Правила транспортировки пострадавшего с переломом
При серьезных травмах, а также при подозрении на них, особое внимание уделяется транспортировке пострадавших, поскольку неправильное перемещение может усугубить травму, став дополнительным повреждающим фактором. Рекомендация врачей такова: транспортировать серьезно пострадавшего человека должны специалисты, поэтому лучше всего не делать этого самостоятельно, а вызвать скорую помощь. К сожалению, не всегда это представляется возможным.
Транспортировать пострадавшего своими силами приходится в следующих ситуациях:
- Непосредственная опасность для жизни там, где произошла травма. Например, если пострадавший находится на железнодорожном полотне, в горящем здании, задымленном помещении, здании, которое может в любой момент обрушиться и т.п.
- Нет возможности приехать скорой помощи.
Всего выделяют три вида транспортировки:
- Экстренная. Проводится при наличии непосредственной угрозы жизни, максимально быстро, используется любой подходящий способ удаления человека из опасной зоны в ближайшее безопасное место. Такая транспортировка может быть весьма травматичной для пострадавшего, но целью является спасение жизни человека, поэтому правилами перемещения пострадавших в данном случае пренебрегают;
- Краткосрочная. Осуществляется своими силами людей, находящихся рядом с пострадавшим. В данном случае есть необходимость выбирать оптимальный метод перемещения пострадавшего с тем, чтобы по возможности не причинить ему дискомфорта, не усилить болезненные ощущения, не нанести вторичную травму. Как правило, в данном случае транспортировка осуществляется не слишком далеко, а до ближайшего места, где человеку могут оказать профессиональную помощь или где он может ее дождаться в безопасной обстановке;
- Длительная. Транспортировка силами и средствами специалистов, максимально удобная и безопасная для пострадавшего. Обычно проводится после оказания первой медицинской помощи на месте и обезболивания.
В том случае, когда нет возможности приехать скорой помощи, длительную транспортировку приходится осуществлять силами окружающих.
Рекомендации, о которых пойдет речь дальше, предназначаются для краткосрочной транспортировки, так как в условиях современной жизни, как правило, от неспециалистов требуется именно она.
Подготовка к транспортировке пострадавших
Готовясь транспортировать человека, нуждающегося в помощи, следует иметь в виду:
- Пострадавшего необходимо внимательно осмотреть, чтобы составить представление о характере травм. Следует оценить состояние позвоночника, головы, шеи, грудной клетки, живота, тазовой области и конечностей. Убедитесь в том, что человек находится в сознании, если он без сознания, нужно проверить пульс и дыхание;
- Если есть подозрение на тяжелый характер травм, множественные сочетанные травмы, пострадавшего нужно транспортировать лишь в крайнем случае, если нет надежды на приезд скорой помощи. При таких травмах перемещать пострадавшего следует по возможности в той позе, в которой он находится.
Общие правила перемещения пострадавших
Правила и способы перемещения пострадавших могут различаться в зависимости от характера травм (кровопотеря, переломы и т.д.), однако есть несколько общих принципов:
- При транспортировке человека с травмой шейного отдела позвоночника его голову и шею иммобилизуют, т.е. фиксируют, чтобы препятствовать движению. Во всех остальных случаях пострадавшего транспортируют с головой, повернутой набок. Это необходимо, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также асфиксии вследствие западения языка;
- Человека с большой кровопотерей перемещают таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Такое положение обеспечивает приток крови к головному мозгу;
- При подъеме по лестнице, а также при помещении в транспортное средство пострадавшего несут вперед головой, при спуске и выносе из транспорта – вперед ногами;
- Тот, кто несет пострадавшего впереди, назначается главным, его задача – внимательно следить за дорогой, замечать препятствия и руководить перемещением, координируя действия остальных спасателей (пример команды: «на счет три поднимаем носилки – раз, два, три!»). При этом спасателям категорически запрещается двигаться «в ногу»;
- Тот, кто несет пострадавшего сзади, следит за его состоянием, и в случае ухудшения предупреждает остальных о необходимости остановки.
Виды транспортировки пострадавших в зависимости от травмы и состояния
Выше указывалось, что при серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения. Теперь рассмотрим, в каких положениях следует транспортировать пострадавших в других, менее тяжелых ситуациях.
- Устойчивое положение на боку. В такой позе должны перемещаться пострадавшие в случае:
а) приступов рвоты;
б) нахождения в бессознательном состоянии;
в) при ожогах или иных непроникающих травмах задней стороны тела (спина, ягодицы, задняя часть бедер); - Сидячее или полусидячее положение применяется в таких ситуациях:
а) травмы шеи;
б) травмы грудной клетки;
в) переломы ключицы, рук; - Положение лежа на спине с приподнятыми ногами:
а) травмы брюшной полости;
б) подозрение на внутреннее кровотечение;
в) наличие большой кровопотери; - Положение лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами и подложенным под колени валиком («поза лягушки»):
а) при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму;
б) при переломе костей таза или подозрении на него.
При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться. В случае если это произойдет, необходимо остановиться и начать проводить реанимационные мероприятия (дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца). Реанимацию проводят до появления врача или до восстановления дыхания и пульса.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:
Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.
Протезирование при отсутствии большого количества зубов
Частичное отсутствие зубов или даже полная адентия могут быть последствием травм, кариеса или заболеваний дёсен. Однако утраченные зубы можно заменить протезами…
Источник
Особенности способов переноски пострадавших
при переломах
Больных
с переломами верхних конечностей
можно перевозить в положении
сидя.
Пострадавших с переломами нижних конечностей
следует транспортировать на носилках
в положении лежа на спине. Конечность
должна быть уложена на что-нибудь мягкое
в приподнятом положении.
Транспортировка и перекладка больного
должны быть щадящими. Конечность и туловище
поднимать одновременно все время удерживая
на одном уровне.
Охлаждение предрасполагает развитию
шока, поэтому больного необходимо укрыть.
Уменьшить боль можно назначение 0,5 — 1
гр амидопирина или анальгина.
Транспортировка при повреждении
черепа и мозга
Транспортировка
заключается в создании покоя. Пострадавшему
придают горизонтальное положение,
к голове пузырь со льдом или ткань,
смоченную холодной водой. Очистить
рот от слизи.
При транспортировке проводить мероприятия,
направленные на улучшение дыхания и сердечной
деятельности.
Во время транспортировки необходимо
постоянно наблюдать за больным так как
возможна повторная рвота, а следовательно
аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение).
Для предупреждения дополнительных повреждений
и сотрясении головы производят иммобилизацию
с помощью ватно-марлевого круга (баранка),
надувного подкладного круга или подсобных
средств: одежда, одеяло, сено, мешочки
с песком и т. д.
Иммобилизацию можно осуществить с помощью
пращевидной повязки, проведенной под
подбородком и зафиксированной на носилках.
Если рана расположена в затылочной области
или имеется перелом костей в этой зоне,
то перевозить пострадавшего следует
на боку.
Перелом костей носа обязательно сопровождается
носовым кровотечением. Больных с этой
травмой следует транспортировать так
же на носилках, но в полусидячем положении,
т. е. с поднятой головой.
Транспортировку раненых с повреждением
челюстей осуществляют в положении сидя
с наклоном головы вперед.
Пострадавшего в бессознательном состоянии
следует перевозить в положении лежа на
животе, с подложенными под лоб и грудь
валиками из одежды.
Нижнюю челюсть закрепляют наложением
пращевидной повязки, верхнюю челюсть
введением между челюстями полоски фанеры
и зафиксированием к голове.
Транспортировка при повреждении
позвоночника
Самая
опасная транспортировка при
переломе позвоночника. Даже небольшое
смещение позвонков могут вызвать
разрыв спинного мозга, поэтому запрещается
пострадавшего с подозрением
на переломе позвоночника сажать, ставить
на ноги. Прежде всего необходимо создать
покой уложив его на ровную твердую поверхность
(деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы
использовать для транспортировки. При
отсутствии доски в бессознательном состоянии
пострадавшего транспортировка наименее
опасна в положении лежа на животе с подложенными
под плечи и голову подушками.
В случае перелома шейного отдела позвоночника,
транспортировку осуществляют на спине
с иммобилизацией головы, как при повреждении
черепа.
Перекладывание, разгрузку, транспортировку
должны производить 3-4 человека одновременно
удерживая все время на одном уровне, не
допуская перегибания позвоночника.
Транспортировка при переломе костей
таза
Транспортировать
больного следует уложив на ровную твердую
поверхность, ноги согнуть в коленях и
бедра несколько развести в стороны, а
под колени наложить тугой валик из подушки,
одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см.
Транспортировать пострадавшего на носилках
или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.
Транспортировка при переломе ребер
Наиболее
безболезненно в положении сидя.
При тяжелом состоянии, когда пострадавший
сидеть не может, транспортировать лежа
на носилках в полусидячем положении.
Всех раненых, у которых травма сопровождалась
шоком, а также значительной кровопотерей
необходимо транспортировать лежа на
спине.
Правила наложения
шин при переломах
1. Шинную повязку необходимо
накладывать так, чтобы она
надежно иммобилизировала два соседних
с местом перелома сустава (выше и ниже
перелома), а при некоторых повреждениях
— и три сустава. Например, при повреждении
голени шину накладывают так, чтобы она
захватывала коленный и голеностопный
суставы; при повреждении плечевой кости
— плечевой, локтевой и лучезапястный;
для иммобилизации бедра необходимо фиксировать
всю конечность — от подмышечной впадины
до стопы включительно и охватывать тазобедренный,
голеностопный и коленный суставы.
2. Для иммобилизации конечности
желательно придать ей физиологически
правильное положение. Если условия
транспорта не позволяют удерживать
конечность в функционально выгодном
положении, то приходится ограничиваться
фиксацией конечности в том
положении, в котором она менее
всего травмируется.
3. При закрытых переломах
необходимо произвести легкое
и осторожное вытяжение поврежденной
конечности по оси, которое
следует продолжать до окончания
наложения иммобилизирующей повязки.
4. При открытых переломах
не следует вправлять выступающие
из раны отломки костей. Наложив
стерильную повязку, конечность
без предварительного потягивания
и вправления отломков фиксируют
в том положении, в котором
она находится.
5. Нужно помнить, что
с пострадавшего нельзя снимать
одежду и обувь, так как это
может причинить ему лишнюю
боль. Кроме того, одежда обычно
служит дополнительной подстилкой
для шин в месте повреждения.
Исключением из этого правила
являются открытые переломы, когда
необходимо наложить стерильную
повязку. При этом одежду снимать
не следует, а нужно распороть
ее по шву или разрезать
в области предполагаемого перелома.
6. Нельзя накладывать
жесткую шину на голое тело.
Нужно следить за тем, чтобы
концы шин не врезались в
кожу и не сдавливали кровеносные
сосуды и нервы, проходящие
вблизи костей.
7. Необходимо избегать
применения кровоостанавливающего
жгута, если для его наложения
нет достаточных показаний. При
наличии показаний жгут накладывают
на самые минимальные сроки.
8. При повреждениях суставов
для транспортной иммобилизации
используют те же средства
и способы, что и при повреждениях
костей.
9. Шина тщательно прикрепляется
к поврежденной конечности и
должна составлять с ней единое
целое. Фиксируют шины марлевым
бинтом.
Наложение шин требует
умения и выучки. Неправильная иммобилизация,
может оказаться не только бесполезной,
но и вредной. Во всех случаях оказания
медицинской помощи следует обращать
внимание не только на поврежденную часть
тела, но и на общее состояние
пострадавшего. При переломах возможно
развитие шока.
Вид травмы | Поза |
Сотрясение головного | На спине |
Травмы передней части | На спине |
Повреждение позвоночника | На спине |
Переломы костей таза и | На спине |
Шоковое состояние | На спине |
Травмы органов брюшной | На спине |
Травмы груди | На спине |
Ампутация нижних конечностей | На спине, с валиком |
Острые хирургические | На спине |
Кровопотеря | На животе с валиком |
Травмы спины | На животе или правом боку |
Травмы затылочной части | На животе |
Травмы шеи | Полусидячее положение со склоненной |
Ампутированная верхняя | Сидя с поднятой вверх |
Травмы глаза, груди, дыхательных | Сидя |
Травмы верхних конечностей | Сидя |
Ушибы, порезы, ссадины | Сидя |
Травмы спины, ягодиц, | На животе |
Травмы плечевого пояса | Сидя |
Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших
являются следующие:
— определение способа транспортировки;
— подготовка пострадавших, специальных
и подручных транспортных средств;
— выбор маршрута;
— обеспечение безопасности пострадавших
и спасателей при транспортировке;
— преодоление препятствий, контроль за
состоянием пострадавших, организация
отдыха;
— погрузка пострадавших в транспортные
средства.
Ведущую роль при выборе
способа, средств, положений, в которых
будут транспортироваться пострадавшие,
играют виды травм, их локализация, состояние
людей, характер заболевания. Правильно
выбранные решения спасут жизнь
пострадавшим, облегчат их страдания,
обеспечат быстрое выздоровление.
Пострадавших транспортируют в положении
лежа на спине, на животе, на боку, сидя.
При этом голова может быть приподнята
или опущена, ноги, руки выпрямлены
или согнуты. Для этих целей используются
мягкие валики. Ниже представлены основные
способы транспортировки пострадавших.Один
из распространенных и хорошо зарекомендовавших
себя способов транспортировки пострадавших
— использование носилок. Носилки бывают штатными
(медицинскими) или самодельными (импровизированными).
Для изготовления последних необходимо
взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0
м, закрепить между ними плотную ткань,
пальто, шинель, веревку.
Нести пострадавшего на носилках могут
два, три, четыре человека; при этом необходимо
идти не в ногу, осторожно, не раскачивать
носилки, постоянно следить за правильным
(горизонтальным) положением носилок в
местах подъема и спуска. Пострадавшего
укладывают на носилки следующим образом.
Один спасатель подводит руки под голову
и спину, другой — под таз и ноги, одновременно
поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего
обычно ногами вперед. Для преодоления
препятствий (оконный проем, разрушенная
стена, ограда) необходимо:
— поставить носилки на землю перед преградой;
— встать по обе стороны носилок и взяться
за брусья руками;
— приподнять головной конец носилок и
поставить его на преграду;
— одному спасателю преодолеть преграду;
— одновременно поднять и пронести носилки
над преградой и опустить на нее ближние
концы;
— преодолеть преграду другому спасателю;
— опустить носилки на землю, одновременно
взять их и продолжить движение.
Таким же способом преодолеваются трещины,
канавы, щели. В этом случае носилки ставятся
на край препятствия. Для облегчения и
удобства транспортировки используются
специальные лямки.
В том случае, когда пострадавшего необходимо
спустить на носилках с высоты, следует
надежно закрепить его к носилкам. Спуск
может осуществляться в вертикальном
или горизонтальном положении. Во время
транспортировки спасатели должны постоянно
следить за состоянием пострадавших (дыхание,
пульс, поведение) и, если это необходимо,
оказывать медицинскую помощь (искусственное
дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание).
При транспортировке на большие расстояния
нужно отвести время для отдыха, принятия
пищи и проведения гигиенических мероприятий.
В холодное время года следует принять
меры для предупреждения охлаждения (укрыть
пострадавшего плотной тканью, дать теплое
питье, использовать грелку). Важное значение
для пострадавшего имеет уверенное поведение
спасателей, его морально-психологическая
поддержка.
При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших.
Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений
и состояние человека. В первоочередном
порядке транспортируются дети и пострадавшие
в бессознательном и шоковом состоянии,
с внутренними кровотечениями, ампутированными
конечностями, открытыми переломами, ожогами,
синдромом длительного сдавливания, послеоперационные
больные.Затем транспортируются пострадавшие
с закрытыми переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие
с небольшими кровотечениями, ушибами,
вывихами.
Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется
специальный медицинский или обычный
транспорт. Транспортировка пострадавших
в грузовом транспорте осуществляется
на носилках или непосредственно в кузове
на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных,
размещая их головой к кабине. На свободные
места рассаживаются пострадавшие с незначительными
травмами. При транспортировке в кузове
без носилок сначала необходимо насыпать
в него балласт (землю, песок, солому). Поверх
балласта укладывается мягкий настил
(матрацы, ковры, стружка, поролон). Для
защиты от дождя и снега кузов оборудуют
тентом. Здесь же постоянно должен находиться
медработник или спасатель. Погрузка пострадавших
в железнодорожные вагоны проводится
через тамбур или окна. Сначала людей размещают
на верхних, а затем — на нижних полках.
Все пострадавшие группируются по тяжести
травмы, в зависимости от этого определяется
очередность погрузки. Транспортировка
водным и воздушным транспортом осуществляется
с соблюдением описанных выше требований.
Инфекционных больных транспортируют
таким образом, чтобы исключить возможность
их контакта с окружающими. Разгрузка
пострадавших осуществляется несколькими
спасателями.
Источник