Первая помощь при переломе черепа 8 класс


Перелом черепа всегда сопровождается опасными осложнениями и может нарушить работу многих органов и систем. Если вовремя не оказать пациенту экстренную помощь и не доставить его в больницу, последствия могут быть критичными. Также важно пройти полный курс лечения и дополнительную реабилитацию, чтобы восстановить работу жизненно важных систем.
Виды перелома черепа и их особенности
Травмирование головы может быть закрытого типа. В этом случае помимо кости повреждены также ткани и внешне видна рана. Если у пострадавшего произошла закрытая черепно мозговая травма, целостность кожи и подкожной ткани не нарушена.
Также различают такие
разновидности ранений:
- травмирование в районе основания головы;
- травмирование в зоне свода головы.
В отдельных ситуациях
травма может сразу локализоваться в обеих этих частях.
По характеру травмирования выделяются подобные виды перелома черепа:
- Вдавленный. Он представляет большую опасность, так как наблюдается формирование вмятины из отломков костной ткани. Острые осколки черепной кости путем вдавливания способны нанести вред мозговой оболочке, артериям и сосудам, а также спровоцировать излияние мозгового жидкостного содержимого. Зачастую на фоне происходит сильное внутримозговое кровотечение. Помощь при переломе черепа требуется оказать быстро, без промедлений.
- Дырчатый. Главная причина такого нарушения – огнестрельная рана в зоне головы. Большая вероятность смертности при такой травме.
- Оскольчатый. Обычно появляется при ударе по голове чем-то острым и тяжёлым, либо при падении на какую-то неровную поверхность или твёрдый предмет. Производит раскол костей, именно из-за этого образуются острые отломки. Под воздействием осколков костной ткани нарушается целостность сосудистой системы и мозга пациента. Это заканчивается смертью потерпевшего. Именно поэтому, если произошел такой перелом костей черепа, первая помощь выполняется максимально быстро и точно.
- Линейный. Он не ведет к опасным появлениям отломкам или к образованию смещения. Главное нарушение в такой ситуации – это наличие неглубокой трещины. Если получен линейный тип повреждений, зона костной ткани способна постепенно зарасти самостоятельно. Должна быть четко и быстро оказана первая помощь при переломе черепа. Тогда жизни пострадавшего ничего угрожать не будет.
Из перечисленных видов
именно линейный тип травмы несет наименьшую опасность. Как раз он зачастую
выявляется в детском возрасте.
Непрямой перелом
Травма в районе основания – это зачастую перелом костей черепа непрямого вида. Повреждение появляется под воздействием ударной волны, образующейся из-за падения на конечности или тазобедренный сустав с последующей передачей её по костям позвоночного столба.
Перелом пирамиды височной кости
Он появляется при
тяжелом травмировании с повышенным влиянием, давлением на череп, из-за чего
происходят перемены в структуре, нарушение целостности, провоцирующей серьёзные
осложнения.
Определить наличие
подобного повреждения можно при рентгенологическом обследовании путем
проведения обзорной рентгенографии в боковой и прямой проекции. Если
диагностику усложняют мелкие повреждения в структуре тканей, которые невозможно
увидеть с помощью рентгеновского аппарата, врач может назначить проведение
гистологического анализа или компьютерной томографии.
При участии височной
кости формируется основание и свод, она представляет собой боковую часть и
соединяется с помощью нижнечелюстных костей. Рядом располагаются орган слуха с
вестибулярным аппаратом. Наружный слуховой канал расположен по центру, его
окружают три части височной костной ткани:
- сверху – чешуйчатая;
- позади – пирамида (каменистая);
- в нижней части – барабанная.
В свой черед травма
пирамиды в зоне висков подразделяется на следующие разновидности:
- поперечную;
- продольную;
- комбинированную;
- атипичную.
Переломы задней черепной ямки
Эта травма приводит к разрушению мозговых отделов, она также негативно воздействует на нервные сплетения. Часто возникают осложнения внутри черепной области. Если у пациента такое повреждение, нужно срочно ехать в больницу.
Причиной возникновения может стать серьезное ДТП, сильный удар об землю при падении с высокого этажа. Кроме того, перелом может вызвать сильная травма челюсти.
Перелом костей черепа у основания – это открытая травма. Если у пострадавшего человека происходит выделение крови в жидкостное содержимое спинного мозга из ушного канала или носовой полости, тогда ему диагностируют травмирование открытого типа.
Когда получено
нарушение черепной ямки, у потерпевшего в области одного или обеих ушей
отмечается появление кровоподтеков, нарушается функциональность в мышцах лица и
в органах слуха. Кроме того, у пациента происходит нарушение в работе других органов.
Если случился разрыв или ущемлены каудальные нервы, наблюдается появление
паралича языка, горла и нёба.
Прямая травма подразумевает разлом костной ткани в области непосредственного внешнего воздействия. Под влиянием силы происходит прогиб костей. Травма в области свода считается прямой. Помощь при переломе черепа такого типа будет просто необходимой.
Основные симптомы, которые возникают при переломе черепа
Когда первая помощь при переломе черепа была оказана без ошибок и своевременно, это может спасти жизнь человеку. Любое сильное ударное воздействие на область головы станет основанием, чтобы подозревать возможное разрушение черепной кости. Изначально никаких ярко выраженных наружных признаков обнаружить не получится. Хотя существуют некоторые симптомы, которые позволяют определиться с присутствием травмы, а в отдельных случаях — с её локализацией и наличием нарушений в оболочках мозга. Рассмотрим основные симптомы:
- Первый признак – обморочное состояние пострадавшего. У пациента происходит утрата памяти, спутанность в мыслях, галлюцинация.
- У пациента появляется тошнота, сильно кружится голова. Требуется незамедлительное оказание первой помощи при переломе черепа.
- Нарушена нервная ткань и затронут мозг, пропадает чувствительность кожи.
- Травмирован ствол мозга, есть вероятность затруднения нарушения дыхания, проблемы с циркуляцией крови.
- Если получен перелом костей черепа, нередко наблюдается появление кровоподтёка в области глаз либо в районе уха. Часто у пациентов идет кровь из области ушей и носа. Кровяная масса выходит вместе со спинномозговым жидкостным секретом.
- Сильная рана в височной области. Потерпевший страдает от болевого приступа в области головы, нарушений в двигательной координации, ухудшения слуховой функции. Необходима незамедлительная помощь при переломе черепа с такими симптомами.
Оказание первой помощи при переломе черепа
Если обнаружены любые
признаки, свойственные перелому в области черепа, надо сразу же позвонить в
больницу. В ожидании специалистов не рекомендуется поить потерпевшего
болеутоляющим, так как под влиянием некоторых лекарственных средств происходит
существенное усиление кровопотери или нарушается дыхательная функция. К тому же
пациент может сразу впасть в кому.
Первая помощь при
переломе черепа:
- Пациента обязательно нужно положить лицом вверх. Лучше всего подложить под его спину небольшой кусочек ткани, свернутый в валик. Следите, чтобы голова человека не наклонялась вбок.
- Оказание первой помощи при переломе черепа не обходится без тщательной обработки раны. На нее нужно нанести дезинфицирующий медикамент. Ранение покрывается стерильным бинтом.
- Избавьте потерпевшего от зубных протезов (если они есть), всех украшений, часов и очков.
- Расстегните предметы одежды, сдавливающие тело, препятствующие нормальной циркуляции крови и стесняющие дыхание.
- Положите на голову что-нибудь холодное, обернув предварительно чистой тканью.
При отсутствии у
потерпевшего дыхания нужно провести очистку его ротовой полости от рвотных масс
с последующим выполнением искусственного дыхания. Также дополнительно требуется
массаж сердца для пациента.
Во избежание непосредственного соприкосновения со слизистыми пациента нужно воспользоваться кусочком чистой материи, которая хорошо пропускает воздух (например, носовым платком). Если первая помощь при переломе черепа выполнена успешно, и дыхательная функция не нарушена, больному можно для облегчения дать медикаменты анальгетического типа.
Виды лечения
Если возникает перелом костей черепа, первая помощь должна также сопровождаться правильным лечением пациента. Выбор терапевтических методик осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Иногда пострадавшему требуется обязательная операция, но при благоприятном исходе без нее также можно обойтись. Обычно выбирают терапию медикаментами и процедурами при линейной форме переломов.
Если врач выбрал
консервативные методы терапии, тогда пациент должен:
- постоянно лежать и не выходить из дома;
- принимать диуретические препараты;
- ежедневно обрабатывать антисептиком полость рта, среднее ухо и носоглотку,
чтобы предотвратить формирование гнойного воспалительного процесса.
Если первая помощь при переломе черепа была проведена правильно, тогда
дальнейшая терапия будет эффективной. Пациенту каждый день проводят люмбальную
пункцию до 2-3 раз с параллельным введением в субарахноидальную полость
спинномозгового канала кислорода.
Чаще всего к
хирургическому решению проблемы прибегают:
- при повреждении был вдавленный удар, потрескались кости под кожей;
- перелом костей черепа образует множество обломков внутри, которые могут принести большой вред мозгу;
- если у пациента повреждены ткани головы в большом количестве, при это нарушена работа сосудистой системы и затронуты множественные нервные сплетения;
- если в мозгу произошел сильный воспалительный процесс, который сопровождается дополнительными осложнениями.
При линейном типе травмирования, если назначена операция, проводят трепанацию. Когда будут удалены все отломки и гнойные формирования, черепную коробку закрывают удалённой предварительно костью или специальной пластиной из титана. Зачастую в этом случае прибегают к протезированию пластиной.
Реабилитационный период
Пострадавшему человеку кроме проводимой терапии требуется продолжительная реабилитация. В течении того времени, пока заживает травма, и в дальнейшем минимум в течение 5-6 месяцев пациент не должен заниматься никакими физическими упражнениями и ходить в спортзал. В тот момент, когда проходит реабилитация, пациент должен периодически носить воротник Шанца. Из физиотерапевтических процедур врач может назначить иглорефлексотерапию, магнитотерапию, массаж и электрофорез. Кроме того, потерпевшему может потребоваться обращение к таким узким специалистам, как психолог и психиатр, а иногда необходимо обратиться к логопеду.
Источник
Урок биологии в 8-м классе «Первая помощь при переломах»
Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.
Цели урока:
- дидактическая — создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний;
- образовательная — способствовать формированию представления о различных видах травм на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека; научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихов суставов, переломах костей;
- развивающая — создать условия: для развития мышления; учить анализировать; выделять главное. Создать условия для развития речи: обогащение словарного запаса; двигательной сферы: развитие более мелких мышц; внимания; памяти;
- воспитательная — воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.
Методы обучения: частично-поисковый, практический.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.
Средства обучения:
- Учебник 8 класса. Биология. Человек. Н.И.Сонин, М.Р.Сонин — М.: Дрофа, 2002
- Таблицы учебные «Скелет человека», «Строение и состав костей», «Типы соединения костей», «Виды переломов».
- Карточки-задания.
- Простейшие шины, бинт, косынка
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Обоснование | Деятельность учащихся | Примечание |
I. | Оргмомент | Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок. | Проверяю оформление рабочего места. Определяю готовность к уроку. | ||
II. | Целепологание, мотивация | Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока: 1. Знать: 2. Уметь: Научиться: Записываю все предложенные учащимися варианты, анализирую и оставляю нужные. Мотивирую работу учащихся, объявляя о том, что сегодня оцениваем себя за то, как слушаем, говорим, отвечаем, выполняем практическую часть. Оценку выставляем в рабочую карту. | Выбираю этот прием потому, что он развивает мышление, речь, умение ставить цели. Это настраивает на работу, повышает активность учащихся. | Записывают тему урока в тетради и рабочие карты, предлагаю различные варианты целей. Определяю уровень мотивации к активной деятельности с целью получения более высокой оценки. | «Рабочие карты» см. вприложении №1. |
III. | Актуализация ранее изученного материала. | Предлагаю вспомнить строение и состав костей скелета для подготовки к восприятию нового материала. Вызываю 3-х учащихся к доске и проверяю задание по таблицам: Скелет человека. Строение и состав костей скелета. Типы соединения костей. Остальным — взаимоконтроль. | Это заставляет учащихся вспомнить ранее изученный материал, развивает речь, память, учит выслушивать друг друга, оценивать свои знания. | Вспоминают строение и состав костей скелета и типы соединения костей. Трое учащихся работают у доски. Остальные — работа в парах: взаимоконтроль по заданиям рубрик с. 96-97. | Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Взаимооценка: оценка в рабочую карту.смотриприложение №1. |
IV. | Процессуально-содержательный. Первичное усвоение материала. Осознание и осмысление. | Предлагаю назвать виды травм, записываю все предложенные варианты, анализирую. Предлагаю работу в группах по карточкам-заданиям. Предлагаю группам выступить, остальным — слушать и заполнять таблицу. | Активизирует к восприятию нового материала. Создаются условия для восприятия нового материала; теоретической и практической части. Работают все учащиеся, самостоятельно достигают цели, есть выбор ученика в деятельности (рассказывать, практически показывать). Развивается речь, толерантность, умение выслушивать других. | Предлагают различные варианты. Работают в группах по карточкам-заданиям. Выступают группы по заданию. Остальные слушают и заполняют таблицу. | Смотриприложение №2. |
V. | Контрольно-оценочный, закрепление. | Предлагаю выполнить: задания-задачи с последующей защитой ответов; тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь. Работа в группах. Предлагаю группам защитить свои ответы. Предлагаю провести самооценку и взаимооценку работы в группе. | Участие всех учащихся, выбор различной деятельности, развитие мышления, памяти. Закрепление знаний. | Выполняют: -задания-задачи для последующей защиты ответов; -тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь. Работают в группах. Читают задачи и защищают ответы. Проводят самооценку и взаимооценку работы в группе. | Смотриприложение №3. Оценка — в рабочую карту. |
VI. | Задание на дом. | Предлагаю выбрать один из вариантов: подготовить устный ответ; практически упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи. | Представляется выбор для ученика закрепить дома то, что еще недостаточно закреплено на уроке. | Выбирают один из вариантов и записывают в дневник, сдают тетради и рабочие карты. | |
VII | Рефлексия. | Предлагаю вопросы: — С каким настроением вы пришли на урок? — С каким уходите? — Что полезного вы узнали на уроке? — Достигли ли вы своей цели? — Что бы вы хотели попробовать выполнить еще раз? — Что изменить? — Что бы вы пожелали друг другу? | Развивает самооценку, умение делать анализ. | Отвечают на вопросы. |
Приложение №1:
Рабочая карта урока.
Тема_______________________________________________________________
Ф.И. учащегося | Объяснение учителя с/о | Изучение нового материала 10 мин. о/г | Самостоятельная работа 10 мин. с/о или в/о. | Итоговые отметки |
с/о — самооценка
в/о — взаимооценка
о/г — оценка группы
Критерии оценок:
«5» — внимательно слушал, могу все воспроизвести, дополнить своим.
«4» — внимательно слушал, могу все воспроизвести.
«3» — слушал внимательно, могу воспроизвести с помощью конспекта.
Приложение №2:
Алгоритм работы.
1.Внимательно прочтите текст.
2.Определите вид повреждений.
3. Определите симптомы этого повреждения.
4. Определите меры первой помощи.
5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).
Вид повреждений | Симптомы | Меры первой помощи |
6. Практически научитесь оказывать первую помощь.
Первая помощь при повреждении черепа и позвоночника.
В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медпомощь вызвать на место происшествия. При подозрении на перелом позвоночника больного очень осторожно укладывают вниз лицом на твердую прочную поверхность: широкую доску, лист фанеры и т. п. Под голову и плечи укладывают матерчатые валики. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего укладывают на носилках, голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.
Первая помощь при переломах грудной клетки и ключицы.
Если повреждена ключица или лопатка, руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани. При подозрении на перелом грудной клетки пострадавшего просят сделать глубокий вдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.
Первая помощь при растяжении связок.
При травмах, насильственных или неловких движений, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Вокруг поврежденного сустава вскоре развивается припухлость и возникает сильная боль. Нередко это сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями. При растяжении поврежденный сустав необходимо охладить пакетом со льдом или снегом, а если такой возможности нет, подойдет просто мокрая ткань. Через 10-15 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший отправлен в больницу.
Первая помощь при вывихах суставов.
При значительных резких движениях в суставах дело не ограничивается растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, — вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушения суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в поврежденном суставе острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя поврежденной конечности и немедленной доставке пострадавшего в больницу.
Первая помощь при переломах костей.
Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.
При подозрении на перелом только полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.
Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широким бинтом, полотенцем и т. п. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу к — здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
Приложение №3:
Задание-задача
Перелом ребер грудной клетки.
Ваши действия? Их обоснование?
Задание-задача
При очень большой физический нагрузке произошло растяжение связок.
Ваши действия? Их обоснования?
Задание-задача
Вы стали свидетелем катастрофы. У человека перелом костей черепа.
Ваши действия? Их обоснования?
Задание-задача
При резком движении вы почувствовали боль в суставе. Вывих.
Ваши действия? Их обоснования?
Задание-задача
Открытый перелом голени.
Ваши действия? Их обоснование?
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при повреждении ключицы?
А. Подвесить руку на косынку.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости?
А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обернуть конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?
А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при открытом переломе голени.
А. Прибинтовать шину к конечности.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обернуть конечность мягким материалом.
Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку.
Д. Наложить шину.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при переломе позвоночника?
А. Туго перебинтовать грудную клетку.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Сделать глубокий выдох.
Г. Дышать не глубоко.
Источник