Русская церковь на переломе эпох
Г. Э. Щеглов
Содержание
К читателю
Список сокращений
Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899)
1.1. Детство и годы учебы
1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды
1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности
1.4. Магистерская диссертация
1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси
1.6. «Народная Академия»
Глава 2. На вершине творчества (1900–1907)
2.1. Большие замыслы и новые горизонты
2.2. Доктор церковной истории
2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи
2.4. Предсоборное Присутствие
Глава 3. Служба (1908–1914)
3.1. Особые поручения
3.2. В Учебном комитете
3.3. К вопросу о кодификации церковных законов
3.4. В духовных семинариях
3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры
Глава 4. Великий перелом (1914–1924)
4.1. Война. Утраты
4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору
4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов
4.4. Делегация Высшего церковного управления
4.5. Архивы Высшего церковного управления
Послесловие
Библиография. Источники
1. Опубликованные
1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича
Издания под редакцией С.Г. Рункевича
Готовились к печати (в 1914 г.)
Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии»
1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича
1.3. Делопроизводственная документация
2. Архивные материалы
3. Фотоматериалы
Литература
Приложение
Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями
Под редакцией С.Г. Рункевича
Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–начало XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь. Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.
Для специалистов-историков и всех интересующихся отечественной церковной историей.
К читателю
Настоящая книга посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого конца XIX – начала XX века Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). К сожалению, имя его до недавнего времени относилось к числу забытых, известных лишь ограниченному кругу специалистов, между тем как научно-литературное наследие, служебная деятельность и личность С.Г. Рункевича весьма замечательны во многих отношениях.
Прежде всего, он представляет интерес как выдающийся церковный деятель того времени, когда Русская Православная Церковь находилась на одном из труднейших этапов ее бытия. Это глубокая и сложная фигура, изучение жизни которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–начало XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь.
Сын сельского священника, С.Г. Рункевич получил классическое для выходцев из духовного сословия духовное образование – училище, семинария, академия. Благодаря своей даровитости и трудолюбию, он уже студентом обратил на себя внимание, и после окончания духовной академии был приглашен сотрудником в архив Святейшего Синода. Со временем Рункевич вырос в крупного ученого, получив в достаточно еще молодом возрасте степень доктора церковной истории. В служебном отношении он занимал перед революцией 1917 года должность помощника управляющего Синодальной канцелярией, дослужившись до чина действительного статского советника. С именем С.Г. Рункевича связаны такие известные исследования, как «История Минской архиепископии (1793–1832)» (1893); «Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов», т. I (1897) и т. II (1907); «Петербургская приходская благотворительность» (1900); «Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода» (1900); «Русская церковь в XIX веке» (1901); «О добродетелях и подвигах по творениям святого Василия Великого» (1906); «Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим» (1906); «Александро-Невская лавра (1713–1913)» (1913); «Великая отечественная война и церковная жизнь. Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914–1915 гг.» (1916) и др. Помимо отдельных книг С.Г. Рункевичем было опубликовано множество очерков, статей, заметок, рецензий, помещенных в «Церковном Вестнике», «Христианском Чтении», «Страннике», «Историческом Вестнике», «Церковных Ведомостях», «Новом Времени» и других периодических изданиях. Все литературное наследие ученого измеряется сотнями наименований, более сорока из которых вышло отдельными изданиями.
Большой интерес представляет не только сама личность С.Г. Рункевича, но и время, в которое ему выпало жить и трудиться. Бесспорно, это любопытнейший и вместе с тем один из наиболее трагических периодов русской истории. Историки пристально всматриваются в это время, пытаясь уловить и осмыслить причины, так круто и бескомпромиссно повернувшие в 1917 году русскую историю. Это время, невероятно динамичное, было вместе с тем временем крайне противоречивым. С одной стороны, Российское государство переживало необычайный подъем буквально во всех сферах жизни, с другой – скатывалось к неминуемой катастрофе. «Как?» и «Почему?» – вот вопросы, неотступно возникающие буквально на каждом шагу, когда соприкасаешься с этим временем.
Вместе с тем названное время представляет один из самых динамичных и оживленных периодов в жизни Русской Православной Церкви. Именно на конец XIX и первые десятилетия XX столетия приходится заметное оживление церковного самосознания. В то же время в связи с социальными катаклизмами резко обнажились и проблемы церковной жизни, для разрешения которых возникла неотложная потребность реформ, и в связи с этим встал вопрос о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви. Важнейшими вехами на пути к церковным реформам стали Предсоборное Присутствие 1906 года, учрежденное в 1912 году Предсоборное Совещание, Предсоборный Совет и, наконец, сам Поместный Собор 1917–1918 годов – главное событие церковной жизни той эпохи. Ко всем этим эпохальным событиям был непосредственно причастен С.Г. Рункевич. В 1906 году он состоял делопроизводителем III отдела Предсоборного Присутствия, занимавшегося вопросами преобразования церковного суда. С 1912 года был членом-делопроизводителем Предсоборного Совещания, а с июня 1917 года – членом Предсоборного Совета.
Совершенно особый период жизни С.Г. Рункевича представляют 1917–1923 годы – время его деятельности в Москве. В 1917–1918 годах Рункевич принимает участие в работе Поместного Всероссийского Собора в качестве члена Собора и председателя его Редакционного отдела. В то же время он участвует в работе специальной делегации Высшего церковного управления, образованной для защиты перед советским правительством имущественных и иных прав Церкви, пораженных после объявления Декрета об отделении Церкви от государства. На фоне ряда неудачных попыток делегации построить конструктивный диалог с новой властью и защитить имущественные права Церкви, особое значение приобретает единственный вопрос, нашедший сочувствие в советском правительстве. Это вопрос об охране церковных библиотек и архивов, оказавшихся в годы революции в бедственном, катастрофическом положении. Решением именно этого вопроса и занимался С.Г. Рункевич, сыграв исключительную роль в проблеме охраны церковных архивов. Ему же принадлежит и выдающаяся заслуга охраны и приведения в порядок соборного и других архивов Высшего церковного управления, оставшихся на его единоличном попечении после прекращения деятельности Поместного Собора.
Посмертная безвестность С.Г. Рункевича была вполне закономерной для того времени. В хаосе, вызванном революционным разломом русской истории, память о нем быстро затерлась, и это было немудрено, когда среди бурлящего моря гражданской смуты, в водовороте тех страшных событий гинули миллионы. В годы развернувшихся гонений на Церковь, когда планомерно и систематично разрушались духовные и культурные ценности, на грани гибели оказалась и церковная наука. В скорбях и лишениях один за другим уходили из жизни ее представители. О тех, кто остался в России, вскоре забывали. Да и удивительно ли это, когда само существование церковной организации стояло под вопросом.
Так случилось со многими, и казалось, история навсегда потеряла их из виду. Однако след, оставленный такими людьми, как С.Г. Рункевич, не может затеряться во времени, такие люди свидетельствуют о себе и после смерти. Их образы, их дела проступают сквозь завесу времени, только нужно пристальней вглядеться в их лица. Нельзя сказать, что это легко, ведь сегодня приходится среди развалин и обломков прошлого отыскивать осколки разбитого образа, восстанавливая целостную картину жизни человека, его деятельности, интересов, взглядов. Именно такую попытку и представляет предлагаемое вниманию читателя исследование.
К сожалению, до настоящего времени сколько-нибудь серьезной реконструкции жизни и деятельности ученого не предпринималось. Биографические очерки, помещенные в биографическом словаре Н.И. Афанасьева «Современники»1 и юбилейном издании «Пятидесятилетие высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода 1865–1915»2, да небольшая заметка в «Энциклопедии» Брокгауза и Ефрона исчерпывают информацию о С.Г. Рункевиче. Это весь круг сведений о блестящем историке, мыслителе и церковном деятеле.
В основу настоящего исследования положены материалы, почерпнутые главным образом из фондов различных библиотек и архивов.
***
Автор выражает искреннюю благодарность за оказанную поддержку во время работы над книгой профессору Валентине Анатольевне Тепловой (Минск), Александру Викторовичу Артюховичу (Минск), Владимиру Егоровичу Самохину (Москва), священнику Александру Ионову (Москва) и всем, кто в какой-либо мере оказал содействие или поддержку в написании настоящего исследования.
Список сокращений
Архив РАН (СПб.) – Архив Российской академии наук (С.-Петербург).
ВЦУ – Высшее церковное управление.
ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации (Москва).
ГУАД – Главное управление архивным делом.
ЕВ – Епархиальные Ведомости.
ЕГАФ – Единый государственный архивный фонд.
ИВ – Исторический Вестник.
ИИМК РАН – Институт истории материальной культуры Российской академии наук (С.-Петербург).
КА – Красный архив.
НИАБ – Национальный исторический архив Беларуси.
НИОР РГБ – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва).
ОР РНБ – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (С.-Петербург).
ПБЭ – Православная Богословская Энциклопедия.
РГИА – Российский государственный исторический архив (С.Петербург).
ХЧ – Христианское чтение.
ЦВ – Церковный Вестник.
Ц Вед – Церковные Ведомости.
ЦГАК СПб. – Центральный государственный архив кинофотофонодокументов С.-Петербурга.
ЦГАЛИ СПб. – Центральный государственный архив литературы и искусства С.-Петербурга.
ЦГИА СПб. – Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга.
* * *
1
Афанасьев Н.И. Современники. Т. II. – СПб., 1910. – С. 364–366.
2
Пятидесятилетие высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода 1865–1915. Ист. записка. – Пг.: Синод. тип., 1915. – С. 373–385.
Источник: Минская Духовная Академия им. Святителя Кирилла Туровского. Минская Духовная Семинария им. Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Г.Э. Щеглов. Степан Григорьевич Рункевич (1867—1924) : Жизнь и служение на переломе эпох. Минск «врата» 2008. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси
Комментарии для сайта Cackle
Источник
1. Студенты проповедники / С.Г. Р[ункевич]. – СПб., 1892. – 16+58 с.
2. Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I – CL) / Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем. – Минск: Типо-лит. Б.И. Соломонова, 1892. – 201, XVI с., алф. указ. 16 с. – (Извл. из: Минских ЕВ. – 1891. – №23, 24; 1892. – №1 – 12, 15 – 24).
3. Дело об арестовании преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 г. – Минск, 1892. – 22 с.
4. Материалы для истории Минской епархии / Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем. – Минск: Типо-лит. Б.И. Соломонова, 1892.
5. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 – 13 апр. 1893). – Минск: Типо-лит. Б. И. Соломонова, 1893. – 127, IV с.
6. К истории Минского кафедрального собора. – Минск: Типо-лит. Б.И. Соломонова, 1893. – 12 с. – (Извл. из: Минских ЕВ. – 1893. – №21).
7. История Минской архиепископии (1793 – 1832): С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью в 1794 – 1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича. – СПб.: Тип. А. Катанского и К., 1893. – 16, 572, XXXVIII с.
8. К истории монастырей Минской епархии. – Вып. 1: Описание монастырских земельных владений и угодий, составленное в 1800 году. – 1894. – 25 с. – (Извл. из: Минских ЕВ. – 1894. – №2 – 5); Вып. 2: Историческое описание монастырей, составленное в 1800 году. – 1894. – 27 с. – (Извл. из: Минских ЕВ. – 1894. – №7 – 11). 9. Епархиальное управление православными монастырями и церквами нынешней Литовской епархии до учреждения православной литовской кафедры. – Вильно: Губ. тип., 1894. – 16 с. – (Извл. из: Литовских ЕВ).
10. Переписка Филарета, митрополита Московского, с С.Д. Нечаевым. – СПб., 1895. – VI, 288 С. (Под редакцией С.Г. Рункевича).
11. Письма аскета. Из переписки архимандрита Игнатия (Брянчанинова) с С.Д. Нечаевым. – СПб., 1895. – 45 с.
12. Служебный путь преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа. – Минск, 1895. – 23 с.
13. Доброе слово. Кн. 1-я. Из поучений Высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита С.-Петербургского и Ладожского / Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича. – СПб.: Тип. Яковлева, 1895. – 160 с.
14. Доброе слово. Кн. 2-я. Из поучений Высокопреосвященного Антония, архиепископа Финляндского и Выборгского / Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича. – СПб.: Тип. Яковлева, 1895. – 144 с.
15. Доброе слово. Кн. 3-я. Из поучений Высокопреосвященного Владимира, экзарха Грузии. Вып. 2-й / Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича. – СПб.: Тип. Либермана, 1896. – 76 С. (2-е издание. Митрополита Московского. – СПб., 1899. – 78 с.).
16. Доброе слово. Кн. 4-я. Из поучений прот. И. И. Сергиева / Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича. – СПб.: Тип. Либермана, 1896. – 144 с.
17. Доброе слово. Кн. 5-я. Из поучений Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского / Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича. – СПб.: Тип. Либермана, 1896. – 64 с.
18. Из церковно-общественной жизни второй четверти нашего столетия. Письма к бывшему Обер-Прокурору Св. Синода С.Д. Нечаеву А.С. Стурдзы, Ф.А. Голубинского, архимандрита Фотия и С.А. Пушкина. – СПб.: Печатня Яковлева, 1896. – 38 с.
19. Современные проповедники: (Крит. очерки). – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1896. – 14 с. – (Извл. из: ЦВ. – 1896. – №2 – 3).
20. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов.
Т. 1: (1470 – 1700). – СПб.: Синод. тип., 1897. – VIII, 502 с., IV л. ил.
Т. 2: (1701 – 1839). – СПб.: Синод. тип., 1907. – VIII, 1631 с.
21. Правила богоугодной жизни. Из творений святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. Изд. 1. – СПб., 1898. – VIII, 152 с. (Изд. 2. – СПб.; Изд. 3: Училищного Совета при Св. Синоде. – СПб., 1903).
22. Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина. – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 29 с. – (Извл. из: ХЧ. – 1899).
23. Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерк С.Г. Рункевича. – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов,
1900. – XVI, 313, VI с., 2 вкл. и табл.
24. Новая жизнь / С.Г. Р[ункевич]. – М.: Унив. тип., 1900. – 15 с.
25. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1: Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1725). – СПб.: Тип. А.П. Лопухина, 1900. – II, 429, II с.
26. Русская Церковь в XIX веке // История Христианской Церкви в XIX веке / Под ред. А.П. Лопухина. – СПб., 1901. – Т. 2 – 232 с., 12 л. ил.
27. Русская Церковь в XIX веке. (Оттиск из изд. «История Христианской Церкви в XIX веке»). – СПб.: Тип. А.П. Лопухина. – СПб., 1901. – 232 с., 12 л. ил.
28. Об условиях деятельности христианина по наставлениям святого Василия Великого / Речь в общем собрании С.-Петербургского братства Пресвятыя Богородицы доктора церковной истории С.Г. Рункевича. – СПб.: Синод. тип., 1905. – 19 с.
29. О добродетелях и подвигах по творениям святого Василия Великого. – СПб.: Тип. Фроловой, 1906. – 166 с.
30. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Вып. 1. – СПб.: Тип. Монтвида, 1906. – IV, 194 с. – (Извл. из: Странник. – 1904. – Окт. – дек; 1905. – Янв. – дек.).
Вып. 2. – [19 – ]. – 144 с. – Экз. деф.: текст обрывается на с. 144.
31. Митрополит Филарет и его время / С. Р[ункевич]. – М.: Тип. Штаба Моск. воен. Окр., 1908. – 21 с., 1 л. портр. (Оттиск из: Вера и Церковь. – 1907). – Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Масанов. – М., 1958. – Т. 3. – 61 с.
32. Александро-Невская Лавра, 1713 – 1913 / Ист. исслед. д-ра церков. истории С.Г. Рункевича. – СПб.: Синод. тип., 1913. – 17+999+62+45 с. – 277 снимков.
33. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его государственная деятельность на пользу родной земли / Из речи в собрании, посвященном торжественному воспоминанию 650-летия со дня кончины св. Александра Невского в Обществе ревнителей истории 13 ноябр. 1913 г. и в Александро-Невской Лавре 24 ноябр. 1913 г. доктора церковной истории С.Г. Рункевича. – СПб.: Синод. тип., 1913. – 27 с., ил.
34. Новый опыт оживления приходской самодеятельности / Сообщение доктора церковной истории С.Г. Рункевича. – СПб.: Синод. тип., 1914. – 19 с. – (Оттиск из: Прибавления к Ц Вед. – 1914).
35. Святой священномученик Игнатий Богоносец и его творения. – СПб.: Синод. тип., 1914. – 44 с.
36. Приходская благотворительность в Петербурге. К вопросу о приходе / Из лекции в Гатчинском Благотворительном Обществе доктора церковной истории С.Г. Рункевича. – СПб.: Синод. тип., 1914. – 19 с. – (Оттиск из: Приходское Чтение. – 1914).
37. Святой великий князь Владимир Равноапостольный и сущность исторического его значения / Речь в торжественном собрании Общества ревнителей истории 28 марта 1915 г., посвященного девятисотлетию со дня кончины св. кн. Владимира 15 июля 1015 г. доктора церковной истории С.Г. Рункевича. Изд. 1 – 2. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 30 с.; Изд. 3. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 31 с.
38. Великая отечественная война и церковная жизнь: Ист. очерки д-ра церков. истории С.Г. Рункевича. – Пг.: Синод. тип., 1916.
Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914 – 1915 гг. – Синод. тип., 1916. – (2), 358 с.
39. На память о почившем Михаиле Григорьевиче Рункевиче (21 авг. 1916 г.) – Пг.: Синод. тип., 1916. – 10 с., 1 л. портр.
Источник
Русская средневековая эстетика XI?XVII векаБычков Виктор Васильевич
Глава VIII. На переломе эпох. Вторая половина ХVII века
Никоновская церковная реформа, утвердившая на государственном уровне возможность изменений в веками складывавшемся церковном культе, поставила апологетов Средневековья вце закона и широко открыла ворота (вопреки намерениям самих реформаторов) новаторству во всей русской культуре, западным влияниям и соответственно секуляризации культуры в конечном счете. Правда, сама реформированная церковь достаточно быстро осознала эту опасность и повела борьбу не только с раскольниками, но и с наиболее активными «западниками». Однако остановить или как?либо резко повлиять на ход истории она, естественно, не могла. Внутри религиозного сознания усиливается процесс дифференциации отдельных сфер духовной деятельности, которые начинают приобретать все большую самостоятельность. Этому активно способствует проникновение в Россию западных (а в их составе и античных) наук и форм культурной и художественной деятельности. Россия жаждет широкого и глубокого образования. Наиболее одаренных ее граждан уже не удовлетворяет «Закон Божий» как единственная форма образования. Они с вожделением слушают о европейских университетах, о мирских науках, о художественных училищах и стремятся к введению подобных форм образования в своем отечестве. Этому активно содействуют выходцы из западных славян, ставшие главными посредниками между российской и западноевропейской культурами.
С особой силой новые тенденции проявляются в сфере художественной практики и эстетического сознания. В Россию более активно начинают проникать, хотя и в западной редакции, произведения античных авторов, в том числе и философские, художественные, эстетические трактаты; Россия активно осваивает новые формы и способы художественного мышления, новые виды искусства; под сильным западным влиянием возникают отечественные науки об искусствах, закладываются основы эстетической науки. Внутри и под прикрытием православной идеологии, а нередко и во внутренней борьбе с ней начинается активный процесс секуляризации художественной культуры и эстетического сознания.
ÐаннÑй ÑекÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑелÑнÑм ÑÑагменÑом.
ÐоделиÑеÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑаниÑке
ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð¸Ð· дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³:
Ðлава V. ÐÑедÑÑвÑÑвие закаÑа. ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° Ð¥VI века
1547 годâгод венÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑаÑÑÑво Ðвана IVâоÑкÑÑвал новÑй ÑÑап в иÑÑоÑии РоÑÑииâÑÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ñомного единого ÑамодеÑжавного гоÑÑдаÑÑÑва, в коÑоÑом Ñже наÑинал ÑеалÑно пÑоÑмаÑÑиваÑÑÑÑ, Ñ
оÑÑ Ð¸ в видоизмененной ÑоÑме,
Ðлава VI. ÐоÑледний ÑÐ¸Ñ Ð¡ÑедневековÑÑ. ÐеÑÐ²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° XVII века
ÐоÑле жеÑÑокого многолеÑнего единодеÑÐ¶Ð°Ð²Ð¸Ñ Ðвана ÐÑозного ÐоÑковÑÐºÐ°Ñ Ð ÑÑÑ Ð²ÑÑÑпила в полоÑÑ Ð·Ð°ÑÑжного гоÑÑдаÑÑÑвенного кÑизиÑа, ÑоÑиалÑнÑÑ
и полиÑиÑеÑкиÑ
неÑÑÑдиÑ. ÐоÑÐ¸Ñ ÐодÑнов, не «по пÑавде» занÑвÑий
ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð² моÑковÑком гоÑÑдаÑÑÑве вÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° XV-наÑало XVII века
ÐÑ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ пÑоÑлÑй Ñаз оÑÑановилиÑÑ Ð½Ð° ÑазговоÑе об оÑделении Ð¾Ñ ÐÑеленÑкого пÑавоÑлавиÑ, коÑоÑое пÑоизоÑло в моÑковÑкой ÑаÑÑи Ð ÑÑи в ÑеÑедине 15 века. ÐÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ñе оÑновнÑе даÑÑ: 1439 год ÐоÑковÑкий миÑÑополиÑ
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1977]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! Я не поÑлал Ðам I и II ÑаÑÑей, Ñ. к. Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ бÑло под ÑÑкой и мне казалоÑÑ, ÑÑо Ñ ÐÐ°Ñ ÐµÑÑÑ. IâÑ Â«ÐогоÑлÑжение», а II «Ðак ÑиÑаÑÑ ÐиблиÑ. ÐеÑÑ
ий ÐавеÑ»[206]. ÐеÑваÑ, поâмоемÑ, Ñ ÐÐ°Ñ ÐµÑÑÑ, а вÑоÑÐ°Ñ â не знаÑ. ÐÑли Ð½ÐµÑ â поÑÑаÑаÑÑÑ
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1978]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! ТолÑко ÑейÑÐ°Ñ Ñмог ÑеÑÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ñ Ðами о волнÑÑÑем ÐÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑе: как понимаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Â«Ð¸Ð·Ð±ÑаниÑ» в Ðиблии. Слово ÑÑо дейÑÑвиÑелÑно пÑоÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑеÑез вÑÑ Ð¡Ð². ÐиÑание â Ð¾Ñ ÑаÑÑказа об ÐвÑааме до ап. Ðавла. ÐоâвидимомÑ,
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1984 г.][268]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! ÐÑÑ, о Ñем ÐÑ Ð¿Ð¸ÑеÑе, Ñ ÑÑвÑÑвовал Ñам, но не знаÑ, как повлиÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑо. ÐдеÑÑ ÐµÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹?Ñо Ñклон в ненÑжнÑÑ ÑÑоÑонÑ, Ñ
оÑÑ Ð½Ð° многиÑ
лÑдей ÑÑо понаÑÐ°Ð»Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвÑÐµÑ Ñ
оÑоÑо. Ðо Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÑаÑÑÑÑ ÑомнениÑ. Ð¡Ð¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑмÑÑного
[ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 1985]
ÐоÑÐ¾Ð³Ð°Ñ Ð®Ð»Ð¸Ñ Ðиколаевна! ÐÑе пиÑÑма â и ÐаÑе, и Ð. Ð., и X. â полÑÑил. Ðолго не оÑвеÑал из?за Ñого, ÑÑо мало бÑвал дома. ÐÑе и еÑе Ñаз мÑÑленно пÑедÑÑавлÑÑ ÑейÑÐ°Ñ ÐаÑе положение и ÑоÑÑоÑние. Ðногое оÑÑезано. ÐÑÑÑблено. ÐÑо как Ð±Ñ Ð¿ÑеддвеÑие веÑноÑÑи, где мÑ
Ðлава двенадÑаÑаÑ
ÐÐ ÐÐÐСТРСÐÐÐÐÐÐÐ. ÐÐÐ ÐÐÐÐ
ÐÑинÑ, вÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° V в.
ÐдоÑ
Ð½Ñ Ð»Ð¸ Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°-нибÑÐ´Ñ Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ воздÑÑ
, кÑоме ÑÑÑемного?
Ф. ÐаÑка
СоÑокла и оÑобенно ÐÑÑ
ила можно бÑло Ð±Ñ Ð² каком-Ñо ÑмÑÑле назваÑÑ ÑÑиÑелÑми жизни. Ð ÑвоиÑ
ÑÑагедиÑÑ
они вÑÑажали опÑеделенное
Ðлава пÑÑнадÑаÑаÑ
ÐÐУÐÐÐÐРФÐÐÐСÐФ
ÐÑинÑ, вÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° V в.
ФилоÑоÑÐ¸Ñ Ð¡Ð¾ÐºÑаÑа пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой единое Ñелое Ñ ÐµÐ³Ð¾ жизнÑÑ.
ÐегелÑ
РдоÑ
ÑиÑÑианÑком миÑе немного найдеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑей ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð°ÑÑелÑнÑÑ
и ÑвоеобÑазнÑÑ
, как СокÑаÑ, ÑÑн СоÑÑониÑка. ТÑÑдно ÑказаÑÑ, ÑÑо имело
Ðлава 4. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð·ÑелоÑÑи, ÑÑабилизаÑии, «клаÑÑиÑизма». ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° IXâXII века
Ð ÑеÑедине IX в. в ÐизанÑии доÑÑаÑоÑно ÑеÑко намеÑилиÑÑ ÐºÐ°Ðº минимÑм ÑÑи напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑÑеÑике главное â паÑÑиоÑиÑеÑкое (или богоÑловÑко-ÑеÑковное); ÑÑоÑмиÑовавÑаÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑи него, но имевÑаÑ
Ðлава вÑоÑаÑ. ÐСÐÐРРСРÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐ (ÐТÐÐ ÐЯ ÐÐÐÐÐÐÐÐ
4. Ð ÑÑÑкое ÐонаÑеÑÑво (Ð¥-Ð¥VII века)
Ðе меÑем Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð½Ð°ÑÑ Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¾Ð¼, но деÑниÑÐµÑ Ð¢Ð²Ð¾ÐµÑ Ð¸ мÑÑÑÐµÑ Ð¢Ð²Ð¾ÐµÑ Ð¸ пÑоÑвеÑением лиÑа Твоего и ÑвÑÑÑÑ Ð¢Ð²Ð¾Ð¸Ñ Ñлезами, подвиги и поÑÑ, ÐÑовÑми и ÑÑении оÑеÑеÑÑво наÑе ÑÑвеÑдиÑÑ. (СлÑжба вÑем Ð ÑÑÑким
ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° XIX в.
Ð 1849 г. клÑÑаÑем ÐазанÑкого ÑобоÑа ÑÑал пÑоÑоиеÑей Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ Ð¤ÐµÐ´Ð¾ÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡Ð¸Ð´Ð¾Ð½Ñкий (1805â1873), ÑоÑÑоÑвÑий в ÑÑаÑе ÑобоÑа Ñ 1829 г. Ð¡Ð²Ð¾Ñ Ð¿Ð°ÑÑÑÑÑкÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¾Ð½ ÑоÑеÑал Ñ Ð½Ð°ÑÑно-богоÑловÑкий; его пеÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Â«Ðведение в наÑÐºÑ ÑилоÑоÑиÑ» (СÐб., 1833). Ð 1834 г.
ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° Ð¥IÐ¥ в
РноÑбÑе 1866 г. импеÑаÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ II ÑÑвеÑдил избÑание дÑÑ
овного паÑÑÑÑÑ ÐÑÑÑÑ (ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ Ð¢ÑÑÑии) ÐевоÑга IV каÑоликоÑом вÑеÑ
аÑмÑн. ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ импеÑаÑоÑа новоизбÑÐ°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ°ÑоликоÑÑ Ð±Ñли вÑÑÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ñден Ñв. ÐлекÑандÑа ÐевÑкого, бÑиллианÑовÑй кÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ
Источник