План конспект урока первая помощь при переломах

План конспект урока первая помощь при переломах thumbnail

ОТКРЫТЫЙ УРОК

1 слайд

В повседневной жизни человек находится в постоянном движении: кто-то занимается спортом, кто-то работой, кто-то просто бегает, играет. Ведь движение – это жизнь. Но иногда случается беда, взрослый или ребёнок получает травму и становится пострадавшим, больным человеком.

Иногда люди оказываются рядом с такой бедой и не знают как себя вести, а от их действий порой зависит здоровье и даже жизнь человека.

Вот для того, чтобы быть полезным, а может и спасти человека, мы познакомимся с видами переломов и будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при переломах.

И сегодня тема нашего урока «Первая медицинская помощь при переломах»

( 3 слайд)

— Что служит опорой, для мягких тканей, мышц человека?

(5 слайд)

Человеческий скелет состоит из множества костей, в течение жизни они изменяются. Например, у новорожденного ребёнка в скелете насчитывается 270 костей, а у человека в возрасте 25 лет в зависимости от особенностей организма остаётся только 200-213костей.

-Как вы думаете, почему у взрослого человека костей становится меньше?

(мелкие косточки с возрастом срастаются в крупные кости)

6 слайд

— Какие названия костей человека вы знаете?

— Назовите кости человека, которые чаще травмируются?

— Назовите кости верхних конечностей?

— Какая кость находится рядом с локтевой костью?

— В какой области руки находятся локтевая и лучевая кости?

Перечислите кости нижних конечностей.

— В какой области ноги находится бедренная кость?

— Какая кость находится рядом с малоберцовой костью?

7 слайд

Прочность костей очень велика, но удар, падение, сдавливание могут привести к перелому кости.

(Записывают) Перелом – нарушение целостности кости при избыточной нагрузке на нее.

Запишем, виды переломов:

  1. По тяжести повреждения:

  • полные

  • неполные (трещины, надломы)

8слайд

2. По форме и направлению перелома:

  • поперечные (перпендикулярно оси кости)

  • продольные (параллельно оси кости)

  • косые (под острым углом к оси кости)

  • винтообразные (с вращением костных обломков)

  • оскольчатые (кость раздроблена на отдельные отломки)

9 слайд

3. По целостности кожных покровов:

  • закрытые (не сопровождаются ранениями тканей)

  • открытые (сопровождаются ранами и сообщаются с внешней средой)

10 слайд

А теперь посмотрим ролик «Виды переломов», закрепим пройденное

11 слайд

Но чтобы оказать помощь нужно уметь отличать переломы от других механических повреждений по характерным признакам.

12 слайд

Запишем признаки переломов:

Относительные признаки перелома (свойственны и другим видам травм):

  • Боль – усиливается в месте перелома

  • Отек – возникает в области повреждения

  • Гематома – появляется в области перелома

  • Нарушение функции поврежденной конечности

  • Изменение формы конечности

Абсолютные признаки перелома (характерны только для этого повреждения):

  • Патологическая подвижность – конечность подвижна в том месте, где нет сустава

  • Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома

  • Костные отломки – при открытом переломе они могут быть видны в ране

13 слайд

Как оказать первую помощь пострадавшему с переломом?

14 слайд

Первая помощь при закрытых переломах

Первая помощь при закрытых переломах заключается в фиксации конечности. При этом от ее качества будет зависеть болезненность ощущений у пострадавшего. Шину на поврежденную кость накладывают по общим правилам. При этом не следует сильно плотно обматывать поврежденное место, чтобы не нарушить активное кровообращение. В случаях, когда средства для наложения шины отсутствуют, поврежденную руку можно «подвесить» на косынку, а травмированную ногу прибинтовать к здоровой ноге.

Также при оказании первой помощи при переломах следует приложить к месту повреждения лед. Это будет способствовать уменьшению отека и снизит боль и вероятность развития гематомы

15 слайд

Первая помощь при открытых переломах

Прежде всего, при оказании первой помощи при открытых переломах необходимо обработать антисептическим раствором кожу вокруг раны и наложить стерильную повязку.

Поскольку открытый перелом конечности обычно сопровождается обильным кровотечением, может возникнуть необходимость наложения кровоостанавливающего жгута.

При оказании первой помощи не следует стараться полностью исправлять имеющиеся деформации конечности, а тем более вправлять в глубину раны выступающие на поверхности отломки кости, чтобы не инфицировать рану, а также не повредить нервы и сосуды и не вызвать новый приступ боли у пострадавшего.

16 слайд

Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе

Шины – приспособления, предназначенные для обездвиживания участков тела при повреждении костей

1. Металлические сетчатые шины.
Могут быть скатаны в рулон в виде бинта. Применяют для иммобилизации кисти и предплечья.

2. Фанерные шины.
Изготовлены из листовой фанеры, изогнуты желобом. Выпускаются двух размеров: 70 и 125 см.

3. Лестничные проволочные шины Крамера.
Выпускаются двух размеров: малая – 80 см и большая – 120 см. Шина Крамера хорошо моделируется (гнется), обладает достаточной жесткостью, поэтому является наиболее универсальной, т.е. применяется для иммобилизации верхней и нижней конечностей, позвоночника.

4. Пневматическая шина (надувная).
Состоит из прозрачной двухслойной полимерной оболочки, застежки-молнии и клапанного устройства с трубкой для нагнетания воздуха. Шина закрепляется на конечности застежкой-молнией. Через клапанно-запорное устройство нагнетается ртом воздух в междуслойное пространство (рис. 2.4). В результате шина приобретает необходимую упругость и обездвиживает конечность. Размеры шины позволяют свободное её наложение на конечность поверх одежды и обуви. Пневматические шины выпускаются трех размеров: для кисти и предплечья, для стопы и голени, для коленного сустава и бедра.

5. Пластмассовая шина.
Предназначается для иммобилизации верхней конечности, голени и стопы. По обеим кромкам шины имеются отверстия для шнуровки. Пластмассовые шины выпускаются трех размеров: для иммобилизации голени и предплечья, верхней конечности, верхней и нижней конечностей у детей.

Читайте также:  Демотиваторы перелом

6. Шина Дитерихса (раздвижная деревянная).
Применяется для иммобилизации при переломе бедра. Состоит из двух раздвижных деревянных пластин, фанерной подошвы и палочки-закрутки.

17 слайд

Правила иммобилизации:
Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, не пытаясь вправить кость на место
Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава
При наложении шины и наличии ран сначала остановить кровотечение и обработать рану.

ДЗ – читать стр.176 – 178, вопросы 1-4 устно.

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Дворец творчества детей и молодёжи»

Центр патриотического воспитания и подготовки юнармейцев

План – конспект занятий.

Возраст детей:

11 – 16 лет

Дополнительная общеобразовательная программа:

«ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Раздел № 7.4 Первая помощь при переломах.

Разработчики:

педагог дополнительного образования

Рубан А. В.

г. Ростов-на-Дону

2020 г.

Дата и время проведения: 32 и 35 недели

Тема: Первая помощь при переломах.

Форма проведения занятия: внеаудиторная

Цель занятия: изучить с учащимися действия при оказании первой помощи при переломах.

Задачи занятия:

обучающие:

  • формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

  • подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала;

  • восполнить пробелы в знаниях;

  • обеспечить в ходе урока закрепление знаний по действиям мотострелкового отделения в современном общевойсковом бою.

воспитательные:

  • содействовать развитию интереса  к изучению военного дела;

  • содействовать формированию патриотических чувств;

  • содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

развивающие:

  • развивать эмоции, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации;

  • развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

  • развивать познавательный интерес учеников.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, интернет.

Структура занятия:

1.Организационный этап

Знакомство с технологией проведения занятия.

2.Основной этап.

Порядок оказания первой доврачебной помощи

Убедится, что «пострадавший» жив, для чего проверить наличие пульса, дыхания, реакции зрачка.

Наложить жгут выше места перелома для остановки кровотечения. Прикрыть рану салфеткой для предотвращения загрязнения.

Привести «пострадавшего» в чувство с помощью воды, раствора аммиака или воздействия на болевую точку.

Провести опрос «пострадавшего» с целью выявления скрытых повреждений:

— «Как тебя зовут?»;

— «Сколько ты видишь пальцев?»;

— «Ты можешь пошевелить рукой?»;

— «Ты можешь пошевелить ногой (указать непострадавшую ногу)?»;

— «Болит ли что-то кроме ноги?».

4. При отсутствии противопоказаний провести транспортную иммобилизацию «пострадавшей» ноги.

5. Уложить «пострадавшего» на плащ-палатку и подготовить её для переноски, для чего свернуть боковые края в валик.

6. Взять плащ-палатку с «пострадавшим» за свернутые в валик края (по три человека с каждой стороны). Седьмой член отряда несет амуницию «пострадавшего». Восьмой — оказывает помощь наиболее уставшим. Командир руководит транспортировкой «пострадавшего». Наиболее сильные члены отряда становятся при транспортировке впереди.

7. Транспортировать «пострадавшего» на Финиш головой вперед, соблюдая ритмичность движения и не допуская падения «пострадавшего». Допускается совершать остановки для отдыха при условии аккуратного опускания «пострадавшего» на землю.

Правила транспортной иммобилизации

Основная задача транспортной иммобилизации заключается в обеспечении неподвижности фрагментов сломанных костей и покоя поврежденному участку тела на период транспортировки пострадавшего. Она способствует значительному уменьшению болей, без нее практически невозможно предупредить развитие или углубление травматического шока при тяжелых переломах.

Общие принципы транспортной иммобилизации:

Одежда и обувь на пострадавшем обычно не препятствуют транспортной иммобилизации, более того, они служат мягкой прокладкой под шину. Снятие одежды и обуви производится лишь при крайней необходимости.

При наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины. Доступ к ране осуществляется путем рассечения одежды, желательно по шву.

При открытом переломе отломки костей, выступающие из раны, трогать нельзя.

Наложение жгута производится до иммобилизации. Не следует закрывать жгут бинтами. Время наложения жгута (дату, часы и минуты) необходимо указать в записке, закрепляемой на жгуте.

Шина не должна оказывать слишком сильного давления на мягкие ткани, особенно в области выступов во избежание образования пролежней, сдавливать крупные кровеносные сосуды и нервные стволы.

При переломах длинных трубчатых костей обязательно должны быть зафиксированы минимум два сустава, смежных с поврежденным сегментом конечности.

Надежность иммобилизации достигается прочной фиксацией шины (ремнями, косынками, лямками) на всем протяжении.

Во время наложения шин необходимо бережное обращение с поврежденной конечностью во избежание нанесения дополнительной травмы.

В зимнее время года травмированная конечность более подвержена отморожению, чем здоровая, особенно при сочетании с повреждением сосудов. При транспортировке конечность с наложенной шиной необходимо утеплять.

Дhello_html_m3f1a4694.jpgля иммобилизации поврежденной конечности можно использовать различные подручные средства — доски, палки, прутья и др.

При их отсутствии поврежденную верхнюю конечность можно прибинтовать к туловищу, а сломанную ногу — к здоровой ноге.

hello_html_61f52da1.jpghello_html_5770109a.jpg

Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением.

Для осуществления иммобилизации необходимы также бинты, которыми шины фиксируются к конечности; вата — для прокладок под конечность. Бинты можно заменять подручными средствами: ремнем, полосами тканей, веревкой и т.п. Вместо ваты могут использоваться полотенца, матерчатые прокладки, пучки сена, травы, соломы и т.п.

Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавливания.

Читайте также:  Что нельзя есть при переломе руки

3.Итоговый этап.

Первая медицинская помощь переломах?

Первая помощь при наличии раны?

Что означает транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»?

Педагог дополнительного образования
А. Рубан

Источник

Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.

Задачи урока:

  • Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.

  • Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.

  • Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

  • Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Место урока: Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».

Приемы работы на уроке:

  • «Карусель»;

  • «Броуновское движение»;

  • «Дерево решений»;

  • «Рука».

Преимущества данных приемов работы:

  • Детям легче и приятней работать общаясь;

  • Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)

Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.

Фасилитаторская позиция учителя на уроке (консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).

Ход урока

Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлом занятии.

Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся?

А сейчас вам необходимо определить тему нашего урока.

СЛАЙД 1 и СЛАЙД2 Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» 

Переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека. Проверка домашнего задания. 

Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, проведём опрос домашнего задания по той теме которую изучали на прошлом уроке- это «Кровотечения». И проверить ваши знания, поможет, известный вам прием «Карусель».

Мы с вами на прошлом уроке подготовили вопросы для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить по моей команде по часовой стрелки.

Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусель»

Основная часть урока. Изучение нового материала.

Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке?

Используем для этого прием игры «Рука». в группах вам необходимо обвести руку одного из ваших соседей. Большой палец- это наша цель урока, остальные 4 — задачи.

Учитель предлагает вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока.  СЛАЙД 3

Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке двое из вас попробуют себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Работа с карточками-посредниками.

Карточки – посредники

Для изучения нового материала бедем применять Прием «Броуновское движение» О времени смены деятельности буду предупреждать вас я.

После изучения темы:

Наши учителя выбирают по два ученика которые будут излагать материал урока по своим карточкам перед классом и сопровождать свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее.

1-й ученик  — с 4 СЛАЙДА Перелом – нарушение целостности кости при избыточной нагрузке на нее; по 8 СЛАЙД — Признаки перелома

2-й ученик 9 СЛАЙД- Алгоритм оказания первой помощи при переломах

3-й ученик с 10 СЛАЙДА Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе; по 12 СЛАЙД- Правила иммобилизации:

4-й ученик с -13СЛАЙДА-Как сделать кости крепкими? по –17 СЛАЙД — Вот несколько советов

Применение знаний в новой нестандартной ситуации.

А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая группа предложит свой вариант решения данной задачи.

Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал голень. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений»

Заключительная часть урока.

Рефлексия.

У вас на столах лежат карточки самоконтроля и самооценки.

Вам необходимо их заполнить.

После заполнения опрос

Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

Читайте также:  Корсет при переломе пятки

Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

Что оказалось сложным для вас?

Домашнее задание.

Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или » Интересные факты о костях»

Оранжевая карточка:

Перело́м ко́сти — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.

Классификация переломов:

1.По тяжести поражения

  • Полные.

  • Неполные — трещины и надломы.

2. По форме и направлению перелома

  • Поперечные — линия перелома условно перпендикулярна оси трубчатой кости.

  • Продольные — линия перелома условно параллельна оси трубчатой кости.

  • Косые — линия перелома проходит под острым углом к оси трубчатой кости.

  • Винтообразные — происходит вращение костных отломков, костные отломки «повёрнуты» относительно своего нормального положения.

  • Оскольчатые — нет единой линии перелома, кость в месте повреждения раздроблена на отдельные отломки.

3. По целостности кожных покровов

  • Закрытые — не сопровождаются ранениями тканей, проникающих к месту перелома, и не сообщаются с внешней средой.

  • Открытые —переломы костей сопровождающиеся ранениями мягких тканей и сообщающиеся с внешней средой.

Относительные признаки перелома

  • Боль — усиливается в месте перелома.

  • Отёк — возникает в области повреждения.

  • Гематома — появляется в области перелома.

  • Нарушение функции повреждённой конечности.

  • Изменение формы конечности.

Абсолютные признаки перелома

  • Патологическая подвижность — конечность подвижна в том месте, где нет сустава.

  • Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома.

  • Костные отломки — при открытом переломе они могут быть видны в ране.

Голубая карточка:

Первая доврачебная помощь

Человек, оказывающий первую доврачебную помощь, может:

  • Оценить тяжесть состояния пострадавшего.

  • При наличии кровотечения — остановить его.

  • Определить, возможно ли перемещение пострадавшего, до прибытия квалифицированного медицинского персонала. Не рекомендуется переносить или передвигать больного при травмах позвоночника.

  • Иммобилизовать повреждённый участок, наложить шину. Шиной может служить любой предмет, который предотвратит движения в повреждённой конечности (захватывая суставы выше и ниже места перелома).

Задачи первой помощи :

— уменьшить боль, обеспечить раненому полный покой. Пострадавшего следует уложить, успокоить, дать обезболивающее средство (анальгин, промедол) и создать неподвижность поврежденной конечности. Оказывая помощь при закрытых переломах, не следует без особой необходимости снимать одежду, обувь с поврежденной части тела. Их лишь разрезать в нужном месте. При открытых переломах после остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка. Вправление перелома не допускается.

Красная карточка:

Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе. Выполняется для того, чтобы снизить риск осложнений и осуществляется с использованием шин медицинских и импровизированных.

Шины — приспособления, предназначенные для обездвижения участков тела при повреждении костей.

Правила иммобилизации:

  • Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, но не пытаться вправить кость на место.

  • Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава.

  • При наложении шины и наличии ран сначала обработать раны и остановить кровотечение.

Первая помощь при переломах ребер достигается путем наложения тугой повязки (из бинтов, полотенца или полос лейкопластыря) на грудную клетку.

Первая помощь больным с переломами костей таза включает проведение соответствующих противошоковых мероприятий (при наличии травматического шока), выполнение транспортной иммобилизации. Специальной фиксации здесь не требуется. Пострадавшего укладывают в горизонтальном положении на жесткие носилки или на деревянный щит. Ногам придают полусогнутое и слегка разведенное положение («положение лягушки»), для чего под колени подкладывают плотные толстые валики, свернутые одеяла, одежду.

Зелёная карточка:

Как сделать кости крепкими?

Кости – это каркас нашего тела, благодаря которому оно имеет форму. Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее:

  • Принимайте солнечные ванны: Витамин D играет важную роль в сохранении здоровья костей. Получить витамина D можно через воздействие прямых солнечных лучей. Принимайте солнечные ванны по 10-15 минут три раза в неделю.

  • Ешьте зеленые овощи: Темно-зеленые овощи – это не только источник кальция. Они содержат витамин К, укрепляющий кости, иммунную систему и очищающий кровь.

  • Пейте молоко ежедневно: Когда речь заходит о продуктах, которые богаты кальцием, первое, что приходит в голову – молоко. Один стакан молока в день дает вам 300 мг кальция.

  • Скажите “нет” кофеину: 4 или больше чашек кофе в день приводят к тому, что кальций выводится из организма и кости становятся ломкими и хрупкими.

  • Добавьте в ваш рацион больше кальция: Если вы не получаете достаточное количество кальция вместе с едой, альтернативой для вас могут стать пищевые добавки. Конечно, они не так хороши, как природные источники кальция, но они могут быть использованы в дополнительном качестве.

  • Уменьшите стресс: Кортизол – это гормон, вырабатываемый нашим организмом во время стресса. Он имеет тенденцию увеличивать кровяное давление, но этот эффект сдерживается кальцием. Таким образом стресс делает ваши кости более ослабленными. Попробуйте медитировать, если вы чувствуете, что вам необходимо снять напряжение.

  • Ешьте больше фруктов: Бананы чрезвычайно богаты калием и кальцием, которые помогают костям становиться крепче и сильнее. Чернослив и яблоки также помогают в предотвращении ортопедических проблем.

  • Делайте упражнения: Регулярные упражнения, стимулируют ваши кости и помогают им оставаться сильными. Это не только поднятие тяжестей, но и бег, ходьба, танцы и т.д.

Карта самоконтроля и самооценки учащегося класса ________________________

Больше всего понравилось на уроке:

Испытал определенные трудности, когда…

Понравились формы работы на уроке («да» или «нет») Обведи

Источник