План урока на тему переломы
Тема урока: Оказание первой помощи при переломах.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс
Тема урока: Оказание первой помощи при переломах
Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.
Задачи урока:
Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Место урока:
Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».
Используемые педагогические технологии:
Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ технологии
В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.
Мотивация – основное условие интерактивного обучения. На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
Эмоциональные: создание ситуации успеха;
Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситруаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;
Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности
Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.
Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя — консультанта-фасилитатора):
Статичные пары;
Пары сменного состава;
Статичные группы;
Творческие мастерские.
Интерактивные методы:
Диалог;
Полилог;
Круг идей;
Минипроект.
Приемы работы на уроке:
«Карусель»;
«Броуновское движение»;
«Дерево решений»;
«Рука».
Преимущества данных приемов работы:
Детям легче и приятней работать общаясь;
Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)
Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.
Фасилитаторская позиция учителя на уроке(консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).
достоинства
недостатки
Обращение к личному опыту учащихся
Активность учащихся
Разумное сочетание теории и практики
Легкость восприятия, усвоения
Творчество участников
Многообразие точек зрения
Взаимопонимание участников
Шлифовка мастерства учителя
Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт
Сужено изложение теории
Сложно соблюсти временные рамки
Сложность точного планирования
Высокие энергозатраты ведущего (учителя)
Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку минипроекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу по теме «Интересные факты о скелете и костях», участвовали в подготовке презентации к уроку. Внутри малых групп роли распределены между сильными и слабыми учениками.
Формы отчета работы групп:
Презентация;
«Дерево решений»
Использование в работе технологий интерактивного обучения дает
Ученику:
Развитие личностной рефлексии;
Осознание включенности в общую работу;
Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
Развитие навыков общения;
Повышение познавательной, социальной и физической активности;
Классу:
Формирование класса как групповой общности
Учителю:
Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.
Вводная часть урока.
Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях.
Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?
Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» СЛАЙД №1 Презентации. <Приложение №1>
Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.
Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».
Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.
Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели».
<Приложение № 2>.
Основная часть урока. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?
Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно.
<Приложение № 2>.
Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД №2
Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним <Приложение № 3 >. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.
Работа с карточками-посредниками.
Карточки – посредникиподготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.
Примерное содержание карточек <Приложение № 4>
Прием «Броуновское движение» <Приложение №2>
О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.
Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).
Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.
Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся.
1-й ученик СЛАЙДЫ №3,4,5,6,7
2-й ученик СЛАЙДЫ №8
3-й ученик СЛАЙДЫ №9,10,11
4-й ученик СЛАЙДЫ №12,13,14,15,16
Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.
Нестандартная проблемная ситуация
В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.
Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений» <Приложение №2>
Заключительная часть урока.
Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».
Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.
Презентация. < Приложение № 1>
СЛАЙДЫ №18,19,20,21,22,23
Рефлексия.
Ребята, легко ли быть учителем?
Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?
Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?
Что оказалось сложным для вас?
Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. < Приложение № 5>
Домашнее задание.
Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.
Параграф учебника.
Используемая литература и информационные ресурсы:
[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.
[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.
[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.
[5]. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005г.
[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.
[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.
[8]. Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».
[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.
[10]. https://www.zanyatiya.ru/index.htm
[11].https://www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html
[12]. https://anatomia2011.narod.ru/
[13]. https://oz-moll.ru/10-sposobov-ukrepit-kosti/
[14]. https://ladymoon.ru/kak-ukrepit-kosti.html
[15].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5&stype=image&noreask=1&lr=192
[16].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%8B&stype=image&noreask=1&lr=192
Источник
Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.
Задачи урока:
Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Место урока: Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».
Приемы работы на уроке:
«Карусель»;
«Броуновское движение»;
«Дерево решений»;
«Рука».
Преимущества данных приемов работы:
Детям легче и приятней работать общаясь;
Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)
Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.
Фасилитаторская позиция учителя на уроке (консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).
Ход урока
Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлом занятии.
Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся?
А сейчас вам необходимо определить тему нашего урока.
СЛАЙД 1 и СЛАЙД2 Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них»
Переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека. Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, проведём опрос домашнего задания по той теме которую изучали на прошлом уроке- это «Кровотечения». И проверить ваши знания, поможет, известный вам прием «Карусель».
Мы с вами на прошлом уроке подготовили вопросы для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить по моей команде по часовой стрелки.
Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусель»
Основная часть урока. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке?
Используем для этого прием игры «Рука». в группах вам необходимо обвести руку одного из ваших соседей. Большой палец- это наша цель урока, остальные 4 — задачи.
Учитель предлагает вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД 3
Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке двое из вас попробуют себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.
Работа с карточками-посредниками.
Карточки – посредники
Для изучения нового материала бедем применять Прием «Броуновское движение» О времени смены деятельности буду предупреждать вас я.
После изучения темы:
Наши учителя выбирают по два ученика которые будут излагать материал урока по своим карточкам перед классом и сопровождать свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее.
1-й ученик — с 4 СЛАЙДА –Перелом – нарушение целостности кости при избыточной нагрузке на нее; по 8 СЛАЙД — Признаки перелома
2-й ученик 9 СЛАЙД- Алгоритм оказания первой помощи при переломах
3-й ученик с 10 СЛАЙДА Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе; по –12 СЛАЙД- Правила иммобилизации:
4-й ученик с -13СЛАЙДА-Как сделать кости крепкими? по –17 СЛАЙД — Вот несколько советов
Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая группа предложит свой вариант решения данной задачи.
Нестандартная проблемная ситуация
В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал голень. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.
Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений»
Заключительная часть урока.
Рефлексия.
У вас на столах лежат карточки самоконтроля и самооценки.
Вам необходимо их заполнить.
После заполнения опрос
Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?
Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?
Что оказалось сложным для вас?
Домашнее задание.
Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или » Интересные факты о костях»
Оранжевая карточка:
Перело́м ко́сти — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.
Классификация переломов:
1.По тяжести поражения
Полные.
Неполные — трещины и надломы.
2. По форме и направлению перелома
Поперечные — линия перелома условно перпендикулярна оси трубчатой кости.
Продольные — линия перелома условно параллельна оси трубчатой кости.
Косые — линия перелома проходит под острым углом к оси трубчатой кости.
Винтообразные — происходит вращение костных отломков, костные отломки «повёрнуты» относительно своего нормального положения.
Оскольчатые — нет единой линии перелома, кость в месте повреждения раздроблена на отдельные отломки.
3. По целостности кожных покровов
Закрытые — не сопровождаются ранениями тканей, проникающих к месту перелома, и не сообщаются с внешней средой.
Открытые —переломы костей сопровождающиеся ранениями мягких тканей и сообщающиеся с внешней средой.
Относительные признаки перелома
Боль — усиливается в месте перелома.
Отёк — возникает в области повреждения.
Гематома — появляется в области перелома.
Нарушение функции повреждённой конечности.
Изменение формы конечности.
Абсолютные признаки перелома
Патологическая подвижность — конечность подвижна в том месте, где нет сустава.
Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома.
Костные отломки — при открытом переломе они могут быть видны в ране.
Голубая карточка:
Первая доврачебная помощь
Человек, оказывающий первую доврачебную помощь, может:
Оценить тяжесть состояния пострадавшего.
При наличии кровотечения — остановить его.
Определить, возможно ли перемещение пострадавшего, до прибытия квалифицированного медицинского персонала. Не рекомендуется переносить или передвигать больного при травмах позвоночника.
Иммобилизовать повреждённый участок, наложить шину. Шиной может служить любой предмет, который предотвратит движения в повреждённой конечности (захватывая суставы выше и ниже места перелома).
Задачи первой помощи :
— уменьшить боль, обеспечить раненому полный покой. Пострадавшего следует уложить, успокоить, дать обезболивающее средство (анальгин, промедол) и создать неподвижность поврежденной конечности. Оказывая помощь при закрытых переломах, не следует без особой необходимости снимать одежду, обувь с поврежденной части тела. Их лишь разрезать в нужном месте. При открытых переломах после остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка. Вправление перелома не допускается.
Красная карточка:
Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе. Выполняется для того, чтобы снизить риск осложнений и осуществляется с использованием шин медицинских и импровизированных.
Шины — приспособления, предназначенные для обездвижения участков тела при повреждении костей.
Правила иммобилизации:
Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, но не пытаться вправить кость на место.
Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава.
При наложении шины и наличии ран сначала обработать раны и остановить кровотечение.
Первая помощь при переломах ребер достигается путем наложения тугой повязки (из бинтов, полотенца или полос лейкопластыря) на грудную клетку.
Первая помощь больным с переломами костей таза включает проведение соответствующих противошоковых мероприятий (при наличии травматического шока), выполнение транспортной иммобилизации. Специальной фиксации здесь не требуется. Пострадавшего укладывают в горизонтальном положении на жесткие носилки или на деревянный щит. Ногам придают полусогнутое и слегка разведенное положение («положение лягушки»), для чего под колени подкладывают плотные толстые валики, свернутые одеяла, одежду.
Зелёная карточка:
Как сделать кости крепкими?
Кости – это каркас нашего тела, благодаря которому оно имеет форму. Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее:
Принимайте солнечные ванны: Витамин D играет важную роль в сохранении здоровья костей. Получить витамина D можно через воздействие прямых солнечных лучей. Принимайте солнечные ванны по 10-15 минут три раза в неделю.
Ешьте зеленые овощи: Темно-зеленые овощи – это не только источник кальция. Они содержат витамин К, укрепляющий кости, иммунную систему и очищающий кровь.
Пейте молоко ежедневно: Когда речь заходит о продуктах, которые богаты кальцием, первое, что приходит в голову – молоко. Один стакан молока в день дает вам 300 мг кальция.
Скажите “нет” кофеину: 4 или больше чашек кофе в день приводят к тому, что кальций выводится из организма и кости становятся ломкими и хрупкими.
Добавьте в ваш рацион больше кальция: Если вы не получаете достаточное количество кальция вместе с едой, альтернативой для вас могут стать пищевые добавки. Конечно, они не так хороши, как природные источники кальция, но они могут быть использованы в дополнительном качестве.
Уменьшите стресс: Кортизол – это гормон, вырабатываемый нашим организмом во время стресса. Он имеет тенденцию увеличивать кровяное давление, но этот эффект сдерживается кальцием. Таким образом стресс делает ваши кости более ослабленными. Попробуйте медитировать, если вы чувствуете, что вам необходимо снять напряжение.
Ешьте больше фруктов: Бананы чрезвычайно богаты калием и кальцием, которые помогают костям становиться крепче и сильнее. Чернослив и яблоки также помогают в предотвращении ортопедических проблем.
Делайте упражнения: Регулярные упражнения, стимулируют ваши кости и помогают им оставаться сильными. Это не только поднятие тяжестей, но и бег, ходьба, танцы и т.д.
Карта самоконтроля и самооценки учащегося класса ________________________
Больше всего понравилось на уроке:
Испытал определенные трудности, когда…
Понравились формы работы на уроке («да» или «нет») Обведи
Источник