Первая доврачебная помощь при переломах биология

Первая доврачебная помощь при переломах биология thumbnail

Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.

Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.

При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).

При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.

Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.

Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.

При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.

При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.

Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).

Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.

Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.

Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.

При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.

На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.

При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Источник

Общеобразовательная средняя школа № 3 им. Абая г.Талгар Алматинская область

Подготовила и провела учитель биологии Мартынова Л.В.

Тема урока: первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов и переломов костей.

Цель урока: изучить виды травм опорно-двигательной системы и правилами оказания первой помощи. 

Задачи урока: 

1.Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок. Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.

2. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.

Формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы. Развивать внимание, умение работать в группах.

3.Способствовать формированию правил гигиены опорно-двигательной системы.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: лекция – беседа с демонстрацией, самостоятельная работа, практическая работа

ФОПД: индивидуальная, групповая

Учебник/литература: «Биология» 8класс ,Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева ,«Мектеп» 2016   

Оборудование: таблица «Виды травм опорно-двигательной системы», бинты, шины 

Ход урока:

Организационный момент

    Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

    1. Какие отделы скелета вы знаете? Показать на модели скелета

    Интерактивное задание: «Из костей восстановить скелет»

    2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость — сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? Из какой ткани состоит кость? Какой химический состав кости?

    Демонстрация опыта «Химический состав костей» (декальцинированная и прокаленная кости)

    3. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

    4. Какие особенности человека связаны с прямохождением? (изгибы позвоночника, строение черепа, кисти, стопы).

    Дома вы сделали след ноги. Спикеры каждой группы оцените правильность выполнения задания. У кого обнаружено плоскостопие? (свод стопы уплощается)Можно ли добиться исправления плоскостопия? (сообщение)

    6. Каково строение сустава? Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? Что находится в суставной полости?

    Что обозначено цифрами 1 и 2?

      Объяснение нового материала

      Проанализируйте ситуацию

      Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

      — Что бы вы сделали на месте девочек?

      Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему

      Тема урока:

      Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (Запись в тетради)

      Читайте также:  Что кушать детям при переломах

      Кости человека твердые , прочные. Сопоставьте следующие факты:

      Большая берцовая кость – 1650 кг .

      Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Плечевая кость – 850 кг, коленная чашечка -600 кг.

      Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85-110 кг.

      Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита –в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна ,как чугун. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе или падении кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность

      Статистическая информация. С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время

      перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

      – занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

      – учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

      – соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

      В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

      Какие виды травм скелета вы знаете? Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

      Работа в группах

      Используя учебник, изучите различные виды травм по плану.

      План работы:

      1. Дайте определение вида травмы

      2. Перечислите симптомы этого вида травмы?

      3.Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему?

      4. Практическое задание: окажите первую помощь

      1. Группа – специалисты по ушибам ( Растяжение связок голеностопного сустава)

      2. Группа — специалисты по вывихам (Вывих плечевого сустава)

      3. Группа – специалисты по переломам костей (Закрытый перелом плечевой кости)

      4. Группа – специалисты по переломам костей (Открытый перелом локтевой кости предплечья)

      5. Группа – специалисты по переломам костей (Перелом костей грудной клетки, черепа и позвоночника)

      Выступление представителей групп.

      Ученики заполняют таблицу:

      1. Приложить к поврежденному месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отечности.

      2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное место.

      Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).

      3. Обратиться в травмопункт

      1. Полный покой сустава. Приложить холод.

      2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.

      3. Вправлять сустав может только врач

      Полная неподвижность поврежденной части путем фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг

      Обязанность, оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы .Создать покой. Холод .Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 103.

      Задание: Оценить представляемый мастер-класс, используя экспертную карту

        Закрепление нового материала

        1. Перечислите виды повреждений скелета

        2. Перелом его симптомы. Какие меры первой помощи при открытом переломе?

        3. Другие переломы.

        4. Транспортировка пострадавшего.

        Тесты

        1. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при повреждении ключицы? А. Подвесить руку на косынку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.

        2. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости? А. Наложить шину Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Прибинтовать шину к конечности

        3. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу Б.Обездвижить конечность В. Наложить холод на поврежденное место Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав

        4. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при открытом переломе голени? А. Прибинтовать шину к конечности Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку Д. Наложить шину

        5. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при переломе позвоночника? А. Туго перебинтовать грудную клетку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Сделать глубокий выдох Г. Дышать не глубоко

        Биологические ситуации

        1. Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?

        Биологические ситуации 2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала. Рука болела так, что ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи.

        Биологические ситуации  4 Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болела кисть. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.

        Дополнительные вопросы на закрепление

        1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте?

        2.Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? 3. Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает?

          Домашнее задание

          Читайте также:  При переломе седалищной кости

          Пар.24 читать, отвечать на вопросы

          Составить 5 тестовых вопросов с вариантами ответов

          Составить кроссворд

            Подведение итогов урока, оценивание

            Источник

            Урок биологии в 8-м классе «Первая помощь при переломах»

            Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.

            Цели урока:

            1. дидактическая — создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний;
            2. образовательная — способствовать формированию представления о различных видах травм на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека; научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихов суставов, переломах костей;
            3. развивающая — создать условия: для развития мышления; учить анализировать; выделять главное. Создать условия для развития речи: обогащение словарного запаса; двигательной сферы: развитие более мелких мышц; внимания; памяти;
            4. воспитательная — воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.

            Методы обучения: частично-поисковый, практический.

            Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.

            Средства обучения:

            1. Учебник 8 класса. Биология. Человек. Н.И.Сонин, М.Р.Сонин — М.: Дрофа, 2002
            2. Таблицы учебные «Скелет человека», «Строение и состав костей», «Типы соединения костей», «Виды переломов».
            3. Карточки-задания.
            4. Простейшие шины, бинт, косынка

            Ход урока

            Этапы урока

            Деятельность учителя

            Обоснование

            Деятельность учащихся

            Примечание

            I.

            Оргмомент

            Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок.

            Проверяю оформление рабочего места. Определяю готовность к уроку.

            II.

            Целепологание, мотивация

            Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока:

            1. Знать:

            2. Уметь:

            Научиться:

            Записываю все предложенные учащимися варианты, анализирую и оставляю нужные.

            Мотивирую работу учащихся, объявляя о том, что сегодня оцениваем себя за то, как слушаем, говорим, отвечаем, выполняем практическую часть. Оценку выставляем в рабочую карту.

            Выбираю этот прием потому, что он развивает мышление, речь, умение ставить цели.

            Это настраивает на работу, повышает активность учащихся.

            Записывают тему урока в тетради и рабочие карты, предлагаю различные варианты целей.

            Определяю уровень мотивации к активной деятельности с целью получения более высокой оценки.

            «Рабочие карты» см. вприложении №1.

            III.

            Актуализация ранее изученного материала.

            Предлагаю вспомнить строение и состав костей скелета для подготовки к восприятию нового материала. Вызываю 3-х учащихся к доске и проверяю задание по таблицам:

            Скелет человека.

            Строение и состав костей скелета.

            Типы соединения костей.

            Остальным — взаимоконтроль.

            Это заставляет учащихся вспомнить ранее изученный материал, развивает речь, память, учит выслушивать друг друга, оценивать свои знания.

            Вспоминают строение и состав костей скелета и типы соединения костей.

            Трое учащихся работают у доски.

            Остальные — работа в парах: взаимоконтроль по заданиям рубрик с. 96-97.

            Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Взаимооценка: оценка в рабочую карту.смотриприложение №1.

            IV.

            Процессуально-содержательный.

            Первичное усвоение материала.

            Осознание и осмысление.

            Предлагаю назвать виды травм, записываю все предложенные варианты, анализирую.

            Предлагаю работу в группах по карточкам-заданиям.

            Предлагаю группам выступить, остальным — слушать и заполнять таблицу.

            Активизирует к восприятию нового материала.

            Создаются условия для восприятия нового материала; теоретической и практической части. Работают все учащиеся, самостоятельно достигают цели, есть выбор ученика в деятельности (рассказывать, практически показывать).

            Развивается речь, толерантность, умение выслушивать других.

            Предлагают различные варианты.

            Работают в группах по карточкам-заданиям.

            Выступают группы по заданию. Остальные слушают и заполняют таблицу.

            Смотриприложение №2.

            V.

            Контрольно-оценочный, закрепление.

            Предлагаю выполнить:

            задания-задачи с последующей защитой ответов;

            тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь.

            Работа в группах.

            Предлагаю группам защитить свои ответы.

            Предлагаю провести самооценку и взаимооценку работы в группе.

            Участие всех учащихся, выбор различной деятельности, развитие мышления, памяти.

            Закрепление знаний.

            Выполняют:

            -задания-задачи для последующей защиты ответов;

            -тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь.

            Работают в группах. Читают задачи и защищают ответы. Проводят самооценку и взаимооценку работы в группе.

            Смотриприложение №3.

            Оценка — в рабочую карту.

            VI.

            Задание на дом.

            Предлагаю выбрать один из вариантов:

            подготовить устный ответ;

            практически упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи.

            Представляется выбор для ученика закрепить дома то, что еще недостаточно закреплено на уроке.

            Выбирают один из вариантов и записывают в дневник, сдают тетради и рабочие карты.

            VII

            Рефлексия.

            Предлагаю вопросы:

            — С каким настроением вы пришли на урок?

            — С каким уходите?

            — Что полезного вы узнали на уроке?

            — Достигли ли вы своей цели?

            — Что бы вы хотели попробовать выполнить еще раз?

            — Что изменить?

            — Что бы вы пожелали друг другу?

            Развивает самооценку, умение делать анализ.

            Отвечают на вопросы.

                                                                              Приложение №1:

                                                                             Рабочая карта урока. 

            Тема_______________________________________________________________

            Ф.И. учащегося

            Объяснение учителя с/о

            Изучение нового материала

            10 мин. о/г

            Самостоятельная работа 10 мин.

            с/о или в/о.

            Итоговые отметки

            с/о — самооценка

            в/о — взаимооценка

            о/г — оценка группы

            Критерии оценок:

            «5» — внимательно слушал, могу все воспроизвести, дополнить своим.

            «4» — внимательно слушал, могу все воспроизвести.    

            «3» — слушал внимательно, могу воспроизвести с помощью конспекта.

                                                          Приложение №2:

            Алгоритм работы.

            1.Внимательно прочтите текст.

            2.Определите вид повреждений.

            3. Определите симптомы этого повреждения.

            4. Определите меры первой помощи.

            5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

            Вид повреждений

            Симптомы

            Меры первой помощи

            6. Практически научитесь оказывать первую помощь.

            Первая помощь при повреждении черепа и позвоночника.

               В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медпомощь вызвать на место происшествия. При подозрении на перелом позвоночника больного очень осторожно укладывают вниз лицом на твердую прочную поверхность: широкую доску, лист фанеры и т. п. Под голову и плечи укладывают матерчатые валики. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего укладывают на носилках, голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.

            Читайте также:  Массаж при переломе тазобедренного сустава

            Первая помощь при переломах грудной клетки и ключицы.

             Если повреждена ключица или лопатка, руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани. При подозрении на перелом грудной клетки пострадавшего просят сделать глубокий вдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.

                                                Первая помощь при растяжении связок.

              При травмах, насильственных или неловких движений, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Вокруг поврежденного сустава вскоре развивается припухлость и возникает сильная боль. Нередко это сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями. При растяжении поврежденный сустав необходимо охладить пакетом со льдом или снегом, а если такой возможности нет, подойдет просто мокрая ткань. Через 10-15 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший отправлен в больницу.

             Первая помощь при вывихах суставов.

              При значительных резких движениях в суставах дело не ограничивается растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, — вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушения суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в поврежденном суставе острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя поврежденной конечности и немедленной доставке пострадавшего в больницу.

            Первая помощь при переломах костей.

               Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

            При подозрении на перелом только полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

            Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широким бинтом, полотенцем и т. п. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу к — здоровой.  

            При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

                                                                        Приложение №3:

                                                                      Задание-задача

            Перелом ребер грудной клетки.

            Ваши действия?         Их обоснование?

            Задание-задача

            При очень большой физический нагрузке произошло растяжение связок.

            Ваши действия?          Их обоснования?

            Задание-задача

            Вы стали свидетелем катастрофы. У человека перелом костей черепа.

            Ваши действия?          Их обоснования?

            Задание-задача

            При резком движении вы почувствовали боль в суставе. Вывих.

            Ваши действия?           Их обоснования?

            Задание-задача

            Открытый перелом голени.

            Ваши действия?            Их обоснование?

                                                                 Тест

            В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при повреждении ключицы?

            А. Подвесить руку на косынку.

            Б. Отправить пострадавшего к врачу.

            В. Вложить  небольшой валик в подмышечную впадину.

                                                            Тест

            В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при закрытом переломе  локтевой кости?

            А. Наложить шину.

            Б. Отправить пострадавшего к врачу.

            В. Обернуть конечность мягким материалом.

            Г. Прибинтовать шину к конечности.

                                                                 Тест

            В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

            А. Доставить пострадавшего к врачу.

            Б. Обездвижить конечность.

            В. Наложить холод на поврежденное место.

            Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.

                                                                 Тест

            В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при открытом переломе голени.

            А. Прибинтовать шину к конечности.

            Б. Отправить пострадавшего к врачу.

            В. Обернуть конечность мягким материалом.

            Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку.

            Д. Наложить шину.

                                                                  Тест

            В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при переломе позвоночника?

            А. Туго перебинтовать грудную клетку.

            Б. Отправить пострадавшего к врачу.

            В. Сделать глубокий выдох.

            Г. Дышать не глубоко.  

            Источник