Ремня безопасности перелом

Ремня безопасности перелом thumbnail

Перелом Шанса так же известный как перелом ремнем безопасности, является флексионно-дистракционным повреждением с вовлечением всех (трех) позвоночных столбов, является нестабильным повреждением и зачастую ассоциированное с повреждением органов брюшной полости. Впервые описан британским радиологом George Quentin Chance в 1948 году.

Эпидемиология

Встречается реже, чем оскольчатые и компрессионные переломы позвоночника.

Механизм

Классический механизм повреждения (основываясь на классификации Denis): сдавление переднего столба (передняя треть тела позвонка и передняя продольная связка), растяжение среднего столба (задняя треть тела позвонка и задняя продольная связка) и заднего столба (дуга позвонка, дугоотростчатые суставы, остистый отросток и поперечные отростки) вследствие резкого сгибания относительно ремня безопасности, который служит точкой опоры.

Локализация

Чаще встречается в пояснично-грудном отделе (Тh9-L3, до 50% случаев).

Сопутствующие травмы

Отмечается высокая частота повреждения органов брюшной полости, особенно поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки и в детской возрастной группе она может достигать 50%.

Диагностика

Увеличение расстояния между остистыми отростками или перелом остистых отростков на уровне основной линии перелома. Часто наблюдается клиновидная деформация сломанного позвонка с уменьшением высоты тела позвонка в его переднем отделе и вторичным локальным кифозом.

Рентгенография

Необходимо провести исследование как минимум в двух проекциях.

  • empty vertebral body sign — визуализируется на переднезаднем снимке в результате вертикального отделения задних элементов позвоночного столба со смещением остистого отростка или перелома остистого отростка.
  • поперечные переломы поперечных, суставных отростков и дуг
  • увеличение расстояния между ножек дуг позвонков — чаще позволяет предположить разрыв
  • увеличение расстояния между остистыми отростками
  • увеличение расстояния между суставными отростками

Компьютерная томография

Позволяет более детально оценить полученные повреждения, особенно в области заднего столба.

Магнитно-резонансная томография

Проводится для выявления отдельных переломов позвоночника (отек тела позвонка и прерывистая линия перелома). Позволяет обнаружить разрыв продольных связок (чаще поражается задняя продольная связка) и межостистых связок. Выявление ушиба спинного мозга.

Тактика

Обычно показано хирургическое лечение переломов позвоночника.

Дифференциальный диагноз

  • Компрессионный перелом позвоночника
    • Следствие воздействия по оси позвоночника со сги­банием или без такового; связан с перенесенной травмой, остеопорозом или опухолью
  • Оскольчатый перелом позвоночника
    • Cледствие воздействия по оси позвоночника; вер­тикальный перелом, нормальное расстояние между остистыми отростками
  • Перелом от сдвига
    • Следствие воздействия перпендикулярно оси позво­ночника; разрыв всех трех столбов, подвывих
  • Перелом от растяжения
    • Следствие растяжения по вертикальной оси или переразгибания; разрыв всех трех столбов, растяжение и/или подвывих

Источник

Что важно знать о переломе после автоаварии

  • Встречается реже, чем оскольчатые и компрессионные переломы позвоночника.
  • Горизонтальный переломы позвоночника и/или горизонтальный разрыв мягких тканей (повреждение капсульно-связачного аппарата), особенно в пояснично-грудном отделе (ТЬXI-LIII).

 Классический механизм повреждения позвонков (основываясь на классификации Denis)

  • сдавление переднего столба (передняя треть тела позвонка и пе­редняя продольная связка),
  • растяжение среднего столба (задняя треть тела позвонка и задняя продольная связка) и заднего столба (дуга позвон­ка, дугоотростчатые суставы, остистый отросток и поперечные отростки) вследствие резкого сгибания относительно ремня безопасности, который служит точкой опоры.

Какой метод диагностики выбрать: МРТ, рентген или КТ

Тактика диагностики перелома Чанса

  • КТ с реконструкцией в сагиттальной и фронтальной плоскостях
  • Наибо­лее надежный метод предоперационной диагностики и дифференциаль­ной диагностики перелома Чанса (Chance) от оскольчатого и компресси­онного перелома позвоночника.

 Что происходит при переломе позвонка после аварии

  • Увеличение расстояния между остистыми отростками или перелом ости­стых отростков на уровне основной линии перелома
  • Часто наблюдается клиновидная деформация сломанного позвонка с уменьшением высоты тела позвонка в его переднем отделе и вторичным локальным кифозом.

Что покажет рентген шейного отдела

  • Обычно первоначальный метод исследования
  • Необходимо провести исследование как минимум в двух проекциях
  • При наличии показаний дополнительно проводится функциональная рентгенография или иссле­дование в косой проекции.

 Что выявит КТ позвоночника

  • Проводится для лучшей оценки протяженности перелома, особенно в об­ласти заднего столба.

Покажет ли МРТ перелом позвоночника

  • Проводится для выявления отдельных переломов позвоночника (отек тела позвонка и прерывистая линия перелома)
  • Позволяет обнаружить разрыв продоль­ных связок (чаще поражается задняя продольная связка) и межостистых связок
  • Выявление ушиба спинного мозга.

 Клинические проявления

 Типичные симптомы:

  • Боль в пояснице после автомобильной аварии, произошедшей на высокой скорости.

 

 Девочка 10 лет с болью в области поясничного отдела позвоноч­ника после автомобильной аварии 2 дня назад. Рентгенограмма поясничного отдела позвоночника (а — боковая проекция, Ь — косая проекция). Рентгенонега­тивная линия, проходящая горизонтально через остистый отросток, пластинку дуги позвонка и заднюю часть тела позвонка LIII. Линия суживается в направле­нии сзади наперед: перелом Чанса позвонка LIII.

Тактика лечения переломов позвоночника

  • Обычно показано хирургическое лечение переломов позвоночника.
Читайте также:  Множественные переломы костей лицевого

Отличительные признаки схожих с переломом Чанса патологий

Компрессионный перелом позвоночника

  • Следствие воздействия по оси позвоночника со сги­банием или без такового; связан с перенесенной травмой, остеопорозом или опухолью

Оскольчатый перелом позвоночника

  • Cледствие воздействия по оси позвоночника; вер­тикальный перелом, нормальное расстояние между остистыми отростками

Перелом от сдвига

  • Следствие воздействия перпендикулярно оси позво­ночника; разрыв всех трех столбов, подвывих

Перелом от растяжения

  • Следствие растяжения по вертикальной оси или переразгибания; разрыв всех трех столбов, растяжение и/или подвывих

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Читайте также:  Закрытый перелом обеих костей правого предплечья

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Читайте также:  Какие лекарства при переломе руки кисти

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник