Штифт при переломе это
Остеосинтез — соединение отломков костей. Цель остеосинтеза — обеспечение прочной фиксации сопоставленных отломков до полного их сращения.
Современные высокотехнологичные методы остеосинтеза требуют тщательного предоперационного обследования пациента, проведение 3D томографического обследования при внутрисуставных переломах, четкого планирования хода оперативного вмешательства, техники ЭОП во время проведения операции, наличия наборов инструментов для установки фиксаторов, возможность выбора фиксатора в размерном ряду, соответствующей подготовки оперирующего хирурга и всей операционной бригады.
Различают два основных вида остеосинтеза:
1) Внутренний (погружной) остеосинтез – это метод лечения переломов при помощи различных имплантатов, которые фиксируют костные отломки внутри тела пациента. Имплантанты представляют собой штифты, пластины, винты, спицы, проволоку.
2) Наружный (чрескостный) остеосинтез, когда костные отломки соединяют с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов внешней фиксации (самым распространенным из которых является аппарат Илизарова).
Показания
Абсолютными показаниями к остеосинтезу являются переломы, которые без оперативного скрепления отломков не срастаются, например переломы локтевого отростка и надколенника с расхождением отломков, некоторые типы переломов шейки бедренной кости; внутрисуставные переломы (мыщелков бедренной и большеберцовой костей, дистальных метаэпифизов плечевой, лучевой костей ) переломы, при которых существует опасность перфорации костным отломком кожи, т.е. превращение закрытого перелома в открытый; переломы, сопровождающиеся интерпозицией мягких тканей между отломками или осложненные повреждением магистрального сосуда или нерва.
Относительными показаниями служат невозможность закрытой репозиции отломков, вторичное смещение отломков при консервативном лечении, замедленно срастающиеся и несросшиеся переломы, ложные суставы.
Противопоказаниями к погружному остеосинтезу являются открытые переломы костей конечностей с большой зоной повреждения или загрязнением мягких тканей, местный или общий инфекционный процесс, общее тяжелое состояние, тяжелые сопутствующие заболевания внутренних органов, выраженный остеопороз, декомпенсированная сосудистая недостаточность конечностей.
Остеосинтез при помощи штифтов (стержней)
Такой вид оперативного лечения называется еще внутрикостным или интрамедуллярным. Штифты при этом вводят во внутреннюю полость кости (костномозговую полость) длинных трубчатых костей, а именно их длинной части — диафизов. Он обеспечивает прочную фиксацию отломков.
Преимуществом интрамедуллярного остеосинтеза штифтами считаются его минимальная травматичность и возможность нагружать сломанную конечность уже через несколько дней после оперативного лечения. Используются штифты без блокирования, которые представляют собой округлые стержни. Их вводят в костномозговую полость и заклинивают там. Такая методика возможна при поперечных переломах бедренной, большеберцовой и плечевой костей, которые имеют костномозговую полость достаточно большого диаметра. При необходимости более прочной фиксации отломков применяется рассверливание спинномозговой полости при помощи специальных сверл. Просверленный спинномозговой канал должен быть на 1 мм уже диаметра штифта, для его прочного заклинивания.
Для увеличения прочности фиксации применяются специальные штифты с блокированием, которые снабжены отверстиями на верхнем и нижнем конце. Через эти отверстия вводят винты, которые проходят через кость. Данный вид остеосинтеза называют блокированный интрамедуллярный остеосинтез (БИОС). На сегодняшний день существует множество различных вариантов штифтов для каждой длинной трубчатой кости (проксимальный плечевой штифт, универсальный плечевой штифт для ретроградной и антеградной установки, бедренный штифт для чрезвертельной установки, длинный вертельный штифт, короткий вертельный штифт, большеберцовый штифт).
Так же применяются самоблокирующиеся интрамедуллярные штифты системы Fixion, применение которых позволяет максимально сократить сроки проводимого оперативного вмешательства.
С помощью блокирующих винтов достигают прочной фиксации штифта в участках кости выше и ниже перелома. Зафиксированные отломки не смогут смещаться по длине, или поворачиваться вокруг своей оси. Такие штифты могут использоваться и при переломах вблизи концевого участка трубчатых костей и даже при оскольчатых переломах. Для этих случаев изготавливаются штифты специальной конструкции. Кроме этого штифты с блокированием могут быть уже костномозгового канала кости, что не требует рассверливания костномозгового канала и способствует сохранению внутрикостного кровообращения.
В большинстве случаев блокированный интрамедуллярный остеосинтез (БИОС) настолько стабилен, что пациентам разрешается дозированная нагрузка на поврежденную конечность уже на следующие сутки после операции. Более того, такая нагрузка стимулирует формирование костной мозоли и сращение перелома. БИОС является методом выбора при переломах диафизов длинных трубчатых костей, особенно бедра и большеберцовой кости, так как с одной стороны в наименьшей степени нарушает кровоснабжение кости, а с другой стороны оптимально принимает осевую нагрузку и позволяет сократить сроки использования трости и костылей.
Накостный остеосинтез пластинами
Накостный остеосинтез выполняют с помощью пластинок различной длины, ширины, формы и толщины, в которых сделаны отверстия. Через отверстия пластину соединяют с костью при помощи винтов.
Последним достижением в области накостного остеосинтеза являются пластины с угловой стабильностью , а теперь еще и с полиаксиальной стабильностью ( LCP). Помимо резьбы на винте, с помощью которой он вкручивается в кость и фиксируется в ней, есть резьба в отверстиях пластины и в головке винта, за счет чего шляпка каждого винта прочно фиксируется в пластине. Такой способ фиксации винтов в пластине значительно увеличивает стабильность остеосинтеза.
Созданы пластины с угловой стабильностью для каждого из сегментов всех длинных трубчатых костей, имеющие форму, соответствующую форме и поверхности сегмента. Наличие предизгиба пластин оказывет значительную помощь при репозии перелома.
Чрескостный остеосинтез аппаратами внешней фиксации
Особое место занимает наружный чрескостный остеосинтез, который выполняется с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов. Этот метод остеосинтеза применяется чаще всего без обнажения зоны перелома и дает возможность произвести репозицию и стабильную фиксацию отломков. Суть метода заключается в проведении через кость спиц или стержней, которые фиксируются над поверхностью кожи в аппарате внешней фиксации. Существуют различные виды аппаратов (монолатеральные, билатеральные, секторные, полуциркулярные, циркулярные и комбинированные).
В настоящее время все чаще отдается предпочтение стержневым аппаратам внешней фиксации, как наименее массивным и обеспечиващим наибольшую жесткость фиксации костных фрагментов.
Аппараты внешней фиксации незаменимы при лечении сложной высокоэргичной травмы (к примеру огнестрельной или минно-взравной), сопровождающейся массивными дефектами костной ткани и мягких тканей, при сохраненном периферичечском кровоснабжении конечности.
В нашей клинике проводится:
- стабильный остеосинтез (интрамедуллярный, накостный, чрескостный) длинных трубчатый костей – плеча, предплечья, бедра, голени;
- стабильный остеосинтез внутрисуставных переломов (плечевой, локтевой, лучезапястный, тазобедренный, коленный, голеностопный суставы);
- остеосинтез костей кисти и стопы.
Источник
Остеосинтез плеча — операция, которая позволяет быстрее восстанавливаться после сложных переломов плеча. Пользоваться сломанной конечностью можно уже на следующий день после процедуры. Для остеосинтеза используют штифты и пластины. Сегодня для операции используют биодеградируемые материалы, которые со временем рассасываются в организме.
Когда и где проводится операция
Операция остеосинтеза проводится в том случае, если невозможно добиться оптимальных результатов с помощью вытяжения или гипсования. При операции для фиксации отломков используются винты и пластины.
Анатомически плечо — это та часть руки, которая располагается выше локтя. Здесь есть уязвимые участки, которые можно сломать при падении или защемлении плеча дверью. Самый хрупкий участок — хирургическая шейка. Это отдел, который располагается на границе с телом.
Переломы могут быть в трех отделах плечевой кости:
верхнем;
нижнем;
- в теле плечевой кости.
Насколько целесообразно проводить операцию остеосинтеза — решает врач. В некоторых случаях он консультируется с близкими пациента. Например, консультация с родственниками необходима, если пациент пожилой.
Особенности процедуры
При сложном переломе со смещением фрагментов кости просто вправить кости и наложить гипс не получится. Требуется конструкция, которая зафиксирует отломки в нужном положении. В противном случае фрагменты могут срастись неправильно. Именно в таких ситуациях не обойтись без штифтов, пластин и винтов. Пластина надежно фиксирует все части кости и даже позволяет пациенту выполнять несложные операции рукой. Если наложили гипс, то руке нужен покой. Однако при наличии пластины руку надо разрабатывать уже на следующий день после операции.
Пластина — это условное название конструкции. Она может иметь разные формы в зависимости от особенностей перелома. Часто для пациента создают трехмерные элементы, которые имеют загнутые части. При переломах в теле кости пластина будет прямой.
Помимо пластин, для фиксации фрагментов кости используют штифты. Пластины и штифты — это не просто разные виды конструкций для фиксации кости. При установке пластины производится продольный разрез, в месте установки остается длинный шрам. Штифт устанавливают через небольшой разрез, шрам практически не заметен.
Однако штифтование уместно не всегда — штифт можно установить, только если перелом:
закрытый;
- несложный.
При этом фрагменты кости должны находиться на относительно близком расстоянии. Внедрение штифта называют внутрикостным остеосинтезом. Штифт имеет форму стержня, на нем могут располагаться отверстия или крючки, необходимые для фиксации отломков. Для внедрения штифта сначала делают небольшое отверстие, потом высверливают канал в кости. В канал вставляют подготовленный штифт. Изделие производится из биосовместимых материалов.
При несложных и свежих переломах операция проводится под местным наркозом, во всех остальных случаях врачи используют общий наркоз. Операция по установке штифта занимает не более 2 часов.
Реабилитационный период
После установки штифта наступает период реабилитации. Пациент должен регулярно посещать перевязку. В течение двух месяцев перевязку проводят строго в стерильных условиях стационара. Проводить ее в этот период дома не рекомендуется — есть риск получить инфекцию.
К тому же при перевязке делается рентген, врач смотрит на результаты остеосинтеза. Специалист по ЛФК назначает пациенту занятия по развитию конечности. Нагрузки необходимы, чтобы рука могла нормально функционировать. Для развития используются специальные упражнения.
Удаление штифтов
Штифты, изготовленные из обычных материалов, удаляют примерно через 8-10 месяцев. Точный срок устанавливается доктором. Если пропустить этот период, то конструкция может обрасти костной тканью. Оставлять штифт внутри нельзя — это грозит осложнениями. Если прийти в срок, то штифт можно удалить без лишних травм. Отверстие, оставленное конструкцией, зарастет достаточно быстро. Шрамов после удаления не останется — конструкцию будут вынимать, сделав разрез там, где он был в прошлый раз.
Сегодня для остеосинтеза используют и специальные биодеградируемые материалы. Такие штифты удалять не нужно — они рассасываются в полости кости. Дополнительного вмешательства при проведении процедуры с современными материалами не требуется.
Источник
Íèêîãäà íå äóìàë, ÷òî ìîãó ñåáå ÷òî-íèáóäü ñëîìàòü. Âåñüìà ñàìîíàäåÿííî, êàê îêàçàëîñü, áûëî òàê äóìàòü.
Îñåíü, âå÷åð. Ãëàäêî âûìûòûé ìîåé áëàãîâåðíîé ïîë. Âûìûòûé è ñêîëüçêèé. Ïàäåíèå, óäàð ðóêîé î ñòàðóþ ÷óãóííóþ áàòàðåþ. Ïîìíþ, ÷òî áîëè íå áûëî, ëèøü ðåçêî ïîòÿæåëåâøàÿ è èçâèâàþùàÿñÿ êàê çìåÿ ëåâàÿ ðóêà. Ýòî óæå ïîòîì ìíå ñêàçàëè, ÷òî òîð÷àëà êîñòü,äâîéíîé îòêðûòûé ïåðåëîì è êðàïèíêè êðîâè íà îäåæäå. Ñêîðàÿ, êàê íè ñòðàííî, ïðèåõàëà áûñòðî, îáåçáàëèâàþùåå, øèíà. Òîëêîì ïðèøåë â ñåáÿ óæå â ïàëàòå, ïîñëå ïðèåìíîãî ïîêîÿ, àíàëèçîâ è ïðîöåäóðû ïî íàêëàäûâàíèþ ëàíãåòû. Ñîñòîÿíèå óæàñíîå, êèñòü ðóêè, òîð÷àùàÿ èç ëàíãåòû, ïîêðàñíåëà è ðàçäóëàñü êàê ó óòîïëåííèêà, ïàëüöû ïî÷òè íå øåâåëÿòñÿ. Ïåðåëîì ëó÷åâîé è ëîêòåâîé êîñòåé ñî ñìåùåíèåì, âïåðåäè îïåðàöèÿ, îíà æå îñòåîñèíòåç. Ñêðåïëåíèå ñëîìàííûõ êîñòåé ïóòåì óñòàíîâêè íà òèòàíîâûõ ïëàñòèí íà âèíòàõ.
Äîëãîæäàííûé äåíü îïåðàöèè. Ìåäñåñòðû çàâîçÿò â ïàëàòó êàòàëêó, ñêàçàâ ìíå ðàçäåòüñÿ äîãîëà, âîãíàâ ìåíÿ â êðàñêó. Íó, íàäî òàê íàäî.
Óæå ë¸æà íà êàòàëêå, ó äâåðåé îïåðàöèîííîé, äåðæàë çäîðîâîé ðóêîé ñëîìàííóþ, æóòêîå ÷óâñòâî, êîãäà òâîÿ ðóêà õîäóíîì õîäèò è ñãèáàåòñÿ òàì, ãäå íå äîëæíà.  îïåðàöèîííîé èãðàåò ñïîêîééíàÿ ìóçûêà è ïðèÿòíî îõëàæäàåò êîíäèöèîíåð. Íàðêîç ëîêàëüíûé, îòêëþ÷àåò òîëüêî ÷àñòü òåëà, ñàì ïðè ýòîì â ñîçíàíèè, íî ëèöåçðåòü ìàíèïóëÿöèè âðà÷åé íå ïðèäåòñÿ, ñëîìàííóþ êîíå÷íîñòü çàêðûâàþò øèðìîé. Óêîë â øåþ, äèêàÿ ñåêóíäíàÿ áîëü, ñëîâíî â âåíó çàãíàëè êèñëîòó, è òóò æå ìîìåíòàëüíîå óìèðîòâîðåíèå. Áîëè â ðóêå íåò, íî ïî÷åìó-òî ÷óâñòâóåøü ìàíèïóëÿöèè âðà÷à ñ íåé. Êîãäà îí âûòÿãèâàåò ðóêó, íà÷èíàåò ñâåðëèòü îòâåðñòèÿ ïîä âèíòû â êîñòè. Çàïàõ ïðè ýòîì äèêî íåïðèÿòíûé, òàêîé æå, êàê ïðè ñâåðëåíèè çóáà, äóìàþ, ìíîãèì îí çíàêîì.
Ïëàñòèíû óñòàíîâëåíû, ðóêà çàøèòà è îáðàáîòàíà, âìåñòî ëàíãåòû-áèíòîâàÿ ïîâÿçêà ñ ïîñòåïåííî ïðîñòóïàþùåé êðîâüþ. Îïåðàöèÿ çàêîí÷åíà, êàòàëêà, ëèôò, ïàëàòà. Âðà÷è ñêàçàëè íå âñòàâàòü, èáî îò íàðêîçà íóæíî îòîéòè, íî, ïîëåæàâ íåìíîãî, ïîøåë ÿ â áóôåò, êîôå äèêî õîòåëîñü. Î÷åíü ñòðàííî ïîäíèìàòü ñâîþ, åùå ïàðó ÷àñîâ íàçàä ñëîìàííóþ ðóêó, î ïåðåëîìå êîòîðîé íàïîìèíàåò ëèøü ïîâÿçêà è ñëàáîñòü ïàëüöåâ.
Ñàìîå èíòåðåñíîå íà÷àëîñü ïîçæå. Íà÷èíàåøü îòõîäèòü îò íàðêîçà, ñîîòâåòñòâåííî, è îáåçáàëèâàþùèé ýôôåêò ïðîõîäèò. Áîëü â ðóêå òàêàÿ, ÷òî ÷óòü ëè íå â ñïèíêó êðîâàòè ïèíàåøü,õîðîøî õîòü, íåäîëãàÿ. Åùå íåäåëÿ â áîëüíèöå, ïåðåâÿçêè, êîíòðîëüíûé ðåíòãåí. Ïîñëå òîãî, êàê âûøåë èç áîëüíèöû, ñðàçó æå óâåðåííî ìîã äåðæàòü òåëåôîí, ÷àøêó, êëþ÷è è ïðî÷èå ìåëî÷è. Ê ñëîâó ñêàçàòü, íà ðàáîòó âûøåë óæå ñïóñòÿ ïîëòîðà ìåñÿöà.
Ïëþñû è ìèíóñû äàííîé îïåðàöèè:
Ïëþñû:
1. Áûñòðàÿ âîçìîæíîñòü âîññòàíîâèòü ôóíêöèè êîíå÷íîñòè, ðàçóìååòñÿ, ïðè óñëîâèè ñëåäîâàíèÿ ðåêîìåíäàöèÿì âðà÷åé.
2.  îòëè÷èè îò ãèïñà, êîíå÷íîñòü ñðàñòàåòñÿ ïðàâèëüíî ñ êóäà áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ.
3. Íå íóæíî íîñèòü ãèïñ èëè ëàíãåòó.
Ìèíóñû:
1.Ïåðâîå âðåìÿ ïîñëå îïåðàöèè äîâîëüíî áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ.
2. Ïëàñòèíû, êàê è âèíòû, ïîñòîÿííî ñîçäàþò äèñêîìôîðò, òàê êàê ÷óâñòâóþòñÿ, ðóêà êàê â òèñêàõ, õîòÿ ó âñåõ èíäèâèäóàëüíî.
3. Îñòàþòñÿ äîâîëüíî çàìåòíûå øðàìû, ÷òî äëÿ æåíñêîé ïîëîâèíû âåñüìà çíà÷èìî.
4. Ïñèõîëîãè÷åñêèé äèñêîìôîðò, âñå-òàêè èíîðîäíîå òåëî â îðãàíèçìå.
Êàê âûâîä, ìîãó ñêàçàòü, ÷òî îïåðàöèÿ íóæíàÿ, îñíîâíûì ôàêòîðîì ìîãó âûäåëèòü òî, ÷òî ñïóñòÿ ãîä ïîñëå ñðàùåíèÿ êîñòåé, ïëàñòèíû æåëàòåëüíî óäàëèòü, äàáû èçáåæàòü âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé â áóäóùåì, è èçáàâèòüñÿ îò ïñèõîëîãè÷åñêîãî äèñêîìôîðòà.
Ñïàñèáî çà âíèìàíèå!
Ï. Ñ. Ôîòî ðåíãåíà íå ìîå, íî î÷åíü ïîõîæåå, ôîòî øðàìà ìî¸)
Источник
Íà÷àëî: Âîò êàê áûâàåò. «À íó, âäîõíè ïîãëóáæå!»
×àñòü 2. «À ìîæåò, ìíå íå òó òðóáó óäàëèëè?»
Ïîñëå âûïèñêè ÿ ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ îòëè÷íî. Ïðàâäà, îùóùàëà ë¸ãêóþ íåïîëíîöåííîñòü ïîñëå ïîòåðè îðãàíà (òðóáû-òî îäíîé ëèøèëàñü), íî â öåëîì áûëà ðàäà, ÷òî æèâà è ïî÷òè íè÷åãî íå áîëèò. Ïîáåðåãëàñü, ïîñèäåëà íà áîëüíè÷íîì ïîëîæåííûå 2 íåäåëè è âûøëà íà ðàáîòó. Äåí¸ê îòðàáîòàëà, âå÷åðîì âñòðåòèëàñü ñ ïîäðóæêàìè çà ÷àøå÷êîé ïèâà, ðàññêàçàëà, ãäå áûëà. Ïîîõàëè, ïîñî÷óâñòâîâàëè, äà è ðàçáðåëèñü ïî äîìàì.
Âå÷åðîì ÷óâñòâóþ ÷òî-òî íå òî îïÿòü æèâîò áîëèò. Äà ñêîëüêî æå ìîæíî! «Ýòî íåðâíîå», ïîäóìàëà ÿ. Îäíàêî áîëè íå ñäàâàëèñü. Ïîøëà â òóàëåò, è âîò îí çíàêîìûé ñèìïòîì! Íå ìîãó ïîìî÷èòüñÿ! Òîëüêî íå êàê ïðè öèñòèòå, à ðàññëàáèòüñÿ îò áîëè íå ìîãó ñîâñåì. Ïîçâîíèëà ïîäðóãå âðà÷ó, ñïðîñèòü ñîâåòà. Îíà ñêàçàëà, êîíå÷íî, íàäî åõàòü â áîëüíèöó, ïîåõàëè, îòâåçó òåáÿ â äðóãîé ðîääîì ê çíàêîìûì.
Ïîåõàëè ìû âñåé áðèãàäîé ÿ, ìóæ, ïîäðóãà.  ïðèåìíîì îòäåëåíèè âðà÷ ñäåëàë ìíå ÓÇÈ â ìàëîì òàçó îïÿòü ñâîáîäíàÿ æèäêîñòü. Íàäî, ãîâîðèò, äåëàòü ïóíêöèþ. ß êàê ñëîâî «ïóíêöèÿ» óñëûøàëà, âïàëà â èñòåðèêó. «Åù¸ îäíîé ïóíêöèè ÿ íå ïåðåæèâó!!» êðè÷àëà. Âðà÷ õîòü è ìîëîäîé, íî ìóäðûé îêàçàëñÿ, ñ íåðâíûìè áàáàìè óìååò îáùàòüñÿ, îñòàâèë ìåíÿ îäíó ìèíóò íà 10, è ÿ òåì âðåìåíåì â ñåáÿ ïðèøëà. Âåðíóëñÿ è ãîâîðèò: «Âîò, ÿ ìàëåíüêóþ èãîëî÷êó âîçüìó. Èëè åñëè õî÷åøü, àíåñòåçèîëîãà ïîçîâó». À ìíå óæå êàê-òî ñòûäíî ñòàëî çà òó èñòåðèêó, ëàäíî, ãîâîðþ, íå íàäî àíåñòåçèîëîãà. Îäíèì ñëîâîì, ýòó ïóíêöèþ ÿ ïåðåíåñëà îäíîçíà÷íî ëó÷øå, ÷åì ïðåäûäóùóþ, õîòü è áûëî áîëüíî.  ðåçóëüòàòå ïóíêöèè ïîëó÷èëè êðîâü! «Íàäî, ãîâîðèò, ñìîòðåòü, ÷òî òàì êðîâîòî÷èò». «Îïÿòü îïåðàöèÿ??». «Äà, èíà÷å íåëüçÿ». Òóò ìåíÿ âòîðîé âîëíîé èñòåðèêè íàêðûëî. «Êàê æå òàê! Ðîâíî äâå íåäåëè ïðîøëî! Äà ÿ òîëüêî øâû ñíÿëà! Åù¸ äàæå ïëàñòûðü íå îòêëåèëà!». Òóò ìóäðûé âðà÷ âûøåë âî âòîðîé ðàç, à ÿ ïîêà îôîðìëÿëàñü, îïÿòü óñïîêîèëàñü. Ìåäñåñòðà, ÷òî çàïîëíÿëà ìîè äîêóìåíòû, ïîñìîòðåëà íà ìåñòî ðàáîòû è ãîâîðèò: «Î, òàê âû ìåäèê! À ÷òî æ âû õîòåëè? Ó ìåäèêîâ âñ¸ íå êàê ó ëþäåé!». Ýòî òî÷íî.
Îôîðìèëèñü, íà÷àë ìåíÿ âðà÷ ñïðàøèâàòü ïîïîäðîáíåå, ÷òî äà êàê. Íå áîëåëà, íåò, áåðåìåííîñòåé äî òîãî íå áûëî. «Ïîñìîòðèì, âîçìîæíî, àïîïëåêñèÿ». (ïðèì.: ðàçðûâ ÿè÷íèêà ïðè îâóëÿöèè ñ êðîâîòå÷åíèåì â áðþøíóþ ïîëîñòü) «À ìîæåò, ìíå íå òó òðóáó óäàëèëè? È òà êðîâèòü ïðîäîëæàåò?» «Äà âñÿêîå áûâàåò ». Âîò òóò-òî ÿ îáàëäåëà. Ëàäíî, äóìàþ, ïîñìîòðÿò, ðàçáåðóòñÿ, ñàìîé èíòåðåñíî.
Íà îïåðàöèîííîì ñòîëå ÿ ëåæàëà ñíîâà â íî÷ü ñ ïÿòíèöû íà ñóááîòó, êàê è äâå íåäåëè íàçàä. «Òàê, çäåñü óæå áûëà ëàïàðîñêîïèÿ!» âîçìóòèëàñü ìåäñåñòðà, ïîäãîòàâëèâàÿ îïåðàöèîííîå ïîëå. «Áûëà, ãîâîðþ, à òåïåðü âîò åù¸ îäíà áóäåò». Äàëüøå íè÷åãî íå ïîìíþ.
Î÷íóëàñü â ïàëàòå. Ïðèøåë âðà÷, ðàññêàçàòü, ÷òî æå òàì òâîðèëîñü: «Êðîâîòå÷åíèå áûëî èç ñàëüíèêà (ïðèì.: ñêëàäêà ñ æèðîì òàêàÿ â æèâîòå). Åãî ïðèæãëè, êðîâü îñòàíîâèëè, âñ¸ ïðîìûëè». «À ÷åãî æ îí êðîâèë?» «Òàì ñïàéêà ðÿäîì øëà, íàòÿíóëàñü ðÿäîì ñ ñîñóäîì, âîò è çàêðîâèë. È âîîáùå ñïàåê ìíîãî, òàêàÿ êàðòèíêà òîëüêî ïîñëå õëàìèäèé áûâàåò». «Ïîìèëóéòå, äîêòîð, íå áîëåëà ÿ, è êîãäà ïëàíèðîâàëà áåðåìåíåòü, íà âñ¸-ïðåâñ¸ ñäàâàëà, íè÷åãî íå áûëî!». «Íó, êàðòèíêà òèïè÷íàÿ. Îòäûõàéòå». È óø¸ë. Âîçìóùåíèþ ìîåìó, êîíå÷íî, íå áûëî ïðåäåëà. Âîò ÷åãî óäóìàë, â ÷¸ì ìåíÿ îáâèíÿòü!  õëàìèäèÿõ! Áåçîáðàçèå. Äóìàþ ÿ, äóìàþ, ïðîâîæó ÿçûêîì ïî çóáàì ñëîìàí çóá, âåðõíèé ðåçåö! Âîîáùå îòëè÷íî. Ðåøèëà ÿ, ÷òî àíåñòåçèîëîã ïðè èíòóáàöèè ïîâðåäèë, áîëüøå íåêîìó. Ðóãàòüñÿ íå ñòàëà, æèçíü âåäü ñïàñàëè.
Ïîñëå îïåðàöèè ñíîâà ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ õîðîøî, èç áîëüíèöû îòïóñòèëè äàæå ïîðàíüøå. Ãðûçëà ìåíÿ ìûñëü, êàê æå òàê, ïî÷åìó ñàëüíèê êðîâèë? Íèêîãäà î òàêîì íå ñëûøàëà. Îí íàîáîðîò ñëóæèò â òîì ÷èñëå äëÿ òîãî, ÷òîáû ýòè ñàìûå êðîâîòå÷åíèÿ îñòàíàâëèâàòü. Íå çðÿ òåðçàëè ìåíÿ ñîìíåíèÿ, îé íå çðÿ. Îäíàêî æèçíü øëà ñâîèì ÷åðåäîì, ñàìî÷óâñòâèå áûëî õîðîøèì, è âñ¸ ïëîõîå ñòàëî ïîñòåïåííî çàáûâàòüñÿ.
×àñòü 3. Õâîðü íåâåäîìàÿ.
ß âûøëà íà ðàáîòó. Î áóäóùåì ïîêà íå äóìàëà, ïûòàëàñü ïåðåâàðèòü ïðîèçîøåäøåå. Ïðîø¸ë ìåñÿö.  îäèí çàìå÷àòåëüíûé ñóááîòíèé äåíü ïîøëà ÿ íà êîíôåðåíöèþ. ×óâñòâîâàëà ñåáÿ ÷åëîâåêîì ïðèâåëà ñåáÿ â ïîðÿäîê, êàáëóêè íàöåïèëà, ñèäåëà, ñëóøàëà ëåêöèþ. È âäðóã îïÿòü ðåçêèå áîëè â æèâîòå! Ñèëüíûå, àæ ïîêðûëàñü âñÿ õîëîäíûì ëèïêèì ïîòîì, ïîøåâåëèòüñÿ íå ìîãó. Ñèæó. Áîëè íå ïðîõîäÿò. Íàäî âûäâèãàòüñÿ ñ ëåêöèè. Ïîëçêîì, ÷òî ëè?  ïîëóñîãíóòîì ñîñòîÿíèè äîêîâûëÿëà äî îðãàíèçàòîðîâ. «Äåâ÷îíêè, íå ìîãó, ãîâîðþ, äî ãàðäåðîáà íå äîéäó». Ïðèíåñëè îíè ìíå ïàëüòî, ÿ íà÷àëà âûçûâàòü ñåáå òàêñè. Ñêîðóþ âûçûâàòü íå õîòåëà, î÷åíü õîòåëîñü äîìîé. Îäíà èç îðãàíèçàòîðîâ, ãëÿäÿ íà ìåíÿ, ïðåäëîæèëà îòâåçòè ìåíÿ. ß îòêàçûâàòüñÿ íå ñòàëà, ñïàñèáî åé. Äîåõàëè äî äîìà, ÿ ëåãëà, ëåæó. Áîëè íå ïðîõîäÿò. Åù¸ ëåæó, íå ïîìîãàåò. È ñíîâà íå ìîãó ïîìî÷èòüñÿ. Ýòî ñòàëî èçâåñòíûì äëÿ ìåíÿ ñèìïòîìîì êðîâè â áðþøíîé ïîëîñòè. ×óâñòâóþ çëîñòü è îò÷àÿíèå. Çâîíþ ïîäðóæêå, è ïî íàêàòàííîé ñõåìå îíà âåç¸ò ìåíÿ â òó æå ãèíåêîëîãèþ.
Òàì ìåíÿ âñòðåòèëà íîâûé âðà÷, êîñâåííî óæå ñî ìíîé çíàêîìàÿ. Ñíîâà ÓÇÈ æèäêîñòü â ìàëîì òàçó íàäî ïóíêöèþ. «ß ñ÷èòàþ, ÷òî äåëàòü ïóíêöèþ ïîä íàðêîçîì ýòî áëàæü», áåçàïåëëÿöèîííî çàÿâèëà îíà. Êàê ñêàæåòå, õîçÿèí áàðèí. Äåëàåì ïóíêöèþ, îæèäàåìî â øïðèöå ïîëó÷àåì êðîâü. «Ïî èäåå, êîíå÷íî, íàäî îïÿòü èäòè íà îïåðàöèþ. Íî ñêîëüêî ìîæíî? Äàâàé ïîïðîáóåì êîíñåðâàòèâíî». ß òîëüêî çà! Òàêîå ðåøåíèå áûëî ïðèíÿòî â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå, ñ ó÷¸òîì âñåõ ôàêòîðîâ. «Êðîâü ÿ ñåé÷àñ óáåðó ÷åðåç Äóãëàñîâî ïðîñòðàíñòâî». Òî åñòü ïîñðåäñòâîì ïóíêöèé. Ñîïðîòèâëÿòüñÿ ñèë ó ìåíÿ íå áûëî. Çàòî êàê ÿ êðè÷àëà! Âñå ðîæåíèöû â ðîääîìå îáçàâèäîâàëèñü. Áûëî íåñêîëüêî ïðîêîëîâ, íå áóäó âðàòü, ñêîëüêî. Ïîñëå òîãî, êàê ñëåçëà ñ êðåñëà, èçâèíèëàñü ïåðåä âðà÷îì è ìåäñåñòðîé çà ñâî¸ ïîâåäåíèå. Ïîçäíåå, â ïðîöåäóðíîì êàáèíåòå, äðóãàÿ ìåäñåñòðà, ïåðåä çàáîðîì êðîâè èç âåíû ñêàçàëà ìíå: «Ñåé÷àñ áóäåò íåìíîãî áîëüíî». ß ðàçðàçèëàñü íåðâíûì ñìåõîì. Ìåäñåñòðà ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ ïîäîçðèòåëüíî. «Êîëèòå, ãîâîðþ, áîëüíåå, ÷åì äî ýòîãî, óæå íå áóäåò».
Ïîòîì áûëî òùàòåëüíîå íàáëþäåíèå, àíàëèç êðîâè íåñêîëüêî ðàç â ñóòêè, êàïåëüíèöû ñ êðîâîîñòàíàâëèâàþùèì ïðåïàðàòîì, îáåçáîëèâàþùèå óêîëû è ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì. Äâèãàòüñÿ áûëî áîëüíî, òàê ÷òî ÿ è íå ïðåòåíäîâàëà. Ïîìî÷èòüñÿ ïîëó÷èëîñü ñ áîëüøèì òðóäîì, òîëüêî êîãäà íàäî ìíîé íàâèñëà óãðîçà â âèäå ïðàêòèêàíòêè ñ êàòåòåðîì.
Ãåìîãëîáèí äåðæàëñÿ íà óðîâíå, ò.å. êðîâîòå÷åíèå îñòàíîâèëîñü, ïî ÓÇÈ íîâîé æèäêîñòè íå íàáëþäàëîñü, áîëè ìåäëåííî óìåíüøàëèñü. Áåñïîêîèëî òîëüêî òî, ÷òî â ýòîò ðàç â æèâîò íèêòî íå ïîñìîòðåë, è ïðè÷èíà êðîâîòå÷åíèÿ îñòàâàëàñü íåâûÿñíåííîé. Íà÷àëè íåðâíè÷àòü ðîäñòâåííèêè è çíàêîìûå, òðåáîâàòü îò ìåíÿ äèàãíîçà. È ýòî ëîãè÷íî, òðåòèé ðàç çà ïîëòîðà ìåñÿöà âíóòðåííåå êðîâîòå÷åíèå, è òîëüêî îäèí ðàç èç òð¸õ åìó áûëî ðàöèîíàëüíîå îáúÿñíåíèå. Îäíàêî, ïî ìíåíèþ çàâåäóþùåé îòäåëåíèåì, íè÷åãî îñîáåííîãî ñî ìíîé íå ïðîèñõîäèëî.
Ñàìà æå ÿ ñòàâèëà ñåáå êó÷ó íåîáû÷àéíûõ äèàãíîçîâ: áîëåçíü Ðàíäþ-Îñëåðà (àíîìàëèÿ ñîñóäîâ), ðàçëè÷íûå êîàãóëîïàòèè (íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè), äà ÷åãî ÿ òîëüêî íå ïðèäóìûâàëà. Âñ¸-òàêè íåïîíÿòíî, êàê äàëüøå æèòü, åñëè â ëþáîé ìîìåíò ó òåáÿ ìîæåò çàêðîâèòü âíóòðè æèâîòà. Ìóæ òîæå ïåðåæèâàë, íî øóòèë, ÷òî ïîðà ïðîñòî ìîëíèþ â æèâîò âøèòü, ðàññòåãíóë ïîñìîòðåë, ðàçîáðàëñÿ çàñòåãíóë.
 îäèí ìîìåíò íà ÓÇÈ íàøëè ìíîãîêàìåðíóþ êèñòó ÿè÷íèêà. Ìî¸ ñîñòîÿíèå áûëî ðàñöåíåíî êàê ïåðåíåñåííàÿ àïîïëåêñèÿ (ïðèì.: ðàçðûâ ÿè÷íèêà ïðè îâóëÿöèè ñ êðîâîòå÷åíèåì â áðþøíóþ ïîëîñòü), à êèñòà áûëà ïðîñòî ñëåäñòâèåì.
Ìåñÿö ïîñòåëüíîãî ðåæèìà, è ÿ âûïèñàíà íà ðàáîòó. Óìåðåííûå áîëè â æèâîòå ñîõðàíÿëèñü è íåðâèðîâàëè ìåíÿ. Äåëî â òîì, ÷òî êðîâü èç ìàëîãî òàçà áûëà óäàëåíà íå ïîëíîñòüþ, è ñãóñòêó îñòàâøåéñÿ òàì êðîâè ïðåäñòîÿëî åù¸ ðàññàñûâàòüñÿ êàêîå-òî âðåìÿ. Îäíàêî ïîñëå âñåõ ïðèêëþ÷åíèé, âèäåòü ãèíåêîëîãîâ ìíå ñîâåðøåííî íå õîòåëîñü. Õîäèëà ÿ òîëüêî ïåðèîäè÷åñêè íà ÓÇÈ, ÷òîáû îòñëåæèâàòü ñèòóàöèþ. Êèñòà èñ÷åçëà, êðîâü ðàññîñàëàñü, à âîò íà îñòàâøåéñÿ òðóáå âðà÷ çàïîäîçðèë ãèäðîñàëüïèíêñ. Ýòî êîãäà èç òðóáû ïîëó÷àåòñÿ êàê áû ìåøî÷åê, à âíóòðè êîïèòñÿ æèäêîñòü. È îí òîæå ìîæåò áîëåòü. À òðóáà ïðè ýòîì âðÿä ëè áóäåò ïðîõîäèìîé.
Ïàðàëëåëüíî ïîñåòèëà ãåìàòîëîãà, ÷òîáû èñêëþ÷èòü íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè. Îí ìåíÿ îáñëåäîâàë è äàë çàêëþ÷åíèå, ÷òî ñî ñòîðîíû êðîâè ïàòîëîãèè íåò, ïðè÷èíà êðîâîòå÷åíèé ãèíåêîëîãè÷åñêàÿ.
Òåì âðåìåíåì ïðîøëî ïîëãîäà ñ ìîìåíòà ïîñëåäíåé ãîñïèòàëèçàöèè. Àëëåðãèÿ íà ãèíåêîëîãîâ ïîóòèõëà, à âîò áîëè â æèâîòå ñîõðàíÿëèñü.  ñâÿçè ñ ýòèì áûëî ïðèíÿòî ðåøåíèå ïðîäîëæàòü ýïîïåþ. Íîâàÿ ãèíåêîëîã íàïðàâèëà ìåíÿ ãèñòåðîñàëüïèíãîãðàôèþ (ÃÑÃ) ïðîâåðêà ïðîõîäèìîñòè ìàòî÷íûõ òðóá (îäíîé òðóáû â ìî¸ì ñëó÷àå). Îäíàêî äîêòîð, âûïîëíÿþùèé ÃÑÃ, âçâåñèâ âñå çà è ïðîòèâ, îòêàçàëàñü áðàòü ìåíÿ íà îáñëåäîâàíèå èç-çà âûñîêîãî ðèñêà îñëîæíåíèé. Òàêèì îáðàçîì, ìíå áûëà îäíà äîðîãà ñíîâà íà ëàïàðîñêîïè÷åñêóþ îïåðàöèþ. ×òîáû âíîâü ðåøèòüñÿ íà ýòî, ìíå ïîòðåáîâàëîñü âðåìÿ.
Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ
Источник