Переломы в продольном профиле
ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
4.20. Проектирование плана и продольного профиля дорог надлежит производить из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода согласно п.1.7.
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны – не более 30‰ ;
расстояние видимости для остановки автомобиля – не менее 450 м;
радиусы кривых в плане – не менее 3000 м ;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых – не менее 70000 м ;
вогнутых – не менее 8000 м ;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых – не менее 300 м ;
вогнутых – не менее 100 м .
Переломы проектной линии в продольном профиле следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
(Измененная редакция, Изм. № 5)
4.21. Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования п. 4.20. или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний пп. 1.9. и 2.2. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл. 10 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог , приведенных в табл. 3.
Наименьшее расстояния видимости, м
Наименьшие радиусы кривых, м
в продольном профиле
в горной местности
Примечания. 1. В случаях необходимости резкого изменения направления дорог II – V категорий в горных условиях допускается устройство серпантин.
2. В особо трудных условиях горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом п. 1.9. допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм табл. 10, но не более чем на 20 ‰.
3. При проектировании в горной и пересеченной местности проезжей части дорог I категории раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20 ‰.
4. При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшая допустимая величина продольного уклона не должна превышать 45 ‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.
4.22. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий – 4000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела “Ландшафтное проектирование“. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 11.
Проектная линия отдельных участков дороги характеризуется продольным уклоном i между двумя точками, т.е. отношением разницы высот h между этими точками к горизонтальному расстоянию между ними l1. Продольный уклон определяется тангенсом угла наклона а линии к горизонту:
i = tgα = h / l1(1.1)
Величина уклона i выражается в процентах, в промилле (тысячных долях) или в относительных единицах: i = 3 %, или i = 30 %о, или i = 0,03. Значение уклона в промилле показывает, на сколько метров повышается или понижается трасса оси дороги на протяжении 1000 м.
Подъемы считаются положительными, а спуски отрицательными уклонами.
При геодезических изысканиях измеряют не горизонтальное расстояние между двумя точками l1, а расстояние непосредствен но по поверхности земли l. Поэтому фактически уклон вычисляется не как tgα, а как sinα:
l = sina = h/i (1.2)
Рис. 1.3 Продольный профиль автомобильной дороги
Учитывая, что угол продольного наклона а трассы дороги не превышает обычно 3. 4°, можно считать sina
tga. Продольные уклоны дорог и улиц должны удовлетворять требованиям, соблюдение которых обеспечивает нормальные условия движения автомобиля. Хотя современные автомобили в состоянии преодолевать на коротких сухих участках значительные подъемы, скорость движения при этом заметно снижается. При скользкой или грязной поверхности дороги скорость движения на подъеме будет еще меньше.
При проектировании продольного профиля дорог и улиц в точках пересечения соседних участков с разными уклонами образуются переломы. Близкое расстояние между переломами продольного профиля и особенно частое чередование подъемов и спусков нарушают удобство движения, так как требуют изменения режима езды, переключения передач, а иногда торможения. Поэтому желательно соблюдать возможно большие расстояния между переломами профиля. Различают выпуклые и вогнутые переломы профиля. Выпуклые переломы нарушают плавность движения и ухудшают обзор дороги впереди движущегося автомобиля. На вогнутых переломах возникают толчки и перегрузка рессор под действием центробежной силы.
Меры для смягчения продольного профиля дороги
Чтобы избежать ударов, толчков и обеспечить хорошую видимость дороги, перелом продольного профиля смягчают введением вставок вертикальных кривых. Вертикальные кривые устраивают на переломах продольного профиля для плавности и безопасности движения на дорогах 1, II категорий при алгебраической разности уклонов 5 % и более, на дорогах III категории 10 %о и более, на дорогах IV, V категорий 20 % и более.
Источник
Страница 7 из 34
ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
4.20.
Проектирование плана и продольного профиля дорог надлежит производить из
условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности
и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного
периода согласно п.1.7.
При назначении
элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует
принимать:
продольные
уклоны — не более 30‰ ;
расстояние
видимости для остановки автомобиля — не менее 450 м;
радиусы кривых
в плане — не менее 3000 м ;
радиусы кривых
в продольном профиле:
выпуклых — не менее 70000 м ;
вогнутых — не менее 8000 м ;
длины кривых в
продольном профиле:
выпуклых — не менее 300 м ;
вогнутых — не менее 100 м .
Переломы
проектной линии в продольном профиле следует сопрягать кривыми.
Во всех
случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной
полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к
дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III
категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
(Измененная
редакция, Изм. № 5)
4.21. Если по
условиям местности не представляется возможным выполнить требования п. 4.20.
или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью
строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе
технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний пп. 1.9. и
2.2. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл. 10 исходя
из расчетных скоростей движения по категориям дорог , приведенных в табл. 3.
Таблица
10
Расчетная скорость, | Наибо-льшие | Наименьшее расстояния видимости, м | Наименьшие радиусы кривых, м | |||||
км/ч | продо- | для | встречного | в плане | в продольном профиле | |||
льные | оста- | автомобиля | основные | в горной | выпуклых | вогнутых | ||
уклоны | новки | местности | основные | в горной местности | ||||
150 | 30 | 300 | — | 1200 | 1000 | 30000 | 8000 | 4000 |
120 | 40 | 250 | 450 | 800 | 600 | 15000 | 5000 | 2500 |
100 | 50 | 200 | 350 | 600 | 400 | 10000 | 3000 | 1500 |
80 | 60 | 150 | 250 | 300 | 250 | 5000 | 2000 | 1000 |
60 | 70 | 85 | 170 | 150 | 125 | 2500 | 1500 | 600 |
50 | 80 | 75 | 130 | 100 | 100 | 1500 | 1200 | 400 |
40 | 90 | 55 | 110 | 60 | 60 | 1000 | 1000 | 300 |
30 | 100 | 45 | 90 | 30 | 30 | 600 | 600 | 200 |
Примечания. 1. В случаях необходимости резкого
изменения направления дорог II — V категорий в горных условиях допускается
устройство серпантин.
2. В особо трудных условиях горной местности (за
исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для
участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом п.
1.9. допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм табл. 10,
но не более чем на 20 ‰.
3. При проектировании в горной и пересеченной местности
проезжей части дорог I категории раздельно для направления на подъем и на спуск
продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению
с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20 ‰.
4. При проектировании в горной местности участков
подходов дорог к тоннелям наибольшая допустимая величина продольного уклона не
должна превышать 45 ‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.
4.22.
Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и
менее, а на подъездных дорогах всех категорий — 4000 м и менее. При этом
необходимо учитывать указания подраздела “Ландшафтное проектирование“.
Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 11.
Таблица
11
Радиус круговой кривой, м | 30 | 50 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 | 600-1000 | 1000-2000 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 100 |
4.23.
Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует
уменьшать по сравнению с нормами табл. 10 согласно табл. 12.
Таблица
12
Радиус кривой в плане, м | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 |
Уменьшение наибольших продольных уклонов против | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
4.24. Ширину
полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние
переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях
обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки
откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного
полотна.
4.25. Длина
участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от
величины уклона, но не более значений, приведенных в табл. 13.
Таблица
13
Продольный | Длина участка, м, | |||
уклон, ‰ | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 |
60 | 2500 | 2200 | 1800 | 1500 |
70 | 2200 | 1900 | 1600 | 1300 |
80 | 2000 | 1600 | 1500 | 1100 |
90 | 1500 | 1200 | 1000 | — |
4.26. На
трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60
‰) с обязательным включением
участков с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰
и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не
более длин участков, указанных в табл. 13.
Размеры
площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться
не менее чем на 3 — 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения
определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления
осыпей, камнепадов, и , как правило, у источников воды.
Не зависимо от
наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные
съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце
спуска , а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 — 1,0 км. Элементы
противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
4.27. Нормы
проектирования серпантин следует принимать по табл. 14.
Таблица
14
Параметры элементов | Нормы расчетной скорости | ||
30 | 20 | 15 | |
Наименьший радиус кривых в плане, м | 30 | 20 | 15 |
Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰ | 60 | 60 | 60 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 25 | 20 |
Уширение проезжей части, м | 2,2 | 3,0 | 3,5 |
Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, ‰ | 30 | 35 | 40 |
Примечание. Серпантины радиусом менее 30 м допускаются
только на дорогах IV и V категорий при запрещении движения автопоездов с
габаритом по длине свыше 11 м .
4.28. Расстояние
между концом сопрягаемой кривой одной серпантины и началом сопрягающей кривой
другой следует принимать возможно большим, но не менее 400 м для дорог II и III категорий, 300 м для дорог IV категории и 200 м для
дорог V категории.
4.29. Проезжую
часть на серпантинах допускается уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а
остальную часть уширения следует предусматривать за счет внутренней обочины и
дополнительного уширения земляного полотна.
Источник
При
наличии в продольном профиле переломов
вертикальные кривые вписываются в них
лишь при алгебраической разности
продольных
уклонов, превышающей нормативные
значения в зависимости
от расчетной скорости движения и
категории улицы (табл. П.2).
При строительстве земляного полотна
улицы вертикальная кривая
разбивается хордами 30 — 50 м при выпуклой
кривой и10
— 15 м при вогнутой с превышениями в
концах хорд соответственно
0,10 — 0,15 и 0,20 — 0,25 м. Большая точность
при производстве
земляных работ и не требуется, так как
ломаная линия в
8* 211
продольном
профиле, состоящая из большого числа
хорд с малой разницей
продольных уклонов, воспринимается
зрительно как плавная
кривая. Нарушения зрительной плавности
возникают при алгебраической
разнице уклонов в концах хорд более 15
212
При
алгебраической разнице продольных
уклонов меньше нормативных
ведущую линию на участке перелома
градуируют обычным
образом: расстояния с обеих сторон
перегона определяют с учетом
продольных уклонов. Если горизонтали
пересекают линию перегона,
форма их меняется согласно рис. 11.5.
Вертикальную
кривую в перелом продольного профиля
можно вписать двумя способами. Первый
аналогичен методу тангенсов, применяемому
при проектировании продольного профиля.
Согласно этому методу сначала градуируют
обе ветви перелома (рис. 11.6, а),
затем
в точках, где расположены горизонтали,
вводят поправку отметок на вертикальную
кривую (рис. 11.6,6). Эти поправки вычисляют
от начала кривой:
где
l
— расстояние от начала кривой до
горизонтали, м;
—
радиус вертикальной
кривой, м.
Для
вертикальных выпуклых кривых эти
поправки вводят с минусом,
для вогнутых — с плюсом. После ввода
поправок все горизонтали
в пределах вертикальной кривой будут
иметь дробные отметки. Положение
горизонталей, кратных сечению,
определяют интерполяцией
(рис. 11.6, в).
Второй
способ позволяет рассчитывать положение
проектных горизонталей
сразу с учетом вертикальной кривой. При
этом используют
положение о симметричности кривой
относительно вертикали,
проходящей через ее вершину. Расчет
ведут в такой последовательности:
сначала находят положение вершины
кривой и ее отметку,
а затем, идя от вершины, находят положение
проектных горизонталей.
где—
продольный уклон в начале кривой.
Положение
вершины можно найти расчетом согласно
рис. 11.7. Положение
кривой, ее начало и конец определяют
алгебраической разностью
продольных уклонов и радиуса кривой.
Обе ветви перелома
градуируют до вертикальной кривой и
определяют отметки ее начала и конца.
Расстояние от начала кривой до вершины
213
Превышение
вершины над началом кривой
.
О
метку
вершины кривой определяют с помощью
отметки ее нача, . и
превышения.
Расстояние от вершины кривой до
первой проектной
горизонтали
где—
разница отметок вершины кривой и первой
горизонтали, м.
Расстояние от
вершины кривой до следующих горизонталей
где
п
—
номер горизонтали, считая от вершины.
Значения
откладывают
в обе стороны от вершины кривой.
Наибольшее
значение /п
равно расстоянию от вершины для начала
кривой
().
По мере удаления от вершины кривой
расстояния между
горизонталями уменьшаются.
Положение
проектных горизонталей на вертикальной
кривой может
быть определено с помощью таблиц
для проектирования-кривых
в продольном профиле. Последовательность
проектиров; ния
при этом не изменяется; таблицы позволяют
без вычислени определять
превышения на кривой и расстояния между
горизонта-лями при заданных продольных
уклонах. В таблицах для конкреп ного
радиуса вертикальной кривой в одной
строке показаны превы-шение
точки над вершиной, расстояние от
вершины и продольны уклон
в этой точке.
214
В
табл. 11.3 приведены эти данные для кривой
радиусом 1000 м Этой
таблицей можно пользоваться и при
других радиусахвер
тикальных
кривых. Для этого необходимо ввести
поправку
Поправку
вводят в / и i,
превышениенад
вершиной кривой
остается неизменным:
гдеи—
значения расстояния от вершины и
продольного уклона соответственно
при заданном
из
табл. 11.3 для=1000м.
Источник