Разработка урока коренной перелом
Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
- СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
- БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
- Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
- Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
- Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
— обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Силы и средства | Советский Союз | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
- Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
- Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему он стал возможен?
- Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
- Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
- В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
- Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Источник
Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.
Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:
Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».
Линия 3 ЛР. Историческое мышление.
Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.
Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;
2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;
3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге
4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.
5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны
6.Характеризовать решения Тегеранской конференции
Учебная проблема:
Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)
Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.
1.Можно ли говорить о внезапности нападения? Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.
2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?
3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?
4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?
5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?
6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.
7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.
-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.
— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.
Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?
Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?
Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).
Итак, тема нашего урока?
Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Какие сражения нам предстоит рассмотреть?
План:
1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.
2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.
3. Итоги и значение второго периода в войне.
Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы
Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?
Причины поражения фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.
Немецкие генералы о причинах поражения | Источники о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне? |
| «Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк |
| Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль). |
| Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год |
| Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января. |
Учитель: Какой же будет проблема урока?
Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Версии
Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?
Ученики предлагают свои версии.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)
Открытие нового знания
- Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
- Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.
Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?
Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?
3 группа: Проанализируйте диаграммы.
Какие выводы о причинах победы можно сделать?
- Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»
Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».
Вопросы:
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»
Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.
Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.
- Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
- Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».
Выделите причины победы на Курской дуге
Задание может быть выполнено в письменной форме.
Ученики:
- Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
- Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
- Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
- Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )
Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.
Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?
Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам
Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?
Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.
Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.
Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).
Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?
Ученики: Да.
Применение нового знания
Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?
Ученики делают вывод по проблеме урока.
2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.
Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)
- Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).
Тема урока | Какие ключевые понятия и процессы усвоены | Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого | Личная оценка качества усвоения материала | Личная оценка активности, вклада в урок | Конструктивные предложения по уроку |
4. Домашнее задание: § 30,32.
Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?
Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.
Источник
Методическая разработка урока истории для 10 класса по теме:
«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»
Предметные результаты: на основе изучения боевых сражений будет возможно проследить ход событий «коренного перелома», процесс изменения стратегической обстановки, анализ исторических источников будет способствовать выявлению специфики ведения боя в ходе Сталинградской и Курской битвы, предложенная учителем информация поможет выявить суть «коренного перелома» и причины его осуществления.
Знать понятия: коренной перелом в войне, Мамаев курган, Дорога жизни.
Расширить знания о женщинах-военнослужащих, которые отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны: Лидия Литвяк, Нина Беляева, Роза Шанина.
Метапредметные: работа с текстом учебника будет способствовать развитию умения сравнивать, выделять главное, беседы по рабочим листам с использованием исторических документов будут способствовать развитию коммуникативных навыков.
Личностные результаты: на основе проведения беседы по Рабочему листу №1 будет реализовываться воспитание коммуникативной культуры у обучающихся, использование информации и подвигах легендарных женщин – военнослужащих будет способствовать воспитанию чувства патриотизма, формированию гражданской позиции.
Тип урока: Изучение нового материала.
Учебная литература: Волобуев О.В., Карпачёв С.П., Романов П.Н. История России. Начало XX — начало XXI в. 10 класс Учебник. — М.: Дрофа, 2016. § 18. С. 161 – 171.
Методические ресурсы: История России, начало XX-начало XXI века, 10 класс, Волобуев О.В., Карпачёв С.П., 2016. Редакция: Е.В.Симонова.
Оборудование: Презентация. Компьютер. Проектор. Карта Великой Отечественной войны. Рабочие листы к уроку.
Ход урока.
Организационный блок.
Учитель: Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.
Ученики: Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Мотивационно – целевой блок: на экране появляется высказывание (дети читают)
«Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…» (У.Черчилль).
Учитель: Какую роль Сталинград сыграл в истории Великой Отечественной войны?
Ученики: предлагают свои варианты.
Учитель: К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР (идет работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.
Обучающиеся выводят проблему: В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?
Учитель: Что вы понимаете под понятием «коренной перелом»?
Ученики: Советские войска перехватили инициативу, Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомимся с главными событиями «коренного перелома». Попытаемся определить роль женщин – военнослужащих, которые принимали активное участие в боевых действиях. Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы познакомиться с данной темой?
(Формирование плана урока совместно с учениками) – ответы учеников
Определить стратегическое значение Сталинградской битвы.
Выявить роль Курской битвы.
Определить вклад советских женщин – военнослужащих в ведении боевой деятельности в ходе «коренного перелома».
Информационный блок.
Учитель: О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда…
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма.
Для того, чтобы лучше понять этапы Сталинградской битвы предлагаю вам ознакомиться с текстом учебника на с. 164 – 166.
Беседа с учащимися: – Какие этапы Сталинградской битвы можно выделить?
Ученики:17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда
19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление
Учитель: Как вы считаете, в чем специфика ведения боев в Сталинграде?
Ученики: Бои велись за каждую улицу, дом. Было проявлено мастерство советских разведчиков и снайперов.
Учитель: Почему Сталинградскую битву называют началом коренного перелома?
Ученики: Предлагают свои варианты
Учитель: Сталинград нанес серьезный удар по врагу. Но война продолжалась. Следующей стратегически важной битвой стала Курская.
В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г. эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику. Предлагаю вам ознакомиться с Курской битвой, с помощью выполнения задания на Рабочем листе №1.
Рабочий лист №1.
Отметить знаком:
+ – интересно
— – неважно, неинтересно
! – новое для меня.
В самом значительном сражении на Курской дуге – танковом- под Прохоровкой принимали участие с обеих сторон до 1200 танков и самоходных орудий. Жуткую картину представляло собой поле боя. Огромная чашеобразная котловина примерно в двадцать квадратных километров была вся заполнена облаками черного дыма и багрового огня. В просветах дыма можно было увидеть склоны и дно котловины с сотнями танков и орудий. Многие танки были без башен. Как срубленные головы они валялись неподалеку.
Советские воины не испугались устрашающих «тигров» и «пантер». Танкисты бились насмерть, сражались в горящих танках, шли на таран.
Танк, которым командовал Н.А.Мищенко, вырвался далеко вперед и был подбит. Огонь взметнулся над башней. Танкисты, оказавшись в окружении, сумели сбить пламя и продолжали вести бой. Они уничтожили 25 фашистских солдат, а потом прорвались к своим.
Беседа по рабочему листу №1
Учитель: Какие факты в тексте у вас вызвали интерес? Почему?
Что нового вы узнали?
Ученики: Предлагают свои варианты
Учитель: Какое значение было у Курской битвы?
Ученики: Закрепила окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования.
Учитель: Как вы считаете, что повлияло на положительный исход данных сражений?
Ученики: Героизм войнов
Учитель: Каких героев Сталинградской и Курской битвы вы знаете?
Ученики: Предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Массовый героизм проявили русские женщины в годы Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко писал: «Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». Всего за годы войны в различных родах войск служило около 1 миллиона женщин! Ещё никогда на протяжении всей истории человечества в войне не участвовало столько женщин. Они не только спасали, перевязывали, но и стреляли из «снайперки», бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали «языка», сражались с врагом в небе.
В годы Великой Отечественной войны были сформированы женские авиационные, стрелковые и зенитные формирования. Как вы считаете, могли ли девушки без специальной подготовки нести боевую службу в таких формированиях?
Ученики: Предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Где могли получить навыки боевой подготовки девушки?
Ученики: Предлагают свои варианты.
Учитель: Фронт пополнялся девушками, которые ещё до начала войны прошли курсы боевой подготовки ОСОАВИАХИМа, в октябре 1941 года на основе Авиагруппы № 122 было создано три женских авиационных полка: 586-й авиационный истребительный полк, 587-й бомбардировочный авиационный полк, 588-й легкобомбардировочный авиационный полк, в стрелковые подразделения прибывали выпускницы из Центральной женской школы снайперской подготовки.
Для того, чтобы понять роль женских боевых формирований предлагаю вам поработать с Рабочим листом № 2.
Рабочий лист № 2.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Бывший командующий Сталинградским фронтом Маршал Советского Союза А.И.Еременко в воспоминаниях писал:
«В конце сентября обстановка продолжала оставаться очень тяжелой. Вражеская авиация, как и прежде, действовала в тесном взаимодействии с наземными войсками, ее активность значительно увеличивалась в дни атак противника. Так, 27 сентября немецкая авиация группами до 30 бомбардировщиков под сильным прикрытием своих истребителей в течение дня непрерывно действовала против войск фронта в районе Сталинграда и переправы через Волгу. От наших летчиков-истребителей требовались решительные действия по уничтожению бомбардировщиков (Ю-88) и прикрывавших их истребителей (Me-109), направлявшихся бомбить Сталинград.
В результате умелых действий наших летчиков на глазах у войск было сбито 5 «юнкерсов» и 2 «мессершмитта», которые упали горящими в расположение боевых порядков 64-й армии. В этом бою отличились полковник Данилов, сержант Литвяк, старшие лейтенанты Шутов и Нина Беляева, лейтенант Дранищев, сбившие самостоятельно по одному самолету (остальные самолеты были сбиты ими же в групповом бою).
Летчицы-героини, сражавшиеся наравне с мужчинами, в воздушных схватках неоднократно выходили победителями. В боях за Сталинград Лидия Литвяк сбила 6 вражеских самолетов, Нина Беляева — 4».
Вопросы по рабочему листу № 2
Какие области военной деятельности были доступны для женщин?
Какая боевая техника использовалась женщинами при ведении боя?
Как бывший командующий Сталинградским фронтом Маршал Советского Союза А.И. Еременко оценивает боевую деятельность женщин – военнослужащих?
Учитель: Какое влияние оказывало участие в рядах Советской Армии женщин на врагов?
Ученики: Предлагают свои варианты
Учитель: Участие девушек в рядах советских войск деморализовало врагов. Стоит вспомнить встречу «Белой Лилии Сталинграда» с ассом Люфтваффе. Когда немецкий летчик попал в плен он потребовал привести к нему истребителя, который подбил его. Невероятным удивлением для немецкого асса было то, что к нему привели юную белокурую девушку – Лилию Литвяк. О ней уже давно знали солдаты и союзники Германии. О летчицах 588-го ночного легкобомбардировочного полка немцы слагали легенды. Они называли их «ночными ведьмами», за неожиданное появление, точное сбрасывание бомб и ловкое мастерство оставаться незалеченными для прожекторов. Роза Шанина получила прозвище «Невидимый ужас Восточной Пруссии» за снайперскую охоту на фашистов. Враг боялся советских женщин, тогда как солдаты Красной Армии шли в бой с именами этих женщин на устах, газеты тиражировали фотографии юных девушек, придавая сил советскому народу.
Учитель: Какие имена женщин-героев вы знаете? Может быть, вы помните кого-то из своих родственников, знакомых женщин – военнослужащих, которые сражались на поле боя в годы Великой Отечественной войны?
Ученики: Предлагают свои варианты
Учитель: Вклад советских женщин в защиту Отчизны будет вечным примером, вызывающим гордость и восхищение нынешних и грядущих поколений, примером, зовущим на подвиг. Великая Отечественная война — одна из героических страниц в истории нашей страны. Мы не забудем подвиги советских воинов, которые подарили нам право жить.
Переходя к завершающему этапу урока, нам стоит ответить на проблемный вопрос «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»
Ученики: Превосходство над противником в военной, экономической, политической и духовной области сделало возможным коренной перелом.
Оценочный блок. В течение урока учитель раздает рейтинговые карточки, которые можно обменять на оценку или сохранить до следующего урока и дополнить если оценка не устраивает.
Рефлексивный блок. Составление синквейна
1 Ряд – Сталинградская битва
2 Ряд – Женщины – военнослужащие
3 Ряд – Курская битва
Домашнее задание. Ученики получают дифференцированное домашнее задание:
1 уровень – Составить проект «Женщины – военнослужащие Сталинграда».
2 уровень – Дать развернутый ответ. Докажите, что события изученного периода были коренным переломом не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй мировой войне.
3 уровень — §18, ответить на вопросы на с. 171.
Источник