Предпосылки коренного перелома 9 класс
ПРИКАЗ № 227 «НИ ШАГУ НАЗАД!» 28 июля 1942 г.
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором. Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток. Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского Союза — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.
Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.
Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас — это значит обеспечить за нами победу.
Можем ли мы выдержать удар, а потом отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Чего же у нас не хватает?
Не хватает порядка и дисциплины в ротах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять свою Родину.
Нельзя дальше терпеть командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу.
Паникеры и трусы должны истребляться на месте.
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования.
Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины.
Таков призыв нашей Родины.
Выполнить этот приказ — значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага.
После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи. Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель — покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.
Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу?
Я думаю, что следует.
ВЕРХОВНОЕ ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий;
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду:
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны
И.СТАЛИН
Источник
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие учителя, знакомство с общим ходом урока.
2. Актуализация знаний: Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, второй мировой войны и непосредственно началом Великой Отечественной войны. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.
Опрос д/з в форме блиц — опроса
утверждение | ответ |
II мировая война началась 22 июня 1941г. | – |
с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов | – |
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР | + |
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций | + |
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” | + |
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. | – |
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов | + |
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция | – |
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. | – |
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. | + |
Учащиеся меняются ответами, совместная проверка
«бонус» задание: показать на карте-схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».
3. Учитель: Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока
Записывается тема урока (слайд 1)
определение цели урока совместно с учениками
4. Изложение нового материала учителем
1) «Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.»
Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.
2) «Немецкое наступление летом 1942г. Начало Сталинградской битвы.»
Учитель: На лето 1942 года Вермахтом был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». Враг был ещё силён. Немцы сохраняли количественное и качественное превосходство своих войск, стратегическую инициативу. Отсутствие второго фронта в Европе позволило германскому командованию выставить к лету против советских войск 237 дивизий (работа учителя по карте) Германские войска под командованием генерала Ф.-В. Паулюса должны были нанести удар в направлении Сталинграда, перерезать перешеек между Доном и Волгой и захватить город. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к Северному Кавказу, означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия. (Слайд 2)
Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград. Ставка верховного главнокомандования на основе анализа обстановки определила значение Сталинграда, что именно здесь развернётся решающая борьба на данном этапе войны. (работа учителя по карте) В июле 1942 года, когда враг прорвался в излучину Дона, началась Сталинградская битва. (Слайд 3)
Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943, и состояла из трёх периодов:
1. 17.07 – 12.09. 1942 – оборонительные бои советских войск на подступах к Сталинграду (запись в тетрадь).
Сегодня на уроке мы охарактеризуем первый период.
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
В середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса. ВИДЕО
Учитель: Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.
Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942г приказ № 227.Приказ «Ни шагу назад!» (Слайд 4)
Работа с документом (слайд 4)
1. Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?
2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?
3. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?
4. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?
5. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?
6. Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? *
Итог по документу:
Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?
Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.
Учитель: А теперь внимание.
На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/
Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т.к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.
Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
Работа с таблицей «Соотношение сил накануне Сталинградской битвы» (слайд 5)
3) Немецкий оккупационный режим. (слайд 6)
Учитель: К осени 1942 г германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР. На занятых землях был установлен жестокий оккупационный режим. Гитлеровское командование разработало план «Ост», который предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Зап.Украины, Белоруссии, Латвии,Литвы и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Население нашей страны они считали « неполноценным народом» и хотели расчистить жизненное пространство и заселить его немецкими колонистами. На оккупированных землях проводилась политика экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособного населения в Германию. Повсюду на оккупированных землях был установлен каторжный режим труда, велась идеологическая обработка гражданского населения разжигание межнациональной вражды.(Слайд 7)
На оккупированных территориях создавались лагеря смерти для военнопленных и тех советских людей, которые не подчинялись решениям немецких властей. Аресты, расстрелы, повешения партийных и советских активистов, участников подполья стали повседневным явлением. (Слайд 8)
— Сообщение уч-ся «Фашистские концлагеря на территории Ершичского района»
4) Партизанское и подпольное движение.(слайд 9)
Учитель: Всего за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 миллионов человек. Но угроза физической расправы не останавливала советских людей в борьбе с врагом не только на фронте, но и в тылу врага. Советское подпольное движение возникло уже в первые недели войны. В местах, подвергшихся оккупации, были созданы подпольные партийные органы ВКП(б), выступавшие координаторами всей подпольной работы. В различные периоды войны на оккупированной территории действовали нелегальные ЦК КП(б) Украины и Белоруссии, 90 подпольных обкомов и межрайонных партийных центров.
Работа с термином : подполье. ( слайд 10)
-Как вы понимаете значение этого слова?
На территории, оккупированной врагом, действовали подпольные организации, возглавляемые партийными и комсомольскими руководителями.
Основные формы борьбы подполья: (Слайд 11)
Расклеивали листовки, в которых призывали к борьбе, освещали настоящее положение дел на фронте
Срывали поставки вооружений немецким войскам для ведения военных действий
Скрывали бежавших из плена, от отправки в Германию
Сообщали Советскому командованию важные сведения о противнике
— Рассказ учащегося «Кузьмичское подполье»
Учитель: Партизанские отряды создаются на всей оккупированной территории (слайд 12)
В годы войны на территории страны действовало более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек.
Украина: Л.Дрожжин, В.Костенко, А.Зленко, С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров.
Белоруссия: П.Пономаренко, П.Калинин, В.Малинин, К.Мазуров
Центральные районы СССР: Д.Н.Медведев, А.Ф.Фёдоров
Ленинградская область: Г.Бумагин, А.В.Герман (Слайд 13)
Гитлеровцы боялись партизан, во многих местах даже были такие таблички, оповещающие о близости партизан
В партизанские отряды записывались и стар и млад, они давали клятву в борьбе с врагом(Слайд 14)
Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 млн. вражеских солдат и офицеров, представителей оккупационной администрации, выведено из строя более 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин и 1100 самолетов. Партизанские отряды разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тыс. железнодорожных эшелонов. Для координации действий партизанских соединений в 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. Главнокомандующим партизанским движением был назначен К.Е. Ворошилов. Герои – подпольщики не только действовали против войск противника, но и приводили в исполнение смертные приговоры кровавым палачам своего народа. Легендарный подпольщик Николай Кузнецов уничтожил главного судью Украины Фука, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего войсками Германии на Украине генерала Ильгена. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе был взорван подпольщицей Еленой Мазаник прямо в постели собственной резиденции.
Особо распространена была деятельность партизан в Брянской обл. Город Брянск называют городом партизанской славы. В лесах брянщины действовало несколько партизанских отрядов.
Работа над понятиями «Партизанский край», «Партизанская зона» ( слайд 15)
Партизанский край – территория в тылу немецких войск, освобождённая и долгое время удерживаемая партизанами
Партизанская зона – территория, контролируемая партизанами
Рассказ уч-ся о деятельности партизан «Партизанские отряды на территории Ершичского района»
Учитель: давайте рассмотрим таблицу (Слайд 16)
А теперь внимание:
-Какие выводы можно сделать на основании данной таблицы о развитии партизанского и подпольного движения на оккупированной территории СССР?
-Как соотнести данные цифры и мнение о гуманном отношении к мирному населению немцев на первом этапе оккупации?
Учитель: За годы войны орденами и медалями СССР были удостоены более 184 тыс. партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. А легендарные командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А.Ф. Федоров получили это звание дважды.(слайд 17)
5.Образование антигитлеровской коалиции. (слайд 18, 19)
Учитель: Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.
Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.
По рассказу учителя уч-ся составляют таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»
Дата | событие | Итоги и значение события |
5. Итоги первого этапа войны. (Слайд 20)
Учитель: Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны».
Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная армия показала свои высокие боевые качества. К лету 1942 г. благодаря усилиям тружеников тыла в основном завершился перевод экономики на военный лад. Оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.
Главный итог первого периода войны — формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. (Слайд 21)
Сколько бы ни прошло десятилетий, мы всегда должны помнить тех, кто отдал самое дорогое — ЖИЗНЬ, кто выстоял и победил фашизм. Мы говорим об этом, а значит помним, чутко и уважительно относимся к нашему героическому прошлому. Это лишь малая плата воинам за то, что они сделали для нас в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годах …
6.Закрепление изученного материала. Тест с взаимопроверкой (слайд 22)
7. Рефлексия, выставление отметок учащимися.
8.д/з п. 30, задание 1,2 на стр 221.
1.Приветствие, подготовка рабочего места
2. Выполнение задания. Отрабатывается умение анализировать достоверность полученной информации;
Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок
10 верных ответов – «5»;
8-9 –«4»;
6-7 –«3»;
Отрабатывается умение работать с картографическим материалом
3..Запись в тетрадь (!)
4.Отрабатывается умение работать с картографическим материалом
Запись в тетрадь (!)
Умение работать с историческим источником, уметь оценивать действия руководства с точки зрения исторической ситуации, уметь «погружаться в эпоху».
Умение синтезировать знания
Умение работать с таблицей
Умение синтезировать знания
Умение уч-ся защищать исследовательский проект
запись в тетрадь
Умение уч-ся защищать исследовательский проект
запись в тетрадь
Умение уч-ся защищать исследовательский проект
Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал, умение работать с таблицей
Умение синтезировать знания
запись в тетрадь
Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал Умение работать с таблицей
Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок
Умение синтезировать знания, давать оценку действиям
Источник