Статистика переломов конечностей
Учитывая травматизм в стране, Росстат составил статистические данные по основным показателям, разным параметрам и видам, начиная от детского, заканчивая спортивными.
Данные результаты могут помочь во многих сферах, например, таких как регулирование дорожно-транспортного движения, повышение качества условий труда, надзор за выполнением техники безопасности на производстве, усовершенствование детских игровых площадок и прочее.
Официальные показатели
Если рассматривать официальную статистику, касающуюся конкретно вида травматизма, то вот такие данные приводит Росстат:
- Травмы глаз – около 7%. Чаще всего возникают у взрослых людей в условиях производства.
- Ожоги термические и химические в бытовых условиях от 7 до 10% как у взрослых, так и у детей. Они же при производственном травмировании достигают цифры в 4,7%.
- Внутричерепные травмы в ДТП у категории детей составляют до 13%, а у взрослых до 11%.
- Переломы позвоночника и других костей туловища колеблются от 4 до 8% у взрослых.
Таким образом, подводя итог типам травмирования, стоит отметить , что преобладающее большинство (до 80% травм) определяется поверхностными поражениями, открытыми ранами, вывихами, переломами конечностей, растяжениями и разрывом сухожилий и мышечной ткани.
Если анализировать общую госпитализацию, то травмирование у взрослых составляет 9% случаев, тогда как 7,5% детей госпитализируют с травмами от общего числа пациентов, поступающих в больницы.
Также необходимо отметить, что наибольшее число травмирований приходится на бытовые условия и при нахождении человека, независимо от возраста, на улице – до 70%. В школе получают травмы до 14% детей. Тогда как в условиях производства до 16% взрослых.
Распределение по видам
Для того чтобы составить более детальную картину, необходимо рассмотреть в индивидуальном порядке получение травм и их статистику в России, в зависимости от видов и условий получения.
Детский
Если анализировать детский и юношеский травматизм, по нанесению вреда здоровью необходимо отметить:
- 15% случаев приходится на стены школы. Причем 80% из них случается во время перемен, 18% на уроках физкультуры, тогда как всего лишь 2% во время других учебных занятий.
- 50% приходится на бытовые травмы.
- 32% случаев травмирования возникают на улице и остальные во время ДТП.
Учитывая половой признак, 60% детского травматизма приходится на мальчиков, и 40% на девочек. В стенах школы дети чаще всего получают:
- Поверхностные травмы, которые составляют 47%.
- Растяжение связок и вывихи суставов до 19%.
- Переломы верхних конечностей около 15%.
- Открытые раны и порезы около 7%.
- Приблизительно по 4% на такие виды, как переломы ног, внутричерепные травмы и другие виды.
Производственный
На производстве статистика по годам выглядит следующим образом:
- В 2000 году общее количество пострадавших гражданам составило 151,8 тыс. человек.
- В 2005 году оно сократилось до 77,7 тыс. работников.
- К 2008 году составило уже 58,3 тыс. человек.
- В 2013 году снизилась до чуть более, чем 32.000 работников.
Рассматривая половой признак, стоит отметить, что в 3-4 случаях из 10, пострадавшими являются мужчины. Что касается смертности, то она возникает в 1 случае из 25.
Спортивный
Анализируя спортивный травматизм, в зависимости от вида спорта, стоит отметить следующее:
- Наибольший вред для здоровья фиксируется в боксе – 158,1 боксеров получают травмы на каждую 1000 спортсменов. Также довольно большие показатели во многих командных игровых видах.
- Затем идет борьба – 100 человек на тысячу.
- Такие же показатели в конном спорте.
- В фехтовании травмы получают 64 спортсмена из тысячи.
- В парусном спорте, теннисе и мотоспорте травматичность колеблется от 41 человека до 50.
- Гимнастика отмечается небольшими показателями – 29 человек на одну тысячу.
- В хоккее, лыжном спорте и стрельбе эти показатели колеблются от 20 до 25 человек.
Автомобильный
Об автомобильных авариях в России за последние года имеется следующая статистика:
- В 2012 году в РФ произошло более 200.000 ДТП с пострадавшими.
- В 2013 году статистика оставалась такой же.
- В 2014-м году число аварий с последствиями для человеческого здоровья снизилось всего лишь до 200.000.
- В 2015 оно составляло 185.000 пострадавших.
- В 2016 году число пострадавших равнялось 170.000 человек.
- В 2017 – ДТП с последствиями для здоровья граждан составило 165.000.
- И в 2018 году ситуация осталась такой же, как и в предыдущий подотчетный период.
Что касается статистики погибших по отношению к раненым, то за весь этот период приблизительно 1 из 10-12 человек погибает во время дорожно-транспортного происшествия. Показатель здесь практически не снизился.
Прочее
Помимо этого, случаются ситуации, которые возникают в условиях:
- Нахождение на улице.
- Занятия спортом.
- Отдых как на территории страны, так и за ее пределами.
- Посещение культурных заведений, база отдыха и прочего.
Расходы на компенсации
За 2018 год государство потратило следующие суммы для того, чтобы компенсировать подорванное здоровье или травмы работников, работающих в самых разных отраслях хозяйства, а также на то, чтобы обеспечить каждого средствами индивидуальной защиты:
- В добыче полезных ископаемых сумма была самая большая и составила 14.495 рубля на 1 трудящегося.
- В сфере транспортировки и хранении так же, как и обеспечении электрической энергией, газом и паром, на каждого работника приходится приблизительно 11.200 руб.
- 10.000 выплачивают на каждого строителя для того, чтобы обеспечить соответствующие условия труда и компенсировать возможное получение травм.
- В обрабатывающих производствах эта величина составляет 8712 руб.
- В деятельности в области информации и связи – 7.509.
- Для сельского, лесного и других видов хозяйств – 5.714 руб.
Динамика
Если рассматривать динамику травматизма, независимо от пола и возраста, то стоит отметить некоторое снижение основных показателей. Хотя в то же время, Россия остается одной из лидирующих стран по уровню смертности на дорогах. Изменить эту ситуацию нужно коренным образом, так как это негативно влияет на работоспособность граждан, требует дополнительных расходов от государства на компенсацию вреда здоровью.
Поэтому в правительстве должны быть приняты комплексные меры, направленные в первую очередь на снижение статистических показателей по травмированию.
Источник
Внутренний костный каркас человека – конструкция крепкая, надежная и хорошо «продуманная» эволюцией в плане оптимального сочетания легкости и прочности. Вероятно, мы могли быть значительно устойчивее к ударам и падениям, однако это сказалось бы на подвижности: человек стал бы гораздо тяжелее, крупнее и неповоротливее; мы могли быть намного стремительней и реактивней в движениях, но тогда пришлось бы облегчать «несущую конструкцию» за счет утончения или большей пористости костной ткани, что неизбежно отразилось бы на ее механических характеристиках.
Поэтому по сей день, несмотря на взрывообразное развитие цивилизации в последние два-три столетия (а во многом и «благодаря» этому развитию, особенно техническому) переломы костей остаются одной из наиболее частых причин обращения к хирургам-травматологам.
Мировая статистика в этой сфере варьирует очень широко – в зависимости от региональных, возрастных, профессиональных, гендерных факторов. Известно, в частности, что переломы до двух раз чаще регистрируются у мужчин, чем у женщин; что некоторые профессии и виды спорта изначально травмоопасны; что более половины всех переломов приходится на верхние конечности и плечевой пояс, и т.д.
Принято считать, что в структуре общей заболеваемости травмы находятся на третьем месте. Оценки процентной доли переломов в общем объеме травматических повреждений также различаются: одни авторы считают эту долю не превышающей 10%, другие приводят данные о 21-22%, причем в обоих случаях речь идет о российской статистике; в одних публикациях с тревогой говорится об учащении обусловленной переломами временной нетрудоспособности, инвалидности и летальности, в других описывается противоположная тенденция.
Так или иначе, проблема переломов сопутствует человечеству на протяжении всей его истории, является актуальной и социально-значимой в настоящее время и, по всей видимости, останется таковой еще очень долго.
Причины
Возможные причины «переломного» травматизма делятся на две неравные категории.
Первую, превалирующую группу составляют механические воздействия, – удары, компрессии (сдавления), неудачные повороты или падения, продольно-осевые или поперечные напряжения, сила которых превосходит порог механической прочности данной конкретной кости. Следует отметить, что говорить о каких-то абсолютных или даже усредненных пороговых значениях в данном случае не приходится, это очень условное понятие. Дело в том, что кости в человеческом организме чрезвычайно многообразны по расположению, размеру, строению, толщине; кроме того, любая кость очень сложна геометрически. Поэтому один и тот же удар, даже не особо сильный, может привести к совершенно разным последствиям в зависимости от того, в какую кость, в какую ее точку и под каким углом этот удар пришелся.
Другую группу причин составляют патологические процессы и состояния, при которых меняется естественный состав и структура костной ткани. Остеопороз (истончение костей с одновременным повышением пористости) и остеомаляция (размягчение, снижение плотности) могут протекать на фоне и вследствие ряда обменных, эндокринных, хромосомных заболеваний, а также в силу возрастных изменений или выраженного хронического дефицита определенных витаминов и микроэлементов (кальций, фосфор, витамин D и т.д.).
Симптоматика
Наиболее общим симптомом переломов является болевой синдром: это в любом случае серьезная проблема, о чем мозг и получает соответствующий интенсивный сигнал тревоги.
Прочие наблюдаемые и ощущаемые признаки перелома столь же разнообразны, как и сами переломы. В одних случаях боль становится нестерпимой при малейшем движении, в других отзывается резким усилением лишь на прикосновение. Достаточно специфичными признаками являются стремительно развивающийся отек в пораженной зоне, иногда с выраженной подкожной гематомой; неестественная подвижность, форма, положение, хруст и т.д. Очень разным может быть общее состояние больного: от вполне удовлетворительного до критически тяжелого (при множественных сложных переломах) и несовместимого с жизнью.
Вариативность клинической картины отражена в многочисленных классификациях, имеющих непосредственное практическое значение для диагностики и лечения. Так, закрытый перелом, при котором не нарушена целостность кожных покровов, кардинально отличается от перелома открытого, – который, как говорится, ни с чем не спутает ни врач, ни очевидцы, ни сам больной.
По направлению и характеру переломов различают компрессионные, косые, поперечные, продольные, вколоченные, винтообразные («скрученные»), клиновидные. В одних случаях перелом является неполным, то есть носит характер более или менее обширной трещины или надлома, в других происходит размозжение, смещение отломков, дополнительная травматизация окружающих тканей и органов острыми сколами костей. Политравма с множественными переломами (т.е. при одновременном поражении нескольких костей в конечностях, позвоночного столба, ребер, черепа) смертельно опасна из-за риска травматического шока или, при вторичном инфицировании, – сепсиса.
Диагностика
Важно понимать, что все перечисленные выше признаки закрытого перелома являются относительными и факультативными, т.е. окончательный диагноз может установить только врач. Дифференциальная самодиагностика, – например, в пользу вывиха, если на самом деле имеет место перелом, – очень опасна как непосредственными последствиями (напр., внутреннее кровотечение при повреждении крупного или среднего кровеносного сосуда), так и отдаленными (незаращение или неправильное срастание с нарушением функции или полной функциональной несостоятельностью костного сегмента). Помимо сбора информации, внешнего визуального и пальпаторного исследования, назначается рентгенография, – которая по сей день остается стандартом инструментальной диагностики в травматологии (костная ткань достаточно четко и информативно контрастирует с мягкими тканями). Назначают лабораторные анализы и, в случае необходимости исследовать окружающие перелом структуры, – дополнительные диагностические методы, напр., МРТ, УЗИ и т.д.
Лечение
О правилах оказания первой помощи в последние сто лет писалось очень много; соответствующие эпизоды, порой очень грамотные, представлены в кинематографе и литературе. Несмотря на это, в критической ситуации даже хладнокровному человеку, если он не врач, легко растеряться и забыть все познания в данной сфере. Поэтому вспомним лишь основные, фундаментальные и зачастую спасительные, принципы оказания первой помощи при подозрении на перелом. Это максимальная неподвижность (что касается, как минимум, поврежденного участка, хотя в некоторых случаях больному вообще нельзя шевелиться – ни самостоятельно, ни с посторонней помощью) и минимальный срок доставки в медучреждение. В городских условиях, безусловно, гораздо легче следовать этим рекомендациям, чем в малонаселенной сельской местности или в дальнем походе, однако и там необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы избежать смещений, инфицирования, кровотечения и других осложнений. Если больной доставляется в травмпункт на частном автомобиле (что вполне допустимо, например, при закрытых переломах конечностей), должна быть наложена иммобилизирующая шина. Правила доврачебного шинирования тоже достаточно просты: сначала асептическая обработка и остановка кровотечения, если оно есть, а затем уже осторожное прибинтовывание к шине (доске, ветке и т.п.) – с таким расчетом, опять же, чтобы подвижность в любой плоскости была минимальной.
В любых внемедицинских условиях ни в коем случае, никому и ни при каких обстоятельствах нельзя поврежденную конечность выпрямлять, если она согнута под неестественным углом, трясти или резко дергать в надежде «вправить» – это случается нередко и приводит к особо тяжким последствиям в тех случаях, когда оказывающий первую помощь «совершенно уверен» и «точно знает», что имеет дело с вывихом.
Очевидно, что все варианты стратегии и тактики специализированной травматологической помощи в случае перелома невозможно не только описать, но даже перечислить в рамках одной статьи. По показаниям и результатам диагностики, в зависимости от общего состояния больного, времени, прошедшего после получения травмы, характера перелома и множества других факторов, – применяют тот или иной способ анестезии, технику репозиции костей и отломков, антибактериальную профилактику инфицирования и сепсиса, метод фиксации (наложение гипсовых повязок или лонгет к настоящему времени отнюдь не утратило своего значения). В случае тяжелого сложного перелома может понадобиться поэтапное хирургическое лечение с целью реконструктивного остеосинтеза, нередко с установкой имплантатов или компрессионно-дистракционного аппарата (аппарат Илизарова и его модификации), а также неукоснительное соблюдение больным всех предписаний и особого режима на указанный врачом период полной реабилитации.
Источник
ТОМ 4, СТ. 54 (сc. 71-72) // Февраль, 2003 г.
АНАЛИЗ И СТРУКТУРА ПЕРЕЛОМОВ ДЛИННЫХ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ
(по данным Алтайского краевого бюро СМЭ за 2000 год)
В.А. Клевно, А.С. Новоселов
Барнаул
/>
Переломы длинных трубчатых костей по частоте встречаемости занимают третье место после
переломов костей черепа и грудной клетки при механической травме со
смертельным исходом. Анализ морфологии переломов длинных трубчатых
костей в совокупности с другими повреждениями тела, позволяет
устанавливать механогенез травмы в целом, тем самым, способствуя
воссозданию обстоятельств происшествия.
Целью данного исследования явилось изучение структуры переломов длинных трубчатых
костей при различных видах тупой травмы.
Изучены 100 «Заключений эксперта» и «Актов судебно-медицинского
исследования трупов» лиц обоего пола в возрасте от 2 до 88 лет,
у которых при аутопсии были обнаружены переломы длинных трубчатых
костей. Учитывали все случаи изолированной и тупой сочетанной травмы:
автомобильная травма (54%), падения с высоты (30%), железнодорожная
травма (14%), травма
тупыми предметами (2%).
Среди погибших с переломами костей конечностей большую часть составили мужчины (67%).
Наибольшее число пострадавших приходится на трудоспособный возраст от
20 до 59 лет (56 пострадавших из 100), среди которых наибольшую долю
составили возрастные группы 20 — 29 лет и 40 — 49 лет (в
совокупности 39%).
Во время происшествия более половины погибших находились в состоянии алкогольного опьянения
(55%), преимущественно сильной степени, из которых большую часть
составили лица мужского пола (32%), что наглядно представлено в
таблице 1.
Таблица 1
Число погибших лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения
Степень алкогольного опьянения / пол | Мужчины | Женщины | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|---|
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
Легкая | 5 | 5,0 | 5 | 5,0 | 10 | 10,0 |
Наиболее часто травмы возникали в летние (июнь — август) и осенний месяцы (октябрь),
(в совокупности составило 59%).
По данным В.В. Гориневской (1952) и С.Я. Фрейдлина (1971), переломы длинных
трубчатых костей составляют от 48 до 70% среди всех повреждений
костей скелета; по нашим данным — 68%, причем переломы костей нижних
конечностей — в 1,8 раза встречались чаще, чем переломы верхних
конечностей; по данным
В.А. Корнилова и др.(1987) — в 2 раза.
По нашим наблюдениям переломы костей конечностей чаще наблюдались в сочетании
с повреждениями других анатомо-функциональных областей тела человека
(92% случаев). Такое сочетание повреждений характерно для различных
видов транспортной травмы (автомобильной и железнодорожной) и падений
с высоты. Изолированные переломы возникали, как правило, в случаях
падения человека на плоскости и (или) при ударах тупыми твердыми
предметами (в совокупности составили всего 8%).
Диафизарные переломы были в 73% случаев, переломы в области крупных суставов, как
правило, носили характер конструкционных.
Травмировались чаще кости голени (35%). В основном, переломы костей голени возникали
при автомобильной травме и падениях с большой высоты (в совокупности
60%). Переломы костей голени при автомобильной травме чаще возникали
в верхней трети (51%) и каждый третий перелом был
оскольчато-фрагментарным. А при падении с высоты — 40%
переломов локализовались в нижней трети и достаточно часто
сопровождались переломами лодыжек. При столкновении движущегося
автомобиля с человеком нередко возникали бампер-переломы (25% случаев
всей автомобильной травмы). Двусторонние переломы костей голени были
в 38% случаев.
Переломы бедренной кости возникали в два раза реже, чем переломы костей голени
(29% против 60%) при тех же обстоятельствах травмы. Почти половина
переломов бедренной кости локализовались в верхней трети диафиза (44%
от их общего числа) и в 15% были оскольчато-фрагментарными. Меньшая
частота оскольчато-фрагментарных переломов бедра, в сравнении с
голенью, объясняется тем, что бедро имеет сильно выраженный мышечный
слой. Там, где кость имеет менее широкий диаметр осколок в зоне
долома не возникает; а на уровне большего диаметра — образуется
(В.И. Бахметьев, В.Н.
Крюков, В.П. Новоселов и др., 1996).
В пяти случаях столкновения движущегося автомобиля вагонной компановки с человеком,
возникали переломы вертлужной впадины (так называемый «центральный
вывих бедра»). При тангенциальном ударе выступающими частями
транспорта у двух пострадавших образовались винтообразные
безоскольчатые переломы. На долю косорасположенной траектории
магистральной трещины пришлось 2/3 переломов бедренной кости, на долю
поперечной траектории — 1/3. Для пожилых людей характерными
были переломы шейки бедра; в наших наблюдениях подобные переломы
встретились в пяти случаях у лиц пожилого возраста и только один раз
— у пострадавшего молодого возраста.
При столкновении движущегося автомобиля с человеком или при травме внутри салона
автомобиля и ударе коленными суставами о переднюю панель возникали
повреждения коленного сустава в виде переломов надколенника, разрыва
капсулы сустава и связок с образованием гемартроза в 30% случаев.
Среди переломов костей верхних конечностей преобладали повреждения костей предплечья,
количество которых в 1,5 раза больше переломов плечевой кости.
Переломы плеча и предплечья встречались при всех видах тупой травмы.
Переломы плеча одинаково часто локализовались как в верхней, так и в
средней трети (по 35% от их общего числа) и почти всегда были
безоскольчатыми. Большинство переломов были косопоперечными (80%).
Переломы в области плечевого сустава, как правило, были конструкционными. В
некоторых случаях падения человека на вытянутую руку и при нахождении
в салоне автомобиля во время столкновения, возникали вколоченные
переломы, которые составили 9% наших наблюдений.
Переломы в области локтевого сустава часто были представлены повреждениями
надмыщелков, что совпадает с данными Н.Ф. Савенко (1962). У одного
пострадавшего был косой перелом локтевого отростка при падении на
локоть.
Переломы в области лучезапястного сустава также часто носили конструкционный
характер и локализовались в дистальном метаэпифизе, известные как
перелом «луча в типичном месте». Таких переломов
встретилось 13.
Переломы костей конечностей в ряде случаев имели признаки повторной травматизации при
переезде тела колесами транспорта и волочении его поездом по
железнодорожному полотну.
Переломы длинных трубчатых костей не являлись непосредственной причиной смерти
пострадавших. В 52% случаев непосредственной причиной смерти были
травматический шок и обильная кровопотеря, в 38% — сочетанная
черепно-мозговая травма и ее осложнения, реже причиной смерти были
отдаленные осложнения в виде пневмонии, сепсиса и тромбоэмболии
легочной артерии (в 10%).
Если переломы костей конечностей сочетались с массивными повреждениями головы,
груди и живота, то смерть наступала в 60% случаев на месте
происшествия от травм, несовместимых с жизнью; остальные умерли в
стационаре (40%): 22% — в первые сутки, 10% — в течение недели, 5% —
в течение месяца и 3% — свыше месяца от момента травмы.
Таким образом, переломы длинных трубчатых костей, несмотря на то, что сами по себе не
являются непосредственной причиной смерти, в сочетании с другими
повреждениями анатомо-функциональных областей тела человека утяжеляют
саму травму и способствуют смертельному исходу. Абсолютное
большинство погибших от этой травмы составляют лица мужского пола,
трудоспособного возраста, находившиеся в состоянии алкогольного
опьянения, преимущественно в летне-осенний период года. Наиболее
частыми обстоятельствами возникновения такой травмы являлись
дорожно-транспортные происшествия, затем падения с высоты. Среди
повреждений длинных трубчатых костей нижних конечностей превалировали
переломы костей голени, среди повреждений верхних конечностей —
переломы костей предплечья.
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.
Источник