Первая помощь при переломах в шахте
Техническое перевооружение шахт наряду с улучшением производственных показателей способствует облегчению и безопасности труда шахтеров. Однако устранение всех неблагоприятных факторов труда пока еще невозможно, и потенциальная опасность травматизма на шахтах сохраняется. В отличие от обычных промышленных предприятий оказание первой медицинской помощи при травмах в шахте имеет свои особенности: прибытие любой помощи на место происшествия в шахту извне возможно не раньше чем через 30-40 мин после несчастного случая. Тем не менее первая медицинская помощь должна быть оказана незамедлительно, так как от этого зависит не только длительность лечения травмы, но нередко и жизнь пострадавшего.
Естественно, что первыми оказать помощь пострадавшему могут только товарищи по работе, и чем серьезнее повреждение, тем большее значение имеют сроки оказания помощи. Поэтому каждый шахтер должен обладать твердыми знаниями основ первой помощи при травмах и уметь своевременно и грамотно их применять.
Нельзя забывать, что до прибытия медицинских работников судьба тяжело травмированного нередко находится в руках его товарищей. Ушибы являются наиболее распространенным повреждением.
При ушибе мягких тканей кожные покровы остаются целыми. На месте ушиба быстро появляется припухлость вследствие подкожного кровоизлияния.
Часто на месте ушиба появляется кровоподтек (синяк). Особенно опасны ушибы головы, грудной клетки и живота. При ушибах головы может быть поврежден головной мозг и произойти кровоизлияние.
При ушибах грудной клетки возможны повреждения легких, а при ушибах живота — внутренних органов (печени, селезенки, кишечника и др.). При ушибах прежде всего необходимо создать покой поврежденному органу. На область ушиба следует наложить давящую повязку и прикладывать холод (ткань, смоченную холодной водой): холод и давление вызывают сжатие кровеносных сосудов, и тем самым уменьшается кровоизлияние и стихает боль.
Ушибленную руку нужно подвесить на косынку через шею. При ушибе ноги пострадавший должен выходить из шахты с помощью товарищей, не нагружая травмированную ногу, в более легких случаях опираясь на палку. Раны — это нарушение целостности мягких тканей. Раны делятся на поверхностные — неглубокие, когда повреждается только одна кожа или слизистые оболочки (губ, полости носа и т. п.), и глубокие, захватывающие подкожные глубоко лежащие ткани (сосуды, нервы, сухожилия, внутренние органы).
При любой ране опасность для организма таится в кровотечении и инфекции. Наиболее грозную опасность в первый момент после ранения представляет кровотечение. Различают кровотечение артериальное, венозное и капиллярное.
При артериальном кровотечении кровь из раны бьет пульсирующей струей. Цвет крови ярко-красный, алый, так как она насыщена кислородом. Венозное кровотечение в отличие от артериального характеризуется непрерывным истечением струи.
Цвет крови темно-красный. Капиллярное кровотечение возникает обычно при ссадинах, и вся поверхность раны более или менее обильно кровоточит.
Способы остановки кровотечений зависят от характера ранения. Капиллярное кровотечение из ссадин остановить не представляет труда.
Достаточно наложить на место ранения повязку и по возможности придать конечности приподнятое положение, кровь под повязкой свернется, и кровотечение остановится. Если наложенная повязка продолжает намокать, то это свидетельствует о более сильном (венозном) кровотечении. В этом случае следует произвести прижатие поврежденного сосуда с помощью давящей повязки.
В качестве перевязочного материала рекомендуется пользоваться индивидуальными пакетами. Преимущество индивидуального пакета заключается в его стерильности, сохраняемой на протяжении многих лет. Благодаря этому при оказании неотложной помощи удается предупредить развитие инфекции. Пакет вскрывается при потягивании за нитку, прорезающую оболочку.
Оказывающий помощь накладывает подушку бинта так, чтобы не касаться пальцами той стороны, которая будет соприкасаться с поверхностью раны. На период подготовки перевязочного материала поврежденная конечность приподнимается, что способствует уменьшению притока крови и снижению силы кровотечения.
Нужно следить, чтобы все витки повязки накладывались с одинаковой силой давления. Самым быстрым способом остановки артериального кровотечения является пальцевое прижатие артерии к кости выше места ее ранения.
Прижатие артерии нельзя прерывать, ибо кровотечение тут же возобновляется. Этот способ требует большой физической силы и очень утомителен для оказывающего помощь, поэтому остановка кровотечения пальцевым прижатием исключает возможность транспортирования пострадавшего из шахты.
Его следует применять как самый быстрый способ остановки кровотечения с целью выигрыша времени перед наложением жгута. Его накладывают только на бедро или плечо в типичных местах.
Перед наложением жгута (закрутки) раненую конечность надо приподнять, и то место, где будет лежать жгут, обернуть чем-либо мягким (куском одежды, полотенцем и т. п.). Если жгут резиновый или эластичный, то его предварительно следует растянуть, а затем несколько раз обмотать конечность выше ранения. Жгут требуется накладывать без чрезмерного затягивания и только с такой силой, которая позволяет прекратить кровотечение.
Чрезмерное затягивание жгута и продолжительное оставление его чрезвычайно опасны. Могут возникнуть параличи от сдавливания нервов или даже омертвление конечностей из-за длительного прекращения притока крови.
Наложенный жгут вызывает резкие боли, и его длительное применение может способствовать развитию и усугублению травматического шока. Поэтому жгут накладывают не более чем на два часа.
Если вследствие неблагоприятных обстоятельств предвидится длительное транспортирование травмированного, то тогда, временно пережимая артерию пальцами, жгут накладывают вновь, но уже выше или ниже предыдущего места его расположения. При отсутствии жгута круговое прижатие конечности может быть осуществлено ремнем, куском материи, которые называют закруткой.
Ни в коем случае нельзя использовать для закрутки очень тонкие и жесткие предметы (проволоку, телефонный кабель, электрический провод). Наиболее удобно для остановки кровотечения использовать поясной ремень.
Для усиления сдавливающего эффекта рекомендуется делать на ремне двойную петлю. Если жгут по каким-либо причинам наложить нельзя, то до его наложения можно применять еще один способ временной остановки артериального кровотечения.
Этот способ заключается в прижатии артерии посредством сгибания конечности в суставе. Если, например, поражена артерия голени, то берут большой комок любой материи, вкладывают его в подколенную ямку и сгибают коленный сустав до тех пор, пока не остановится кровотечение.
В таком согнутом положении ногу укрепляют с помощью бинта, ремня и т. д. Так же поступают при кровотечении из бедра, предплечья, плеча. Переломом называется нарушение целостности кости.
Признаками переломов является: сильная боль, которая резко усиливается при попытке к движению сломанной конечностью; подвижность конечности в необычном месте. Нередко можно услышать хруст из-за трения осколков кости. Ни в коем случае нельзя пытаться вызвать этот хруст, так как это может привести к шоку или усугубить состояние шока.
Переломы бывают закрытые и открытые. К закрытым переломам относятся такие, при которых кожа не повреждена, к открытым — такие, при которых в зоне перелома имеется рана. Нередко из раны выступают обломки костей или в глубине раны видна кровь.
При этом очень велика опасность инфекции и развития гнойного воспаления кости — остеомиелита. Главным в оказании первой помощи при переломах является создание неподвижности обломков костей в месте перелома.
Неподвижность обломков уменьшает боль, предупреждает опасность ранения сосудов и нервов и прободение кожи одним из обломков кости (превращение закрытого перелома в открытый).
Источник
Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.
Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.
Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.
При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.
Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.
Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.
При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.
Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.
Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.
Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.
Источник
Ñïîñîáû ñïàñåíèÿ ëþäåé ïðè àâàðèÿõ, îêàçàíèå ïåðâîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè ïðè ðàçëè÷íûõ òðàâìàõ. Ïîìîùü ïîñòðàäàâøèì ïðè ïîðàæåíèè ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì, ïðè îòðàâëåíèè âðåäíûìè ãàçàìè â øàõòå, ïîëó÷èâøèì îæîãè, ïåðåëîìû, ïðè òåðìèíàëüíûõ ñîñòîÿíèÿõ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
1. ÑÏÎÑÎÁÛ ÑÏÀÑÅÍÈß ËÞÄÅÉ ÏÐÈ ÀÂÀÐÈßÕ, ÎÊÀÇÀÍÈÅ ÏÅÐÂÎÉ ÄÎÂÐÀ×ÅÁÍÎÉ ÏÎÌÎÙÈ ÏÐÈ ÐÀÇËÈ×ÍÛÕ ÒÐÀÂÌÀÕ
Ïðè ðàáîòå â øàõòàõ ó ãîðíîðàáî÷èõ ìîãóò èìåòü ìåñòî ðàçëè÷íûå ïîâðåæäåíèÿ. îðãàíèçìà (òðàâìû), âûçûâàåìûå ìåõàíè÷åñêèìè, òåðìè÷åñêèìè, ýëåêòðè÷åñêèìè è õèìè÷åñêèìè âîçäåéñòâèÿìè.
Çíà÷èòåëüíàÿ ïðîòÿæ¸ííîñòü ãîðíûõ âûðàáîòîê, èõ çàãàçîâàííîñòü âðåäíûìè ãàçàìè, îáâîäí¸ííîñòü, âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà è îáðóøåíèå ãîðíûõ ïîðîä çàòðóäíÿþò îêàçàíèå ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ãîðíîðàáî÷èì.
Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøèì íà ìåñòå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ ïðè àâàðèÿõ â øàõòå íåîáõîäèìî:
à) ïðåêðàòèòü âîçäåéñòâèå âíåøíèõ ïîâðåæäàþùèõ ôàêòîðîâ íà îðãàíèçì (â çàãàçîâàííîé àòìîñôåðå âêëþ÷åíèå ïîñòðàäàâøåãî â èçîëèðóþùèé êèñëîðîäíûé àïïàðàò èëè øàõòíûé ñàìîñïàñàòåëü, îñâîáîæäåíèå îò äåéñòâèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, èçâëå÷åíèå èç-ïîä çàâàëà è äð.;
á) îöåíèòü îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî è âèä ïîâðåæäåíèÿ;
â) îêàçàòü ñïåöèàëüíóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü â çàâèñèìîñòè îò âèäà ïîâðåæäåíèÿ (èñêóññòâåííîå äûõàíèå, çàêðûòûé ìàññàæ ñåðäöà, îñòàíîâêà êðîâîòå÷åíèÿ, íàëîæåíèå ñòåðèëüíîé ïîâÿçêè è äð.)
Äëÿ ïðàâèëüíîãî óñòàíîâëåíèÿ õàðàêòåðà, ïîñëåäñòâèé ïîâðåæäåíèÿ è îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íåîáõîäèìî çíàíèå ñòðîåíèÿ îðãàíèçìà è äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ.
Ñòðîåíèå îðãàíèçìà è åãî îðãàíîâ èçó÷àåò íàóêà àíàòîìèÿ. Æèçíåííûå ôóíêöèè öåëîñòíîãî îðãàíèçìà, îòäåëüíûõ îðãàíîâ è ñèñòåì èçó÷àåò ôèçèîëîãèÿ.
Îðãàíû — ýòî ÷àñòü îðãàíèçìà, âûïîëíÿþùèå â í¸ì ðàçëè÷íûå ôóíêöèè. Êàæäûé îðãàí âûïîëíÿåò îïðåäåë¸ííûå ôóíêöèè. Îäíè îðãàíû çàùèùàþò îðãàíû îò ïîâðåæäåíèÿ, äðóãèå îáåñïå÷èâàþò äâèæåíèå, â òðåòüèõ èçìåíÿåòñÿ ïèùà è ïðåâðàùàåòñÿ â âåùåñòâà, èç êîòîðûõ ñòðîèòñÿ îðãàíèçì, ÷åòâ¸ðòûå íåïðåðûâíî ïîñòàâëÿþò êðîâü âñåì îðãàíàì.
Ãðóïïû îðãàíîâ, âûïîëíÿþùèõ ñîâìåñòíî îáùèå ôóíêöèè, îáðàçóþò ñèñòåìû îðãàíîâ.
 îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ñèñòåìû:
1) Ñèñòåìà ïîêðîâíûõ îðãàíîâ îáðàçîâàíà êîæåé, ïîêðûâàþùåé òåëî ñíàðóæè è âëàæíûìè ñëèçèñòûìè îáîëî÷êàìè, âûñòèëàþùèìè èçíóòðè. Ýòè îðãàíû çàùèùàþò îðãàíèçì îò ðàçëè÷íûõ âíåøíèõ âîçäåéñòâèé.
2) Îïîðíî-äâèãàòåëüíàÿ ñèñòåìà. Îïîðíî-äâèãàòåëüíóþ ñèñòåìó ñîñòàâëÿþò ñêåëåò è ìûøöû. Êîñòíûé ñêåëåò — òâ¸ðäàÿ îñíîâà îðãàíèçìà. Ê êîñòÿì ïðèêðåïëÿþòñÿ ìûøöû, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ñîâåðøàþòñÿ ðàçëè÷íûå äâèæåíèÿ.
3) Ñèñòåìà îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Èñòî÷íèêîì ýíåðãèè ÷åëîâåêà è ñòðîèòåëüíûì ìàòåðèàëîì äëÿ åãî êëåòîê ÿâëÿþòñÿ ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, âõîäÿùèå â ñîñòàâ ïèùè. Ê íèì îòíîñÿòñÿ áåëêè, æèðû è óãëåâîäû. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà ìîãëè áûòü óñâîåíû îðãàíèçìîì, îíè äîëæíû â ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ ïåðåéòè â ðàñòâîðèìîå ñîñòîÿíèå; â òàêîì âèäå îíè âñàñûâàþòñÿ èç êèøå÷íèêà â êðîâü.
4) Ñèñòåìà îðãàíîâ äûõàíèÿ. Æèçíåäåÿòåëüíîñòü êëåòîê îðãàíèçìà íåâîçìîæíà áåç êèñëîðîäà, êîòîðûé ó÷àñòâóåò â îêèñëåíèè ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, ñîïðîâîæäàþùåìñÿ îáðàçîâàíèåì íåîáõîäèìîé ýíåðãèè. Ïðè ýòîì îáðàçóåòñÿ òàêæå óãëåêèñëûé ãàç. Êèñëîðîä ïîñòóïàåò â îðãàíèçì ÷åëîâåêà èç âîçäóõà ÷åðåç ëåãêèå ñ êàæäûì âäîõîì è ðàçíîñèòñÿ ïî âñåì êëåòêàì êðîâüþ. Êðîâü, îòäàâ êëåòêàì êèñëîðîä, çàáèðàåò èç íèõ óãëåêèñëîòó, êîòîðàÿ óäàëÿåòñÿ èç îðãàíèçìà ïðè âûäîõå. Òàêèì îáðàçîì, îáìåí ýòèõ äâóõ ãàçîâ, èëè òàê íàçûâàåìûé ãàçîîáìåí ìåæäó êðîâüþ è àòìîñôåðíûì âîçäóõîì, ïðîèñõîäèò ïðè äûõàíèè ÷åëîâåêà.
5) Ñèñòåìà îðãàíîâ êðîâîîáðàùåíèÿ.  îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âî âñåõ åãî òêàíÿõ è îðãàíàõ ïîñòîÿííî öèðêóëèðóåò êðîâü. Ïîñòóïàþùàÿ â îðãàíû è òêàíè êðîâü íîñèò íàçâàíèå àðòåðèàëüíîé, à îòòåêàþùàÿ èç íèõ — âåíîçíîé.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ñîñóäû, ïî êîòîðûì êðîâü öèðêóëèðóåò â îðãàíèçìå, ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà àðòåðèàëüíûå è âåíîçíûå. Âñÿ ñèñòåìà êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ îáðàçóåò äâà êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ — áîëüøîé è ìàëûé. Êðîâü èç îäíîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ â äðóãîé ïîñòóïàåò ÷åðåç ñåðäöå, âûïîëíÿþùèå ñ îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ðîëü ñâîåîáðàçíîãî íàñîñà. Ñåðäöå, ñîêðàùàÿñü, âûáðàñûâàåò êðîâü â àîðòó ñàìûé áîëüøîé àðòåðèàëüíûé êðîâåíîñíûé ñîñóä, êîòîðûì íà÷èíàåòñÿ ñèñòåìà áîëüøîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ. Èç àîðòû êðîâü ïîñòóïàåò â àðòåðèè ñ ïîñòåïåííî óìåíüøàþùèìñÿ äèàìåòðîì, çàòåì â åùå áîëåå ìåëêèå êðîâåíîñíûå ñîñóäû — àðòåðèîëû è, íàêîíåö, â êàïèëëÿðû, ÿâëÿþùèåñÿ êîíå÷íûìè ïóòÿìè ïåðåäâèæåíèÿ àðòåðèàëüíîé êðîâè ïî òêàíÿì è îðãàíàì. ×åðåç êàïèëëÿðû â îðãàíû è òêàíè äîñòàâëÿþòñÿ ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà è êèñëîðîä. Çàòåì êðîâü, ñîäåðæàùàÿ ðàçëè÷íûå íåíóæíûå ïðîäóêòû îáìåíà êëåòîê è òêàíåé, è óãëåêèñëîòó, ñîáèðàåòñÿ â âåíóëû, ïåðåõîäÿùèå âî âñå áîëåå óâåëè÷èâàþùèåñÿ â äèàìåòðå âåíû. Íàèáîëåå êðóïíûìè âåíîçíûìè ñîñóäàìè ÿâëÿþòñÿ âåðõíÿÿ è íèæíÿÿ ïîëûå âåíû, ïî êîòîðûì âåíîçíàÿ êðîâü ïîñòóïàåò ñíîâà â ñåðäöå. Ìàëûé êðóã êðîâîîáðàùåíèÿ òàêæå íà÷èíàåòñÿ îò ñåðäöà è ñîñòîèò èç ñèñòåìû àðòåðèé, êàïèëëÿðîâ è âåí, ïðîõîäÿùèõ ÷åðåç ëåãêèå, â êîòîðûõ êðîâü îòäàåò ñâîþ óãëåêèñëîòó è îáîãàùàåòñÿ êèñëîðîäîì.  ìàëîì êðóãå êðîâü íå ñîîòâåòñòâóåò íàçâàíèÿì ñîñóäîâ: â ëåãî÷íîé àðòåðèè òå÷åò âåíîçíàÿ êðîâü, à â âåíàõ — àðòåðèàëüíàÿ.
6) Ñèñòåìà îðãàíîâ âûäåëåíèÿ. Îêèñëèòåëüíûå ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â îðãàíèçìå, ñîïðîâîæäàþòñÿ îáðàçîâàíèåì ðàçëè÷íûõ âðåäíûõ âåùåñòâ. Èç îðãàíèçìà âðåäíûå âåùåñòâà óäàëÿþòñÿ îðãàíàìè âûäåëåíèÿ, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ ïî÷êè, ëåãêèå, êîæà.
àâàðèÿ ïîìîùü òðàâìà ïîñòðàäàâøèé
2. Îêàçàíèå ïîìîùè ïîñòðàäàâøèì ïðè ïîðàæåíèè ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì è èíûõ òðàâìàõ
Ñìåðòåëüíûé èñõîä ïðè ïîðàæåíèè ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì âî ìíîãîì çàâèñèò îò ñòå÷åíèÿ îáñòîÿòåëüñòâ, íî ïðàêòè÷åñêè ïî÷òè â êàæäîì ñëó÷àå ìîæíî ñïàñòè ïîñòðàäàâøåãî — äîñòàòî÷íî ëèøü ãðàìîòíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü.
Îïàñíîñòü ïîðàæåíèå çàâèñèò è îò âèäà ýëåêòðè÷åñêîé ïåòëè ïðîõîæäåíèÿ òîêà ïî òåëó. Ïðè åãî ïðîõîæäåíèè ïî âåðõíåé ïåòëå (îò ðóêè ê ðóêå) ñìåðòåëüíûå èñõîäû ãîðàçäî ÷àùå, ÷åì ïðè ïðîõîæäåíèè ïî íèæíåé ïåòëå (îò íîãè ê íîãå). Íàèáîëåå îïàñíà ïåòëÿ òîêà, ïóòü êîòîðîé ëåæèò ÷åðåç ñåðäöå.
Ñõåìà îêàçàíèÿ ïîìîùè ïðè ïîðàæåíèè ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì
1. Îáåñòî÷èòü Ï (íå çàáûâàÿ î ñîáñòâåííîé áåçîïàñíîñòè).
2. Ïðîâåðèòü íàëè÷èå äûõàíèÿ è ïóëüñà íà ñîííîé èëè áåäðåííîé àðòåðèè.
3.Ïðè îòñóòñòâèè ïóëüñà è äûõàíèÿ íàíåñòè ïðåêàðäèàëüíûé óäàð, íà÷àòü ïðîâåäåíèå ÍÌÑ è ÈÂË.
4. Åñëè ïóëüñ è äûõàíèå åñòü, íî ïîñòðàäàâøèé â ñîñòîÿíèè êîìû (áåç ñîçíàíèÿ áîëåå 4 ìèíóò) ïåðåâåðíóòü åãî íà æèâîò è îáëîæèòü ãîëîâó ïàêåòàìè ñî ñíåãîì, íà÷àòü ÈÊ (ìîæíî ÷èñòîãî).
5. Ïðè êðîâîòå÷åíèè íàëîæèòü êðîâîîñòàíàâëèâàþùèå æãóòû è (èëè) äàâÿùèå ïîâÿçêè.
6. Ïðè ýëåêòðè÷åñêèõ îæîãàõ è ðàíàõ — íàëîæèòü ñòåðèëüíûå ïîâÿçêè. Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé êîíå÷íîñòåé — øèíû. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðîèçâåñòè îáåçáîëèâàíèå.
Ïðè îòðàâëåíèè âðåäíûìè ãàçàìè â øàõòå
Îòðàâëÿþùèìè èëè ÿäîâèòûìè âåùåñòâàìè íàçûâàþòñÿ òàêèå âåùåñòâà (ãàçû), êîòîðûå, ïîñòóïàÿ â îðãàíèçì äàæå â îòíîñèòåëüíî íåáîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ, âûçûâàþò â íåì íàðóøåíèå íîðìàëüíîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ âðåìåííûì áîëåçíåííûì ñîñòîÿíèåì.
Îêàçàíèå ÏÌÏ ïðè îòðàâëåíèè âðåäíûìè ãàçàìè â øàõòå
Ïðè îòðàâëåíèè ãîðíîðàáî÷èõ âðåäíûìè ãàçàìè â øàõòå íåîáõîäèìî:
1. Íåìåäëåííî èçîëèðîâàòü äûõàòåëüíûå îðãàíû Ï îò âðåäíîãî âîçäåéñòâèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû ïóòåì âêëþ÷åíèÿ åãî â èçîëèðóþùèé äûõàòåëüíûé àïïàðàò (èçîëèðóþùèé ðåñïèðàòîð èëè ØÑÑ);
2. Ïðè îòñóòñòâèè ó Ï ñàìîñòîÿòåëüíîãî äûõàíèÿ è ñåðäöåáèåíèÿ è íàëè÷èè àïïàðàòîâ ïîçâîëÿþùèõ ïðîâîäèòü ÈÂË â çàãàçîâàííîé àòìîñôåðå (ÃÑ-10, ÃÑ-11) ïðèñòóïèòü ê ïðîâåäåíèþ ÐÌ íà ìåñòå îáíàðóæåíèÿ Ï â çàãàçîâàííîé àòìîñôåðå (çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, êîãäà äëÿ âûíîñà Ï íà ñâåæóþ ñòðóþ äîñòàòî÷íî íåñêîëüêî ñåêóíä). Åñëè íà îñíàùåíèè íåò àïïàðàòîâ, ïîçâîëÿþùèõ ïðîâîäèòü ÈÂË â ç/à, âûíåñòè Ï íà ñâåæóþ ñòðóþ è òîëüêî ïîñëå ýòîãî íà÷èíàòü Ð:
3. Íà ìåñòå îáíàðóæåíèÿ Ï ïðîèçâåñòè àíàëèç âîçäóõà ñ ïîìîùüþ ãàçîîïðåäåëèòåëÿ è îòîáðàòü ïðîáó âîçäóõà â ðåçèíîâóþ êàìåðó.
Ïîìîùü ïîñòðàäàâøèì ñ îáøèðíûìè îæîãàìè
Îæîãè áûâàþò òåðìè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ëó÷åâûå. Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè 1 è 2 ñòåïåíè — ïîâåðõíîñòíûå , 3 è 4 ñòåïåíè — ãëóáîêèå. 1 ñòåïåíü îæîãà — áîëü ïîêðàñíåíèå êîæè. 2 ñòåïåíü — áîëü, ïîêðàñíåíèå êîæè, ïîÿâëåíèå ïóçûðåé çàïîëíåííûõ ïðîçðà÷íîé æèäêîñòüþ. 3 è 4 ñòåïåíè — ïîëíîå ðàçðóøåíèå êîæè è íèæåëåæàùåãî ìûøå÷íîãî ñëîÿ. Ïðè ýòîì ïðèêîñíîâåíèå ê îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè èãîëêîé èëè ñìî÷åííûì ñïèðòîì òàìïîíîì áåçáîëåçíåííî â ñâÿçè ñ ãèáåëüþ áîëåâûõ ðåöåïòîðîâ êîæè.
Ñõåìà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè îæîãàõ
Ïðè îæîãàõ 1 ñòåïåíè
Ïðèëîæèòü íà ìåñòî îæîãà õîëîä èëè ïîäñòàâèòü ïîä ñòðóþ õîëîäíîé âîäû íà 5-10 ìèíóò. Îáðàáîòàòü îáîææåííóþ ïîâåðõíîñòü ñïèðòîì èëè âîäêîé.
Ïðè îæîãàõ 2-4 ñòåïåíè
Íàëîæèòü íà îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü ñëàáóþ, ïîâåðõíîñòíóþ ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó. Ïðè íàëîæåíèè ïîâÿçêè Ï áåñïîêîèòü èëè ïîâîðà÷èâàòü êàê ìîæíî ìåíüøå. Ïîâåðõ ñòåðèëüíîé ïîâÿçêè ïîëîæèòü ïóçûðè ñî ëüäîì èëè ïàêåòû ñî ñíåãîì èëè õîëîäíîé âîäîé. Äàòü Ï 2-3 òàáëåòêè àíàëüãèíà èëè ââåñòè àíàëüãèí ñ äèìåäðîëîì â/ì. Ïðåäëîæèòü Ï îáèëüíîå òåïëîå ïèòüå.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ
Ïåðåëîìû áûâàþò çàêðûòûå, ïðè êîòîðûõ öåëîñòü êîæè íå íàðóøåíà, ðàíû íåò, è îòêðûòûå, êîãäà ïåðåëîì ñîïðîâîæäàåòñÿ ðàíåíèåì ìÿãêèõ òêàíåé.
Ïðèçíàêè ïåðåëîìà.
— áîëü â ìåñòå ïåðåëîìà;
— îòåê;
— äåôîðìàöèÿ êîíå÷íîñòè;
— íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòè (òàçà, ïîçâîíî÷íèêà).
Îáùèå ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé
1. Íå ñíèìàòü îäåæäó è îáóâü. Äëÿ òîãî ÷òîáû îñìîòðåòü ìåñòî ïåðåëîìà è íàëîæèòü ïîâÿçêó íà ðàíó (ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå), îäåæäó è îáóâü ðàçðåçàþò.
2. Îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå è íàëîæèòü íà ðàíó àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.
3. Ïðèäàòü ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà óäîáíîå ïîëîæåíèå è îáÿçàòåëüíî íàëîæèòü èììîáèëèçèðóþùóþ ïîâÿçêó.
4. Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëåâûõ îùóùåíèé, ïðåäóïðåæäåíèÿ øîêà ââåñòè â ìûøöó àíàëüãèí ñ äèìåäðîëîì, èëè äàòü 2-3 òàáëåòêè àíàëüãèíà.
Îáùèå ïðàâèëà íàëîæåíèÿ øèí
1. Äëÿ ñîçäàíèÿ íåïîäâèæíîñòè îòëîìêîâ êîñòåé øèíó íóæíî íàëîæèòü òàê, ÷òîáû ñòàëè íåâîçìîæíûìè äâèæåíèÿ â äâóõ ñîñåäíèõ ñóñòàâàõ (âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà).
2. Îñòðûå êðàÿ è óãëû øèíû äîëæíû áûòü ñãëàæåíû. Ìåòàëëè÷åñêóþ øèíó ïåðåä íàëîæåíèåì èçãèáàþò ïî ôîðìå êîíå÷íîñòè (èçãèáàòü øèíó ïî ôîðìå çäîðîâîé êîíå÷íîñòè èëè ïî ñåáå).
3. Ïîä øèíó ïîäêëàäûâàþò ìÿãêóþ ïîäñòèëêó (ñåíî, ñîëîìó, âåòîøü è ò.ï.), îñîáåííî â ìåñòàõ êîñòíûõ âûñòóïîâ, ÷òîáû íå âûçâàòü áîëåé ïðè òðàíñïîðòèðîâêå. Îãîëåííóþ ÷àñòü òåëà óêðûòü.
4. Ïðè ïåðåëîìå íîãè øèíó ðåêîìåíäóåòñÿ íàêëàäûâàòü ñ äâóõ èëè òðåõ ñòîðîí.
5. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ íåëüçÿ ïðèêëàäûâàòü øèíó ê òîìó ìåñòó, ãäå íàðóæó âûñòóïàåò ñëîìàííûé êîíåö êîñòè (âïðàâëÿòü îòëîìêè çàïðåùåíî).
6. Ïîâÿçêè ïîâåðõ øèí ñëåäóåò íàêëàäûâàòü ðàâíîìåðíî, ïëîòíî, íî íå î÷åíü òóãî, ÷òîáû ïðè òðàíñïîðòèðîâêå îò ñäàâëèâàíèÿ íå íàðóøèëîñü êðîâîîáðàùåíèå. Íåëüçÿ ïðèáèíòîâûâàòü øèíó ïîâÿçêîé íà óðîâíå ïåðåëîìà.
Ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ñäàâëèâàíèÿ
Îñâîáîæäåíèå ïðèíîñÿùåå ñìåðòü — ñòðàøíûé ïàðàäîêñ, ñ êîòîðûì íåèçáåæíî ñòàëêèâàþòñÿ ïðè íåïðàâèëüíîì èçâëå÷åíèè ïîñòðàäàâøèõ èç- ïîä îáëîìêîâ ïîðîäû, çäàíèé è òåõíèêè.
×åì äîëüøå ñäàâëèâàíèå, òåì ñèëüíåå òîêñè÷åñêèé óäàð è òåì ñêîðåå íàñòóïàåò ñìåðòü ïîñëå ïîïàäàíèÿ òîêñèíîâ â êðîâü.  êàêèõ ñëó÷àÿõ ñëåäóåò çàïîäîçðèòü ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ñäàâëèâàíèÿ? Ïðè ñäàâëèâàíèè êîíå÷íîñòè áîëåå 15 ìèíóò. Ïðè ïîÿâëåíèè îòåêà è èñ÷åçíîâåíèè ðåëüåôà ìûøö. Åñëè íå ïðîùóïûâàåòñÿ ïóëüñ ó ëîäûæåê. Äîñòîâåðíûå ïðèçíàêè ÑÄÑ. Çíà÷èòåëüíîå óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ ñðàçó ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ. Ïîÿâëåíèå ðîçîâîé èëè êðàñíîé ìî÷è.
×òî íåîáõîäèìî ñäåëàòü äî îñâîáîæäåíèÿ êîíå÷íîñòåé?
Ïðåäëîæèòü òåïëîå ïèòüå è îáåçáîëèòü. Ïî âîçìîæíîñòè ïðèëîæèòü õîëîä íèæå ìåñòà ñäàâëèâàíèÿ. Óñïåõ ñïàñåíèÿ çàâèñèò íå ñòîëüêî îò ñêîðîñòè îñâîáîæäåíèÿ, ñêîëüêî îò ïðàâèëüíîñòè îêàçàíèÿ ïîìîùè äî îñâîáîæäåíèÿ.
Îêàçàíèå ïîìîùè íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ
1. Åñëè åñòü äîñòóï, òóãî çàáèíòîâàòü êîíå÷íîñòè îò ïàëüöåâ äî ìåñòà ñäàâëèâàíèÿ. Îáëîæèòü, åñëè ýòî âîçìîæíî, ïðèäàâëåííûå êîíå÷íîñòè ïàêåòàìè ñî ëüäîì, ñíåãîì èëè õîëîäíîé âîäîé.
2. Äàòü 2-3 òàáëåòêè àíàëüãèíà èëè ââåñòè àíàëüãèí â/ì.
3. Ïðåäëîæèòü îáèëüíîå òåïëîå ïèòüå.
4. Íàëîæèòü çàùèòíûå æãóòû íà ñäàâëåííûå êîíå÷íîñòè äî èç îñâîáîæäåíèÿ.
5. Ñðàçó æå ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ òóãî çàáèíòîâàòü ïîâðåæäåííûå êîíå÷íîñòè.
6. Íàëîæèòü øèíû.
7. Ïîâòîðíî ïðèëîæèòü õîëîä ê ïîâðåæäåííûì êîíå÷íîñòÿì.
8. Ïðîäîëæàòü äàâàòü îáèëüíîå òåïëîå ïèòüå äî ïåðåäà÷è Ï áðèãàäå ÐÏÃ.
Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè òåðìèíàëüíûõ ñîñòîÿíèÿõ
Ïðèñòóïàÿ ê îêàçàíèþ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íåîáõîäèìî, ïðåæäå âñåãî, óáåäèòüñÿ, æèâ èëè ìåðòâ ïîñòðàäàâøèé. Äîñòîâåðíóþ èíôîðìàöèþ îá óïóùåííîì âðåìåíè òåáå äàñò âíåøíèé âèä ðîãîâèöû ãëàçà.
Ïåðåä ïðîâåäåíèåì ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé, óáåäèòñÿ â îòñóòñòâèè ñîçíàíèÿ, ðåàêöèè çðà÷êà íà ñâåò, îòñóòñòâèè ïóëüñà è äûõàíèÿ. Óëîæèòü ïîñòðàäàâøåãî íà òâåðäóþ ïî âîçìîæíîñòè ðîâíóþ ïîâåðõíîñòü, ðàññòåãíóòü îäåæäó è ðåìåíü, åñëè âîçìîæíî ïîäëîæèòü âàëèê ïîä ïëå÷è. Óáåäèòüñÿ â ïðîõîäèìîñòè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Íàíåñòè ïðåêàðäèàëüíûé óäàð. Ïðèñòóïèòü ê ÈÂË è çàêðûòîìó ìàññàæó ñåðäöà. Ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ ëó÷øå ïðîâîäèòü âäâîåì. Îäèí ÷åëîâåê ïðîâîäèò ìàññàæ â ñîîòíîøåíèè ÷àñòîòû 5 òîë÷êîâ, à äðóãîé ÈÂË ñ ÷àñòîòîé 1- ãî èñêóññòâåííîãî âäîõà. Åñëè ïîìîùü îêàçûâàåò îäèí ÷åëîâåê, åìó ïðèõîäèòñÿ ÷åðåäîâàòü 2 âäóâàíèÿ âîçäóõà â ëåãêèå ñ 5 áûñòðûìè (èíòåðâàë íå áîëåå 1 ñåê.) òîë÷êàìè.
Ýôôåêòèâíîñòü ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé îöåíèâàåòñÿ ïðåæäå âñåãî ïî ñóæåíèþ çðà÷êîâ è ïîÿâëåíèþ èõ ðåàêöèè íà ñâåò, ïîÿâëåíèþ ïóëüñàöèè íà ñîííûõ èëè áåäðåííûõ àðòåðèÿõ ïîñëå êðàòêîâðåìåííîãî 3 — 5 ñåê. ìàêñèìóì 10 ñåê. Ïðåêðàùåíèÿ ìåðîïðèÿòèé. Êîíòðîëü ïðîâîäèòñÿ â ñðåäíåì ÷åðåç 2 ìèíóòû. Åñëè íà ïðîòÿæåíèè 30 — 40 ìèíóò çðà÷êè îñòàþòñÿ øèðîêèìè, ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ñåðäå÷íàÿ è äûõàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü íå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, òî ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ ïðåêðàùàþòñÿ.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè êðîâîòå÷åíèÿõ
Ðàçëè÷àþò àðòåðèàëüíîå, âåíîçíîå è êàïèëëÿðíîå êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè êðîâü èç ïîâðåæäåííîé àðòåðèè áüåò ïðåðûâèñòîé ñòðóåé è èìååò ÿðêî-êðàñíûé àëûé öâåò. Òàêîå êðîâîòå÷åíèå íàèáîëåå îïàñíî, òàê, êàê íàõîäÿùàÿñÿ ïîä äàâëåíèåì êðîâü âûòåêàåò èç àðòåðèè äîâîëüíî áûñòðî. Ïðè âåíîçíîì êðîâîòå÷åíèè âûòåêàþùàÿ èç ðàíû êðîâü òåìíî — âèøíåâîãî öâåòà. Îíà âûòåêàåò èç ïîâðåæäåííîãî ñîñóäà íåïðåðûâíîé ñòðóåé. Ïðè êàïèëëÿðíîì êðîâîòå÷åíèè êðîâü ñî÷èòñÿ èç ðàíû, êàê èç ãóáêè, êàïëÿìè. Òàêîå êðîâîòå÷åíèå îáû÷íî ëåãêî îñòàíîâèòü, íàëîæèâ íà ðàíó ïîâÿçêó. Åñëè êðîâîòå÷åíèå ïðîèñõîäèò íàðóæó èç îòêðûòîé ðàíû, åãî íàçûâàþò íàðóæíûì. Êðîâîòå÷åíèå, ïðè êîòîðîì êðîâü âûòåêàåò èç ñîñóäà â òêàíè, êàêóþ — ëèáî ïîëîñòü òåëà ãðóäíóþ, áðþøíóþ íàçûâàþò âíóòðåííèì. Ñóùåñòâóþò ñïîñîáû âðåìåííîé è îêîí÷àòåëüíîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ. Ê ïåðâîìó îòíîñèòñÿ íàëîæåíèå äàâÿùåé ïîâÿçêè, ïðèæàòèÿ àðòåðèè ê êîñòè âûøå ðàíû è íàëîæåíèå æãóòà.
Ïðàâèëà íàëîæåíèÿ æãóòà
Íàêëàäûâàòü æãóò íàäî âûøå ðàíû êàê ìîæíî áëèæå ê íåé. Ïåðåä íàëîæåíèåì æãóòà êîíå÷íîñòè, åñëè ýòî âîçìîæíî íåîáõîäèìî ïðåäàòü âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå. Æãóò íàêëàäûâàþò íà îäåæäó, êàêóþ — íèáóäü ïðîêëàäêó (ïëàòîê, ïîëîòåíöå). Ïðè íàëîæåíèè æãóòà ñëåäóåò ñ ïîìîùüþ ïåðâûõ îäíî — äâóõ òóðîâ îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå. Íàëîæåííûé æãóò íåîáõîäèìî íàäåæíî çàêðåïèòü. Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé âåðõíåé êîíå÷íîñòè æãóò ëó÷øå ðàñïîëîæèòü íà âåðõíåé òðåòè ïëå÷à, ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé íèæíåé êîíå÷íîñòè íà ñðåäíåé òðåòè áåäðà. Íå äîïóñòèìî íåïðåðûâíîå íàõîæäåíèå æãóòà íà êîíå÷íîñòè áîëåå 2 ÷àñîâ ëåòîì, èëè îäèí ÷àñ çèìîé, òàê êàê ïðåðûâàíèå êðîâîñíàáæåíèÿ êîíå÷íîñòè íà áîëåå äëèòåëüíîå âðåìÿ ïðèâîäèò ê åå ãèáåëè. Åñëè ñ ìîìåíòà íàëîæåíèÿ æãóòà ïðîøëî óñòàíîâëåííîå âðåìÿ, à ïîñòðàäàâøèé åùå íå äîñòàâëåí â ìåä. ó÷ðåæäåíèå, íàäî ïîñòóïàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì. Ïðèæàòü ïàëüöàìè àðòåðèþ ó êîðíÿ êîíå÷íîñòè, çàòåì ìåäëåííî, ÷òîáû ïîòîêîì êðîâè íå áûë âûòîëêíóò òðîìá â ñîñóäå, ðàñïóñêàåì æãóò íà 5 ìèíóò. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ñíîâà ïîëîæèòü åãî ñëåäóåò ðàñïîëîæèòü æãóò ÷óòü âûøå ïðåäûäóùåãî ìåñòà. Òàêîå âðåìåííîå ñíÿòèå æãóòà ïîâòîðÿþò êàæäûå ïîë÷àñà, ïîêà ïîñòðàäàâøåìó íå áóäåò îêàçàíà õèðóðãè÷åñêàÿ ïîìîùü. Åñëè êðîâîòå÷åíèå íå âîçîáíîâèëîñü æãóò ìîæíî íå çàòÿãèâàòü, à îñòàâèòü åãî íà êîíå÷íîñòè ñâîáîäíî òàê, ÷òîáû â ñëó÷àå âîçîáíîâëåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ ìîæíî áûëî åãî áûñòðî çàòÿíóòü. Çà ïîñòðàäàâøèì, êîòîðîìó áûë íàëîæåí æãóò, íåîáõîäèìî íàáëþäàòü, òàê êàê â ïóòè æãóò ìîæåò îñëàáíóòü, è êðîâîòå÷åíèå ìîæåò âîçîáíîâèòüñÿ. Ïîñëå íàëîæåíèÿ æãóòà ñëåäóåò íà âèäíîì ìåñòå îñòàâèòü çàïèñêó, ãäå îòìå÷åíû äàòà, âðåìÿ â 24 ÷àñîâîì èñ÷èñëåíèè è ôàìèëèÿ íàëîæèâøåãî æãóò.  çèìíåå âðåìÿ êîíå÷íîñòü ñ íàëîæåííûì æãóòîì ñëåäóåò óêóòàòü îäåæäîé èëè òîëñòûì ñëîåì âàòû. Íåëüçÿ óïîòðåáëÿòü â êà÷åñòâå æãóòà òîíêèå âåðåâêè, ýëåêòðè÷åñêèé ïðîâîä, òåëåôîííûé êàáåëü, òàê êàê ïðè èõ çàòÿãèâàíèè ìîãóò áûòü ñåðüåçíî ïîâðåæäåíû ìÿãêèå òêàíè. Êðîìå òîãî, êðîâîòå÷åíèå ìîæíî îñòàíîâèòü ñ ïîìîùüþ ôîðñèðîâàííîãî ñãèáàíèÿ êîíå÷íîñòè ñ ôèêñàöèåé â ìàêñèìàëüíî ñîãíóòîì ïîëîæåíèè. Íî ýòîò ñïîñîá íå ïðèãîäåí äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èç ðàí, ñî÷åòàþùèõñÿ ñ ïåðåëîìàìè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник