Первая медицинская помощь при переломах биология

Перелом – повреждение кости с нарушением ее целостности. Травматические переломы разделяют на открытые (есть повреждения кожи в зоне перелома) и закрытые (кожный покров не нарушен).
При открытом переломе травма не вызывает сомнений. Закрытый перелом не так очевиден, особенно, если он неполный, когда нарушается часть поперечника кости, чаще в виде трещины.
Для всех переломов характерны:
- резкая боль при любых движениях и нагрузках;
- изменение положения и формы конечности, ее укорочение;
- нарушение функций конечности (невозможность привычных действий или ненормальная подвижность);
- отечность и кровоподтек в зоне перелома.
Оказание первой помощи при переломах конечностей во многом определяет исход травмы: быстроту заживления, предупреждение ряда осложнений (кровотечение, смещение отломков, шок) и преследует три цели:
- создание неподвижности костей в области перелома (что предупреждает смещение отломков и повреждение их краями сосудов, нервов и мышц);
- профилактику шока;
- быструю доставку пострадавшего в медицинское учреждение.
Первая помощь при закрытом переломе
Если есть возможность вызвать скорую помощь, то сделайте это. После чего обеспечьте неподвижность поврежденной конечности, например, положите ее на подушку и обеспечьте покой. На предполагаемую зону перелома положите что-нибудь холодное. Самому пострадавшему можно дать выпить горячий чай или обезболивающее средство.
Если транспортировать пострадавшего вам придется самостоятельно, то предварительно необходимо наложить шину из любых подручных материалов (доски, лыжи, палки, прутья, зонты).
Любые два твердых предмета прикладывают к конечности с противоположных сторон поверх одежды и надежно, но не туго (чтобы не нарушать кровообращение) фиксируются бинтом или другими подходящими подручными материалами (кушак, ремень, лента, веревка).
Фиксировать надо два сустава — выше и ниже места перелома. Например, при переломе голени фиксируются голеностопный и коленный суставы, а при переломе бедра – все суставы ноги.
Если под рукой совсем ничего не оказалось, то поврежденную конечность следует прибинтовать к здоровой (руку — к туловищу, ногу – ко второй ноге).
Транспортировка пострадавшего с переломом ноги осуществляется в положении лежа, травмируемую конечность желательно приподнять.
Первая помощь при открытом переломе
Открытый перелом опаснее закрытого, так как есть возможность инфицирования отломков.
Если есть кровотечение, его надо остановить. Если кровотечение незначительное, то достаточно наложить давящую повязку. При сильном кровотечении накладываем жгут, не забывая отметить время его наложения. Если время транспортировки занимает более 1,5-2 часов, то каждые 30 минут жгут необходимо ослаблять на 3-5 минут.
Кожу вокруг раны необходимо обработать антисептическим средством (йод, зеленка). В случае его отсутствия рану надо закрыть хлопчатобумажной тканью.
Теперь следует наложить шину, так же как и в случае закрытого перелома, но избегая места, где выступают наружу костные обломки и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Нельзя пытаться вправлять кость и переносить пострадавшего без наложения шины!
Источник
При авариях, чрезвычайных происшествиях и стихийных бедствиях люди получают травмы. Чаще всего – это переломы, которые сопровождаются кровопотерей и болевым шоком. Успешность дальнейшего лечения во многом зависит от того, насколько своевременно и правильно была оказана первая помощь при открытых и закрытых переломах.
Методические рекомендации и плакат о переломах на стенд, доступны после статьи.
Основные виды переломов
Чаще всего переломы делят на закрытые и открытые. В первом случае кожный покров не повреждается, во втором – кожа рвется, а части кости могут выступать за пределы раны. При открытом переломе происходит инфицирование тканей, потому восстановление более долгое.
По характеру повреждения костей и прилегающих тканей выделяют следующие виды переломов:
- оскольчатый – кость разрушается с образованием множества осколков;
- осложненный – вместе с костью задеваются нервные волокна, внутренние органы;
- смещенный – отломки кости смещаются относительно друг друга;
Также перелом может быть частичным в виде трещины. Такое нарушение целостности кости чаще встречается у детей в силу эластичности костной ткани.
Принципы оказания доврачебной помощи
С помощью первой медицинской помощи можно значительно снизить риск развития осложнений – инфицирования, болевого шока, смещения отломков. Принципы действий схожи при открытых и закрытых переломах, однако есть некоторые нюансы, с которыми нужно ознакомиться.
Первая помощь при переломе конечностей
Рассмотрим алгоритм действий и правила доврачебной помощи при переломе конечностей:
- Осмотреться и удостовериться в отсутствии опасности для себя и пострадавшего.
- Если человек находится без признаков жизни – принять меры по реанимации и только потом оказывать помощь при переломе.
- Вызвать бригаду СМП.
- Если имеется артериальное кровотечение – принять меры по его остановке.
- Стараться не менять положение тела и конечностей пострадавшего, особенно при подозрении на перелом позвоночника. Если нужно снять одежду или обувь – делать это аккуратно, начиная со здоровой конечности.
- Принять меры по предупреждению болевого шока.
- Обеспечить иммобилизацию.
До прибытия «скорой помощи» нужно находиться рядом с пострадавшим, контролировать дыхание, пульс и сознание, а также стараться его успокоить.
Дополнительно читайте:
Виды наружных кровотечений и первая помощь
Если перелом открытый – нужно осторожно, не меняя положения травмированной конечности, остановить кровотечение, выбрав наиболее подходящий метод. Участок кожи вокруг раны нужно обработать антисептическим раствором, затем наложить чистую повязку. После этого можно готовить шину, которая должна соответствовать длине и фиксировать поврежденную конечность. До прибытия бригады скорой помощи нужно обеспечить пострадавшему покой. При переломе ключицы в подмышечную впадину нужно вложить валик, руку согнуть в локте, подвесить на косынке и прибинтовать к телу.
Предупреждение болевого шока
По причине повреждения мягких тканей и нервных волокон при переломе возникает сильная боль. Если не оказать помощи в этом направлении – может начаться травматический шок, который опасен для жизни.
Чтобы избежать этого состояния, нужно:
- дать пострадавшему 3-4 таблетки анальгина или 1-2 трамадола (либо другое обезболивающее);
- приложить к месту травмы холодный компресс – лед, снег и т.д.
Развитию болевого шока способствует общее охлаждение организма, поэтому в холодное время года пострадавшего нужно укрыть. Профилактике шока способствует и иммобилизация.
Правила иммобилизации
Иммобилизация – это комплекс мер, направленных на обеспечение неподвижности поврежденной конечности. Для этого используют различные шины, в том числе и сделанные из сподручных материалов – палок, досок, прутьев и т.д.
Правила наложения шины
При наложении шины нужно соблюдать ряд правил:
- Наложить ее нужно как можно раньше. Перелом сопровождается отеком, который не даст провести шинирование правильно.
- Шину накладывают после обезболивания, а не наоборот.
- Предмет накладывают с двух сторон поврежденной конечности, фиксируют с помощью бинта на всем протяжении, кроме места перелома.
- При переломе бедренной кости шина накладывается от подмышечной впадины до стопы.
- Если перелом открытый – сначала обрабатывают рану, накладывают стерильную или чистую повязку и только потом приступают к шинированию.
- Кровь нужно остановить до наложения шины. Если использовался жгут – шину накладывают так, чтобы его можно было убрать не нарушая иммобилизации.
- Руку подвешивают на перевязке, если сломана нога – под нее подкладывают что-нибудь мягкое.
- В холодное время года поврежденную конечность укутывают теплой тканью.
- Для контроля за кровообращением первые фаланги пальцев оставляют открытыми.
При перевозке пострадавшего в медицинское учреждение нужно обеспечить правильное положение тела. При переломе ног больного перевозят в положении «лежа», подложив под поврежденную конечность мягкий валик. При переломе руки допускается транспортировка сидя.
Дополнительно читайте:
Травмы скелета: виды
Первая помощь при переломе костей черепа
Во время различных происшествий возможны переломы костей черепа, но первое время трудно понять, поврежден ли головной мозг. Поэтому пострадавшего нужно как можно скорее доставить в больницу.
Последовательность оказания помощи при переломе костей черепа следующая:
- Для создания неподвижности головы применяют ватно-марлевую баранку, пращевидную повязку или сподручные средства (одежду, одеяло), формируя из них валик вокруг головы.
- Если человек без сознания – освободить ротовую полость от рвотных масс и приступить к реанимационным мероприятиям.
- Для нормализации работы сердца, если возможно, дают настой корвалола (до 20 капель).
Если рана образовалась в области затылка или пострадавший без сознания – перевозить его нужно на боку. Это положение предупредит развитие удушья из-за рвотных масс или западения языка.
Если у пострадавшего прелом костей носа – перевозить его нужно в положении «полусидя». Если сломана челюсть – в положении сидя, а потерявших сознание – лежа на животе. Нижнюю челюсть при переломе иммобилизируют пращевидной повязкой, а если сломана верхняя – вставляют между челюстями линейку или кусок фанеры, которые фиксируют к голове.
Первая помощь при переломах
Первая помощь при переломе костей таза
При падении с высоты, ДТП или ударах может возникнуть перелом кости таза. Первую помощь в этом случае оказывают до прибытия бригады СМП. Для этого нужно:
- Принять меры по предупреждению травматического шока.
- Положить пострадавшего на твердую поверхность.
- Придать телу положение «лягушки». Ноги согнуть под углом 450 в коленях и в ТБС, немного развести в стороны. Под ноги положить мягкий валик из одежды или одеяла.
При необходимости в позе «лягушки» человека можно и перевозить в медицинское учреждение.
Как и в случае с другими переломами, нужно контролировать физиологические показатели, следить за частотой пульса, дыхания. С пострадавшим нужно разговаривать, стараться его успокоить, а при потере сознания – повернуть голову вбок, чтобы исключить асфиксию рвотными массами.
Общие меры предосторожности
Часто очевидцы происшествия не имеют специальных знаний и потому, пытаясь оказать пострадавшему первую помощь, допускают грубейшие ошибки. Неправильные действия могут увеличить время восстановления а в худшем случае – стоить пострадавшему жизни.
При переломе запрещается:
- Давать что-либо выпить или скушать, за исключением случаев профилактики болевого шока.
- Пытаться выпрямить поврежденную ногу или руку.
- При открытом переломе доставать отломки кости из раны.
- Без необходимости перемещать пострадавшего, менять положение травмированной конечности.
- Самостоятельно «вправлять» сломанные кости.
- Заливать непосредственно в рану йод, спирт и другие средства (вызовут болевой шок).
- Использовать загрязненные материалы для обработки раны и повязки.
При переломе запрещается
О мерах профилактики болевого шока нужно сообщить прибывшей бригаде скорой помощи. Информация об обезболивающих препаратах или спирте может стать полезной, если для последующего лечения перелома потребуется общий наркоз.
Список литературы:
- Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. «Первая медицинская помощь» (7-е издание, 2000)
- Д. В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях» 2009
Источник
Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.
Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.
Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.
При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.
Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.
Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.
При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.
Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.
Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.
Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.
Источник
Урок биологии в 8-м классе «Первая помощь при переломах»
Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.
Цели урока:
- дидактическая — создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний;
- образовательная — способствовать формированию представления о различных видах травм на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека; научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихов суставов, переломах костей;
- развивающая — создать условия: для развития мышления; учить анализировать; выделять главное. Создать условия для развития речи: обогащение словарного запаса; двигательной сферы: развитие более мелких мышц; внимания; памяти;
- воспитательная — воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.
Методы обучения: частично-поисковый, практический.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.
Средства обучения:
- Учебник 8 класса. Биология. Человек. Н.И.Сонин, М.Р.Сонин — М.: Дрофа, 2002
- Таблицы учебные «Скелет человека», «Строение и состав костей», «Типы соединения костей», «Виды переломов».
- Карточки-задания.
- Простейшие шины, бинт, косынка
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Обоснование | Деятельность учащихся | Примечание |
I. | Оргмомент | Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок. | Проверяю оформление рабочего места. Определяю готовность к уроку. | ||
II. | Целепологание, мотивация | Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока: 1. Знать: 2. Уметь: Научиться: Записываю все предложенные учащимися варианты, анализирую и оставляю нужные. Мотивирую работу учащихся, объявляя о том, что сегодня оцениваем себя за то, как слушаем, говорим, отвечаем, выполняем практическую часть. Оценку выставляем в рабочую карту. | Выбираю этот прием потому, что он развивает мышление, речь, умение ставить цели. Это настраивает на работу, повышает активность учащихся. | Записывают тему урока в тетради и рабочие карты, предлагаю различные варианты целей. Определяю уровень мотивации к активной деятельности с целью получения более высокой оценки. | «Рабочие карты» см. вприложении №1. |
III. | Актуализация ранее изученного материала. | Предлагаю вспомнить строение и состав костей скелета для подготовки к восприятию нового материала. Вызываю 3-х учащихся к доске и проверяю задание по таблицам: Скелет человека. Строение и состав костей скелета. Типы соединения костей. Остальным — взаимоконтроль. | Это заставляет учащихся вспомнить ранее изученный материал, развивает речь, память, учит выслушивать друг друга, оценивать свои знания. | Вспоминают строение и состав костей скелета и типы соединения костей. Трое учащихся работают у доски. Остальные — работа в парах: взаимоконтроль по заданиям рубрик с. 96-97. | Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Взаимооценка: оценка в рабочую карту.смотриприложение №1. |
IV. | Процессуально-содержательный. Первичное усвоение материала. Осознание и осмысление. | Предлагаю назвать виды травм, записываю все предложенные варианты, анализирую. Предлагаю работу в группах по карточкам-заданиям. Предлагаю группам выступить, остальным — слушать и заполнять таблицу. | Активизирует к восприятию нового материала. Создаются условия для восприятия нового материала; теоретической и практической части. Работают все учащиеся, самостоятельно достигают цели, есть выбор ученика в деятельности (рассказывать, практически показывать). Развивается речь, толерантность, умение выслушивать других. | Предлагают различные варианты. Работают в группах по карточкам-заданиям. Выступают группы по заданию. Остальные слушают и заполняют таблицу. | Смотриприложение №2. |
V. | Контрольно-оценочный, закрепление. | Предлагаю выполнить: задания-задачи с последующей защитой ответов; тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь. Работа в группах. Предлагаю группам защитить свои ответы. Предлагаю провести самооценку и взаимооценку работы в группе. | Участие всех учащихся, выбор различной деятельности, развитие мышления, памяти. Закрепление знаний. | Выполняют: -задания-задачи для последующей защиты ответов; -тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь. Работают в группах. Читают задачи и защищают ответы. Проводят самооценку и взаимооценку работы в группе. | Смотриприложение №3. Оценка — в рабочую карту. |
VI. | Задание на дом. | Предлагаю выбрать один из вариантов: подготовить устный ответ; практически упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи. | Представляется выбор для ученика закрепить дома то, что еще недостаточно закреплено на уроке. | Выбирают один из вариантов и записывают в дневник, сдают тетради и рабочие карты. | |
VII | Рефлексия. | Предлагаю вопросы: — С каким настроением вы пришли на урок? — С каким уходите? — Что полезного вы узнали на уроке? — Достигли ли вы своей цели? — Что бы вы хотели попробовать выполнить еще раз? — Что изменить? — Что бы вы пожелали друг другу? | Развивает самооценку, умение делать анализ. | Отвечают на вопросы. |
Приложение №1:
Рабочая карта урока.
Тема_______________________________________________________________
Ф.И. учащегося | Объяснение учителя с/о | Изучение нового материала 10 мин. о/г | Самостоятельная работа 10 мин. с/о или в/о. | Итоговые отметки |
с/о — самооценка
в/о — взаимооценка
о/г — оценка группы
Критерии оценок:
«5» — внимательно слушал, могу все воспроизвести, дополнить своим.
«4» — внимательно слушал, могу все воспроизвести.
«3» — слушал внимательно, могу воспроизвести с помощью конспекта.
Приложение №2:
Алгоритм работы.
1.Внимательно прочтите текст.
2.Определите вид повреждений.
3. Определите симптомы этого повреждения.
4. Определите меры первой помощи.
5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).
Вид повреждений | Симптомы | Меры первой помощи |
6. Практически научитесь оказывать первую помощь.
Первая помощь при повреждении черепа и позвоночника.
В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медпомощь вызвать на место происшествия. При подозрении на перелом позвоночника больного очень осторожно укладывают вниз лицом на твердую прочную поверхность: широкую доску, лист фанеры и т. п. Под голову и плечи укладывают матерчатые валики. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего укладывают на носилках, голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.
Первая помощь при переломах грудной клетки и ключицы.
Если повреждена ключица или лопатка, руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани. При подозрении на перелом грудной клетки пострадавшего просят сделать глубокий вдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.
Первая помощь при растяжении связок.
При травмах, насильственных или неловких движений, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Вокруг поврежденного сустава вскоре развивается припухлость и возникает сильная боль. Нередко это сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями. При растяжении поврежденный сустав необходимо охладить пакетом со льдом или снегом, а если такой возможности нет, подойдет просто мокрая ткань. Через 10-15 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший отправлен в больницу.
Первая помощь при вывихах суставов.
При значительных резких движениях в суставах дело не ограничивается растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, — вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушения суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в поврежденном суставе острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя поврежденной конечности и немедленной доставке пострадавшего в больницу.
Первая помощь при переломах костей.
Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.
При подозрении на перелом только полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.
Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широким бинтом, полотенцем и т. п. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу к — здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
Приложение №3:
Задание-задача
Перелом ребер грудной клетки.
Ваши действия? Их обоснование?
Задание-задача
При очень большой физический нагрузке произошло растяжение связок.
Ваши действия? Их обоснования?
Задание-задача
Вы стали свидетелем катастрофы. У человека перелом костей черепа.
Ваши действия? Их обоснования?
Задание-задача
При резком движении вы почувствовали боль в суставе. Вывих.
Ваши действия? Их обоснования?
Задание-задача
Открытый перелом голени.
Ваши действия? Их обоснование?
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при повреждении ключицы?
А. Подвесить руку на косынку.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости?
А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обернуть конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?
А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при открытом переломе голени.
А. Прибинтовать шину к конечности.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обернуть конечность мягким материалом.
Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку.
Д. Наложить шину.
Тест
В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при переломе позвоночника?
А. Туго перебинтовать грудную клетку.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Сделать глубокий выдох.
Г. Дышать не глубоко.
Источник