Шина при переломе костей кисти

Шина при переломе костей кисти thumbnail

Принципы наложения шин на кисть для иммобилизации

Шины накладываются на кисть как с целью мобилизации, так и иммобилизации. Фиксирующие шины и гипсовые повязки служат для того, чтобы, с одной стороны, фиксировать кисть в функциональном положении, а с другой стороны, обеспечить релаксацию конечности до заживления нервов, костей и сухожилий.

Иммобилизация кисти является необходимой при лечении гнойных заболеваний, переломов костей, а также после хирургических вмешательств. Существуют самые различные шины, создающие возможность иммобилизации кисти в соответствующих положениях. Наибольшее разнообразие представляют шины, служащие для иммобилизации кисти в функциональном положении. К сожалению, очень часто встречаются шины, применение которых вредно.

Иммобилизация кисти при помощи прямой шины при приведенном состоянии большого пальца ведет к ригидности пальцев и уплощению ладони.

При воспалительных заболеваниях кисти и пальцев больной прежде всего должен быть освобожден от работы. Пальцы и кисть подлежат иммобилизации. Это же относится и к случаям предположительно инфицированных или же слишком обширных ран.

Варианты иммобилизации кисти
А — фиксация кисти и пальцев на деревянной шине в вытянутом положении является серьезной ошибкой

Б — допустимое положение кисти при иммобилизации в тех случаях, когда после операции требуется удержать ее в вытянутом положении

В — иммобилизация кисти в положении ладонного сгибания при наличии вынужденных обстоятельств

Г — неправильный способ фиксации кисти в сгибательном положении

Если повреждение или воспаление локализованы на ладонной поверхности кисти, можно применять дорзальную шину, так как при этом ладонь остается свободной и шина не оказывает давления на патологически измененные ткани. Хенцл, в принципе, при поражении пальцев всегда применяет дорзальную шину, что, по нашему мнению, не во всех случаях может быть осуществимо, например при открытых переломах.

Форма гипсовой или металлической шины, применяемой для иммобилизации кисти и предплечья, должна удовлетворять требованиям, предъявляемым функциональным положением кисти, то есть обеспечивать тыльное сгибание запястья до 20°, отведение его в локтевую сторону до 10°, сгибание в основных суставах фаланг до 45°, в средних суставах до 70°, а в концевых суставах до 30°.

На предплечье накладывается шина от локтевого сустава до дистальной борозды ладони, причем предплечье фиксируется в положении между пронацией и супинацией.

Для поднятия руки и кисти, а также для создания положения отведения в плечевом суставе у ходячих больных мы применяем рекомендованный Хенцлом так называемый подмышечный мешок (Dudelsack).

Видео техники наложения транспортной шины на кисть

Другие видео ролики по техники наложения повязок можете найти в разделе «Видео по десмургии»

— Также рекомендуем «Варианты иммобилизирующих шин на кисть»

Оглавление темы «Методы иммобилизации кисти»:

  1. Варианты разрезов на коже кисти в ходе операции и их осложнения
  2. Методы расширения разрезов на кисти — варианты дополнительных разрезов
  3. Положения покоя, действия, захвата кисти и их значение
  4. Правила иммобилизации кисти после операции
  5. Принципы наложения шин на кисть для иммобилизации
  6. Варианты иммобилизирующих шин на кисть
  7. Материалы для изготовления иммобилизирующих шин и их свойства
  8. Внутри- и чрезкостная иммобилизация металлическими спицами (внутреннее шинирование кисти)
  9. Методы эластического шинирования кисти (активная иммобилизация)
  10. Лечение деформаций и контрактур кисти этапно-корригирующими гипсовыми повязками

Источник

Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé

Шина при переломе костей кисти
Ìàòåðèàëû è èíñòðóìåíòû

Òðàíñïîðòíûå (ñòàíäàðòíûå) øèíû Êðàìåðà (60?8 ñì – 4 øò. 110?11 ñì), Äèòåðèõñà, ïíåâìàòè÷åñêèå, äåðåâÿííûé ùèò, âàòíî-ìàðëåâûé èëè ïíåâìàòè÷åñêèé âîðîòíèê, êîëüöà Äåëüáå, íîæíèöû õèðóðãè÷åñêèå, ñòåðèëüíàÿ óêëàäêà ñ íåîáõîäèìûìè èíñòðóìåíòàìè è ïåðåâÿçî÷íûì ìàòåðèàëîì (äëÿ îáðàáîòêè ðàíû), íåïðîìîêàåìûé ïàêåò èëè êîíòåéíåð (äëÿ óòèëèçàöèè îòõîäîâ êëàññà Á), àíòèñåïòè÷åñêèé ðàñòâîð (äëÿ îáðàáîòêè ðóê), äåçèíôèöèðóþùåå ñðåäñòâî, àíàëüãåòèêè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à, áèíòû (ñðåäíèå, øèðîêèå), âàòà ìåäèöèíñêàÿ, ìàðëÿ, êîñûíêà, ìåäèöèíñêàÿ êëååíêà, ñòåðèëüíûé ïåðåâÿçî÷íûé ìàòåðèàë, ëåéêîïëàñòûðü, ïåð÷àòêè íåñòåðèëüíûå, ðåìåíü (äëÿ ôèêñàöèè áåäåð).

Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðîâîäèòñÿ ñ öåëüþ ïðèäàíèÿ íåïîäâèæíîñòè ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà, ïðåäóïðåæäåíèÿ ñìåùåíèé îòëîìêîâ è ïîâðåæäåíèÿ èìè êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïåðèôåðè÷åñêîé è öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ìÿãêèõ òêàíåé.

Ïðè îòñóòñòâèè ñòàíäàðòíûõ øèí èììîáèëèçàöèÿ ìîæåò áûòü âûïîëíåíà ïðè ïîìîùè ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ.

Äî è ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïðîöåäóðû íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ãèãèåíè÷åñêóþ îáðàáîòêó ðóê.

Âî âðåìÿ ïðîöåäóðû ñëåäóåò îáÿçàòåëüíî èñïîëüçîâàòü ïåð÷àòêè.

Ïðè òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ îáùèìè ïðèíöèïàìè:

– Øèíó ñëåäóåò íàêëàäûâàòü íåïîñðåäñòâåííî íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ.

– Øèíà îáÿçàòåëüíî äîëæíà çàõâàòûâàòü äâà ñóñòàâà (âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà), ïðè ïîâðåæäåíèè ïëå÷à è áåäðà – òðè ñóñòàâà.

– Ïåðåä òåì, êàê íàêëàäûâàòü æåñòêèå øèíû, èõ ñëåäóåò îáåðíóòü âàòîé, ôèêñèðîâàòü áèíòîì èëè íàäåòü íà ñòàíäàðòíûå øèíû ÷åõîë èç òêàíè, êîòîðàÿ ìîåòñÿ.

– Åñëè ñ ïîñòðàäàâøåãî íåâîçìîæíî ñíÿòü îäåæäó, íå ñòîèò ïûòàòüñÿ ýòî ñäåëàòü. ×òîáû îñìîòðåòü ïîâðåæäåíèå, ñëåäóåò ðàçðåçàòü åå ïî øâàì.

Ïåðåä òåì, êàê íàêëàäûâàòü øèíó, ñëåäóåò, åñëè åñòü òàêàÿ âîçìîæíîñòü, ïðèäàòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ñðåäíåôèçèîëîãè÷åñêîå ïîëîæåíèå.

Êîãäà ýòî íå âîçìîæíî, íåîáõîäèìî ïðèäàòü òàêîå ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì êîíå÷íîñòü ìåíüøå âñåãî áû òðàâìèðîâàëàñü.

Ìîäåëèðîâàòü øèíó ñëåäóåò, ïðèêëàäûâàÿ åå ê íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè èëè ê êîíå÷íîñòè çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, ó êîòîðîãî òàêîé æå ðîñò.

Âïðàâëåíèå îòëîìêîâ íå ïðîâîäÿò ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ. Ïðè ýòîì ñëåäóåò ñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå âðåìåííûìè ñïîñîáàìè.

Íåîáõîäèìî íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó, ïðè ýòîì çàôèêñèðîâàòü êîíå÷íîñòü â òîì ïîëîæåíèè, â êîòîðîì îíà íàõîäèòñÿ.

Ïðè ôèêñàöèè øèíû ïîâÿçêîé â ñëó÷àå çàêðûòûõ ïåðåëîìîâ (îñîáåííî ïåðåëîìîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé) íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ëåãêîå è àêêóðàòíîå âûòÿæåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïî îñè.

Íåîáõîäèìî îáÿçàòåëüíî ïðèäåðæèâàòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü èëè ÷àñòü òåëà, åñëè ïîñòðàäàâøåãî ñ íàëîæåííîé øèíîé ïåðåêëàäûâàþò íà íîñèëêè.

Àëãîðèòì èììîáèëèçàöèè

Ïîäãîòîâèòåëüíûé ýòàï

Ñ ñàìîãî íà÷àëà ñëåäóåò ïðèäàòü ïàöèåíòó óäîáíîå ïîëîæåíèå.

Çàòåì èäåíòèôèöèðîâàòü ïàöèåíòà, ïðåäñòàâèòüñÿ.

Ïàöèåíò èëè åãî ðîäèòåëè (çàêîííûå ïðåäñòàâèòåëè) (äëÿ äåòåé äî 15 ëåò) äîëæåí áûòü èíôîðìèðîâàí î èììîáèëèçàöèè, ñëåäóåò îáúÿñíèòü õîä è öåëü ïðîöåäóðû.

Óäîñòîâåðèòüñÿ â íàëè÷èè äîáðîâîëüíîãî èíôîðìèðîâàííîãî ñîãëàñèÿ íà ïðîöåäóðó.

Ïðè åãî îòñóòñòâèè ñïðàâèòüñÿ ó âðà÷à î äàëüíåéøèõ äåéñòâèÿõ.

Çàòåì ñëåäóåò ãèãèåíè÷åñêèì ñïîñîáîì îáðàáîòàòü ðóêè, îñóøèòü èõ.

Íåîáõîäèìî íàäåòü ïåð÷àòêè.

Äàëåå íàäî îñâîáîäèòü îò îäåæäû ìåñòî òðàâìû.

Ñ öåëüþ îïðåäåëåíèÿ õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ ñëåäóåò òùàòåëüíî îñìîòðåòü ìåñòî òðàâìû.

Ïîäãîòîâèòü íåîáõîäèìûå äëÿ èììîáèëèçàöèè øèíû.

Äëÿ ýòîãî èõ ñëåäóåò ïðåäâàðèòåëüíî îáåðíóòü âàòîé, çàôèêñèðîâàòü áèíòîì (ìàðëåé) èëè íàäåòü íå íèõ ñïåöèàëüíûé ÷åõîë.

Õîä âûïîëíåíèÿ

1. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êîñòåé êèñòè è ïàëüöåâ

Ïîäãîòîâèòü ëåñòíè÷íóþ øèíó. Äëèíà åå äîëæíà áûòü îò êîíöîâ ïàëüöåâ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà.

Çàòåì ñ ëàäîííîé ñòîðîíû íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íàëîæèòü øèíó.

Ñëåäóåò ïðèäàòü êèñòè ôèçèîëîãè÷åñêîå ïîëîæåíèå. Âëîæèòü â ëàäîíü ïëîòíûé âàòíûé âàëèê.

Çàôèêñèðîâàòü øèíó ê êîíå÷íîñòè áèíòîì, îñòàâèâ ïðè ýòîì ïàëüöû îòêðûòûìè.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü èììîáèëèçèðîâàòü ïðè ïîìîùè êîñûíêè.

2. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ

Ïîäãîòîâëåííóþ ïðîâîëî÷íóþ øèíó (äëèíîé ïðèáëèçèòåëüíî 80 ñì) ñìîäåëèðîâàòü îò ïÿñòíî-ôàëàíãîâûõ ñóñòàâîâ äî ñåðåäèíû ïëå÷à ïî êîíòóðó çäîðîâîé ðóêè.

Àêêóðàòíî ñîãíóòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü â ëîêòå ïîä ïðÿìûì óãëîì.

Ïðåäïëå÷üå íåîáõîäèìî ïðèâåñòè â ñðåäíåå ïîëîæåíèå ìåæäó ïðîíàöèåé è ñóïèíàöèåé.

Ïðè ýòîì êèñòü ñëåäóåò íåñêîëüêî ðàçîãíóòü, âëîæèâ â ëàäîíü ïëîòíûé âàòíûé âàëèê.

Äàëåå íåîáõîäèìî ïîëîæèòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íà ïîäãîòîâëåííóþ øèíó.

Ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü åå áèíòîì.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü ñëåäóåò èììîáèëèçèðîâàòü ïðè ïîìîùè êîñûíêè.

3. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå ïëå÷åâîé êîñòè

Ñíà÷àëà ñëåäóåò ïîäãîòîâèòü ëåñòíè÷íóþ øèíó íåîáõîäèìîé äëèíû (îò êîíöîâ ïàëüöåâ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû).

Ïðè ýòîì ìîäåëèðîâàòü åå íåîáõîäèìî ïî íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

 ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê äèàìåòðîì 8–10 ñì, êîòîðûé ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü áèíòîì, ïðîâåäÿ åãî ÷åðåç ãðóäü è çàâÿçàòü íà çäîðîâîì íàäïëå÷üå.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íåîáõîäèìî ñîãíóòü â ëîêòå ïîä ïðÿìûì óãëîì.

Äàëåå íà âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòü øèíû ïîëîæèòü êèñòü â ñðåäíåì ïîëîæåíèè ìåæäó ñóïèíàöèåé è ïðîíàöèåé.

Ñëåäóåò ïîäëîæèòü ïîä ñîãíóòûå ïàëüöû âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê.

Ïî çàäíåíàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íàïðàâèòü øèíó ÷åðåç ïëå÷î íà ñïèíó äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû.

Áèíòîì ñëåäóåò ñâÿçàòü êîíöû øèíû ïî íåïîâðåæäåííîìó íàäïëå÷üþ è ïîäïëå÷íîé îáëàñòè.

Çàòåì ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü øèíó ê êîíå÷íîñòè, íàêëàäûâàÿ áèíò ïî ñïèðàëè äî ëîêòåâîãî ñãèáà èëè ñðåäíåé òðåòè ïëå÷à.

×òîáû ëó÷øå çàôèêñèðîâàòü êîíå÷íîñòü, ñëåäóåò íàëîæèòü ïîâÿçêó Äåçî.

4. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êëþ÷èöû, ëîïàòêè, ãîëîâêè øåéêè ïëå÷à

1) Èììîáèëèçàöèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì êîñûíî÷íîé ïîâÿçêè

Ñëåäóåò âçÿòü êîñûíêó. Ïðè ýòîì äâà åå êîíöà äîëæíû áûòü äëèííûìè è îäèí êîðîòêèé.

Ñåðåäèíó êîñûíêè íåîáõîäèìî ïîäâåñòè ïîä ïðåäïëå÷üå, ñîãíóòîå â ëîêòå äî 90 ãðàäóñîâ.

Îäèí êîíåö êîñûíêè ðàçìåñòèòü ìåæäó ïðåäïëå÷üåì è òóëîâèùåì è ïðîâåñòè ÷åðåç çäîðîâîå ïëå÷î.

Ïðè ýòîì äðóãîé êîíåö, êîòîðûé íàõîäèòñÿ ñïåðåäè îò ïðåäïëå÷üÿ, ïðîâåñòè ïî ïîâðåæäåííîìó ïëå÷ó.

Îáà êîíöà íåîáõîäèìî çàâÿçàòü ñçàäè íà øåå.

Òðåòèé êîíåö êîñûíêè (åå âåðøèíó) ñëåäóåò çàãíóòü â îáëàñòè ëîêòÿ êïåðåäè è çàêðåïèòü áóëàâêîé.

2) Èììîáèëèçàöèÿ áèíòîâàíèåì

Ñíà÷àëà ïîâðåæäåííóþ ðóêó ñëåäóåò íåìíîãî îòâåñòè â ñòîðîíó.

×òîáû ïîäíÿòü ïëå÷åâîé ñóñòàâ è îòîäâèíóòü åãî îò ãðóäíîé êëåòêè, ïëå÷î ïðèæàòü ê òóëîâèùó è íàëîæèòü ïîâÿçêó â ïîäìûøå÷íóþ îáëàñòü.

Íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê.

Çàòåì ñëåäóåò ñîãíóòü ïîâðåæäåííóþ ðóêó ïîä ïðÿìûì óãëîì è ïðèæàòü ê ãðóäè.

Ïðè ýòîì êðóãîâûìè âèòêàìè áèíòà íåîáõîäèìî ïðèáèíòîâàòü ïîâðåæäåííóþ ðóêó ê òóëîâèùó. Äåëàòü ýòî ñëåäóåò îò çäîðîâîé ñòîðîíû ãðóäíîé êëåòêè ïî íàïðàâëåíèþ ê ïîâðåæäåííîé.

3) Èììîáèëèçàöèÿ êîëüöàìè Äåëüáå

Ñíà÷àëà ïî çäîðîâîìó ïëå÷ó ñìîäåëèðîâàòü äèàìåòð ñòàíäàðòíûõ êîëåö èëè èçãîòîâèòü êîëüöà èç ìàðëè è âàòû.

Ïðè ýòîì âàëèê èç âàòû ñëåäóåò îáåðíóòü ìàðëåé êâàäðàòíîé ôîðìû (60?60 ñì) îò îäíîãî óãëà íà äðóãîé. Íàðóæíûå óãëû ìàðëè, êîòîðûå ñâîáîäíû îò âàòû, íåîáõîäèìî çàâÿçàòü óçëîì â ôîðìå êîëüöà.

Êîëüöà ñëåäóåò íàäåòü íà ïëå÷è ñ äâóõ ñòîðîí (îíè íàïîìèíàþò ëÿìêè ðþêçàêà).

Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ìàêñèìàëüíî ñâåñòè ëîïàòêè.

Ïëå÷è îòâåñòè íàçàä, à êîëüöà ñâÿçàòü çà ñïèíîé ïðè ïîìîùè áèíòà.

5. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå ðåáåð è ãðóäèíû

1) Èììîáèëèçàöèÿ áèíòîâàíèåì

Ñíà÷àëà íåîáõîäèìî îñóùåñòâèòü íåòóãîå áèíòîâàíèå ãðóäíîé êëåòêè Ïîñòðàäàâøåãî èëè ñòÿíóòü åãî ãðóäü ïîëîòåíöåì.

Íà ãëóáîêîì âûäîõå øèðîêèìè áèíòàìè ïðîâîäÿò òóãîå áèíòîâàíèå.

Íà ãðóäíóþ êëåòêó ìîæíî íàëîæèòü ñïèðàëüíóþ ïîâÿçêó.

Ïðè ýòîì íà âûäîõå òêàíü (ïðîñòûíü, ìàðëþ, ïîëîòåíöå) ñëåäóåò îáåðíóòü âîêðóã ãðóäíîé êëåòêè, çàøèòü êðàé íèòêàìè èëè ôèêñèðîâàòü áóëàâêàìè.

Ñëåäóåò óäîñòîâåðèòüñÿ, ÷òî íåò îòêðûòîãî ïíåâìîòîðàêñà (ñêîïëåíèÿ âîçäóõà èëè ãàçîâ â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè).

Ïðè ïíåâìîòîðàêñå ïåðåä áèíòîâàíèåì ãðóäíîé êëåòêè íåîáõîäèìî íàëîæèòü ãåðìåòèçèðóþùóþ àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

2) Èììîáèëèçàöèÿ ñ ïðèìåíåíèåì ëåéêîïëàñòûðÿ

Íà ìåñòî ïåðåëîìà ñëåäóåò èç ëåéêîïëàñòûðÿ íàëîæèòü ÷åðåïèöåîáðàçíóþ ïîâÿçêó.

Øèðîêèå ïîëîñêè ëåéêîïëàñòûðÿ íåîáõîäèìî íàëîæèòü îò êðàÿ ãðóäèíû äî ïîçâîíî÷íèêà.

Ïðè ýòîì ïîñëåäóþùàÿ ïîëîñêà äîëæíà ïåðåêðûâàòü ïðåäûäóùóþ íà ïîëîâèíó. Ïîâÿçêà äîëæíà çàõâàòûâàòü îáëàñòü äâóõ-òðåõ ðåáåð âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà.

6. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå ëîäûæåê è êîñòåé ñòîïû

Íåîáõîäèìî ïîäãîòîâèòü 2 ëåñòíè÷íûå øèíû íåîáõîäèìîé äëèíû.

Ïðè ýòîì ïåðâóþ øèíó (80?11 ñì) ñëåäóåò ðàçìåñòèòü îò âåðõíåé òðåòè ãîëåíè ïî åå çàäíåé ïîâåðõíîñòè, ïîä ñòîïó äî êîíöà ïàëüöåâ.

Âòîðóþ øèíó (120?8 ñì) íåîáõîäèìî ñìîäåëèðîâàòü â ôîðìå äóãè îò âåðõíåé òðåòè ãîëåíè íàðóæíîé ñòîðîíû ïîä ñòîïó äî âåðõíåé òðåòè ãîëåíè âíóòðåííåé ñòîðîíû.

Íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü ñëåäóåò íàëîæèòü øèíû, àêêóðàòíî ôèêñèðóÿ èõ ìàðëåâûì áèíòîì.

7. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ãîëåíè

Ñëåäóåò ïîäãîòîâèòü 3 ëåñòíè÷íûå øèíû íåîáõîäèìîé äëèíû.

Ïðè ýòîì ïåðâóþ (120?11 ñì) ðàçìåñòèòü îò ÿãîäè÷íîé ñêëàäêè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïî çàäíåé ïîâåðõíîñòè áåäðà, ãîëåíè, ïîä ñòîïó äî êîíöîâ ïàëüöåâ.

Âòîðóþ (80?8 ñì) ðàçìåñòèòü îò âåðõíåé òðåòè íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè áåäðà äî íàðóæíîãî êðàÿ ñòîïû è çàãíóòü åå ïîä ñòîïó.

Òðåòüþ øèíó (80?8 ñì) ñëåäóåò ñìîäåëèðîâàòü òî÷íî òàê æå, êàê âòîðóþ, è ðàñïîëîæèòü íà âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íåîáõîäèìî ïîëîæèòü íà ïåðâóþ øèíó, àêêóðàòíî ïîäëîæèâ âàëèêè èç âàòû â ïîäêîëåííóþ ÿìêó è íàä ïÿòêîé.

Îñòàâøèåñÿ äâå øèíû ñëåäóåò ïðèëîæèòü ê íàðóæíîé è âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòÿì ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Íàêëàäûâàòü øèíû ñëåäóåò îò âåðõíåé òðåòè áåäðà äî ñòîïû, íåïðåìåííî ôèêñèðóÿ ïðè ýòîì êîëåííûé è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâû.

Ôèêñèðîâàòü øèíû íà êîíå÷íîñòè ñïèðàëüíûìè òóðàìè áèíòà.

8. Èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè ïðè ïåðåëîìå áåäðà

1) Èììîáèëèçàöèÿ ïðîâîëî÷íûìè øèíàìè Êðàìåðà

Íåîáõîäèìî ïîäãîòîâèòü 3 ëåñòíè÷íûå øèíû íåîáõîäèìîé äëèíû.

Ïåðâóþ øèíó ñëåäóåò ìîäåëèðîâàòü îò íèæíåãî óãëà ëîïàòêè ïîâðåæäåííîé ñòîðîíû ïî çàäíåé ïîâåðõíîñòè áåäðà, ãîëåíè, ïî ñòîïå äî êîíöà ïàëüöåâ.

Âòîðóþ øèíó íåîáõîäèìî ìîäåëèðîâàòü îò ïîäìûøå÷íîé ÿìêè ïî íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè òóëîâèùà, áåäðà, ãîëåíè äî íàðóæíîãî êðàÿ ñòîïû è çàãíóòü ïîä ñòîïó.

Òðåòüþ øèíó ñëåäóåò ðàçìåñòèòü îò ïàõîâîé îáëàñòè ïî âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïîä ñòîïó.

Çàòåì íåîáõîäèìî àêêóðàòíî ïðèïîäíÿòü ïîñòðàäàâøóþ êîíå÷íîñòü è ïîëîæèòü åå íà ïåðâóþ øèíó.

 ïîäêîëåííóþ ÿìêó è íàä ïÿòêîé ñëåäóåò ïîäëîæèòü âàëèê èç âàòû.

Ïðèëîæèòü äâå îñòàâøèåñÿ øèíû.

Çàòåì çàôèêñèðîâàòü øèíû áèíòîì.

2) Èììîáèëèçàöèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì øèíû Äèòåðèõñà

Ñëåäóåò ìîäåëèðîâàòü øèíó ïî çäîðîâîé êîíå÷íîñòè:

– êîðîòêóþ ïëàíêó øèíû ìîäåëèðîâàòü ïî âíóòðåííåé ñòîðîíå êîíå÷íîñòè, åå äëèíà äîëæíà èçìåðÿòüñÿ îò ïàõîâîé ñêëàäêè è áûòü äëèííåå êîíå÷íîñòè íà 10–15 ñì;

– äëèííóþ ïëàíêó øèíû ñìîäåëèðîâàòü ïî íàðóæíîé ñòîðîíå êîíå÷íîñòè è òóëîâèùà, åå äëèíà äîëæíà èçìåðÿòüñÿ îò ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû è áûòü äëèííåå êîíå÷íîñòè íà 10–15 ñì.

Êîíå÷íîñòü ñëåäóåò íåìíîãî ñîãíóòü â òàçîáåäðåííîì è êîëåííîì ñóñòàâàõ.

Ïî îòíîøåíèþ ê ãîëåíè ñòîïà äîëæíà ðàñïîëàãàòüñÿ ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ.

 îáëàñòü ïðîìåæíîñòè â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó ñëåäóåò óëîæèòü âàòíî-ìàðëåâûå âàëèêè.

Ïðè ýòîì âîñüìèîáðàçíîé ïîâÿçêîé ñëåäóåò îáÿçàòåëüíî ôèêñèðîâàòü ïîäîøâåííóþ ÷àñòü øèíû ê ñòîïå (êðåïëåíèå äëÿ øíóðà íàðóæó).

Íèæíþþ ÷àñòü âíóòðåííåé êîðîòêîé ïëàíêè ñëåäóåò çàâåñòè âî âíóòðåííþþ ñêîáó ïîäîøâåííîé ÷àñòè øèíû. Ïðè ýòîì øèíà äîëæíà íàõîäèòüñÿ íà ðàññòîÿíèè 10 ñì îò «ïîäîøâû», âàëèê øèíû äîëæåí ïðèëåãàòü ê áåäðó è óïèðàòüñÿ â ïðîìåæíîñòü.

Ïîäâèæíóþ ÷àñòü, íàõîäÿùóþñÿ íà òîðöå âíóòðåííåé ïëàíêè ñ îòâåðñòèåì, ñëåäóåò óñòàíîâèòü ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ.

 îòâåðñòèå íåîáõîäèìî àêêóðàòíî ïðîñóíóòü âåðåâêó îò ïîäîøâåííîé ÷àñòè øèíû.

Íèæíþþ ÷àñòü äëèííîé íàðóæíîé ïëàíêè øèíû ñëåäóåò çàâåñòè â íàðóæíóþ ñêîáó ïîäîøâåííîé ÷àñòè øèíû, à åå øèï – â ïàç òîðöîâîé ïëàíêè, íàõîäÿùåéñÿ ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ. Ïðè ýòîì øèíà äîëæíà îòñòîÿòü îò ïîäîøâû íà 10 ñì.

 öåëÿõ ïðåäóïðåæäåíèÿ ñäàâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ íåêðîçà ïîä êîñòíûå âûñòóïû (ëîäûæåê, êîëåííîãî ñóñòàâà, áîëüøîãî âåðòåëà è êðûëà ïîäâçäîøíîé êîñòè) ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü ïðîêëàäêó èç âàòû.

Íàðóæíóþ øèíó íåîáõîäèìî ïîëîæèòü âäîëü êîíå÷íîñòè è òóëîâèùà äî ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû.

Åå ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü ðåìíåì ÷åðåç ïëå÷î ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû è ÷åðåç òàëèþ, äðóãèì ðåìíåì – ê òóëîâèùó.

Íåîáõîäèìî ðåìíåì çàôèêñèðîâàòü âíóòðåííþþ øèíó ê áåäðó.

Ïðè ýòîì øèíó â îáëàñòè ãîëåíè ñëåäóåò çàôèêñèðîâàòü áèíòàìè.

Çàêðó÷èâàÿ âåðåâêó, ïðè ïîìîùè ïàëî÷êè, êîòîðóþ íåîáõîäèìî çàôèêñèðîâàòü, ñëåäóåò îñóùåñòâèòü íàòÿæåíèå êîíå÷íîñòè.

9. Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà

Íåîáõîäèìî ïåðåëîæèòü ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíó íà äåðåâÿííûé ùèò, òâåðäûå íîñèëêè ñ ïîìîùüþ äâóõ – òðåõ ïîìîùíèêîâ.

Âñå ÷àñòè òåëà ñëåäóåò ïîäíèìàòü îäíîâðåìåííî.

Ïîä êîëåíè ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî ïîëîæèòü âàëèê èç îäåÿëà, ïîäóøêè èëè îäåæäû.

Êîíå÷íîñòè ïðè ýòîì äîëæíû áûòü ïîëóñîãíóòû â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ (ïîçà «ëÿãóøêè»).

Áåäðà ñëåäóåò ðàçâåñòè â ñòîðîíû íà 20–30 ñì è çàôèêñèðîâàòü èõ ðåìíåì, íàëîæèâ åãî â ôîðìå âîñüìåðêè â îáëàñòè íèæíåé òðåòè áåäåð.

10. Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà

Ñëåäóåò ïåðåëîæèòü ïîñòðàäàâøåãî íà äåðåâÿííûé ùèò ïðè ïîìîùè äâóõ-òðåõ ïîìîùíèêîâ.

Âñå ÷àñòè òåëà íåîáõîäèìî ïðè ýòîì ïîäíèìàòü îäíîâðåìåííî.

 îáëàñòè ïåðåëîìà ïîä ïîçâîíî÷íèê ñëåäóåò ïîäëîæèòü ïëîñêèé âàëèê (òîëüêî ïîä ïîÿñíè÷íûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà è ïîä êîëåíè äëÿ ðàçãðóçêè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà).

Ïðè ïåðåëîìå øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà íåîáõîäèìî íàäåòü íà øåþ ïîñòðàäàâøåãî âàòíî-ìàðëåâûé èëè ïíåâìàòè÷åñêèé âîðîòíèê è çàêðåïèòü åãî çàñòåæêàìè.

Çàâåðøàþùèé ýòàï

Ñëåäóåò ñîîáùèòü ïîñòðàäàâøåìó î ðåçóëüòàòàõ èììîáèëèçàöèè è äàëüíåéøèõ äåéñòâèÿõ, åñëè îí íàõîäèòñÿ â ñîçíàíèè.

Íåîáõîäèìî ïåðåíåñòè ïîñòðàäàâøåãî â ìàøèíó ñ öåëüþ òðàíñïîðòèðîâàíèÿ â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Çàòåì ñíÿòü ïåð÷àòêè, ïîìåñòèòü èõ â êîíòåéíåð äëÿ äåçèíôåêöèè.

Ãèãèåíè÷åñêèì ñïîñîáîì ñëåäóåò îáðàáîòàòü ðóêè è îñóøèòü èõ.

Ñïðàâèòüñÿ ó ïàöèåíòà î åãî ñàìî÷óâñòâèè, åñëè îí íàõîäèòñÿ â ñîçíàíèè.

Ïðè èììîáèëèçàöèè åãî îáùåå ñîñòîÿíèå íå äîëæíî óõóäøèòüñÿ.

Øèíà äîëæíà îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü äâóõ ñóñòàâîâ, âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà, à ïðè ïîâðåæäåíèè ïëå÷à è áåäðà – òðåõ ñóñòàâîâ.

Ïðè ýòîì ñ ïîñòðàäàâøåãî íè â êîåì ñëó÷àå íåëüçÿ ñíèìàòü îäåæäó.

Ïåðåêëàäûâàòü ïàöèåíòà ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà èëè êîñòåé òàçà ìîæíî òîëüêî îäèí ðàç.

Âòîðóþ òðàíñïîðòèðîâêó äîëæíû äåëàòü óæå â ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè.

Íåîáõîäèìî ñäåëàòü çàïèñü îá èììîáèëèçàöèè â ñîïðîâîäèòåëüíîì ëèñòå, êîòîðûé ïðèíÿò â ñëóæáå ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

Источник

Переломом называют разрушение структуры костной ткани, которое требует медицинского вмешательства. Не всегда есть возможность обеспечить незамедлительное оказание профессиональной помощи. В этом случае требуется провести грамотные действия по доставке пациента в больницу. Наложение шины при переломах разной локализации позволяет довезти больного без дополнительных повреждений, облегчает дальнейшее лечение.

Шина при переломе костей кисти

Типы шин и для чего их накладывают

Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.

Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.

Среди них:

  • тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
  • разрывы сухожилий, мускул;
  • травмирование кровеносных сосудов;
  • развитие болевого шока.

Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:

  • пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
  • ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
  • лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
  • шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.

В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.

 К выбору предметов для транспортировки больного надо относиться внимательно. У них не должно быть острых углов, которыми можно ранить человека.

В современной медицине чаще всего используют приспособления Дитерихса и Крамера, поскольку они наиболее универсальны.

Шина дитерихса и техника ее наложения

Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день. Входит в наборы средств неотложной помощи, предназначенные для бригад «скорой», травматологических пунктов, других медучреждений.

Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:

  1. Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
  2. Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
  3. Снизу закрепляют подошву.
  4. Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.

Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.

Шина Крамера и ее правильно положение

Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.

Шина при переломе костей кисти

Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:

  1. Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
  2. Моделируют по изгибам.
  3. Оборачивают ватой и бинтами.
  4. Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.

Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.

Общие правила и рекомендации наложения шин

Когда специальных приспособлений для фиксации нет, можно использовать в их качестве различные подручные предметы. Подойдут доски, палки, плотный картон, другие прочные вещи.

Оказывая пострадавшему первую помощь, необходимо соблюдать общие правила наложения шин при переломах:

  • закреплять фиксатор не только на саму поврежденную область. Обездвижить надо два ближайших к травме сустава;
  • нельзя снимать одежду с пострадавшего. Когда есть открытая рана, ткань надо осторожно разрезать, чтобы остановить кровотечение, но не стягивать вещи;
  • закреплять конструкцию крепко, но без передавливания мягких тканей;
  • не прикладывать приспособления к голому телу. Предварительно их надо обмотать материей;
  • удерживающие ленты располагать выше либо ниже места травмы, чтобы давлением не усиливать боль;
  • выступающие костные отломки продезинфицировать, наложить стерильную повязку;
  • мышцы больного должны быть расслаблены. Для этого сломанную конечность нужно аккуратно согнуть в крупных суставах под углом 10 градусов (не более);
  • перекладывать пострадавшего надо вдвоем, чтобы место разлома не находилось на весу.

Фиксировать сломанную часть тела надо в исходном положении не распрямляя. Самостоятельно пытаться вправить кости запрещено!

После обездвиживания надо проверить, не слишком ли затянут крепеж. Кожные покровы должны быть теплыми, пульс в местах крупных артерий (на лучевой кости или стопе) хорошо прощупываться. Затем больного следует сразу доставить в больницу или вызвать «Скорую помощь».

Как наложить шину при различных переломах

Имеет свои нюансы наложение шины при переломах разных частей тела. Они обусловлены особенностями строения скелета, мышечных волокон, пролеганием кровеносных сосудов.

С особой осторожностью следует действовать при подозрении на повреждения позвоночного столба или головы.

Верхние конечности

Поврежденное предплечье фиксируется с двух сторон: наружной и тыльной. Если сломан плечевой сустав, шина должна закрепляться с захватом двух соседних суставов.

Сломанную плечевую кость обездвиживают, прокладывая одну шину по внутренней стороне от плеча до подмышки, другую – снаружи. Она должна быть чуть длиннее кости, выдаваться за локтевой и плечевой суставы.

Шина при переломе костей кисти

При любых переломах верхних конечностей (даже при невозможности сделать шины) руку сгибают в локте под углом 90 градусов, подвешивают на косынке, перекинутой через шею. Дополнительно можно прибинтовать ее к туловищу.

Нижние конечности

Сломанную кость бедра фиксируют двумя шинами, расположенными параллельно:

  • первая располагается от внешней лодыжки до подмышки;
  • вторая – от внутренней лодыжки до паховой области.

Более надежную иммобилизацию можно обеспечить, если использовать третью шину, наложив ее сзади, от пятки до лопатки. При отсутствии подходящих подручных материалов поврежденную ногу нужно аккуратно, но крепко прибинтовать к здоровой конечности.

Перелом голени шинируют от костей стопы до ягодиц. Закрепляют в верхней части бедра, у коленного сустава и голеностопа.

Второй вариант: закрепить две параллельные шины по обе стороны ноги. Начинаться они должны в паху, внизу – выступать за стопу на 4 см.

Плечевой пояс

При разломе ключицы под мышку закладывают валик. На руку надевают косынку (или ремень), перекидываю ее через шею. Можно скрутить из матерчатых жгутов плотные кольца, надеть через подмышки, затянуть на спине, под узел проложить ватный рулон.

Сломанную лопатку иммобилизуют в схожем положении, прибинтовывая руку к туловищу. При обоих повреждениях плечи должны быть чуть приподняты, развернуты, отведены назад.

Ребра

Сломанные ребра фиксируют, чтобы они не двигались во время вдохов и выдохов. Эффективным методом является обвязывание грудной клетки простыней. Дышит больной при помощи мышц живота.

При этом повреждении нельзя ложиться, стоит воздерживаться от разговоров. Иначе осколками костей можно повредить внутренние органы.

Позвоночник

Переломы позвоночного столба относятся к категории самых опасных. Они чреваты повреждениями спинного мозга, развитием парезов или параличей, нарушениями в работе органов малого таза.

При малейшем подозрении на травму позвоночника больного надо аккуратно уложить на ровную, жесткую поверхность. Можно использовать обычную дверь, снятую с петель. Сидеть и стоять пострадавшему нельзя.

Если для транспортировки человека с разрушением грудного либо поясничного отделов используются мягкие носилки, пострадавшего нужно перевернуть на живот. При травмировании шейного отдела пациента следует положить на спину, пол-лопатки поместить валик, голову зафиксировать подушками в центральном положении.

Кости таза

Такие переломы (особенно повреждения копчика) обычно вызывают сильную боль. Для иммобилизации человека кладут на спину, подложив под бедра плотный тряпичный валик.

Разрушение шейки бедра фиксируют так же, как нижние конечности. Действовать надо крайне аккуратно, поскольку переломы костей таза чреваты разрывами крупных кровеносных сосудов.

Шея

Травму шеи надо зафиксировать так называемым воротником Шанса. Это своеобразная ватно-марлевая повязка подходящего размера, плотная и объемная.

Подобная конструкция блокирует движения головы. Носят воротник несколько недель, в зависимости от тяжести повреждения. На ночь – снимают.

Пальцев рук

Шины при переломе пальцев рук накладывают по обе стороны поврежденного пальца, используя три полосочки тонкой ткани.

Одной обматывают часть тела, второй – прокладку между шиной и кожей, закрепляют ее на пальце. Третью полосу материи используют для закрепления самой шины и обматывания пальца ниже места перелома. А также ее нежно закрепить сверху.

При переломе мизинца можно использовать обычный карандаш, закрепив его вдоль травмированной области и края ладони.

Особенности оказания первой помощи при переломах

Человека, получившего серьезную травму, прежде всего надо успокоить, купировать возможный приступ истерии и сильную боль. Для этого можно дать пострадавшему подходящий лекарственный препарат, приложить холод (подойдут даже замороженные продукты из морозилки). При травме закрытого типа после этого нужно приступать к иммобилизации поврежденной части тела.

Шина при переломе костей кисти

Отдельное внимание стоит уделить открытым переломам крупных костей (например, бедра или плеча). Такие травмы, как правило, сопровождаются обильным кровотечением. Его нужно постараться остановить.

Алгоритм оказания первой помощи в этом случае следующий:

  1. Уложить человека на ровную поверхность, стараясь не шевелить сломанную конечность.
  2. Обеззаразить кожные покровы вокруг раны. Подойдут йод, спирт либо иной антисептик.
  3. Сделать давящую повязку. Чистую ткань для нее надо свернуть в несколько слоев.
  4. Наложить шину так, чтобы место кровотечения было на виду. Это необходимо для контроля над его интенсивностью.

Если кровь вытекает мощной, пульсирующей струей, перед обездвиживанием следует наложить жгут выше раны:

  • при травмировании руки – посередине плеча;
  • если повреждена нога – на середину бедра.

Когда повязка начнет промокать менее интенсивно, приступить к размещению шины. Под жгут просунуть записку с указанием времени его затягивания (держать жгут допустимо не дольше двух часов).

До приезда «скорой помощи» надо внимательно наблюдать за пульсом, артериальным давлением, другими физиологическими показателями больного. При подобных травмах высока вероятность травматического шока. Такое развитие событий потребует проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

Наложение шины в клинических условиях

После доставления больного в медицинское учреждение, его начинают готовить к необходимым манипуляциям. Проводят необходимые лабораторные исследования.

Затем приступают непосредственно к наложению шины:

  1. Медицинский персонал дезинфицирует руки, надевает стерильные перчатки.
  2. Пациенту вводят обезболивающий препарат.
  3. Укладывают на носилки.
  4. Прикладывают шину к здоровой конечности.
  5. Деформируют ее по физиологическим изгибам.
  6. Получившуюся конструкцию фиксируют на травмированном участке.

Вся процедура проходит под медицинским контролем над общим состоянием пациента и его поведенческими реакциями.

Неправильно сросшиеся переломы существенно снижают качество жизни человека. Нарушают двигательную активность, в тяжелых случаях приводят к инвалидизации.

В успешном лечении травм важную роль играет то, насколько грамотно и своевременно была оказана первая помощь. Правильно наложенная шина позволяет доставить больного к врачу без дополнительных повреждений тканей, существенно сокращает срок реабилитации, помогает полностью восстановить функциональность органа.

Источник

Читайте также:  Как лечить переломы ребер у кота