Русская культура на переломе эпох

Русская средневековая эстетика XI?XVII векаБычков Виктор Васильевич
Глава VIII. На переломе эпох. Вторая половина ХVII века
Никоновская церковная реформа, утвердившая на государственном уровне возможность изменений в веками складывавшемся церковном культе, поставила апологетов Средневековья вце закона и широко открыла ворота (вопреки намерениям самих реформаторов) новаторству во всей русской культуре, западным влияниям и соответственно секуляризации культуры в конечном счете. Правда, сама реформированная церковь достаточно быстро осознала эту опасность и повела борьбу не только с раскольниками, но и с наиболее активными «западниками». Однако остановить или как?либо резко повлиять на ход истории она, естественно, не могла. Внутри религиозного сознания усиливается процесс дифференциации отдельных сфер духовной деятельности, которые начинают приобретать все большую самостоятельность. Этому активно способствует проникновение в Россию западных (а в их составе и античных) наук и форм культурной и художественной деятельности. Россия жаждет широкого и глубокого образования. Наиболее одаренных ее граждан уже не удовлетворяет «Закон Божий» как единственная форма образования. Они с вожделением слушают о европейских университетах, о мирских науках, о художественных училищах и стремятся к введению подобных форм образования в своем отечестве. Этому активно содействуют выходцы из западных славян, ставшие главными посредниками между российской и западноевропейской культурами.
С особой силой новые тенденции проявляются в сфере художественной практики и эстетического сознания. В Россию более активно начинают проникать, хотя и в западной редакции, произведения античных авторов, в том числе и философские, художественные, эстетические трактаты; Россия активно осваивает новые формы и способы художественного мышления, новые виды искусства; под сильным западным влиянием возникают отечественные науки об искусствах, закладываются основы эстетической науки. Внутри и под прикрытием православной идеологии, а нередко и во внутренней борьбе с ней начинается активный процесс секуляризации художественной культуры и эстетического сознания.
ÐаннÑй ÑекÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑелÑнÑм ÑÑагменÑом.
ÐоделиÑеÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑаниÑке
ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð¸Ð· дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³:
Ðлава V. ÐÑедÑÑвÑÑвие закаÑа. ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° Ð¥VI века
1547 годâгод венÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑаÑÑÑво Ðвана IVâоÑкÑÑвал новÑй ÑÑап в иÑÑоÑии РоÑÑииâÑÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ñомного единого ÑамодеÑжавного гоÑÑдаÑÑÑва, в коÑоÑом Ñже наÑинал ÑеалÑно пÑоÑмаÑÑиваÑÑÑÑ, Ñ
оÑÑ Ð¸ в видоизмененной ÑоÑме,
Ðлава VI. ÐоÑледний ÑÐ¸Ñ Ð¡ÑедневековÑÑ. ÐеÑÐ²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° XVII века
ÐоÑле жеÑÑокого многолеÑнего единодеÑÐ¶Ð°Ð²Ð¸Ñ Ðвана ÐÑозного ÐоÑковÑÐºÐ°Ñ Ð ÑÑÑ Ð²ÑÑÑпила в полоÑÑ Ð·Ð°ÑÑжного гоÑÑдаÑÑÑвенного кÑизиÑа, ÑоÑиалÑнÑÑ
и полиÑиÑеÑкиÑ
неÑÑÑдиÑ. ÐоÑÐ¸Ñ ÐодÑнов, не «по пÑавде» занÑвÑий
ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð² моÑковÑком гоÑÑдаÑÑÑве вÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° XV-наÑало XVII века
ÐÑ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ пÑоÑлÑй Ñаз оÑÑановилиÑÑ Ð½Ð° ÑазговоÑе об оÑделении Ð¾Ñ ÐÑеленÑкого пÑавоÑлавиÑ, коÑоÑое пÑоизоÑло в моÑковÑкой ÑаÑÑи Ð ÑÑи в ÑеÑедине 15 века. ÐÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ñе оÑновнÑе даÑÑ: 1439 год ÐоÑковÑкий миÑÑополиÑ
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1977]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! Я не поÑлал Ðам I и II ÑаÑÑей, Ñ. к. Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ бÑло под ÑÑкой и мне казалоÑÑ, ÑÑо Ñ ÐÐ°Ñ ÐµÑÑÑ. IâÑ Â«ÐогоÑлÑжение», а II «Ðак ÑиÑаÑÑ ÐиблиÑ. ÐеÑÑ
ий ÐавеÑ»[206]. ÐеÑваÑ, поâмоемÑ, Ñ ÐÐ°Ñ ÐµÑÑÑ, а вÑоÑÐ°Ñ â не знаÑ. ÐÑли Ð½ÐµÑ â поÑÑаÑаÑÑÑ
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1978]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! ТолÑко ÑейÑÐ°Ñ Ñмог ÑеÑÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ñ Ðами о волнÑÑÑем ÐÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑе: как понимаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Â«Ð¸Ð·Ð±ÑаниÑ» в Ðиблии. Слово ÑÑо дейÑÑвиÑелÑно пÑоÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑеÑез вÑÑ Ð¡Ð². ÐиÑание â Ð¾Ñ ÑаÑÑказа об ÐвÑааме до ап. Ðавла. ÐоâвидимомÑ,
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1984 г.][268]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! ÐÑÑ, о Ñем ÐÑ Ð¿Ð¸ÑеÑе, Ñ ÑÑвÑÑвовал Ñам, но не знаÑ, как повлиÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑо. ÐдеÑÑ ÐµÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹?Ñо Ñклон в ненÑжнÑÑ ÑÑоÑонÑ, Ñ
оÑÑ Ð½Ð° многиÑ
лÑдей ÑÑо понаÑÐ°Ð»Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвÑÐµÑ Ñ
оÑоÑо. Ðо Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÑаÑÑÑÑ ÑомнениÑ. Ð¡Ð¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑмÑÑного
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1985]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! ÐÑе пиÑÑма â и ÐаÑе, и Ð. Ð., и X. â полÑÑил. Ðолго не оÑвеÑал из?за Ñого, ÑÑо мало бÑвал дома. ÐÑе и еÑе Ñаз мÑÑленно пÑедÑÑавлÑÑ ÑейÑÐ°Ñ ÐаÑе положение и ÑоÑÑоÑние. Ðногое оÑÑезано. ÐÑÑÑблено. ÐÑо как Ð±Ñ Ð¿ÑеддвеÑие веÑноÑÑи, где мÑ
Ðлава двенадÑаÑаÑ
ÐÐ ÐÐÐСТРСÐÐÐÐÐÐÐ. ÐÐÐ ÐÐÐÐ
ÐÑинÑ, вÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° V в.
ÐдоÑ
Ð½Ñ Ð»Ð¸ Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°-нибÑÐ´Ñ Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ воздÑÑ
, кÑоме ÑÑÑемного?
Ф. ÐаÑка
СоÑокла и оÑобенно ÐÑÑ
ила можно бÑло Ð±Ñ Ð² каком-Ñо ÑмÑÑле назваÑÑ ÑÑиÑелÑми жизни. Ð ÑвоиÑ
ÑÑагедиÑÑ
они вÑÑажали опÑеделенное
Ðлава пÑÑнадÑаÑаÑ
ÐÐУÐÐÐÐРФÐÐÐСÐФ
ÐÑинÑ, вÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° V в.
ФилоÑоÑÐ¸Ñ Ð¡Ð¾ÐºÑаÑа пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой единое Ñелое Ñ ÐµÐ³Ð¾ жизнÑÑ.
ÐегелÑ
РдоÑ
ÑиÑÑианÑком миÑе немного найдеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑей ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð°ÑÑелÑнÑÑ
и ÑвоеобÑазнÑÑ
, как СокÑаÑ, ÑÑн СоÑÑониÑка. ТÑÑдно ÑказаÑÑ, ÑÑо имело
Ðлава 4. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð·ÑелоÑÑи, ÑÑабилизаÑии, «клаÑÑиÑизма». ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° IXâXII века
Ð ÑеÑедине IX в. в ÐизанÑии доÑÑаÑоÑно ÑеÑко намеÑилиÑÑ ÐºÐ°Ðº минимÑм ÑÑи напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑÑеÑике главное â паÑÑиоÑиÑеÑкое (или богоÑловÑко-ÑеÑковное); ÑÑоÑмиÑовавÑаÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑи него, но имевÑаÑ
Ðлава вÑоÑаÑ. ÐСÐÐРРСРÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐ (ÐТÐÐ ÐЯ ÐÐÐÐÐÐÐÐ
4. Ð ÑÑÑкое ÐонаÑеÑÑво (Ð¥-Ð¥VII века)
Ðе меÑем Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð½Ð°ÑÑ Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¾Ð¼, но деÑниÑÐµÑ Ð¢Ð²Ð¾ÐµÑ Ð¸ мÑÑÑÐµÑ Ð¢Ð²Ð¾ÐµÑ Ð¸ пÑоÑвеÑением лиÑа Твоего и ÑвÑÑÑÑ Ð¢Ð²Ð¾Ð¸Ñ Ñлезами, подвиги и поÑÑ, ÐÑовÑми и ÑÑении оÑеÑеÑÑво наÑе ÑÑвеÑдиÑÑ. (СлÑжба вÑем Ð ÑÑÑким
ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° XIX в.
Ð 1849 г. клÑÑаÑем ÐазанÑкого ÑобоÑа ÑÑал пÑоÑоиеÑей Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ Ð¤ÐµÐ´Ð¾ÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡Ð¸Ð´Ð¾Ð½Ñкий (1805â1873), ÑоÑÑоÑвÑий в ÑÑаÑе ÑобоÑа Ñ 1829 г. Ð¡Ð²Ð¾Ñ Ð¿Ð°ÑÑÑÑÑкÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¾Ð½ ÑоÑеÑал Ñ Ð½Ð°ÑÑно-богоÑловÑкий; его пеÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Â«Ðведение в наÑÐºÑ ÑилоÑоÑиÑ» (СÐб., 1833). Ð 1834 г.
ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° Ð¥IÐ¥ в
РноÑбÑе 1866 г. импеÑаÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ II ÑÑвеÑдил избÑание дÑÑ
овного паÑÑÑÑÑ ÐÑÑÑÑ (ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ Ð¢ÑÑÑии) ÐевоÑга IV каÑоликоÑом вÑеÑ
аÑмÑн. ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ импеÑаÑоÑа новоизбÑÐ°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ°ÑоликоÑÑ Ð±Ñли вÑÑÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ñден Ñв. ÐлекÑандÑа ÐевÑкого, бÑиллианÑовÑй кÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ
Источник
Утраты и приобретения. Трагические события XIII в. нанесли тяжкий урон культуре Руси. В огне монгольского нашествия погибли бесчисленные памятники зодчества, произведения иконописи и прикладного искусства, библиотеки и архивы — культурные накопления нескольких столетий. По примерным подсчетам, до нашего времени дошла лишь 0,1% рукописных книг, бытовавших в домонгольской Руси. Основную часть этих утрат можно отнести именно к XIII в. После нашествия заглохли многие центры книжности и летописания. Сузилось русло литературной жизни. Почти повсеместно прекратилось каменное строительство. В Суздальской земле первые каменные храмы были сооружены лишь спустя полвека после Батыева нашествия (Спасский собор в Твери — в 1285—1290 гг., Борисоглебская церковь в Ростове — в 1287 г.). В сравнительно благополучном Новгороде это случилось еще позже (церковь Николы-на-Липне — в 1292 г). Такой долгий перерыв привел к утрате многих технологических приемов строительства, о чем красноречиво свидетельствует недолговечность большинства каменных построек конца XIII—ХIV вв.
Однако одними потерями итоги культурного развития Руси в XIII в. не исчерпывались. Именно это столетие явилось временем завершения христианизации страны, когда даже на ее далеких окраинах прекратилась практика языческих захоронений (погребальная практика — весьма чувствительный конфессиональный индикатор). В этническом самосознании книжников (а вместе с ними, очевидно, и более широких слоев общества) произошли важные перемены. На одно из первых мест в их самоидентификации (определении «своих») наряду с общим языком, историей и пространством обитания в XIII в. выходит христианская вера. Без сомнения, это было связано с резким усилением военного давления со стороны соседей-иноверцев (язычников — литовцев и монголов, «латинян» — немцев, шведов и венгров). Именно с этого времени книжники начинают постепенно осознавать Русь как своего рода «остров правой веры», окруженный со всех сторон иноверными народами. Данное представление серьезно повлияет на развитие национальной культуры в последующие столетия.
Военное противоборство с Ордой во второй половине XIII в. было еще невозможно. Но в духовной и культурной жизни первых десятилетий ига уже начали накапливаться силы внутреннего сопротивления, которые выйдут на поверхность в следующем столетии — в эпоху «монастырского возрождения» и Куликовской битвы. Вера отцов и дедов, память о временах свободы, прославление героев и мучеников трагической поры — вот те ценности самосохранения, которые старалась передать потомкам тихая культурная работа той поры.
На вторую половину XIII в. пришлась деятельность митрополита Кирилла II (третьего с момента Крещения митрополита — уроженца Руси) по наведению порядка в области канонического права, руководящего жизнью верующих. Сам митрополит связывал эту работу с установлением господства «безбожных и нечистых поган». Ни один русский книжник XIII в. не сомневался, что все произошедшее с Русью явилось наказанием за грехи, а значит и прощение Всевышнего можно было заслужить, лишь исправляя греховные пороки жизни. Эта мысль была близка владимирскому епископу Серапиону — собеседнику Кирилла II и самому яркому русскому проповеднику XIII в. (сохранилось пять проповедей, написанных его рукой). По мнению епископа, Бог давно уже пытался обратить русских людей на путь покаяния, но те упорно не слышали этих призывов. И тогда он навел «на ны языкъ (народ) немилостив, язык лют». Чтобы гнев Божий прекратился, убеждал свою паству Серапион, необходимо прежде всего побороть грех.
Летописные повести о Батыевом нашествии прославляли героев, погибших, защищая свою землю. Одним из них был ростовский князь Василько Константинович. Захваченный в плен на поле Ситской битвы, он отказался воевать на стороне врагов, обличал их жестокость и был убит. Горьким неприятием реальности наступившего времени полна Галицко-Волынская летопись. В эпические тона окрашены жизнеописания двух самых известных русских князей XIII в. — Александра Невского и Михаила Черниговского. Как повествуют агиографы, оба они смирились перед Божьей волей, отдавшей Русь в руки ордынского хана. Но ради своей земли и веры готовы были идти на смерть: первый — на поле боя, второй — в руках ханских палачей.
Осмысление ига. Литература XIII в. несет на себе отпечаток идейной жизни своего времени и позволяет проследить пути, по которым шло осмысление произошедшего с Русью несчастья. Первое известие о появлении неведомых кочевников, одолевших русских на Калке, породило у летописцев мысль, что в них следует видеть один из тех диких народов, которые, согласно древним пророчествам, должны явиться накануне конца света. Вообще-то нового в этой мысли ничего не было — составители Повести временных лет еще столетие назад смотрели так же на половцев. Однако начало XIII в. было отмечено на Руси ростом эсхатологической тревожности, вызванной волной бедствий и чередой страшных «знамений Божиих» (затмений светил, звездопадов, землетрясений и т.д.). На этом фоне кровавый хаос монгольского нашествия мог действительно казаться неоспоримым доказательством наступления «последних времен».
Впрочем, острота эсхатологических переживаний, видимо, скоро прошла. Мир устоял, но Русь оказалась порабощена иноплеменниками. Такое небывалое в истории страны событие требовало объяснения, и одного указания на грехи многим казалось недостаточно. Литература второй половины столетия отразила поиски решения этой непростой задачи.
Средневековые книжники смотрели на мир через призму Библии и именно в ней искали символические ключи для понимания происходящего. Найти библейскую аналогию означало для них понять сокровенный смысл случившегося, прикоснуться к тайне Промысла Божьего, одинаково действующего во все века. За свои грехи христианская Русь была порабощена ханом-язычником, и теперь русские князья вынуждены служить ему. Некоторым книжникам (к примеру, автору «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского») это напомнило один из центральных эпизодов Ветхого Завета — историю «вавилонского пленения» Иудеи. Также, каки Русь, это богоизбранное царство долго искушало терпение Божие и затем было отдано в руки жестокому царю-язычнику Навуходоносору. Бог заповедал, чтобы иудеи честно служили своему новому владыке, — поскольку служба «царю неправедну» могла доказать их смирение пред лицом карающего Владыки. Но при этом они должны были твердо хранить свою веру. За это Бог обещал не только вывести людей из рабства и вернуть им прежнее благоденствие, но и своими руками покарать их сегодняшних угнетателей. Смысл этой истории был, таким образом, не в апологии рабства, а в указании трудного пути к свободе. Круг этих библейских идей оказывался более чем актуален в тягостное время первых десятилетий ига. Он позволял примириться с вынужденным подчинением чужеземцам и твердо надеяться на грядущее избавление.
Источник
1
Культура на переломе эпох. Барокко в русской культуре XVII в.
2
ЗОДЧЕСТВО Наиболее распространено деревянное зодчество Усиление светских мотивов. «Дивное узорочье» Сближение культового и гражданского каменного зодчества Нарышкинское или московское барокко:
3
Нарышкинское барокко Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
4
Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко.
5
Преображенская церковь в Кижах Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Её высота 17 м. почти с 11-этажный дом, а венчаю храм 22 купола, ярусами уходящими в небо. Преображенская церковь была построена в 1714 году
6
Храм Святителя Николая Чудотворца (в Хамовниках). Церковь построена при царе Федоре Алексеевиче в гг. в Хамовниках поблизости от существовавшего здесь до этого каменного храма святого Николая Чудотворца (известен с 1657 г., его предшественник, деревянный, с 1625 г.).
7
Спасо-Андроников мужской монастырь – один из древнейших в Москве. В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете — одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI века. В годах к ней была пристроена трехъярусная церковь в стиле московского барокко. Обычно эту трехэтажную церковь называют просто церковью Михаила Архангела. Ее строила царица Евдокия Лопухина
8
Коломенский дворец (также Дворец царя Алексея Михайловича) деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Будучи исключительно богато украшен, вызывал восхищение у видевших его иностранцев и заслужил прозвище «восьмого чуда света».
9
Пала́ты Аве́ркия Кири́ллова в Москве редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII самого начала XVIII веков. Расположенная рядом церковь Николы на Берсеневке ранее соединялась с Палатами крытым переходом
10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесён к произведениям зодчего Якова Бухвостова.
11
Литература Повести – жития ( Жития Улиании Лазаревской. Жития протопопа Аввакума, им самим написанные.) Литература приключенческого содержания (Сказание про храброго рыцаря про Бову Каралевича. Повесть о Еруслане Лазаревиче) Бытовая повесть (Повесть о Горе- Злосчастии) Демократическая сатира (Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о Шемякинском суде) Рифмованная поэзия
12
Симео́н По́лоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,) деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологии»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя. Поэтический сборник «Ветроград многоцветный»
13
«Гражданство обычаев детских» — рукописный памятник русской педагогики 2-й половины 17 в., содержащий 164 правила поведения детей, написано Епифанием Славинецким (образцом послужило сочинение чешского педагога Я. А. Коменского «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году»). «Гражданство обычаев детских» содержит подробные правила поведения детей за столом, при беседе, при встречах со взрослыми, в школе, в церкви, во время игр и т. д.
14
Впервые царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева Иоганн (Яган) Готфрид Грегори 1631, 1675) пастор московской немецкой слободы при Алексее Михайловиче, один из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал на Москве «детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека» и стал с ними разучивать комедию об Эсфири, или так называемое «Артаксерксово действо», разыгранное 17 октября 1672 г. Невиданное дотоле зрелище очаровало царя, следившего за ходом пьесы в продолжение 10 часов непрерывно; он щедро наградил комедиантов и Грегори. В 1673 г. пастор стоял уже во главе целой школы, в которой обучались «комедийному делу» 26 человек мещанских детей. Репертуар Грегори преимущественно «потешные, радостные комедии».
Источник