Предпосылки коренного перелома 9 класс конспект

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя, знакомство с  общим ходом урока.

2.  Актуализация знаний: Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, второй мировой войны и непосредственно началом Великой Отечественной войны. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

Опрос д/з в форме блиц — опроса

утверждение

ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.

с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов

23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

+

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

+

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

+

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.

в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

+

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция

апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.

контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

+

Учащиеся меняются ответами, совместная проверка

«бонус» задание: показать на карте-схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».

3.  Учитель: Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г.  А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока

  Записывается тема урока (слайд 1)

определение цели урока совместно с учениками 

4. Изложение нового материала учителем  

1) «Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.»

Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.  

2) «Немецкое наступление летом 1942г. Начало Сталинградской битвы.»

Учитель: На лето 1942 года Вермахтом был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». Враг был ещё силён. Немцы сохраняли количественное и качественное превосходство своих войск, стратегическую инициативу. Отсутствие второго фронта в Европе позволило германскому командованию выставить к лету против советских войск 237 дивизий (работа учителя по карте) Германские войска под командованием генерала Ф.-В. Паулюса должны были нанести удар в направлении Сталинграда, перерезать перешеек между Доном и Волгой и захватить город. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к Северному Кавказу, означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия. (Слайд 2)

Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.   Ставка верховного главнокомандования на основе анализа обстановки определила значение Сталинграда, что именно здесь развернётся решающая борьба на данном этапе войны. (работа учителя по карте) В июле 1942 года, когда враг прорвался в излучину Дона, началась Сталинградская битва.  (Слайд 3)

Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943, и состояла из трёх периодов:

 1. 17.07 – 12.09. 1942 – оборонительные бои советских войск на подступах к Сталинграду (запись в тетрадь).

Сегодня  на уроке мы охарактеризуем первый период.

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

В середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.    ВИДЕО

Учитель: Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного  направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.

Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942г приказ № 227.Приказ «Ни шагу назад!» (Слайд 4)

Работа с документом   (слайд 4)

1.        Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?

2.        Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?

3.        О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?

4.        Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?

5.        Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?

6.        Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? *

Итог по документу:

Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?

Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.

Читайте также:  Двенадцатый позвонок перелом

Учитель: А теперь внимание.

На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/

Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т.к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.

Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.

Работа с таблицей «Соотношение сил накануне Сталинградской битвы» (слайд 5)

3) Немецкий оккупационный режим. (слайд 6)

   Учитель: К осени 1942 г германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР.  На занятых землях был установлен жестокий оккупационный режим. Гитлеровское командование разработало план «Ост», который предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Зап.Украины, Белоруссии, Латвии,Литвы и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Население нашей страны они считали « неполноценным народом» и хотели расчистить жизненное пространство и заселить его немецкими колонистами. На оккупированных землях  проводилась политика экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособного населения в Германию. Повсюду на оккупированных землях был установлен каторжный режим труда, велась идеологическая обработка гражданского населения разжигание межнациональной вражды.(Слайд 7) 

На оккупированных территориях создавались лагеря смерти для военнопленных и тех советских людей, которые не подчинялись решениям немецких властей. Аресты, расстрелы, повешения партийных и советских активистов, участников подполья стали повседневным явлением. (Слайд 8)

— Сообщение уч-ся «Фашистские концлагеря на территории Ершичского района»

4) Партизанское и подпольное движение.(слайд 9)

Учитель: Всего за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 миллионов человек. Но угроза физической расправы не останавливала советских людей в борьбе с врагом не только на фронте, но и в тылу врага. Советское подпольное движение возникло уже в первые недели войны. В местах, подвергшихся оккупации, были созданы подпольные партийные органы ВКП(б), выступавшие координаторами всей подпольной работы. В различные периоды войны на оккупированной территории действовали нелегальные ЦК КП(б) Украины и Белоруссии, 90 подпольных обкомов и межрайонных партийных центров.

Работа с термином :  подполье. ( слайд 10)

-Как вы понимаете значение этого слова?

На территории, оккупированной  врагом, действовали подпольные организации, возглавляемые партийными и комсомольскими руководителями.

Основные формы борьбы подполья: (Слайд 11)

Расклеивали листовки, в которых призывали к борьбе, освещали настоящее положение дел на фронте

Срывали поставки вооружений немецким войскам для ведения военных действий

Скрывали бежавших из плена, от отправки в Германию

Сообщали Советскому командованию важные сведения о противнике

— Рассказ учащегося  «Кузьмичское подполье»

Учитель: Партизанские отряды создаются на всей оккупированной территории (слайд 12)

В годы войны на территории страны действовало более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек.

Украина: Л.Дрожжин, В.Костенко, А.Зленко, С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров.

Белоруссия: П.Пономаренко, П.Калинин, В.Малинин, К.Мазуров

Центральные районы СССР: Д.Н.Медведев, А.Ф.Фёдоров

Ленинградская область: Г.Бумагин, А.В.Герман (Слайд 13)

 Гитлеровцы боялись партизан, во многих местах даже были такие таблички, оповещающие о близости партизан

В партизанские отряды записывались и стар и млад, они давали клятву в борьбе с врагом(Слайд 14) 

Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 млн. вражеских солдат и офицеров, представителей оккупационной администрации, выведено из строя более 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин и 1100 самолетов. Партизанские отряды разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тыс. железнодорожных эшелонов. Для координации действий партизанских соединений в 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. Главнокомандующим партизанским движением был назначен К.Е. Ворошилов. Герои – подпольщики не только действовали против войск противника, но и приводили в исполнение смертные приговоры кровавым палачам своего народа. Легендарный подпольщик Николай Кузнецов уничтожил главного судью Украины Фука, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего войсками Германии на Украине генерала Ильгена. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе был взорван подпольщицей Еленой Мазаник прямо в постели собственной резиденции.

Особо распространена была деятельность партизан в Брянской обл. Город  Брянск называют городом партизанской славы. В лесах брянщины действовало несколько партизанских отрядов.

Работа над понятиями «Партизанский край», «Партизанская зона» ( слайд  15)

Партизанский край – территория в тылу немецких войск, освобождённая и долгое время удерживаемая партизанами

Партизанская зона – территория, контролируемая  партизанами

Рассказ уч-ся о деятельности партизан    «Партизанские отряды на территории Ершичского района»

Учитель: давайте рассмотрим таблицу   (Слайд 16)

А теперь внимание:

 -Какие выводы можно сделать на основании данной таблицы о развитии партизанского и подпольного движения на оккупированной территории СССР?

-Как соотнести данные цифры и мнение о гуманном отношении к мирному населению немцев на первом этапе оккупации?

Учитель: За годы войны орденами и медалями СССР были удостоены более 184 тыс. партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. А легендарные командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А.Ф. Федоров получили это звание дважды.(слайд 17)

5.Образование антигитлеровской коалиции. (слайд 18, 19)

Учитель: Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.

Читайте также:  Переломы лап у птиц

Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

По рассказу учителя  уч-ся составляют таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»

Дата

событие

Итоги и значение события

5.  Итоги первого этапа войны. (Слайд 20)

Учитель: Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны».

Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная армия показала свои высокие боевые качества. К лету 1942 г. благодаря усилиям тружеников тыла в основном завершился перевод экономики на военный лад. Оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Главный итог первого периода войны — формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. (Слайд 21)

Сколько бы ни прошло десятилетий, мы всегда должны помнить тех, кто отдал самое дорогое — ЖИЗНЬ, кто выстоял и победил фашизм. Мы говорим об этом, а значит помним, чутко и уважительно относимся к нашему героическому прошлому. Это лишь малая плата воинам за то, что они сделали для нас в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годах …

 6.Закрепление изученного материала. Тест с взаимопроверкой (слайд 22)

 7. Рефлексия, выставление отметок учащимися.

  8.д/з  п. 30, задание 1,2 на стр 221.

1.Приветствие, подготовка рабочего места

2. Выполнение задания. Отрабатывается умение анализировать достоверность полученной информации;

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

10 верных ответов – «5»;

8-9 –«4»;

6-7 –«3»;

Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

3..Запись в тетрадь (!)

4.Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

Запись в тетрадь (!)

Умение работать с историческим источником, уметь оценивать действия руководства с точки зрения исторической ситуации, уметь «погружаться в эпоху».

Умение синтезировать знания

Умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал, умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

запись в тетрадь

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал Умение работать с таблицей

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

Умение синтезировать знания, давать оценку действиям

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия — «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров — «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Читайте также:  Боль в месте перелома через 2 месяца

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник