Сражения второй мировой войны коренной перелом

Сражения второй мировой войны коренной перелом thumbnail
Орден Отечественной войны

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Во второй половине 1942 г. с завершением перевода экономики на военные рельсы появилась возможность создать определенные резервы командования. Осенью 1942 г. Ставка разработала план контрнаступления, которое мыслилось провести силами Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов при поддержке авиации, танков и артиллерии. Его результатом должно было явиться окружение и уничтожение всей группы фашистских войск, укрепившихся в районе Сталинграда.

19—20 ноября после сильной артподготовки началось контрнаступление советских войск, которое к 23 ноября завершилось окружением 22 фашистских дивизий численностью в 330 тыс. человек. Попытка немецкого командования в декабре разорвать кольцо окружения совместным ударом группы войск под командованием Манштейна и окруженной армии генерал-фельдмаршала Паулюса закончилась разгромом манштейновских войск. Армии Паулюса не приняли советских предложений о капитуляции. В конце января 1943 г. операция по ликвидации окруженных войск была закончена, а их остатки (91 тыс. солдат, офицеров, генералов) и сам Паулюс сдались в плен. 2 февраля 1943 г. победоносно закончилась историческая битва на Волге.

Это было невиданное поражение фашистов, потерявших огромную армию и мощную боевую технику. Битва за Сталинград показала возросшую боевую мощь Красной Армии и ее боевой техники, талант советских полководцев Н. Н. Воронова, Н. Ф. Ватутина, А. И. Еременко, Р. Я. Малиновского, К. К. Рокоссовского, В. И. Чуйкова и др.

Победа оказалась возможной в результате героического, самоотверженного труда советского тыла, сумевшего перестроить свою работу и обеспечить фронт всем необходимым для победы.

Историческое значение Сталинградской битвы заключается в том, что она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны. Поражение немецких армий на Волге заставило их ближайших союзников — Турцию и Японию — отказаться вступить в войну против СССР.

Одновременно со Сталинградской операцией советские войска развернули наступление на Ленинградском, Волховском, Центральном и Западном фронтах, в районе Северного Кавказа, Дона, Воронежа. Зимой 1942/43 г. на отдельных участках фронта враг был отброшен на расстояние до 700 км, освобождены многие города и населенные пункты Подмосковья, Курской, Воронежской, Ростовской и других областей, восстановлена хозяйственная связь между центральными и южными промышленными районами, прорвана блокада Ленинграда.

Пытаясь взять реванш за поражение на Волге и поднять резко пошатнувшийся престиж Германии, фашистское командование разрабатывало план летнего наступления 1943 г. Его целью являлось выравнивание линии фронта путем разгрома частей Воронежского и Центрального фронта и дальнейшее наступление в глубь страны и захват Москвы. Основным плацдармом боевых действий немцы избрали Курский выступ, вклинившийся в расположение фашистских войск между Белгородом — Курском — Орлом по линии Прохоровка — Сумы — Рыльск — Севск — Попыри. Удар предполагалось нанести между Белгородом и Орлом в направлении Курска.

Отсутствие второго фронта, который союзники не открыли и в 1943 г., дало фашистам возможность за счет армий, переброшенных с Запада, сконцентрировать на Восточном направлении 232 дивизии, т. е. больше, чем перед началом войны. В районе Курска было сосредоточено более 50 дивизий, поддержанных мощными танками типа «тигр», «пантера» и бронированными самоходными установками «фердинанд», которые должны были силой брони и огня осуществить прорыв. Советское командование приняло решение организовать глубоко эшелонированную оборону, измотать основные силы врага и после этого перейти в контрнаступление. 5 июля 1943 г. началось летнее наступление противника, которое было успешно отражено. 12 июля войска Западного и Брянского фронтов перешли в контрнаступление. О масштабах этой битвы свидетельствует то, что на отдельных участках сражалось до 1500 танков, не считая другой техники. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, 23 августа — Харьков. 30 августа — Таганрог. В августе — сентябре были разбиты фашистские группировки под Смоленском, Новороссийском, в Донбассе. В боях под Новороссийском, особенно на «Малой земле», а затем и за освобождение Керчи сражалась 18-я десантная армия, начальником политотдела которой был Л. И. Брежнев, прошедший всю войну в рядах действующей армии. В конце сентября началось форсирование Днепра, где немцы создали «неприступный великий восточный вал», включавший в себя ряд мощных инженерных сооружений, который, однако, не выдержал стремительного прорыва наших войск. Войска Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Восточного и Южного фронтов успешно вели наступательные операции, очищая левобережную Украину. 6 ноября 1943 г. был освобожден Киев. Большую роль в успехе летне-осеннего наступления наших войск сыграли партизанские отряды и помощь населения временно оккупированных районов.

Читайте также:  Курс лечения перелома ключицы

Битва под Курском — один из важнейших этапов на пути к победе СССР над фашистской Германией. В результате победы советских войск под Курском произошел коренной перелом в ходе по только Отечественной, по и всей мировой войны, который проявился в изменении соотношения сил в пользу СССР, в результате героической деятельности Советской Армии, трудовых достижений тыла, подвига всего советского народа. Коренной перелом произошел как в работе советского тыла, так и в ходе военных действий. Промышленность страны обеспечила полный перевес Советской Армии в боевой технике, вооружении, снаряжении, боеприпасах. Битва на Курской дуге продемонстрировала полное преимущество Советской Армии и ее техники, показав, что в войне наступил коренной перелом, в результате которого немецкая армия была лишена возможности наступать. После Курской битвы Советская Армия продолжала стратегическое наступление по всему фронту, освободив две трети ранее захваченной врагом территории. Началось изгнание оккупантов из пределов нашей Родины. Значение этого периода связано с ростом международного авторитета Советского государства, с изменением позиции союзников Германии, дальнейшим распадом фашистского блока.

В конце октября 1943 г. в Москве была созвана конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, обсудившая вопросы, связанные с дальнейшим усилением антигитлеровской коалиции и послевоенными действиями по обеспечению безопасности. Союзники согласились в необходимости создания международного органа для поддержания мира после войны — Организации Объединенных Наций. С 28 ноября по 4 декабря 1943 г. состоялась конференция глав правительств СССР, США и Великобритании в Тегеране, где была достигнута договоренность об окончательном разгроме гитлеровской Германии. 1 мая 1944 г. было решено открыть второй фронт высадкой войск во Франции через Ла-Манш. Главы правительств подписали декларацию о наказании военных преступников за совершенные ими злодеяния.


Начало Великой Отечественной войны Великая Отечественная война Наступление Красной Армии (1944–1945)

Похожие статьи:

Источник

В российском сознании Вторая Мировая была выиграна благодаря 3 битвам: под Москвой, под Сталинградом и под Курском. И это – редкий случай! даже правда: три этих битвы действительно вошли в состав «коренного перелома». Однако в реальности Вторая Мировая гораздо более масштабна, и минимум втрое большее количество «переломных» битв ускользают из сферы нашего внимания.

В начале новой серии мы поговорим о первой фазе «коренного перелома»: битвах, в которых наступление Оси было остановлено Союзниками. В том числе и о контрнаступлении под Москвой (дойдем до него через одну заметку).

Когда начался коренной перелом в войне?

Как могли догадаться читатели заметки «Когда началась Вторая Мировая Война?», в реальной истории очень сложно датировать процессы. Легко сказать, «когда Гитлер ввел войска в Польшу», сложно – «когда Гитлер начал готовиться к войне с Польшей». Все зависит от выбранных нами определений. А вот у Коренного Перелома во Второй Мировой, вопреки этой закономерности, есть простая и четкая дата начала. Мы можем выбрать много критериев: первая неудачная стратегическая операция стран Оси; первый случай, когда вооруженные силы стран Оси были разгромлены; первый случай, когда страны Оси получили нерешенную в ходе войны стратегически значимую проблему и т.д. Все эти критерии приведут нас ровно к одной дате.

15 сентября 1940г. Битва за Англию (извините, англичане, привык к этому названию – у них принято «Битва за Британию»), генеральное сражение над Лондоном.

Кто вообще с кем сражался в Битве за Англию?

Поскольку события эти у нас совершенно не известны, опишем общий расклад. В 1940г. Британская Империя осталась практически один на один с Германией. Формально у нее все еще было немало союзников (вся Бельгийская и Голландская колониальные империи, например), но эти союзники лишились метрополий (европейских территорий) и не могли прямо сейчас выставить сколь-нибудь значимые силы (за исключением немногочисленных, но качественных польских вооруженных сил, успевших эвакуироваться). Собственные войска Британской Империи были рассредоточены по всему миру; отозвать их было невозможно – во-первых, долго везти, во-вторых, не на чем везти, в-третьих, они нужны были для сдерживания Японии и контроля над колониями.

У англичан был мощный флот – тоже рассредоточенный, но имеющиеся корабли были достаточно сильны, чтобы противостоять строящемуся немецкому флоту. Однако английская авиация была намного слабее немецкой: немногочисленная и намного менее опытная. Поэтому немцы, планируя вторжение на Британские острова, рассчитывали, что немецкая авиация сможет разбить британский флот. Однако для этого нужно было получить полное превосходство в воздухе, т.е. добить британскую авиацию. Одновременно немцы должны был собрать транспортные корабли со всех немецких рек в захваченные ими порты северной Франции. После этого требовалось высадиться на побережье и продолжать снабжать по морю высаженную армию. Задача непростая, но решаемая, учитывая катастрофическую слабость британской сухопутной армии. По сути, у англичан не было в 1940г. ни единого шанса отразить немецкий десант, если немцам удалось бы высадиться без больших потерь на море.

Читайте также:  Помочь себе при переломе руки

Немцев ограничивало только время: Ла-Манш – серьезная преграда, там непростая погода, и десант был возможен примерно до 20-х чисел сентября. Впрочем, немцы завершили кампанию против Франции уже 25 июня, а подготовку ко вторжению начали еще раньше. Поэтому активные боевые действия на британском ТВД (театре военных действий) начались уже 10 июля. У немцев и англичан был месяц на подготовку, и далее немцы должны были решить свою задачу за 2 месяца боев.

Изначально Третий Рейх имел что-то вроде 3000 боевых самолетов (не буду морочить голову читателям делением на истребители, тяжелые истребители, самолеты поля боя, тактические и стратегические бомбардировщики: оно здесь несущественно), подавляющее большинство – современных моделей. Экипажи этих самолетов имели за плечами многолетнюю довоенную подготовку и боевой опыт польской и французской кампаний. Это была самая мощная авиационная группа, которая когда-либо имелась у Германии. Англичане, напротив, имели меньше 1000 боевых самолетов, причем в большинстве старых моделей. Основной английский истребитель «Харрикейн» был настолько посредственен, что даже немецкие пикирующие бомбардировщики были для него сложной целью. Знаменитый впоследствии «Супермарин Спитфайр» выпускался малой серией и с кучей «детских болезней» и просчетов, которые были устранены только осенью 1940г. в версии mk.II. Опытных пилотов было только несколько сотен (здесь англичанам очень пригодились, например, польские и французские пилоты).

На всякий случай еще раз подчеркну. В воздушном бою важны боевые качества самолета, но еще важнее опыт и способности пилота. Из сотни пилотов-истребителей в годы Второй Мировой только десяток что-нибудь сбивают в своей жизни, и только один становится «асом», способным сбивать цели постоянно. (как следствие: сотня убитых вражеских пилотов-новичков не более важна, чем один убитый вражеский ас). В некоторых случаях отсутствие опыта может быть компенсировано выдающейся мотивацией и способностями… но и они не уберегут пилота от смертельной ошибки по неопытности. У пилотов других типов самолетов зависимость такая же, хоть и не столь очевидная. Поэтому «качественное» превосходство немецкой авиации было подавляющим.

Для сравнения: 22 июня 1941г. вся немецкая авиация на огромном Восточном Фронте насчитывала всего около 2000 слабо подготовленных экипажей боевых самолетов (да, в Википедии про это написана ахинея, полученная методом скрещивания транспортных и разведывательных самолетов с авиацией в Норвегии). (Впрочем, в английской Википедии в статье про Битву за Британию тоже смешано все в кучу.) У СССР было больше 6000 экипажей. И да, к концу этой заметки вы поймете, куда так растратилась немецкая авиация к 1941г. (куда растратилась советская к 1942г. – разговор отдельный).

Короче говоря, на начало июля 1940г. все говорило о том, что британская авиация будет быстро разгромлена, и немцы начнут десант. У них был хорошо продуманный план: сначала разбомбить в потроха аэродромы (сбивая все, что пытается взлететь), затем – порты, затем – железнодорожные станции и т.п. Немцы действовали как всегда хорошо организованно, и снабжению авиационной группировки был отдан главный приоритет по сравнению со всеми другими ТВД.

Почему же Гитлер не взял Лондон? Что-то пошло не так?

«Никогда еще столь многие не были столь многим обязаны столь немногим»

[Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few]

(У. Черчилль, премьер-министр Великобритании)

Наверное, главная сильная сторона британского премьер-министра Уинстона Черчилля (а он – человек исключительно талантливый) – это умение определять приоритеты. После катастрофы во Франции Черчилль мгновенно понял, что главное, от чего зависит выживание страны – это авиация. И предпринял невероятные усилия по ее укреплению. Впервые в истории была организована система противовоздушной обороны. Наблюдательные пункты, диспетчерские центры, дежурящие в воздухе и на земле эскадрильи… невероятно сложная организационно система по защите огромных территорий от немецкого удара. Ведь немцы могли не только использовать свое трехкратное превосходство в численности, но и многократно усиливать его, концентрируя самолеты против одной цели, в то время как англичанам приходилось рассредоточиваться для защиты множества.

Читайте также:  Тазобедренные переломы у собак

Черчилль назначил лорда Бивенбрука министром авиационной промышленности, и тому удалось резко ускорить процесс выпуска новых самолетов (в том числе и современных Спитфайров). Но, конечно, самолеты – это расходный материал, гораздо важнее опытные пилоты – и была создана очень эффективная (хотя и жестокая) система подготовки пилотов. Пилотов-ветеранов регулярно отправляли в отпуск (что само по себе очень важно), но отпуск они должны были проводить, тренируя новичков.

Лорд Бивенбрук — организатор британской авиационной промышленности в Битве за Англию (source: Wiki)

Самое главное преимущество англичан состояло в том, что бои проходили в основном над их территорией. Сбитых английских пилотов спасали и возвращали в строй, а немцы погибали или попадали в плен. Несмотря на это, немцы добились серьезных успехов: к сентябрю им почти удалось подавить английские аэродромы. Времени оставалось критически мало, а численность английской авиации немцы сильно недооценивали. Они не учитывали, что в их донесениях о сбитых английских самолетах есть (стандартное для войны) трехкратное завышение потерь противника. Поэтому немецкое командование решилось на генеральное сражение: выманить всю английскую авиацию, какая оставалась, в небо и разбить ее в один день.

15 сентября. Как заставить англичан бросить все (по мнению немцев, крайне малочисленные) истребительные в бой? Атаковать цель, которую бы англичане были вынуждены защищать всеми силами. Поэтому 15 сентября немцы впервые подвергли ковровой (т.е. невыборочной, по всей территории) бомбардировке Лондон. В результате развернувшегося генерального сражения немцы за один день потеряли 60 самолетов с экипажами – огромные потери для одной авиационной операции. Англичане – менее 30, причем многие самолеты можно было отремонтировать и большинство экипажей спаслись. Через два дня после этого Гитлер отменил вторжение на Британские острова и сменил тактику воздушной войны (теперь немцы проводили ночные бомбежки английских городов, надеясь подорвать готовность англичан воевать). Активные воздушные действия продолжались еще до конца октября, однако стало ясно главное: немцы не успели справиться со своей задачей, и до лета 1941г. их десанта можно было не ждать. А к тому времени британская авиация должна была полностью окрепнуть и отразить любое вторжение.

Британский военный плакат с цитатой из речи Черчилля по случаю победы в четырехмесячной воздушной битве (source: Wiki)

Разумеется, британская авиация вела не только оборонительные бои. До сентября 1940г. она бомбила порты северной Франции, сорвав развертывание там транспортного флота немцев. А после того, как немцы атаковали британские города – начала бомбить Берлин и другие немецкие объекты.

К чему привела победа Союзников в Битве за Англию?

По итогам Битвы за Англию немецкие потери составили порядка 1400 боевых самолетов с экипажами. Англичане – вдвое меньше самолетов и втрое меньше пилотов. Если добавить к этому потери до конца 1940г., то они достигли 3500 пилотов. Такое «кровопускание» оказалось для немецкой авиации фатальным. Конечно, погибали не только ветераны, но и новоприбывшие неопытные пилоты, но можно сказать, что немецкая авиация потеряла практически всех пилотов с боевым опытом и качественной довоенной подготовкой. Этот успех был достигнут англичанами за счет невероятно высокого боевого духа и более быстрого развития тактики, особенно в части применения современных технических средств (радаров и другой электроники) и стратегии – маневрирования крупными авиационными соединениями.

После этого разгрома не было ни одной операции, в которой немецкая авиация показала бы себя хорошо. У нас есть много мифов о «всемогущей немецкой авиации», которые заслуживают отдельного разбора – но все это мифы.

Итак, военно-стратегическим результатом Битвы за Англию был разгром немецкой авиации, а политическим – распад соглашения между Гитлером и Сталиным. Не сумев высадиться на Британские острова, Гитлер понял, что его огромную армию некуда девать, кроме как на восток. В свою очередь, Сталин понял, что немцы не так сильны, как казалось, а Британская Империя достаточно прочна – и отклонил предложение Гитлера совместно разделить ее.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @warisnotagame

Источник