Переломы при падении с мотоцикла
В предыдущей статье мы в общих чертах коснулись причин травмирования как мотоциклистов, так и их пассажиров. Сейчас мы рассмотрим некоторые самые распространенные, опасные травмы, причины их возникновения, возможные последствия.
Переломы костей
Нужно понимать, что травмы складываются из очень многих факторов, такие как способ приложения силы и место, к которому она приложена. Вы знаете, что кости на концах переносят травмы легче, чем в середине? Нет? Возьмите палку и попробуйте ее сломать, на концах это сделать труднее, зато по середине об колено ломается на раз-два. Почти так же, как при авариях кости.
В топе переломанных костей у мотоциклистов:
- Кости рук — лучевая, локтевая, подключичная и мелкие кости кисти.
- Ребра — особенно после сильных падений или столкновения. Не каждая экипировка защищает ребра от удара, как спина или жилет позвоночник.
- Кости ног — берцовая кость (большая и маленькая) получают переломы при зацепе стопой о подножку или часть мотоцикла, когда самого пилота выкидывает из седла. Тазовая и бедренная кости страдают при прямых столкновениях, так как эти кости одни из самых крепких, поэтому приложение силы для их перелома требуется в колоссальных размерах. Кости свода стопы так же уязвимы как и кости кистей рук.
Переломы у мотоциклистов чаще всего открытые, потому что сила воздействия настолько большая, что деформация кости выходит за грани мягких тканей.
Травмы головы
К сожалению, львиная доля смертей происходит из-за травм головы или из-за суммы травм на фоне кровоизлеяний. Травма головы опасна в первую очередь из-за повреждения мозга. Не к столу будет сказано, но после моей первой аварии, когда меня с ветерком прокатили на карете скорой помощи с перебитой левой рукой, я поверила в силу мотошлемов. Наверное, потому что в этой же скорой везли мужчину с открытой черепно-мозговой травмой с той же аварии.
Когда говорят, что шлем не спасает при ДТП, хочется спросить, о каком шлеме идет речь? Если у вас шлем с характеристиками целлофанового пакета, то да, чуда не будет. Даже средний по качеству шлем, нет-нет, да спасет ваше лицо от асфальта. Даже если у него раскроется визор (а в хорошем шлеме этого не произойдет!), то контакт лица с проезжей частью будет минимальным. А вот насколько сам удар нанесет вред мозгу, уже вопрос к материалам шлема.
При падении головой вперед, вы стираете лицевую часть шлема. Здесь могут пострадать глаза, нос. При ДТП очень распространены травмы челюсти, зубов, водители или пассажиры прикусывают язык из-за резкого толчка.
После аварий распространенная травма головы, которая встречается в 99% случаев — сотрясение мозга разной степени тяжести.
При падении назад происходят удары затылком, а это опять-таки сотрясения и прикусывание языка. Если у вас шлем со встроенными очками и механизмы очков устали или изжили себя, они могут раскрыться и ударить по носу.
Шлем большего размера при аварии может перекрутиться на голове или же вовсе слезть с головы. По этой же причине всегда следите за состоянием застежек-ремней шлема. Асфальт жестоко спросит с вас за такие ошибки.
С травмами головы практически постоянно водители получают травмы шейных позвонков или верхних позвонков грудного отдела.
Травмы при падении вперед
Когда из-за аварии или при хайсайде (а это уже оплошность пилота) водителя швыряет через мотоцикл вперед, картина получается следующая:
Сначала вас встречает безнзобак, от этого страдают области паха и живота. При падениях на руль практически всегда образуются травмы грудной клетки, возможны разрывы внутренних органов. Первыми сдаются на разрыв селезенка, мочевой пузырь… При травме ребер нередко задевает легкие. Вообще травмы области живота одни из самых диких, потому что это скопление множества органов, большая потеря крови, очень-очень больно.
Сильный удар сзади может привести к серьезным травмам позвоночника. Эффект, который называют «хлыстовой», когда энергия удара передается по позвоночнику подобно поведению хлыста (позвоночник обладает той же подвижностью), а потом на выходе энергии щелчок, как правило, в области шеи. Щелк, минус позвонок, плюс прикушенный язык и потеря ориентации в пространстве.
Хайсайд, авария с перелетом через руль — гарантия травм передней части тела. Пилоты цепляются ногами за подножки, руль, другие части мотоцикла и тут уже колотые-резаные раны и переломы костей ног по принципу рычага, когда тело держится за мотоцикл, а инерция кидает тебя вперед. Страдают руки. Особенно кисти. Рефлекторно пилот старается защититься, падает на руки.
Мотоцикл летит следом.
Травмы при падении назад
Здесь меньше травм, но их все переплевывает травма позвоночника. Если при ударе сзади вам передается инерция волной через позвоночник, то при падении назад пилот всей своей массой падает на спину. Если он сгруппировался и приземлился на позвонки, то может быть компрессионный перелом. При падении на область копчика возможны переломы седалищных костей, происходят разрывы лонного сочленения. Происходит сильное общее сотрясение.
Фронтальные/боковые падения
Здесь логично страдает та сторона, которая ближе всего к источнику аварии. Тут у нас набор из ушибов и переломов той или иной стороны тела, страдают суставы, локти, колени, плечи. Таз и бедренная кость принимают на себя основной удар. Травмы таза вообще на первом месте, потому что сидя на мотоцикле именно таз держит мотоцикл, а при падении его и бедренную кость зажмет весом боевого коня.
Суставы плачут после таких аварий, потому что при боковых ДТП после падения на бок заворачивает голеностоп под мотоцикл, ты борешься с ситуацией и вместе с рулем выворачивает кисти, скребешь по дороге коленями, локтями и плечами. Прощай ключица — привет титановые вставки, которые потом тоже нужно вынимать хирургически.
Скользячка
Самая большая травма по площади. Скользяка опасна тотальным истиранием тела, сначала она забирает кожу и мягкие ткани, дальше снимает мышцы. Почему еще так популярны открытые переломы рук и ног? Особенно лучевые, локтевые, берцовые кости и косточки стопы? Пощупайте свои руки, а лучше ногу от колена вниз. Даже у мега продвинутого бодибилдера там нет рельефа. Если вы с нашей планеты, то на передней части берцовой кости мышц быть не должно. А это значит, что если вы поехали в шортиках и без защиты ног, скользячка оголит берцовую кость как нечего делать. Подумайте об этом, когда решите прокатить девочку в юбке без экипировки.
Выводы:
Травматизм в мотомире серьезная тема, потому что если новый пластик на мотоцикл вы сможете купить в любом магазине, то боль после ранений будет преследовать долго, некоторые травмы оставляют следы на всю жизнь. Не пренебрегайте экипировкой, она единственное, что в патовой ситуации стоит между опасностью и хрупким телом пилота/пассажира.
Источник
«Уважаемый мотоциклист.
Мы с тобой лично не знакомы. И честно говоря у меня нет никакого желания с тобой знакомиться, тк единственная причина по которой мы встретимся с тобой это если ты попадешь в аварию. А я хочу чтобы ты был здоров и в хорошем настроении.» эти строки я писал несколько лет назад. Но ничего не меняется.
Настала весна И вновь мои коллеги собирают по частям мотоциклистов.
Перелом ключицы.
Механизм: довольно распространенная травма. Когда мы падаем, наша естественная реакция — протянуть руки, чтобы смягчить падение. Когда гонщик падает со своего мотоцикла, его естественная реакция состоит в том, чтобы попытаться остановить падение вытянутыми руками. Падение на высокой скорости означает, что на их руки действует большое усилие, которое может привести к травме ключицы.
Диагностика: рентгенография в двух проекциях. Компьютерная томография.
Сроки реабилитации: Для консолидации переломов ключицы будут необходима гипсовая фиксация. Сроки ношения гипса от 4 до 8 недель.
Оперативное вмешательство: В сложных случаях
Последствия: Под руководством физиотерапевта необходимо пройти курс упражнений, чтобы восстановить полное движение в плече. Когда движение будет восстановлено, нужно выполнять упражнения для укрепления плечевого пояса.
Вывих плечевой кости
Механизм: тот же что и в предыдущем случае.
Диагностика: рентгенография в прямой проекции (для исключения перелома). Магнитно-резонансная томография.
Сроки реабилитации:Выделяют три периода: активизация функции мышц в период иммобилизации (3-4-ая неделя), восстановление функции плечевого сустава (до 2,5-3 месяцев) и полное восстановление профессиональной работоспособности (до 6 месяцев после травмы).
Оперативное вмешательство: обычно не требуется
Последствия: При благоприятных данных восстановление
Перелом лучезапястного сустава
Механизм: падение на вытянутую руку. 20% всех травм.
Диагностика: рентгенография в двух проекциях. Компьютерная томография.
Сроки реабилитации: Реабилитация после перелома запястья руки со смещением отломков нередко предполагает хирургическое вмешательство (остеосинтез). В таком случае производится фиксация пластинами, шурупами и швами. Травма оскольчатого типа также требует оперативного лечения, порой с удалением головки лучевой кости (если она была раздроблена). После оперативного вмешательства пациентам накладывают двухлонгетную гипсовую повязку для фиксации. Последующий восстановительный период предполагает её замену обычным гипсом на 1,5-2 месяца. По истечении этого срока пациентам рекомендуют ношение специального ортеза (ортопедического изделия), предназначенного для полноценной реабилитации после перелома запястья руки.
Оперативное вмешательство: часто требуется
Последствия: длительное лечение. при благоприятных условиях восстановление функции
Разрыв крестообразной связки коленного сустава
Механизм: Обычный механизм травмы — скручивание опорной ноги в коленном суставе. Бывают растяжения связки, частичные и полные разрывы. Разрыв передней крестообразной связки может сочетаться с повреждением других внутрисуставных структур (менисков и др.).
Диагностика: рентгенография в прямой и боковой проекции (для исключения перелома). Магнитно-резонансная томография (обязательное исследование).
Сроки реабилитации: Полный возврат в нормальное состояние — не ранее 6 месяца после операции (для ревизионных операций — не ранее 9 месяца)
Оперативное вмешательство:Разрыв передней крестообразной связки вовсе не означает, что нужно делать операцию. Ее делают только тогда, когда после консервативного лечения имеются признаки нестабильности (чувство «провалов» в суставе, выскальзывания или вывихивания голени, непослушность коленного сустава)Связку не сшивают, а выполняют реконструкцию (пластику). Для этого используются другие сухожилия или связки.
Последствия:дальнейшие последствия: артроз коленного сустава.
Перелом голеностопного сустава
Механизм: Перелом голеностопа – это сложная травма, что обуславливается сложным строением лодыжки. Характер повреждений зависит от того, в каком положении стопы была получена травма: в состоянии пронации (сгибания) или супинации (опоры на носок). При травмирующем ударе по пронированной стопе повреждается наружная сторона лодыжки, по супинированной – внутренняя сторона.
Диагностика: рентгенография в прямой и боковой проекции
Сроки реабилитации: Вид травмы определяет приблизительный срок нетрудоспособности больного. Средние показатели варьируются в промежутке от 2 до 4 месяцев.
Оперативное вмешательство:часто необходима фиксация шурупами и пластинами
Последствия: обычно консолидация перелома
Источник
Первый, самый главный аргумент, который очень трудно оспаривать в полемике за право ездить на мотоцикле — уровень травматизма и смертности. Едва ты только заикаешься о своей мечте иметь двухколесного друга и нет, не велосипед или самокат… как тебя моментально начинают клевать кто ни попадя:
-Ты же разобьешься!
-Я тебя в больничке навещать не стану!
-А если упадешь?
-Ты после скользячки людей видел вообще?!
-На коляске потом ездить хочешь?
И паника, паника! Ты уже проклинаешь тот момент, когда решился поделиться задумкой. Страхи обывателей, конечно, не без оснований. К сожалению, процент смертности и травм среди мотоциклистов и их пассажиров реально пугает. Если пообщаться с врачами или спасателями, с сотрудниками ГАИ, то узнаешь, что аварии мотоциклистов от всех остальных отличает ярко выраженная сезонность.
Основной пик аварий приходится на открытие и закрытие сезона, потому что резина прогревается плохо, на дорогах мотоциклистов мало кто хочет видеть, чай не лето на дворе. Однако, летом пилоты получают серьезные травмы из-за того, что не носят экипировку под предлогом жары.
Каковы общие причины травмирования?
Если заняться статистикой и разложить по полкам, то можно выделить несколько пунктов:
- Травмы полученные от подвижных частей мотоцикла (будь то езда или неудачный самостоятельный ремонт)
- Травмы в качестве последствия столкновения как с подвижными объектами, так и со статическими
- Травмы при падении
Травмы, полученные от подвижных частей мотоцикла, разбирать не будем, потому что это очень индивидуальные случаи из разряда: да, я знаю, что совать пальцы в под цепь работающего мотоцикла плохая идея, но мне только посмотреть. Чаще всего защемляет пальцы, в подвижные части попадают волосы или бороды, застревают руки, например, в цилиндре (не важно, что вы там забыли, но раз застряли, то это было нечто ценное), и конечно, попадание ног в колесо. Классика — соскользнувшая в заднее колесо стопа пассажира. Плюс бонусы в виде ожогов об раскаленные части мотоцикла.
Есть еще одна классификация, по которой определяют причины травмирования:
- Травмы от трения (классический пример — скользяка)
- Термические и химические ожоги
- Травмы от удара
- Травмы от сдавливания
- Травмы от скручивания
- Колотые и резанные раны
Серьезные повреждения организма можно получить и на маленькой скорости, вопреки общего мнения, что убивает именно скорость.
Скорость безусловно влияет на травматизм, но это не значит, что она решает абсолютно все. Хотя законы физики, такие как взаимодействие скорости и массы, дающие силу, которая дробит кости при аварии, никто не отменял.
Какие травмы получают мотоциклисты и пассажиры?
Если вы ответили «все» или «любые», то сложно не согласиться, потому что тяжело отыскать такую травму, которую никто на мотоцикле не получал.
Общие категории травмирования:
- Повреждения кожи
- Повреждения мышц
- Повреждения связок и суставов
- Переломы костей
- Переломы и повреждения позвоночного столба
- Повреждения внутренних органов и сосудов
- Повреждения центральной нервной системы (как следствие других более тяжелых травм)
Конечно, не хочется думать о грустном, но приходится осознавать, что опасность мотожизни не выдумка. Это, кстати, тоже в топе причин покупки мотоцикла — азарт, запах опасности, хождение по лезвию — некоторым пилотам приятно щекочет нервы. В следующей статье мы уже конкретнее разберем самые распространенные травмы и причины, по которым их получают. Вы будете удивлены, как элементарные ошибки в управлении мотоциклом приводят к очень обидным последствиям.
Источник
Возникает под действием сил инерции От нее страдают водители и пассажиры заднего сиденья мотоцикла. Повреждения участникам причиняют детали мотоцикла и дорога Первичный контакт с деталями мотоцикла повреждает область наружных половых органов, внутреннюю поверхность нижних конечностей, а взаимодействие с дорогой — переднюю, заднюю или одну из боковых (наружных) поверхностей тела. Для данного вида травмы характерно наличие полосчатых ссадин со следами скольжения, черепно-мозговой травмы, отсутствие переломов костей таза и нижних конечностей.
Морфологические особенности повреждений, вызванных действием сил инерции, позволяют выделить падение с мотоцикла под действием центростремительной силы при резком торможении и столкновении с низко расположенными преградами — (бордюрным камнем, ограничительными столбиками и т.п.), падение с мотоцикла под действием центробежной силы на закруглении дороги, падение с мотоцикла под действием сочетания центростремительной и центробежной сил при касательном или косом ударе о низко расположенную преграду.
Падение с мотоцикла под действием центростремительной силы
Падение с мотоцикла под действием центростремительной силыхарактеризуется расположением повреждений на передней или задней поверхности тела, наличием черепно-мозговой травмы, а при столкновениях с низко расположенными преградами — травмой области наружных половых органов. Такое падение наблюдается на прямолинейном участке дороги с выбоинами, волнистостью (гребенкой), на уклоне дороги, в случаях резкого торможения и столкновения с низко расположенными преградами (бордюрными камнями, ограничительными столбиками и пр.), где остаются следы удара колесом, переходящие в следы скольжения мотоцикла либо следы удара.
При осмотре места происшествия необходимо подчеркнуть состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, с выбоинами, гребенкой и пр.), на котором, как правило, имеется след торможения мотоцикла, переходящий в счес покрытия дороги, оканчивающийся у лежащего мотоцикла.
Под действием центростремительной силы возникает поступательное движение вперед, оканчивающееся катапультированием, падением и ударом о дорогу, в связи с чем мотоциклист располагается на значительном удалении от мотоцикла. Положение мотоциклиста определяется углом приземления. Если приземление произошло под острым углом, то голова водителя обращена по направлению движения мотоцикла, под тупым — в противоположную сторону, под прямым — в зависимости от смещения центра тяжести. Если мотоциклист успел сгруппироваться в момент падения, то между ним и мотоциклом в виде прерывистой «дорожки» располагаются следы крови и мозгового вещества, оканчивающиеся у головы трупа. В таком случае руль тяжелого мотоцикла повернут на 90° по отношению к своему первоначальному положению. В случаях, когда высота преграды больше радиуса колеса мотоцикла, но ниже его диаметра, возникает переворачивание мотоцикла вокруг передней оси — капотирование, в связи с чем мотоцикл передним колесом обращен в сторону, противоположную своему движению.
Повреждения на мотоцикле, вызванные ударом о преграду, локализуются на передней поверхности колес, взаимодействием с дорогой — на боковой и редко при капотировании — на верхней поверхности мотоцикла.
Травма водителя мотоцикла. Характер и локализация повреждений обусловлены конструктивными особенностями мототранспорта и подварианта травмы.
На передней, реже на задней и внутренней поверхностях поясной одежды располагаются наложения краски деталей мотоцикла, образующиеся во время поступательного движения мотоциклиста вперед. В случаях столкновений с низко расположенными преградами тяжелых мотоциклов на внутренней поверхности штанин и носках обнаруживаются химические повреждения, причиненные аккумуляторной серной кислотой, попавшей из разрушившегося аккумулятора в момент удара о преграду.
На плечевой одежде выявляются повреждения типа резаных и колото-резаных, вызванные разрушением ветрового щитка мотоцикла телом водителя при катапультировании, повреждения, нанесенные ударом и скольжением по дороге. Механизм травмы (рис. 252) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Травма пассажиров заднего сиденья. Пассажиры заднего сиденья на месте происшествия практически не погибают, а умирают в больнице спустя несколько дней, что объясняется контактом с водителем, уменьшающим скорость падения и силу удара о дорогу. Повреждения от взаимодействия с деталями мотоцикла располагаются на внутренней поверхности нижних конечностей, иногда наружных половых органов, с телом водителя — на лице и верхней трети груди, а от контакта с дорогой — в зависимости от угла приземления.
Приземление под острым углом сопровождается ударом головой и скольжением по дороге передней поверхностью тела.
Приземление под прямым углом вызывает травму головы и, в зависимости от смещения центра тяжести, поверхностные повреждения на передней или задней поверхности тела.
Приземление под тупым углом проявляется травмой головы, спины, переломами лопаток и ребер.
Механизм травмы слагается из: скольжения по деталям мотоцикла; удара о водителя; падения на дорогу, которое в случаях приземления под острым углом сопровождается продвижением по дороге.
Типичным для этой категории участников является отсутствие повреждений на коже живота и травмы внутренних органов брюшной полости, переломов конечностей, таза и наличие черепно-мозговой травмы, повреждений на спине, переломов лопаток и ребер по задним анатомическим линиям.
Падение с мотоцикла под действием центробежной силы
Падение с мотоцикла под действием центробежной силыхарактеризуется локализацией повреждений, причиненных деталями мотоцикла, на внутренней поверхности голеней, а контактом с дорогой — на передненаружной поверхности тела. Такое падение наблюдается во время езды на большой скорости на закруглениях дорог, на мокром и скользком дорожном покрытии, когда мотоцикл «заносит», и он, потеряв устойчивое равновесие, начинает наклоняться в сторону и падать на боковую поверхность, скользя по дороге и оставляя счесы покрытия дороги. Мотоциклисты, в зависимости от скорости движения мотоцикла, могут лежать или рядом, или сзади мотоцикла.
Для таких падений характерна односторонность повреждений, располагающихся на стороне контакта мотоцикла с дорогой.
Травма водителя мотоцикла. Количество повреждений в рассматриваемом подварианте травмы невелико. Повреждения на поясной одежде, вызванные скольжением по деталям мотоцикла, локализуются на внутренней поверхности штанин, а продвижением по дороге — на передней или передненаружной поверхности плечевой и поясной одежды. В случаях падения с мотоцикла с коляской повреждения от контакта с коляской располагаются на наружной поверхности правой штанины.
Среди повреждений на теле преобладают ссадины со следами скольжения на передней или передненаружной поверхности тела (лица и конечностей) Причиной смерти является черепно-мозговая травма.
Механизм травмы слагается из: скольжения по деталям мотоцикла, падения и удара; продвижения по дороге.
Травма пассажира заднего сиденья. Повреждения на одежде по характеру и локализации аналогичны таковым у водителей.
Среди повреждений на теле превалируют ссадины, как правило, со следами скольжения, располагающиеся на передней или передненаружной поверхности тела, на стороне контакта с дорогой. От скольжения по деталям мотоцикла на стороне, противоположной падению, образуется ссадина на голенях Менее фиксированные и рассеянные пассажиры заднего сиденья получают смертельную травму в тех случаях, когда водители остаются живы. Причиной смерти обычно бывает травма головы.
Механизм травмы подобен таковому у водителей.
Падение с мотоцикла под действием сочетания центростремительной и центробежной сил
Падение с мотоцикла под действием сочетания центростремительной и центробежной силхарактеризуется сочетанием повреждений, возникающих от действия центростремительной и центробежной сил. Это падение наблюдается при касательном (переднекраевом) и косом ударах о низко расположенную преграду (бордюрный камень, ограничительный столбик и т.п.) На преграде, в зависимости от угла удара, следы удара и скольжения или след скользящего удара, проявляющийся иногда нарушением целости преграды и всегда наложением резины и краски. Такой удар вызывает наклон мотоцикла в сторону, и он начинает контактировать с дорогой, оставляя счесы, а на мягком покрытии — борозду, оканчивающуюся у лежащего мотоцикла. Следы скольжения более грубые на мотоцикле и продолжительные на дороге, постепенно углубляющиеся к лежащему на боковой поверхности мотоциклу.
Мотоциклисты лежат рядом с мотоциклом или несколько сзади его, головой в направлении движения мотоцикла.
Повреждения на мотоцикле от взаимодействия с преградой и контакта С дорогой располагаются соответственно на переднебоковых, на боковых или переднебоковых взаимно противоположных поверхностях мотоцикла.
Травма водителя мотоцикла. В данном подварианте наблюдается сочетание повреждений, возникающих от действия центростремительной їй центробежной сил.
Механизм травмы слагается из’ скольжения по деталям мотоцикла; удара о топливный бак; падения, удара и перемещения по дороге.
Источник