (сначала только распределения ресурсов) со временем подменил собой планирование, и ему суждено было на долгие годы стать одной из важнейших особенностей советской экономики.
Вывод:
За пять лет государству удалось провести «блестящую» операцию по вымогательству сельхозпродукции, покупая ее по смехотворно низким ценам, едва покрывавшим 20% себестоимости. Эта операция сопровождалась небывало широким применением принудительных мер, которые содействовали усилению полицейско-бюрократического характера режима.Насилие по отношению к крестьянам позволяло оттачивать те методы репрессий, которые позже были применены к другим общественным группам. В ответ на принуждение крестьяне работали все хуже, поскольку земля, по существу, им не принадлежала. Государству пришлось внимательно следить за всеми процессами крестьянской деятельности, которые во все времена и во всех странах весьма успешно осуществлялись самими крестьянами: пахотой, севом, жатвой, обмолотом и т.д. Лишенные всех прав, самостоятельности и всякой инициативы, колхозы были обречены на застой. А колхозники, перестав быть хозяевами, превращались в граждан второго сорта.Беспорядочная, «вакханальная» индустриализация, подчиняющаяся бесконечным импровизациям («переломы» апреля — мая 1929 г., января — февраля 1930 г., июня 1931 г.), погрузила страну в перманентное состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения, потому что планы, как правило, были невыполнимыми. Она усиливала степень экономического хаоса и общественного беспорядка. Она вызывала все большую необходимость политического руководства экономической сферой. Административно-командная система (используя современную советскую терминологию) заменяла собой законы рыночной экономики. Черты, присущие этой системе, способ ее функционирования и система экономических приоритетов, утвердившиеся в ходе первой пятилетки и подчиненные постулату построения социализма в одной, отдельно взятой стране, дают о себе знать до сих пор.
Источник
Необходимо подчеркнуть, что речь идет не просто о каких-то реформах очередного правителя России, а об эпохе Петра I. Эпоха эта по сути своей стала переломной, результатом был качественный переход России на новый уровень внутри- и внешнеполитического развития.Эпоха Петра Великого — время активных преобразований. Она вся была пронизана имперской идеей (расширение территорий). Внешнеполитическая сфера наряду с укреплением центральной власти доминировала, и все реформы были подчинены идее имперского строительства.Империя — монархическое государство во главе с императором; государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра.Затем можно остановиться на сущности империи вообще, предложить ученикам вспомнить исторические примеры, выяснить в них общее и особенное. (См. схему).К анализу реформ следует подходить с точки зрения создания империи. Тогда станут ясны их характер и цели, которые они преследовали.
Реформы характеризовались, во-первых, совместностью их проведения; не было такого, чтобы они шли одна за другой. А во-вторых, проводились не по плану, а по мере надобности, как только возникала (обычно военная) необходимость. Несистематический ход реформ обусловливался и тем, что самому реформатору и его приближенным приходилось учиться, можно сказать, на ходу и менять что-либо по мере надобности.Характерно, что Петр I начинает с военной реформы. Можно спросить у ребят, почему именно с военной реформы начинает Петр I; обязательно просить аргументировать мнение.Именно с этой реформы начинаются все преобразования. В 1699 году были распущены после восстания стрелецкие полки, но это началом реформы считать нельзя. Содержательно военная реформа началась в 1705 г., тогда были введены рекрутские наборы. Суть их состояла в том, что с 20 тяглых дворов брался один рекрут, который нес пожизненную службу. В случае смерти, дезертирства или еще чего-нибудь те же 20 дворов должны были поставлять еще одного рекрута.Рекрутская система, или воинская повинность, позволила впервые создать устойчивую систему комплектования армии, постоянную армию, что есть выход на более качественный уровень в военном деле. Армия состояла из следующих родов войск: пехота, кавалерия, гарнизонные войска и специальные пограничные.В 1718-1719 годах были учреждены военная коллегия и адмиралтейство, а также Генеральный штаб во главе с генерал-фельдмаршалом. В 1716 г. появился документ «Устав воинский».Как известно, при Петре появился флот. Строительство его началось в 1696 г. в результате неудачного Азовского похода, когда стало ясно, что без военного флота взять крепость невозможно. Началась работа на Воронежских верфях, и до 1702 г. активное внимание было сосредоточено на возведении Азовского флота. С 1702 г. активно создается Балтийский флот, именно теперь понадобился он в противовес шведскому. На этом примере наглядно видно, что возникновение Российского флота было обусловлено внешними задачами.В результате военных преобразований в стране были созданы постоянная армия и флот, которые были способны решать внешнеполитические задачи.Существование боеспособной армии и флота было невозможно без соответствующей экономической основы, поэтому реформы коснулись и экономики. (См. таблицу).Общей чертой всей экономической политики Петра I был протекционизм — ограждение собственной промышленности от конкуренции с иностранными товарами. Содержательно это выразилось в повышении таможенных тарифов на ввоз товаров и понижение на вывоз.На первом этапе одним из главных шагов экономической политики стало создание мануфактур — форма производства, характеризующаяся применением ручных орудий и разделением труда между рабочими.С 1695-го по 1725 год появляется около 200 новых мануфактур. Возможно, данные преувеличены, но, несомненно, началось активное развитие мануфактурного производства. Проводилась политика реанимации старых промышленных центров, и активно развивались новые, например Урал. В строгом смысле новым этот промышленный район назвать нельзя, однако при Петре строится много новых заводов (Невьянский, Каменский, Уктусский и др.). Можно сказать, что Урал переживает второе рождение. Традиционно известен Тульский оружейный завод, основанный в 1712 г. Текстильная промышленность развивается в Москве, Казани и Липецке. Активно привлекались иностранные специалисты. Существовали монополии на производство и продажу некоторых товаров.В 1713 г. центр внешней торговли был перенесен из Астрахани в Петербург. Характерно, что мера эта была предпринята специальным указом, а не в результате потребности естественного экономического развития, что доказывает ведущую роль государственного регулирования в экономическом развитии.Второй же этап характеризуется ослаблением контроля государства над экономикой. В 1715 г. появляется указ, который стимулировал создание торговых и промышленных компаний. Когда встала необходимость строить флот, Петр I активно создавал так называемые кумпанства с целью привлечения финансов. Это были принудительные объединения купцов, церковников, обязанные за свой счет построить определенное количество судов. Такими мерами царь привлекал частную инициативу и средства для государственных нужд.
В 1719 году вышел указ, ограничивающий монополию государства. В том же году вышел указ, который разрешал всем людям независимо от сословия искать руду и создавать заводы. Развитие горнозаводской промышленности начинает всячески стимулироваться.Затем получает распространение передача казенных заводов в частные руки. Причем новые владельцы получали льготы и субсидии.В 1721 году появляется важнейший указ, по которому разрешалось покупать и приписывать к мануфактурам крепостных крестьян. В этом указе представлена содержательная сторона петровских реформ. Великий реформатор создавал крепостническую экономику, эффективность которой могла быть только временной.В 1719-1721 гг. состоялась реформа податного обложения. После переписи населения подворная система налогообложения была заменена на подушную. Теперь налогом облагался не хозяйственный двор, а каждый человек, причем учитывались только мужчины. В 1724 г. появляется новый таможенный тариф, который носит ярко выраженный протекционистский характер. Петр заботился прежде всего о выпуске военной продукции. Реформы коснулись и аппарата управления. Была создана новая система органов центральной власти.Реформа органов центральной власти:Создание Сената — высшего органа государственного управления и создание фискалитета как органа тайного надзора.Создание коллегий как органов исполнительной власти.Создание прокуратуры как инструмента надзора за Сенатом.Издание документа «Генеральный регламент», завершение организационного оформления бюрократического аппарата.В 1711 году был создан Сенат. Он стал высшим органом центрального управления. Был издан документ «Должность Сената», который регулировал деятельность этого органа. В основу деятельности Сената введен принцип коллегиальности, сущность которой состояла в том, что решения он мог принимать только единогласно. Петр использовал такой принцип для того, чтобы без его ведома было сложно решить какой-либо вопрос.В 1717-1718 гг. начинают появляться коллегии как органы исполнительной власти: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Иностранных дел, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Их возглавляют люди из ближайшего окружения Петра, такие, как Апраксин, Меншиков, Головнин. Каждой коллегией руководил президент. В 1719-1724 гг. принимают документ «Генеральный регламент». Он определял принцип деятельности всего бюрократического аппарата.Одной из важных составляющих реформ Петра является создание системы органов контроля и надзора. В 1711 г. был открыт фискалитет как институт тайного надзора вообще. В 1722 г. стала работать прокуратура, во главе которой стоял генерал-прокурор (первым был Павел Иванович Ягужинский). Она была учреждена специально как инструмент надзора за деятельностью высшего органа управления государством — Сената. Для надзора за деятельностью коллегии в каждой из них был введен специальный чиновник — прокурор коллегии. Он подчинялся не президенту коллегии, а непосредственно генерал-прокурору, который в свою очередь напрямую подчинялся Петру I.Реформы коснулись и административно-территориального деления.Говоря об административной реформе, надо прежде всего иметь в виду губернскую реформу Петра I. Она прошла в два этапа.Первый этап — 1707-1710 гг. В эти годы созданы губернии, которые делились на уезды. Во главе губерний стояли губернаторы, наиболее приближенные к царю люди.Второй этап — 1718-1719 гг. Были учреждены провинции, на которые делились уезды. Эта реформа также имела выход на решение внешнеполитических задач: она решала проблему расквартирования и снабжения армии.Одной из главных идей всех преобразований Петра I была идея создания регулярного государства.Это указ «О единонаследии», документ «Табель о рангах».Прежде всего имелась в виду идея всеобщей обязательной службы. Петр впервые в российской политической практике ставит вопрос о государственном интересе, который должен быть выше личного. При этом верность подобному взгляду ему пришлось доказать не только на уровне деклараций, но и на примере судьбы собственного сына, пренебрегшего государственным интересом в пользу личного: Петр даже сына принес в жертву долгу.В 1714 году появляется указ «О единонаследии», по которому запрещался раздел недвижимости между сыновьями владельца. Отныне только старший сын имел право наследовать все имущество. Остальные должны были идти на государственную службу.
В 1722-1724 гг. появился документ, который регулировал службу дворянства, — «Табель о рангах». Он определял само содержание и прохождение по службе. Определялись четыре служебные категории: военная, морская, статская и придворная. В каждой было 14 классов, из которых 14-й был низшим, а 1-й — высшим. Постоянная служба в одном классе была необязательной, и позволялось переходить с одной службы на другую. Вводился принцип личной выслуги, а не по родовитости предков. Для лиц недворянского происхождения с 8-го класса давалось потомственное дворянство.Была проведена церковная реформа.Отменялось патриаршество, восстановлен монастырский приказ, учрежден Синод. Вместо патриарха назначался местоблюститель патриаршего престола. В условиях войны единоначалие есть условие победы. Отсюда стремление верховной власти ликвидировать конкурента на «соправление» в лице высшей духовной власти, ибо патриарх, не сочувствующий преобразованиям, становился опорою недовольных, средоточием и вождем их, давал благословение их делу. По сути, в этом проявился принцип централизации — главой церкви становился монарх.В 1701 г. восстановлен монастырский приказ, а в 1721 г. состоялась церковная реформа. Появился документ «Духовный регламент» (разработку его связывают с Феофаном Прокоповичем — архиепископом Псковским), в котором высказывалась идея о недопустимости любой оппозиции самодержавию. Легенда гласит, что в ответ на пожелание церковных иерархов иметь патриарха Петр передал им «Духовный регламент» и не допускавшим возражений тоном произнес: «Вы просите патриарха — вот вам духовный патриарх». А вынув из ножен кортик, ударил им по столу и добавил: «А противомыслящим — булатный патриарх!»Тогда же в 1721-м был учрежден Синод для управления церковными делами. Структура его копировала структуры коллегий. И вообще управление духовным учреждением осуществлялось на светских началах. Во главе Синода стоял президент и два вице-президента (первым президентом был Стефан Яворский — сугубо светский человек). Учреждение подобного органа означало полное подчинение церкви. Отныне государство в неограниченном масштабе вмешивалось в церковные дела. Специальным указом 1721 г. в Синод был назначен специальный чиновник, который должен был наблюдать за деятельностью Синода, — обер-прокурор Синода.Штат церковников определялся государством, и даже специальным указом повелевалось нарушать тайну исповеди, если дело касалось государственной важности.Перед тем как переходить к оценке реформ, можно дать ученикам возможность вспомнить, какие органы государства существовали до реформы, и сравнить их.Роль Петра I в истории/В первую очередь, конечно, дать возможность ученикам высказать свое мнение, свою оценку реформ и самого реформатора. При этом обязательно аргументировать свою точку зрения.В отечественной историографии было три точки зрения:Первая — (только положительная): Петр был великим реформатором, «прорубил окно в Европу», цивилизовал Россию.Вторая — (только отрицательная): Петр нарушил естественный ход русской истории, и Россия стала бездушно копировать Запад. Страна утратила свою самобытную историю. Это полярные точки зрения.Третья точка зрения имеет более твердые научные основания.Суть позиции выражается в стремлении уйти от полярных точек зрения. Все реформы были направлены на решение внешнеполитических задач, внутренняя политика была подчинена внешней. Внутренние реформы не имели самостоятельного значения.
Источник