Шина крамера при переломах стопы
Шина Крамера — простое и гениальное изобретение середины прошлого века, принадлежащее советскому ученому, врачу-травматологу Гарри Крамеру, до настоящего времени широко применяется в травматологии. Шина Крамера является самым удобным средством фиксации при переломах конечностей, шейного отдела позвоночника в быту и на производстве, во время ДТП и занятий спортом, на время транспортировки пострадавшего в больницу.
Легкость, надежность, удобство и возможность моделирования на любом участке тела – качества, благодаря которым это приспособление имеет постоянную «прописку» на станциях скорой помощи, в медицинских и травматологических пунктах, отделениях больниц.
Автор статьи / Эксперты сайта
Шулепин Иван Владимирович, врач травматолог-ортопед, высшая квалификационная категория
Общий стаж работы более 25 лет. В 1994 г. окончил Московский институт медико-социальной реабилилитологии, в 1997 г. прошел ординатуру по специальности «Травматология и ортопедия» в Центральном научно-исследовательском институте травмотологии и ортопедии им. Н.Н. Прифова.
Устройство
Конструкция чрезвычайно проста, она представляет собой лестницу из металлической проволоки, которую можно согнуть в любом месте и под любым углом, повернуть вокруг оси – словом, придать ей форму, наиболее физиологичную для конкретной части тела. При этом пострадавшему причиняется гораздо меньше боли, чем при наложении деревянной шины или шины из подручного материала.
Наружный каркас (рама) изготавливается из алюминиевого сплава, это придает гибкость и возможность принимать нужную форму. Внутренние перемычки (сетка) изготовлены из негнущейся стальной проволоки, которая и обеспечивает жесткую фиксацию.
Благодаря сетчатому строению, шина имеет небольшой вес, что также уменьшает вероятность травмирования при перевозке пациента. Помимо этого, можно быстро смонтировать шину и фиксировать не только сам участок перелома, но и ближайшие к нему суставы, а при необходимости — и всю конечность. Это обеспечивается за счет надежного обездвиживания. Также предупреждается смещение отломков во время транспортировки пациента в лечебное учреждение.
Шины Крамера бывают самых различных размеров: от маленьких и узких для кисти до 2-метровых, накладываемых на бедро, плечо, есть и широкие конструкции на случай переломов позвоночника, костей таза.
Производители лестничных шин – различные российские компании, заводы и объединения по выпуску медицинских принадлежностей. Стоимость невысока – от 500 рублей, приобрести можно в магазинах медицинской техники, в интернете на сайтах компаний-поставщиков.
Показания к применению
Проволочная шина используется при оказании первой помощи для временной иммобилизации при таких травмах:
- переломах и вывихах верхней конечности;
- переломах и вывихах нижней конечности;
- переломах костей плечевого пояса;
- переломах костей таза;
- повреждениях шейного отдела позвоночника;
- разрывах связок, мышц и сухожилий, нервных волокон, сосудов;
- повреждениях суставов;
- обширных ожогах и отморожениях конечностей;
- тяжелых черепно-мозговых травмах.
Однако применение не ограничивается только лишь тяжелыми травмами, ее вполне можно наложить для временной фиксации при несложных переломах, ранах в области суставов, а также при воспалительном процессе, когда необходим покой конечности (воспалении сухожилий, суставов, гнойном процессе).
С другой стороны, это — лишь временная мера, чтобы доставить пациента в больницу, где ее заменят на гипсовую повязку после обследования, или направят больного на операцию, если это необходимо.
Наложение шины при переломах
В практике шина наиболее востребована для первичного обездвиживания при различных переломах – как со смещением, так и без него. При этом нужно соблюдать следующие правила ее наложения. Общий алгоритм действий таков:
- сначала надо выполнить моделирование (изогнуть), но примерять на здоровую, а не на травмированную конечность, чтобы не допустить дополнительного травмирования;
- моделирование должно соответствовать конфигурации поврежденной конечности в данный момент, чтобы не изменять ее форму, не усугублять травму;
- шину необходимо обернуть ватой и замотать бинтом, чтобы металлическая поверхность не давила на тело, а если она уже в чехле, то этого делать нет необходимости;
- между шиной и костными выступами (локтем, лодыжкой, пяткой) нужно подложить небольшие ватно-марлевые подушечки, чтобы не было сдавливания;
- одежда и обувь не снимаются, шина накладывается сверху, если перелом закрытый, если же имеется открытая рана, прежде нужно разрезать одежду, обработать кожу вокруг настойкой йода, рану закрыть стерильной марлевой повязкой;
- в морозную погоду поверх шины нужно укутать конечность одеялом, теплой одеждой, чтобы охладившийся металл не повредил кожу.
Наложение при переломе плеча
Моделируют шину на здоровой руке, накладывают от здорового плечевого сустава, далее вдоль плечевого пояса сзади и спускаются по наружной поверхности плеча, предплечья до кончиков пальцев, изогнув в области локтя под углом 90°, оборачивают ватой и бинтом, на концах привязывают тесемки. Прикладывают к поврежденной руке, предварительно подложив подмышку ватный или матерчатый валик и слегка подав плечо вперед примерно на 30°. Верхний конец должен заходить на здоровый плечевой сустав. Тесемки завязывают, сверху на всем протяжении прибинтовывают широким бинтом.
Наложение при переломе предплечья
Подготавливают шину, моделируя по здоровой руке, от кончиков пальцев до верхней трети плеча, согнув в локтевом суставе под прямым углом. Оборачивают, прикладывают по наружной поверхности конечности, предварительно положив в ладонь и под локтевой отросток ватно-марлевый валик. Прибинтовывают, снаружи оборачивают косынкой или шарфом, широким бинтом, подвешивают к шее, чтобы у руки был упор. Если имеется только перелом лучевой кости без смещения, шину кладут от кончиков пальцев до локтевого сустава, руку подвешивают на косынку.
Наложение при переломе бедра
Шина Крамера на бедре эффективна при переломах в нижней и средней трети. При более высоких повреждениях она не дает достаточно жесткой фиксации из-за сильного сокращения мощных мышц, в этих случаях применяются деревянные не гнущиеся шины. Обязательно наличие 3 шин разных размеров. Одна должна идти по задней поверхности, начиная от подошвенной стороны пальцев стопы, в области пятки ее сгибают под прямым углом, а под коленом слегка выгибают вперед. Верхний край шины должен доходить до уровня лопатки. Другая шина идет по наружной поверхности голени и бедра от края стопы до подмышечной области, третья – по внутренней стороне голени и бедра от края стопы до паховой складки. Все это осторожно укладывают поверх одежды и обуви, фиксируют тесемками на спине, бинтом на стопе, голени и бедре.
Важно все это делать пошагово, чтобы не увеличить смещение отломков кости.
Наложение при переломе голени
На голень также накладывают 3 шины: по задней и боковым поверхностям. Заднюю изгибают на уровне пятки в виде сапожка, ведут от пальцев до верхней трети бедра, в подколенную ямку кладут небольшой валик, чтобы не было движений в суставе. Наружная шина идет от края стопы до верхней трети бедра, внутренняя – до паха. Под лодыжки необходимо положить небольшие ватные валики. Все вместе бинтуют, слегка приподняв ногу.
Если перелом голени ограничивается областью голеностопного сустава, достаточно одной широкой шины, наложенной в виде сапожка по задней поверхности, чтобы обязательно край шины выступал над уровнем пальцев стопы. Под пятку и нижнюю часть ахиллова сухожилия подкладывают ватно-марлевый валик.
Шинирование шейного отдела позвоночника и головы
Для иммобилизации шеи и головы берут 2 длинных шины. Одна накладывается по задней поверхности вдоль средней линии, начиная от края роста волос на лбу, изгибается на затылке, под затылочные бугры подкладывают ватно-марлевый валик, на уровне углов лопаток прибинтовывают к грудной клетке. Второй этап наложение поперечной шины, она идет, огибая центр головы, над ушными раковинами к верхней трети обоих плеч, где фиксируется бинтами.
Шины фиксируют одна к другой в области лба тесьмой.
Важно предварительно отмоделировать их на здоровом человеке, приблизительно с такими же параметрами, как и пострадавший.
Заключение
Лестничная шина Крамера – оптимальное средство для оказания первой помощи при различных травмах. Важно правильно наложить ее, выполняя изложенные выше рекомендации. Отнюдь не лишним будет иметь такую вещь в доме, в багажнике автомобиля.
Как правильно наложить шину Крамера при переломе предплечья
Источник
1)Согнуть конец шины (длиной 80 см) на
расстоянии 20-25 см под углом 900;
2)Отмоделировать шину под изгибы в
области икроножной мышцы и пятки;
3)Прибинтовать шину, подложив под костные
выступы вату;
Примечание:при тяжелых переломах
лодыжек, когда возникает опасность
бокового смещения стопы, целесообразно
использовать для иммобилизации три
шины: одна — по задней поверхности и две
другие по внутренней и наружной
поверхностям голени.
4. Техника иммобилизации шиной Крамера при переломах костей голени и стопы:
1)Предварительно изогнуть конец шины
длиной 120 см под углом 900и выполнить
изгиб соответственно под выпуклость
икроножной мышцы и пятки;
2)Уложить шину по задней поверхности
выпрямленной в коленном суставе нижней
конечности и по подошвенной поверхности
стопы;
3)Дополнительно по одной шине наложить
с наружной и внутренней сторон конечности;
4)В области костных выступов под шину
подложить ватные прокладки;
5)Прибинтовать шины к конечности;
6)Конечность вместе с шиной подвесить
на косынке.
| Фиксация |
5. Техника иммобилизации шинами Крамера при переломах бедра:
1)Связать две шины (длиной 120 см) вместе
по длине;
2)Изогнуть нижний конец спаренной шины
на расстоянии 10-15 см от конца;
3)Приложить выполненную удлиненную шину
к наружной поверхности поврежденной
конечности и к боковой поверхности
туловища до подмышечной впадины;
4)Приложить вторую шину по внутренней
поверхности бедра (от промежности до
пятки);
5)Отмоделировать третью шину так, чтобы
имелось углубление для пятки, икроножной
группы мышц и небольшой угол сгибания
в коленном суставе, после этого согнуть
дистальный конец шины на расстоянии
25-30 см от края под углом 900;
6)Приложить последнюю отмоделированную
шину к задней поверхности поврежденной
конечности;
7)Уложенные на конечность шины укрепить
бинтовой повязкой.
6. Техника иммобилизации шиной Дитерихса при переломе бедра:
1)Раздвинуть бранши шины на такую длину,
чтобы наружная половина, упираясь
верхним костылем в подмышечную впадину,
а внутренняя — в промежность пострадавшего,
выступая за край подошвы на 10-12 см;
2)Фиксировать достигнутое положение
браншей, вставив шпенек одной половины
каждой бранши в соответствующее
отверстие другой половины;
3)К внутренней поверхности обеих половин
шины, промежностному и подмышечному
костылям прибинтовать ватные прокладки;
4)Внутреннюю и наружную половины шины
нижними концами провести через проволочные
скобы подстопника;
5)Подстопник фиксировать к подошвенной
поверхности обуви;
6)Обе половины шины приложить и фиксировать
к боковым поверхностям туловища и
конечности специальными лямками;
Примечание:С целью устранения
провисания, лучшей иммобилизации и
создания некоторого сгибания (5-10)
в коленном суставе по задней поверхности
конечности можно уложить отмоделированную
обернутую ватой лестничную шину;
7)Через отверстие в нижней поперечной
перекладине наружной половины шины
пропустить закрутку;
8)Осторожно потягивая за стопу и закручивая
закрутку произвести вытяжение
конечности до тех пор, пока ось
поврежденной конечности не будет
исправлена, а костыли не упрутся в пах
и подмышечную впадину;
9)Циркулярными ходами бинта окончательно
фиксировать шину к туловищу и конечности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Лестничная шина Крамера — это специальное ортопедическое устройство, которое предназначено для иммобилизации и транспортировки пациентов с травмами опорно — двигательной системы. Ее прямое предназначение — фиксация поврежденной конечности на этапе доврачебной помощи.
Что представляет собой шина Крамера
Данное ортопедическое устройство представляет собой небольшую лесенку, поскольку ее конструкция — это набор проволочных решеток и ремней для крепления. Строение шины хорошо заметно на фото, приведенном ниже. Шину изготавливают из алюминия, ведь этот материал очень гибкий и легкий, хорошо гнется и поддается моделированию. Такой материал позволяет зафиксировать конечность практически в любом положении, однако внутреннее соединение выполнено из стали, что придает конструкции определенную жесткость при иммобилизации.
Снаружи проволочный остов обложен чехлом, который изготовлен из ваты, марли или любой мягкой ткани. Это позволяет смягчить неприятные ощущения, которые возникают при прикосновении кожи с жестким и холодным металлом (высокая теплопроводность металла приводит как к его быстрому перегреву, так и быстрому охлаждению, зимой такое изделие будет очень холодным).
Когда используют
Прежде всего данное ортопедическое изделие используется при транспортировке пострадавших в медицинское учреждение, когда существует необходимость в надежной иммобилизации поврежденных участков тела. Его накладывают при переломах, вывихах, разрывах сухожилий и связок как верхних, так и нижних конечностей. Также его используют при сдавливании мышц и костей, тяжелых ушибах. С его помощью можно зафиксировать шейный отдел позвоночника. До прибытия в больницу необходимо сохранить безопасное положение ноги, руки или другой части тела, чтобы предупредить развитие возможных осложнений. Приспособление помогает их избежать, поскольку образует искусственную поддержку травмированным участкам тела.
Фиксатор также используют при травматизации мягких тканей, при этом следует обратить внимание на способы его наложения и специфические особенности применения этого устройства.
Таким образом, фиксатор используют при:
- переломах костей рук и ног;
- повреждении шейного отдела позвоночника;
- черепно- мозговых травмах;
- вывихах;
- повреждениях мышечной ткани (тяжелые ушибы, разрывы связок и сухожилий,
- сдавливании тканей и размозжении костей;
- отморожениях и ожогах;
- повреждении нервных пучков и сосудов.
При легких повреждениях данную конструкцию не используют. Однако ее можно применить как аналог мягкого бандажа.
Наложение шины Крамера при переломе плеча
Перед тем как наложить фиксатор, необходимо обернуть его ватой и забинтовать бинтом, после надеть чехол, предварительно продезинфицировав его специальным раствором.
Алгоритм наложения фиксатора следующий:
- Посадить пострадавшего на стул лицом к себе.
- Разрезать одежду ножницами, сделать доступ к травме.
- При осмотре повреждения выявить характер травмы (перелом, вывих или ушиб).
- Обвернуть конструкцию ватой с обеих сторон, а также прибинтовать вату к ней (предупредить повреждения кожи);
- По углам лангета на его конце привязать две скрученные ленточки из марли, которые имеют по 80 см каждая.
- Затем проволочный каркас смоделировать под прямым углом, а место изгиба регулируют по здоровой руке пациента.
- Смоделированный лангет накладывают пострадавшему на плечевой пояс.
- Подвинуть плечо вперед таким образом, чтобы образовался угол в 30 градусов.
- Приложить фиксатор к здоровой руке таким образом, чтобы плечо, локоть и кисть были им охвачены.
- Конец изделия должен проходить по спине до противоположного плечевого сустава.
- Вложить кусок ваты в подмышечную впадину, а марлевые подвязки завязать на другом конце шины в области предплечья.
- В ладонь также вложить валик из ваты и зафиксировать конструкцию полностью при помощи бинтовой повязки.
- Можно наложить повязку Дезо для более надежной фиксации всего плечевого пояса.
Наложение устройства при травме нижней конечности
При травме нижней конечность лестничный каркас накладывают в следующей последовательности:
- Создать пациенту комфорт, использовать анестезию (если существует необходимость).
- Придать приспособлению нужную форму.
- Один конец фиксатора должен проходить вдоль икр, а другой — направлен к пальцам ног, согнув его под прямым углом.
- Жесткие элементы должны находиться под ногой, которая согнута в голеностопном суставе под 90 градусов.
- Каркас изделия должен достигать середины бедра человека.
- Вторая часть конструкции должна находиться над ногой, обеспечивая жесткую иммобилизацию.
- Повязку закрепить винтообразной повязкой от кончиков пальцев ног поднимаясь вверх.
- В месте контакта кожи с металлической конструкции также целесообразно использовать мягкие ватные валики.
- Пальцы оставляют открытыми, их не фиксируют.
Фиксация шейного отдела позвоночника
Иммобилизацию проводят в следующей последовательности:
- Уложить пострадавшего таким образом, чтобы обеспечить ему максимальный комфорт и спокойствие.
- Для фиксации необходимы два проволочных каркаса, предварительно приготовив мягкий чехол каркаса.
- Из одной части делают шапочку, которая проходит по контуру плеча, макушке головы, уха и возвращаясь опять к плечу.
- Другая часть проходит вдоль спины, крепится между лопатками, пролегает вдоль шеи по затылку и далее вокруг головы, достигая лба.
- Обе части фиксируются между собой бинтовой повязкой.
Оценка статьи:
(1 оценок, среднее: 2,00 из 5)
Загрузка…
Источник
При переломе голени, стопы или бедра ногу нужно зафиксировать как можно быстрее – это предотвратит смещение костей и развитие дальнейших осложнений после травмы.
Умение наложения шины на доврачебном этапе укоротит время реабилитации. Однако следует не только знать о самой иммобилизации, нужно уметь правильно накладывать шину. В противном случае можно нанести дополнительный вред окружающим мягким тканям.
Наложение фиксатора при переломе нижней конечности происходит только после остановки кровотечения и первичной обработки раны. Детальнее об оказании первой помощи, консервативном и хирургическом лечении перелома голени, голеностопа и лодыжки, читайте здесь.
Что такое шина: общие принципы фиксации
Шина – это инструмент фиксации, предназначенный для предотвращения и лечения травматических повреждений опорно‐двигательного аппарата.
Иммобилизатор при переломе может быть «профессиональным» (используется бригадой скорой помощи) и импровизированным (сооружается из подручных средств).
Главная задача наложения иммобилизатора при переломе конечности – сохранить и зафиксировать сломанные кости до поступления пострадавшего в больницу.
В медицине существует много шин, однако при переломах голени, стопы и бедра накладывают:
- шину Крамера;
- шину Дитерихса;
- импровизированную фиксацию.
Главные принципы наложения фиксатора и транспортной иммобилизации:
- Транспортируйте всегда с помощником: второй человек освободит вам руки и время на другие процедуры, например, остановку кровотечения.
- При переломе голени фиксируются минимум два сустава: голеностопный и коленный. В идеальном случае – три, включая бедренное сочленение.
- Поврежденная конечность должна быть прямой. Нога должна вытягиваться на всем протяжении. Если это невозможно – следует создать такое положение, при котором нижняя конечность повредится меньше всего.
- Иммобилизация должна проводится сразу после травмы.
- Иммобилизаторы можно накладывать поверх одежды.
- Если есть кровотечение – шиной нельзя закрывать кровоостанавливающий жгут.
- Фиксатор закрепляется мягкой тканью, которая не повредит коже.
- Если перелом открытый (рана, выпячивание частей кости), конечность фиксируют в том положении, в котором произошел перелом.
- Иммобилизатор не накладывается прямо на кожу: под части фиксатора подкладывается вата, полотенце или любая мягкая ткань.
ВАЖНО! При переломе средней трети голени необходимо наложить шину, зафиксировав мягкой тканью — бинтом, куском одежды, тканевым поясом.
Видео инструкция: как правильно наложить шину Крамера на голень
Наложение лестничной шины Крамера на голень
Правила фиксации конечности при переломе голени, стопы и бедра
Пошаговая методика наложения шины Крамера при переломе бедра, голени и стопы:
- Положите пациента на ровную поверхность.
- Разрежьте или разорвите одежду на нижней конечности. Старайтесь не повредить ногу лишний раз.
- Осмотрите область травмы. Убедитесь в наличии перелома или вывиха.
- Возьмите лестничную шину (длиной 120 см) и две дополнительные (длиной 80 см). Три шины оберните ватой или марлей.
- Приложите лестничную шину параллельно к стопе: пометьте размер от пятки до пальцев. Эту небольшую часть шины согните на 900 по отношению к основной части.
- На основную часть шины уложите ногу так, чтобы голень лежала на доске, а стопа упиралась в изогнутую на 900 часть.
- Вторая доска укладывается на наружную внешнюю сторону голени. Третья – укладывается на внутреннюю сторону голени.
- Попросите помощника придержать все три части.
- Возьмите эластичный бинт.Сделайте несколько полных оборотов бинтом вокруг голеностопного сустава. Достаточно 3–4 тура. Затем сделайте несколько туров вокруг стопы, плавно переходя на голеностоп и постепенно перемещаясь к коленному суставу. Закрепите бинт. Пострадавший готов к иммобилизации в стационар.
На бедро шина Крамера накладывается аналогично. Только увеличивается размер изделий.
Шина Дитерихса состоит из нескольких частей: внутреннего и внешнего костыля, подставки под стопу. Фиксатор имеет дополнительные элементы: закрутки и ремешки. Длину костылей можно регулировать.
Алгоритм наложения шины Дитерихса при переломе голени:
- Разрезать одежду и освободить конечность от одежды. Осмотрите и убедитесь, что есть перелом.
- Возьмите подставку для стопы и зафиксируйте ее с помощью ремешков.
- Длинный костыль приложите ко внешней стороне конечности так, чтобы верхняя часть планки упиралась в подмышечную впадину. Нижнюю часть костыля пропустите через проволочную рамку подставки для стопы. Подгоните размер длинного костыля под рост пациента. Сделайте так, чтобы нижний конец выступал за стопу на 7–10 см.
- Верхний конец длинной планки закрепите к груди с помощью ремешков или эластичного бинта.
- Малую планку установите на внутреннюю поверхность голени. Нижний ее конец пропустите через ту же проволочную рамку. На нижнем конце малого костыля есть двигающаяся часть – ее нужно прикрепить к подошвенной подставке.
- Верхний конец малой планки закрепите к параллельному костылю ремешками. Это должно быть на уровне верхней трети бедренной кости.
- После закрепления основных частей убедитесь, что все ремешки прикреплены к соответствующим частям.
- Для дополнительной иммобилизации при переломе голени можно зафиксировать коленный сустав эластичным бинтом .
- Пациент готов к транспортировке.
Алгоритм наложения импровизированной шины при переломе голени, бедра:
- Найдите один или несколько продолговатых и твердых предмета, подходящих по размеру нижним конечностям. Это может быть доска, арматура, палки и прочные ветки, длинная ножка стула, шланг от пылесоса.
- Приложите предметы так, чтобы конечность была вытянутой и сохраняла физиологическое положение.
- Найдите эластичный бинт и обвяжите конечность. Первые несколько туров сделайте на стопе, затем постепенно переходите в сторону коленного сустава. Там же снова сделайте 3–4 тура и закрепите бинт.
- Если нет бинта – используйте одежду.
- Если нет подходящих предметов – больную конечность можно прикрепить к здоровой ноге.
Видео инструкция наложения фиксатора Дитерихса
В видео иллюстрируется процесс накладывания шины Дитерихса.
Заключение
- Чем раньше вы наложите фиксатор, тем вероятней успех транспортировки. Быстрая иммобилизация убережет ногу от дополнительных травм и укоротит время восстановления.
- Шина используется как инструмент предотвращения и лечения травм конечностей. Главная ее задача – сохранить положение ноги и зафиксировать ее так, чтобы избежать осложнений.
- При оказании первой помощи при переломах используют наложение импровизированной шины, шины Крамера и Дитерихса.
- Всегда выполняйте наложение с помощником, фиксируйте несколько суставов, оставляйте ногу прямой и не накладывайте фиксатор прямо на кожу: между шиной и ногой должна быть мягкая ткань.
Окончил ВНМУ им. Н. И. Пирогова. Врач-интерн.
Источник