Семья на переломе веков
Изменить размер шрифта
О том, как отразились перемены в российском обществе на воспитании детей, рассуждает сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук, стипендиат международных научных программ России, США и Франции, автор бестселлеров для родителей Ольга Маховская.
— На ваш взгляд, какое место дети занимают в системе ценностей современных россиян?
— Если говорить на декларативном уровне, то дети – это всегда «наше всё». Каждый год объявляется то годом семьи, то годом ребенка. Я думаю, что у нас сегодня беспрецедентное количество правительственных программ, посвященных детству. Но у меня складывается впечатление, что в России сейчас наблюдается ситуация, когда у семи нянек дитя без присмотра. Количество организаций и общественных деятелей, берущих на себя ответственность за детей, чуть ли не больше, чем самих детей. Однако если говорить конкретно о ребенке, то дай Бог, чтобы у него был хоть один постоянный сопровождающий из родителей, бабушек и т. д. Наши дети растут с комплексом сироты — они очень много времени проводят в одиночестве.
Несмотря на то, что формально уровень жизни растет, ее качество не повышается. Такая «сиротская» норма, предусматривающая, что главное — чтобы ребенок был сыт и обут, остается пока главным ориентиром. С точки зрения психологии, это минимальная задача. И поменять ситуацию в масштабах всей страны очень сложно.
Конечно, определенный запрос на новые знания и методы в этой сфере есть. Если посмотреть на современное родительство, то сегодня сформировался небольшой класс адептов нового подхода. Они понимают, что мир меняется, и воспитание должно быть другим. Такие родители не довольствуются традиционной системой воспитания, а ищут новые методы, может быть, иногда даже с перебором.
Одним из главных признаков этой группы является то, что иногда лидерами воспитания в семье становятся отцы — в основном из числа тех, кто рос во времена перестройки и помнит о своем печальном детстве. Они понимают, что их ребенок никому, кроме семьи, не нужен, несмотря на всю общественную буффонаду вокруг детей. Ведь, по большому счету, это не более чем дымовая завеса.
— А с чем, на ваш взгляд, связаны изменения в отношениях «семья – ребенок»?
— Когда в основе всей системы ценностей лежит экономический критерий, грубо говоря – бабло, ребенок становится в первую очередь статьей расхода, а не самостоятельной личностью, не частью мира, которым ты очарован, не твоим личностным продолжением. И когда ресурса не хватает, ребенок категоризируется как обуза, на которую слишком много приходится тратить.
— То есть получается, что ребенок сегодня во многом воспринимается как некий инвестиционный проект, и неизвестно, окупится он или нет?
— Конечно. Это отсроченные вклады, а русское сознание приучено все оценивать на короткую перспективу. Мы не мыслим стратегически, мы живем одним днем.
Дети же вообще редко оправдывают родительские надежды. Ты думаешь, что у тебя растет космонавт, а он вдруг идет в гуманитарии. Но в нормальной ситуации дети и не должны реализовывать фантазии родителей. Они должны отделиться и начать развиваться самостоятельно. Очень хорошо, если при этом дети выросли хорошими людьми и не забыли нас, даже если мы были не самыми хорошими родителями.
Я хотела бы обратить внимание на то, что у нас появился еще один феномен, который влияет на качество детства. Дело в том, что само детство стало длиннее. Рожая детей, мы думаем, что главное – это дотянуть их до 18 лет. Но сейчас подростковый возраст затянулся до 25-27 лет. И тут мы сами начинаем сходить с дистанции, думая, почему же ребенок такой инфантильный и не уходит в самостоятельную жизнь. Эмансипация детей сейчас провоцируется в основном родителями — мы начинаем их «выпихивать» из гнезда. Но не всегда на это хватает сил.
— А какие основные стимулы сегодня движут людьми, которые решили завести детей? Все-таки ситуация, когда ребенок был помощником в хозяйстве, по большому счету, ушла в прошлое. Да и в старости далеко не все родители рассчитывают на своих детей…
— Главные мотивы на протяжении веков не меняются — это желание продолжить свой род, страх за свою старость… Но сейчас существенную роль играет еще и желание быть лояльным гражданином, жить так, как все. Семья и дети важны для репутации. Когда идет речь о борьбе за успех, скорее примут на работу того, у кого есть семья и дети. Считается, что семейные люди не так легко меняют работу, что они более трудолюбивы, у них есть стимул. Думаю, сейчас вопросы социальной и деловой репутации выходят на первые места.
— Скажите, насколько современная российская модель отношения родителей и детей отличается от моделей других стран?
— В рамках христианской цивилизации есть три направления: православное, католическое и протестантское. В каждой конфессии дети занимают свое место. Наиболее детоцентристким является католический мир. Модель семьи там такова, что главный груз несет отец. Его роль, может быть, не так почетна, но является краеугольной. В этой системе ответственность в семье распределена таким образом, что отец должен не только кормить и обеспечивать статус, но и реально принимать участие в воспитании. В католических странах вся политика по поддержке семьи направлена на повышение рождаемости — даже ребенку иммигрантов будет уделен максимум внимания, он будет включен во все необходимые программы. В то время как родителями государство не очень интересуется — считается, что они взрослые люди и сами со всем справятся.
В протестантском мире очень важна идея личной ответственности и паритетности. Папа и мама уравнены в правах, а ребенок растет как потенциальный партнер. Детей очень рано учат оценивать результаты своего труда. Например, делаются небольшие выплаты за домашнюю работу. То есть речь идет об экономической связи между членами семьи. На эмоциональном уровне, как правило, отношения не очень близкие. Есть определенная дистанция. В протестантских семьях принято давать некую свободу маневра. Не обязательно нужно везде бывать всей семьей. Когда выполняется какая-то работа, все консолидируются как команда. А потом каждый снова может жить в своем ритме.
Наша модель семьи считается дисгармоничной. Я имею в виду постсоветскую семью православного происхождения. Да, ребенок очень важен, но по факту он, в первую очередь, важен для женщины. И реальная ответственность, как правило, лежит на ней. Отцу принадлежат властные полномочия. Эмоционально он зачастую за пределами семьи. Типичная картина еще с советских времен: папа лежит на диване, вокруг нечто происходит, а он занят своим – например, думает о судьбах мира.
— А есть какие-то предпосылки того, что российская модель будет меняться? И если будет, то в какую сторону?
— У нас разнородная картина, все мозаично. Но главная тенденция – мы движемся к протестантской модели. Мы усвоили все ценности личного успеха, равенства и т.д., но, на мой взгляд, в несколько карикатурной форме. Мы сейчас щеголяем заимствованными категориями, в которых пытаемся устроить свою постсоветскую жизнь. Но, усвоив базовые ценности из другой культуры, мы вынуждены и другие принимать как есть. Многие семейные конфликты сегодня начинают происходить по схеме «ты мне, я тебе»: кто сколько посвятил времени ребенку, сколько один вложил, сколько другой. Когда начинается такой расчет, это увеличивает дистанцию между родителями и детьми. Поэтому, как я говорила в самом начале, у нас многие дети растут с комплексом сироты, эмоционально голодными.
Я, конечно, за модернизацию семьи — но по католическому, европейскому, типу. А она у нас происходит по американскому сценарию. Как психолог я вижу в этом большую проблему. В православном варианте дети были нужны в основном только женщинам. Но раньше рядом с мамами всегда были бабушки, подруги, соседки. Ребенок всегда был под пристальным социальным контролем. Сейчас его нет. Все заняты своими делами. Ребенок остается только с мамой, которая тоже всецело занята работой, так как не хочет отставать от папы. При этом она сама нуждается в поддержке: даже если нагрузка с мужчиной равна, женщина все равно тратит больше энергии в силу того, что она слабее в эмоциональном плане. И вот эта измотанная мама приходит домой, а там еще ребенку надо уделять внимание. А ведь ей еще важно соответствовать стандартам внешности, водить машину и т.д. — появляется бесконечный ряд требований.
Ситуацию часто спасают няни, которые являются случайными фигурами. Это не бабушка, которая ждала внука как своего собственного ребенка и готова ему отдать все. Объективно, бабушка раньше была главным эмоциональным донором для ребенка. С няни нельзя этого требовать. В лучшем случае, она внимательный педагог. Но заменить членов семьи довольно трудно.
Кроме того, в семью перекочевали требования из бизнеса, некая корпоративная культура. Мама начинает оценивать няню по различным критериям как работодатель. И часто через месяц или два няня уходит. Это также приводит к комплексу сироты. Приходят разные тети и дяди, все кормят, дарят игрушки. В детском доме дети получают почти то же самое. Нет главного – привязанности хотя бы к одному человеку, который бы день и ночь помнил о ребенке и о том, что ему важно.
По инф. rosbalt.ru
- А что думаете вы, читатель МГ? Напишите свое мнение в комментариях, ваше мнение важно!
- Интересно? Полезно? Хотите помочь редакции?
- Расскажите об этом своим друзьям!
Загрузка…
Сто невероятных фактов о человеческом теле
Вкус воздуха
Однажды Учитель спросил ученика:Увидеть во сне иголку или змею – дурной знак. И многое другое тоже…
На Руси всегда верили в вещие сны. И некоторые сновидения однозначно толковались как сулящие несчастья и неприятности. Какие же признаки они содержали?Марта Додд – разбивательница сердец нацистов, разочаровавшаяся в Третьем рейхе
«Когда в 1933 году новый посол США Уильям Додд прибыл в Берлин, он привез с собой и свою дочь Марту. Молодой привлекательной журналистке приписывали многочисленные романы с известными нацистами. Но вскоре она посвятила себя другой диктатуре», — повествует немецкий журнал Focus.Современная музыка: простая, сложная и выходящая за рамки классической
Зачем любить сложную музыку? Как «читает» произведение опытный слушатель? Почему важно знать разные варианты исполнения одного и того же произведения? Что такое теорба, граунд и сонорика? Какой русский композитор — современник Моцарта? Как не путать Верди и Монтеверди? Ответы на эти вопросы может дать книга Ляли Кандауровой «Как слушать музыку».Вперёд, в прошлое
Купил как-то мужик себе дорогую машину. Прямо на заводе. Катается день, катается два. Потом у него – бах! – и коробка передач ломается.Приколы с котами и другими животными
Вспоминая Олимпиаду-80: секретность была не только у сотрудников КГБ
С 19 июля по 3 августа 1980-го в СССР проходили летние Олимпийские игры. Первые в истории Игры на территории Восточной Европы и первые, которые проходили в социалистической стране. По иронии судьбы именно в эти дни в Москве начали разрушать – правда, под реконструкцию – одну из главных арен этого праздника, спорткомплекс Олимпийский. О том, с какими проблемами столкнулись в те дни сотрудники КГБ, рассказывает генерал-майор ФСБ запаса Александр Михайлов, тогда – «Клен-7».Возвращение «Анастасии Романовой»: красивая мистификация XX века
«В ночь с 16 на 17 июля 1918 года российская царская семья была убита по приказу большевиков. Некоторое время спустя появилась неизвестная женщина, утверждавшая, что она Анастасия, младшая дочь в семье Романовых. Далее начинается история самозванства», — повествует журналист Liberation Фабрис Друзи.Сибирские вечера в «Лужниках»
40 лет назад Москва впервые в истории советского государства принимала самые грандиозные состязания современности – летнюю Олимпиаду-80. В число 12 счастливчиков региональной прессы, аккредитованных на Играх, попал корреспондент «Восточно-Сибирской правды» Павел Кушкин. Ему слово.Каменное сердце
Тёплый июньский день мы с моей бабушкой проводили в сквере имени Кирова. Площадь, построенная более трёхсот лет назад, сегодня является одним из самых популярных мест для времяпрепровождения у горожан. В 1600-е года на её месте была болотистая местность, которую постепенно осушили. Интересно, что по сей день сквер Кирова остаётся центром торговли и развлечений. Также площадь – обязательный пункт культурной программы в Иркутске.Чудесные дети
Странные традиции похорон на Руси: на гробе можно было даже и посидеть
Погребальные обряды на Руси всегда сопровождались многочисленными ограничениями. Кому нельзя омывать покойника и закрывать ему глаза? Почему нельзя приходить на кладбище в Пасхальное Воскресение? Можно ли класть в гроб вещи и что запрещено делать во время похорон? Ответы зависели от обычаев и суеверий, которые соблюдали жители в том или ином регионе.Из истории онкологии: первый шаг в изучении рака сделали после отмены запрета на вскрытия
Долгое время рак считался неизлечимым, но с развитием биологии и медицины ученые находили все больше способов его победить.Социальное неравенство: самое болезненное для россиян – по доходам
Неравенство в мире и современной России: кто и как исследует эту проблематику?Смешные животные
Вопросы малыша
Мать не на шутку перепугалась, когда у неё в прачечной появился ангел-мужчина огромного роста.Поматериться у нас могли всегда – берестяные нецензурные грамоты подтвердят
Нецензурную лексику часто связывают исключительно с маргинальными слоями населения, хотя мат всегда использовался практически во всех социальных группах, а без крепкого словца не обходилось даже творчество Александра Пушкина, одного из основоположников современного литературного языка.Впервые в истории России: рождение национальной идеи — снизу?
Россияне всё чаще проявляются как очень патриотичный народ. Но не совсем в том ключе, что желает власть. Вместо бравого военного марша людям милее тихие местные баллады, а вместо имперского патриотизма – локальный. Современные россияне хотят не идти в штыковую, а возделывать свои скорбные шесть соток, свою квартиру, свой двор и лестничную клетку. Ну максимум – город или субъект РФ.Геннадий Хазанов «Объезд по кривой» (Американцы в колхозе, 1990 г.)
Источник
Ñàìûé êîíåö XIX-ãî âåêà. Äàâíî ìèíîâàëà ïåðâè÷íàÿ ðåôîðìà óïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûìè äåðåâíÿìè, ðàçðàáîòàííàÿ åùå ïðè êðåïîñòíîì ïðàâå Ìèíèñòðîì ãîñóäàðñòâåííûõ èìóùåñòâ Ïàâëîì Äìèòðèåâè÷åì Êèñåëåâûì â 1837-41 ãã. ñ áëàãîâîëåíèÿ Èìïåðàòîðà Íèêîëàÿ I-ãî, êîòîðàÿ âïåðâûå ïðåäóñìàòðèâàëà ïåðåñåëåíèå ãîñóäàðñòâåííûõ êðåñòüÿí íà íîâûå çåìëè.
Ðåôîðìà âî ìíîãîì ïîäãîòîâèëà ïî÷âó äëÿ áóäóùåé ëèêâèäàöèè êðåïîñòíîãî ïðàâà, à îòêàç îò áàðùèííîé ñèñòåìû è ïåðåâîä ãîñóäàðñòâåííûõ êðåñòüÿí íà îáðîê ÿâèëèñü ãëàâíûìè èòîãàìè ðåôîðìû, îïðåäåëèâøèìè åå ïðîãðåññèâíûé õàðàêòåð. Òàêæå áûëî ââåäåíî êðåñòüÿíñêîå ñàìîóïðàâëåíèå â äåðåâíÿõ, íà÷àëîñü îáðàçîâàíèå øêîë, áîëüíèö. È íàêîíåö, ìåñòíûå âëàñòè ïîëó÷èëè ïðàâî ïðèíèìàòü ðåøåíèå î ïåðåñåëåíèè êðåñòüÿí íà ñâîáîäíûå çåìëè â äðóãèå ðàéîíû ñòðàíû. Êî âðåìåíè îïèñûâàåìûõ ñîáûòèé êòî õîòåë, òîò óæå óåõàë. Ïðîöåññ ñòàáèëèçèðîâàëñÿ è ïðîõîäèë ïîä êîíòðîëåì ãîñóäàðñòâà.
Óæå ïèñàëîñü (https://www.proza.ru/2016/04/18/659) îá îáùåé èñòîðèè ïàíöûðíûõ áîÿð, î ïðîäîëæåíèè ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ èç íàøåãî áîëüøîãî ðåãèîíà â áîëåå ïîçäíèå ãîäû. «Ñàìîõîäû», «ëèòâà» — îáîáùåííûå ïîíÿòèÿ, îòðàæàþùèå èñòîðèþ è ïîëèòèêó ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ â Ñèáèðü ñî âñåãî ñåâåðî çàïàäà Ðîññèè. Óæå îïèñàíû òàêæå ëîêàëüíûå îñîáåííîñòè ðîññèéñêèõ ïàíöûðíûõ áîÿð íà çåìëÿõ ×åðíåöîâñêîãî, Ëàñèíñêîãî è Ãóëüòÿ¸âñêîãî êðàÿ (https://www.proza.ru/2017/02/22/869), íå èìåþùèõ, êàê îêàçàëîñü, ê íàì ñåãîäíÿøíèì, ñëàâà Áîãó, íèêàêîãî îòíîøåíèÿ.
Äàëüíåéøèå àðõèâíûå èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëèëè óòî÷íèòü íåêîòîðûå äîïîëíèòåëüíûå îñîáåííîñòè æèçíè íàøèõ ïðåäêîâ, êîòîðûå ïðåäëàãàþòñÿ âíèìàíèþ ÷èòàòåëÿ â äàííîé ðàáîòå. Îïèñûâàåìûå çäåñü ñîáûòèÿ ïðîèñõîäèëè óæå íà ïåðåëîìå XIX XX âåêîâ, îòíîñèòåëüíî íåäàâíî, â ãîäû ðîæäåíèÿ è äåòñòâà ìîèõ, â ÷àñòíîñòè, äåäîâ. Îïèñàí îäèí ëèøü ôðàãìåíò (5-7 ëåò) èñòîðèè ïåðåñåëåíèÿ, êîòîðàÿ íàñ÷èòûâàåò ìíîãèå äåñÿòèëåòèÿ, íà÷èíàÿ îò ðàçäåëà Ïîëüøè è äî ñîâåòñêîé âëàñòè è ïîçäíåå, êîãäà óæå ìîé ðîäíîé äåä óåçæàë â Ñèáèðü â 30-ì ãîäó ïðîøëîãî âåêà, äà âåðíóëñÿ. Ôðàãìåíò ïðèâÿçàí ê òîé æå òåððèòîðèè, î êîòîðîé øëà ðå÷ü è â ïðåäûäóùåì ìàòåðèàëå, òî åñòü ×åðíåöîâñêèå, Ëàñèíñêèå è Ãóëüòÿ¸âñêèå çåìëè.
Ñ âåñíû 1896 ãîäà, âäðóã, áåç âèäèìûõ îñíîâàíèé, ñóùåñòâåííî âîçðîñëà èíòåíñèâíîñòü äâèæåíèÿ êðåñòüÿí ðàçíûõ óåçäîâ Âèòåáñêîé ãóáåðíèè â äàëåêèå ñèáèðñêèå ðåãèîíû [1-8]. Êðåñòüÿíå áðîñàëè íàñèæåííûå ìåñòà, ðàñïðîäàâàëè èìóùåñòâî è îòïðàâëÿëèñü èñêàòü ñ÷àñòüÿ â Ñèáèðè. Âëàñòè çàâîëíîâàëèñü â ñâÿçè ñ âäðóã âîçíèêøåé ïåðåñåëåí÷åñêîé ëèõîðàäêîé, è íà÷àëè ñîáèðàòü èíôîðìàöèþ î ïðè÷èíàõ íåîáúÿñíèìîãî ÿâëåíèÿ.
Ïî ñóùåñòâîâàâøåìó òîãäà ïîðÿäêó æåëàþùèå ïåðåñåëèòüñÿ ñíà÷àëà äîëæíû áûëè ïðîñèòü ó ìåñòíûõ âëàñòåé òàê íàçûâàåìîå «õîäà÷åñêîå óäîñòîâåðåíèå» [3], äàþùåå ïðàâî åõàòü, ñìîòðåòü è âûáèðàòü çåìëè íà íîâîì ìåñòå, ïîäõîäÿùèå äëÿ ïðîæèâàíèÿ äàííîãî ïðåòåíäåíòà èëè ãðóïïû êðåñòüÿí, åãî ïîñëàâøèõ. Çàòåì, âåðíóâøèñü íà ðîäèíó çà ñåìüåé è ñêàðáîì, ïðåòåíäåíò èñïðàøèâàë «ïðîõîäíîå óäîñòîâåðåíèå», äàþùåå ïðàâî íà îêîí÷àòåëüíûé ïåðååçä íà âûáðàííîå ìåñòî è ïîëó÷åíèå óñòàíîâëåííûõ Ïðàâèòåëüñòâîì ëüãîò.
 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âëàñòè îòêàçûâàëè â âûäà÷å óäîñòîâåðåíèé, è òîãäà íåäîâîëüíûå ïðåòåíäåíòû ïèñàëè æàëîáû öåíòðàëüíûì âëàñòÿì, êîòîðûå ñîõðàíèëèñü è äàþò íàì âîçìîæíîñòü ñåãîäíÿ èññëåäîâàòü äàííûé âîïðîñ ïî àðõèâíûì ìàòåðèàëàì. Ôèëîñîôèÿ æèçíè â äàííîì ñëó÷àå ïðîÿâèëàñü â òîì, ÷òî ñïèñêîâ «ïðàâèëüíûõ» ïðåòåíäåíòîâ, íå ïîäàâàâøèõ æàëîáû íå ñîõðàíèëîñü. Îñíîâíûå ïðîøåíèÿ, ïî êîòîðûì áûëè âûäàíû õîäàò÷åñêèå ñâèäåòåëüñòâà áåç îòêàçîâ, íàõîäÿòñÿ, âèäèìî, â Âèòåáñêîì àðõèâå, èëè â Ìèíñêå ýòî âîïðîñ áóäóùèõ èññëåäîâàíèé.
Íàïðèìåð, â íà÷àëå âíåçàïíîãî ïåðåñåëåíèÿ â 1897-ì ãîäó êðåñòüÿíå íàøåé ãóáåðíèè ïèøóò ïðÿìî èìïåðàòîðó [1] ïðèíÿòûì òîãäà êðàñèâûì ñòèëåì, äîñòîéíûì óïîìèíàíèÿ: «Âàøå Èìïåðàòîðñêîå Âåëè÷åñòâî Àâãóñòåéøèé Ìîíàðõ! Ùåäðîòû è ìèëîñòè, ðàçñûïàåìûå (òàê â îðèãèíàëå) íà âñåõ âåðíîïîääàííûõ, äàþò è ìíå ñìåëîñòü ïîâåðãíóòü ê Ñâÿùåííûì ñòîïàì Âàøåãî Èìïåðàòîðñêîãî Âåëè÷åñòâà ìîþ âñåïîääàííåéøóþ ïðîñüáó
Äåðçàþ ïðèáåãíóòü ïîä çàùèòó è ïîêðîâèòåëüñòâî Âàøåãî Èìïåðàòîðñêîãî Âåëè÷åñòâà ñ ìîåé ñë¸çíîé âñåïîääàííåéøåé ïðîñüáîé Âñåìèëîñòèâåéøå ïîâåëåòü ìåñòíîìó íà÷àëüñòâó î ðàçðåøåíèè íàì ïåðåñåëåíèÿ
» Õîðîøèé ñòèëü! Òåïåðü òàê íå ïèøóò, à æàëü
Ïîçæå, â 1900-ì ãîäó êðåñòüÿíå óäîâëåòâîðÿëèñü óæå îòïðàâêîé òåëåãðàìì ïðÿìî Ìèíèñòðó Âíóòðåííèõ Äåë [5], ÷òî òîæå äîñòîéíî óâàæåíèÿ çà ïðîÿâëÿåìóþ äîáëåñòü. Òåïåðü êðåñòüÿíå Ìèíèñòðó íå ïèøóò, äà è áåññìûñëåííî ýòî òåïåðü
 ñâÿçè ñ ÷ðåçâû÷àéíîñòüþ ñèòóàöèè ×èíîâíèê Îñîáûõ Ïîðó÷åíèé ïðè ïåðåñåëåí÷åñêîì Óïðàâëåíèè Äìèòðèé Ãåîðãèåâè÷ Ðîçàëèîí Ñîøàëüñêèé ïîëó÷àåò çàäà÷ó ðàçîáðàòüñÿ â ïðè÷èíàõ ÿâëåíèÿ, è ïèøåò ïèñüìî Óïðàâëÿþùåìó Âèòåáñêîé Êàçåííîé Ïàëàòû ñ ïðîñüáîé îêàçàòü ñîäåéñòâèå â äàííîì âîïðîñå, íà ÷òî Ãîñïîäèí Óïðàâëÿþùèé ó÷èíÿåò ïèñüìåííûé îïðîñ íàõîäÿùèõñÿ â åãî âåäåíèè óåçäíûõ ïîäàòíûõ èíñïåêòîðîâ (ïîðó÷åíèå îò 05 ìàÿ 1898 ãîäà çà ¹ 11298), îòâåòû êîòîðûõ ñîõðàíèëèñü ñîñòàâèëè ñóùåñòâåííóþ áàçó äàííîãî èññëåäîâàíèÿ è ïîçâîëèëè óñòàíîâèòü ñëåäóþùåå.
Ïî îäíèì òîëüêî ñëóõàì î âîëüíûõ õîðîøèõ çåìëÿõ â Ñèáèðè ìíîãèå êðåñòüÿíå Íåâåëüñêîãî óåçäà, ïîòåðÿâ íàäåæäó íà óïðî÷íåíèå ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ íà ðîäèíå âñëåäñòâèå ìàëîçåìåëüÿ îò åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà íàñåëåíèÿ è íå îñîáåííî äîáðîêà÷åñòâåííîé ïî÷âû è ïîýòîìó ìàëîäîõîäíîñòè, ïîä âîçäåéñòâèåì ïðè òîì íåäàâíåãî íåóðîæàÿ (1895 ã.), áðîñèëè â 1896-ì ãîäó íà íàñèæåííûõ ìåñòàõ âåäåíèå õîçÿéñòâà, äåøåâî ðàñïðîäàþò ñâîå èìóùåñòâî è ñ îñîáîþ áåçðàññóäíîé ëèõîðàäî÷íîþ ïîñïåøíîñòüþ, îõâàòèâøåé íå òîëüêî ëåíòÿåâ èëè èñêàòåëåé ïðèêëþ÷åíèé îæèäàâøèõ îò ïåðåñåëåíèÿ ëåãêîé íåòðóäîâîé æèçíè, íî è íàñòîÿùèõ ðàáîòíèêîâ, ñàìîâîëüíî îòïðàâèëèñü èñêàòü ñ÷àñòüÿ â Ñèáèðè. Åäâà ëè íå âñå ñàìîâîëüíî äâèíóâøèåñÿ òîãäà â ïóòü, âîçâðàòèëèñü íè ñ ÷åì, ïðè òîì áåç îáóâè, îäåæäû è ïî÷òè ñîâåðøåííî ðàçîðèâøèìèñÿ [4].
Ïåðåñåëåí÷åñêàÿ ëèõîðàäêà ïðîäîëæàëàñü ñ îñîáîé ýíåðãèåé è â ñëåäóþùåì 1897 ãîäó ñ òîé ðàçíèöåé, ÷òî òåïåðü ðóêîâîäÿùèì íà÷àëîì ñòàëè ïðàâèòåëüñòâåííûå îðãàíû è â ïóòü óæå äâèíóëèñü ïðåæäå õîäàêè â ÷èñëå 1503 ÷åëîâåêà îò óåçäà äëÿ ïðèèñêàíèÿ è îñìîòðà ñâîáîäíûõ çåìåëü, à çàòåì è ñàìè ïåðåñåëåíöû.
Ïîñëå ïåðåñåëåíöåâ ïîäâîðíîãî çåìëåïîëüçîâàíèÿ, çåìåëüíûå èõ ó÷àñòêè îáûêíîâåííî ïåðåõîäÿò îñòàþùèìñÿ — ÷ëåíàì ñåìåéñòâ ïåðåñåëåíöåâ, à çåìëè ïåðåñåëåíöåâ îáùèííîãî çåìëåïîëüçîâàíèÿ îñòàþòñÿ â ðàñïîðÿæåíèè èõ îáùåñòâ, è òîëüêî èíîãäà, â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ, ñ ñîãëàñèÿ îáùåñòâ ïî åãî ïðèãîâîðàì, ëèöàìè ïåðåñåëÿþùèìèñÿ ïåðåäàâàëèñü èõ ó÷àñòêè êîìó ëèáî èç êðåñòüÿí çà âîçíàãðàæäåíèå è ïðè òîì çåìëÿ âñåãäà ïåðåõîäèëà ê ëèöàì ïðàâîñëàâíîãî èñïîâåäàíèÿ. ×òî êàñàåòñÿ âëèÿíèÿ ïåðåñåëåíèÿ íà ýêîíîìè÷åñêóþ æèçíü óåçäà âîîáùå âûñåëåíèå â òàêîì ðàçìåðå (800 ÷åëîâåê îáîåãî ïîëà çà òðè ãîäà) âðåäíîãî âëèÿíèÿ íå îêàçàëî.
Ñàìî æå áðîæåíèå ïåðåñåëåí÷åñòâà òîëêè, ñîáèðàíèå ñâåäåíèé î æèçíè ëèö, ïåðåñåëèâøèõñÿ óæå, âûáîð è ïîñûëêà õîäàêîâ, âûáîð ÷åðåç õîäàêîâ ìåñòà ïåðåñåëåíèÿ, ïðîäàæà èìóùåñòâà è ïðî÷åå âðåäíî îòçûâàþòñÿ íà îòäåëüíûõ õîçÿéñòâàõ êàê íàìåòèâøèõñÿ ê ïåðåñåëåíèþ, òàê è äðóãèõ ëèö, íàõîäÿùèõñÿ åùå â íåðåøèòåëüíîñòè, ïîòîìó ÷òî âñåìè ýòèìè ëèöàìè õîçÿéñòâà ïîêà ñîâåðøåííî çàáðàñûâàþòñÿ. Òå æå ìûñëè èñõîäÿò Ðîçàëèîí Ñîøàëüñêîìó è îò Íåâåëüñêîãî óåçäíîãî ïðåäâîäèòåëÿ äâîðÿíñòâà: «
äëÿ âîçäåëûâàíèÿ çåìëè ìàëî, è âñå îíè ïåðåïîëíåíû, â ïóñòûðÿõ æå ëåæàò òîëüêî áîðîâûå ìåñòà è êðàñíûå ìõè, ñîâåðøåííî íåïðèãîäíûå äëÿ êóëüòóðû
» Èçâåñòíî, ÷òî íà ýòîò ïåðèîä ïðèøëîñü ïàäåíèå öåí íà ë¸í è ñâèíèíó, âûðóáêà ëåñîâ, ÷òî áûëî èñêîííûì ïðîìûñëîì ìåñòíûõ êðåñòüÿí. «Íî è ýòî íå ñìîãëî âûçâàòü ñòðåìëåíèå íå èíà÷å êàê «ïåðåñåëåí÷åñêîé ãîðÿ÷êè» êîòîðàÿ òåïåðü çàìåòíî îñëàáåâàåò âñëåäñòâèå ìóäðîé ïîëèòèêè Ïðàâèòåëüñòâà» — ïèñàë òîãäà ïðåäâîäèòåëü äâîðÿíñòâà. Áûëè äîïîëíèòåëüíûå ïðè÷èíû, î êîòîðûõ ðå÷ü ïîéäåò íèæå.
Îòíîøåíèå ïðàâîñëàâíîãî äóõîâåíñòâà ê äàííîìó âîïðîñó áûëî èíäèôôåðåíòíûì ñâÿùåííèêè ïðåäñòàâëÿëè ïðèõîæàíàì âñå áåäñòâèÿ è ëèøåíèÿ, íî «èì íå âòîðèëè» [4], êàê íå âòîðèëè è ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè. Êàòîëèêîâ æå â íàøåì óåçäå íà òîò ìîìåíò âîâñå íå áûëî.
 äðóãèõ óåçäàõ ãóáåðíèè ñèòóàöèÿ áûëà ïîäîáíàÿ ñ íåêîòîðûìè îòëè÷èÿìè. Òàê, ïî Ðåæèöêîìó óåçäó ñòðåìëåíèå ê ïåðåñåëåíèþ ñòàëî çàìå÷àòüñÿ â 1894 ãîäó, íî ìàññîâîãî õàðàêòåðà íå ïðèîáðåëî [4]. Íå áûëî ñëó÷àÿ, ÷òîáû õîòü îäíà äåðåâíÿ ïåðåñåëèëàñü â ïîëíîì ñîñòàâå. Æåëàíèå î ïåðåñåëåíèè èñêëþ÷èòåëüíî ñðåäè ìàëîçåìåëüíûõ è áåççåìåëüíûõ êðåñòüÿí. Çåìåëüíûå è çàæèòî÷íûå îòñþäà íå ïåðåñåëÿþòñÿ.  Ãîðîäîêñêîì óåçäå, íàïðîòèâ, óåçæàþò è ñîñòîÿòåëüíûå ñåìüè, äëÿ êîòîðûõ ïðè óâåëè÷èâøåìñÿ ñîñòàâå ñåìüè çåìëè ñòàëî íåäîñòàòî÷íî. Óåçæàþùèå â Ñèáèðü êðåñòüÿíå ïåðåäàþò ñâîè çåìëè ðîäñòâåííèêàì.  Ïîëîöêîì óåçäå ñ 1896 ãîäà íà÷àëè ñàìîâîëüíî âûñåëÿòüñÿ öåëûìè äåðåâíÿìè. Ñâèäåòåëüñòâ âûäàíî íà 1527 äóø â ãîä. Ïî Âåëèæñêîìó óåçäó âñåãî íåñêîëüêî ÷åëîâåê óåõàëè õîäàêàìè äëÿ îñìîòðà çåìåëü è óñëîâèé ïîëüçîâàíèÿ åþ. Ïåðåñåëåíèå ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì èç âîëîñòåé, ïðèìûêàþùèõ ê ãîðîäàì Âåëèæó è Ñóðàæó. Èç îñòàëüíûõ äàëüíèõ âîëîñòåé ïîïûòîê ïåðåñåëåíèÿ íå áûëî. Ïåðåñåëÿëèñü èñêëþ÷èòåëüíî ìàëîçåìåëüíûå ñåìüè.  Ëþöèíñêîì óåçäå ïåðåñåëåíèå ñëåäñòâèå îñòðîãî ìàëîçåìåëüÿ. Ïî áåëîðóññêèì óåçäàì (Äðèññåíñêèé, Âèòåáñêèé) ÷èíîâíèêè îòìå÷àþò, ÷òî ìåñòíûé êðåñòüÿíèí â ñèëó èñòîðè÷åñêîãî ïðîøëîãî ïî÷òè íåñïîñîáåí ê êîëîíèçàòîðñêîé äåÿòåëüíîñòè. Íåäîñòàòîê ýíåðãèè, èíèöèàòèâû è ñìåòëèâîñòè âåä¸ò ê íåóäà÷àì ïðè îñâîåíèè íîâûõ çåìåëü. Ýòî ñòðåìëåíèå ïðîíèêëî â äàííûå óåçäû êàê çàðàçíàÿ áîëåçíü èç ñìåæíûõ óåçäîâ, ãäå òàêîâîå ñòðåìëåíèå íà÷àëîñü ðàíüøå. Îñòàíîâèòü ýòî äâèæåíèå ïóòåì ðàçúÿñíåíèé êðåñòüÿíàì ðèñêîâàííîñòè è ïå÷àëüíûõ ïîñëåäñòâèé, íå áûëî íèêàêîé âîçìîæíîñòè.
Ê îñíîâíûì ïðè÷èíàì âíåçàïíîé âîëíû ïåðåñåëåíèÿ åãî ñîâðåìåííèêè îòíîñÿò, ïðåæäå âñåãî, ìàëîçåìåëüå. Ñî âðåìåíè îñâîáîæäåíèÿ îò êðåïîñòíîé çàâèñèìîñòè êðåñòüÿíñêîå íàñåëåíèå óäâîèëîñü çà ñ÷åò åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà, à çåìëè îñòàëèñü òå æå. ×àñòûå íåóðîæàè è ñîâåðøåííîå íåèìåíèÿ ïîêîñîâ [5] ïîáóæäàëè êðåñòüÿí ê ïåðåñåëåíèþ — «
ðàáîòàëè íà ÷óæîé çåìëå, à ñâîåé íåò
», «
òàê êàê æèòüÿ ÿ òðè äåñÿòèíû áåç ÷åòâåðòè âñåé çåìëè, à ñåìåéñòâî ìî¸ çàêëþ÷àåòñÿ èç 2-õ äóø ìóæåñêîãî ïîëà è 4-õ æåíñêàãî, òî ñ òàêèì ñåìåéñòâîì íåò âîçìîæíîñòè ïðîæèòü íà ñòîëü ìàëîé çåìëå, ïî÷åìó ÿ è âîçûìåë æåëàíèå ïåðåñåëèòüñÿ â Ñèáèðü
»
Êðîìå òîãî, ïî ìíåíèþ óåçäíûõ ïîäàòíûõ èíñïåêòîðîâ ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå îêàçûâàëè ñëóõè, ÷òî â Ñèáèðè ìîæíî ëåãêî âñåãî äîñòèãíóòü. Ïîääàâàëèñü êðåñòüÿíå, íå îáëàäàâøèå çíàíèÿìè âëèÿë ñóáúåêòèâíûé ôàêòîð — «
â ïîèñêàõ ë¸ãêîé è õîðîøåé æèçíè îíè ïåðåñåëÿþòñÿ â Ñèáèðü
».  ýòîé ñâÿçè, ìèíèìóì ïåðåñåëåíèé íàáëþäàëñÿ â ëàòûøñêèõ âîëîñòÿõ Âèòåáñêîé ãóáåðíèè (Äâèíñêèé óåçä), à òàêæå â Ëèôëÿíäèè, ãäå êðåñòüÿíå áûëè áîëåå ðàçâèòû [4], ÷åì â èíûõ óåçäàõ.
Ïî ìíåíèþ ãóáåðíñêîé ãàçåòû «Âèòåáñêèå âåäîìîñòè» [9] ñëóõè áûëè ñàìûå íàèâíûå: «
ñàì Öàðü ñ Öàðèöåþ âñòðå÷àþò è íàäåëÿþò âçðîñëûõ äåíüãàìè è õëåáîì, à äåòåé ìîëîêîì è êîíôåêòàìè
» Òàì æå ñîîáùàåòñÿ, ÷òî ñëóõàì äîïîëíèòåëüíî ñïîñîáñòâîâàëè, êàê åâðåè ïåðåêóïùèêè ïî äåø¸âûì öåíàì, òàê è õîäàêè, êîòîðûå è íå áûëè â Ñèáèðè à îáùåñòâåííûå äåíüãè ïîòðàòèëè, à êðîìå òîãî è ìíîãî÷èñëåííûå âî âñå âðåìåíà ïðîõîäèìöû, ñîáèðàâøèå «ïî ðóáëþ çà âûçîâ èç Ñèáèðè». Íî îñíîâíàÿ ïî÷âà äëÿ ñòîëü ñïîíòàííîé âîëíû ïåðåñåëåíèé, âñå òàêè: áåäíîñòü, ãîëîä, íåîáðàçîâàííîñòü êðåñòüÿíñêîãî íàñåëåíèÿ âñåé ãóáåðíèè [9].
Äîïîëíèòåëüíûå ïðè÷èíû ïåðåñåëåíèÿ íåäîñòàòîê çàðàáîòêà íà ìåñòàõ â ñâÿçè ñ îòñóòñòâèåì ïðîìûøëåííîñòè, íåçíàíèåì ðåì¸ñåë, ïàäåíèåì öåí íà ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå ïðîäóêòû è òåìíîòà êðåñòüÿí, äîïóñòèâøàÿ èõ âåðèòü ðàçíûì âçäîðíûì ñëóõàì î Ñèáèðè, ðàñïóñêàåìûì çëîíàìåðåííûìè ëèöàìè ñ ëè÷íûìè âûãîäàìè. Ïîáûâàâøèå â Ñèáèðè ñâîèìè ðàññêàçàìè âîëíîâàëè êðåñòüÿí, â ðåçóëüòàòå ÷åãî óåçæàëè íå òîëüêî áåççåìåëüíûå, íî è ñîñòîÿòåëüíûå ÷ëåíû âî èçáåæàíèå ïåðåäåëà ó÷àñòêîâ â ñâÿçè ñ óâåëè÷åíèåì ñåìåéñòâ.
Âëàñòè, â ñâîþ î÷åðåäü, îòêàçûâàëè â âûäà÷å ñâèäåòåëüñòâ [5], êàê èç-çà íåäîñòàòêà äåíåæíûõ ñðåäñòâ ó ïåðåñåëåíöåâ, òàê è èç-çà íåäîñòàòêà ðàáî÷èõ ðóê â ñåìüÿõ ïåðååçæàþùèõ. Îò ðàñïðîäàæè èìóùåñòâà ñðåäíåå ñåìåéñòâî â òî âðåìÿ ìîãëî âûðó÷èòü îêîëî 200 ðóáëåé [5], ÷òî ñîñòàâëÿëî çíà÷èòåëüíóþ ñóììó. Òèïè÷íàÿ ïðè÷èíà îòêàçà çâó÷àëà êàê — «
ïðîæèâàåò ñåìüÿ íà çàðàáîòêè è õëåáîïàøåñòâîì íå çàíèìàåòñÿ
». Ñìîòðåëè òàêæå «
â ðàáî÷åì âîçðàñòå
», èëè â íåðàáî÷åì. Ïîýòîìó òîëüêî îòêàçíûå äåëà è ïîïàëè â èñòîðèþ, òàê êàê ðàññìàòðèâàëèñü â öåíòðàëüíîé âëàñòè, à äåë ñîãëàñíûõ êîíôîðìèñòîâ â àðõèâå íåò.
 ðåçóëüòàòå èññëåäîâàíèÿ èìåþùèõñÿ àðõèâíûõ ìàòåðèàëîâ óäàëîñü âûäåëèòü èìåíà íåêîòîðûõ íàøèõ ïàññèîíàðíûõ çåìëÿêîâ, îñòàâèâøèõ ñëåä â èñòîðèè ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ. Òàê â 1898-ì ãîäó íàø çåìëÿê èç äåðåâíè Êóëåâî Ñîêîëüíè÷åñêîé âîëîñòè Íåâåëüñêîãî óåçäà íåêòî êðåñòüÿíèí Àëåêñåé Áîãäàíîâ Æèãàíîâ íà ïðåêðàñíîé âîù¸íîé áóìàãå æàëóåòñÿ öåíòðàëüíûì âëàñòÿì íà îòêàç â âûäà÷å åìó ïðîõîäíîãî ñâèäåòåëüñòâà äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ïåðåñåëåíèÿ â Ñèáèðü [3], îòêóäà âèäíî, ÷òî îí óæå òàì áûë è ìåñòî ñåáå âûáðàë. Åùå èç Íåâåëüñêîãî óåçäà óåçæàëè Äìèòðèé Ãîðñêèé è Êàïèòîí Àíäðååâ. Òàêæå ëþáîïûòíî ñîîáùåíèå Ïåðåñåëåí÷åñêîãî Óïðàâëåíèÿ Âèòåáñêèì âëàñòÿì, â êîòîðîì «ïðåïðîâîæäàåòñÿ íà çàâèñÿùåå ðàñïîðÿæåíèå ïðîøåíèå êðåñòüÿí ä. Êîçîäîèõè Ðûêøèíñêîé âîëîñòè Íåâåëüñêîãî óåçäà Ô¸äîðà è Àëåêñåÿ Ñòðóêîâûõ î ðàçðåøåíèè èì ïåðåñåëèòüñÿ â Ñèáèðü [6]» — íàøà ôàìèëèÿ! Èç áëèçêîé ê íàì Øàëàõîâñêîé âîëîñòè, äåðåâíÿ Êîâàë¸âà óåçæàëè Ëàâðåíòèé Ìàðêîâ, Åâäîêèì Àíäðååâ, à òàêæå áðàòüÿ Âàñèëèé, Àíèñèì è Ñåì¸í Âîù¸íîê.  1897-ì, 1900-ì è 1903-ì ãîäàõ ëþäè ñ íàøèìè ôàìèëèÿìè èç íàøèõ ìåñò îòêàçîâ ó ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè íå ïîëó÷àëè [1, 2, 5, 7]. Ìîæåò ïåðåñåëåíèÿ áûëè, íî íàøèì íå îòêàçûâàëè, è ïîýòîìó ñâåäåíèé â àðõèâàõ íåò.
Íàèáîëåå áëèçêîå ïîïàäàíèå ê íàøèì ìåñòàì íàéäåíî â àðõèâå â âèäå ÷åðíîâèêà çàïèñêè Âèòåáñêîìó Ãóáåðíàòîðó (ïðèâåäåíà â çàãîëîâêå ñòàòüè) îò 12 íîÿáðÿ 1904 ã. ¹ 5989 î òîì, ÷òî êðåñòüÿíå Èâàí Ñìîðûãî èç äåðåâíè ×åðíåöîâî è ßêîâ Ñìîðûãî èç äåðåâíè Ïèëèïîâî ïîäàâàëè ïðîøåíèå î ðàçðåøåíèè ïåðåñåëåíèÿ è îñìàòðèâàíèé âáëèçè ïë. Íîâàãî, Ðûáèíñêîé, Òàðñêîãî óåçäà Òîáîëüñêîé ãóáåðíèè [8].  íàøåé îáùåé ðîäîñëîâíîé áàçå äàííûõ òàêèõ ëè÷íîñòåé ïîêà íåò, íî íå èñêëþ÷àþ, ÷òî îíè ïîÿâÿòñÿ èìåííî â ðåçóëüòàòå äàííîãî èññëåäîâàíèÿ.
Ïåðåäîâàÿ ñòàòüÿ óêàçàííîé âûøå ãóáåðíñêîé ãàçåòû «Ïî ïîâîäó ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ â Âèòåáñêîé ãóáåðíèè» äà¸ò äîïîëíèòåëüíûå ðàçúÿñíåíèÿ î òîì, ÷òî ìàêñèìàëüíîå ïåðåñåëåí÷åñêîå äâèæåíèå ïðîèñõîäèëî íå èç Íåâåëüñêîãî óåçäà, à ñêîðåå â Ãîðîäîêñêîì, Äðèññåíñêîì, Ïîëîöêîì, Ëåïåëüñêîì, Ñåáåæñêîì. Òàì æå ñîîáùàåòñÿ, ÷òî èìåííî Ìèíèñòåðñòâî Âíóòðåííèõ Äåë ïðåäëîæèëî ïîñûëàòü õîäàêîâ ïðåæäå ïåðåñåëåíöåâ, ÷òî ñóùåñòâåííî ñíèçèëî ïîòîê êðåñòüÿí, óåçæàþùèõ èç ãóáåðíèè.
Äåòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ èìåí óåçæàâøèõ ïîêàçûâàþò, ÷òî êàçàöêèõ ôàìèëèé óæå íåò, êàê ýòî áûëî íà ìîìåíò ðàçäåëà Ïîëüøè áîëåå ñòà ëåò íàçàä. Óïîìèíàíèé î «ïàíöûðíûõ áîÿðàõ» íåò è ïîäàâíî äàâíî çàáûòûé âîïðîñ, êàê óæå ñîîáùàë àâòîð â ïðåäûäóùèõ ìàòåðèàëàõ.
Èìåíà óêàçûâàþòñÿ ñàìûå îáûêíîâåííûå, ðóññêèå [5, 7] — ßêîâ Çèíîâüåâ, Ïðîêîôèé Þçåôàòîâ, Èëüÿ Ïàâëîâ, Ïàâåë Êàáàíîâ, ϸòð Áîíèôàòîâ, Ìèðîí Ìàðêîâ, Ïàðàìîí ßêîâëåâ, Åôèì Øåðøí¸â, Àíòîí Ñòåôàíîâ, Èñààê Èãíàòîâ, àõàðèé Âåðõîâñêèé, Ëóêüÿí Êàðïîâ Âîðîõîáêî, Àíòîí Ëåîïàíîâ, Ñèäîð Ïåòðîâ, Íèêîëàé Ô¸äîðîâ, Ñàçîí Ëàâðåíîâ, Ìàêñèì Åëèñòðàòîâ, Àëåêñåé Âèêåíòüåâ Êî÷àíêà, Åãîð Èãíàòüåâ, Âàñèëèé Òåïëÿêîâ, Âåíåäèêò Áóõîëîâñêèé, Ñàâåëèé Äàíèëîâ Âûêøèí, Àâðààì Ñòåïàíîâ, Îëèìïèé Àñêîñîâ, Åôèì Èâàíîâ, Èñàê Àíòîíîâ, Íèêàíäðà Êàëèíèí, Ãîðäåé Ìóðàøîâ. Ñèëüâåñòð Êàñïàð.
Ëþáîïûòåí ïîðòíîé èç Ñåáåæà Õàèì Ñàôðîíà Õîòÿíîâ [5], êîòîðûé ïîäàë ïðîøåíèå íà ïåðåñåëåíèå â Ñèáèðü ñ ñåìü¸é â ñëåäóþùåì ñîñòàâå: æåíà Õåíà Ëèáà, äî÷ü Ìóñÿ, äî÷ü Äîáà, ñûí Ìîòà Ìîíîôåíü, äî÷ü Íàõàìà, äî÷ü Ýëüêà, ñûí Çàëìàí, ñûí Áàðêà, ñûí Ìîâøà Ãèðøà, æåíà åãî Ðèâêà, ñûí åãî Õàèì, øóðèí Çàëìàí Áûíÿ Âàñåðìàí, æåíà åãî Ãèíîðà Ñîðà, äî÷ü Ëèáà Áåéëÿ, ñûí Ìîòà, ñûí Ìîñêà, äî÷ü Õàåìà, ñûí Õàèì.
Ñâîåé ôàìèëèè â ðàìêàõ äàííîãî èññëåäîâàíèÿ ÿ íå îáíàðóæèë íèãäå.
Èòàê, èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî, ÷òî ëîêàëüíàÿ òóðáóëåíòíîñòü ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ èç íàøèõ ìåñò â óêàçàííûé ïåðèîä íå ìîæåò áûòü îïðàâäàíà îäíèìè ðàöèîíàëüíûìè ñîîáðàæåíèÿìè, îáúÿñíÿþùèìè ïðåèìóùåñòâà æèçíè íà íîâûõ ìåñòàõ. Çäåñü èìååò ìåñòî êîìïëåêñ ïðè÷èí, ñðåäè êîòîðûõ íå íà ïîñëåäíåì ìåñòå íàõîäèëîñü áðîæåíèå äóõà, íàäåæäû íà èçáàâëåíèå, áëèçêèé óæå ïðåäåë òåðïåíèÿ íàøèõ ïðåäêîâ, êîòîðûå ãîòîâû áûëè ïîääàòüñÿ íà ñàìûå íàèâíûå ïðåäëîæåíèÿ è óñòðåìèòüñÿ, ñëîìÿ ãîëîâó, çà ñ÷àñòüåì íà êðàé ñâåòà.
Äóõ ãðÿäóùèõ ðåâîëþöèé óæå âèòàë â âîçäóõå, íàïèòûâàÿñü â ãîðîäàõ óæå èçäàííûì Ìàðêñîì è Ýíãåëüñîì Ìàíèôåñòîì êîììóíèñòè÷åñêîé ïàðòèè — «Ïðèçðàê áðîäèò ïî Åâðîïå, ïðèçðàê êîììóíèçìà
», èëè âûðàæàÿñü ñëîâàìè áîëåå ïîçäíåãî ïîýòà Ìèõàèëà Ñâåòëîâà «Ïî Åâðîïå ïðèçðàê áðîäèò, ïî çàáðîøåííûì ïóòÿì, îí ïðèõîäèò, îí óõîäèò, îí áðåäåò ïî äåðåâíÿì
» Âëèÿíèå ãîðîäà çäåñü, áåçóñëîâíî — ãäå íå áàëàìóòÿò ãîðîäñêèå äåðåâåíñêèõ, îòòóäà è íå ïåðåñåëÿþòñÿ.
Ïðî íàøèõ ×åðíåöîâñêèõ ïðåäêîâ ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî èíòåíñèâíî îíè íå ïåðåñåëÿëèñü â óêàçàííûå ãîäû, äåë íà íèõ íåò, ÷òî ìîæåò ñëóæèòü êîñâåííûì ïîäòâåðæäåíèåì èõ íå ìàëîçåìåëüíîñòè. È Ñëàâà Áîãó, òàê êàê âûïîëíåííîå èññëåäîâàíèå ïîêàçûâàåò óäèâèòåëüíûé è íåîæèäàííûé ðåçóëüòàò, ðàçâåèâàþùèé åùå îäèí ìèô, óïîðíî ñóùåñòâóþùèé â ïàìÿòè ïîêîëåíèé — ïåðåñåëåíèå â òî âðåìÿ íå ïîäâèã, à ñêîðåå ïðèçíàê áåäíîñòè è ãëóïîñòè. Ýòî òåì áîëåå ïðàâèëüíî, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ âñåìè óåçäíûìè ÷èíîâíèêàìè — ïî âñåì óåçäàì ïåðåñåëåíèå äëÿ îñòàþùèõñÿ ñêîðåå ïîëåçíî, ÷åì âðåäíî, òàê êàê çåìëè óõîäÿùèõ ïîñòóïàþò îñòàþùèìñÿ. Äâèæåíèå ïîäíèìàåò óðîâåíü áëàãîñîñòîÿíèÿ çåìëåäåëü÷åñêîãî êëàññà, óñòðàíÿÿ èç ñðåäû åãî áåäíåéøèå ýëåìåíòû.  ðåçóëüòàòå, ýêîíîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå ñåëåíèé, èç êîòîðûõ êðåñòüÿíå ïåðåñåëÿëèñü óëó÷øèëîñü. Íå èñêëþ÷àþ, ÷òî â èíûå âðåìåíà ïåðåñåëåíèå â Ñèáèðü íàøèõ ïðåäêîâ èìåëî áîëåå îñìûñëåííûõ õàðàêòåð, íî â óêàçàííûé ïåðèîä ýòî áûëî ëèøü ïðîÿâëåíèå ñìóòû, ïðîòåñòà è íåîáîñíîâàííîé íàäåæäû. Ìîè ðîäíîé äåä Ñåì¸í òîæå ïîåõàë â Ñèáèðü â 30-ì ãîäó ïðîøëîãî âåêà, êîãäà íàðîæàë äåòåé, è çåìëè ñòàëî íå õâàòàòü. Äà âîâðåìÿ ñïîõâàòèëñÿ è âåðíóëñÿ. Èç âûïîëíåííîãî èññëåäîâàíèÿ ñëåäóåò äîïîëíèòåëüíîå ïîäòâåðæäåíèå äîñòàòî÷íî î÷åâèäíîãî ôàêòà — íà ïåðåëîìå âåêîâ, äà è â äðóãèå âðåìåíà êðîìå íûíåøíèõ, íà íàøåé ðîäèíå èñïîëüçîâàëñÿ êàæäûé êëî÷îê çåìëè, òîãäà êàê ñåé÷àñ, ñòàðàíèÿìè ñîâðåìåííûõ âëàñòåé, âñå ïîëÿ áðîøåíû è çàðîñëè äî íåïðîõîäèìîñòè. Âîò è ñðàâíèòå…
Ñëåäóåò òàêæå çàìåòèòü, ÷òî îòêàçîâ ìåñòíûõ âëàñòåé, à ñîîòâåòñòâåííî è æàëîá, â âûäà÷å õîäà÷åñêèõ ñâèäåòåëüñòâà â Íåâåëüñêîì óåçäå ìèíèìàëüíîå êîëè÷åñòâî ñðåäè îñòàëüíûõ óåçäîâ ãóáåðíèè, ÷òî òàêæå êîñâåííî ïîäòâåðæäàåò áîëüøóþ äèñöèïëèíèðîâàííîñòü íàøèõ ïðåäêîâ, öàðñòâèå èì âñåì íåáåñíîå
Òîò ôàêò, ÷òî ñâîåé ôàìèëèè ÿ îïÿòü íè ðàçó íå íàø¸ë íè â îäíîì èç ìíîãèõ ïðîñìîòðåííûõ äîêóìåíòîâ, ãîâîðèò î íåïðåìåííîñòè äàëüíåéøèõ èññëåäîâàíèé. Ïîâòîðÿþ äëÿ «êðàåâåäîâ» è èæå ñ íèìè: «Ìåíÿ èíòåðåñóåò â ïåðâóþ î÷åðåäü ìîé ðîä è ìîÿ çåìëÿ. Îñòàëüíîå — â ìåíüøåé ñòåïåíè».
Ëèòåðàòóðà:
ÐÃÈÀ. Ôîíä 391. Îïèñü 2 (1894 1905 ãã.). Äåëà:
1. 102,
2. 108,
3. 327,
4. 459,
5. 660,
6. 979,
7. 1150,
8. 1341
9. Ãàçåòà «Âèòåáñêèå âåäîìîñòè» îò 16 ñåíòÿáðÿ1897 ã. Ïåðåäîâàÿ ñòàòüÿ «Ïî ïîâîäó ïåðåñåëåí÷åñêîãî äâèæåíèÿ â Âèòåáñêîé ãóáåðíèè»
ÑÏá,
Ìàðò 2017
Источник