Переломы ушибы вывихи бжд
Ушиб — наиболее распространенный вид повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова. Ушибы возникают в результате воздействия на мягкие ткани тупых предметов, при падении или ударе о твердые предметы. Для ушибов характерны сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы, сохранение в течение определенного времени болезненности и затруднения движения в области травмированной части тела, а также появление на месте ушиба припухлости (гематомы) и кровоподтека (синяка). При ушибах могут повреждаться поверхностно расположенные ткани и внутренние органы. При оказании первой помощи пострадавшему накладывают давящую повязку, придают возвышенное положение пострадавшей части тела, применяют холод на месте ушиба (лед или холодную воду в пузыре, холодную примочку), обеспечивают покой.
Иногда в результате ушиба возникает носовое кровотечение. В этом случае пострадавшего следует усадить, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3%-ным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин. На область носа можно положить пузырь со льдом или кусочек ткани, смоченной холодной водой. Не следует класть пострадавшего горизонтально или сильно закидывать голову назад, так как кровь, попадая в глотку, может вызвать рвоту. Если кровь идет сильно и, несмотря на все усилия, не останавливается, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.
При травмах головы возможен ушиб или сотрясение головного мозга. Признаками ушиба головного мозга являются головные боли, подташнивание, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено. Сотрясение головного мозга сопровождается потерей сознания, тошнотой и рвотой, сильными головными болями, головокружением. Первая помощь при ушибе и сотрясении головного мозга заключается в создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.
Сильные ушибы груди или живота могут сопровождаться повреждением внутренних органов и внутренним кровотечением. В этом случае на место ушиба необходимо положить холод и срочно доставить пораженного в медицинское учреждение.
Для транспортировки пораженного применяются санитарные носилки. При их отсутствии носилки можно изготовить из подручных j материалов: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и-переплетенных лямками (веревкой, ремнями), из тюфячной наволочки и двух жердей, из двух мешков и двух жердей и т.п. Можно переносить пораженного на спине, на плече, на руках с использованием и без использования подручных средств (лямок, ремней и др. — рис. 5.11).
Перелом — это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии. Переломы могут «быть закрытыми и открытыми (рис. 5.12). При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых — в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы.
Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.
При открытом переломе края открытой раны (по ее окружности) обработайте так же, как и в случае ранения.
При переломе (открытом или закрытом) конечности исключите возможность ее движения. Неподвижность (иммобилизация) в месте перелома обеспечивают наложением специальных шин или подручными средствами путем фиксации двух близлежащих суставов (выше и ниже перелома). Предварительно шину следует выстелить ватой, мхом, тряпкой и т.п. Основные виды шин: металлические лестничные и сетчатые, фанерные, специальные деревянные Дитерихса (рис. 5.13). Подручными средствами для изготовления шин могут служить полоски фанеры, палки, тонкие доски, различные бытовые предметы, используя которые можно обеспечить неподвижность в месте перелома.
Как правило, шину накладывают с обеих сторон конечности — внутренней и наружной.
Если нет ни шин, ни подручного материала, то при переломе нижней конечности поврежденную ногу привязывают к здоровой. При переломе верхней конечности поврежденную руку прибинтовывают к туловищу.
При переломе костей черепа, пораженного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или используют ватно-марлевый круг.
Поврежденные верхнюю и нижнюю челюсти фиксируют праще- видной повязкой, при этом голову поворачивают набок во избежание западания языка, который может закрыть дыхательное горло и вызвать удушье.
При переломах костей плеча или предплечья шину накладывают на руку, согнутую в локте. При переломе костей предплечья шина должна захватывать локтевой и лучезапястный суставы. Пострадавшему с переломом плеча шину накладывают так, чтобы она захватывала плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. Руке необходимо придать согнутое в локте положение. Для этого шину сгибают под прямым углом в области локтевого сустава и моделируют на себе.
При переломах ключицы на область надплечий накладывают два ватно-марлевых кольца, которые связывают на спине, руку подвешивают на косынке.
При переломе пальцев кисти им придают полусогнутое положение и в кисть вкладывают индивидуальный перевязочный пакет, комок плотно свернутой ваты.
При переломах ребер на грудную клетку в состоянии выдоха накладывают тугую бинтовую повязку или стягивают грудную клетку поло тенцем и зашивают его.
При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах пострадавшего укладывают на твердый щит животом вниз, а при переломах в шейном отделе — на спину.
При переломах костей таза пораженного укладывают на спину на твердый щит (фанеру, доски), под колени подкладывают скатанную одежду или одеяло, так чтобы нижние конечности были полусогнуты в коленных суставах и слегка разведены в стороны (положение «лягушка»).
— При переломе бедра шину накладывают с наружной стороны его от подмышки до пятки, а с внутренней стороны — от паха до пятки.
У пострадавших с переломом костей голени наружную и внутреннюю шины (желательно и заднюю по бедру до кончиков пальцев) накладывают так, чтобы они захватывали коленный и голеностопный суставы.
Главной опасностью при переломах может оказаться травматический шок, основной причиной которого являются болевые ощущения. Особенно часто развивается шок при открытых переломах с артериальным кровотечением.
Травматический шок — опасное для жизни осложнение тяжелых поражений, которое характеризуется расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ и других жизненно важных функций.
В развитии травматического шока различают две фазы — возбуждение и торможение. Фаза возбуждения развивается сразу же после травмы как ответная реакция организма на сильнейшие болевые раздражители. При этом пораженный проявляет беспокойство, мечется от боли, кричит, просит о помощи. Эта фаза кратковременная (10—20 мин) и не всегда может быть обнаружена при оказании первой доврачебной помощи. Вслед за ней наступает торможение: при полном сознании пораженный не просит о помощи, заторможен, безучастен к окружающему, все жизненно важные функции угнетены, тело холодное, лицо бледное, пульс слабый, дыхание едва заметное.
Основные виды профилактики шока: устранение или ослабление боли после получения травмы, остановка кровотечения, исключение переохлаждения, бережное выполнение приемов первой доврачебной помощи и щадящая транспортировка. При оказании первой доврачебной помощи пораженному в состоянии шока необходимо остановить опасное для жизни кровотечение, ввести шприц-тюбиком противоболевое средство, защитить от холода, при наличии переломов провести транспортную иммобилизацию.
В тех случаях, когда шприц-тюбик с противоболевым средством отсутствует, пораженному в состоянии шока, если нет проникающего ранёния живота, можно дать алкоголь (вино, водку, разведенный спирт), горячий чай, кофе. Пораженного укрывают одеялом и как можно быстрее бережно на носилках транспортируют в медицинское учреждение.
Основное правило оказания первой доврачебной помощи при переломах — выполнение в первую очередь тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пораженного: остановка артериального кровотечения, предупреждение травматического шока, а затем наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.
Основная цель иммобилизации — достижение неподвижности костей в месте перелома. При этом уменьшаются боли, что способствует предупреждению травматического шока. Приемы проведения иммобилизации должны быть щадящими.
Способы и очередность выполнения приемов первой доврачебной помощи при переломах определяется тяжестью и локализацией (местом) перелома, наличием кровотечения или шока. При наложении повязки на рану и проведении иммобилизации нельзя допустить смещения обломков костей и превращения закрытого перелома в открытый.
Вывихи— смещение суставной поверхности костей одна относительно другой. Вывих характеризует припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении. Поэтому первая помощь при вывихе должна быть Направлена прежде всего на уменьшение боли — холодные примочки и лед на пострадавшее место, а при наличии — применение обезболивающих средств (анальгина, амидопирина). Затем следует зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы и обратиться к врачу. Недопустимо «вправлять» вывих самостоятельно.
Растяжения (разрыв) связок чаще всего бывают в голеностопном и кистевом суставах. Растяжение связок происходит при резком движении в суставе, когда объем этих движений превышает нормальный. При частичном или полном разрыве связок происходит кровоизлияние в ткани. Признаками растяжения являются резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе. При растяжении необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.
В условиях длительного сдавливания мягких тканей отдельных частей тела, нижних или верхних конечностей при попадании человека в завал может развиться очень тяжелое поражение, получившее название синдрома длительного сдавливания конечностей или травматического токсикоза. Оно обусловлено всасыванием в кровь токсических веществ, являющихся продуктами распада размозженных мягких тканей.
Пораженные с травматическим токсикозом жалуются на боли в поврежденной части тела, тошноту, головную боль, жажду. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющие очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30— 40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.
В течение травматического токсикоза различают три периода: ранний, промежуточный и поздний. В раннем периоде сразу же после травмы и в течение двух часов пораженный возбужден, сознание сохранено, он пытается освободиться из завала, просит о помощи. После пребывания в завале в течение двух часов наступает промежуточный период. В организме нарастают токсические явления. Возбуждение проходит, пораженный становится относительно спокойным, подает о себе сигналы, отвечает на вопросы, периодически может впадать в дремотное состояние, отмечается сухость во рту, жажда, общая слабость. В поздний период общее состояние пострадавшего резко ухудшается: появляется возбуждение, неадекватная реакция на окружающее, сознание нарушается, возникает бред, озноб, рвота, зрачки сначала сильно суживаются, а затем расширяются, пульс слабый и частый. В тяжелых случаях наступает смерть.
При оказании первой доврачёбной помощи при синдроме длительного сдавливания после извлечения пострадавшего из завала на раны и ссадины накладывают стерильную повязку. Если у пораженного холодные, синюшного цвета, сильно поврежденные конечности, на них накладывают выше места сдавливания жгут. Это приостанавливает всасывание токсических веществ из раздавленных мягких тканей в кровеносное русло. Жгут надо накладывать не очень туго, чтобы полностью не нарушить приток крови к поврежденным конечностям. В случаях когда конечности теплые на ощупь и повреждены не сильно, на них накладывают тугую бинтовую повязку. После наложения жгута или тугой бинтовой повязки поврежденные конечности обкладывают пузырями со льдом или тканью, смоченной холодной водой, а самому пораженному вводят противоболевое средство, а при его отсутствии ему дают алкоголь, горячий чай, кофе и тепло укрывают. Поврежденные конечности даже при отсутствии переломов иммобилизуют шинами или С помощью подручных средств и как можно скорее доставляют пораженного в медицинское учреждение.
Источник
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БЖД ПО ТЕМЕ:
Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах.
Цель урока:
Изучить способы оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах.
Задачи:
образовательные:
Дать представление оушибах, переломах, вывихах.
Ознакомить с признаками данных травм, сформировать представление о способах оказания первой помощи при данном виде травм.
развивающие:
Развивать логическое мышление, память, речь;
Развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;
Развивать умение самостоятельно мыслить;
воспитательные:
Привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда;
Воспитывать профессиональное поведение, чувство сострадания, милосердия, аккуратность, ответственность.
Формировать у студентов современное научное мировоззрение, основанное на гуманности, милосердии, сострадании, уважении к жизни и здоровью человека.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
— словесные: ( рассказ, беседа)
— наглядные ( демонстрация средств первой помощи ( бинты, шины. подручные средства)
— практический (составление опорного конспекта)
формы организации учебной деятельности – фронтальная
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тетрадь ручка, карандаш, иммобилизационные шины, эластичный бинт, марлевые бинты, солевая грелка, марлевые салфетки,
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Биология» — строение кровеносной системы, типы тканей.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: темы: «Асептика и антисептика», «Виды перевязочного материала», «Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран».
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 45 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент — 2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. – 3 минуты
Изложение нового материала.- 25 минут
Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.
Подведение итогов. – (3 минуты)
Домашнее задание – (2 минуты).
Приложение№1
Виды травм и способы оказания первой помощи.
№
Травма
Определение
Симптомы
Помощь
1
Ушибы
Повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова.
Сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы. Затруднение движения. Припухлости, кровоподтеки (синяки).
Холод на месте ушиба. Давящая повязка, покой.
Носовое кровотечение
Кровотечение
Усадить пострадавшего, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин.
Ушиб или сотрясение головного мозга
Головные боли, тошнота, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено.
Создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.
2
Перелом
это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.
Боль, припухлость, кровоподтек. ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.
Холод, покой, иммобилизация шинированием.
3
Вывихи
Смещение суставной поверхности костей одна относительно другой.
Припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении.
Уменьшение боли — холодные примочки. Обезболевание. Зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы.
4
Растяжение связок
надрыв волокон связки из-за чрезмерного её натяжения.
Резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе.
Необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.
Синдром длительного сдавливания конечностей
Нарушение функционирования конечности в результате длительного давящего воздействия.
Боли в поврежденной части тела, тошнота, головная боль, жажда. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющиеся очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30-40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.
Жгут выше места сдавливания, стерильная повязка на ссадины. Иммобилизация.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?
Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?
Каково значение иммобилизации при травмах?
Что такое перелом? Признаки перелома?
Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?
Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основное содержание
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
( 2 МИН.)
ПРИВЕТСТВИЕ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ ЗАНЯТИЯ. Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация внимания
Приветствуют преподавателя. Включение группы в ритм занятия.
Индукция (Мотивация учебной деятельности. Целевая установка) 3 минут.
Организует работу по определению темы и цели занятия. Обращает внимание на актуальность темы.
Слушают, осмысляют и определяют тему занятия. Понимают необходимость изучения предлагаемой темы в повседневной жизни.
По данным травмпункта петрозаводской БСМП, с 1 по 7 февраля 220 жителей столицы Карелии получили различные травмы. Большую часть ушибов и переломов горожане заработали с 4-го по 7-е число.
У 54 человек диагностированы ушибы, у 20 – переломы предплечья. Сломали лодыжки 17 жертв гололеда, 10 петрозаводчан повредили связки. У шестерых медики зафиксировали сотрясение головного мозга.
Ребра переломали два человека. Еще у троих специалисты травмпункта подозревают перелом позвоночника.
Напомним, массово падать и травмироваться на скользких улицах петрозаводчане начали в конце января: с 29-го по 31-е число травмы получили 78 человек. Сейчас в учреждении наблюдают спад числа пациентов.
Изучение нового материала ( 25 минут)
Проводит беседу с обучающимися, проверяет знание основных понятий. Знакомит с оформлением таблицы для опорного конспекта. Показывает мед. средства, рассказывает о их применении, демонстрирует иммобилизацию перелома.
Вспоминают основные понятия, оформляют опорный конспект в виде таблицы, рассказывают о видах травм и первой помощи опираясь на примеры из жизни.
Ткань – группа клеток одного вида. Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная. Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.
Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.
Предлагает обучающимся ( 2 человека) практически оказать помощь «пострадавшему» при переломе бедренной кости.
Демонстрируют умение оказывать первую помощь, пользоваться перевязочным материалом, подручными средствами. Наблюдают за перевязкой, помогают в выполнении задания. Выявляют ошибки.
Тип перелома ( закрытый, кости верхних или нижних конечностей)
Подведение итогов. – (3 минуты)
Задает обучающимся вопросы по теме занятия. Слушает ответы. Корректирует ответы обучающихся. Делает выводы по уроку.
Отвечают на поставленные перед ними вопросы. Корректируют ответы одногрупников.
Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?
Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?
Каково значение иммобилизации при травмах?
Что такое перелом? Признаки перелома?
Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?
Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи?
Домашнее задание ( 2 мин.)
Предлагает записать домашнее задание. Благодарит за работу обучающихся. Прощается
Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы.
Изучить опорный конспект. научиться распознавать типы повреждений, подготовить рассказ о способах оказания первой помощи. Отработать в домашних условиях перевязку и сфотографировать.
Основные понятия.
— Ткань – группа клеток одного вида.
— Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная.
— Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. — Ростов н/Д, 2012. — С.447.
Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Издательский дом «Гэотар», 2011.
Дополнительная:
Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Ростов н/Д: ЗЛО «Книга», 2010. — С. 101-119.
Первая помощь. Учебник для водителей. –М.: «Институт проблем управления здравоохранением».2009. – С.110-120 .
Источник