Практическая работа первая помощь при переломах
Цель работы: отработать приёмы иммобилизации при переломах.
Пояснения
Перелом – полное или частичное нарушение целостности кости. Если при переломе кости кожа не повреждается, то перелом – закрытый, если кожа повреждается – открытый. Признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтёки, неестественная подвижность в месте перелома.
При открытых переломах производят остановку кровотечения, на рану накладывают асептическую повязку и производят транспортную иммобилизацию стандартными шинами или подручными средствами. Для профилактики шока дают обезболивающее средство для профилактики травматического шока. В зимнее время – тепло укутывают.
При закрытых переломах помощь связана с наложением шин.
Виды транспортных шин: лестничные, сетчатые, фанерные.
Правила применения транспортных шин:
— проволочные шины обёртывают ватой и бинтом;
— шину накладывают так, чтобы захватить не менее двух суставов, а при переломах плечевой и бедренной кости – трёх суставов;
— шину накладывают поверх одежды. В местах костных выступов подкладывают мягкий материал.
— перед наложением транспортной шины при открытых переломах накладывают асептическую повязку на рану;
— концы пальцев кисти и стопы оставлять свободными
Наложение шин при переломах костей верхней конечности
При переломах ключицы, плечевой кости и локтевого сустава шина должна начинаться от внутреннего края лопатки здоровой стороны, идти через плечевой сустав, вдоль наружной поверхности полусогнутой в локтевом суставе и приведённой к туловищу повреждённой руки и заканчиваться. Несколько выступая, за кончики пальцев. Шину фиксируют к конечности бинтом или косынкой. При отсутствии шин – подвешивают на косынку.
При повреждении костей голени и стопы иммобилизацию проводят шинами Крамера или подручными средствами. Голень и стопу необходимо фиксировать с трёх сторон: одну шину моделируют по задней поверхности голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, двумя другими шинами фиксируют голень по бокам. Стопу устанавливают под углом 90град по отношению к голени.
Транспортная иммобилизация при повреждении
позвоночного столба и костей таза.
При повреждении позвоночного столба пострадавшего укладывают на спину на деревянные носилки, подложив под место перелома валик.
При транспортировке на мягких носилках укладывают на живот и под грудь подкладывают валик.
При переломах костей таза пострадавшего кладут на спину на жёсткие носилки, под колени – валики. Ноги согнуты в коленных суставах.
Транспортная иммобилизация при повреждении головы и шеи
Иммобилизацию шеи и головы проводят с помощью ватно-марлевого круга, надувного резинового круга. Пострадавшего кладут на жёсткие носилки, ватно-марлевый круг кладут на мягкую подстилку, а голову – на круг затылком в отверстие.
При переломах челюстей транспортируют лёжа на боку. Для иммобилизации нижней челюсти её прибинтовывают к верхней челюсти с помощью бинтовой повязки – «уздечка».
Транспортная иммобилизация при переломах рёбер и грудины
Пострадавшего транспортируют на травмированном боку, чтобы не сдавливать здоровое лёгкое. При переломе грудины накладывают давящую повязку, кладут пострадавшего на жёсткие носилки и между лопатками помещают валик
Оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики:
транспортные шины: лестничные Крамера, сетчатые, фанерные, бинты.
Порядок выполнения работы
Задание1.Выполнить транспортную иммобилизацию при переломе бедра.
Задание 2. Выполнить транспортную иммобилизацию при переломе плеча
Задание 3. Решить ситуационные задачи
Ситуационная задача 1.
Во время уборки урожая произошёл несчастный случай. У пострадавшего – открытый перелом левой бедренной кости и сильное кровотечение из бедренной артерии. Он кричит от боли, но старается забраться в кузов грузовика. До районной больницы – не более 1 часа.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.
1. Перенести в кузов грузовика и как можно скорее доставить в больницу.
2. Наложить шину от левой подмышки до пятки.
3. Наложить шину от места перелома до пятки.
4. Уложить пострадавшего на бок или живот.
5. Положить пострадавшего на спину.
6. Дать две таблетки анальгина или 50 мл водки.
7. Разорвать брюки и наложить на рану стерильную повязку.
8. Немедленно приступить к сердечно-лёгочной реанимации.
9. Наложить жгут выше места кровотечения поверх одежды.
10. Сильно надавить кулаком на бедро ниже паховой связки и попросить одного из помощников продолжать так давить до окончания оказания помощи.
11. После наложения шины перенести пострадавшего в машину на импровизированных носилках и доставить в больницу.
Ситуационная задача 2
На твоих глазах грузовой машиной сбит пешеход. Он без сознания лежит на спине. Его лицо в крови, правая нога неестественно подвёрнута и вокруг неё растекается лужа крови. Дыхание шумное, с характерным сипом на вдохе.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения
1. Наложить импровизированную шину на правую ногу.
2. Вытереть лицо от крови и подложит под голову подушку. Вызвать «Скорую помощь»
3. Повернуть пострадавшего на живот.
4. Очистить ротовую полость от слизи и крови.
5. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии.
6. Наложить стерильную повязку на кровоточащую рану.
7. Оттащить пострадавшего с проезжей части на безопасное место.
8. Вызвать «Скорую помощь»
9. Оставить пострадавшего на месте и ждать прибытия «Скорой помощи»
10. Наложить кровоостанавливающие жгуты
Форма отчёта. Отчёт о проделанной работе (оформляется в тетради и представляется для оценки)
Выводы: Основное правило оказания первой медицинской помощи при переломах – выполнений в первую очередь тех приёмов, от которых зависит жизнь поражённого: остановка артериального кровотечения; предупреждение травматического шока; наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.
Контрольные вопросы:
1. Что такое перелом, и какие виды переломов вы знаете?
2. Как оказать первую помощь при переломах?
Учебная и специальная литература:
1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, М., «Академия», 2012
Практическая работа №10
Оказание первой медицинской помощи при синдроме длительного сдавливания
Цель работы:сформировать навыкиоказания первой помощи при синдроме длительного сдавливания.
Пояснения
При крупных катастрофах, землетрясениях люди могут оказаться в завалах. При длительном сдавливании мягких тканей может развиться тяжёлое поражение, получившее название синдрома длительного сдавливания конечностей или травматического токсикоза. Оно обусловлено всасыванием в кровь токсических веществ, являющихся продуктами распада размозжённых мягких тканей. Успех спасения зависит не столько от скорости освобождения, сколько от правильности оказания помощи до освобождения.
Что необходимо сделать до освобождения конечностей?
-При возможности наложить защитные жгуты.
— Предложить тёплое питьё и обезболить.
— По возможности приложить холод ниже места сдавливания.
Наложение шин и бережное перекладывание на носилки – обязательны для выживания пострадавшего.
Что необходимо сделать сразу же после освобождения пострадавшего?
— Наложить защитные жгуты на освобождённые конечности (если ранее это не было сделано)
— Туго забинтовать конечности (предпочтительнее использовать эластичные бинты, при их отсутствии следует намочить обычный бинт, который по мере высыхания будет стягивать забинтованный участок)
— Дать 2-3 таблетки анальгина
— Наложить шины на конечности
— Повторно приложить холод к повреждённым конечностям
— Продолжать обильное тёплое питьё
— Только прибывший на место происшествия медицинский работник имеет дать право распоряжение о снятии жгутов
Оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики:
Мультимедийное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Порядок выполнения работы
Задание 1. Составить алгоритм оказания первой помощи при синдроме длительного сдавливания на месте происшествия
Задание 2. Решить ситуационную задачу
Через 30 минут после обрушения одноэтажного дома в завале обнаружен пострадавший, стопы которого сдавлены бетонными балками. С его слов, взрыв произошёл из-за неисправной газовой плиты.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.
1. Наложить транспортные шины.
2. Повернуть на живот.
3. Приступить к реанимации.
4. Обезболить (дать 2-3 таблетки анальгина).
5. Наложить жгут на конечность до её освобождения
6. Наложить тугую давящую повязку на повреждённую конечность.
7. Предложить обильное тёплое питьё.
8. Приложить холод к стопам.
9. Пережать артерию пальцами или кулаком.
10. Наложить кровоостанавливающий жгут с запиской о времени.
11. Вызвать «Скорую помощь»
Форма отчёта. Отчёт о проделанной работе (оформляется в тетради и представляется для оценки)
Выводы: Помощь на месте происшествия при извлечении из-за завалов и обломков оказывается в два этапа. Первый может длиться несколько часов. Необходимо обложить конечность пакетами со льдом или холодной водой, сделать тугое бинтование и обеспечить обильным питьём. Второй этап – оказание помощи после освобождения – необходимо предельно сократить. Тугое бинтование, наложение транспортных шин, тёпле питьё, быстрая доставка в реанимационный центр дают основание рассчитывать на благоприятный исход.
Контрольные вопросы:
1.Что такое травматический токсикоз?
2. Как оказать первую помощь до освобождения конечностей?
3. Как оказать первую помощь сразу после освобождения пострадавшего?
Учебная и специальная литература:
1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, М., «Академия», 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Профессионально-педагогический колледж
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный технический университет
Имени Гагарина Ю.А.»
Методические рекомендации по выполнению лабораторных рАбот
по дисциплине Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
Для специальности
Пожарная безопасность
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
_________Л.И. Рожкова
«__»__________2015 г.
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования далее (СПО) для специальности
20.02.04 Пожарная безопасность
Разработчик: Корнеева И.В., преподаватель ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А.
СОГЛАСОВАНО
Начальник НМО ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А. ___________________Н.М. Лисицкая
Председатель МКС Пожарная безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях __________ Э.А.Попова
Протокол № ____ от «____» ___________2015 г.
Содержание
Пояснительная записка | |
Перечень лабораторных работ | |
Лабораторная работа № 1 | |
Лабораторная работа №2 | |
Лабораторная работа №3 | |
Лабораторная работа №4 |
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность.
Учебная дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» является общепрофессиональной. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность, и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой дисциплины предусматривается проведение лабораторных работ в объеме 12 часов.
Перечень лабораторных работ
Тема | Часы | Задание | Вид деятельности | Формируемые компетенции |
Тема 1.4. Физиологические методы изучения трудовых процессов. Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы. | Изучить методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы | Выполнение лабораторной работы | ОК 2-5, ПК 1.1 — 1.5. | |
Тема 1.4. Методы исследования внешнего дыхания и газообмена. | овладеть навыками исследования функции внешнего дыхания | Выполнение лабораторной работы | ОК 2-5, ПК 1.1.-1.5. | |
Тема 1.4. Определение адаптационного потенциала человека | провести исследования по вычислению адаптационного потенциала, составить индивидуальные рекомендации для улучшения резервных возможностей организма | Выполнение лабораторной работы | ОК 2-5. ПК 1.1.-1.5. | |
Тема 1.4. Изучение уровня физического здоровья | знакомство с одной из методик интегральной количественной оценки уровня здоровья. | Выполнение лабораторной работы | ОК 2-5, ПК 1.1.-1.5. | |
Итого |
Лабораторная работа №1
Источник
Цель: отработка навыков оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата, решение ситуационных задач
Краткие теоретические сведения
Травмы опорно-двигательного аппарата являются наиболее распространёнными (от обычных синяков до тяжёлых переломов и вывихов).
Травмы можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии.
Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения или разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.
Перелом – это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным. Неполный перелом – это трещина.
Вывих – это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы.
Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространёнными являются растяжение связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.
Растяжение мышц и сухожилий. Подобные растяжения обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением.
Наиболее распространёнными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательную систему в целом и на отдельные группы мышц. Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствует укреплению организма и профилактике травм.
Первая помощь при всех травмах опорно-двигательного аппарата одинакова. Во время оказания помощи постарайтесь не причинять пострадавшему дополнительной боли. Помогите ему принять удобное положение. Соблюдайте основные моменты первой помощи: покой; обеспечение неподвижности повреждённой части тела; холод; приподнятое положение повреждённой части тела. Перемещение пострадавшего необходимо только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если нужно транспортировать пострадавшего самостоятельно.
При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лёд прикладывают на 15 мин через каждый час.
При растяжении связок и мышц, после того как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления.
Первая помощь при переломах
При переломе ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке (1).
При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке. (2)
При переломе бедренной кости наложить одну шину с наружной стороны таким образом, чтобы она захватывала всю ногу и туловище до подмышечной впадины, другую шину на внутреннюю поверхность бедра от подошвы до промежности; (3)
При переломе костей таза пострадавшему надо принять положение «лягушки»: ноги немного согнуть и развести в стороны, положить под колени валик из одеяла, одежды; пострадавшего положить на щит (сколоченные доски, толстая фанера). (4)
При переломе позвоночника пострадавшего надо уложить спиной на ровную жёсткую поверхность – щит. При отсутствии щита – уложить на носилки животом вниз, подложив под плечи и голову валик.
При переломе рёбер наложить вокруг грудной клетки умеренно стягивающую повязку из бинта, простыни, полотенца (в состоянии выдоха) (5).
При переломе челюсти – наложить пращевидную повязку на подбородок, прижимая нижнюю челюсть к верхней. (6)
Контрольные вопросы и задания:
1.Какие причины могут привести к травме опорно-двигательного аппарата?
2. Какие существуют виды травм опорно-двигательного аппарата?
3. Какие меры способствуют профилактике травм опорно-двигательного аппарата?
4. Почему, на ваш взгляд, при травме опорно-двигательного аппарата лёд рекомендуется прикладывать только на 15 мин в течение часа? Обоснуйте свой ответ.
5. Составьте алгоритм оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
6. С помощью каких средств обеспечивается неподвижность в месте перелома?
7. Какова первая помощь при переломе ключицы и лопатки?
8. Какова первая помощь при переломах плечевой кости и костей предплечья?
9. Какова первая помощь при переломе бедренной кости?
10. Какова первая помощь при переломе костей таза?
11. Какова первая помощь при переломе рёбер?
12. Какова первая помощь при переломе челюсти?
13. Решить ситуационные задачи 1-2.
Задача 1. Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна. Какое повреждение можно предположить? Перечислите объем и продемонстрируйте очередность оказания первой помощи.
Задача 2. Мальчик, играющий на детской площадке получил травму руки. При осмотре: рука вывернута неестественным образом, болезненность, невозможность шевелить пальцами, целостность кожи не нарушена. Перечислите объем первой помощи. Продемонстрируйте очередность оказания первой помощи.
Литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. — М.: Издательский центр «Академия», 2012
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2016
Источник