Сообщение на тему перелом костей
Перелом — частичное или полное нарушение целостности кости, вызванное воздействием на нее механической силы. Переломы возникают при падениях с высоты, ударах, резких движениях.
Выделяют неполные и полные переломы. Неполным переломом называется такое повреждение кости, при котором целостность ее нарушена лишь частично. К ним относятся трещины и надломы. При полном переломе кость нарушается на всю толщину.
Различают переломы позвоночника, костей черепа, таза, конечностей. Переломы без смещения и со смещением костных отломков. Закрытые переломы, при которых кожа в области перелома остается неповрежденной, и открытые, при которых целостность кожных покровов в месте повреждения кости нарушена.
При повреждении одной конечности перелом называется изолированным, при повреждении двух костей и более — множественным. Если переломы конечностей, таза или позвоночника сочетаются с повреждением внутреннего органа, то перелом называется сочетанным.
Перелом опасен, прежде всего, тем, что при движении отломков у пострадавшего может быть болевой шок и кровотечение.
Для перелома характерны:
1. резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность;
2. нарушение функции конечности;
3. появление отечности и кровоподтека в зоне перелома;
4. изменение положения, укорочение или искривление конечности;
5. патологическая (ненормальная) подвижность отломков кости.
Основными мероприятиями первой медицинской помощи при переломах костей являются:
1. создание неподвижности костей в области перелома — иммобилизация;
2. проведение мер, направленных на борьбу с шоком и его предупреждением;
3. организация скорой доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Основное правило оказания первой помощи при переломах — выполнение в первую очередь тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пострадавшего: остановка артериального кровотечения, оказание помощи при травматическом шоке, а затем наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации.
Быстрое создание неподвижности костей в области перелома — иммобилизация — уменьшает боль и является главным компонентом в предупреждении шока. Наложение шины нужно проводить непосредственно на месте происшествия и только после этого транспортировать больного. Основная цель такой иммобилизации — достижение неподвижности костей в месте перелома во время транспортировки. Такая иммобилизация называется транспортной.
Иммобилизировать конечность лучше стандартными шинами – лестничными шинами Крамера, которые сделаны из легкого материала и хорошо гнутся, деревянными шинами Дитерикса или пневматическими шинами. При отсутствии стандартных шин, иммобилизацию проводят импровизированными шинами, изготовленными из подручных материалов. Если есть выбор, то лучше подобрать для этой цели легкие, но прочные материалы, которые не создают дополнительной тяжести. Это могут быть лыжные палки, пучки камыша, солома, картон, гибкие пластмассовые папки, зонтики; для иммобилизации кисти можно использовать футляр для очков или для компьютерного диска, зачетку, согнутую вдвое общую тетрадь или журнал, флакон из-под шампуня и т. д. Если же и такого подручного материала нет, то поврежденную конечность прибинтовывают к здоровой части тела: верхнюю конечность – к туловищу, нижнюю – к здоровой ноге.
Неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате дополнительной травматизации. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход.
Основные принципы транспортной иммобилизации:
1. шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома), а иногда и три сустава (при переломах бедра, плеча);
2. фиксировать шину лучше не узкими полосками ткани или ремнями, а бинтами;
3. при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей физиологическое положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется;
4. при открытых переломах вправление отломков не производят;
5. во время перекладывания больного с носилок поврежденную конечность должен поддерживать помощник;
6. транспортировку необходимо осуществлять на жесткой поверхности.
Помощь при открытых переломах заключается в следующих действиях:
1. остановке кровотечения и обработке краев раны антисептиком (йодом, перекисью водорода и т. д.);
2. наложении стерильной повязки на рану в области перелома;
3. приеме обезболивающих средств (анальгина, пенталгина);
4. проведении иммобилизации (обездвижении) конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения;
5. срочной транспортировке пострадавшего в медицинское учреждение на носилках в положении лежа на спине.
При переломе нельзя:
1. исправлять необычное положение конечности; вправлять отломки костей при открытом переломе;
2. накладывать шину на голое тело — шину крепят на одежду или покрывают мягким материалом, необходимо подложить мягкую прокладку (вата, полотенце);
3. снимать одежду или обувь, если это не вызвано необходимостью перевязать рану или остановить кровотечение;
4. переносить пострадавшего куда-либо без фиксации (иммобилизации) отломков;
5. допускать, чтобы концы шины врезались в кожу;
6. фиксируя шину, нельзя очень сильно перетягивать конечность, поскольку это может нарушить нормальное кровообращение — в зимнее время иммобилизованную конечность надо утеплить.
к содержанию ↑
Переломы. Виды переломов. Первая помощь
Рассмотрение перелома как нарушения целости кости под действием травмирующей силы, превосходящей упругость костной ткани. Виды переломов: по степени повреждения, по направлению линии перелома. Общие правила оказания первой помощи при переломах костей.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.03.2012 |
Размер файла | 168,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на https://www.allbest.ru/
Тема: Переломы. Виды переломов. Первая помощь
Переломы — нарушение целости кости под действием травмирующей силы, превосходящей упругость костной ткани. Различают травматические переломы, возникающие обычно внезапно под действием значительной механической силы на неизмененную, нормальную кость, и патологические, происходящие в измененной каким-либо патологическим процессом кости при сравнительно небольшой травме или спонтанно. Термин «перелом» используют для обозначения аналогичных повреждений некоторых других тканей, например перелом хряща.
перелом кость первая помощь
Виды переломов. Переломы бывают закрытые, при которых целость кожи не нарушена, раны нет, и открытые, когда перелом сопровождается ранением мягких тканей.
По степени повреждения перелом бывает полный, при котором кость переломана полностью, и неполный, когда имеется только надлом кости или трещина ее. Полные переломы делятся на переломы со смещением и без смещения отломков костей.
По направлению линии перелома относительно длинной оси кости различают (рис. 62) поперечные (а), косые (б) и винтообразные (в) переломы. Если сила, вызвавшая перелом, была направлена вдоль кости, то отломки ее могут быть вдавлены один в другой. Такие переломы называют вколоченными.
а — поперечный; б — косой ; в — винтообразный; г — вколоченный; д — оскольчатый
При повреждениях пулями и осколками, летящими с большой скоростью и обладающими большой энергией, в месте перелома образуется множество отломков кости — получается оскольчатый перелом (д).
Признаки переломов костей. При наиболее распространенных переломах костей конечности в области травмы появляются сильная припухлость, кровоподтек, иногда сгибание конечности вне сустава, ее укорочение. В случае открытого перелома из раны могут выступать концы кости. Место повреждения резко болезненно. При этом можно определить ненормальную подвижность конечности вне сустава, что иногда сопровождается хрустом от трения отломков кости. Специально сгибать конечность, чтобы убедиться в наличии перелома, недопустимо — это может привести к опасным осложнениям. В некоторых, случаях при переломах костей выявляются не все указанные признаки, но наиболее характерны резкая болезненность и выраженное затруднение при движении.
О переломе ребра можно предполагать, когда вследствие ушиба или сдавления грудной клетки пострадавший отмечает сильную боль при глубоком дыхании, а также при ощупывании места возможного перелома. В случае повреждения плевры или легкого происходит кровотечение, или воздух попадает в грудную полость. Это сопровождается расстройством дыхания и кровообращения.
В случае перелома позвоночника появляются сильные боли в спине, парез и паралич мышц ниже места перелома. Может произойти непроизвольное выделение мочи и кала из-за нарушения функции спинного мозга.
При переломе костей таза пострадавший не может встать и поднять ноги, а также повернуться. Указанные переломы часто сочетаются с повреждением кишечника и мочевого пузыря.
Переломы костей опасны повреждением располагающихся около них кровеносных сосудов и нервов, что сопровождается кровотечением, расстройством чувствительности и движений, поврежденной области.
Выраженная боль и кровотечение могут вызвать развитие шока, особенно при несвоевременной иммобилизации перелома. Отломки кости могут повредить также и кожу, вследствие чего закрытый перелом превращается в открытый, что опасно микробным загрязнением. Движение в месте перелома может привести к тяжелым осложнениям, поэтому необходимо как можно быстрее произвести иммобилизацию поврежденной области.
Общие правила оказания первой помощи при переломах костей
Чтобы осмотреть место перелома и наложить повязку на рану (в случае открытого перелома), одежду и обувь не снимают, а разрезают. В первую очередь останавливают кровотечение и накладывают асептическую повязку. Затем пораженной области придают удобное положение и накладывают иммобилизирующую повязку.
Под кожу или внутримышечно из шприц-тюбика вводится обезболивающее средство.
Для иммобилизации переломов используются стандартные шины или подручные средства.
Первая помощь при различных видах переломов и ранений
Переломы позвоночника. Различают переломы тел позвонков, поперечных и остистых отростков позвонков и переломовывихи.
При повреждении шейных позвонков отмечается резкая болезненность в области шеи. Голова больного принимает вынужденное положение, которое он изменить не может (фиксация головы в согнутом или разогнутом положении). При травме спинного мозга — онемение верхних конечностей (при неполном перерыве спинного мозга) либо паралич верхних и нижних конечностей (при полном перерыве спинного мозга). При переломе остистого отростка — резкая боль и подвижность позвонка.
Ведущими симптомами при повреждении грудных и поясничных позвонков являются: локализованная боль, иррадиация боли в живот и нижние конечности, болезненность при пальпации по линии остистых отростков, напряжение мышц спины, парез кишечника. Возможен травматический шок. При переломе остистого отростка — подвижность позвонка, при переломе поперечных отростков — резкая боль на 4—8 см в сторону от остистого отростка, при переломе тела позвонка — резкая болезненность при отсутствии подвижности.
Неотложная помощь. Прежде всего, при оказании помощи при переломах позвоночника следует соблюдать большую осторожность, не допуская сгибания позвоночника. В качестве обезболивающих средств пострадавшему вводится баралгин или наркотический анальгетик. При наличии раны накладывают повязку.
При переломах грудного и поясничного отдела позвоночника больного транспортируют на щите в положении лежа на спине, под поясницу подкладывают валик. Желательно при этом зафиксировать больного на носилках во избежание соскальзывания туловища. При повреждении шейных позвонков пострадавшего укладывают на носилки на спину, а под шею подкладывают подушку или сверток одежды. Желательно при этом наложить на область шеи иммобилизирующий воротник.
Переломы костей таза. Помимо болевых ощущений (боль в области перелома при пальпации и при сдавлении таза с боков на уровне больших вертелов) наблюдается ряд характерных признаков для травмы тазовых костей.
Типичные положения пострадавшего:
— при разрыве симфиза — ноги согнуты в коленях и приведены, пациент не может их развести;
— при переломах лобковых или седалищных костей — положение «лягушки» — ноги согнуты в коленях и отведены.
Для перелома в области вертлужной впадины характерен симптом «прилипшей пятки».
Нередко повреждения таза сопровождаются явлениями шока. Зачастую шок усугубляется кровоизлияниями во внутритазовую клетчатку, вызывающими напряжение мышц живота и симптомы раздражения брюшины, а также притупление перкуторного звука в отлогих местах, не перемещающееся при изменении положения тела (симптом Джойса).
Неотложная помощь. Обезболивание наркотическими и ненаркотическими анальгетиками. Транспортировка на жестких носилках или деревянном щите в положении «лягушки» (для этого под колени подкладывают плотные толстые валики). При наличии разрыва симфиза и повреждения переднего отдела таза необходимо туго стянуть полотенцем таз и верхние отделы бедер. Если мочевой пузырь переполнен, осуществляется его катетеризация.
Переломы костей конечностей. Помимо вышеназванных симптомов характеризуются нарушением функции поврежденной конечности, усилением боли при попытке произвести ею движение, костной крепитацией (хруст при передвижении костных отломков), возможно укорочение конечности. При переломах бедра отмечается характерный симптом «прилипшей пятки» (неспособность поднять вверх выпрямленную ногу) и наружная ротация стопы на пораженной конечности (эпифизарный перелом).
Шину необходимо обернуть ватой или бинтами и отмоделировать на здоровой конечности перед наложением на поврежденную поверхность. Нижнюю конечность надо фиксировать в выпрямленном положении, а верхнюю — в положении приведения плеча к туловищу и согнутую в локтевом суставе под прямым углом. Фиксировать конечность необходимо как в области повреждения, так и в двух соседних суставах (при переломе костей предплечья фиксируют лучезапястный и локтевой суставы; при переломах плеча — лучезапястный, локтевой и плечевой; при переломе бедра — голеностопный, коленный, тазобедренный). В случае открытого перелома рану предварительно необходимо перевязать, после чего накладывается шина.
При переломе фаланг пальцев верхней конечности шиной фиксируются все три фаланги, независимо от того какая фаланга сломана.
При переломе пястных костей — на широкую (с ладонь) шину, длиной от кончиков пальцев до нижней трети предплечья, под ладонь укладывается комок мягкой ткани и плотно прибинтовывается к шине кисть с полусогнутыми пальцами.
При переломе костей предплечья шина должна быть длинной от кончиков пальцев до локтевого сустава; ее располагают с ладонной стороны предплечья, верхнюю конечность сгибают в локтевом суставе; под ладонь подкладывают комок ткани и повязкой к шине фиксируют кисть, лучезапястный сустав, предплечье, и согнутый локтевой сустав. Иммобилизованную конечность подвешивают на косынке к шее.
При переломе плечевой кости конечность сгибают в локтевом суставе, одну импровизированную шину накладывают на предплечье от кончиков пальцев и до локтевого сустава, а вторую — от локтевого и до плечевого сустава. В подмышечную впадину вставляют ватный валик, и всю иммобилизованную конечность подвешивают на косынке к шее. Если есть лестничная шина, то ее сгибают так, чтобы был дополнительно зафиксирован плечевой сустав здоровой конечности.
Иммобилизация нижней конечности проводится пострадавшему в положении лежа. При переломе костей стопы одна импровизированная шина накладывается на подошву стопы, а другая под пятку с захватом нижней трети голени. Таким образом, фиксируется вся стопа и голеностопный сустав.
При переломе костей голени шина накладывается под мягкие ткани голени, длиной от пятки до нижней трети бедра. Коленный сустав должен быть разогнут. Фиксируют голеностопный и коленный суставы. Если используется стандартная шина, то ее сгибают у пятки и доводят до кончиков пальцев стопы.
При переломе бедра импровизированные шины накладывают снаружи от боковой поверхности стопы до подмышечной впадины; снизу от пятки до ягодиц; с внутренней поверхности стопы до промежности. Таким образом, фиксируются голеностопный, коленный и тазобедренный суставы.
Порядок оказания первой медицинской помощи при открытых переломах должен строго соблюдаться. Самым опасным при данных переломах является наличие кровоточащей раны. Исходя из этого необходимо:
-обработать края раны антисептиком и наложить асептическую повязку;
»
Источник
Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ, èõ ðàçíîâèäíîñòè è êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Ðàñïðîñòðàíåííûå îñëîæíåíèÿ è ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè íèõ. Ïðè÷èíû è ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ, îòêðûòûõ è çàêðûòûõ. Àëãîðèòì ïðîâåäåíèÿ ðåàíèìàöèîííûõ ïðîöåäóð è çíà÷åíèå äàííîãî ïðîöåññà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò
Ïåðåëîìû êîñòåé
Ââåäåíèå
ïåðåëîì êëèíè÷åñêèé êîñòü
Ïåðåëîìû — ïîëíûå èëè ÷àñòè÷íûå íàðóøåíèÿ êîñòè. Êîñòü õîòÿ è ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå òâåðäîé èç âñåõ òêàíåé îðãàíèçìà, òåì íå ìåíåå, åå ïðî÷íîñòü òàêæå èìååò îïðåäåëåííûå ãðàíèöû. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè. Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.
Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî ðàñïðîñòðàí¸ííûì òèïîì òðàâìû. Êàæäûé äåíü ìû ñ âàìè ñòàëêèâàåìñÿ, íàïðèìåð, ñ òðàâìîîïàñíûìè âèäàìè òðàíñïîðòà, ëþäüìè íà óëèöàõ, êîòîðûå ìîãóò òðàâìèðîâàòü íàñ íå ìåíåå, ÷åì òîò æå ñàìûé òðàíñïîðò. Êîíå÷íî æå, íàì íàäî çíàòü õîòÿ áû ïðèìèòèâíûå ñïîñîáû ïåðâîé ïîìîùè, èëè ïðèçíàêè ïåðåëîìà. Íàäî çíàòü, êàê íå ðàñòåðÿòüñÿ â òðóäíîé ñèòóàöèè è ïîìî÷ü ÷åëîâåêó, êîòîðûé îêàçàëñÿ â íåé. Ïîýòîìó ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî î÷åíü âàæíî îáëàäàòü èíôîðìàöèåé, çàòðîíóòîé â ìîåì ðåôåðàòå.
1. Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ
Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.  ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:
Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ äåëÿòñÿ íà ïàòîëîãè÷åñêèå è òðàâìàòè÷åñêèå. Ïàòîëîãè÷åñêèå — ïåðåëîìû â ìåñòå èçìåíåííîé êàêèì-ëèáî ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì êîñòíîé òêàíè. Ïðîöåññ, ïîâðåæäàþùèé êîñòíóþ òêàíü, ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îïóõîëü, êèñòó â êîñòíîé òêàíè. ×àñòî ëîìàþòñÿ êîñòè ó ïîæèëûõ æåíùèí, ñòðàäàþùèõ ðàçðåæåíèåì êîñòíîé òêàíè — îñòåîïîðîçîì, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî òêàíü êîñòåé ñòàíîâèòñÿ õðóïêîé è ëîìàåòñÿ îò íåáîëüøèõ íàãðóçîê. Òðàâìàòè÷åñêèå — ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âíåçàïíîãî âîçäåéñòâèÿ çíà÷èòåëüíîé ìåõàíè÷åñêîé ñèëû íà çäîðîâóþ êîñòü.
Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ — ïîëíûå ïåðåëîìû õàðàêòåðèçóþòñÿ ïîëíûì ðàçúåäèíåíèåì êîñòè íà âñþ åå äëèíó èëè øèðèíó. Ïîëíûå ïåðåëîìû î÷åíü ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì îòëîìêîâ êîñòè â ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèÿõ. Ýòî ïðîèñõîäèò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ òðàâìèðóþùåãî ôàêòîðîâ, à òàêæå ïîä äåéñòâèåì âîçíèêàþùåãî ïîñëå òðàâìû ñîêðàùåíèÿ ìûøö. Ïîëíûå ïåðåëîìû áåç ñìåùåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ñðàâíèòåëüíî ðåäêî, ãëàâíûì îáðàçîì ó äåòåé. Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ìîæåò áûòü è íåïîëíûì, â ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàåò òðåùèíà, íàäëîì, äûð÷àòûé äåôåêò òêàíè êîñòè.
Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà ðàçëè÷àþò ïîïåðå÷íûå, ïðîäîëüíûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, îñêîëü÷àòûå, ôðàãìåíòàðíûå, ðàçäðîáëåííûå, âêîëî÷åííûå, êîìïðåññèîííûå è îòðûâíûå ïåðåëîìû.  îáëàñòè ýïèôèçîâ èëè ýïèìåòàôèçîâ íàáëþäàåòñÿ Ò — è V-îáðàçíûå ïåðåëîìû.
Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ — îòêðûòûå è çàêðûòûå ïåðåëîìû. Çàêðûòûé ïåðåëîì — ýòî ïåðåëîì ñ íåïîâðåæäåííîé öåëîñòíîñòüþ êîæíûõ ïîêðîâîâ. Îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé — ýòî ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ ðàíà â çîíå ïåðåëîìà è îáëàñòü ïåðåëîìà ñîîáùàåòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Îíè ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü îïàñíîñòü äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî âñëåäñòâèå ÷àñòîãî ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà, êðîâîïîòåðè, âîçìîæíîñòè èíôèöèðîâàíèÿ ñ ôîðìèðîâàíèåì òÿæåëîé ôëåãìîíû êîíå÷íîñòè (â òîì ÷èñëå àíàýðîáíîé) è ñåïñèñà. Ìåõàíèçì òðàâìû ó áîëüøèíñòâà ïîñòðàäàâøèõ ïðÿìîé (íàåçä òðàìâàÿ, ïîåçäà, àâòîìîáèëüíàÿ àâàðèÿ, ïîïàäàíèå â äâèæóùèåñÿ ìåõàíèçìû íà ïðîèçâîäñòâå). Ðåæå ðàíåíèå ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè ïðîèñõîäèò èçíóòðè îñòðûì êîñòíûì îòëîìêîì. Îòêðûòûå ïåðåëîìû ìîãóò áûòü ïåðâè÷íî- è âòîðè÷íî-îòêðûòûìè. Ïðè ïåðâè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå òðàâìèðóþùàÿ ñèëà äåéñòâóåò íåïîñðåäñòâåííî íà îáëàñòü ïîâðåæäåíèÿ, òðàâìèðóÿ êîæó, ìÿãêèå òêàíè è êîñòè.  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ âîçíèêàþò îòêðûòûå ïåðåëîìû íåðåäêî ñ áîëüøîé êîæíîé ðàíîé, îáøèðíîé çîíîé ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé è îñêîëü÷àòûì ïåðåëîìîì êîñòè. Ïðè âòîðè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå ðàíà ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïðîêîëà îñòðûì îòëîìêîì êîñòè èçíóòðè, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ îáðàçîâàíèåì êîæíîé ðàíû è çîíû ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìåíüøèõ ðàçìåðîâ. Âñòðå÷àþòñÿ ïåðåëîìû åäèíè÷íûå è ìíîæåñòâåííûå, à òàê æå ñî÷åòàííûå, åñëè êðîìå ïåðåëîìîâ êîñòåé èìåþòñÿ è ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ.
Ïî îñëîæíåíèÿì — îñëîæíåííûå è íåîñëîæíåííûå ïåðåëîìû. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü îñëîæíåíû òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì, ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êðîâîòå÷åíèåì, æèðîâîé ýìáîëèåé, ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.
Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ — ïî èìåíè àâòîðà, âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî. Òàê, íàïðèìåð, ïåðåëîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè, íàçûâàåòñÿ ïåðåëîìîì Êîëëåñà. Òàêæå ê äîâîëüíî èçâåñòíûì òèïàì òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè îòíîñÿòñÿ ïåðåëîì Ìîíòåäæà, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè è âûâèõå ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì âåòâè ëó÷åâîãî íåðâà, è ïåðåëîì Ãîëåàööè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â íèæíåé òðåòè ñ ðàçðûâîì äèñòàëüíîãî ðàäèîóëüíàðíîãî ñî÷ëåíåíèÿ è âûâèõîì â ýòîì ñóñòàâå.
2. Îñëîæíåíèÿ. Òðàâìàòè÷åñêèé øîê
Òðàâìàòè÷åñêèé øîê — îäíî èç íàèáîëåå îïàñíûõ ïîñëåäñòâèé òÿæåëûõ ðàíåíèé èëè òðàâì. Âûçâàòü åãî ìîãóò íå òîëüêî ïåðåëîìû êîñòåé è ñóñòàâîâ, íî è îáøèðíûå îæîãè, ðàíåíèÿ, ïàäåíèå ñ âûñîòû, òðàâìû âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Øîê ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü êðîâîïîòåðÿ, ãîëîäàíèå, îõëàæäåíèå, ïåðåóòîìëåíèå, ñòðàõ, æàæäà è ìíîãîå äðóãîå. Ïðè÷åì òÿæåñòü òðàâìû — íå ñàìîå ãëàâíîå. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò âîçðàñò, ïîñêîëüêó íà îäèíàêîâîå ðàíåíèå âçðîñëûé è ðåáåíîê ðåàãèðóþò ïî-ðàçíîìó.
Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáóñëîâëåí íåñïîñîáíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû ñïðàâèòüñÿ ñ îáðóøèâøåéñÿ íà íàñ áîëüþ. Êàê èçâåñòíî, íàøè íåðâû òóò æå ñèãíàëèçèðóþò ìîçãó î òîì, èëè èíîì ïîâðåæäåíèè â îðãàíèçìå. Íå áóäü ýòîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, ëþäè î÷åíü áûñòðî ïîãèáàëè áû, òàê êàê íå ñìîãëè áû óçíàòü, ñêàæåì, íè î âîñïàëèòåëüíîì ïðîöåññå, íè îá îæîãå è íå ïðèíÿëè áû âîâðåìÿ íåîáõîäèìûõ ìåð.
Îäíàêî åñëè ïîâðåæäåíèÿ ñëèøêîì îáøèðíû, òî ìîçã ñòàíîâèòñÿ íå â ñîñòîÿíèè îòðåàãèðîâàòü íà âñå áîëåâûå ñèãíàëû è «îòêëþ÷àåòñÿ». Ïðîèñõîäèò íå÷òî ïîõîæåå íà êîðîòêîå çàìûêàíèå â ýëåêòðîöåïè: êîãäà â íåå ïîäàåòñÿ ñëèøêîì âûñîêîå íàïðÿæåíèå, îíà âûõîäèò èç ñòðîÿ.
3. Ñèìïòîìû
Ïðè òðàâìàòè÷åñêîì øîêå íàðóøàþòñÿ äåÿòåëüíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, îáìåí âåùåñòâ, êðîâîîáðàùåíèå. Ïîñòðàäàâøèé áëåäåí, àïàòè÷åí, âÿë, çàòîðìîæåí èëè, íàîáîðîò, ñóåòëèâî àêòèâåí, Ïóëüñ ñòàíîâèòñÿ ÷àñòûì — äî 120 óäàðîâ â ìèíóòó è ñëàáûì (ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ÷åì òÿæåëåå øîê, òåì ÷àùå è ñëàáåå ïóëüñ). Òåëî ïîêðûòî õîëîäíûì è ëèïêèì ïîòîì. Êàê ïðàâèëî, òàêîé ïîò íå èìååò çàïàõà. Ýòî, ïîæàëóé, íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåííûå ïðèçíàêè øîêà, îáíàðóæèâ êîòîðûå, ñëåäóåò íåìåäëåííî ïðåäïðèíèìàòü ìåðû ïî îêàçàíèþ ñïåöèàëèçèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà.
Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáû÷íî ïðîõîäèò â ñâî¸ì ðàçâèòèè äâå ôàçû, òàê íàçûâàåìóþ «ýðåêòèëüíóþ» ôàçó øîêà è «òîðïèäíóþ» ôàçó. Ó áîëüíûõ ñ íèçêèìè êîìïåíñàòîðíûìè âîçìîæíîñòÿìè îðãàíèçìà ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà ìîæåò îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü î÷åíü êîðîòêîé (èçìåðÿòüñÿ ìèíóòàìè) è øîê íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ñðàçó ñ òîðïèäíîé ôàçû.
Ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà
 ïåðâîé, ýðåêòèëüíîé, ôàçå øîêà áîëüíîé âîçáóæä¸í, èñïóãàí, òðåâîæåí. Îí ìîæåò ìåòàòüñÿ, êðè÷àòü îò áîëè, ñòîíàòü, ïëàêàòü, æàëîâàòüñÿ íà áîëü, ïðîñèòü èëè òðåáîâàòü àíàëüãåòèêîâ, íàðêîòèêîâ.
 ýòîé ôàçå êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà åù¸ íå èñ÷åðïàíû, è àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ÷àñòî áûâàåò äàæå ïîâûøåíî ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé (êàê ðåàêöèÿ íà áîëü è ñòðåññ). Îäíîâðåìåííî îòìå÷àåòñÿ ñïàçì ñîñóäîâ êîæè — áëåäíîñòü, óñèëèâàþùàÿñÿ ïî ìåðå ïðîäîëæåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ è / èëè ïðîãðåññèðîâàíèÿ øîêà. Íàáëþäàåòñÿ ó÷àù¸ííîå ñåðäöåáèåíèå, ó÷àù¸ííîå äûõàíèå, ñòðàõ ñìåðòè, õîëîäíûé ïîò, òðåìîð èëè ìåëêèå ïîä¸ðãèâàíèÿ ìûøö. Çðà÷êè ðàñøèðåíû (ðåàêöèÿ íà áîëü), ãëàçà áëåñòÿò. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü ñëåãêà ïîâûøåíà (37-38 Ñ) äàæå â îòñóòñòâèå ïðèçíàêîâ èíôèöèðîâàíèÿ ðàíû — ïðîñòî êàê ðåçóëüòàò ñòðåññà, âûáðîñà êàòåõîëàìèíîâ è ïîâûøåííîãî îñíîâíîãî îáìåíà. Ïóëüñ ñîõðàíÿåò óäîâëåòâîðèòåëüíîå íàïîëíåíèå, ðèòìè÷íîñòü.
Òîðïèäíàÿ ôàçà øîêà
 ýòîé ôàçå áîëüíîé ïåðåñòà¸ò êðè÷àòü, ñòîíàòü, ïëàêàòü, ìåòàòüñÿ îò áîëè, íè÷åãî íå ïðîñèò, íå òðåáóåò. Îí çàòîðìîæåí, âÿë, àïàòè÷åí, ñîíëèâ, äåïðåññèâåí, ìîæåò ëåæàòü â ïîëíîé ïðîñòðàöèè èëè ïîòåðÿòü ñîçíàíèå. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ, èíîãäà äî êðèòè÷åñêè íèçêèõ öèôð èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿåòñÿ ïðè èçìåðåíèè íà ïåðèôåðè÷åñêèõ ñîñóäàõ. Âûðàæåííàÿ òàõèêàðäèÿ. Ãëàçà áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì òóñêíåþò, òåðÿþò áëåñê, âûãëÿäÿò çàïàâøèìè. Çðà÷êè ðàñøèðåíû. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü íîðìàëüíîé, ïîâûøåííîé (ïðèñîåäèíåíèå ðàíåâîé èíôåêöèè) èëè íåìíîãî ïîíèæåííîé äî 35.0-36.0 C. Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå ðåçêàÿ áëåäíîñòü áîëüíûõ, ñèíþøíîñòü ãóá è äðóãèõ ñëèçèñòûõ. Íèçêèé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà, ãåìàòîêðèòà è ýðèòðîöèòîâ â êðîâè. Îòìå÷àþòñÿ ÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè: ãóáû ñóõèå, çàïåêøèåñÿ, ÿçûê ñèëüíî îáëîæåí, áîëüíîãî ìó÷èò ïîñòîÿííàÿ ñèëüíàÿ æàæäà, òîøíîòà. Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðâîòà. Íàáëþäàåòñÿ ðàçâèòèå ñèíäðîìà «øîêîâîé ïî÷êè» — íåñìîòðÿ íà æàæäó è äàâàåìîå ïî å¸ ïîâîäó îáèëüíîå ïèòü¸, ó áîëüíîãî ìî÷è ìàëî è îíà ñèëüíî êîíöåíòðèðîâàííàÿ, ò¸ìíàÿ. Ïðè òÿæ¸ëîì øîêå ìî÷è ó áîëüíîãî ìîæåò íå áûòü âîîáùå. Ñèíäðîì «øîêîâîãî ë¸ãêîãî» — íåñìîòðÿ íà ó÷àù¸ííîå äûõàíèå è èíòåíñèâíóþ ðàáîòó ë¸ãêèõ, ñíàáæåíèå òêàíåé êèñëîðîäîì îñòà¸òñÿ íåýôôåêòèâíûì èç-çà ñïàçìà ñîñóäîâ è íèçêîãî óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Êîæà ó áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì õîëîäíàÿ, ñóõàÿ (õîëîäíîãî ïîòà óæå íåò — íå÷åì ïîòåòü èç-çà áîëüøîé ïîòåðè æèäêîñòè ïðè êðîâîòå÷åíèè), òóðãîð (óïðóãîñòü) òêàíåé ïîíèæåíà. Ïóëüñ ñëàáûé, ïëîõîãî íàïîëíåíèÿ, ìîæåò áûòü íèòåâèäíûì èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿòüñÿ.
Îòìå÷àþòñÿ íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ïå÷åíè (ïîñêîëüêó ïå÷åíü òîæå íåäîïîëó÷àåò êðîâè è èñïûòûâàåò êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå). Åñëè áîëüíîé ñ òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì âûæèâàåò, òî ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ìîæåò ïîÿâèòüñÿ (îáû÷íî ë¸ãêàÿ) æåëòóøíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ, êàê ðåçóëüòàò ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ áèëèðóáèíà â êðîâè è íàðóøåíèÿ áèëèðóáèíñâÿçûâàþùåé ôóíêöèè ïå÷åíè.
4. Ëå÷åíèå øîêà
Ëå÷åíèå øîêà ñêëàäûâàåòñÿ èç íåñêîëüêèõ ìîìåíòîâ:
óñòðàíåíèå ïðè÷èí, âûçâàâøèõ ðàçâèòèå øîêà;
âîçìåùåíèå äåôèöèòà îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè (ÎÖÊ), ñ îñòîðîæíîñòüþ ïðè êàðäèîãåííîì øîêå;
îêñèãåíîòåðàïèÿ (èíãàëÿöèÿ êèñëîðîäà);
òåðàïèÿ àöèäîçà;
òåðàïèÿ âåãåòîòðîïíûìè ïðåïàðàòàìè ñ öåëüþ âûçâàòü ïîçèòèâíûé èíîòðîïíûé ýôôåêò.
5. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü
Ñëåäóåò ïîñòàðàòüñÿ êàê ìîæíî ëó÷øå è ïîëíåå îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå: ïðèæàòü ïàëüöåì êðîâîòî÷àùèé êðóïíûé ñîñóä âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ, íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó (ïðè âåíîçíîì èëè êàïèëëÿðíîì êðîâîòå÷åíèè) èëè æãóò (ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè), çàòàìïîíèðîâàòü îòêðûòóþ ðàíó òàìïîíàìè ñ 3% ïåðåêèñüþ âîäîðîäà (îêàçûâàþùåé êðîâîîñòàíàâëèâàþùåå äåéñòâèå). Åñëè åñòü ãåìîñòàòè÷åñêàÿ ãóáêà èëè äðóãèå ñðåäñòâà äëÿ áûñòðîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ, ïðèãîäíûå äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ íåñïåöèàëèñòîì — ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü èõ. Íå ñëåäóåò, áóäó÷è íåñïåöèàëèñòîì, ïûòàòüñÿ èçâëåêàòü íîæ, îñêîëîê è ò.ï. — ìàíèïóëÿöèè òàêîãî ðîäà ìîãóò âûçâàòü ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, áîëü è óñóãóáèòü øîê.  õîëîäíóþ ïîãîäó áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òåïëî óêðûòü è êàê ìîæíî ñêîðåå äîñòàâèòü â ò¸ïëîå ïîìåùåíèå èëè îáîãðåâàåìûé ñàëîí ìàøèíû (áîëüíûå ñ øîêîì î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ïåðåîõëàæäåíèþ). Î÷åíü âàæíî îáèëüíî (÷àñòî, íî íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè — ãëîòî÷êàìè, ÷òîáû íå âûðâàëî èëè íå óñèëèëî òîøíîòó) ïîèòü áîëüíîãî. Ïðè÷¸ì ïîèòü íàäî áîëüøå, ÷åì áîëüíîé ñàì õî÷åò èëè ïðîñèò (ñòîëüêî, ñêîëüêî îí ôèçè÷åñêè ìîæåò âûïèòü). Íà÷èíàòü ïîèòü íàäî åù¸ äî ðàçâèòèÿ æàæäû è ïðèçíàêîâ èíòîêñèêàöèè òèïà ñóõèõ ãóá è îáëîæåííîñòè ÿçûêà. Ïðè ýòîì ëó÷øå ïîèòü íå ïðîñòîé âîäîé, à ñïåöèàëüíûì âîäíî-ñîëåâûì ðàñòâîðîì, ñîäåðæàùèì âñå íåîáõîäèìûå îðãàíèçìó ñîëè (òàêèì, êàêèì îòïàèâàþò ïðè ïîíîñå — òèïà Ðåãèäðîíà èëè ðàñòâîðà Ðèíãåðà). Ìîæíî ïîèòü ñëàäêèì ÷àåì, ñîêîì, êîìïîòîì, ìèíåðàëüíîé âîäîé èëè ïðîñòî ïîäñîëåííîé äî êîíöåíòðàöèè ôèçðàñòâîðà îáû÷íîé âîäîé. Ïåðåëîìû, âûâèõè íóæíî òùàòåëüíî èììîáèëèçèðîâàòü íà øèíàõ (ëþáûõ ïîäõîäÿùèõ äîñêàõ), ÷òîáû óìåíüøèòü áîëü è ïðåäóïðåäèòü ïîïàäàíèå â êðîâü ìåëü÷àéøèõ êóñî÷êîâ òêàíè (êîñòíîãî ìîçãà, æèðîâîé òêàíè), êîòîðûå ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàçâèòèå ÄÂÑ-ñèíäðîìà (ñèíäðîì äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ êðîâè) ïðè øîêå.
Áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òðàíñïîðòèðîâàòü â áëèæàéøèé ñòàöèîíàð êàê ìîæíî áûñòðåå, íî ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ðàçóìíóþ îñòîðîæíîñòü è ñòàðàòüñÿ íå òðÿñòè ìàøèíó ïî äîðîãå, ÷òîáû íå óñèëèòü áîëü, íå ñïðîâîöèðîâàòü âîçîáíîâëåíèå êðîâîòå÷åíèÿ è íå óñóãóáèòü øîê. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó îáåçáîëèâàíèå — ïîáðûçãàòü «çàìîðîçêîé» èëè ïðèëîæèòü ê ðàíå õîëîä (ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíóþ âîäó), äàòü 1-2 òàáëåòêè ëþáîãî èç èìåþùèõñÿ ïîä ðóêîé íåíàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòèêîâ òèïà àíàëüãèíà, àñïèðèíà. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó ñíÿòèå íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòðåññà (êîòîðûé òîæå óñóãóáëÿåò øîê): äà÷ó 1-2 òàáëåòîê ëþáîãî èìåþùåãîñÿ áåíçîäèàçåïèíîâîãî òðàíêâèëèçàòîðà èëè 40-50 êàïåëü êîðâàëîëà, âàëîêîðäèíà, èëè íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà êðåïêîãî ñïèðòíîãî íàïèòêà.
6. Ïðè÷èíû ïåðåëîìà
Íåïîñðåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè ïåðåëîìîâ ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå ìåõàíè÷åñêèå òðàâìû. Ýòî âñåâîçìîæíûå óäàðû, ïàäåíèÿ, íàåçä àâòîòðàíñïîðòà, îãíåñòðåëüíûå ðàíåíèÿ, íàñèëüñòâåííîå âûòàñêèâàíèå çàñòðÿâøåé êîíå÷íîñòè, ðåçêèå ìûøå÷íûå ñîêðàùåíèÿ ïðè ýëåêòðîòðàâìàõ è ò.ä. Ñïîñîáñòâóþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ: ìèíåðàëüíàÿ è âèòàìèííàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, çàáîëåâàíèÿ êîñòåé, à òàêæå íåêîòîðûå ôèçèîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ (áåðåìåííîñòü, ñòàðîñòü).
7. Ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ
Äëÿ òîãî ÷òîáû ãðàìîòíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü íóæíî õîðîøî çíàòü ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ. Ïåðåëîìû îáû÷íî ïðè÷èíÿþò ïîñòðàäàâøåìó ñèëüíóþ áîëü, è ïîâðåæäåííîå ìåñòî âûãëÿäèò äåôîðìèðîâàííûì. Ñàì ïîñòðàäàâøèé â ìîìåíò òðàâìû ìîæåò ñëûøàòü õðóñò ëîìàåìûõ êîñòåé; ïîñëå ýòîãî îí íå ìîæåò íîðìàëüíî äâèãàòü ïîâðåæäåííîé ÷àñòüþ òåëà.  îòëè÷èå îò óøèáà ôóíêöèÿ êîíå÷íîñòè íàðóøàåòñÿ íåìåäëåííî — ñ ìîìåíòà òðàâìû. Áîëü âîçíèêàåò â ìîìåíò òðàâìû è ðåçêî óñèëèâàåòñÿ ïðè ïîïûòêå àêòèâíûõ èëè ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ïðè îáñëåäîâàíèè áîëüíîãî ó÷àñòîê íàèáîëüøåé áîëåçíåííîñòè âûÿâëÿåòñÿ ïðè ïàëüïàöèè èëè ïîêîëà÷èâàíèè (îñòîðîæíîì) ïî îñè êîíå÷íîñòè. Âîêðóã ñëîìàííûõ êîñòåé îáû÷íî âîçíèêàåò îáèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, âèäèìîå ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå è íåâèäèìîå ïðè çàêðûòîì. Ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå ìîæåò ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé øîêà ïîñòðàäàâøåãî è âûçâàòü ñåðüåçíîå íåäîìîãàíèå, ïîýòîìó â òàêîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî ñðî÷íî îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.
Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, ïðè êîòîðîì óòî÷íÿåòñÿ õàðàêòåð ïåðåëîìà (âèä, ñìåùåíèå îòëîìêîâ), ïðîèçâîäÿò îáÿçàòåëüíî. Âûïîëíÿþò ðåíòãåíîâñêèå ñíèìêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ ñ çàõâàòîì áëèçëåæàùèõ ñóñòàâîâ. Íåîáõîäèìûé îáúåì ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òîëüêî ïîñëå äåòàëüíîãî êëèíè÷åñêîãî îñìîòðà ïîñòðàäàâøåãî.  ðÿäå ñëó÷àåâ (òðåùèíû, ïåðåëîìû êîñòåé çàïÿñòüÿ, ñòîïû) áåç ðåíòãåíîâñêîãî ñíèìêà òî÷íûé äèàãíîç íåâîçìîæåí.
8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ
Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ òÿæåëûì ðàíåíèåì è òðåáóåò íåìåäëåííîãî îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè. Ïåðåëîìàííîé êîíå÷íîñòüþ íè â êîåì ñëó÷àå íå ñëåäóåò ñîâåðøàòü ðåçêèõ äâèæåíèé, çà íåå íåëüçÿ òÿíóòü èëè ïîâîðà÷èâàòü, ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå îòëîìêè êîñòåé íåëüçÿ çàòàëêèâàòü â ðàíó. Îòêðûòûé ïåðåëîì ñíà÷àëà îáðàáàòûâàþò ïî ïðèíöèïó îáðàáîòêè ðàí, à çàòåì óæå êàê ïåðåëîì. Íà ìåñòî çàêðûòîãî ïåðåëîìà íàêëàäûâàåòñÿ êîìïðåññ. Çàòåì ïåðåëîìàííóþ êîíå÷íîñòü èëè ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþò. Ïåðåëîìû êîñòåé ðàçëè÷àþò ïî òÿæåñòè, è ïðè ðàçíûõ ïåðåëîìàõ ñëåäóåò äåéñòâîâàòü ïî-ðàçíîìó. Îäíàêî åñòü òî, ÷åãî íèêîãäà íå ñëåäóåò äåëàòü ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ: íå ïûòàéòåñü âåðíóòü ïîëîæåíèå êîñòè, ñäåëàåòå åù¸ õóæå, à òàêæå íå ñòîèò îáìûâàòü ðàíó, ÷ðåâàòî çàðàæåíèåì.
Îñíîâíîé ëå÷åáíîé ìåðîé ïðè ðàíåíèÿõ êîñòåé è ñóñòàâîâ ÿâëÿåòñÿ ïîêîé ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà òåëà. Ñîñòîÿíèå ïîêîÿ ñîçäàåòñÿ èììîáèëèçàöèåé, ñëóæàùåé ñðåäñòâîì áîðüáû ñ áîëüþ è îñíîâíûì ïðîôèëàêòè÷åñêèì ïðîòèâîøîêîâûì ìåðîïðèÿòèåì.
Ïðè èììîáèëèçàöèè îòëîìêè êîñòåé ôèêñèðóþò íà ìåñòå ïåðåëîìà, óäåðæèâàþò èõ â ñîñòîÿíèè ñîïðèêîñíîâåíèÿ, ÷òî â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îáëåã÷àåò ñïåöèàëüíóþ õèðóðãè÷åñêóþ îáðàáîòêó. Êðîìå òîãî, èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà äåéñòâóåò ùàäÿùèì îáðàçîì íà íàäêîñòíèöó, îêðóæàþùóþ ìóñêóëàòóðó, íåðâû, ñîñóäû, ïðåäîõðàíÿåò èõ îò ðàíåíèé îòëîìêàìè êîñòåé, ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå áîëè, êðîâîòå÷åíèÿ, ò.å. ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå øîêà.
Ïåðåëîì, ïðàâèëüíî èììîáèëèçèðîâàííûé ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè çàæèâàåò áûñòðåå, ÷åì ïåðåëîì, îáðàáîòàííûé áåç èììîáèëèçàöèè.
 êà÷åñòâå ñðåäñòâ èììîáèëèçàöèè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ïëîñêèå óçêèå ïðåäìåòû, ïðèêðåïëÿåìûå ê ðàíåíîìó ó÷àñòêó òåëà ïðè ïîìîùè áèíòà, âåðåâêè, êîñûíêè — øèíû. Ïðè íàëîæåíèè øèíû, ïîñòàðàéòåñü íå ìåíÿòü ïîëîæåíèå ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè. Íà ìåñòå íàëîæåíèÿ øèíû íå äîëæíî áûòü ðàí, îñîáåííî ãëóáîêèõ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ñëåäóåò íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó èëè ïðîêëàäêó. Øèíó ôèêñèðóéòå âûøå è íèæå ïåðåëîìà, ÷òîáû ðàíà îñòàëàñü ñòåðèëüíà. Íå íàðóøàéòå íîðìàëüíîå êðîâîîáðàùåíèå, íàêëàäûâàéòå ïîâÿçêó íå ñëèøêîì òóãî. Åñëè âû èìååòå äåëî ñ ïåðåëîìîì ðóêè èëè êîñòåé ïëå÷à, òî ïîñëå íàëîæåíèÿ øèíû, ñäåëàéòå ïåðåâÿçü: Ïðîâåäèòå ñâîáîäíûé êîíåö ïîâÿçêè ïîä ìûøêîé çäîðîâîé ðóêè, à äðóãîé — âîêðóã øåè òàê, à çàòåì ñâÿæèòå êîíöû òàê, ÷òîáû òðàâìèðîâàííàÿ ðóêà â ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè áûëà ïàðàëëåëüíà ð¸áðàì.
9. Àëãîðèòì ïîìîùè ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ
Ïîñòàðàéòåñü îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå, íàïðèìåð, íàëîæèâ æãóò èëè ïîâÿçêó âûøå ðàíû.
Òðàâìèðîâàííîå ìåñòî ïîêðîéòå ñòåðèëüíîé ïîâÿçêîé èëè áèíòîì.
Îáåñïå÷üòå íåïîäâèæíîñòü òðàâìèðîâàííîãî ìåñòà è ñâåäèòå ê ìèíèìóìó äâèæåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, èíà÷å âåëèê ðèñê óñóãóáèòü òðàâìó.
Íå ïîçâîëÿéòå ïîñòðàäàâøåìó åñòü è ïèòü, â ñëó÷àå ïîòåðè ñîçíàíèÿ ýòî ìîæåò ïîñëóæèòü îñòà?