Предпосылки коренного перелома урок в 9 классе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя, знакомство с  общим ходом урока.

2.  Актуализация знаний: Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, второй мировой войны и непосредственно началом Великой Отечественной войны. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

Опрос д/з в форме блиц — опроса

утверждение

ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.

с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов

23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

+

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

+

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

+

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.

в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

+

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция

апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.

контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

+

Учащиеся меняются ответами, совместная проверка

«бонус» задание: показать на карте-схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».

3.  Учитель: Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г.  А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока

  Записывается тема урока (слайд 1)

определение цели урока совместно с учениками 

4. Изложение нового материала учителем  

1) «Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.»

Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.  

2) «Немецкое наступление летом 1942г. Начало Сталинградской битвы.»

Учитель: На лето 1942 года Вермахтом был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». Враг был ещё силён. Немцы сохраняли количественное и качественное превосходство своих войск, стратегическую инициативу. Отсутствие второго фронта в Европе позволило германскому командованию выставить к лету против советских войск 237 дивизий (работа учителя по карте) Германские войска под командованием генерала Ф.-В. Паулюса должны были нанести удар в направлении Сталинграда, перерезать перешеек между Доном и Волгой и захватить город. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к Северному Кавказу, означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия. (Слайд 2)

Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.   Ставка верховного главнокомандования на основе анализа обстановки определила значение Сталинграда, что именно здесь развернётся решающая борьба на данном этапе войны. (работа учителя по карте) В июле 1942 года, когда враг прорвался в излучину Дона, началась Сталинградская битва.  (Слайд 3)

Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943, и состояла из трёх периодов:

 1. 17.07 – 12.09. 1942 – оборонительные бои советских войск на подступах к Сталинграду (запись в тетрадь).

Сегодня  на уроке мы охарактеризуем первый период.

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

В середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.    ВИДЕО

Учитель: Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного  направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.

Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942г приказ № 227.Приказ «Ни шагу назад!» (Слайд 4)

Работа с документом   (слайд 4)

1.        Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?

2.        Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?

3.        О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?

4.        Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?

5.        Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?

6.        Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? *

Итог по документу:

Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?

Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.

Читайте также:  Как уменьшить риск падений и переломов

Учитель: А теперь внимание.

На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/

Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т.к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.

Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.

Работа с таблицей «Соотношение сил накануне Сталинградской битвы» (слайд 5)

3) Немецкий оккупационный режим. (слайд 6)

   Учитель: К осени 1942 г германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР.  На занятых землях был установлен жестокий оккупационный режим. Гитлеровское командование разработало план «Ост», который предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Зап.Украины, Белоруссии, Латвии,Литвы и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Население нашей страны они считали « неполноценным народом» и хотели расчистить жизненное пространство и заселить его немецкими колонистами. На оккупированных землях  проводилась политика экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособного населения в Германию. Повсюду на оккупированных землях был установлен каторжный режим труда, велась идеологическая обработка гражданского населения разжигание межнациональной вражды.(Слайд 7) 

На оккупированных территориях создавались лагеря смерти для военнопленных и тех советских людей, которые не подчинялись решениям немецких властей. Аресты, расстрелы, повешения партийных и советских активистов, участников подполья стали повседневным явлением. (Слайд 8)

— Сообщение уч-ся «Фашистские концлагеря на территории Ершичского района»

4) Партизанское и подпольное движение.(слайд 9)

Учитель: Всего за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 миллионов человек. Но угроза физической расправы не останавливала советских людей в борьбе с врагом не только на фронте, но и в тылу врага. Советское подпольное движение возникло уже в первые недели войны. В местах, подвергшихся оккупации, были созданы подпольные партийные органы ВКП(б), выступавшие координаторами всей подпольной работы. В различные периоды войны на оккупированной территории действовали нелегальные ЦК КП(б) Украины и Белоруссии, 90 подпольных обкомов и межрайонных партийных центров.

Работа с термином :  подполье. ( слайд 10)

-Как вы понимаете значение этого слова?

На территории, оккупированной  врагом, действовали подпольные организации, возглавляемые партийными и комсомольскими руководителями.

Основные формы борьбы подполья: (Слайд 11)

Расклеивали листовки, в которых призывали к борьбе, освещали настоящее положение дел на фронте

Срывали поставки вооружений немецким войскам для ведения военных действий

Скрывали бежавших из плена, от отправки в Германию

Сообщали Советскому командованию важные сведения о противнике

— Рассказ учащегося  «Кузьмичское подполье»

Учитель: Партизанские отряды создаются на всей оккупированной территории (слайд 12)

В годы войны на территории страны действовало более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек.

Украина: Л.Дрожжин, В.Костенко, А.Зленко, С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров.

Белоруссия: П.Пономаренко, П.Калинин, В.Малинин, К.Мазуров

Центральные районы СССР: Д.Н.Медведев, А.Ф.Фёдоров

Ленинградская область: Г.Бумагин, А.В.Герман (Слайд 13)

 Гитлеровцы боялись партизан, во многих местах даже были такие таблички, оповещающие о близости партизан

В партизанские отряды записывались и стар и млад, они давали клятву в борьбе с врагом(Слайд 14) 

Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 млн. вражеских солдат и офицеров, представителей оккупационной администрации, выведено из строя более 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин и 1100 самолетов. Партизанские отряды разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тыс. железнодорожных эшелонов. Для координации действий партизанских соединений в 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. Главнокомандующим партизанским движением был назначен К.Е. Ворошилов. Герои – подпольщики не только действовали против войск противника, но и приводили в исполнение смертные приговоры кровавым палачам своего народа. Легендарный подпольщик Николай Кузнецов уничтожил главного судью Украины Фука, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего войсками Германии на Украине генерала Ильгена. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе был взорван подпольщицей Еленой Мазаник прямо в постели собственной резиденции.

Особо распространена была деятельность партизан в Брянской обл. Город  Брянск называют городом партизанской славы. В лесах брянщины действовало несколько партизанских отрядов.

Работа над понятиями «Партизанский край», «Партизанская зона» ( слайд  15)

Партизанский край – территория в тылу немецких войск, освобождённая и долгое время удерживаемая партизанами

Партизанская зона – территория, контролируемая  партизанами

Рассказ уч-ся о деятельности партизан    «Партизанские отряды на территории Ершичского района»

Учитель: давайте рассмотрим таблицу   (Слайд 16)

А теперь внимание:

 -Какие выводы можно сделать на основании данной таблицы о развитии партизанского и подпольного движения на оккупированной территории СССР?

-Как соотнести данные цифры и мнение о гуманном отношении к мирному населению немцев на первом этапе оккупации?

Учитель: За годы войны орденами и медалями СССР были удостоены более 184 тыс. партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. А легендарные командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А.Ф. Федоров получили это звание дважды.(слайд 17)

5.Образование антигитлеровской коалиции. (слайд 18, 19)

Учитель: Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.

Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

По рассказу учителя  уч-ся составляют таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»

Дата

событие

Итоги и значение события

5.  Итоги первого этапа войны. (Слайд 20)

Учитель: Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны».

Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная армия показала свои высокие боевые качества. К лету 1942 г. благодаря усилиям тружеников тыла в основном завершился перевод экономики на военный лад. Оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Главный итог первого периода войны — формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. (Слайд 21)

Сколько бы ни прошло десятилетий, мы всегда должны помнить тех, кто отдал самое дорогое — ЖИЗНЬ, кто выстоял и победил фашизм. Мы говорим об этом, а значит помним, чутко и уважительно относимся к нашему героическому прошлому. Это лишь малая плата воинам за то, что они сделали для нас в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годах …

Читайте также:  Сон перелом пальца

 6.Закрепление изученного материала. Тест с взаимопроверкой (слайд 22)

 7. Рефлексия, выставление отметок учащимися.

  8.д/з  п. 30, задание 1,2 на стр 221.

1.Приветствие, подготовка рабочего места

2. Выполнение задания. Отрабатывается умение анализировать достоверность полученной информации;

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

10 верных ответов – «5»;

8-9 –«4»;

6-7 –«3»;

Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

3..Запись в тетрадь (!)

4.Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

Запись в тетрадь (!)

Умение работать с историческим источником, уметь оценивать действия руководства с точки зрения исторической ситуации, уметь «погружаться в эпоху».

Умение синтезировать знания

Умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал, умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

запись в тетрадь

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал Умение работать с таблицей

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

Умение синтезировать знания, давать оценку действиям

Источник

Конспект урока в 9 классе

на тему «Коренной перелом в ходе ВОВ»

Цель:

Образовательные: на основе анализа исторических источников проанализировать события коренного перелома в ходе ВОВ.

— выявить предпосылки и последствия коренного перелома.

Развивающие:

— совершенствование навыков работы с историческими источниками, статистическими материалами.

— развитие умения анализировать факты, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к военной истории, чувства патриотизма, гордости за свою страну, героизм советских солдат на войне.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный.

Основные понятия:

-коренной перелом

-стратегическая инициатива

-котел

-плацдарм

-форсирование

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ход урока.

  1. Орг.момент

Фронтальная беседа.

  1. Каковы были планы сторон на 1942 год?
  2. Почему Красная Армия терпит поражение на начальном этапе войны?
  3. Как вы думаете, почему нарком обороны был вынужден подписать Приказ №227 от 28 июля 1942 года?
  4. Каков главный итог первого периода войны?

111     Изучение нового материала

  1. Учитель. Какую битву можно  считать началом коренного перелома?

Сегодня на этот вопрос есть однозначный ответ- это Сталинградская битва. ЕЕ задачей было отстоять город Сталина. Послушаем сообщение об этом событии.

  1. Разгром немцев под Сталинградом- Агафонова Светлана

Еще в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана контрнаступления под кодовым названием «Уран». Для его успешной реализации к ноябрю 1942 были созданы следующие условия.

      13 ноября 1942г. план контрнаступления советских войск под Сталинградом, разработанный заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуковым и начальником Генерального штаба А.М.Василевским, был утвержден Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным.

  План «Уран» был успешно реализован советскими войсками. Для организации контрнаступления были созданы фронты:

  Юго-Западный фронт –    Ватутин Н.Ф.

  Сталиградский фронт – Еременко А.И.

  Донской фронт – Рокосссовский К.К.

 В документах из личного архива фельдмаршала Паулюса можно найти следующие строки из донесения в Верховное главнокомандование германских сухопутных сил:

«Боеспособность войск быстро снижается вследствие катастрофического положения с продовольствием, горючим и боеприпасами. Имеется 16 тысяч раненых, которые не получают никакого ухода. Начинают отмечаться явления морального разложения. Еще раз прошу свободу действий, чтобы продолжать сопротивление, пока это возможно, или прекратить боевые действия, если их нельзя будет вести, и тем самым обеспечить уход за ранеными и избежать полного разложения.

   В ответ пришло следующее сообщение:

   «Капитуляция исключена. Армии выполнять свою историческую задачу…».

   Окруженные немецкие части голодали и воочию видели полное непонимание их положения со стороны Берлина. В конце декабря 1942г. им было доставлено 5 т конфет, 200 тыс. брошюр отдела пропаганды вермахта. Наконец, чтобы подкрепить падающий дух окруженной 6-й армии, Гитлер присвоил ее командующему высшее воинское звание «генерал-фельдмаршал».

  8 января 1943 г. командующий Донским фронтом К.К.Рокоссовский предложил немецким войскам сдаться. Но этот ультиматум был отклонен командованием 6-й немецкой армии. Начались действия советских войск по уничтожению окруженной группировки.

   31 января 1943г. сдался в плен Паулюс, 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть.

    Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная армия захватила стратегическую инициативу.

   После Сталинграда Красная Армия, развивая наступление, зимой 1943г. отбросила врага на 600-700 км на запад. Немцы вынуждены были отвести свои войска с Северного Кавказа. Частично была прорвана блокада Ленинграда (коридор шириной 8-11 км).

   После этого весной 1943 г. на советско-германском фронте наступило относительное затишье. Обе стороны подтягивали резервы, готовясь к решающим летним боям.

Презентация

Слайд 1   Основным событие, завершившим коренной перелом, явилась битва на Курской дуге

Слайд   2    Невиданная по масштабам битва Великой Отечественной войны разыгралась летом 1943 года. С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 млн. чел, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.   

  В апреле 1943 года, выступая в Харькове перед офицерами танкового корпуса СС, Генрих Гимлер заявил: «Здесь, на Востоке решается судьба… Здесь русские должны быть истреблены как люди и как военная сила и захлебнуться в собственной крови». Большие надежды немецко-фашистское командование возлагало на применение новых тяжёлых танков «Тигр и Пантера», штурмовых орудий «Фердинанд», истребителей «Фокке – Вульф – 190А» и штурмовиков «Хеншель – 129»            

По мнению маршала Советского Союза Г.К.Жукова это сражение  «по своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по количеству людей не имеет себе равных в мировой истории за всю историю войн. Это была, несомненно, самая крупная битва».

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции «Цитадель» начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода.

Посмотрите на карте  общий ход событий зимней кампании 1942-43 годов.

   СЛАЙД 3     12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка (56 км к северу от Белгорода) произошло самое крупное танковое сражение второй мировой войны . С обеих сторон в сражении принимало участие до 1200 танков и самоходных установок За один день противник потерял около 10 тыс. человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.

К местам предполагаемых прорывов южнее Орла  и севернее Харькова– стягивалось огромное количество техники и вооружения, поскольку  большие надежды гитлеровское командование возлагало на танковые войска. 9 лучших танковых дивизий вермахта – среди них танковые дивизии СС «Адольф Гитлер» , «Мёртвая голова» и «Рейх» — готовились атаковать на участке фронта в длиной всего 45км! Однако противнику не удалось создать перевес над советскими войсками: по живой силе советские войска превосходили врага                  

Читайте также:  Перелом большого пальца сроки лечения

   СЛАЙД 4    Многотонные стальные машины превращались в груды металлического лома. С танков летели башни, стволы пушек, на куски рвались гусеницы. Тучи пыли и дыма заволокли все кругом.. Обе стороны понесли большие потери. Как вспоминал генерал П.А.Ротмистров , «Поле сражения  клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись уже не могли разойтись , бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами».

   СЛАЙД 5    20 августа, подтянув крупные резервы, советские войска снова пошли в наступление западнее Харькова. В ночь на 23 августа 1943 года части Степного фронта начали штурм города и в 11 часов утра полностью очистили город. Этот день и стал окончанием Курской битвы.

СЛАЙД 6    За 50 дней Курской битвы было разгромлено до 30 дивизий противника. Общие потери немецко-фашистских войск составили свыше 500 тыс. человек. Советские ВВС окончательно завоевали господство в воздухе. Большую роль сыграло партизанское движение: оно сковало до 100 тыс. вражеских солдат и офицеров.

Историю нельзя понять , не изучая документы. Сохранились воспоминания участников о Курской битве. Вам предлагается изучить документы и заполнить таблицу, которую вы будете комментировать.

  1. Анализ документов учащимися с заполнением маркировочной таблицы

Я знал

Узнал новое

Хочу узнать

Жуков

23 июля 1943 года в 2 часа 20 минут был подан сигнал об артиллерийской подготовке.

Началась мощная симфония величайшего сражения в районе Курской дуги. Особенно выделялись звуки тяжелой артиллерии и разрывы реактивных снарядов М-31.

Тогда трудно было сразу понять и определить результаты контрподготовки, но начатое гитлеровцами в 5 часов 30 минут недостаточно организованное и не везде одновременное наступление говорило о серьезных потерях, которые причинил им наш огневой удар…

…Несмотря на хорошо организованную оборону, величайшее мужество и массовый героизм наших войск, за 5 и 6 июля немецко-фашистским войскам ценою больших потерь удалось все же продвинуться на некоторых участках до 10 км. Однако прорвать тактическую оборону они так и не смогли…

…12 июля войска Брянского фронта и 11-я гвардейская армия И.Х. Баграмяна перешли в наступление. В первый же день операции наши части прорвали сильно развитую в инженерном отношении и глубокоэшелонированную оборону противника и начали продвижение в общем направлении на Орел.

…План нашей операции в районе Курска под условным названием «Кутузов» предусматривал нанесение удара по орловской группировке врага с трех сторон. Начавшиеся бои в районе Орла, а также большие потери в районе Белгорода заставили гитлеровское руководство признать свой широко задуманный план «Цитадель» провалившимся.

…Второй этап битвы в районе Белгорода начался 3 августа, через 20 дней после начала контрнаступления под Орлом. По плану операции Воронежского и Степного фронтов, имевшей условное название «Румянцев», главный удар наносился из района Белгорода их смежными флангами в общем направлении на Богодухов – Валки – Новая Водолага в обход Харькова с запада.

…В 6 часов утра 5 августа в Белгород первым ворвался 270-й гвардейский стрелковый полк 89-й гвардейской стрелковой дивизии. Вечером 5 августа столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам Брянского, Западного, Центрального фронтов, освободившим Орел и Белгород. Это был первый артиллерийский салют в ходе Великой Отечественной войны доблестным советским войскам.

…Битва под Курском, продолжавшаяся пятьдесят суток, завершилась победой Советской Армии, разгромившей 30 отборных дивизий врага, в том числе 7 танковых. Противник потерял более 500 000 солдат и офицеров, около 2 000 танков, более 3 000 орудий и минометов, большое количество самолетов.

Рокоссовский

…Наряду с организацией обороны войска фронта, используя временное затишье, усиленно занимались боевой подготовкой. Не менее трети всех занятий проводилось в ночных условиях. Регулярно велась учеба штабов всех степеней.
Специально проводились занятия по изучению тактико-технических данных новых тяжелых танков «тигр» и методов борьбы с ними. В каждой армии были оборудованы полигоны для боевых стрельб по танкам-мишеням.

Готовность артиллеристов к предстоящим сражениям проверялась на позициях. Прибыв на наблюдательный пункт, проверяющий в соответствии с планом обороны указывал командиру-   в таком-то районе появился противник. Не проходило и минуты, как по указанной цели открывался огонь.

Мне лично неоднократно приходилось проводить такие проверки, и я всегда убеждался в том, что артиллеристы поняли свою роль в будущих боях и выполнят долг перед Родиной.

И. Н. Кожедуб

Очутившись над полем боя и оглядев небо, я понял, что предстоит большое воздушное сражение…

…Все, что я видел , выглядело примерно так. На земле, по дорогам и полям густыми колоннами или же в рассредоточенном порядке ползли на восток вражеские автомашины, штурмовые орудия и танки. Движение было столь интенсивным, что на переправах образовались скопища всевозможной техники. Там, где немецкие войска входили в соприкосновение с нашими передовыми частями, бушевал артиллерийский огонь. Высоко поднималась гарь пожарищ. Ее запах ощущался даже в кабине самолета.
Всю массу вражеских танков и штурмовых орудий поддерживали большие партии пикировщиков, истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Это был своего рода танково-воздушный таран, которым немцы хотели пробить нашу оборону.

…В небе было тесно. А к полю боя еще и еще подходили немецкие самолеты. Всего в поле зрения, по-моему, их в тот момент было, по крайней мере, около 250 – 300. Идя от дельными группами фашисты образовали многоярусный боевой порядок. Внизу, на высоте в полторы тысячи метров, шли «Юнкерсы-87». Чуть выше, обгоняя пикировщиков, проносились отряды «фокке-вульфов». Еще выше, в плотных строях, плыли двухмоторные бомбардировщики «Юнкерс-88» и «хенкель-111». Между ними барражировала охрана. Это были «мессершмитты» последних, усовершенствованных типов. А в самом верхнем ярусе сновали отдельные пары немецких истребителей–охотников…

  1. Составление таблицы, ее обсуждение

Я знал

Узнал новое

Хочу узнать

5.  Составление синквейна

— слово-ключ к теме

— одно существительное

— 2 прилагательных

— три глагола

— предложение-вывод из 5 слов

Собеседование

— Какое событие можно считать началом коренного перелома? Почему?

— А какое событие можно считать завершением коренного перелома?

— Последствия перелома?

Подведение итогов учителем

Домашнее задание, оценивание работы учащихся

Источник