Переломы верхних конечностей при дтп

Переломы верхних конечностей при дтп thumbnail

Пояс верхних конечностей человека состоит двух пар ключиц и лопаток, образующих плечевой пояс, и свободной верхней конечности, состоящей из костей плеча, предплечья и костей кисти (запястье, пястье и фаланги пальцев).

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся травмы верхних конечностей, и составим алгоритм действия по оказанию неотложной помощи пострадавшему.

Перелом ключицы

Перелом ключицы

Обычно возникает при падении с высоты на вытянутую руку или в результате сильного удара в данную область.

В результате возникает:

  • Острая резкая боль, которая уменьшается в покое, но усиливается при попытке движения конечностью;
  • Характерная поза: человек прижимает к туловищу согнутую в локтевом суставе поврежденную конечность;
  • Иногда части ключицы могут выступать под кожей в форме так называемой «палатки»;
  • Отек, припухлость, ограничения движения конечностью, особенно при поднятии руки вверх;

Иногда при осмотре человек может жаловаться на головокружение, липкий пот, потемнение в глазах. Кожа вокруг травмы приобретает багрово – синюшный оттенок. Это говорит о подкожном кровотечении или повреждении крупного сосуда в результате перелома, что является осложнением и требует незамедлительных действий. Также, в результате травмы могут быть повреждены близлежащие нервные окончания. В этом случае человек теряет чувствительность на участке перелома, вплоть до полного паралича.

Доврачебная помощь при переломе ключицы:

  • Усадить пострадавшего, успокоить, принять таблетку анальгина, ибупрофена, найза.
  • Вызвать бригаду скорой помощи;
  • По возможности обездвижить конечность: скатать из имеющейся одежды небольшой валик и положить его в подмышечную впадину со стороны пострадавшей конечности. Далее руку, согнутую в локте положить на косынку так, чтобы предплечье и кисть полностью помещались на ней. Закрепить края косынки на шее;
  • Можно приложить к поврежденной конечности любой холодный компресс, но не более, чем на 15 минут.
  • Если в месте перелома присутствует рана (открытый перелом), то обработать края раны любым кожным антисептиком и наложить стерильную салфетку;

Перелом костей предплечья

В состав костей предплечья входят локтевая и лучевая кости. Как определить, где находится каждая из них? Все очень просто. Со стороны 1-го пальца располагается лучевая кость, а со стороны мизинца – локтевая. Локтевая кость так же входит в состав костей локтевого сустава, вместе с плечевой костью. Лучевая кость более массивная. Она входит в состав костей запястья.

Перелом костей предплечья

Самыми популярными являются переломы лучевой кости, особенно в районе запястья. Часто встречаются сочетанные переломы обеих костей, которые, безусловно, представляют собой наибольшую опасность в плане развития дальнейших осложнений. Переломы могут так же быть открытые (с повреждением кожных покровов), и закрытые. Могут так же сочетаться перелом одной кости и вывих другой.

Одна из главных причина таких травм – падение на вытянутую руку или удар о твердый предмет.

Основные симптомы:

  • Резкая боль после получения травмы;
  • Ограничение движения в конечности или наоборот ее патологическая подвижность;
  • Отек, гематома, кровотечение из раны (при открытом переломе);
  • При тяжелых переломах сустав может быть «вывернут наизнанку», движения невозможны (перелом Мальгеня). В данном случае могут повреждаться нервные окончания, так как поврежден локтевой отросток. Боль нестерпимая, может наступить болевой шок.

Доврачебная помощь:

  • Успокоить пострадавшего, усадить или уложить в удобное положение, принять обезболивающий препарат.
  • Вызвать бригаду скорой помощи.
  • Если рана открытая и кровотечение не массивное, то наложить стерильную или чистую салфетку на обработанную рану. Если кровотечение достаточно обильное, то необходимо наложить давящую повязку. Ни в коем случае не разрешается самостоятельно перемещать или трогать торчащие обломки, их необходимо прикрыть так же чистой салфеткой.
  • Необходимо зафиксировать поврежденный сустав. Для этого: расположить больную руку параллельно земле, наложить шину из подручных материалов (палки, кусок твердого картона, небольшая доска) так, чтобы одновременно захватывался плечевой сустав и кисть. Шину накладываем по внешней поверхности предплечья. Если пациент не может расположить руку в таком положении, то рука фиксируется в максимально комфортном положении.
  • Если под рукой нет материала для наложения шины, то можно поврежденную руку примотать к туловищу, так же расположив ее параллельно земле, либо, если так удобнее пациенту расположить руку вдоль туловища. При этом так же фиксируем локтевой сустав, предплечье и кисть.

Вывих локтевого сустава

Такая травма очень часто встречается у детей в возрасте от 2 до 4 лет. В этом возрасте связочный аппарат еще очень слабый и любое неловкое движение может привести к вывиху. Особенно часто это встречается тогда, когда малыша тянут за одну руку или ведут за обе руки одновременно. Травма имеет тенденцию к повторению.

Так же вывих локтевого сустава довольно часто встречается в спорте, особенно в тяжелой атлетике, в результате привычного подвывиха или растяжения связок.

Вывихи локтевого сустава

Основные симптомы вывиха локтевого сустава:

  • Нестерпимая боль в локте;
  • Сустав деформирован, отечен, любые движения причиняют боль;
  • В области локтя могут отмечаться покалывания, жжение, или онемение конечности, вплоть до пареза;
  • Нарастают общие симптомы (головная боль, тошнота, головокружение), связанные с возможным развитием болевого шока;
  • Кожа вокруг локтя, а также в области предплечья и кисти бледная, холодная на ощупь.

Доврачебная помощь:

Ни в коем случае не пытаться вправить сустав самостоятельно! Опасность такой травмы заключается в том, что можно повредить артерию или близлежащие нервы, что может привести к тяжелым последствиям и даже инвалидизации.

  • Подвешиваем поврежденный сустав на повязку – косынку;
  • Даем пострадавшему любой обезболивающий препарат (найз, ибупрофен, кеторол, нимесид);
  • Обеспечиваем максимальный покой как поврежденной конечности, так и пострадавшему.
  • Можно приложить холодный компресс или пузырь со льдом на пораженную область, но не более чем на 5-10 минут. При необходимости процедуру можно повторить через 15-20 минут.
  • Вызываем бригаду скорой помощи для дальнейшей диагностики и лечения в условиях стационара.

Перелом костей кисти

Перелом костей кисти

Наиболее популярная травма, особенно в осенне–зимний период, когда при падении на конечность человек машинально опирается на кисть. Часто такие травмы сопровождают спортсменов, особенно при занятиях тяжелой атлетикой, где возможны падения предметов на кисть, а также при занятиях зимними видами спорта (лыжи, коньки, хоккей) с высокой степенью получения травмы при падении или столкновении.

Читайте также:  Импрессионный перелом таранной кости

Нередко, такую травму можно получить во время участия в уличной драке, а также при занятиях боксом и кикбоксингом.

Чаще всего страдают фаланги пальцев, они занимают 2/3 от общего числа травм кисти. На оставшуюся часть приходятся переломы костей запястья и пястья.

Основные симптомы:

  • Невозможность сжать в кулак поврежденную конечность;
  • При похлопывании тыльной стороной ладони на кончики пальцев пострадавшей руки человек ощущает сильную боль, отдающую в предплечье;
  • Если случился перелом в области фаланги пальцев, то наблюдаются деформация сустава, сильная боль, отек, ограничение движения в данной области;

Доврачебная помощь при переломах кисти:

  • Так как в результате любого перелома возникает обширный отек, то необходимо как можно быстрее снять все украшения (браслеты, кольца) с поврежденной конечности, чтобы не допустить дальнейшего сдавливания и некротизации поврежденной области;
  • К месту перелома стоит приложить пузырь со льдом, завернутый в кусок ткани или полотенце на 10-15 минут.
  • Если боль нестерпимая, то следует принять любой обезболивающий препарат.
  • Поврежденную конечности подвешивают на косынку и в таком положении пациента доставляют в ближайший травмпункт.
  • Если перелом случился в области фаланги пальцев, то можно поврежденный палец прибинтовать к здоровому.

Источник

помощь скоройСтатистика дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, с каждым годом продолжает расти. Следовательно, и количество пострадавших в этих авариях также увеличивается.

Причинами аварий могут стать тысячи случайных и внезапных факторов. Точно также и последствиями для пассажиров, попавших в ДТП, могут стать различные травмы опорно-двигательного аппарата.

Большая часть населения, конечно же не соотносит себя с риском попадания в число пострадавших от автокатастроф. Но к сожалению, участником несчастного случая очень просто стать, не только сидя за рулём собственного авто, но и передвигаясь на общественном транспорте или переходя улицу.
данные статистики

Насколько опасен дорожно-транспортный травматизм

Во всем мире признанным фактом остаётся высокая степень травматизма и смертности в результате автокатастроф.

Травмами считают такие повреждения тканей при которых нарушается их целостность и функционирование. При ДТП травмы могут быть очень разнообразными от легких ушибов и царапин до серьёзных переломов и разрывов внутренних органов.

В таблице приведены данные о том, какие части тела больше всего страдают при авариях.

Части телаДанные в %
Голова и шея66
Ноги10
Руки8

Таким образом большая часть травм приходится на опорно-двигательную систему. Рассмотрим их более полно объединив в большие группы.

Травмирование нижних конечностей

К возможным повреждениям нижних конечностей относят:

  • Вывихи бедренной кости
  • Переломы бедренной кости

перелом ногиХарактерными чертами вывихов являются согнутое или выпрямленное положение бедра с неестественным отведением в сторону. Любые попытки движений приводят к мучительным болям.

Первой помощью должно быть обезболивание. Затем перенесение и транспортировка в больницу пострадавшего на носилках на спине. Ногу необходимо оставить в вывихнутом, отведенном положении (для этого её обкладывают одеждой или подушками).

Переломы бедренной кости могут быть в верхней или нижней части. Эти травмы также очень тяжелые и требуют немедленной госпитализации и обезболивания.

Переломы верхних конечностей при дтп

По статистике 1/3 часть среди переломов ног занимают переломы голеней.

При переломах бедра травмированную ногу обязательно необходимо уложить в правильное положение и наложить шину.

Какие могут быть повреждения рук при авариях

перелом руки

Верхние конечности также достаточно часто подвергаются травмированию.

Наиболее часто встречаются ушибы и переломы кистей, а после них идут всевозможные переломы рук.

Ушибы и переломы кистейПовреждения костей рук
Признаки: отек, онемение, тупая боль, кровоизлияния.
Помощь: устранение боли, дезинфекция, наложение повязки или шины.
Признаки: рваные раны, смещения и деформация, сильные боли.
Помощь: остановка кровотечения, наложение повязок, обезболивание, фиксирование с помощью шины.

Травмы, связанные с позвоночником

Переломы верхних конечностей при дтп

Травмы позвоночника являются самыми тяжелыми в плане осложнений и лечения.

травмы шеиОсложнением от переломов позвоночника может быть онемение рук и ног вплоть до паралича.

Самым незащищенным остается шейный отдел позвоночника. В результате резких ударов или резкого торможения образуются вывихи и переломы шейных позвонков. Уточнить диагноз можно только с помощью рентгенографии.

Очень важно осторожно переложить потерпевшего на носилки, так чтобы голова и шея находились на одном уровне. При травмах грудного и поясничного отделов также необходимо следить, чтобы не было прогибов в спине при транспортировке в больницу.

Переломы костей таза

перелом тазовых костейПри оказании сильного давления с разных сторон (при перевороте машины) на кости таза они могут ломаться.

Самым опасным считается повреждение сочленения позвоночника с тазом, оно может вызвать сильное внутреннее кровотечение.

Признаками переломов таза являются его деформации и наружные кровоизлияния.

Переломы верхних конечностей при дтп

Повреждения таза могут сопровождаться разрывами почек, сосудов, мочевого пузыря.

Пострадавшему обязательно нужны жесткие не прогибающиеся носилки и правильное положение во время госпитализации (лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах).

Открытые переломы костей или суставов

Открытые переломы – одни из тяжелейших травм, которые могут быть при ДТП. При них развивается сильный травматический шок, который необходимо обязательно преодолевать обезболивающими.

открытый переломНа открытые раны накладываются стерильные повязки, жгуты для остановки кровотечений, после чего накладываются шины.

При перекладывании на носилки кровотечение всегда усиливается. Пациента доставляют прямо в реанимацию.

При отрывах конечностей принцип первой помощи такой же. Оторванную конечность доставляют в реанимацию вместе с пострадавшим.

Повреждения грудной клетки

К повреждениям грудной клетки относят ушибы и переломы ребер.

травма грудиСимптомами являются:

  • внешние деформации,
  • удушье,
  • боли при вдыхании и выдыхании,
  • кровохаркание,
  • резкие боли в груди.

Тяжелыми осложнениями ушибов грудной клетки являются:

  1. Пневмоторакс закрытый. Повреждение обломками ребер легких. В плевральную область попадает воздух, он давит на легкие и отодвигает близлежащие органы.
  2. Гемоторакс. В плевральную область попадает кровь из травмированных сосудов. Пациент не может дышать. Работа сердца затрудняется.
  3. Пневмоторакс открытый. Образуется при открытых переломах грудной клетки. Воздух имеет прямой доступ к легким и давит на них. Необходимо немедленно ограничить сообщение с внешней средой. Рану необходимо закрыть стерильной повязкой. Состояние больного очень тяжелое.

Как обезопасить себя во время езды

Как показывает научная практика, аварии происходят за считанные секунды. Поэтому сгруппироваться чтобы обезопасить себя, практически невозможно за столь короткий промежуток времени.

Читайте также:  Медицинский справочник переломы

Переломы верхних конечностей при дтп

Уменьшению степени травматизма может способствовать обычные пристегнутые ремни. Они сокращают риск травматизма в 2 раза.

ремни безопасностиПри этом пристегивание ремней еще и влияет на степень тяжести полученных травм. Фиксирование корпуса смягчает силу возможного удара о лобовое стекло, переднюю панель, руль и боковые дверцы.

Цените свою жизнь во всех проявлениях и берегите её. Помните, что перенесенные травмы могут ухудшить дальнейшее качество жизни.

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

Читайте также:  Реабилитация после перелома плечевого бугра

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник