Переломы после брейка

Спорт является частью физической культуры, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Важно понимать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и с формированием целостной, многогранной личности, и особенно в системе современного образования.
Хорошо известные и зарекомендовавшие себя виды спорта традиционно остаются в арсенале средств физической культуры. Однако, в настоящее время, активно развиваются и пользуются большой популярностью среди молодежи нетрадиционные виды упражнений и спорта. Условно их можно объединить в следующие группы: технические виды (бодибилдинг, виндсерфинг, пауэрлифтинг, фристайл и др.), игры (бейсбол, сквош, сепактакроу, шафл-борд и др.), единоборства (армрестлинг, каратэ, кикбоксинг и др.), гимнастика и танцы (аквоаэробика, калланетика, степ-аэробика, шейпинг, брейк-данс и др.). Особенно распространен такой вид спорта, как танцы в стиле брейк-данс среди школьников. Создаются секции в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, а также самостоятельные школы танцев.
К сожалению, при занятиях активными танцами, к которым принадлежит брейк-данс, неизбежно происходят различные травмы. Упражнения и элементы танцев в таком стиле аналогичны элементам гимнастики, что дает возможность прогнозировать и снижать травматизм, основываясь на огромном опыте тренировок гимнастов.
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов. От характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Повреждения можно разделить на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер) и др. По локализации повреждений тренирующихся чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов. В спортивном травматизме отмечается преимущественно поражение суставов — 38 %, много ушибов — 31 %, вывихи — 4 %.
При занятиях спортивной гимнастикой, а также танцами в стиле брейк-данс, чаще возникают повреждения конечности — около 70 % всех травм. Существует еще один вид травм — микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повторяющегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры. Именно такой травматизм особенно проявляется при повышенных нагрузках и при занятиях активными танцами на неокрепшем организме детей.
Необходимо отметить, что травмы для ребенка — это тяжелое испытание не только физического плана, но и психологического. Даже при благоприятном исходе травмы у многих детей и подростков отбивает желание продолжать заниматься спортом и, в частном случае, танцами. Как показывает практика, около 10 % детей перенесшие даже легкие травмы прекращают дальнейшие занятия, что говорит о важности поддержания психоэмоционального состояния ребенка в посттравматический период и обеспечить различные средства восстановления.
Анализ большого количества травм у школьников при занятиях спортом в течение 30 лет показал, что спортивный травматизм — это в определенной мере процесс управляемый. При организации надлежащих мер профилактики спортивные травмы можно свести к минимуму, особенно повреждение средней тяжести и тяжелые. Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта и, в частности, характеров упражнений и специфических движений. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях и мероприятиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только конкретному виду спорта.
В данной работе выполним анализ факторов, которые в наибольшей степени влияют на уровень травматизма. Покажем пример выработки мероприятий по снижению травматизма на примере школы танца «Сила Воли» в г. Самара.
Для снижения травматизма при занятиях танцами необходимо понимать основные задачи предупреждения спортивного травматизма.
- Знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений танца. Так как этот этап анализа в целом понятен и досконально освещен в различных источниках, то в данной работе он не описывается.
- Грамотная организация занятий. Этот пункт необходимо разделить на два подпункта.
а) Соблюдение четко разработанного плана при тренировке. Только четко разработанный план занятий подготовки учеников обеспечивает стабильное уменьшение уровня риска получения травм. Программа занятий разминки была разработана с учетом общепринятых опробованных методик спортсменов. Занятия по изучению элементов танца была разработана с учетом их постепенного усложнения.
Необходимо отметить разделение групп тренирующихся по подгруппам с учетом различного уровня физической и психологической подготовки.
б) Организация времени проведения занятий. При составлении графиков тренировок необходимо учитывать школьное расписание школьников. Анализ свободного времени школьников, которые записались в школу танцев, показал целесообразность определения времени тренировок в период времени с 15–00 до 17–00. Такое расписание позволяет школьникам отдохнуть после уроков в первую смену и приступать к тренировкам в хорошей физической форме. Данное расписание хорошо тем, что школьники приходят на тренировки после школьного обеда в столовой спустя около трех часов. При большем перерыве во времени увеличится количество тренирующихся, которые успевают пообедать второй раз уже дома, что оказывает негативное влияние на процесс тренировки и общее физическое после тренировок.
- Устранение ошибок в методике проведения занятий. Устранение ошибок методики занятий происходит путем анализа видеоматериалов с тренировок и выступлений групп обучающихся, а также привлечением специалистов хореографии.
Необходимо так же отметить пути профилактики травматизма в школе танцев «Сила Воли»: применения методов страховки (групповая и индивидуальная) и помощи. Недооценка и неправильное применение приемов страховки так же повышают риск получения травм.
Применяют следующие виды помощи:
‒ проводка — действия тренера, при котором происходит сопровождения тренирующегося в процессе упражнения;
‒ фиксация — задержка тренирующегося в определенной точке упражнения;
‒ подталкивание — помощь при совершении поворотов;
‒ комбинированные приемы и серийные приемы.
Так же важным условием является самостраховка и самоконтроль, что подразумевает способность самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности и выходить из опасных ситуаций.
Проводя анализ методов преподавания танцев различных школ в России, можно выделить такой положительный метод тренировки, как наставничество. К сожалению, не все школы практикуют данный метод. Тренирующимся только рассказывают способы выполнения упражнений, движений и показывают наглядные пособия. Метод наставничества подразумевает наглядную демонстрацию приемов с акцентами на характерные движения, что успешно реализовано в рассматриваемой школе.
- Обустройство мест проведения занятий и соревнований. При выборе мест проведения тренировок было выбрано одно из самых оптимальных помещений, отвечающее всем нормам и стандартам, предъявляемым к спортивным сооружениям и зданиям.
- Введение правил врачебного контроля на всех стадиях. Такой контроль проводится не только в процессе тренировки детей, но и при приеме в секции. В снижении риска возникновения различных травм большое значение имеют врачебно-педагогические наблюдения. Такие наблюдения проводятся во время занятий и во время соревнований.
Существуют факторы, вызывающие спортивные травмы, такие как состояние утомления, переутомления, перетренировка, индивидуальные особенности организма и др. Данные факторы учитываются в полном объеме.
- Применение соответствующей одежды и индивидуальных защитных средств. Для предотвращения травматизма необходим контроль за спортивной одеждой и обувью. Категорически запрещается ношение значков, цепочек, брошек, колец и других украшений. Несоблюдение таких правил может привести к травме тренирующегося или лица, выполняющего страховку. При выполнении сложных элементов танца, включающие стойки на голове, предусмотрено использование специальных шапок, наколенников, голеностопников, эластичных бинтов и другие средств защиты.
- Мониторинг психологического состояния школьников при занятии упражнениями. Нередко наблюдаются такие ситуации, в которых школьник не хочет «ударить в грязь лицом» и не отказывается от выполнения сложного для него упражнений. Необходимо научить тренирующихся адекватно оценивать свои силы. Отметим, что снижению травматизма способствует правильная профилактика состояния утомления. Повышенное утомление (переутомление, перенапряжение) способствует срыву приспособительных возможностей организма к нагрузке и резкому снижению спортивной работоспособности, повышенному риску травмирования.
Используемые в спортивной медицине средства восстановления и восстановительные мероприятия можно условно разделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Конечно, это деление во многом условно, что говорит о целесообразности проводить комплексное применение перечисленных методов. Такая позиция позволяет достигнуть эффекта в максимально короткие сроки.
Педагогические средства восстановления включают в себя: индивидуализацию процесса тренировки, адекватные интенсивность и направленность нагрузки, рациональный режим тренировки и отдыха в зависимости от функционального состояния школьника. Таким образом, учитывая физическое и психологическое состояние каждого ученика, ему преподаются адаптированные упражнения.
К психологическим методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы, учитывающие индивидуальность каждого школьника, его эмоциональный уровень и степень контактности.
К медико-биологическим методам восстановления относятся: полноценность и сбалансированность пищи, режим питания, прием дополнительных количеств витаминов, незаменимых аминокислот и микроэлементов и другие. Целесообразно применять витамины и поливитаминные комплексы, энергонасыщенные препараты, специализированные белковые препараты различной направленности действия, антиоксиданты, иммуномодуляторы и др. Однако, применение таких препаратов необходимо только после консультации с лечащим врачом.
Проведя анализ решающих факторов, влияющих на снижение травматизма и его последствий тренирующихся детей в школе танца «Сила Воли» были сформулированы рекомендации:
- При проведении выступлений в других городах и области необходимо ознакомиться с возможностью вызова оперативного медперсонала.
- При проведении тренировок в своем спортзале необходимо иметь аптечку не только в арендованном помещении, а непосредственно в тренировочном зале.
- Для улучшения психологического состояния ребенка на соревнованиях необходимо по возможности присутствие родителей. Это обусловлено не только моральной поддержкой, но и снятием определенного числа бытовых задач. Например, ребенку не надо будет заботиться о сохранности личных вещей, не будет необходимости организации питания и др. Исходя из этого, предлагается проводить активную разъяснительную работу с родителями о важности их присутствии на соревнованиях (выступлениях).
- Для более досконального анализа методики тренировок необходимо приобрести высококачественные видео камеры.
- Приглашать сторонних специалистов для разработки новых методик тренировок.
- Для более интенсивного разогрева мышц и суставов применять шерстяные согревающие повязки.
- Анализ преподавательской методики выявил необходимость усилить развитие методов реализации координационно сложных упражнений. Такие сложные упражнения бывают не всегда понятны тренирующимся детям. Необходимо разработать дополнительные подводящие упражнения, имеющие аналогичную техническую структуру, но значительно легче конечных выполняемых упражнений.
Таким образом, рассматривая проблему профилактики травматизма у школьников при занятии танцами, в частности брейк-данс, можно сделать вывод о том, что его уровень в целом контролируемый, зависящий от множества факторов. Задача тренеров и педагогов заключается в постоянном анализе и прогнозе возникновения травмирующих факторов, а также в постоянном контроле физического и психологического состояния тренирующихся.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивный травматизм, снижение травматизма, упражнение, травма, вид спорта, физическая культура, психологическое состояние, отдельный вид спорта, обеспечение безопасности, занятие танцами.
Источник
Очередная статья о травмах в боксе
Медики официально очень заумно называют: «типичный поперечный перелом дистальной головки пятой пястной кости (пястная кость мизинца) с угловой деформацией в сторону ладони.» Мы говори об этом с точки зрения боксеров, поэтому по простецки, это перелом костяшки кулака мизинца, обычно с его смещением внутрь.
Случается очень часто. Поэтому врачи обычно так и называют «Перелом боксера». Думаю, что самая распространенная травма кулака. При прямых редко, но тоже может, гораздо чаще при боковых, бывает при апперкотах. Многие как-то его не особо замечают. При неправильном контакте кулака, когда ударная поверхность приходится на суставы безымянного пальца и мизинца. Эти суставы слабые, особенно мизинец. Но бывают случаи, что ломаются и оба сустава. Сертифицированные перчатки AИБА только усугубляют. После травмы, если не лечить, когда уже окончательно заживет, обычно, при сжатии кулака, выпуклая костяшка мизинца не проступает, просто скругление в области пястной кости.
Как правило, эту травму игнорируют — вроде бы, в принципе, можно вести обычную жизнь, ложку держать не мешает. Думают, само собой рассосется. Но бывают оскольчатые переломы, бывают сильные и очень нехорошие смещения костей, которые потребуют операции, бывают множественные переломы, поэтому обязательно к доктору. Тут всегда лучше перебдеть. Гипс неминуем. Если запустить, то может быть потеря функциональности мизинца.
Какие советы — ну бинтуемся качественно, по технике удара внимательно следим за правильным контактом кулака с целью. Если бить полноценные боковые с таким же положением кулака, как хуки, то вероятность травмы возрастает многократно. В черепушку стараться не бить, особенно в лоб. Но полностью от этого не застрахуешься. Еще, если это травма вне ринга, сразу снимайте все кольца и перстни с пальцев пострадавшей фаланги и соседних, пока они снимаются. Травма актуальна только для ударов по противнику, на снарядах получить ее очень сложно и нужно очень постараться.
У меня тоже было, как-то боксировал, противник на мой боковой делал нырок. Ну и как-то получилось, черепушкой прямо на мою руку, под очень неприятным углом, и еще не в заключительной фазе удара, прямо практически только суставом мизинца. Очень так колко и больно, даже подставки ставить проблемно, даже снялся с боя. Перчатки снял, разбинтовался — рука распухла, мизинец не сгибается. Тренер меня отправил в спортивный диспансер, но я как-то проигнорил это. Через некоторое время вроде опухоль спала, но одна неприятность — мизинец по прежнему не сгибается. Ну как-то неудобно жить, палец торчит полусогнутым всегда, толком не сгибается и не разгибается, с боксом соответственно вообще никак. Тут я уже почувствовал себя настоящим инвалидом и испугался, вдруг на всю жизнь останется! Через некоторое время сподобился сделать рентген — говорят, да был перелом, сросся уже. «А чего делать?» — спрашиваю. Врач: «Да чего делать, не ломать же заново. Вовремя приходить надо, вот чего делать. А сейчас уже поздно, разрабатывай, постепенно дело улучшится». Улучшилось через пару месяцев, но форма кулака мне всегда напоминает об этом происшествии.
Ну вот и все, берегите руки, не игнорируйте врачей.
Удачи в ринге!
Источник
Îáåùàë íàïèñàòü î êðèçèñå.
Îáåùàë ïîòîìó, ÷òî òåðìèí ðàñõîæèé, à ñîäåðæàíèå, êàê îêàçàëîñü, îïðåäåëåíî íåâíÿòíî. Ïîñìîòðåë áåãëî, ÷òî èìååòñÿ â ñåòè ïî ýòîìó ïîâîäó åñòü àâòîðû, êîòîðûå, ñóäÿ ïî âñåìó, ïîíèìàþò, â ÷åì ñóòü êðèçèñà, íî ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå íå ñôîðìóëèðîâàëè ñâîå ïðåäñòàâëåíèå â ïðîñòûõ è ïîíÿòíûõ ñëîâàõ. Åñòü êëàññèêè, ê êîòîðûì ïîëîæåíî îòíîñèòüñÿ ñ ïî÷òåíèåì, íî íå âñåãäà îíè ïèñàëè ëåãêî è ÷åòêî.
Ñàìîíàäåÿííî ïîïðîáóþ ñàì, âäðóã ïîëó÷èòñÿ ëó÷øå.
Ïî-êèòàéñêè «êðèçèñ» ïèøåòñÿ äâóìÿ èåðîãëèôàìè: «ïðîáëåìà» «âîçìîæíîñòü».
Ýòî íåïðàâäà, íî êðàñèâî.
 áûòó êðèçèñîì èìåíóåòñÿ ëþáîå äîâîëüíî ñòîéêîå ñîñòîÿíèå ðàçäðàÿ, äóøåâíîãî ðàçëàäà, êîãäà âñå êàòèòñÿ êóâûðêîì, âûãëÿäèò áåññìûñëåííûì è íåäðóæåëþáíûì, êîãäà ïîðòÿòñÿ îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè è äàæå ñ âåùàìè, êîãäà íåïîíÿòíî, «êóäû áå÷ü», è âîîáùå âñå ïëîõî. Íî â áûòó è äåïðåññèåé çà÷àñòóþ èìåíóåòñÿ äóðíîå íàñòðîåíèå, à íå äèàãíîç.
ß ñêëîíåí ñ÷èòàòü, ÷òî ëþáûå ñîñòîÿíèÿ òàêîãî ðîäà îáóñëîâëåíû ðàáîòîé àäàïòàöèîííîãî ìåõàíèçìà. Ïåðâè÷íî íåêîìôîðòíîå èçìåíåíèå âíåøíåé èëè âíóòðåííåé ñèòóàöèè, äîñòàòî÷íî ñèëüíîå, ÷òîáû ïðèâû÷íûå ñòåðåîòèïû îêàçàëèñü íåàäåêâàòíûìè íîâîé ñèòóàöèè, íåàêòóàëüíûìè, ÷òîáû âîçíèêëà íåîáõîäèìîñòü âûðàáîòêè íîâûõ, àäåêâàòíûõ ñòåðåîòèïîâ âîñïðèÿòèÿ è ïîâåäåíèÿ.
Âàæíî, ÷òîáû èçìåíåíèå áûëî íåêîìôîðòíûì è äîñòàòî÷íî ñèëüíûì, ïðè ýòîì è çàïóñêàåòñÿ àäàïòàöèîííûé ïðîöåññ. Îí îáû÷íî íåïðèÿòåí, èíîãäà äî áîëåçíííîñòè. Íàïîìíþ, ÷òî ïðèðîäó èíòåðåñóåò (óñëîâíî ãîâîðÿ), ÷òîáû ÷åëîâåê âûæèâàë è ðàçìíîæàëñÿ, è ñîâñåì íå èíòåðåñóåò, íàñêîëüêî åìó õîðîøî îò òîãî, ÷òî èìåííî îáóñëîâëèâàåò ýòè ðåçóëüòàòû.
Âñòðåòèë ãäå-òî ðàññóæäåíèå: ìóæñêèå ÿè÷êè òðåáóþò îòíîñèòåëüíî íåâûñîêîé òåìïåðàòóðû, ÷òîáû ñïåðìàòîçîèäû ñîõðàíÿëè ïîäâèæíîñòü. Ïðèðîäà ðåøàåò ýòîò âîïðîñ ïðîñòî: âûíîñèò èõ íàðóæó. Ïðàâäà, ïðè ýòîì âîçíèêàåò îïàñíîñòü èõ ïîâðåäèòü. Îäíàêî è ýòîò âîïðîñ ðåøàåòñÿ ïðîñòî: ÿè÷êè íàäåëÿþòñÿ âûñîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, è ÷åëîâåê íà÷èíàåò èõ ïàíè÷åñêè áåðå÷ü. Çàäà÷à ðåøåíà. ×åëîâåêó íåóäîáíî, íó äà êòî æ åãî ñïðîñèò…
Èòàê. Ìèð êàêèì-òî îáðàçîì èçìåíèëñÿ íàñòîëüêî, ÷òî ñòàðûå ñïîñîáû óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé íå ðàáîòàþò. Ñîáñòâåííî, â ýòîì è åñòü äèñêîìôîðò. È òåïåðü íàäî êàê-òî èíà÷å. À êàê èíà÷å íåïîíÿòíî. Ìîæíî ïîñìîòðåòü íà äðóãèõ, íî òàê íå íðàâèòñÿ. Îäíîâðåìåííî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, èäåò ïðîöåññ ïåðåæèâàíèÿ ïîòåðè, à ñ òðåòüåé ñòîðîíû íàðàáîòêà íîâûõ ñïîñîáîâ óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé, ÷òî òîæå íåïðèÿòíî, ïîòîìó ÷òî ó÷èòüñÿ îáû÷íûé ÷åëîâåê íå î÷åíü ëþáèò. À õîòü áû è ëþáèë, íèêòî æ åìó íå ñîîáùàåò, ÷òî îí ó÷èòñÿ, è íå îðãàíèçóåò ó÷åáíûé ïðîöåññ â ùàäÿùåì ðåæèìå.
Íàéäåííûå ìíîé êëàññèôèêàöèè êðèçèñîâ îïðåäåëÿþò òîëüêî õàðàêòåð èçìåíåíèé ñèòóàöèè: òðàâìàòè÷åñêèé êðèçèñ, âîçðàñòíîé, ýêçèñòåíöèàëüíûé, à âîò ñàì ïðîöåññ, ïîõîæå, äîñòàòî÷íî ñòåðåîòèïåí.
Íåñêîëüêî îñîáíÿêîì ñòîèò ýêçèñòåíöèàëüíûé êðèçèñ, ïîñêîëüêó îáóñëîâëåí íå óõóäøåíèåì ñèòóàöèè, à íàîáîðîò, ñóùåñòâåííûì ïðåâûøåíèåì àäàïòàöèîííîãî ïîòåíöèàëà íàä èñïîëüçóåìûìè âîçìîæíîñòÿìè, è ïàíè÷åñêèå ìåòàíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ èíòåíöèåé «÷òî ìíå åùå ñäåëàòü?», íî â îñòàëüíîì îí äîñòàòî÷íî ïîõîæ íà âñå îñòàëüíîå. Ìîæåò áûòü, êîãäà-íèáóäü îïèøó åãî îòäåëüíî.
Ðàçáåðåì ïðîöåññ êðèçèñà íà ïðèìåðå òðàâìàòè÷åñêîãî ýòî êîãäà ÷åëîâåê âíåçàïíî ëèøàåòñÿ ÷åãî-òî, ÷òî óäîâëåòâîðÿëî åãî ïîòðåáíîñòè, èëè ïîìîãàëî óäîâëåòâîðÿòü, è îí òåïåðü ñèäèò (èëè áåãàåò) ñ õðîíè÷åñêè íåóäîâëåòâîðåííîé ïîòðåáíîñòüþ, à òî è íå ñ îäíîé, è òùåòíî ùåëêàåò íåðàáîòàþùèì âûêëþ÷àòåëåì. Îñíîâíûå ñèòóàöèè ñìåðòü áëèçêèõ, ðàçâîä, ïîòåðÿ ðàáîòû, ñòîéêàÿ ïîòåðÿ òðóäîñïîñîáíîñòè â ðåçóëüòàòå áîëåçíè èëè òðàâìû, èçìåíåíèå óñëîâèé ñóùåñòâîâàíèÿ â ðåçóëüòàòå âîéíû, ïåðååçäà â íåäðóæàëþáíóþ îáñòàíîâêó (ïðåæäå âñåãî âûíóæäåííîãî), è òîìó ïîäîáíîå.
Âàæíî, ÷òî èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò ðåçêî. Åñëè ÷åëîâåê ëèøàåòñÿ ÷åãî-òî, ÷åì îí ïîñòîÿííî ïîëüçîâàëñÿ, ïîñòåïåííî, òî êðèçèñà íå ïðîèñõîäèò, ïîòîìó ÷òî îí (÷åëîâåê) óñïåâàåò íå òîðîïÿñü ïðèñïîñîáèòüñÿ. Íå òî, ÷òîáû ýòîò ïðîöåññ áûë êîìôîðòåí, íî ïîðöèè àäàïòàöèîííûõ óñèëèé ïîñèëüíû è äîñòóïíû.
Âîçüìåì, ê ïðèìåðó, òàêóþ âàæíóþ âåùü, êàê ýëåêòðè÷åñòâî. Æèòü áåç íåãî ìîæíî, íî íåêîìôîðòíî. È âîò, ñíà÷àëà ìû îãðàíè÷èâàåì ÷åëîâåêà â ïîòðåáëÿåìîé ìîùíîñòè, íàïðèìåð. Îí íà÷èíàåò ïîëüçîâàòüñÿ ãàçîâîé ïëèòîé èëè ïðèìóñîì, ÷òîáû íå âêëþ÷àòü ýëåêòðè÷åñêèé ÷àéíèê èëè ìèêðîâîëíîâêó. Çàòåì ìû îãðàíè÷èâàåì âðåìÿ ïîëüçîâàíèÿ. Îí íà÷èíàåò çàðÿæàòü ñâîè ãàäæåòû â äîñòóïíîå âðåìÿ èëè â äðóãîì ìåñòå. Ìû ïðîäîëæàåì ñíèæàòü äîñòóïíóþ ìîùíîñòü è óâåëè÷èâàòü ïåðèîäû îòêëþ÷åíèÿ.  õîçÿéñòâå çàâîäÿòñÿ ôîíàðèêè, àêêóìóëÿòîðû, ìåõàíè÷åñêèå ÷àñû, íàãðåâàòåëüíûå ïðèáîðû íà ãàçå è ñîëÿðêå, à òî è íà äðîâàõ, è ê òîìó ìîìåíòó, êàê ìû îòêëþ÷èì åìó ýëåêòðè÷åñòâî ïîëíîñòüþ, íàêîïèòñÿ âñå íåîáõîäèìîå, ÷òîáû ñóùåñòâîâàòü â ýòîé ñèòóàöèè áîëåå-ìåíåå êîìôîðòíî.
À åñëè ìû ñäåëàåì òî æå ñàìîå âíåçàïíî, òî ÷åëîâåê îêàæåòñÿ íåïðèñïîñîáëåííûì ê íîâîé ðåàëüíîñòè, îí áóäåò ñòàëêèâàòüñÿ ñ ìíîæåñòâîì ôðóñòðàöèé ïðàêòè÷åñêè åæåìèíóòíî. Ïîñòàâèòü ÷àé íåò. Çàëåçòü â èíòåðíåò íåò. Âêëþ÷èòü ñâåò íåò. Ïîñëóøàòü ìóçûêó íåò. Ïîíÿòíî, ÷òî òàêîå êîëè÷åñòâî íåïðèâû÷íûõ îãðàíè÷åíèé âûçîâåò ó íåãî íåäîâîëüñòâî íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííî, íî, âîçìîæíî, è êà÷åñòâåííî äðóãîãî óðîâíÿ. Êà÷åñòâåííî äðóãîãî òåì, ÷òî ñòåïåíü íåïðèñïîñîáëåííîñòè îáðàçà æèçíè ê ñèòóàöèè âûçûâàåò ðåôëåêòîðíóþ àêòóàëèçàöèþ àäàïòàöèîííîãî ïðîöåññà. ×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáåí äóìàòü íè î ÷åì äðóãîì, êðîìå êàê î òîì, êàê æå åìó ïëîõî è ÷òî åìó òåïåðü ñ ýòèì äåëàòü.
È âîò òóò ó íàñ äîëæåí ñòîÿòü áîëüøîé è çàìåòíûé øåñò ñ ôëàæêîì. Äóìàòü ÷åëîâåê íàó÷èëñÿ îòíîñèòåëüíî íåäàâíî. È ïðàâèëüíûé è ïîíÿòíûé âîïðîñ «÷òî äåëàòü?», áóäó÷è íå òîëüêî ëîãè÷åñêè, íî è ýìîöèîíàëüíî íàïðÿæåííûì, çàïóñêàåò íå ðàçóìíîå ïîâåäåíèå ñôîðìóëèðîâàòü çàäà÷ó, îçíàêîìèòüñÿ ñ ìíåíèÿìè ýêñïåðòîâ, îáðàòèòüñÿ ê èñòî÷íèêàì èíôîðìàöèè, à èíñòèíêòèâíóþ æèâîòíóþ ðåàêöèþ: áåãàòü, ìåòàòüñÿ, ñóåòèòüñÿ, òûêàòüñÿ âî âñå äûðû â íàäåæäå íàòîëêíóòüñÿ íà ðåøåíèå. Ëèáî íàîáîðîò, çàòàèòüñÿ â òåìíîì óãëó â íàäåæäå, ÷òî âñå ñàìî ïðîéäåò.
Åùå ðàç: ýòî íå ðàçóìíîå ïîâåäåíèå, à èíñòèíêòèâíîå. Ïðèìåðíî òîãî æå êëàññà àâòîìàòèçìà, ïðè êîòîðîì ó èñïóãàííîãî ÷åëîâåêà «îòíèìàþòñÿ íîãè» âìåñòî òîãî, ÷òîáû äåéñòâîâàòü. Ñðàáàòûâàåò äðåâíèé àâòîìàòèçì «çàòàèòüñÿ» (åñòü åùå «óáåãàòü» è «äðàòüñÿ»).
Âîçíèêëà â ìîçãó ñìåøíàÿ êàðòèíêà: íà÷àëüíèê íàáðàñûâàåòñÿ íà ïîä÷èíåííîãî ñ ðàçíîñîì, à òîò ïàäàåò íà ïîë è ïðèòâîðÿåòñÿ òðóïîì.
Òàêîå ïîâåäåíèå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, åìó àäåêâàòíîå, óìåðåííî öåëåñîîáðàçíî è äîâîëüíî íåïðèÿòíî, íî âåäü è ðàññ÷èòàíî îíî íà íåðàçóìíîå æèâîòíîå. Íå ñôîðìèðîâàëñÿ åùå ó ÷åëîâåêà àëãîðèòì îáðàáîòêè êðèçèñà, ó÷èòûâàþùèé íàëè÷èå ðàçóìà.
È ýòî ïîëîâèíà ïðîáëåìû êðèçèñà. Âòîðàÿ ïîëîâèíà â òîì, ÷òî äóðíîå ñîñòîÿíèå âèäèòñÿ äëÿ îáûâàòåëÿ íàèáîëåå âàæíîé ÷àñòüþ åãî ðåàëüíîñòè, à âîâñå íå âñåãî ëèøü ñòèìóëîì äëÿ äåÿòåëüíîñòè. Èìåííî ïîýòîìó îáûâàòåëåì íàëè÷èå êðèçèñà äèàãíîñòèðóåòñÿ ïî äèñôîðèè. È èìåííî ïîýòîìó ñâîþ öåëü îí âèäèò åäèíñòâåííî â èçáàâëåíèè îò ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ëþáûì ïîäõîäÿùèì îáðàçîì. Íåò, ïðàâèëüíî, ÷òî ëþáûì, òàê è çàäóìàíî. Íî çàäà÷à àäàïòàöèè êàê ïðàâèëî íå îñîçíàåòñÿ!
Íàäî êóäà-íèáóäü âñòàâèòü öèòàòó èç ñòàòüè «Òåìíàÿ ñòîðîíà ñèëû Îò÷àÿíèå», íàïðèìåð ñþäà.
Ïðîñòåéøèé äóøåâíûé êðèçèñ âîçðàñòíîé. ×åëîâåê, íàïðèìåð ìóæ÷èíà, âäðóã îáíàðóæèâàåò, ÷òî ó íåãî ëûñèíà, áðþøêî, ÷òî îí íå ìîæåò ïðîáåæàòü êèëîìåòð èëè êðóòèòü ñîëíûøêî. ×òî ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ âèðòóîçíî ðàçáèðàòüñÿ â íîâîìîäíûõ ãàäæåòàõ, åìó ïðîòèâíà ñîâðåìåííàÿ ìóçûêà. ×òî äëèííîíîãèå áàðûøíè íå òîëüêî íå ïðèíèìàþò åãî âñåðüåç, íî è ñàìè íå ïðèâëåêàþò åãî ñâîèìè èäèîòñêèìè íàðÿäàìè, ìàêèÿæàìè, ïèðñèíãàìè è òàòóòøêàìè, è, â îñîáåííîñòè, áåññìûñëåííûì ñëåíãîì. ×òî âûó÷èòüñÿ íà êîãî-òî îí óæå íå ìîæåò, äà è íåò ó íåãî íè äåíåã, íè âðåìåíè íà òàêèå àâàíòþðû. ×òî åãî äàâíî óæå íå íàçûâàþò íà ðàáîòå «ïåðñïåêòèâíûì»: êàêèå óæ òàì ïåðñïåêòèâû? ïîðà è î ïåíñèè ïîäóìàòü. ×òî äîñòèã îí ñâîåãî ïîòîëêà âåçäå è â ëè÷íîé æèçíè: ó íåãî ðàñïîëíåâøàÿ öåëëþëèòíàÿ æåíà ñ îòâèñøèìè ãðóäÿìè è äâîå íàãëûõ äåòåé. È â ðàáîòå: åäâà òÿíåò òî, â ÷åì ñòðåìèëñÿ áûòü ïåðâûì. È â ñïîðòå: äà êàêîé óæ òàì ñïîðò… È æèçíü, â îáùåì, ïðîøëà. Âñå îí ñîáèðàëñÿ, ñîáèðàëñÿ ÷òî-òî ñäåëàòü, è íå ñîáðàëñÿ. È ïî Öåíòðàëüíîé Àôðèêå åìó óæ íå ïîåçäèòü, åñëè íå ñ÷èòàòü åãèïåòñêèõ êóðîðòîâ, è êíèãó íå íàïèñàòü íå îáó÷åí, è íà ãèòàðå îí òîëüêî ïðèïåâ îò «Smoke on the water» óìååò.
 îáùåì, âñå. È ñòàíîâèòñÿ åìó ïîãàíî-ïîãàíî, è íå ñäåëàòü óæå íè÷åãî, ïîòîìó ÷òî áûëî âðåìÿ, êîãäà ìîæíî áûëî ñäåëàòü, à îí òîëüêî ïèë, ãóëÿë è èãðàë â òàí÷èêè. Îíî è íåïëîõî, â îáùåì, áûëî, íî âåäü ìîæíî æå áûëî áû… È êàòèòñÿ ïî åãî ñåäîé ùåòèíå ñêóïàÿ ìóæñêàÿ ñëåçà, è òÿíåòñÿ ðóêà ê áóòûëêå, õîòü è çíàåò îí, ÷òî óæ íå äâàäöàòü ëåò, è æåëóäîê, è äàâëåíèå, è íå ñ êåì… È âûòü õî÷åòñÿ îò áåçûñõîäíîñòè.
À ìåæäó òåì, èìåííî ïðîöåññ àäàïòàöèè, íåâàæíî, âîñïðèÿòèÿ èëè ïîâåäåíèÿ (èëè òîãî è äðóãîãî) ÿâëÿåòñÿ è ïðè÷èíîé, è öåëüþ åãî äóøåâíûõ òåðçàíèé! È âûïðîñèòü ó âðà÷à òàáëåòêó íå ñðåäñòâî îò êðèçèñà, à, êàê ìàêñèìóì, ñïîñîá ïðèâåñòè ñåáÿ â îòíîñèòåëüíûé ïîðÿäîê, ÷òîáû â íåì ïîðàáîòàòü íàä ïðèñïîñîáëåíèåì ê ðåàëüíîñòè íå æèâîòíûì ñïîñîáîì ìåòàíèÿ è òûêàíèÿ, à ÷åëîâå÷åñêèì, ðàçóìíûì.
Âîîáùå-òî êðèçèñ ìîæåò îáðàáîòàòüñÿ è ñàì ñîáîé, ïîñêîëüêó èíñòèíêòèâíàÿ àäàïòèâíîñòü ÷åëîâåêà îñòàåòñÿ äîâîëüíî âûñîêîé èíîãäà è äî ñòàðîñòè. Ëþäè, áûâàåò, ïðîæèâàþò ñâîè êðèçèñû ñàìîñòîÿòåëüíî. Íî èìåííî «áûâàåò», åñëè ïîâåçåò.
Åñëè àäàïòàöèîííûé ïîòåíöèàë ÷åëîâåê íåäîñòàòî÷íî âûñîê, òî êðèçèñ ìîæåò ïðèâåñòè ê âòîðè÷íûì ïîòåðÿì: íåîïòèìàëüíûì (ìÿãêî âûðàæàÿñü) ðåøåíèÿì èëè ê ñòîéêîé äåïðåññèè.
Åñëè æå ÷åëîâåê ñàì ïî ñåáå àíîìàëüíî ðàçóìåí, èëè åñëè ó íåãî õâàòèëî ñîîáðàçèòåëüíîñòè îáðàòèòüñÿ ê ïñèõîòåðàïåâòó, òî ñòðàòåãèÿ îáðàáîòêè êðèçèñà ñâîäèòñÿ ê äâóì íàïðàâëåíèÿì: îáëåã÷åíèþ ñèþìèíóòíîé ñèòóàöèè è íàðàáîòêå íîâûõ íàâûêîâ, àäåêâàòíûõ íîâîé ðåàëüíîñòè. Èíòåðåñíî, ÷òî íîâûå, îñîçíàííî âûðàáîòàííûå íàâûêè ìîãóò áûòü êóäà ýôôåêòèâíåå è àäåêâàòíåå ñòàðûõ, äàæå â îáëàñòÿõ, íå îòíîñÿùèõñÿ ê ïðè÷èíàì êðèçèñà. ×òî, âïðî÷åì, åñòåñòâåííî.
È ÿ êàòåãîðè÷åñêè íå ïîíèìàþ ñïåöèàëèñòîâ, êîòîðûå êëèåíòà â êðèçèñå íà÷èíàþò òåðçàòü âîïðîñàìè î åãî äåòñòâå è èñêàòü â ýòîì äåòñòâå âûòåñíåííûå òðàâìû. Òî åñòü ïîíÿòü ìîãó, íî íå êàê ñïåöèàëèñòîâ. Èíñòðóìåíò äîëæåí ñîîòâåòñòâîâàòü çàäà÷å, à íå ïðèâû÷êàì.
ß îáû÷íî íå îäîáðÿþ ïðèìåíåíèå «òàáëåòîê» äëÿ êîððåêöèè íàñòðîåíèÿ, òàê êàê èìåííî äèñôîðèÿ è íåóäîâëåòâîðåííîñòü ÿâëÿþòñÿ äâèæóùåé ñèëîé äëÿ ðàáîòû íàä ñèòóàöèåé, è ôàðìàöåâòè÷åñêîå óìèðîòâîðåíèå îñëàáëÿåò íàïðàâëåííîñòü ÷åëîâåêà íà äåéñòâèå, íà àäàïòàöèþ, íî ñîãëàñåí, ÷òî áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà äèñêîìôîðò íàñòîëüêî âåëèê, ÷òî, íàïðîòèâ, áëîêèðóåò ñïîñîáíîñòü ÷òî-òî äåëàòü, è òîãäà áåç õèìèè íå îáîéòèñü.
Ìåæäó ïðî÷èì, íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ íàõîäèòñÿ â êîìïåòåíöèè ñïåöèàëèñòîâ ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì, â ïåðâóþ î÷åðåäü ïñèõèàòðîâ, íî íå ïñèõîëîãîâ è íå ïñèõîàíàëèòèêîâ, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî «íå ïîëîæåíî», íî è ïîòîìó, ÷òî ðàçíûå ñîñòîÿíèÿ òðåáóþò ðàçíûõ ðåöåïòîâ, íàñòîëüêî ðàçíûõ, ÷òî íåïðàâèëüíî ïîäîáðàííûé àíòèäåïðåññàíò ìîæåò íå òîëüêî íå ïîìî÷ü, íî è óñóãóáèòü ïîëîæåíèå, âïëîòü äî ñóèöèäà.
Ñîáñòâåííî, ÷òî ÿ áðþçæó… Åñëè âàñ ïîñòèã êðèçèñ, íàïèøèòå ìíå, è ÿ ñìîãó ïðîâåñòè âàñ ïî íåìó ïëàâíî è ìÿãêî. Íó èëè áûñòðî è æåñòêî. Êàê ðåøèì.
Òèïè÷íûå òàêòèêè àäàïòàöèè ìîãóò âêëþ÷àòü â ñåáÿ:
Ïîñòåïåííîå ïðèñïîñîáëåíèå, òî åñòü äåòàëüíóþ è ïîñëåäîâàòåëüíóþ ïðîðàáîòêó âñåõ íàèáîëåå âàæíûõ ôðóñòðàöèé, êàæäîé ïî îòäåëüíîñòè. Äåàêòóàëèçàöèþ êàæäîãî ñòåðåîòèïà, ñðûâ êàæäîãî øàáëîíà, è òàêóþ æå ïîñòåïåííóþ íàðàáîòêó íîâîãî ñïîñîáà âîñïðèÿòèÿ è äåéñòâèÿ. Ýòî õîðîøî ðàáîòàåò ïðè çàòÿæíîì êðèçèñå, íàïðèìåð, ïðè ïîòåðå êîíå÷íîñòè èëè çðåíèÿ, êîãäà íåìèíóåìî íàäî ó÷èòüñÿ äåëàòü âñå íåîáõîäèìîå ñ íîâûìè îãðàíè÷åíèÿìè.
Ñìåíà îáñòàíîâêè. Ðåêîìåíäàöèÿ ïñèõîëîãà ñìåíèòü îáñòàíîâêó âîâñå íå «ñîâåò îò áàëäû» (ÿ íàäåþñü), à ìåòîä, ïîçâîëÿþùèé îòñòðàíèòüñÿ îò ôðóñòðàöèé, ñîïðîâîæäàþùèõ îáû÷íóþ ñèòóàöèþ, è ïîæèòü êàêîå-òî âðåìÿ â àëüòåðíàòèâíîé ðåàëüíîñòè, â êîòîðîé àäåêâàòíîå ïîâåäåíèå íå ñâÿçàíî ñ ïðèâû÷íûìè àâòîìàòèçìàìè, ÷òîáû àäàïòàöèÿ ê îñòàâëåííîé âäàëåêå æèçíè ïðîèçîøëà â ïåðâóþ î÷åðåäü óìîçðèòåëüíî, à ñòðåññ îò íåîæèäàííîé êàòàñòðîôû ñãëàäèëñÿ. Òîãäà ÷åëîâåê ïî âîçâðàùåíèè â êàêîé-òî ìåðå óæå èìååò ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàê îí áóäåò æèòü, è íàõîäèòñÿ óæå â áîëåå-ìåíåå êîìôîðòíîì ñîñòîÿíèè, ÷òîáû äåéñòâîâàòü ðàçóìíî è ïîñëåäîâàòåëüíî.
Âïðî÷åì, ëþäè èíîãäà íå âîçâðàùàþòñÿ íà ñòàðîå ìåñòî, à òàê è îñòàþòñÿ â Íåïàëå ïàñòè ÿêîâ èëè ïåðååçæàþò â òðåòüå ìåñòî, âíåçàïíî îñîçíàâ ñâîå «èñòèííîå ïðåäíàçíà÷åíèå». Íî ýòî óæå îòäåëüíàÿ òåìà, ÿ åå êîñíóñü ÷óòü ïîçæå.
Ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé. Íàïðèìåð, â ñëó÷àå ðàçâîäà. Âèäèòå ëè, êîãäà ÷åëîâåê ïðèñïîñàáëèâàëñÿ ê òîìó, ÷òî ó íåãî áûëî, è ÷òî îí ïîòåðÿë, ýòî áûëî â êàêîì-òî ïðîøëîì, â êîòîðîì îí ýòî ÷òî-òî ïðèîáðåòàë. Ïðèâûêàíèå ê ïàðòíåðó ïðîèñõîäèëî èç ñèòóàöèè, â êîòîðîé ïàðòíåðà ó íåãî åùå íå áûëî, è ñîçäàâàëàñü ðåàëüíîñòü, ãäå ïàðòíåð åñòü. Òåïåðü æå åìó íàäî ïåðåñêî÷èòü â íåêóþ ïàðàëëåëüíóþ ðåàëüíîñòü, â êîòîðîé ïàðòíåðà îïÿòü (âñå åùå) íåò. Ýòî êàê íà æåëåçíîé äîðîãå: ÷òîáû ïåðåñêî÷èòü íà ñîñåäíèå ïóòè, íàäî âåðíóòüñÿ ê ñòðåëêå è çàíîâî íàìîòàòü êèëîìåòðû äî òîé æå òî÷êè. Âìåñòî ïðèâû÷íîé ðîëè ñåìåéíîãî ÷åëîâåêà ñ óñòðîåííûì áûòîì ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ õîëîñòûì (íåçàìóæíåé), áåç ïðèâû÷íîé îïîðû, â ñîñòîÿíèè íåîáõîäèìîñòè äåëàòü êàêèå-òî (íåïðèâû÷íûå) äåëà ñàìîìó è èñêàòü ñåáå ïàðó.
Òî åñòü ïñèõîëîãè÷åñêè ÷àñòü áèîãðàôèè êàê áû «îòìåíÿåòñÿ», âûáðàñûâàåòñÿ ñòàâøèé áåñïîëåçíûì, ïóñòü è êîìôîðòíî ïðèâû÷íûé áàãàæ, è ÷åëîâåê íà÷èíàåò ðàçâèâàòü ñâîþ ëè÷íóþ èñòîðèþ ñ òîé òî÷êè, â êîòîðîé îí íàõîäèëñÿ ãîäû òîìó íàçàä. Çäåñü âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî íå ñîâñåì ñ òîé òî÷êè: íàðàáîòàí îïûò, óìåíèÿ, æèçíåííàÿ ìóäðîñòü, õîòÿ ïîòåðÿíû êàêèå-òî äðóãèå ðåñóðñû. Òî åñòü ñèòóàöèÿ íåñêîëüêî áîëåå âûãîäíàÿ, ÷åì òîãäà.  ÷åì-òî, êîíå÷íî, ìåíåå, íî â ÷åì-òî è áîëåå.
Çäåñü åñòü õîðîøàÿ âîçìîæíîñòü:
Èçìåíåíèå æèçíåííîãî âûáîðà. ×åëîâåê çà÷àñòóþ èäåò íàêàòàííûì ïóòåì, ïðèâû÷íûì, íî, áûâàåò, íåîïòèìàëüíî âûáðàííûì. Ðåçêî èçìåíèòü åãî îáû÷íî ñòðàøíî, òàê êàê íå õî÷åòñÿ òåðÿòü íàêîïëåííûå ñâÿçè, îïûò, ðåïóòàöèþ. À ïðè ñíèæåíèè óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé ïðîèñõîäÿùèå ïîòåðè âñå ðàâíî ïðèíèìàþòñÿ, è ñîçäàåòñÿ óäîáíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ äëÿ ïåðåñìîòðà âûáîðà â ïðîøëîì.  òàêèå ìîìåíòû ÷åëîâåê èìååò âîçìîæíîñòü ïðèçíàòüñÿ ñåáå, ÷òî îí âîâñå íå õîòåë áûòü ýêîíîìèñòîì, à õîòåë áûòü ñàäîâíèêîì, è ðàç óæ âñå ïîøëî ïðàõîì, òàê ïî÷åìó áû íå ïëþíóòü è íà çàíÿòüñÿ ëþáèìûì äåëîì? ×àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñî ñìåíîé îáñòàíîâêè, è ÿ óæå îá ýòîì óïîìèíàë, êîãäà ãîâîðèë, ÷òî ëþäè, ìåíÿÿ îáñòàíîâêó, èíîãäà äåëàþò ýòî ñ êîíöàìè.
Ïîèñê àëüòåðíàòèâ.  ñòàòüå «Áîÿðå, à ìû ê âàì ïðèøëè!» ÿ ìèìîõîäîì äàë ðåêîìåíäàöèþ ïî òåðàïèè íåñ÷àñòíîé ëþáâè:
…ñëó÷àåòñÿ, ÷òî ëþäè íå ñõîäÿòñÿ â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ è èíòåðåñàõ. Âðîäå áû, íè÷åãî ñòðàøíîãî, ïîáëàãîäàðèëè äðóã äðóãà è ðàçîøëèñü, íî êàê áûòü, êîãäà îäèí ÷åëîâåê äðóãîãî ïîëíîñòüþ óñòðàèâàåò, à âòîðîé ê ïåðâîìó â ëó÷øåì ñëó÷àå ðàâíîäóøåí. Ýòî íàçûâàåòñÿ íåñ÷àñòíîé ëþáîâüþ, íî êàê áû íè íàçûâàëîñü, íèêîìó îò ýòîãî íå ëåã÷å.
Áîëåçíü ñòàðàÿ, èçâåñòíàÿ, ñðåäñòâ îò íåå ìíîãî, îò àëêîãîëÿ è îòâîðîòà äî ãèïíîçà è ÍËÏ. Õîðîøèõ æå ñðåäñòâ, äà åùå òàêèõ, ÷òîáû íå ïðèøëîñü ïîòðàòèòü áîëüøèõ äåíåã íà ñïåöèàëèñòîâ, â êà÷åñòâå êîòîðûõ íå ìîæåøü áûòü óâåðåí, äîñòàòî÷íî ìàëî.
Îäíàêî îäíó ðåêîìåíäàöèþ ìîãó äàòü.
Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, ìû âëþáëÿåìñÿ íå â èäåàëû, à òîëüêî â ïðåäìåò íàèëó÷øåãî âûáîðà èç äîñòàòî÷íî íåáîëüøîãî îáùåñòâà. ×åì ìåíüøå îáùåñòâî, òåì ìåíüøèå äîñòîèíñòâà òðåáóþòñÿ îò ïðåäìåòà íàøåãî îáîæàíèÿ. È õîòÿ îùóùåíèå âëþáëåííîñòè òàêîâî, ÷òî ïîâåðèòü â åãî ðàöèîíàëüíîñòü äîñòàòî÷íî òðóäíî, òåì íå ìåíåå ðàñøèðåíèå (è ñóùåñòâåííîå) êðóãà çíàêîìûõ, ñëó÷àåòñÿ, ÷óäåñíûì îáðàçîì ïîìîãàåò. Èìåííî ÷óäåñíûì îáðàçîì, èáî, åñëè âû ñîáèðàåòåñü òîñêîâàòü, ïèñàòü ñòèõè è ïèñüìà, ñèäåòü äîìà èëè áðîäèòü ïîä îêíàìè íè â ÷åì íå ïîâèííîãî ÷åëîâåêà, òî ýòî, ðàçóìååòñÿ, íè ê ÷åìó íå ïðèâåäåò. Åñëè æå âû ïîñòîÿííî áóäåòå îêðóæåíû ìíîæåñòâîì èíòåðåñíûõ, ÿðêèõ, ðàçíîîáðàçíûõ ëþäåé, íå òðàòÿ âðåìåíè íà êîíòðîëü ðàçâèòèÿ âàøèõ îùóùåíèé, òî, ñïóñòÿ ìåñÿö, ñëó÷àéíî âñòðåòèâøèñü ñ îòâåðãíóâøåé âàñ ëè÷íîñòüþ, âû îáíàðóæèòå, ÷òî íè÷åãî îñîáåííîãî-òî â íåì (íåé) è íåòó. Êîíå÷íî, ýòî íå ïàíàöåÿ, íî ïîïðîáîâàòü-òî ìîæíî.
Äåëî â òîì, ÷òî óíèêàëüíîñòü ïîòåðÿííîãî çà÷àñòóþ áûâàåò èëëþçîðíîé. Ñîáñòâåííî, èëëþçèÿ óíèêàëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç óñëîâèé âîçíèêíîâåíèÿ ëþáâè. Ýòî îòíîñèòñÿ íå òîëüêî ê íåñ÷àñòíîé ëþáâè èëè ê ðàçâîäó, íî è ê äðóãèì ïîòåðÿì. Äîâîëüíî ÷àñòî ëþäè òÿæåëî ïåðåæèâàþò ãèáåëü äîìàøíåãî ïèòîìöà, ïîñëå ÷åãî îòêàçûâàþòñÿ çàâîäèòü íîâîãî, òàê êàê «òàêîãî óæå íå áóäåò». Âñå ïðàâèëüíî, òàêîãî íå áóäåò, òàê âåäü íèêòî òàêîãî è íå ïðåäëàãàåò. Ïîëó÷è íîâîå. Åñëè òû ïîñìîòðåë ôèëüì, è îí êîí÷èëñÿ, ýòî æå íå ïîâîä íå ñìîòðåòü äðóãîé. Îá ýòîì ÿ ïèñàë â ñòàòüå «Èñêóññòâî òåðÿòü».
Ïðèìèðåíèå ñ îãðàíè÷åíèÿìè. Îá ýòîì òîæå ÿ ïèñàë â òîé æå ñòàòüå. Ê ñîæàëåíèþ, äàëåêî íå âñå ïîòåðè ìîãóò áûòü âîçìåùåíû. Íåêîòîðûå íåïîïðàâèìû è íåîáðàòèìû. Òåì íå ìåíåå, íîðìàëüíûé ïðîöåññ ïåðåæèâàíèÿ ïîçâîëÿåò ïðèíÿòü ïîòåðè è ïðîäîëæàòü æèòü. Äóìàþ, ýòà òàêòèêà õîðîøî çíàêîìà âñåì ïñèõîëîãàì.
Åñòü è äðóãèå òàêòèêè, íî òåìà ýòà óæå âûøëà çà îïèñàòåëüíûå ðàìêè, à âîïðîñ òåðàïèè êðèçèñà íàñòîëüêî îáøèðåí, ÷òî î íåì ìîæíî ïèñàòü êíèãó, à ÿ ê ýòîìó íå ãîòîâ. Ïîýòîìó çàêðóãëþ.
Ðåçóëüòàòîì ýôôåêòèâíîé îáðàáîòêè êðèçèñà äîëæíà ÿâëÿòüñÿ àäàïòèðîâàííàÿ ëè÷íîñòü ñ àäåêâàòíûì âîñïðèÿòèåì ðåàëüíîñòè è àäåêâàòíûì ïîâåäåíèåì. Íå äîëæíî îñòàâàòüñÿ íåïðîðàáîòàííûõ îáèä (çà÷åì îíè íóæíû?), è áîëåå òîãî, îïûò êðèçèñà äîëæåí ñîçäàòü íîâûé íàâûê âíóòðåííåé ðàáîòû ñ èçìåíÿþùåéñÿ ðåàëüíîñòüþ. Ïóñòü äàæå è âíåçàïíî èçìåíÿþùåéñÿ.  ýòîì ñìûñëå êðèçèñ äîëæåí íå òðàâìèðîâàòü ëè÷íîñòü, à ðàçâèâàòü åå, è áîëåçíåííîñòü åãî íå äîëæíà çàñòàâëÿòü âîñïðèíèìàòü ýòîò îïûò êàê èñêëþ÷èòåëüíî íåãàòèâíûé. Êðèçèñ äàåò âîçìîæíîñòü íå òîëüêî ïðîéòè åãî è íîðìàëèçîâàòüñÿ, íî è âûíåñòè ÷òî-òî ïîëåçíîå, êàê âî âíóòðåííåì ìèðå, òàê è âî âíåøíåì. Íå âñåãäà ýòî óäàåòñÿ, íî ñòðåìèòüñÿ ê ýòîìó, ðàç óæ âûïàë ñëó÷àé, íàäî.
Источник