Россия находится на переломе
— На переломе
———————————————————-
Высказывание русского поэта Федора Тютчева ‘умом Россию не понять’ — лишь одна из цитат, используемых в кругах российской интеллигенции для характеристики развития ситуации в стране в последнее время. Похоже, что слова Тютчева, написанные в 1865 году, до сих пор могут как-то успокоить душу и примирить с тем, что происходящее в российской политике не поддается логической оценке.
Оперируя терминами, далекими от высокой поэзии, следует сказать, что президент Владимир Путин осуществил то, что планировали его советники, и 14 марта одержал победу на президентских выборах, собрав на 40 миллионов голосов больше, чем его ближайший конкурент!
Этой победой Путин проложил водораздел между двумя сроками своего президентства: первый — определение направления движения, оценка противостоящих сил и разработка планов борьбы с ними; второй — осуществление плана, который одни считают передовым и направленным на защиту национальных интересов, а другие — хаотичным набором политических мер в духе спецслужб.
Хотя Путин заявил в день выборов: ‘Обещаю вам, что буду продолжать тот же курс и с той же интенсивностью’, напрашивается вопрос о сути плана, который разрабатывался в первый период президентства и о том курсе, который Путин намерен проводить во второй период.
Приоритеты нации
Изучение политических шагов Кремля в течение прошедших четырех лет, показывает, что упор делался на решении пяти проблем, которые признавались ‘приоритетами нации’:
1. Ликвидация мятежа на Кавказе, пресечение сепаратистских тенденций, пропитанных фундаменталистскими идеями; укрепление российского федерализма путем ликвидации ‘чеченского нарыва’ любыми средствами и любой ценой, чтобы удержать от сепаратистских настроений другие республики и края России.
2. Повышение жизненного уровня, чтобы смягчить недовольство народа несправедливым распределением богатств, которые присвоила кучка высокопоставленных госчиновников и крупных бизнесменов, оставив 40 миллионов человек (более четверти населения) за чертой бедности.
3. Строительство рыночной экономики при сохранении взвешенных отношений с классом олигархов.
4. Установление безопасности и порядка, возвращение уважения к правительству после десятилетия, когда Россия воспринималась как страна, в которой правят мафия и коррупция, а государственное руководство в эпоху Ельцина было источником насмешек как внутри страны, так и за рубежом.
5. Военная реформа и подъем армии, которая известна своим боевым прошлым, однако в последние годы стала пользоваться дурной славой как внутри страны, так и за рубежом. До вступления Путина на пост президента на Западе стали раздаваться голоса о необходимости оградить цивилизованный мир от опасности, которую представляют ядерные арсеналы отсталой российской армии, поскольку они могут быть проданы кому угодно.
Приукрашенная картина
Если оценивать достижения в решении вышеперечисленных проблем, то можно обнаружить некоторый успех в решении двух последних. Кремль смог быстро и легко вернуть свой престиж, как только ушел бывший президент Борис Ельцин, главный виновник утраты Кремлем уважения к себе. Путин, в свою очередь, смог представить себя вождем, осознающим серьезность этапа, который переживает страна.
Путин сумел использовать ошибки своего предшественника и продемонстрировал такие черты, как серьезность, взвешенность, изящество, удаленность своей семьи от политики. Он отучил россиян видеть в президенте человека, поднимающего рюмку по каждому поводу, что отражало состояние прострации, в которой пребывало правительство России, предоставившее другим играть из-за кулис судьбами народа. Короче говоря, Путин создал себе респектабельный образ консервативного и сильного президента.
Именно такой президент был нужен народу России.
Что касается армии, то было достигнуто временное улучшение ситуации: в начале первого срока президентства Путина была одержана победа в первом полугодии 2000 года (на фоне поражения России в первой чеченской войне 1994 — 1996 г.г.). Однако скоро победа была омрачена успехами чеченских повстанцев в партизанской войне.
В то же время Путин потерпел поражение в решение трех первых проблем: прекращение чеченской войны, повышение уровня жизни и установление сбалансированных отношений с бизнесменами.
Российская улица не заметила проблем в налаживании отношений между политиками и бизнесменами после того, как Путин нанес удар по тем, кто помог ему прийти к власти и отобрал у них СМИ. Миллионы людей, недовольные свои полуфеодальным положением, радовались тому, что было покончено с финансово-медийными империями. Ведь они влачили жалкое существование в богатейшей стране мира. С точки зрения повышения уровня жизни имело место приукрашивание картины, программа экономического развития улучшила жизнь весьма небольшой части населения, проблемы решаются крайне медленно. Наглядный пример: за два дня до выборов Путин объявил о повышении пенсий почти 22 миллионам человек, однако реально повышение состоится через две недели после выборов. Это явная попытка привлечь голоса электората коммунистической и аграрной партии из числа людей преклонного возраста, которые ждут социальных реформ социалистического типа.
Самым явным поражением Путина в первый срок президентства стала нерешенность чеченской проблемы — в начале своего президентства он обещал покончить с чеченским бунтом в течение нескольких недель. Вместо этого принята формальная чеченская конституция и ‘избран’ президент, что фактически означает продолжение старого курса — лечение успокоительными средствами.
Демократия особого стандарта
Некоторые мыслители в России, равно как и в арабском мире, уверены, что местный вариант демократии должен соответствовать историческим и социальным условиям государства, поскольку чисто западная модель демократии здесь не подходит. Накануне президентских выборов Путин оправил в отставку премьер-министра Касьянова и заменил его никому не известным ‘совком’ Михаилом Фрадковым под предлогом совершенствования экономической реформы. Наблюдатели сразу отметили, что новый премьер долго не продержится, поскольку он, по мнению знающих его людей, может занимать пост секретаря премьера, но не премьер-министра.
Считается, что Путин, преуспев в приручении Думы и правительства, вступил во второй срок президентства единовластным властителем России, что побудило западные газеты спекулировать по поводу ‘Путинской России’ или ‘России царя Владимира’. Смелость Путина в узурпации власти объясняется тем, что российский народ не интересуется такими ‘второстепенными’ вопросами, как демократия! Благодаря житейским проблемам и горькому опыту потрясений и революций, повторения которых он не хочет, российский народ на своем историческом опыте убедился, что он реально никогда не участвует в играх властей, будь то царское, советское или наше время.
Вопрос: почему же народ проголосовал за Путина? Как ни странно, самый простой ответ наиболее близок к истине: у него нет конкурента с альтернативной программой. Иными словами, не было условий для появления другого проекта, и Путин монополизировал влияние на выбор российских избирателей.
Путин верит в особую форму демократии, которая позволяет ущемлять партии и господствовать над СМИ. Советники Путина смогли воспринять все лучшее из идеологических лозунгов оппозиции и использовать их в предвыборной пропагандистской кампании, которая приукрашивала действительность и замалчивала недостатки.
Как и в первый срок, Путин начал второе президентство с обещаний демократии и свободы. Когда корреспондент Би-Би-Си спросил кандидата в президенты Сергея Глазьева, набравшего 4% голосов, верит ли он в обещания Путина, последовал ответ: ‘У него было 4 года, чтобы сделать это. Не сделал! Правительство коррупции, монополизировавшее экономику, не может породить демократию’.
Вопреки ожиданиям подобных резких критических выпадов, советники Путина хорошо спланировали его выборную кампанию, начиная с наводнения России миллионами цветных портретов Путина на фоне государственного флага и слогана ‘Путин — наш президент!’ и кончая рекламой на телевидении, которая в десятки раз превосходила рекламу соперников. Были направлены тысячи посланий на мобильные телефоны россиян, находящихся за пределами России, с напоминанием о дате выборов и об их праве участвовать в голосовании в странах пребывания (прежде всего страны Балтии, Израиль, США).
Естественно, времени ответить на критику со стороны Вашингтона или ОБСЕ по поводу отсутствия равных возможностей у кандидатов в президенты у Москвы не хватило. Кремль не обратил внимания и на открытое письмо Глазьева в адрес Путина с призывом не тратить государственные средства на президентскую кампанию.
К забавным фактам можно отнести публикацию в газете ‘Известия’, которая за два дня до выборов писала, что руководитель избирательной комиссии в Ульяновске (Центральная Россия) призвал своих сотрудников обеспечить не менее 80-процентной явки избирателей, даже если придется ходить по домам.
На переломе
Впереди у этого человека еще четыре года президентства, и сегодня на рубеже двух президентских сроков он может выбрать один из двух курсов. И выбор зависит не в последнюю очередь от того, что намерен Путин продемонстрировать в ближайшие четыре года.
1. Путин может скопировать курс, проводимый в первый президентский срок: укреплять власть, предпринимать попытки оживить экономику и сблизиться с Западом, противостоять геополитическим вызовам. В этом случае режим впадет в застой, особенно в два последних года пребывания Путина у власти с постепенным уходом в тень.
Во второй половине второго президентского срока Путин, возможно, займется налаживанием отношений с центрами с политических сил с целью выбора себе преемника, независимо от того, потребуется ему или нет заключить с этими силами договор о собственной неприкосновенности после ухода из Кремля (как это раньше состоялось между Ельциным и Путиным).
2. Путин озвучит новые идеи, в соответствии с которыми он начнет проводить радикальный политический курс, будут приняты новые законы о деятельности партий, вернется свобода слова, активизируется рыночная экономика, Чечня будет входить в Россию в качестве субъекта федерации на законном основании, в России появятся условия для реальной конкурентной борьбы на президентских выборах на основе правой или левой идеологии, а не той, которую Путин назвал ‘промежуточной’.
Оценивая предстоящие четыре года с учетом исторического опыта Российского государства и международных отношений России, можно предположить, скорее всего, будет избран перв
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
С
середины 80-х гг. в нашей стране начинается
сложный, мучительный период глубоких
перемен, содержанием которого является
переход от коммунистической системы
ее сверхогосударствлением к обществу,
ориентированному на социальную рыночную
экономику и демократию. Значительная
часть событий этой исторической полосы
прошла на глазах нынешнего поколения,
итоги процесса еще не ясны, что затрудняет
его оценку. Однако основные тенденции
и события все же необходимо и возможно
выделить, что позволяет наметить и
определенные перспективы процесса.
Начало
реформ. Политическая поляризация. В
марте 1985 г. на пост Генерального секретаря
ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Вскоре
состоялся апрельский (1985 г.) Пленум, на
котором многие вопросы были поставлены
по-новому. Был провозглашен курс на
ускорение социально-экономического
развития страны. Весной 1985 г. решение
проблем виделось руководству в том,
чтобы преодолеть обозначившееся снижение
темпов экономического роста, отставание
отечественного машиностроения.
В
январе 1987 г. Горбачев на Пленуме ЦК КПСС
провозгласил новую политику — гласность.
Поначалу робко, а затем все более сильнее
в прессе, других средствах массовой
информации стали звучать критические
мотивы. В это время основным лозунгом
стало «возвращение к ленинским
нормам». 70-летие Октябрьской революции
положило начало волне антисталинской
критики.
Накануне
юбилея впервые проявились симптомы
политического размежевания в обществе,
что отразилось в «казусе Ельцина».
Будучи первым секретарем Московского
горкома КПСС, он выступил на октябрьском
Пленуме ЦК против нерешительности
преобразований и персонально против
Е.К. Лигачева. Отставка Ельцина и массовое
распространение слухов вокруг этого
события привели к глухим, но уже ясно
различимым требованиям расширения
политики гласности.
Начало
1988 г. было отмечено взрывом общественного
интереса к проблемам недавнего прошлого.
Созданная по решению Политбюро ЦК КПСС
Комиссия по дополнительному изучению
материалов, связанных с репрессиями
сталинской эпохи, в феврале 1988 г. пришла
к выводу о фальсификации дел в отношении
Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и других
участников так называемого
«правотроцкистского блока».Позже
были реабилитированы участники
«московских процессов» Зиновьев,
Каменев и др. Однако реабилитационный
процесс поначалу затрагивал лишь
репрессированных партийных деятелей.
В
свою очередь ярким симптомом консолидации
консервативных сил стало появление в
марте 1988 г. в газете «Советская Россия»
статьи ленинградского преподавателя
Н. Андреевой под названием «Не могу
поступаться принципами». Статья была
перепечатана рядом местных газет. Как
предполагалось уже тогда и подтвердилось
позднее, «автором» ажиотажа вокруг
данной публикации был фактически
Лигачев.
В
июне 1988г. состоялась Х1Х конференция
КПСС. На ней Горбачев попытался закрепить
в документах партии модель «гуманного,
демократического социализма», в общих
чертах повторявшего идеи «социализма
с человеческим лицом» периода пражской
весны 1968 года.
На
конференции неожиданно возникло
предложение, ранее не обсуждавшееся, о
возможности совмещения постов первых
секретарей партийных комитетов с
учреждаемыми постами Председателей
Советов. Считалось, что это будет
наилучшим образом содействовать
активизации деятельности народного
правительства.
План
Горбачева состоял в том, чтобы пропустить
местных партийных вождей, начиная с
районного уровня, через сито выборов,
в перспективе альтернативных. Согласившийся
было на такое решение партаппарат,
вскоре осознал, чем ему это грозит, и
добился его отмены. Там же на конференции
был оглашен набросок избирательной
реформы, которая содержала элементы
альтернативности, но 1/3 мест отдавалась
представителям «общественных
организаций», обеспечивая депутатские
места представителям номенклатуры.
Становление
парламентаризма и многопартийности.
Развернувшиеся вскоре выборы депутатов
Союза проходили в условиях нарастающего
политического размежевания и обостряющейся
политической борьбы.
В
мае 1988 г. открылся в Москве 1 съезд
народных депутатов СССР, на котором
резко проявилась поляризация политических
позиций. Оформившаяся на съезде
«межрегиональная депутатская группа»
выступала за углубление реформ, в то
время как депутатская группа «Союз»
выступала за максимальное единство
союзных республик, не исключая для этого
введение чрезвычайного положения,
запрет нарождающихся партий, ввод
вооруженных сил в некоторые районы. В
большинстве союзных республик выборы
в высшие органы власти состоялись весной
1990 г., а в республиках Закавказья во
второй половине 1990 г. В ходе выборов
произошла значительная активизация
политической жизни, на арену политической
жизни выдвинулось целое поколение новых
политиков.
Особый
резонанс приобретала деятельность
Б.Н.Ельцина. После того, как в октябре
1987 г. Ельцин выступил на Пленуме ЦК, он
был выведен из Политбюро, но оставался
членом ЦК. На выборах в народные депутаты
он победил со значительным большинством,
затем он был избран Председателем
Верховного Совета РСФСР, а 12 июня 1991 г.
в результате всенародного голосования
Б.Н.Ельцин стал первым Президентом
РСФСР.
Советы
двух крупнейших городов страны — Москвы
и Ленинграда — возглавили Г.Х. Попов и
А.А. Собчак.
Важной
новой тенденцией политической жизни
стало формирование многопартийности,
переход к которой начался с «неформального
движения. После провозглашения политики
гласности стали возникать клубы в
поддержку «перестройки», гласности,
обновления. С первых недель своего
существования громко заявило о своем
существовании движение «Мемориал»,
поставившее себе задачей увековечивание
памяти жертв сталинских репрессий.
Дальнейшее
развитие «неформального» движения
связано с выборами весной 1989 г. К этому
времени в ряде республик, прежде всего
в Прибалтике, возникли движения, взявшие
название «Народный фронт».
После
шахтерских забастовок лета 1989 г.
образуются комитеты и союзы трудящихся,
поддерживающих программу ускоренного
перехода к рыночной экономике,
разгосударствления собственности. К
этому времени некоторые организации,
а особенно активно выступавшие с
антикоммунистическими платформами,
объявили себя оппозиционными партиями.
Бурный рост возникающих партий начался
после 111 съезда народных депутатов СССР
(март 1990 г.).
В
новых партиях, как правило, невелика
численность — от нескольких десятков
до нескольких тысяч человек. Ряд новых
партий (конституционные демократы,
христианские демократы, демократическая
партия) вскоре после начала своей
деятельности распались на несколько
групп, течений, самостоятельных партий.
Спектр взглядов, которые они выражают,
весьма широк: от анархистов до монархистов.
В
целом же можно говорить о существовании
традиционного для всего мира спектра
политических течений, среди которых
выделяются: либерально-рыночное, с
ориентацией на классический парламентаризм
и частную собственность, социал-демократическое,
ищущее равновесие между частной
собственностью и социальной защитой
трудящихся, коммунистическое,
националистическое.
Кризис
КПСС. Важнейшей тенденцией политической
жизни было прогрессирующее ослабление
позиций КПСС, ведущее в перспективе ее
к политическому краху. К началу 1990 г.
массовой характер приняли настроения
в пользу отмены 6-й статьи Конституции
СССР о «руководящей роли» КПСС в
обществе.
В
этих условиях М.С. Горбачев, ранее
высказывавшийся в поддержку реформ в
условиях однопартийной коммунистической
системы, сумел настоять на Пленумах ЦК,
чтобы ЦК КПСС выступил с официальным
предложением об отмене 6-й статьи, что
и было проведено одновременно с
учреждением поста Президента СССР.
В
самой КПСС усилилось политическое
размежевание, формируются различные
группы и течения. Первой открыто заявила
о себе «Демократическая платформа в
КПСС», обнародовавшая свои документы
с предложениями: изменить название
партии, отказаться от конечной цели —
построения коммунизма как цели
недостижимой, утопической, отказаться
от принципа демократического централизма
и перейти к принципу демократического
единства, строить партию как федеративный
союз республиканских партий и т.д.
Открытыми
оппонентами «Демплатформы» выступили
многие участники «Инициативного»
съезда Российской Компартии, состоявшегося
в Ленинграде. По их мнению, ориентация
на рынок является изменой делу рабочего
класса и ведет к капитализации советского
общества.
КПСС
должна сохранить коммунистическую
перспективу, руководствоваться прежде
всего интересами рабочих, по их мнению,
есть высшее проявление общечеловеческих
ценностей, всячески укреплять принципы
демократического централизма,
руководствоваться марксистко-ленинским
учением.
Незадолго
до ХХУ111 съезда КПСС заявила о себе
«Марксистская платформа в КПСС»,
сторонники которой считали необходимым
вернуться к начальным истокам марксизма,
а нынешнее состояние советского общества
определяли как сочетание элементов из
различных формаций, в том числе
социалистической и капиталистической,
выступали за сохранение коммунистической
перспективы.
В
течение 1990 г. оформились расколы в
региональных компартиях Прибалтики.
Одна часть образовала партии
социал-демократического толка, другая
оставалась на агрессивно-коммунистических
позициях.
Летом
1990 г. было провозглашено создание
компартии РСФСР, подавляющее большинство
руководства которой активно выступало
против проводившихся реформ (провозглашения
законности частной собственности, в
том числе на землю, всеобщих выборов
Президента в России).
Методы
политической борьбы, взятые ею на
вооружение, окончательно отталкивали
от нее население, особенно в крупных
городах. Коммунизм как идейное и
организационное течение стал стремительно
терять свое влияние. В Прибалтике,
Грузии, Армении компартии потерпели на
выборах полное поражение. Процессы
декоммунизации нарастали и в других
регионах.
В
июле 1990 г. состоялся ХХУ111 съезд КПСС.
Большинство делегатов составляли
партаппаратчики. Однако, несмотря на
их агрессивность, в них еще сохранилось
привычное почитание высших партийных
лидеров. Поэтому М. Горбачеву удалось
в итоговых документах продвинуть
некоторые идеи в сторону социал-демократической
партии, отбить атаку Е. Лигачева,
претендовавшего на пост заместителя
Генсека.
Главное
же было в том, что по его предложению
Политбюро ЦК КПСС стало формироваться
из числа первых секретарей республиканских
компартий. Те с радостью согласились
на этот вариант, надеясь укрепить свое
влияние в республиках.
На
деле же это привело к тому, что Политбюро
утеряло функции органа верховной власти
в стране. После ослабления Секретариата
ЦК это был следующий решительный шаг
на пути резкого ослабления партийного
руководства.
Противоречивость
ситуации состояла в том, что в руководящих
органах партии коммунистов преобладали
люди консервативно-догматических
взглядов, сторонники Горбачева были в
меньшинстве. Но в связи с неуклонным
перемещением центров власти в Советы,
парламенты республик, коммунистические
реакционеры не могли реализовать свои
взгляды в практическую деятельность в
полной мере. Впрочем, аппарат КПСС, как
и прежде, сохранял закрытые линии связи,
сеть осведомителей, шифрованную связь,
значительные материальные привилегии,
действуя уже не как «государственная
партия», а как государство в государстве.
В
ходе выдвижения кандидатур в ЦК КПСС
заявил о своем выходе из КПСС Б.Н. Ельцин,
мотивировавший это тем, что его высокий
пост в российском парламенте не может
быть скован членством в какой-либо
партии. Вскоре такое же заявление сделали
председатели московского и ленинградского
Советов Г. Попов и А. Собчак.
Часть
сторонников Демплатформы объявила о
своем решении начать регистрацию всех
своих сторонников для организационного
выхода из партии, о борьбе на этой основе
за раздел имущества партии и создании
новой партии Демократической платформы
(ставшей затем Республиканской партией).
Летом
1991 г. часть членов КПСС компартии РСФСР
создала новую партию — Демократическую
партию коммунистов России (Свободная
Россия) во главе с вице-президентом А.
Руцким. Одновременно начало формироваться
Движение демократических реформ,
лидерами которого стали вышедшие из
КПСС А. Яковлев и Э. Шеварнадзе.
За
год после ХХУ111 съезда из КПСС вышло
около 4 млн. человек, значительная часть
прекратила выплачивать членские взносы.
Фактически прекратили свою деятельность
комсомол и пионерская организация как
молодежная и детская структуры КПСС.
Такое
развитие событий вело к усилению
реакционного крыла КПСС, побуждая его
к активным действиям. После событий
августа 1991 г. КПСС как всесоюзная
организация свое существование фактически
прекратила.
М.
Горбачев сложил с себя обязанности
Генсека.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник