Переломы верхних конечностей дипломная работа
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Дипломная работа*
Код | 410621 |
Дата создания | 2019 |
Страниц | 62 |
Мы сможем обработать ваш заказ 7 июля в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Описание
Работа сдана на отлично. Оригинальность более 50%. …
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ…………………..….6
1.1. Общая характеристика переломов верхних конечностей…………..…..6
1.1.1. Переломы плечевой кости………………………………………………6
1.1.1.1. Переломы проксимального отдела плечевой кости……….………..7
1.1.1.2. Переломы диафиза плечевой кости……………………..………….12
1.1.1.3. Переломы дистального отдела плечевой кости………………..…..14
1.1.2. Переломы костей предплечья…………………………………………15
1.1.2.1. Переломы локтевой кости……………………………………….….16
1.1.2.2. Переломы лучевой кости……………………………………..……..18
1.1.2.3. Переломы диафиза костей предплечья…………………….………20
1.1.2.4. Переломовывихи костей предплечья……………………………….22
1.1.3. Переломы костей кисти……………………………………………….24
1.1.3.1. Переломы костей запястья…………………………………………..24
1.1.3.2. Переломы пястных костей…………………………………………..27
1.1.3.3. Переломы фаланг…………………………………………………….28
1.2. Роль медицинской сестры при переломах верхних конечностей…..…30
1.2.1. Этапы сестринского процесса……………………………………..….30
1.2.2. Практические манипуляции………………………………….……….35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……………….………..44
2.1. Материалы и методы исследования……………………………………44
2.2. Результаты исследования………………………………………….……45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЫ…………..59
ПРИЛОЖЕНИ
Введение
…
Травмы и заболевания занимают второе место среди причин временной нетрудоспособности и третье место — среди причин инвалидности [4]. По данным мировой статистики травмы занимают третье место в структуре общей летальности. В последние годы четко прослеживается возрастание смертности от травм. Уровень ее практически сравнялся с летальностью от сердечно-сосудистых заболеваний…
…Тяжесть состояния при переломах обусловлена размерами повреждённых костей и их количеством. Множественные переломы крупных трубчатых костей приводят к развитию массивной кровопотери и травматическому шоку. Также больные после таких травм медленно восстанавливаются, выздоровление может занять несколько месяцев…
Список литературы
1. Дулаев А.К., Дыдыкин А.В. Клинические рекомендации (протоколы) по оказанию скорой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей. — 2016. — 14 с.
1. Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. Сестринское дело в хирургии. Учебное пособие. — Феникс, 2016. — 447 с.
2. Волотовский А.И. Переломы костей запястья : учебно-методическое пособие. — Минск : БГМУ, 2015. — 35 с.
3. Гуманенко Е.К. Военно-полевая хирургия. Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 768 с.
4. Епифанов В.А., Епифанов А.В. Реабилитация в травматологии и ортопедии. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 416 с.
5. Керимов У.Ш., Юлов В.В. Современный взгляд на проблему лечения переломов костей предплечья // Кафедра травматологии и ортопедии, 2017. — 9 с.
6. Корнилов Н.В., Грязнухин Э.Г., Шапиро К.И., Корнилов Н.Н. Травматология и ортопедия. Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 592 с.
7. Котельников Г.П., Амбросенков А.В., Миронов С.П. Травматология. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 776 с.
8. Котельников Г.П., Мирошниченко В.Ф. Травматология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 288 с.
9. Лазарев А.А. Остеосинтез переломов проксимального отдела плечевой кости Y-образными напряженными спицами : дис. канд. мед. наук: 14.01.15. — М., 2014. — 105 с.
10. Миронов С.П., Аранович А.М., Агранович О.Е. Травматология и ортопедия детского и подросткового возраста. Клинические рекомендации. — М.: ГЭОТАР, 2017. — 416 с.
11. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. — Феникс, 2015. — 766 с.
12. Петров С.В. Общая хирургия. Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 832 с.
13. Рабинович И.В. Сестринский уход при переломах и вывихах костей конечностей : методическая разработка теоретического и практического занятия для преподавателя. — ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж», Благовещенск, 2015. — 44 с.
14. Ратьев А.П. Лечение повреждений области локтевого сустава: дис. д-р. мед. наук: 14.01.15. — М., 2015. — 252 с.
15. Российское общество скорой медицинской помощи : клинические рекомендации. Скорая медицинская помощь при переломах верхних и нижних конечностей. — 2014. — 16 с.
16. Скороглядов А.В., Ратьев А.П., Егиазарян К.А., Куруч Е.А., Григорьев А.В. Лечение переломовывихов плечевой кости: обзор литературы // Кафедра травматологии и ортопедии, 2016. — 4 с.
Электронные русурсы:
17. https://www.ortomed.info/articles/travmatologiya/verhnyaya-konechnost/perelomy-plechevoj-kosti/
18. https://www.medkurs.ru/help/apparat/25805.htm
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник
1.1 Понятие, причины возникновения и классификация переломов конечностей
Перелом кости (Fracturae — лат.) — это нарушение анатомической целостности кости полное или частичное, сопровождающееся повреждением окружающих кость мягких тканей и нарушением функции поврежденного сегмента.
Тяжесть состояния при переломах обусловлена размерами повреждённых костей и их количеством. Множественные переломы крупных трубчатых костей приводят к развитию массивной кровопотери и травматическому шоку. Также больные после таких травм медленно восстанавливаются, выздоровление может занять несколько месяцев.
Перелом кости является довольно распространённым типом травмы в живой природе. Переломы костей у человека ничем принципиально не отличаются от аналогичных переломов у других позвоночных животных. Далее рассматриваются переломы на примере человеческого организма, но все приведённые методики и признаки, с поправкой на особенности скелета, могут быть отнесены ко всем позвоночным животным.
Этиология переломов
Переломы костей возникают в результате нагрузки, превышающей предел их прочности. Для каждой кости, по разным осям, величины предельной нагрузки отличаются. Тип перелома в каждом конкретном случае зависит от направления вектора приложенной силы. Например, если удар приходится перпендикулярно трубчатой кости, то возникает поперечный перелом, при приложении вектора силы параллельно оси кости возникают продольные и оскольчатые переломы.
Соотношение различных типов переломов менялось с течением времени, так, например, если до массового внедрения автомобильного транспорта бамперные переломы голени и разгибательные переломы шейных позвонков встречались довольно редко, то теперь они составляют значительный процент переломов при автомобильных травмах.
С развитием техники возрастает кинетическая энергия, которой может управлять человечество. Мощность современных технических устройств значительно превышает прочность человеческого скелета. Сейчас стало вполне обыденным воздействие на человека энергии такого порядка, которая всего лишь сто лет назад была бы уникальной или вовсе невозможной. В связи с этим, по мере роста уровня технического развития, перед травматологией и ортопедией ставятся новые, всё более сложные задачи.
Существуют типичные места переломов. Как правило, они находятся в тех местах, где кость испытывает наибольшую нагрузку, или там, где её прочность ниже.
К наиболее распространённым переломам относятся:
• Перелом лучевой кости в типичном месте. В 70 % случаях по механизму травмы он является разгибательным переломом.
• Перелом хирургической шейки плечевой кости.
• Оскольчатый перелом голени в средней трети — так называемый «бамперный перелом» — широко распространённый вид травмы, возникающий, как правило, при автодорожных травмах.
• Перелом медиальной и латеральной лодыжек.
1. Перелом шейки бедра. (Трудноизлечимый, но довольно распространённый перелом, особенно у пожилых людей.)
• Различные переломы костей черепа.
Помимо этих мест переломов возможны и многие другие. Фактически, любая кость может быть сломана в любой точке на всем её протяжении.
Классификация переломов по этиологическому фактору:
• Травматические
• Нетравматические (патологические).
Патологические (нетравматические) переломы возникают вторично при таких заболеваниях, как:
1. Остеомиелит
2. Генетически детерминированный несовершенный остеогенез
3. Гиперпаратиреоидная остеодистрофия
4. Костные кисты
5. Доброкачественные и злокачественные опухоли кости
6. Метастазы в кость
Классификация переломов в зависимости от повреждения кожных покровов:
1. Открытые
• Первичнооткрытые
• Вторичнооткрытые
2. Закрытые.
• Неполные
• Полные
Первичнооткрытые переломы – кожа повреждается травмирующей силой, ломающей кость; Вторичнооткрытые переломы — мягкие ткани и кожа перфорированы изнутри острым концом костного отломка. Рана, при вторичнооткрытом переломе, обычно небольшая (равна диаметру конца отломка, перфорирующего кость). Как при первичнооткрытом, так и при вторичнооткрытом переломе имеет место первичное микробное загрязнение зоны перелома с последующим развитием нагноения и остеомиелита.
При неполных переломах целость всей кости не нарушена.
По локализации костного дефекта различают переломы:
• Диафизарные
• Метафизарные
• Эпифизарные
Так же выделяют и эпифизеолиз (нарушение целости кости у детей и подростков по ходу ростковой зоны).
Эпифизарные — это, как правило, внутрисуставные переломы.
Метафизарные ещё называют околосуставными.
Классификация переломов в зависимости от высоты расположения:
• Переломы в нижней трети кости
• В средней трети
• В верхней трети.
По степени «оскольчатости» выделяют переломы:
• Многооскольчатые
• Крупнооскольчатые
В зависимости от направления плоскости излома различают:
• Поперечные
• Косые
• Винтообразные
• Продольные
Классификация переломов по наличию смещения:
• Переломы без смещения отломков
• Переломы со смещением.
Виды смещения в зависимости от смещающего фактора:
Первичное (возникает в момент перелома под влиянием травмирующей силы)
• Вторичное (возникает под влиянием сокращения мышц после перелома);
В зависимости от пространственной ориентации отломков различают смещения:
По длине
• По ширине
• Под углом
• Ротационные
Угловые смещения кости в сегменте с двумя длинными костями (предплечье, голень) называют еще аксиальным смещением.
Классификация переломов по клиническому состоянию:
• Стабильные
• Нестабильные
При стабильных переломах наблюдается поперечная линия излома.
При нестабильных переломах (косые, винтообразные) появляется вторичное смещение (по причине нарастающей посттравматической мышечной ретракции).
Переломовывихи. Встречаются в суставах, когда вместе с вывихом наблюдается перелом кости, образующей сустав.
Вывих и перелом в пределах одного сегмента конечности происходят, когда травмирующая сила ломает диафиз кости и вывихивает один из суставных концов этой кости или вывихивает головку другой кости при повреждениях предплечья.
Также наиболее распространённые типы переломов имеют общепринятые названия — по имени автора, впервые их описавшего.
Так, например, перелом шиловидного отростка лучевой кости называется переломом Коллеса. Также к довольно известным типам травм верхней конечности относятся перелом Монтеджа, возникающий при переломе локтевой кости в верхней трети и вывихе головки лучевой кости с повреждением ветви лучевого нерва, и перелом Голеацци, представляющий собой перелом лучевой кости в нижней трети с разрывом дистального радио-ульнарного сочленения и вывихом в этом суставе.
В детском и юношеском возрасте наблюдаются переломы по неокостеневшей ростковой (эпифизарной) линии — эпифизеолизы. В пожилом возрасте переломы происходят при значительно меньшей травмирующей нагрузке и сроки восстановления увеличиваются. Это связано с изменением соотношения минерального и органического компонентов кости.
1.2 Механизм возникновения переломов. Патогенез.
Костная ткань состоит из минерального и органического компонентов. Состав кости достаточно сложен, органическая часть кости составляет 30 % её массы, минеральная 60 %, на воду приходится 10 %. Минеральный компонент обеспечивает прочность и состоит преимущественно из кальция, фосфора и микроэлементов. Органический компонент представляет собой коллаген, который делает кость более эластичной. Прочность коллагена на растяжение — 150 кг/см?, прочность при надрезе — 680 кг/см?, разрывное удлинение — 20-25 %. При нагревании коллагеновые волокна сокращаются примерно на треть своей длины. Трубчатые кости наиболее устойчивы к нагрузке вдоль своей оси. Губчатые менее прочны, но одинаково устойчивы к нагрузке по всем направлениям.
Патогенез переломов связан с повреждением окружающих костей мягких тканей, сухожилий, фасций, сосудов и нервов. Любое повреждение сопровождается кровоплазмопотерей вследствие разрушения кровеносных сосудов, увеличение проницаемости капиллярного русла, развитие местного отёка и воспаления. Потеря крови при открытых переломах сопровождается характерными сдвигами гемодинамики снижением артериального давления и т.д. Детальное изучение метаболитических реакций в органах и тканях показало, что в процессе перелома в организме происходит выраженное истощение энергетических и пластических запасов в органных и тканевых депо, расположенных как вблизи, так и на расстоянии от травмированного участка. Обменная реакция при переломе костей может быть выражена в некоторых случаях в значительной степени, а расход белковых, углеродных, минеральных и липидных веществ, воды, витаминов и других компонентов органов и тканей может достигать за сутки больших величин. Расходование энергетических и пластических ресурсов в организме возникает в результате распада тканей. Развивается фаза общей защитной реакции организма.
Кроме того, как известно, с белковым обменом тесно связан обмен витаминов, электролитов, микроэлементов и других минеральных веществ, играющих важную роль в организме.
Изучение фермент-субстратных систем белкового и углеродного обмена в костной ткани, показало, что, принимая участие в регенеративных процессах, они обеспечивают синтез белков и необходимую для этого энергию. Изменение активности ферментов идет вместе с изменением субстратов костной ткани.
1. Травматический перелом — это повреждение структуры костной ткани под воздействием внешней силы, превышающей стандартные прочностные характеристики повреждённого элемента скелета. Данный тип переломов наиболее распространён в настоящее время. Возникать он может по множеству причин, начиная от падения с высоты и заканчивая огнестрельными ранениями. Наиболее тяжёлыми считаются сочетанные и комбинированные переломы — переломы нескольких костей или их сочетание с другими повреждениями, например, ранами или ожогами.
Травматические переломы делятся на:
Переломы от падения и удара. Чаще повреждаются большие трубчатые кости (плечо, большеберцовая кость и бедро) при падении во время катания на лыжах, коньках и т.д.
Отрывные переломы. Возникают в результате сильных внезапных мышечных сокращений. Отрываются участки кости, к которым были прикреплены связки, мышцы, сухожилия (при переломе пяточной кости, лодыжек и т.п.).
Переломы от сжатия и сдавления. Происходят в поперечном и продольном к оси кости направлении. Длинные трубчатые кости легче повреждаются при сдавливании в поперечном направлении. Если они ломаются вдоль (как при падении), то более длинная часть кости (диафиз) внедряется в околосуставную (метафиз) или суставную (эпифиз) часть, при этом происходит их сплющивание (переломы большеберцовой кости, шейки бедра и т.д.). Подвержены сдавлению также плоские кости и тела позвонков. Причем, при сильном воздействии может произойти не только сплющивание, но и полное раздробление кости.
Источник
Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ ïåðåëîìîâ êîñòåé. Îñíîâíûå ñèìïòîìû è ïðèçíàêè. Ïåðåëîìû âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Îöåíêà òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî è ëîêàëèçàöèÿ ïîâðåæäåíèé. Îñíîâíûå çàäà÷è ïåðâîé ïîìîùè. Ñòàäèè ðåãåíåðàöèè, ôîðìèðîâàíèå êîñòíîé ìîçîëè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÎÁÐÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÈ
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ
ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ
ÂÛÑØÅÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ÂÎÐÎÍÅÆÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»
Ôàðìàöåâòè÷åñêèé ôàêóëüòåò
Êàôåäðà êëèíè÷åñêîé ôàðìàêîëîãèè
Ðåôåðàò
íà òåìó: « Ïåðåëîìû êîíå÷íîñòåé è ÏÄÏ ïðè íèõ»
ïî äèñöèïëèíå ÏÄÏ
Âûïîëíèëà:
ñòóäåíòêà Âàñèëüåâà Ñ.À., ãð. 202, Â/Î
Ïðîâåðèëà:
Äüÿ÷êîâà Ñ. ß.
2017
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß
ÑÈÌÏÒÎÌÛ È ÏÐÈÇÍÀÊÈ
ÏÅÐÅËÎÌÛ ÂÅÐÕÍÈÕ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÅÉ
ÏÅÐÅËÎÌÛ ÍÈÆÍÈÕ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÅÉ
ÏÄÏ
ÐÅÃÅÍÅÐÀÖÈß
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Ïåðåëîìì êîìñòè — ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ïðè íàãðóçêå, ïðåâûøàþùåé ïðî÷íîñòü òðàâìèðóåìîãî ó÷àñòêà ñêåëåòà. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè.
Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.
ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß
Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.
 ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:
Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ
· Òðàâìàòè÷åñêèå — âûçâàííûå âíåøíèì âîçäåéñòâèåì.
· Ïàòîëîãè÷åñêèå — âîçíèêàþùèå ïðè ìèíèìàëüíîì âíåøíåì âîçäåéñòâèè âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ êîñòè êàêèì-íèáóäü ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì (íàïðèìåð, òóáåðêóë¸çíûì, îïóõîëåâûì èëè äðóãèì).
Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ
· Ïîëíûå.
· Áåç ñìåùåíèÿ (íàïðèìåð, ïîä íàäêîñòíèöåé).
· Ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.
· Íåïîëíûå — òðåùèíû è íàäëîìû.
Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà
· Ïîïåðå÷íûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïåðïåíäèêóëÿðíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè.
· Ïðîäîëüíûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïàðàëëåëüíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè.
· Êîñûå — ëèíèÿ ïåðåëîìà ïðîõîäèò ïîä îñòðûì óãëîì ê îñè òðóá÷àòîé êîñòè.
· Âèíòîîáðàçíûå — ïðîèñõîäèò âðàùåíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ, êîñòíûå îòëîìêè «ïîâ¸ðíóòû» îòíîñèòåëüíî ñâîåãî íîðìàëüíîãî ïîëîæåíèÿ.
· Îñêîëü÷àòûå — íåò åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà, êîñòü â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ ðàçäðîáëåíà íà îòäåëüíûå îòëîìêè.
· Êëèíîâèäíûå — êàê ïðàâèëî âîçíèêàåò ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà, êîãäà îäíà êîñòü âäàâëèâàåòñÿ â äðóãóþ, îáðàçóÿ êëèíîâèäíóþ äåôîðìàöèþ.
· Âêîëî÷åííûå — êîñòíûå îòëîìêè ñìåùàþòñÿ ïðîêñèìàëüíåé ïî îñè òðóá÷àòîé êîñòè èëè ðàñïîëàãàþòñÿ âíå îñíîâíîé ïëîñêîñòè ãóá÷àòîé êîñòè.
· Êîìïðåññèîííûå — êîñòíûå îòëîìêè ìåëêèå, ÷¸òêîé, åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà íåò.
Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ
· Çàêðûòûå — íå ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàíåíèÿìè òêàíåé, ïðîíèêàþùèõ ê ìåñòó ïåðåëîìà, è íå ñîîáùàþòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Åäèíè÷íûå — åñëè îäèí ïåðåëîì îäíîãî ñåãìåíòà îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ìíîæåñòâåííûå — åñëè ïåðåëîì â ïðåäåëàõ îäíîãî ñåãìåíòà èëè ðàçëè÷íûõ ñåãìåíòîâ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà.
· Îòêðûòûå — (îãíåñòðåëüíûå è íåîãíåñòðåëüíûå), ïåðåëîìû êîñòåé ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ðàíåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé è ñîîáùàþùèåñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ñî÷åòàííûå — åñëè ïåðåëîì ñî÷åòàåòñÿ ñ òðàâìîé âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ÷åðåïà. Êîìáèíèðîâàííûå — åñëè ïîðàæåíèå â îäíîé àíàòîìè÷åñêîé îáëàñòè èëè â ðàçíûõ àíàòîìè÷åñêèõ îáëàñòÿõ.
Ïî ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà
 ïðåäåëàõ òðóá÷àòîé êîñòè âûäåëÿþò
· äèàôèçà
· ýïèôèçà
· ìåòàôèçà
Ïî îñëîæíåíèÿì
· Îñëîæí¸ííûå:
· òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì.
· ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ.
· êðîâîòå÷åíèåì.
· æèðîâîé ýìáîëèåé.
· ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.
· Íåîñëîæí¸ííûå.
Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ — ïî èìåíè àâòîðà, âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî.
Òàê, íàïðèìåð, ïåðåëîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè, íàçûâàåòñÿ ïåðåëîìîì Êîëëåñà. Òàêæå ê äîâîëüíî èçâåñòíûì òèïàì òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè îòíîñÿòñÿ ïåðåëîì Ìîíòåäæà, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè è âûâèõå ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì âåòâè ëó÷åâîãî íåðâà, è ïåðåëîì Ãîëåàööè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â íèæíåé òðåòè ñ ðàçðûâîì äèñòàëüíîãî ðàäèî-óëüíàðíîãî ñî÷ëåíåíèÿ è âûâèõîì â ýòîì ñóñòàâå.
 äåòñêîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû ïî íåîêîñòåíåâøåé ðîñòêîâîé (ýïèôèçàðíîé) ëèíèè — ýïèôèçèîëèçû.  ïîæèëîì âîçðàñòå ïåðåëîìû ïðîèñõîäÿò ïðè çíà÷èòåëüíî ìåíüøåé òðàâìèðóþùåé íàãðóçêå, è ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ óâåëè÷èâàþòñÿ. Ýòî ñâÿçàíî ñ èçìåíåíèåì ñîîòíîøåíèÿ ìèíåðàëüíîãî è îðãàíè÷åñêîãî êîìïîíåíòîâ êîñòè.
ñèìïòîìû è ïðèçíàêè
1. Áîëü, âîçíèêàþùàÿ â ìåñòå ïåðåëîìà êîñòè. Èíîãäà îíà ìîæåò îòäàâàòü â ïðèëåãàþùèå îáëàñòè, íàïðèìåð, â ñëó÷àå ñ òðàâìîé ëîêòåâîé êîñòè áîëü îùóòèìà â çîíå ïëå÷à è ïðåäïëå÷üÿ. Áîëåâîé ñèíäðîì äîâîëüíî èíòåíñèâåí è óñèëèâàåòñÿ ïðè äâèæåíèè èëè äîïîëíèòåëüíîé íàãðóçêå íà êîíå÷íîñòü.
2. Êðîâîïîäòåê è ïðèïóõëîñòü, êîòîðàÿ îñîáåííî âûðàæåíà ïðè ïåðåëîìå çàïÿñòüÿ, ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ïàëüöåâ.
3. Äåôîðìàöèÿ ïîâðåæäåííîé îáëàñòè, äèàãíîñòèðóåìàÿ â ñëó÷àÿõ ñ ïåðåëîìàìè ñî ñìåùåíèåì. ×àùå âèçóàëèçèðóåòñÿ ïðè òðàâìàõ ïðåäïëå÷üÿ è ïëå÷åâîé êîñòè.
4. Îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè áëèç íàõîäÿùèõñÿ ñóñòàâîâ. Òàê, â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè ëó÷åâîé êîñòè, áóäåò íàáëþäàòüñÿ îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé â ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå.
5. Õðóñò îòëîìêîâ êîñòè. Ñèìïòîì áîëåå õàðàêòåðåí äëÿ òðàâì ëîêòåâîãî îòðîñòêà èëè ïëå÷à.
6. Ïîõîëîäàíèå êîíå÷íîñòè. Ñâèäåòåëüñòâóåò î íàðóøåíèè êðîâîîáðàùåíèÿ ïî ïðè÷èíå ïîâðåæäåíèÿ êðóïíûõ ìàãèñòðàëüíûõ àðòåðèé è ÿâëÿåòñÿ âåñüìà òðåâîæíûì ñèãíàëîì.
7. Îáðàçîâàíèå ãåìàòîìû — îáèëüíîãî êðîâîèçëèÿíèÿ â ïîäêîæíûõ òêàíÿõ.
8. Íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ðóêè è ïàëüöåâ, êîòîðîå âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäåíèÿ íåðâîâ â ìîìåíò ïåðåëîìà.
ïåðåëîìû âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé
1.Ïëå÷åâîé êîñòè — äëèííîé òðóá÷àòîé êîñòè, ÿâëÿþùåéñÿ ïðîìåæóòî÷íûì çâåíîì ìåæäó ëîïàòêîé è ëîêòåâûì ñóñòàâîì.  çàâèñèìîñòè îò ëîêàöèè è îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ ýòîé ÷àñòè ñêåëåòà âûäåëÿþò ïåðåëîìû âåðõíåé, ñðåäíåé è íèæíåé ÷àñòè ïëå÷åâîé êîñòè.
2.Êëþ÷èöû — èçîãíóòîé òðóá÷àòîé êîñòè ÷àùå âñåãî â ñðåäíåé åå ÷àñòè (äèàôèçå) ïî ïðè÷èíå ïàäåíèÿ èëè ïðÿìîãî óäàðà.
3.Ëîïàòêè, êîòîðàÿ èìååò òðåóãîëüíóþ, ñëåãêà èçîãíóòóþ ôîðìó è ñîåäèíÿåò ìåæäó ñîáîé êëþ÷èöó è ïëå÷åâóþ êîñòü. Ïîäîáíîãî ðîäà ïåðåëîì âñòðå÷àåòñÿ êðàéíå ðåäêî. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ ðàñïîëîæåíèåì êîñòè â òîëùàõ ìûøö, åå ôîðìîé è îòíîñèòåëüíîé ïîäâèæíîñòüþ.
4.Ëîêòåâîãî ñóñòàâà, îáðàçîâàííîãî ëîêòåâîé, ïëå÷åâîé è ëó÷åâîé êîñòÿìè. Òðàâìà âîçíèêàåò ïî ïðè÷èíå ñëàáîñòè ñóõîæèëèé è ëîêòåâûõ ñâÿçîê â ðåçóëüòàòå ïàäåíèÿ íà âûòÿíóòóþ ðóêó èëè ëîêîòü.
5.Ëó÷åâîé êîñòè, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ïàðíîé êîñòüþ â ñîñòàâå ïðåäïëå÷üÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî äèàãíîñòèðóåòñÿ ïåðåëîì íèæíåé òðåòè åå ÷àñòè.
6.Çàïÿñòüÿ — ÷àñòè ñêåëåòà âåðõíåé êîíå÷íîñòè, ðàñïîëîæåííîãî ìåæäó ïðåäïëå÷üåì è ïÿñòíûìè êîñòÿìè è ñîñòîÿùåãî èç âîñüìè êîñòåé. Ïåðåëîìû ýòîãî îòäåëà êëàññèôèöèðóþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò òðàâìèðîâàííîé ñîñòàâëÿþùåé êîñòè; ôàëàíãè ïàëüöà, èìåþùåé õðóïêóþ òðóá÷àòóþ ñòðóêòóðó.
ÏÅÐÅËÎÌÛ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé
ïåðåëîì êîñòü ðåãåíåðàöèÿ êîíå÷íîñòü
Ïåðåëîìû øåéêè áåäðåííîé êîñòè. Îòìå÷àþòñÿ äåôîðìàöèÿ îáëàñòè ñóñòàâà, óêîðî÷åíèå è âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå ïîâðåæäåííîé íèæíåé êîíå÷íîñòè (íîãà ðîòèðîâàíà êíàðóæè), ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü â îáëàñòè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà, ïðèïóõëîñòü â ïàõîâîé îáëàñòè. Àêòèâíûå äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå íåâîçìîæíû, ïàññèâíûå — îãðàíè÷åííû è ðåçêî áîëåçíåííû, áîëüíîé íå ìîæåò ïîäíÿòü êîíå÷íîñòü. Ïðè âêîëî÷åííûõ ïåðåëîìàõ øåéêè äèàãíîñòèêà çàòðóäíåíà, ñèìïòîìàòèêà ñêóäíàÿ, áîëüíûå ìîãóò ñâîáîäíî ïåðåäâèãàòüñÿ, ïîýòîìó íåîáõîäèìà ðåíòãåíîãðàôèÿ â 2 ïðîåêöèÿõ. Ëå÷åíèå — èììîáèëèçàöèÿ øèíîé Äèòåðèõñà, ýâàêóàöèÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííîå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.
Ïåðåëîìû äèàôèçà áåäðà. Âñòðå÷àþòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî è ñîïðîâîæäàþòñÿ çíà÷èòåëüíûì ïîâðåæäåíèåì ìûøö, áîëüøèì êðîâîèçëèÿíèåì, ñèëüíîé áîëüþ, øîêîì, ñìåùåíèåì îòëîìêîâ êîñòè è äðóãèìè òèïè÷íûìè ïðèçíàêàìè ïåðåëîìîâ. Ëå÷åíèå — ïðîòèâîøîêîâûå ìåðîïðèÿòèÿ, â îñòàëüíîì — êàê è ïðè ïåðåëîìàõ øåéêè áåäðà; ïðè ïåðåëîìàõ áåç ñìåùåíèÿ íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ êîêñèòíóþ ïîâÿçêó ñ çàõâàòîì ñòîïû.
Ïåðåëîì íàäêîëåííèêà. Áûâàåò â ðåçóëüòàòå ïðÿìîãî ïðèëîæåíèÿ ñèëû (ïàäåíèå íà êîëåíî, óäàð) è íåïðÿìîãî.  ïåðâîì ñëó÷àå ïåðåëîì ìíîãîîñêîëü÷àòûé (ðàçäðîáëåíèå íàäêîëåííèêà), âî âòîðîì — ëèíèÿ ïåðåëîìà èìååò ïîïåðå÷íîå íàïðàâëåíèå. Ïîâðåæäåííàÿ êîíå÷íîñòü íåçíà÷èòåëüíî ñîãíóòà â êîëåíå, âûïðÿìèòü åå ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò âñëåäñòâèå áîëè è ðàçðûâà ñóõîæèëèÿ ÷åòûðåõãëàâîé ìûøöû. Ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ áûñòðî íàðàñòàåò îòåê (ãåìàðòðîç), ïðè îòêðûòûõ — êðîâîòå÷åíèå. Âî âñåõ ñëó÷àÿõ áîëüíîìó ïðîâîäÿò îáåçáîëèâàíèå, èììîáèëèçàöèþ øèíîé Êðàìåðà èëè ãèïñîâîé ëîíãåòîé îò ÿãîäèöû äî ïÿòêè â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ â êîëåííîì ñóñòàâå, ëîêàëüíóþ ãèïîòåðìèþ, íàçíà÷àþò àíàëüãåòè÷åñêèå ñðåäñòâà, ïî ïîêàçàíèÿì — ãåìîñòàòè÷åñêèå ïðåïàðàòû, ïðè íàãíîåíèè — àíòèáèîòèêè è ñóëüôàíèëàìèäíûå ïðåïàðàòû.
Ïåðåëîìû ìûùåëêîâ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè. Êàê ïðàâèëî, ñî÷åòàþòñÿ ñ ïåðåëîìîì ïîä ãîëîâêîé ìàëîáåðöîâîé êîñòè è íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè ñóñòàâíîé ïîâåðõíîñòè. Íàðóæíûé ìûùåëîê ó ìîðÿêîâ ïîâðåæäàåòñÿ ÷àùå âíóòðåííåãî.  îáëàñòè ïåðåëîìà — ïðèïóõëîñòü, ãåìàòîìà, ãåìàðòðîç.  çàâèñèìîñòè îò ïîâðåæäåíèÿ íàðóæíîãî èëè âíóòðåííåãî ìûùåëêà âíóòðè ñóñòàâà ðàçâèâàþòñÿ ñîîòâåòñòâåííî genu valgum èëè genu varum, îòìå÷àåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêàÿ áîêîâàÿ ïîäâèæíîñòü ãîëåíè â êîëåííîì ñóñòàâå. Ðåøàþùåå çíà÷åíèå â ïîñòàíîâêå äèàãíîçà èìååò ðåíòãåíîãðàôèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ ðåêîìåíäóþòñÿ îáåçáîëèâàíèå, ïóíêöèÿ êîëåííîãî ñóñòàâà, ãèïñîâàÿ èììîáèëèçàöèÿ è ýâàêóàöèÿ â áîëüíèöó, ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì — îáåçáîëèâàíèå, èììîáèëèçàöèÿ è ñðî÷íàÿ ýâàêóàöèÿ â áåðåãîâîå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.
Ïåðåëîìû äèàôèçà êîñòåé ãîëåíè. Ñîñòàâëÿþò îêîëî 30 % âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé ãîëåíè. Ïðåîáëàäàþò ïåðåëîìû îáåèõ êîñòåé. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè — ëîêàëüíàÿ áîëåçíåííîñòü è íåâîçìîæíîñòü îïîðû íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü. Ïðè èçîëèðîâàííîì ïåðåëîìå ìàëîáåðöîâîé êîñòè íàáëþäàåòñÿ òîëüêî ëîêàëüíàÿ áîëåçíåííîñòü, îïîðíàÿ ôóíêöèÿ ãîëåíè è ïîäâèæíîñòü ñìåæíûõ ñóñòàâîâ íå íàðóøåíà. Âîçìîæíû ïðèïóõëîñòü, ãåìàòîìû, ïóçûðè, íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîæè. Äèàãíîç óòî÷íÿþò íà îñíîâàíèè ðåíòãåíîãðàììû. Ëå÷åíèå — îáåçáîëèâàíèå, òðàíñïîðòíàÿ èììîáèëèçàöèÿ, ïî ïîêàçàíèÿì — ãåìîñòàòè÷åñêàÿ è ïðîòèâîøîêîâàÿ òåðàïèÿ. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ — ïåðâè÷íàÿ õèðóðãè÷åñêàÿ îáðàáîòêà, ðåïîçèöèÿ îòëîìêîâ, íàëîæåíèå ãèïñîâîé ïîâÿçêè.
Ïåðåëîìû ëîäûæåê. Ñîñòàâëÿþò 40 % âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïåðåëîìû ëîäûæåê ïðîèñõîäÿò ïðè äåéñòâèè ïðÿìîé òðàâìû (ïîâîðà÷èâàíèå ñòîïû êíóòðè èëè êíàðóæè). Ïåðåëîìû ëîäûæåê ñî ñìåùåíèåì, à òàêæå êðàåâûå ïåðåëîìû áîëüøåáåðöîâîé êîñòè ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ïåðåëîìî-âûâèõè. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè — áûñòðî íàðàñòàþùàÿ îòå÷íîñòü è êðîâîèçëèÿíèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà, à èíîãäà è âñåé ñòîïû, äåôîðìàöèÿ çà ñ÷åò ðàçðûâà ñî÷ëåíåíèÿ ìåæäó áîëüøåáåðöîâîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòÿìè èëè ïîäâûâèõà ñòîïû. Äèàãíîç îêîí÷àòåëüíî óñòàíàâëèâàþò íà îñíîâàíèè ðåíòãåíîãðàôèè â 2 ïðîåêöèÿõ. Ëå÷åíèå — îáåçáîëèâàíèå, òðàíñïîðòíàÿ èììîáèëèçàöèÿ. Ïðè íàõîæäåíèè ñóäíà â îòêðûòîì ìîðå ñóäîâîé âðà÷ ïðîèçâîäèò âïðàâëåíèå ïîäâûâèõà è ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé (30—40 ìë 1 % ðàñòâîðà íîâîêàèíà). Áîëüíîé ëåæèò íà ñïèíå, ãîëåíü óäåðæèâàåò ïîìîùíèê, ñòîïó — âðà÷. Ïîñëå òðàêöèè ïî äëèíå ïðè ïåðåëîìå âíóòðåííåé ëîäûæêè ñî ñìåùåíèåì è ïîäâûâèõîì ñòîïû êíàðóæè ïîñëåäíåå óñòðàíÿþò äàâëåíèåì íà ñòîïó íèæå îáëàñòè ïåðåëîìà, ñíàðóæè êíóòðè. Ñòîïå ïðèäàþò âàðóñíîå ïîëîæåíèå, ÷åì óñòðàíÿþò òèïè÷íîå íàðóæíîå ñìåùåíèå âíóòðåííåé ëîäûæêè. Àíàëîãè÷íûì äàâëåíèåì óñòðàíÿþò ñìåùåíèå ñòîïû êïåðåäè è êçàäè, ñäàâëåííåé ëîäûæåê — ðàñõîæäåíèå âèëêè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Èììîáèëèçàöèÿ îáåñïå÷èâàåòñÿ ãèïñîâûì ïëàñòîì èëè ñàïîæêîì. Ñðîê ôèêñàöèè ïðè ïåðåëîìå íàðóæíîé ëîäûæêè — 4 íåä, âíóòðåííåé èëè îáåèõ — 6 íåä. Áîëüíîãî ýâàêóèðóþò â áîëüíèöó.
Ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé ñòîïû. Ïðîèñõîäÿò ïðè ïàäåíèè íà íåå òÿæåëîãî ïðåäìåòà, ïðûæêàõ è ïàäåíèè ñ âûñîòû. Ïðè ïåðåëîìå òàðàííîé êîñòè íàáëþäàþòñÿ îòå÷íîñòü è êðîâîèçëèÿíèÿ ó âíóòðåííåé ëîäûæêè. Ïðè ñìåùåíèè îòëîìêîâ è âûâèõàõ òàðàííîé êîñòè ïîñëåäíÿÿ ïðîùóïûâàåòñÿ â îáëàñòè àõèëëîâà ñóõîæèëèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ ïÿòî÷íîé êîñòè èçìåíÿþòñÿ êîíòóðû ïÿòêè, íàãðóçêà íà ïÿòêó íåâîçìîæíà âñëåäñòâèå ðåçêîé áîëè, îòñóòñòâóþò àêòèâíûå äâèæåíèÿ â ïîäòàðàííîì ñóñòàâå. Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëþñíû, ïëþñíû è ôàëàíã ïàëüöåâ îòìå÷àþòñÿ áîëü ïðè íàãðóçêå è äàâëåíèè, ïðèïóõëîñòü, íàðóøåíèå ôóíêöèè. Äèàãíîç îêîí÷àòåëüíî óñòàíàâëèâàþò ïðè ðåíòãåíîãðàôèè êîñòåé ñòîïû. Ëå÷åíèå:îáåçáîëèâàíèå, ïðè íàõîæäåíèè ñóäíà â îòêðûòîì ìîðå — ðåïîçèöèÿ îòëîìêîâ ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé è ãèïñîâàÿ èììîáèëèçàöèÿ (ëîíãåòà, ñàïîæîê) íà 4—6 íåä. Íåîáõîäèìà ýâàêóàöèÿ â áîëüíèöó.
ïåðâàÿ äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü
×åëîâåê, îêàçûâàþùèé ïåðâóþ äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü ìîæåò:
1. Îöåíèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî è ëîêàëèçàöèþ ïîâðåæäåíèé.
2. Ïðè íàëè÷èè êðîâîòå÷åíèÿ — îñòàíîâèòü åãî.
3. Îïðåäåëèòü, âîçìîæíî ëè ïåðåìåùåíèå ïîñòðàäàâøåãî, äî ïðèáûòèÿ êâàëèôèöèðîâàííîãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïåðåíîñèòü èëè ïåðåäâèãàòü áîëüíîãî ïðè òðàâìàõ ïîçâîíî÷íèêà è ìíîæåñòâåííûõ ïåðåëîìàõ.
4. Ïðè èçîëèðîâàííîé òðàâìå èììîáèëèçîâàòü ïîâðåæä¸ííûé ó÷àñòîê, íàëîæèòü øèíó. Øèíîé ìîæåò ñëóæèòü ëþáîé ïðåäìåò, êîòîðûé ïðåäîòâðàòèò äâèæåíèÿ â ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè (çàõâàòûâàÿ ñóñòàâû âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà). Ïðè èììîáèëèçàöèè íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü íå ìåíåå äâóõ ñóñòàâîâ, ðàñïîëîæåííûõ âûøå è íèæå îáëàñòè ïåðåëîìà, ÷òîáû èñêëþ÷èòü ïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà êîíå÷íîñòè!
5. Òàê, ïðè ïåðåëîìå ïðåäïëå÷üÿ íåîáõîäèìî çàôèêñèðîâàòü äâà ñìåæíûõ ñóñòàâà — ëó÷åçàïÿñòíûé è ëîêòåâîé, ÷òîáû äîáèòüñÿ ïîëíîöåííîãî îáåçäâèæèâàíèÿ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà êîíå÷íîñòè.
6. Ïðè îòñóòñòâèè øèíû è ïîäðó÷íîãî ìàòåðèàëà ðóêó ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó, à íîãó — ê çäîðîâîé íîãå.
7. Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé ê ïåðåìåùåíèþ ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðóþò â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå.
8. Åñëè äîñòóï ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà çàòðóäí¸í èëè íåâîçìîæåí è èìåþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïåðåìåùåíèþ ïîñòðàäàâøåãî, îáåñïå÷èâàþò ïî âîçìîæíîñòè ïîëíóþ èììîáèëèçàöèþ ïîâðåæä¸ííûõ ó÷àñòêîâ, ïîñëå ÷åãî èñïîëüçóþòñÿ íîñèëêè ñ òâ¸ðäûì îñíîâàíèåì, ê êîòîðûì íàä¸æíî ôèêñèðóåòñÿ ïîñòðàäàâøèé.
Çàäà÷à ïåðâîé ïîìîùè-óìåíüøèòü áîëü, îáåñïå÷èòü ðàíåíîìó ïîëíûé ïîêîé è, ãëàâíîå, íå äîïóñòèòü ïîâðåæäåíèå ìÿãêèõ òêàíåé (ìûøö, ñóõîæèëèé),îêðóæàþùèõ ìåñòî ïåðåëîìà. Ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò óëîæèòü, óñïîêîèòü, äàòü îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî (àíàëüãèí, ïðîìåäîë)è ñîçäàòü íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Îêàçûâàÿ ïîìîùü ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ, íå ñëåäóåò áåç îñîáîé íåîáõîäèìîñòè ñíèìàòü îäåæäó, îáóâü ñ ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà. Èõ ëèøü ðàçðåçàòü â íóæíîì ìåñòå. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ïîñëå îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ íà ðàíó íàêëàäûâàåòñÿ ñòåðèëüíàÿ ïîâÿçêà. Âïðàâëåíèå ïåðåëîìà äîïóñêàåòñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè êòî-ëèáî èç ñïóòíèêîâ âëàäååò òåõíèêîé ýòîé ïðîöåäóðû.
ÐÅÃÅÍÅÐÀÖÈß
 ïðîöåññå ðåãåíåðàöèè ìîæíî âûäåëèòü 4 îñíîâíûå ñòàäèè:
1. Àóòîëèç — â îòâåò íà ðàçâèòèå òðàâìû ðàçâèâàåòñÿ îò¸ê, ïðîèñõîäèò àêòèâíàÿ ìèãðàöèÿ ëåéêîöèòîâ (â ÷àñòíîñòè îñòåîêëàñòîâ), àóòîëèç ïîãèáøèõ òêàíåé. Äîñòèãàåò ìàêñèìóìà ê 3—4 äíþ ïîñëå ïåðåëîìà, çàòåì ïîñòåïåííî ñòèõàåò.
2. Ïðîëèôåðàöèÿ è äèôôåðåíöèðîâêà — àêòèâíîå ðàçìíîæåíèå êëåòîê êîñòíîé òêàíè è àêòèâíàÿ âûðàáîòêà ìèíåðàëüíîé ÷àñòè êîñòè. Ïðè íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ ñíà÷àëà ôîðìèðóåòñÿ õðÿùåâàÿ òêàíü, êîòîðàÿ çàòåì ìèíåðàëèçóåòñÿ è çàìåíÿåòñÿ êîñòíîé.
3. Ïåðåñòðîéêà êîñòíîé òêàíè — âîññòàíàâëèâàåòñÿ êðîâîñíàáæåíèå êîñòè, èç êîñòíûõ áàëîê ôîðìèðóåòñÿ êîìïàêòíîå âåùåñòâî êîñòè.
4. Ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå — âîññòàíîâëåíèå êîñòíîìîçãîâîãî êàíàëà, îðèåíòàöèÿ êîñòíûõ áàëîê â ñîîòâåòñòâèè ñèëîâûìè ëèíèÿìè íàãðóçêè, ôîðìèðîâàíèå íàäêîñòíèöû, âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ïîâðåæä¸ííîãî ó÷àñòêà.
Íà ìåñòå ïåðåëîìà ôîðìèðóåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü. Âûäåëÿþò 4 âèäà êîñòíîé ìîçîëè:
1. Ïåðèîñòàëüíóþ — ôîðìèðóåòñÿ íåáîëüøîå óòîëùåíèå âäîëü ëèíèè ïåðåëîìà.
2. Ýíäîîñòàëüíóþ — êîñòíàÿ ìîçîëü ðàñïîëîæåíà âíóòðè êîñòè, âîçìîæíî íåáîëüøîå óìåíüøåíèå òîëùèíû êîñòè â ìåñòå ïåðåëîìà.
3. Èíòåðìåäèàëüíóþ — êîñòíàÿ ìîçîëü ðàñïîëîæåíà ìåæäó êîñòíûìè îòëîìêàìè, ïðîôèëü êîñòè íå èçìåí¸í.
4. Ïàðàîññàëüíóþ — îêðóæàåò êîñòü äîñòàòî÷íî êðóïíûì âûñòóïîì, ìîæåò èñêàæàòü ôîðìó è ñòðóêòóðó êîñòè.
Òèï ñôîðìèðîâàâøåéñÿ êîñòíîé ìîçîëè çàâèñèò îò ðåãåíåðàöèîííûõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìà.
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
Êàê âñïîìîãàòåëüíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ, ïðîâîäÿòñÿ ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå, CPM-òåðàïèÿ. Ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ âî ìíîãîì îïðåäåëÿþòñÿ ñëîæíîñòüþ è ëîêàëèçàöèåé ïåðåëîìà. Îíè âàðüèðóþòñÿ îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âîññòàíîâëåíèå ïîñëå ïåðåëîìà íå ïðîèñõîäèò, ôîðìèðóåòñÿ ëîæíûé ñóñòàâ.  òàêèõ ñèòóàöèÿõ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ìåòîäû ýíäîïðîòåçèðîâàíèÿ.
ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1.Ãðåáåíåâ À. Ë. Îñíîâû îáùåãî óõîäà çà áîëüíûìè: ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ìåä. âóçîâ / À. Ë. Ãðåáåíåâ, À. À. Øåïòóëèí, À. Ì. Õîõëîâ.-Ì.: Ìåäèöèíà, 1999.-286 ñ.
2.×åñíîêîâà È. Â. Îðãàíèçàöèÿ íåîòëîæíîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè è îñíîâû óõîäà çà áîëüíûìè: ó÷åá.- ìåòîä. ïîñîáèå.- Âîðîíåæ, 2003.- Ñ.17-25.
3.Ôîìèíà È. Ã. Îáùèé óõîä çà áîëüíûìè: ó÷åáíèê / È. Ã. Ôîìèíà.- Ì.: Ìåäèöèíà, 2000.- 304 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник