Переломы в продольном профиле

Переломы в продольном профиле thumbnail

ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

4.20. Проектирование плана и продольного профиля дорог надлежит производить из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода согласно п.1.7.

При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:

продольные уклоны – не более 30‰ ;

расстояние видимости для остановки автомобиля – не менее 450 м;

радиусы кривых в плане – не менее 3000 м ;

радиусы кривых в продольном профиле:

выпуклых – не менее 70000 м ;

вогнутых – не менее 8000 м ;

длины кривых в продольном профиле:

выпуклых – не менее 300 м ;

вогнутых – не менее 100 м .

Переломы проектной линии в продольном профиле следует сопрягать кривыми.

Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.

(Измененная редакция, Изм. № 5)

4.21. Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования п. 4.20. или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний пп. 1.9. и 2.2. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл. 10 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог , приведенных в табл. 3.

Наименьшее расстояния видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м

в продольном профиле

в горной местности

Примечания. 1. В случаях необходимости резкого изменения направления дорог II – V категорий в горных условиях допускается устройство серпантин.

2. В особо трудных условиях горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом п. 1.9. допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм табл. 10, но не более чем на 20 ‰.

3. При проектировании в горной и пересеченной местности проезжей части дорог I категории раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20 ‰.

4. При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшая допустимая величина продольного уклона не должна превышать 45 ‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.22. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий – 4000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела “Ландшафтное проектирование“. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 11.

Проектная линия отдельных участков дороги характеризуется продольным уклоном i между двумя точками, т.е. отношением разницы высот h между этими точками к горизонтальному расстоянию между ними l1. Продольный уклон определяется тангенсом угла наклона а линии к горизонту:

i = tgα = h / l1(1.1)

Величина уклона i выражается в процентах, в промилле (тысячных долях) или в относительных единицах: i = 3 %, или i = 30 %о, или i = 0,03. Значение уклона в промилле показывает, на сколько метров повышается или понижается трасса оси дороги на протяжении 1000 м.

Подъемы считаются положительными, а спуски отрицательными уклонами.

При геодезических изысканиях измеряют не горизонтальное расстояние между двумя точками l1, а расстояние непосредствен но по поверхности земли l. Поэтому фактически уклон вычисляется не как tgα, а как sinα:

l = sina = h/i (1.2)

Рис. 1.3 Продольный профиль автомобильной дороги

Учитывая, что угол продольного наклона а трассы дороги не превышает обычно 3. 4°, можно считать sina

tga. Продольные уклоны дорог и улиц должны удовлетворять требованиям, соблюдение которых обеспечивает нормальные условия движения автомобиля. Хотя современные автомобили в состоянии преодолевать на коротких сухих участках значительные подъемы, скорость движения при этом заметно снижается. При скользкой или грязной поверхности дороги скорость движения на подъеме будет еще меньше.

Читайте также:  Курсовая работа по хирургии перелом

При проектировании продольного профиля дорог и улиц в точках пересечения соседних участков с разными уклонами образуются переломы. Близкое расстояние между переломами продольного профиля и особенно частое чередование подъемов и спусков нарушают удобство движения, так как требуют изменения режима езды, переключения передач, а иногда торможения. Поэтому желательно соблюдать возможно большие расстояния между переломами профиля. Различают выпуклые и вогнутые переломы профиля. Выпуклые переломы нарушают плавность движения и ухудшают обзор дороги впереди движущегося автомобиля. На вогнутых переломах возникают толчки и перегрузка рессор под действием центробежной силы.

Меры для смягчения продольного профиля дороги

Чтобы избежать ударов, толчков и обеспечить хорошую видимость дороги, перелом продольного профиля смягчают введением вставок вертикальных кривых. Вертикальные кривые устраивают на переломах продольного профиля для плавности и безопасности движения на дорогах 1, II категорий при алгебраической разности уклонов 5 % и более, на дорогах III категории 10 %о и более, на дорогах IV, V категорий 20 % и более.

Источник

Страница 7 из 34

ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

4.20.
Проектирование плана и продольного профиля дорог надлежит производить из
условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности
и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного
периода согласно п.1.7.

При назначении
элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует
принимать:

продольные
уклоны — не более 30‰ ;

расстояние
видимости для остановки автомобиля — не менее 450 м;

радиусы кривых
в плане — не менее 3000 м ;

радиусы кривых
в продольном профиле:

     
выпуклых — не менее 70000 м ;

  
   вогнутых — не менее 8000 м ;

длины кривых в
продольном профиле:

     
выпуклых — не менее 300 м ;

     
вогнутых — не менее 100 м .

Переломы
проектной линии в продольном профиле следует сопрягать кривыми.

Во всех
случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной
полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к
дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III
категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.

(Измененная
редакция, Изм. № 5)

4.21. Если по
условиям местности не представляется возможным выполнить требования п. 4.20.
или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью
строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе
технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний пп. 1.9. и
2.2. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл. 10 исходя
из расчетных скоростей движения по категориям дорог , приведенных в табл. 3.

Таблица
10

Расчетная

скорость,

Наибо-льшие

Наименьшее расстояния видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м

км/ч

продо-

для

встречного

в плане

в продольном профиле

льные

оста-

автомобиля

основные

в горной

выпуклых

вогнутых

уклоны

новки

местности

основные

в горной местности

150

30

300

1200

1000

30000

8000

4000

120

40

250

450

800

600

15000

5000

2500

100

50

200

350

600

400

10000

3000

1500

80

60

150

250

300

250

5000

2000

1000

60

70

85

170

150

125

2500

1500

600

50

80

75

130

100

100

1500

1200

400

40

90

55

110

60

60

1000

1000

300

30

100

45

90

30

30

600

600

200

Примечания. 1. В случаях необходимости резкого
изменения направления дорог II — V категорий в горных условиях допускается
устройство серпантин.

2. В особо трудных условиях горной местности (за
исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для
участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом п.
1.9. допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм табл. 10,
но не более чем на 20 ‰.

Читайте также:  Перелом костей операция

3. При проектировании в горной и пересеченной местности
проезжей части дорог I категории раздельно для направления на подъем и на спуск
продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению
с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20 ‰.

4. При проектировании в горной местности участков
подходов дорог к тоннелям наибольшая допустимая величина продольного уклона не
должна превышать 45 ‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.22.
Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и
менее, а на подъездных дорогах всех категорий — 4000 м и менее. При этом
необходимо учитывать указания подраздела “Ландшафтное проектирование“.
Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 11.

Таблица
11

Радиус круговой кривой, м

30

50

60

80

100

150

200

250

300

400

500

600-1000

1000-2000

Длина переходной кривой, м

30

35

40

45

50

60

70

80

90

100

110

120

100

4.23.
Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует
уменьшать по сравнению с нормами табл. 10 согласно табл. 12.

Таблица
12

Радиус кривой в плане, м

50

45

40

35

30

Уменьшение наибольших продольных уклонов против 
норм,  указанных в таблице  10, ‰ 
не менее

10

15

20

25

30

4.24. Ширину
полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние
переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях
обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки
откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного
полотна.

4.25. Длина
участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от
величины уклона, но не более значений, приведенных в табл. 13.

Таблица
13

Продольный

Длина участка, м,
при высоте над уровнем моря, м

уклон, ‰

1000

2000

3000

4000

60

2500

2200

1800

1500

70

2200

1900

1600

1300

80

2000

1600

1500

1100

90

1500

1200

1000

4.26. На
трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60
‰)  с обязательным включением
участков с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰
и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не
более длин участков, указанных в табл. 13.

Размеры
площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться
не менее чем на 3 — 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения
определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления
осыпей, камнепадов, и , как правило, у источников воды.

Не зависимо от
наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные
съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце
спуска , а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 — 1,0 км. Элементы
противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.

4.27. Нормы
проектирования серпантин следует принимать по табл. 14.

Таблица
14

Параметры элементов
серпантин

Нормы
проектирования серпантин при

расчетной скорости
движения, км/ч

30

20

15

Наименьший радиус кривых в плане, м

30

20

15

Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰

60

60

60

Длина переходной кривой, м

30

25

20

Уширение проезжей части, м

2,2

3,0

3,5

Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, ‰

30

35

40

Примечание. Серпантины радиусом менее 30 м допускаются
только на дорогах IV и V категорий при запрещении движения автопоездов с
габаритом по длине свыше 11 м .

4.28. Расстояние
между концом сопрягаемой кривой одной серпантины и началом сопрягающей кривой
другой следует принимать возможно большим, но не менее 400 м для дорог II и III категорий, 300 м для дорог IV категории и 200 м для
дорог V категории.

4.29. Проезжую
часть на серпантинах допускается уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а
остальную часть уширения следует предусматривать за счет внутренней обочины и
дополнительного уширения земляного полотна.

Читайте также:  Аппарат для лечения переломов

Источник

При
наличии в продольном профиле переломов
вертикальные кривые вписываются в них
лишь при алгебраической разности
продольных
уклонов, превышающей нормативные
значения в зави­симости
от расчетной скорости движения и
категории улицы (табл. П.2).
При строительстве земляного полотна
улицы вертикальная кривая
разбивается хордами 30 — 50 м при выпуклой
кривой и10
— 15 м при вогнутой с превышениями в
концах хорд соответст­венно
0,10 — 0,15 и 0,20 — 0,25 м. Большая точность
при произ­водстве
земляных работ и не требуется, так как
ломаная линия в

8* 211

Переломы в продольном профиле

продольном
профиле, состоящая из большого числа
хорд с малой раз­ницей
продольных уклонов, воспринимается
зрительно как плав­ная
кривая. Нарушения зрительной плавности
возникают при алгеб­раической
разнице уклонов в концах хорд более 15Переломы в продольном профиле

Переломы в продольном профиле

212

При
алгебраической разнице продольных
уклонов меньше нор­мативных
ведущую линию на участке перелома
градуируют обыч­ным
образом: расстояния с обеих сторон
перегона определяют с учетом
продольных уклонов. Если горизонтали
пересекают линию перегона,
форма их меняется согласно рис. 11.5.

Переломы в продольном профиле

Вертикальную
кривую в перелом продольного профиля
можно вписать двумя способами. Первый
аналогичен методу тангенсов, применяемому
при проектировании продольного профиля.
Согласно этому методу сначала градуируют
обе ветви перелома (рис. 11.6, а),
затем
в точках, где расположены горизонтали,
вводят поправку отметок на вертикальную
кривую (рис. 11.6,6). Эти поправки вычисляют
от начала кривой:

Переломы в продольном профиле

где
l
— расстояние от начала кривой до
горизонтали, м;
Переломы в продольном профиле
радиус верти­кальной
кривой, м.

Для
вертикальных выпуклых кривых эти
поправки вводят с минусом,
для вогнутых — с плюсом. После ввода
поправок все горизонтали
в пределах вертикальной кривой будут
иметь дробные отметки. Положение
горизонталей, кратных сечениюПереломы в продольном профиле,
определяют интерполяцией
(рис. 11.6, в).

Второй
способ позволяет рассчитывать положение
проектных горизонталей
сразу с учетом вертикальной кривой. При
этом ис­пользуют
положение о симметричности кривой
относительно вер­тикали,
проходящей через ее вершину. Расчет
ведут в такой после­довательности:
сначала находят положение вершины
кривой и ее отметку,
а затем, идя от вершины, находят положение
проектных горизонталей.

Переломы в продольном профиле

гдеПереломы в продольном профиле
продольный уклон в начале кривой.

Положение
вершины можно найти расчетом согласно
рис. 11.7. Положение
кривой, ее начало и конец определяют
алгебраической разностью
продольных уклонов и радиуса кривой.
Обе ветви пере­лома
градуируют до вертикальной кривой и
определяют отметки ее начала и конца.
Расстояние от начала кривой до вершины

213

Превышение
вершины над началом кривой
Переломы в продольном профиле.
О

метку
вершины кривой определяют с помощью
отметки ее нача, . и
превышенияПереломы в продольном профиле.
Расстояние от вершины кривой до

первой проектной
горизонтали

Переломы в продольном профиле

гдеПереломы в продольном профиле
разница отметок вершины кривой и первой
горизонтали, м.

Расстояние от
вершины кривой до следующих горизонталей

Переломы в продольном профиле

где
п

номер горизонтали, считая от вершины.

Значения

Переломы в продольном профилеоткладывают
в обе стороны от вершины кривой.
Наибольшее
значение /п
равно расстоянию от вершины для начала
кривой
(Переломы в продольном профиле).
По мере удаления от вершины кривой
расстояния между
горизонталями уменьшаются.

Положение
проектных горизонталей на вертикальной
кривой может
быть определено с помощью таблиц
для проектирования-кривых
в продольном профиле. Последовательность
проектиров; ния
при этом не изменяется; таблицы позволяют
без вычислени определять
превышения на кривой и расстояния между
горизонта-лями при заданных продольных
уклонах. В таблицах для конкреп ного
радиуса вертикальной кривой в одной
строке показаны превы-шение
точки над вершиной, расстояние от
вершины и продольны уклон
в этой точке.

214

В
табл. 11.3 приведены эти данные для кривой
радиусом 1000 м Этой
таблицей можно пользоваться и при
других радиусахПереломы в продольном профилевер
тикальных
кривых. Для этого необходимо ввести
поправкуПереломы в продольном профиле

Переломы в продольном профиле

Переломы в продольном профиле

Переломы в продольном профилеПоправку
вводят в / и i,
превышениеПереломы в продольном профиленад
вершиной кривой
остается неизменным:

Переломы в продольном профиле

гдеПереломы в продольном профилеиПереломы в продольном профиле
значения расстояния от вершины и
продольного уклона соответст­венно
при заданном
Переломы в продольном профилеиз
табл. 11.3 для=1000Переломы в продольном профилем.

Источник