Понятие перелом признаки
Перелом – это нарушение целостности кости. Существует несколько классификаций переломов, но наиболее важна та из них, по которой переломы делятся на открытые и закрытые. Закрытыми называют переломы без нарушения целостности кожи и слизистых оболочек. Напротив, открытые переломы сопровождаются появлением раны (или нескольких ран), сообщающихся с зоной перелома. При этом кожа может повреждаться как от внешнего воздействия, так и вследствие травмы костными отломками. Рана в этом случае является входными воротами для инфекции, поэтому открытые переломы значительно опаснее закрытых.
Переломы могут быть без смещения отломков или с их смещением. Первый вид переломов при лечении не требует репозиции (т. е. возвращения отломков в нормальное положение), а второй вид — требует. Поскольку грамотно сделать это может только врач, необходимо как можно скорее и как можно безопаснее доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Порядок оказания помощи при переломе и подозрении на перелом должен быть следующим:
1. Если есть рана и есть кровотечение из нее – остановите кровотечение и обработайте рану.
2. Если человек находится без сознания, не дышит, пульс на сонной артерии не прощупывается – проведите сердечно-легочную реанимацию.
3. Обезбольте пострадавшего (внутримышечно – 1 ампула кеторолака из походной аптечки, либо в место перелома – 5 мл новокаина или лидокаина, либо обкалывание пострадавшей конечности по кругу выше зоны перелома).
4. Определитесь – есть ли у пострадавшего перелом. Признаки перелома делятся на абсолютные (неоспоримо свидетельствующие о наличии перелома) и относительные (заставляющие заподозрить перелом).
Абсолютными признаками перелома являются:
– видимая деформация конечности (например, голень изогнута под прямым углом, что явно указывает на повреждение кости);
– ненормальная подвижность нижнего сегмента конечности (например, часть голени «болтается» ниже зоны перелома);
– костная крепитация (хруст). Её случайное обнаружение свидетельствует в пользу перелома, специальный поиск крепитации недопустим, так как приводит к дополнительной травме мышц, сосудов и нервов в зоне перелома.
Относительные признаки помогают поставить диагноз в неясных случаях. К ним относятся:
– припухлость, отек в зоне травмы;
– боль в зоне травмы (даже осторожное ощупывание вызывает сильную боль, локализующуюся по линии перелома). Характерна резкая болезненность при легком постукивании пальцем по кости в месте травмы или при осевой нагрузке на конечность (например, если вы попытаетесь надавить на пятку при переломе голени, либо будете слегка постукивать по пятке кулаком);
– резкое ограничение движений (обычно пострадавший всеми силами старается не двигать поврежденной конечностью, а если вы будете пытаться двигать ей – он будет мешать вам, напрягая мышцы конечности);
– укорочение конечности.
Если вы сомневаетесь в существовании перелома у больного – необходимо действовать так, как будто перелом есть. Гораздо лучше много раз ошибиться и фиксировать ранение мягких тканей по правилам, нужным при переломах, чем хоть один раз оставить перелом без иммобилизации.
5. При наличии у больного перелома – приступите к иммобилизации, т. е. к обездвижению конечности, используя для этого подручные средства.
- Понятие о вывихах, их признаки и первая помощь
- Понятие об обмороке и гипертоническом кризе: причины возникновения, признаки и первая помощь
- Понятие об отморожениях, их классификация и первая помощь
- Понятие об ожогах, их классификация и первая помощь
- ЗАНЯТИЕ 10 Первая доврачебная помощь при острых отравлениях. Понятие о «пищевых токсикоинфекциях». Первая помощь при рвоте, икоте, диарее, запорах. Клиника ботулизма.
- ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВЫВИХАХ И ПЕРЕЛОМАХ
- Реферат. Первая помощь при переломах., 2009
- Первая помощь при переломах
- Первая помощь при переломах костей
- Первая медицинская помощь при переломах
- Первая помощь при различных видах переломов и ранений
- Реферат. Причины, признаки, первая помощь при обмороке. Профилактика., 2009
Источник
Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ïðè íàãðóçêå, ïðåâûøàþùåé ïðî÷íîñòü ó÷àñòêà ñêåëåòà. Îòíîñèòåëüíûå è àáñîëþòíûå ïðèçíàêè, òèïè÷íûå ìåñòà è êðèòåðèè êëàññèôèêàöèè ïåðåëîìà. Âîññòàíîâëåíèå êîñòíîé òêàíè, ñòàäèè ðåãåíåðàöèè. Ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû è ðåàáèëèòàöèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.Allbest.ru/
Ïðèäíåñòðîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èì. Ò.Ã. Øåâ÷åíêî
Ôàêóëüòåò ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà
Êàôåäðà «Ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà»
Ïðåäìåò: Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Ðåôåðàò
Òåìà:
Ïîíÿòèå ïåðåëîìà, âèäû ïåðåëîìîâ, ïåðåëîìû â çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè
Âûïîëíèëà: Èîíîâà Ã.Â.,
Ñòóäåíòêà 43 ãðóïïû
Ïðîâåðèëà: Ìàçóð Å.À.
Òèðàñïîëü 2018 ã.
Ñîäåðæàíèå
1. Ïîíÿòèå ïåðåëîì êîñòè è ïðèçíàêè
2. Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ
3. Ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû è ðåàáèëèòàöèÿ
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1.Ïîíÿòèåïåðåëîìêîñòèèïðèçíàêè
Ïåðåëîì êîñòè — ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ïðè íàãðóçêå, ïðåâûøàþùåé ïðî÷íîñòü òðàâìèðóåìîãî ó÷àñòêà ñêåëåòà. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè.
Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, ðåàáèëèòàöèÿ ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.
Îòíîñèòåëüíûå ïðèçíàêè ïåðåëîìà:
Áîëü — óñèëèâàåòñÿ â ìåñòå ïåðåëîìà ïðè èìèòàöèè îñåâîé íàãðóçêè. Íàïðèìåð, ïðè ïîñòóêèâàíèè ïî ïÿòêå ðåçêî óñèëèòñÿ áîëü ïðè ïåðåëîìå ãîëåíè.
Îò¸ê — âîçíèêàåò â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ, êàê ïðàâèëî, íå ñðàçó. Íåñ¸ò îòíîñèòåëüíî ìàëî äèàãíîñòè÷åñêîé èíôîðìàöèè.
Ãåìàòîìà — ïîÿâëÿåòñÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà (÷àùå íå ñðàçó). Ïóëüñèðóþùàÿ ãåìàòîìà ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðîäîëæàþùåìñÿ èíòåíñèâíîì êðîâîòå÷åíèè.
Íàðóøåíèå ôóíêöèè ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè — ïîäðàçóìåâàåòñÿ íåâîçìîæíîñòü íàãðóçêè íà ïîâðåæä¸ííóþ ÷àñòü òåëà è çíà÷èòåëüíîå îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè.
Àáñîëþòíûå ïðèçíàêè ïåðåëîìà:
Íååñòåñòâåííîå ïîëîæåíèå êîíå÷íîñòè.
Ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü (ïðè íåïîëíûõ ïåðåëîìàõ îïðåäåëÿåòñÿ íå âñåãäà) — êîíå÷íîñòü ïîäâèæíà â òîì ìåñòå, ãäå íåò ñóñòàâà.
Êðåïèòàöèÿ (ñâîåîáðàçíûé õðóñò) — îùóùàåòñÿ ïîä ðóêîé â ìåñòå ïåðåëîìà, èíîãäà ñëûøíà óõîì. Õîðîøî ñëûøíà ïðè íàäàâëèâàíèè ôîíåíäîñêîïîì íà ìåñòî ïîâðåæäåíèÿ.
Êîñòíûå îòëîìêè — ìîãóò áûòü âèäíû â ðàíå (ðàíåå ñ÷èòàëîñü ïðèçíàêîì îòêðûòîãî ïåðåëîìà. Íà íàñòîÿùèé ìîìåíò, äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà îòêðûòûé èëè èíôèöèðîâàííûé ïåðåëîì, äîñòàòî÷íà âèçóàëèçàöèÿ ïîâðåæäåííûõ êîæíûõ ïîêðîâîâ â îáëàñòè ïåðåëîìà èëè âáëèçè íåãî).
Ïåðåëîìû êîñòåé âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå íàãðóçêè, ïðåâûøàþùåé ïðåäåë èõ ïðî÷íîñòè. Äëÿ êàæäîé êîñòè, ïî ðàçíûì îñÿì, âåëè÷èíû ïðåäåëüíîé íàãðóçêè îòëè÷àþòñÿ. Òèï ïåðåëîìà â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå çàâèñèò îò íàïðàâëåíèÿ âåêòîðà ïðèëîæåííîé ñèëû. Íàïðèìåð, åñëè óäàð ïðèõîäèòñÿ ïåðïåíäèêóëÿðíî òðóá÷àòîé êîñòè, òî âîçíèêàåò ïîïåðå÷íûé ïåðåëîì, ïðè ïðèëîæåíèè âåêòîðà ñèëû ïàðàëëåëüíî îñè êîñòè âîçíèêàþò ïðîäîëüíûå è îñêîëü÷àòûå ïåðåëîìû.
Ñóùåñòâóþò òèïè÷íûå ìåñòà ïåðåëîìîâ. Êàê ïðàâèëî, îíè íàõîäÿòñÿ â òåõ ìåñòàõ, ãäå êîñòü èñïûòûâàåò íàèáîëüøóþ íàãðóçêó, èëè òàì, ãäå å¸ ïðî÷íîñòü íèæå. Ê íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûì ïåðåëîìàì îòíîñÿòñÿ:
Ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â òèïè÷íîì ìåñòå.  70% ñëó÷àÿõ ïî ìåõàíèçìó òðàâìû îí ÿâëÿåòñÿ ðàçãèáàòåëüíûì ïåðåëîìîì.
Ïåðåëîì õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷åâîé êîñòè.
Îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì ãîëåíè â ñðåäíåé òðåòè — òàê íàçûâàåìûé «áàìïåðíûé ïåðåëîì» — øèðîêî ðàñïðîñòðàí¸ííûé âèä òðàâìû, âîçíèêàþùèé, êàê ïðàâèëî, ïðè àâòîäîðîæíûõ òðàâìàõ.
Ïåðåëîì ìåäèàëüíîé è ëàòåðàëüíîé ëîäûæåê.
Ïåðåëîì øåéêè áåäðà. Òðóäíîèçëå÷èìûé, íî äîâîëüíî ðàñïðîñòðàí¸ííûé ïåðåëîì, îñîáåííî ó ïîæèëûõ ëþäåé. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé ñïîñîá ëå÷åíèÿ — óñòàíîâêà èñêóññòâåííîãî òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà.
Ðàçëè÷íûå ïåðåëîìû êîñòåé ÷åðåïà.
Ïîìèìî ýòèõ ìåñò ïåðåëîìîâ âîçìîæíû è ìíîãèå äðóãèå. Ôàêòè÷åñêè, ëþáàÿ êîñòü ìîæåò áûòü ñëîìàíà â ëþáîé òî÷êå íà âñåì å¸ ïðîòÿæåíèè.
2.Êëàññèôèêàöèÿïåðåëîìîâ
Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.
 ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:
Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ
Òðàâìàòè÷åñêèå — âûçâàííûå âíåøíèì âîçäåéñòâèåì.
Ïàòîëîãè÷åñêèå — âîçíèêàþùèå ïðè ìèíèìàëüíîì âíåøíåì âîçäåéñòâèè âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ êîñòè êàêèì-íèáóäü ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì (íàïðèìåð, òóáåðêóë¸çíûì, îïóõîëåâûì èëè äðóãèì).
Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ
Ïîëíûå.
Áåç ñìåùåíèÿ (íàïðèìåð, ïîä íàäêîñòíèöåé).
Ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.
Íåïîëíûå — òðåùèíû è íàäëîìû.
Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà
Ïîïåðå÷íûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïåðïåíäèêóëÿðíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè.
Ïðîäîëüíûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïàðàëëåëüíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè.
Êîñûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà ïðîõîäèò ïîä îñòðûì óãëîì ê îñè òðóá÷àòîé êîñòè. êîñòíûé ïåðåëîì ðåãåíåðàöèÿ ðåàáèëèòàöèÿ
Âèíòîîáðàçíûå — ïðîèñõîäèò âðàùåíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ, êîñòíûå îòëîìêè «ïîâ¸ðíóòû» îòíîñèòåëüíî ñâîåãî íîðìàëüíîãî ïîëîæåíèÿ.
Îñêîëü÷àòûå — íåò åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà, êîñòü â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ ðàçäðîáëåíà íà îòäåëüíûå îòëîìêè.
Êëèíîâèäíûå — êàê ïðàâèëî âîçíèêàåò ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà, êîãäà îäíà êîñòü âäàâëèâàåòñÿ â äðóãóþ, îáðàçóÿ êëèíîâèäíóþ äåôîðìàöèþ.
Âêîëî÷åííûå — êîñòíûå îòëîìêè ñìåùàþòñÿ ïðîêñèìàëüíåé ïî îñè òðóá÷àòîé êîñòè èëè ðàñïîëàãàþòñÿ âíå îñíîâíîé ïëîñêîñòè ãóá÷àòîé êîñòè.
Êîìïðåññèîííûå — êîñòíûå îòëîìêè ìåëêèå, ÷¸òêîé, åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà íåò.
Ïî öåëîñòíîñòè êîæíîãî ïîêðîâà
Çàêðûòûå — íå ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàíåíèÿìè òêàíåé, ïðîíèêàþùèõ ê ìåñòó ïåðåëîìà, è íå ñîîáùàþòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Åäèíè÷íûå — åñëè îäèí ïåðåëîì îäíîãî ñåãìåíòà îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ìíîæåñòâåííûå — åñëè ïåðåëîì â ïðåäåëàõ îäíîãî ñåãìåíòà èëè ðàçëè÷íûõ ñåãìåíòîâ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà.
Îòêðûòûå — ïåðåëîìû êîñòåé (îãíåñòðåëüíûå è íåîãíåñòðåëüíûå), ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ðàíåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé è ñîîáùàþùèåñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ñî÷åòàííûå — åñëè ïåðåëîì ñî÷åòàåòñÿ ñ òðàâìîé âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ÷åðåïà. Êîìáèíèðîâàííûå — åñëè ïîðàæåíèå â îäíîé àíàòîìè÷åñêîé îáëàñòè èëè â ðàçíûõ àíàòîìè÷åñêèõ îáëàñòÿõ.
Ïî ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà
 ïðåäåëàõ òðóá÷àòîé êîñòè âûäåëÿþò:
äèàôèçà (ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé âèä ïåðåëîìà)
ýïèôèçà (ýïèôèçàðíûå ïåðåëîìû ïðåèìóùåñòâåííî áûâàþò âíóòðèñóñòàâíûìè)
ìåòàôèçà (íàèáîëåå óÿçâèìàÿ çîíà äëèííîé êîñòè)
Ïî îñëîæíåíèÿì
Îñëîæí¸ííûå:
òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì.
ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ.
êðîâîòå÷åíèåì.
æèðîâîé ýìáîëèåé.
ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.
Íåîñëîæí¸ííûå.
Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ — ïî èìåíè àâòîðà, âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî.
Òàê, íàïðèìåð, ïåðåëîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè íàçûâàåòñÿ ïåðåëîìîì Êîëëåñà. Òàêæå ê äîâîëüíî èçâåñòíûì òèïàì òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè îòíîñÿòñÿ ïåðåëîì Ìîíòåäæà, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè è âûâèõå ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì âåòâè ëó÷åâîãî íåðâà, è ïåðåëîì Ãîëåàööè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â íèæíåé òðåòè ñ ðàçðûâîì äèñòàëüíîãî ðàäèî-óëüíàðíîãî ñî÷ëåíåíèÿ è âûâèõîì â ýòîì ñóñòàâå.
 äåòñêîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû ïî íåîêîñòåíåâøåé ðîñòêîâîé (ýïèôèçàðíîé) ëèíèè — ýïèôèçåîëèçû.  ïîæèëîì âîçðàñòå ïåðåëîìû ïðîèñõîäÿò ïðè çíà÷èòåëüíî ìåíüøåé òðàâìèðóþùåé íàãðóçêå è ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ óâåëè÷èâàþòñÿ. Ýòî ñâÿçàíî ñ èçìåíåíèåì ñîîòíîøåíèÿ ìèíåðàëüíîãî è îðãàíè÷åñêîãî êîìïîíåíòîâ êîñòè.
3.Ïîñëåäñòâèÿòðàâìûèðåàáèëèòàöèÿ
Ïîñëå âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìà ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè, âîçíèêàåò êðîâîòå÷åíèå è ñèëüíàÿ áîëü. Ïðè ïîëíûõ ïåðåëîìàõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðîèñõîäèò òàêæå ñìåùåíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ïðè âîçíèêíîâåíèè áîëåâîé èìïóëüñàöèè ìûøöû ðåôëåêòîðíî ñîêðàùàþòñÿ, à òàê êàê îíè êðåïÿòñÿ ê êîñòÿì, òî îíè òÿíóò çà ñîáîé êîíöû êîñòíûõ îòëîìêîâ, óñóãóáëÿÿ òÿæåñòü òðàâìû è çà÷àñòóþ ïðèâîäÿ ê äîïîëíèòåëüíûì ïîâðåæäåíèÿì.  îáëàñòè çàêðûòîãî ïåðåëîìà ôîðìèðóåòñÿ ãåìàòîìà, à ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå — ñèëüíîå íàðóæíîå êðîâîòå÷åíèå. ×åì áîëåå ìàññèâåí ìûøå÷íûé ñëîé â ðàéîíå ñëîìàííîé êîñòè, òåì òðóäíåå ðåïîçèöèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ è èõ óäåðæàíèå â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè äëÿ àäåêâàòíîãî âîññòàíîâëåíèÿ êîñòè.  ñëó÷àå ïåðåëîìîâ áåäðåííûõ êîñòåé âîçìîæíî ðàçâèòèå æèðîâîé ýìáîëèè èç æåëòîãî êîñòíîãî ìîçãà, ïðèâîäÿùåå ê ðåçêîìó óõóäøåíèþ ñîñòîÿíèÿ è äàæå ê ëåòàëüíîìó èñõîäó.
Ñðàñòàíèå îòëîìêîâ ïîñëå ïåðåëîìà ñîïðîâîæäàåòñÿ îáðàçîâàíèåì íîâîé òêàíè, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ïîÿâëÿåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü. Ñðîêè çàæèâëåíèÿ ïåðåëîìîâ êîëåáëþòñÿ îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà (ó äåòåé ïåðåëîìû ñðàñòàþòñÿ áûñòðåå), îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà è ìåñòíûõ ïðè÷èí — âçàèìíîãî ðàñïîëîæåíèÿ îòëîìêîâ, âèäà ïåðåëîìà è ò. ä.
Âîññòàíîâëåíèå êîñòíîé òêàíè ïðîèñõîäèò çà ñ÷¸ò äåëåíèÿ êëåòîê êàìáèàëüíîãî ñëîÿ íàäêîñòíèöû, ýíäîñòà, ìàëîäèôôåðåíöèðîâàííûõ êëåòîê êîñòíîãî ìîçãà è ìåçåíõèìàëüíûõ êëåòîê (àäâåíòèöèè ñîñóäîâ).
 ïðîöåññå ðåãåíåðàöèè ìîæíî âûäåëèòü 4 îñíîâíûå ñòàäèè:
Àóòîëèç — â îòâåò íà ðàçâèòèå òðàâìû ðàçâèâàåòñÿ îò¸ê, ïðîèñõîäèò àêòèâíàÿ ìèãðàöèÿ ëåéêîöèòîâ (â ÷àñòíîñòè îñòåîêëàñòîâ), àóòîëèç ïîãèáøèõ òêàíåé. Äîñòèãàåò ìàêñèìóìà ê 3—4 äíþ ïîñëå ïåðåëîìà, çàòåì ïîñòåïåííî ñòèõàåò.
Ïðîëèôåðàöèÿ è äèôôåðåíöèðîâêà — àêòèâíîå ðàçìíîæåíèå êëåòîê êîñòíîé òêàíè è àêòèâíàÿ âûðàáîòêà ìèíåðàëüíîé ÷àñòè êîñòè. Ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ ñíà÷àëà ôîðìèðóåòñÿ õðÿùåâàÿ òêàíü, êîòîðàÿ çàòåì ìèíåðàëèçóåòñÿ è çàìåíÿåòñÿ êîñòíîé.
Ïåðåñòðîéêà êîñòíîé òêàíè — âîññòàíàâëèâàåòñÿ êðîâîñíàáæåíèå êîñòè, èç êîñòíûõ áàëîê ôîðìèðóåòñÿ êîìïàêòíîå âåùåñòâî êîñòè.
Ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå — âîññòàíîâëåíèå êîñòíîìîçãîâîãî êàíàëà, îðèåíòàöèÿ êîñòíûõ áàëîê â ñîîòâåòñòâèè ñèëîâûìè ëèíèÿìè íàãðóçêè, ôîðìèðîâàíèå íàäêîñòíèöû, âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ïîâðåæä¸ííîãî ó÷àñòêà.
Íà ìåñòå ïåðåëîìà ôîðìèðóåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü. Âûäåëÿþò 4 âèäà êîñòíîé ìîçîëè:
Ïåðèîñòàëüíóþ — ôîðìèðóåòñÿ íåáîëüøîå óòîëùåíèå âäîëü ëèíèè ïåðåëîìà.
Ýíäîîñòàëüíóþ — êîñòíàÿ ìîçîëü ðàñïîëîæåíà âíóòðè êîñòè, âîçìîæíî íåáîëüøîå óìåíüøåíèå êîñòíî-ìîçãîâîãî êàíàëà â ìåñòå ïåðåëîìà.
Èíòåðìåäèàëüíóþ — êîñòíàÿ ìîçîëü ðàñïîëîæåíà ìåæäó êîñòíûìè îòëîìêàìè, ïðîôèëü êîñòè íå èçìåí¸í.
Ïàðàîññàëüíóþ — îêðóæàåò êîñòü äîñòàòî÷íî êðóïíûì âûñòóïîì, ìîæåò èñêàæàòü ôîðìó è ñòðóêòóðó êîñòè.
Òèï ñôîðìèðîâàâøåéñÿ êîñòíîé ìîçîëè çàâèñèò îò ðåãåíåðàöèîííûõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà.
Âñïîìîãàòåëüíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ: ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå, CPM-òåðàïèÿ. Ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ âî ìíîãîì îïðåäåëÿþòñÿ ñëîæíîñòüþ è ëîêàëèçàöèåé ïåðåëîìà. Îíè âàðüèðóþòñÿ îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âîññòàíîâëåíèå ïîñëå ïåðåëîìà íå ïðîèñõîäèò, ôîðìèðóåòñÿ ëîæíûé ñóñòàâ.  òàêèõ ñèòóàöèÿõ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ìåòîäû ýíäîïðîòåçèðîâàíèÿ.
Ñïèñîêëèòåðàòóðû
1. Ïîëÿêîâ Â.À. Èçáðàííûå ëåêöèè ïî òðàâìàòîëîãèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1980.
2. ïðîô. Â.Ì. Øàïîâàëîâ, ïðîô. À.È. Ãðèöàíîâ, äîö. À.Í. Åðîõîâ. Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ / Ïîä ðåä. ïðîô. Â.Ì. Øàïîâàëîâà, ïðîô. À.È. Ãðèöàíîâà, äîö. À.Í. Åðîõîâà.. — 2-å èçä. — ÑÏá., 2004.
3. Ïåòðîâ Ñ.Â. Îáùàÿ õèðóðãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ. — 2-å èçä. — 2004
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник
Тема № 4
Понятия вывиха и перелома. Классификация, первая помощь.
Понятие болевого шока. Классификация, первая помощь.
Вывих – это повреждение, при котором суставные поверхности смещаются и полностью или частично теряют соприкосновение друг с другом, а суставная сумка растягивается или разрывается. Если суставные поверхности не соприкасаются, то речь идёт о полном вывихе, а если суставные поверхности соприкасаются, то о подвывихе или неполном вывихе.
Основные признаки вывиха: резкая боль, изменения формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение. При попытке произвести движение боли в суставе резко усиливаются. В отличие от ушиба, при котором боли и нарушения функции нарастают постепенно, при вывихе движения в суставе нарушаются сразу. Чаще всего вывихи бывают плечевого и локтевого суставов, большого пальца и тазобедренного сустава.
Первая помощь при вывихе: Вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения. При оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце. Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.
Перелом – травматическое нарушение целостности кости. Бывают закрытые и открытые (при этих переломах имеется нарушение целостности кожи или слизистых). По степени повреждения делят на полные (когда кость переломлена полностью) и неполные (когда имеется надлом кости или трещина). Полные переломы делят на переломы со смещением и без смещения.
Основные признаки перелома: сильная боль, появляется припухлость в месте перелома, или если перелом полный и закрытый, то конечность свободно двигается или слышен «хруст» обломков кости.
Первая помощь при переломах: — Уложить пострадавшего на ровную поверхность, чтобы он мог лежать, не напрягаясь и по возможности обезболить.
Внимание! Вы ни в коем случае не должны вправлять в рану торчащие кости, не удалять обломки костей из раны. Далее следует наложить на открытую рану стерильную марлевую повязку или чистый лоскут ткани, в общем, всё, что будет под рукой. — Если у пострадавшего сильное кровотечение, то сначала его нужно остановить с помощью тугой повязки или жгута. — При оказании первой помощи также необходимо максимально обездвижить место перелома, наложить шину. Шина – это обобщенное название твердого предмета, который используется при фиксации перелома. В качестве шины можно взять деревянные, фанерные доски, палки, подойдут также любые подручные средства зонтики, ветки, и т. д. Шину нужно накладывать на одежду, предварительно обложив ватой или тканью так, чтобы доски не соприкасались с поврежденной кожей и костями. Две доски обкладываете ватой, фиксируете между ними ногу, то есть «зажимаете» с двух сторон, затем обматываете бинтом, полотенцем, платком и т. д. Всё шина наложена. Теперь вы обеспечили пострадавшему покой и уменьшили боль. При закрытом переломе в оказание первой помощи входят те же действия, что и при открытом, за исключением наложения жгута.
Травматический шок — это осложнение при значительных травмах (ранениях, сотрясении мозга, множественных переломах, ожогах большой площади) когда происходит резкое ослабление кровотока в артериях, венах и капиллярах, относительно большой кровопотери и выраженного болевого синдрома.
В развитии шока различают две фазы. 1 фаза – фаза возбуждения. Во время этой фазы пострадавший ощущает сильную боль и сигнализирует о ней криком, стоном, словами, двигательным и речевым возбуждением. 2 фаза – фаза торможения. Во время этой фазы появляется заторможенность, выраженная бледность, частое дыхание, учащение сердцебиения.
Первая помощь при травматическом шоке состоит в максимальном устранении действия основных повреждающих факторов в следующем приоритетном порядке:
1. Остановка кровотечения.
2. Введение обезболивающего средства – любого, от таблеток до инъекций.
3. Наложение стерильной повязки на поврежденные кожные покровы.
4. Транспортная иммобилизация при переломе. Согревание потерпевшего.
5. Вызов «Скорой помощи».
Что нельзя делать при травматическом шоке:
— Оставлять пострадавшего одного.
— Переносить пострадавшего без необходимости. Все действия должны быть крайне осторожными, так как неумелые перекладывания и переноска больного могут причинить серьезную добавочную травму и ухудшить его состояние.
— Поврежденную конечность ни в коем случае не следует вытягивать и пытаться вправлять самим. Это может спровоцировать возникновение травматического шока из-за боли и кровотечения.
— Накладывать шину при открытом переломе, предварительно не остановив кровотечение, так как сильное кровотечение может привести к шоку и смерти.
Первая помощь при переломах |
Первая помощь при вывихах |
Источник